Конспект занятия по краеведению в 1 младшей группе
Обновлено: 06.07.2024
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.
Цель краеведения:
воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свою семью, свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры)
Задачи краеведения:
- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к городу (природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формы и методы работы:
- тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
- беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
- познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
- праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
- прогулки, путешествия — эти формы незаменимы в краеведческой работе.
- виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.
Формы организации:
- коллективная,
- групповая,
- индивидуальная.
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Моя работа началась с детьми младшего возраста.
Перед тем, как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о членах семьи, о родном городе.
Работу веду последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (город, страна).
В образовательной деятельности важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использую в работе приемы сравнения (например: где жили раньше и в настоящее время, на чем ездили, как добывали огонь, и т.д.) , опыты и эксперименты (например: свойства сухого и мокрого песка , бумаги, листьев и др.)
Такая форма работы, как тематические прогулки и экскурсии обогащает детей новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего города , с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, в лесу. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Дети различают породы деревьев, знают обитателей дикой природы, разнообразие мира птиц.
Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, учитывая это сопровождаю рассказ наглядным материалом : фотографиями, иллюстрациями, предметами старинного быта, презентациями.
Учитывая ведущую деятельность детей – игру, использую различные игры .
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.
Особое место в моей работе отводится созданию предметно – развивающей
Важным условием эффективного осуществления нравственно – патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Стараюсь вести ее с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, праздники, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя, как ее члена с родной землей.
В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению.
Перспективы дальнейшей работы по теме :
- оформить картотеку народных подвижных игр нашего края;
- пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным краем, городом;
- привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок;
- постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.
Постараюсь сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
Цель: Знакомить детей с природой и животным миром родного края.
Задачи:
1. Развивать представление детей о диких животных и о деревьях.
2. Развивать связанную речь детей, интерес к окружающему миру, в процессе игровой деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Раздаточный материал: листья разных деревьев (рябина, осина, береза, елка) по количеству детей.
Предварительная работа:
- разгадывание загадок о животных;
- рассматривание иллюстраций, беседы о диких животных;
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в группе раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет
Выполнила: педагог Пригодина Е.В.
Актуальность данного занятия заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, о животных, обитающих в местных лесах. Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, природе. Это сложное чувство возникаем еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё неосознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Данная непрерывная образовательная деятельность развивает представления детей о диких животных и о деревьях Югры. Также в процессе деятельности развивается связанная речь детей, интерес к окружающему миру в процессе игровой деятельности, воспитывается бережное отношение к природе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
(ранний дошкольный возраст от 2 до 3 лет).
Це ль: Знакомить детей с природой и животным миром родного края.
1. Развивать представление детей о диких животных и о деревьях.
2. Развивать связанную речь детей, интерес к окружающему миру, в процессе игровой деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Раздаточный материал: листья разных деревьев (рябина, осина, береза, елка) по количеству детей.
- разгадывание загадок о животных;
- рассматривание иллюстраций, беседы о диких животных;
Словарная работа: закреплять в речи детей названия животных, деревьев: медведь, еж, заяц, белка, лиса, береза, рябина, елка, осина.
Содержание непрерывной образовательной деятельности:
(Дети входят в группу.)
Воспитатель: Ребята, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (Слышен какой-то шорох и фырчанье). А, вы, слышите какой-то звук? Кто-то спрятался у нас в группе?! Интересно, кто к нам пришел? Давайте, посмотрим. Ой, он весь в иголках. Кто это? (ответ детей). Выходи, ежик, ребята тебя узнали.
Ежик: Здравствуйте ребята (дети здороваются). Я пришел к вам из леса, живу я в норке под кустом. А вы где живете? (ответ детей).
Воспитатель: Мы живем в очень красивом городе. Ребята скажите ежику как называется наш город. (ответы детей).
Воспитатель: Ежик, почему ты такой грустный?
Ежик: Я вышел из норки, хотел посмотреть большой лес и потерялся.
Воспитатель: Ежик, не грусти, мы с ребятами тебе поможем вернуться домой. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь ёжику? (Ответы детей). Да, ребята, мы вместе отведем ежика домой. Ребята, на чем можно поехать в лес? (ответы детей). Мы поедем на автобусе.
2. Основной этап.
(Дети садятся на стульчики и звучит музыка).
Ребята, вот мы и приехали. (Дети выходят из автобуса). В лесу нужно вести себя тихо, громко не разговаривать, потому что можно напугать птиц и зверей, живущих в лесу.
- Кто живет в лесу? (Ответы детей)
- Каких животных, вы знаете? (Ответы детей)
- Послушайте, о ком я говорю:
1. Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся — стал реветь.
Этот зверь лесной. (Медведь)
2. Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц)
3. Хвост пушистый,
В деревне кур крадет. (Лиса)
4. Под соснами, под елками стоит мешок с иголками. (Еж)
5. Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
- Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, какие дома у лесных животных, а сейчас мы немного отдохнем.
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге. - (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: - (потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Головой медведь крутил. - (вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, - (наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. - (ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся (гладят живот)
И на брёвнышке уселся. - (дети садятся на корточки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, в лесу растет много деревьев. (На мольбертах стоят картинки с изображением деревьев (береза, осина, ель, рябина)). А какие деревья вы знаете? (ответ детей). Давайте с вами посмотрим какие листочки на деревьях. Они все разной формы.
Итог НОД. Рефлексия.
-Ежик: Ребята, мне было с вами интересно, больше я не буду уходить так далеко от дома и обязательно приду к вам в гости вместе с мамой. Вы нас будете ждать? (ответ детей). Ребята, чтобы вы хотели пожелать ежику? (Ответы детей)
Воспитатель: А, нам пора возвращаться в детский сад. Автобус нас уже ждет. (Дети садятся в автобус и уезжают).
- Где мы были? (Ответы детей)
- Какие звери живут в лесу? (Ответы детей) Какие деревья растут в лесу?
- Как мы помогли ежику? (Ответы детей)
4.Мирясова В.И.,Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М.,2001.
4. Как знакомить дошкольников с природой/ Под.ред. П. Г. Саморуковой.-2-е изд.-М.,2010.
5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста-М.,1979.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
в первой младшей группе
Подготовила : Степа Л.А.
Образовательные:
- формировать начальные представления о родном городе, (улицы, жилые дома, больница, парикмахерская, школа, магазин, аптека ,).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, навыки речевого общения, расширять словарный запас детей;
- развивать двигательные навыки, интерес к игровой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа:
Оборудование:
Игрушка – зайчик, строительный материал : кубики, кирпичики, с илуэты домов с изображением магазина, аптеки, школы, больницы, парикмахерской.
Словарная работа: Россия, парикмахерская, больница, школа, аптека, аэродром, магазин.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Зайчик.
Зайчик. - Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам из леса, живу я там под кустом и ещё ни разу не видел дома.
Воспитатель. - Ребята, давайте построим дома из кирпичиков и покажем Зайчику, какие бывают дома.
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, что я сейчас построила? (улицу) .
- Кто помнит, как называется улица, на которой он живёт? (ответы детей)
И дом, и улица, и город, где вы живёте, - это и есть ваша малая родина .
Зайчик. – А моя малая родина – это лес и куст , под которым я родился и живу .
Воспитатель. Ребята, давайте попрощаемся с Зайчиком, так как ему пора возвращаться в лес, на свою малую Родину .
Рассказ о малой родине.
- Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Дети, мы с вами не только друзья. Мы – жители одной страны. Вы знаете как она называется?
Воспитатель. - На Земле много чудесных стран, но Россия – единственная, необыкновенная, потому что это – наша Родина! Родина – значит родная.
Читаю отрывок из стихотворения В. Степанова:
- Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Стихотворение:
- Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живет, Нас на улицу зовет.
- Я узнал, что у меня
Есть огромная семья -
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое -
Это всё мое, родное!
- Дети, вы хотите погулять по нашему городу? Закройте глаза и представьте, что мы не в детском саду, а на улице города. В нем очень много домов, в которых живут люди. А есть дома, в которых люди работают. Вот к ним мы и подойдем.
Физкультминутка:
- Мы по городу идем
Звонко песенку поем:
Ля – ля – ля, ля – ля – ля.
Мы по городу шагаем
Ноги ровно поднимаем.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. . .(магазине).
- Что еще можно купить в магазине?
- Кто работает в здесь?
2. Поликлиника.
Этот дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных здесь врачей.
Лечат взрослых и детей.
- Как называется этот дом?
- Какие болезни лечат врачи?
В этом светлом магазине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстуры и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки,
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь. . .(аптека).
-Когда люди ходят в аптеку?
4. Парикмахерская.
Здесь вас подстригут
И локоны завьют.
А маму так преобразят,
Что папа будет только рад.
- Как называется этот дом?
- Кто здесь работает?
- Что еще делает парикмахер?
Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
- Как называется этот дом?
- Кто здесь работает?
- Как называют детей, которые учатся в школе?
- Можно переходить улицу на красный свет.
- Можно сажать деревья и цветы во дворе.
- Можно бросать обертки от конфет на тротуар.
- Можно любоваться цветущей клумбой.
- Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться в детский сад. В заключение послушайте стихотворение П. Воронько:
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.
- Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром своего края. Расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, цветах, характерных для своей местности. (Познавательное развитие).
- Расширять словарный запас по теме. Воспитывать интерес к художественной литературе через чтение стихотворения “Малая Родина- Островок Земли ” (Речевое развитие).
- Повышать активное внимание и работоспособность в ходе выполнения физминутки (Физическое развитие).
- Прививать любовь и заботливое отношение к животным, птицам (Социально-коммуникативное развитие).
- практические: игра с клубком, рисование цветным песком, выполнение музыкально-ритмических движений.
- наглядные: внесение игрушки, цветного песка, работа с электронной презентацией, с картинками
- словесные: беседа с детьми, вопросы к детям, чтение стихотворения, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: Игрушка Незнайка, конструктор, цветной песок, картинки, ноутбук, электронная презентация.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка “Ветер” |
Игровая | Дидактические игры: “Раскрась цветным песком одуванчик”, электронная игра |
Изобразительная | Выполняют рисунок цветным песком |
Коммуникативная | Беседа, рассматривание картинок, вопросы к детям |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворений: “Малая Родина — Островок Земли”, “Самолет построим сами. ”, “Ветер дует нам в лицо..”, “Пора заканчивать полет”. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Педагог обращает внимание детей на “волшебный клубочек”, лежащий на полу. |
Спрашивает: куда он приехал? Как называется ваш город?
Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! А у вас в городе есть цветы? (да). А ещё у нас есть много домов. А у вас в городе есть дома? (да). А как они выглядят? Покажите.
Предлагает показать Незнайке какие у нас в городе дома?
Предлагает послушать стихотворение.
Малая Родина — Островок Земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!
Наша малая Родина — город, в котором мы живем. Называется наш город Похвистнево.
Вам нравится наш город?
В нашем городе есть много интересных мест. Здесь живут хорошие люди.
Предлагает “превратиться” в самолеты.
Самолет построим сами
Понесемся над лесами
Понесемся над лесами
А потом вернемся к маме.
1. Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (Береза)
Украшает их народ, каждый раз под новый год
Вместо листиков – иголки. Назови деревья! (Елки)
3. Все знают, что у елки, не листья, а иголки. И так же, как она с иголками (Сосна)
Деревца в лесу стоят
Даже в тихий день жрожат.
Вдоль извилистой тропинки .
Шелестят листвой (Осинки)
Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это. (Тополь)
Читайте также:
- Конспект занятия по сюжетному рисованию сказка колобок
- Предпринимательская деятельность конспект урока 8 класс обществознание боголюбов
- Конспект урока по окружающему миру 2 класс перспектива осенние месяцы
- Шестиногие малыши конспект занятия в подготовительной группе презентация
- Конспект величина в подготовительной группе