Конспект занятия по краеведению в 1 младшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.

Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Цель краеведения:

воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свою семью, свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры)

Задачи краеведения:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
  • развивать бережное отношение к городу (природа);
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Формы и методы работы:

  • тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
  • беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
  • познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
  • праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
  • чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
  • прогулки, путешествия — эти формы незаменимы в краеведческой работе.
  • виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.

Формы организации:

  • коллективная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Моя работа началась с детьми младшего возраста.

Перед тем, как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о членах семьи, о родном городе.

Работу веду последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (город, страна).

В образовательной деятельности важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использую в работе приемы сравнения (например: где жили раньше и в настоящее время, на чем ездили, как добывали огонь, и т.д.) , опыты и эксперименты (например: свойства сухого и мокрого песка , бумаги, листьев и др.)

Такая форма работы, как тематические прогулки и экскурсии обогащает детей новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего города , с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, в лесу. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Дети различают породы деревьев, знают обитателей дикой природы, разнообразие мира птиц.

Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, учитывая это сопровождаю рассказ наглядным материалом : фотографиями, иллюстрациями, предметами старинного быта, презентациями.

Учитывая ведущую деятельность детей – игру, использую различные игры .

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.

Особое место в моей работе отводится созданию предметно – развивающей

Важным условием эффективного осуществления нравственно – патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Стараюсь вести ее с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, праздники, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя, как ее члена с родной землей.

В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению.

Перспективы дальнейшей работы по теме :

  • оформить картотеку народных подвижных игр нашего края;
  • пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным краем, городом;
  • привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок;
  • постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.

Постараюсь сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

Цель: Знакомить детей с природой и животным миром родного края.

Задачи:

1. Развивать представление детей о диких животных и о деревьях.

2. Развивать связанную речь детей, интерес к окружающему миру, в процессе игровой деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Раздаточный материал: листья разных деревьев (рябина, осина, береза, елка) по количеству детей.

Предварительная работа:

- разгадывание загадок о животных;

- рассматривание иллюстраций, беседы о диких животных;

ВложениеРазмер
конспект 31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в группе раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет

Выполнила: педагог Пригодина Е.В.

Актуальность данного занятия заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, о животных, обитающих в местных лесах. Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, природе. Это сложное чувство возникаем еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё неосознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Данная непрерывная образовательная деятельность развивает представления детей о диких животных и о деревьях Югры. Также в процессе деятельности развивается связанная речь детей, интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности, воспитывается бережное отношение к природе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

(ранний дошкольный возраст от 2 до 3 лет).

Це ль: Знакомить детей с природой и животным миром родного края.

1. Развивать представление детей о диких животных и о деревьях.

2. Развивать связанную речь детей, интерес к окружающему миру, в процессе игровой деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Раздаточный материал: листья разных деревьев (рябина, осина, береза, елка) по количеству детей.

- разгадывание загадок о животных;

- рассматривание иллюстраций, беседы о диких животных;

Словарная работа: закреплять в речи детей названия животных, деревьев: медведь, еж, заяц, белка, лиса, береза, рябина, елка, осина.

Содержание непрерывной образовательной деятельности:

(Дети входят в группу.)

Воспитатель: Ребята, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (Слышен какой-то шорох и фырчанье). А, вы, слышите какой-то звук? Кто-то спрятался у нас в группе?! Интересно, кто к нам пришел? Давайте, посмотрим. Ой, он весь в иголках. Кто это? (ответ детей). Выходи, ежик, ребята тебя узнали.

Ежик: Здравствуйте ребята (дети здороваются). Я пришел к вам из леса, живу я в норке под кустом. А вы где живете? (ответ детей).

Воспитатель: Мы живем в очень красивом городе. Ребята скажите ежику как называется наш город. (ответы детей).

Воспитатель: Ежик, почему ты такой грустный?

Ежик: Я вышел из норки, хотел посмотреть большой лес и потерялся.

Воспитатель: Ежик, не грусти, мы с ребятами тебе поможем вернуться домой. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь ёжику? (Ответы детей). Да, ребята, мы вместе отведем ежика домой. Ребята, на чем можно поехать в лес? (ответы детей). Мы поедем на автобусе.

2. Основной этап.

(Дети садятся на стульчики и звучит музыка).

Ребята, вот мы и приехали. (Дети выходят из автобуса). В лесу нужно вести себя тихо, громко не разговаривать, потому что можно напугать птиц и зверей, живущих в лесу.

- Кто живет в лесу? (Ответы детей)

- Каких животных, вы знаете? (Ответы детей)

- Послушайте, о ком я говорю:

1. Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся — стал реветь.

Этот зверь лесной. (Медведь)

2. Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц)

3. Хвост пушистый,

В деревне кур крадет. (Лиса)

4. Под соснами, под елками стоит мешок с иголками. (Еж)

5. Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (белка)

- Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, какие дома у лесных животных, а сейчас мы немного отдохнем.

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге. - (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: - (потягивания — руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Головой медведь крутил. - (вращения головой)

Наклонился взад-вперёд, - (наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. - (ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся (гладят живот)

И на брёвнышке уселся. - (дети садятся на корточки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, в лесу растет много деревьев. (На мольбертах стоят картинки с изображением деревьев (береза, осина, ель, рябина)). А какие деревья вы знаете? (ответ детей). Давайте с вами посмотрим какие листочки на деревьях. Они все разной формы.

Итог НОД. Рефлексия.

-Ежик: Ребята, мне было с вами интересно, больше я не буду уходить так далеко от дома и обязательно приду к вам в гости вместе с мамой. Вы нас будете ждать? (ответ детей). Ребята, чтобы вы хотели пожелать ежику? (Ответы детей)

Воспитатель: А, нам пора возвращаться в детский сад. Автобус нас уже ждет. (Дети садятся в автобус и уезжают).

- Где мы были? (Ответы детей)

- Какие звери живут в лесу? (Ответы детей) Какие деревья растут в лесу?

- Как мы помогли ежику? (Ответы детей)

4.Мирясова В.И.,Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М.,2001.

4. Как знакомить дошкольников с природой/ Под.ред. П. Г. Саморуковой.-2-е изд.-М.,2010.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста-М.,1979.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

в первой младшей группе

Подготовила : Степа Л.А.

Образовательные:

- формировать начальные представления о родном городе, (улицы, жилые дома, больница, парикмахерская, школа, магазин, аптека ,).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, навыки речевого общения, расширять словарный запас детей;

- развивать двигательные навыки, интерес к игровой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа:

Оборудование:

Игрушка – зайчик, строительный материал : кубики, кирпичики, с илуэты домов с изображением магазина, аптеки, школы, больницы, парикмахерской.

Словарная работа: Россия, парикмахерская, больница, школа, аптека, аэродром, магазин.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Зайчик.

Зайчик. - Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам из леса, живу я там под кустом и ещё ни разу не видел дома.

Воспитатель. - Ребята, давайте построим дома из кирпичиков и покажем Зайчику, какие бывают дома.

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, что я сейчас построила? (улицу) .

- Кто помнит, как называется улица, на которой он живёт? (ответы детей)

И дом, и улица, и город, где вы живёте, - это и есть ваша малая родина .

Зайчик. – А моя малая родина – это лес и куст , под которым я родился и живу .

Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с Зайчиком, так как ему пора возвращаться в лес, на свою малую Родину .

Рассказ о малой родине.

- Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Дети, мы с вами не только друзья. Мы – жители одной страны. Вы знаете как она называется?

Воспитатель. - На Земле много чудесных стран, но Россия – единственная, необыкновенная, потому что это – наша Родина! Родина – значит родная.

Читаю отрывок из стихотворения В. Степанова:

- Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Стихотворение:

- Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет, Нас на улицу зовет.

- Я узнал, что у меня

Есть огромная семья -

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -

Это всё мое, родное!

- Дети, вы хотите погулять по нашему городу? Закройте глаза и представьте, что мы не в детском саду, а на улице города. В нем очень много домов, в которых живут люди. А есть дома, в которых люди работают. Вот к ним мы и подойдем.

Физкультминутка:

- Мы по городу идем

Звонко песенку поем:

Ля – ля – ля, ля – ля – ля.

Мы по городу шагаем

Ноги ровно поднимаем.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. . .(магазине).

- Что еще можно купить в магазине?

- Кто работает в здесь?

2. Поликлиника.

Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей.

- Как называется этот дом?

- Какие болезни лечат врачи?

В этом светлом магазине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты.

Здесь микстуры и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки,

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь. . .(аптека).

-Когда люди ходят в аптеку?

4. Парикмахерская.

Здесь вас подстригут

И локоны завьют.

А маму так преобразят,

Что папа будет только рад.

- Как называется этот дом?

- Кто здесь работает?

- Что еще делает парикмахер?

Стоит веселый, светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

- Как называется этот дом?

- Кто здесь работает?

- Как называют детей, которые учатся в школе?

- Можно переходить улицу на красный свет.

- Можно сажать деревья и цветы во дворе.

- Можно бросать обертки от конфет на тротуар.

- Можно любоваться цветущей клумбой.

- Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться в детский сад. В заключение послушайте стихотворение П. Воронько:

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.

  • Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром своего края. Расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, цветах, характерных для своей местности. (Познавательное развитие).
  • Расширять словарный запас по теме. Воспитывать интерес к художественной литературе через чтение стихотворения “Малая Родина- Островок Земли ” (Речевое развитие).
  • Повышать активное внимание и работоспособность в ходе выполнения физминутки (Физическое развитие).
  • Прививать любовь и заботливое отношение к животным, птицам (Социально-коммуникативное развитие).
  • практические: игра с клубком, рисование цветным песком, выполнение музыкально-ритмических движений.
  • наглядные: внесение игрушки, цветного песка, работа с электронной презентацией, с картинками
  • словесные: беседа с детьми, вопросы к детям, чтение стихотворения, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: Игрушка Незнайка, конструктор, цветной песок, картинки, ноутбук, электронная презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка “Ветер”
Игровая Дидактические игры: “Раскрась цветным песком одуванчик”, электронная игра
Изобразительная Выполняют рисунок цветным песком
Коммуникативная Беседа, рассматривание картинок, вопросы к детям
Чтение художественной литературы Чтение стихотворений: “Малая Родина — Островок Земли”, “Самолет построим сами. ”, “Ветер дует нам в лицо..”, “Пора заканчивать полет”.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог обращает внимание детей на “волшебный клубочек”, лежащий на полу.

Спрашивает: куда он приехал? Как называется ваш город?

Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! А у вас в городе есть цветы? (да). А ещё у нас есть много домов. А у вас в городе есть дома? (да). А как они выглядят? Покажите.

Предлагает показать Незнайке какие у нас в городе дома?

Предлагает послушать стихотворение.

Малая Родина — Островок Земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!

Наша малая Родина — город, в котором мы живем. Называется наш город Похвистнево.

Вам нравится наш город?

В нашем городе есть много интересных мест. Здесь живут хорошие люди.

Предлагает “превратиться” в самолеты.

Самолет построим сами
Понесемся над лесами
Понесемся над лесами
А потом вернемся к маме.

1. Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (Береза)

Украшает их народ, каждый раз под новый год
Вместо листиков – иголки. Назови деревья! (Елки)

3. Все знают, что у елки, не листья, а иголки. И так же, как она с иголками (Сосна)

Деревца в лесу стоят
Даже в тихий день жрожат.
Вдоль извилистой тропинки .
Шелестят листвой (Осинки)

Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это. (Тополь)

Читайте также: