Конспект занятия по краеведению мой дом

Обновлено: 06.07.2024

Расширять и углублять представление детей и взрослых о родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №90

Место проведения: г. Курган

Продолжительность проекта: 09.12.2018– 20.01.2019

Вид, тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: дети старшей группы (дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитаннико).

Малая Родина… У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой уютной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами, на расширение знаний детей о городе. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Расширить знания детей о родном городе, достопримечательностях;

Систематизировать знания детей о своем доме.

Расширять и углублять представление детей и взрослых о родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом.

Обогащение и активизация словаря детей.

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картинке.

Развивать разговорную речь детей. Учить слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного города.

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к его жителям и их труду.

Развивать творческие способности детей и их родителей.

Формировать исследовательские навыки у детей.

Расширять представление детей о родном городе, его улицах, находящихся в ближайшем окружении детей.

Развивать умение рассказывать о месте, где они живут.

У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.

Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.

Создание позитивного и эмоционального настроя от совместного творчества родителей и детей.

Пути реализации проекта:

Продуктивная деятельность детей

Рассказы детей о своей улице и доме.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, видеоматериал, аудиоматериал.

3. Составить перспективный план мероприятий.

4. Оформление информационного стенда для родителей.

Виды детской деятельности:

Заучивание стихотворений о городе.

Взаимодействие с родителями:

3. Почитать детям русские народные сказки, рассказы о нашем городе;

Результаты реализации проекта:

4. Выставка рисунков "Любимый город"

5. Коллективная работа "Достопримечательности нашего города"

Родители с энтузиазмом подошли к рекомендациям посетить достопримечательности нашего города.

Продолжать учить, детей отвечать на вопросы полными ответами.

Развивать внимание, память, мышление; стремление выразить свою радость,

доброжелательность в творческой деятельности.

Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к родному краю, отчему дому, семье; желание видеть его красивым и привлекательным.

Альбомный лист, карандаши 12 цветов по количеству детей.

Экскурсии по улицам родного поселка, в художественно-этнографический музей.

Ход занятия.

- Дети, что мы называем Родиной? (Ответы детей)

- Правильно. Послушайте стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Край в котором мы живем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

-Да, дети, Родина - это место, где мы живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. О Родине сложено много стихов, песен, пословиц и поговорок. Послушайте:

-Наша с вами малая Родина - наш поселок, наш родной дом, наша земля. Вы

любите свою Родину? (Ответы детей)

-А вы знаете, как возник наш поселок?. Хотите, я расскажу вам.

-Когда-то, давно, более 60 лет назад в эти места приехали геологи-буровики и начали искать, в каком месте под землей больше всего железной руды. Оказалось, здесь, возле посёлка Яковлево. Начали вести изыскательные работы. Приехало многоразличных рабочих. Им надо было где-то жить. И началась стройка. Сначала строили одноэтажные дома, потом двухэтажные. Появлялись все новые и новыеулицы. Людей становилось все больше и больше, в основном это были молодые люди, у которых были дети. А чтобы родители могли спокойно работать, для детей построили детский сад, школы. Телевизоров в то время еще не было, чтобы людям было где отдыхать, построили Дом Культуры, в который жители пос. Яковлево ходили смотреть кинофильмы, танцевали, отмечали праздники.

-Дети, давайте вспомним, домашний адрес, как называются улицы, на которых

вы живете? (Ответы детей)

-Как вы думаете, почему улицы так названы?. .

-Улицы Шаландина и Угловского названы в честь героев-воинов, которые храбро защищали нашу родную землю в годы Великой Отечественной войны. А улицы Геологическая, Рудная, Шахтостроителей так названы потому, что здесь находится рудник, на котором добывают руду - самую богатую по содержанию в ней железа.

- Ребята, а кто живет в новых микрорайонах? (Ответы детей)

- Да, эти дома построены совсем недавно. Растет наш поселок, благоустраивается. Что мы можем сделать, чтобы он стал еще лучше, красивее и чище? Ответы детей

- Дети, а вы любите наш поселок, свою малую Родину? Ответы детей

Обойди хоть сто дорог,

Невелик поселок наш

Высок мой дом, широк мой дом.

Мы в доме дружно все живем.

Здесь можно бегать и скакать, с друзьями в прятки поиграть.

-Ребята, а вам нравится дом, в котором вы живете? Чем он вам нравится? Удобно ли в нем? (Ответы детей).

- Как вы думаете, что такое настоящий дом?

Для отгадки есть подсказка,

А живет подсказка в сказке.

А сказка эта о том,

Как добрый друг - настоящий дом

Спас трех розовых братцев

От серого разбойника.

- Как относились поросята к своим домам?. .Любили ли они их?.

-Как третий дом помог братьям - поросятам?

-Какой из этих домов был настоящим домом?

-Как вы думаете, надо заботиться о доме?.

-Да, тогда дом станет настоящим другом и защитником тех, кто живет в доме.

-А с кем вы живете? Из кого состоит ваша семья? Ответы детей

-Дети, конечно, не у всех людей есть такие дома, которые бы им хотелось иметь. Некоторые люди живут в тесноте, у других нет удобств в домах или квартирах, многие хотели бы жить в собственном доме. Я думаю, что, когда вы вырастите, каждый построит свой дом, такой, какой захочет.

-А сегодня мы с вами давайте помечтаем о том, какой дом вы бы хотели иметь.

-Как вы думаете, каким он должен быть?. .(Ответы детей)

- Да, уютным, теплым, просторным, светлым. и любимым.

-Я предлагаю вам нарисовать дом, в котором вы бы хотели жить. Тема нашей

Во время работы детей звучит аудиозапись песни на слова и музыку

В этом маленьком поселке я живу,

И тебя, любимый мой, я берегу.

Знаю каждый домик и тропинку я

Мысли только о тебе, земля моя.

Яковлево, ты поселок мой,

Яковлево, ты мой дом родной.

Здесь я вырос, здесь мои друзья,

Всех дороже и милей ты для меня.

Беседа по рисункам детей. Отметить красоту нарисованных ими строений и

благоустройство дворов, заботу о всех членах семьи.

Конспект занятия по краеведению Ознакомление детей с печкой Цель: Конкретизировать сведения о печке как важнейшем (главном) элементе северного дома; вызвать теплые чувства к быту коми людей. Задачи:.

2. Развивать мышление, внимание и речь младших школьников.

3. Способствовать реализации творческого потенциала.

4. Научить видеть в привычном окружении прекрасное,

5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к

Содержимое разработки

МКОУ Нововоронежская СОШ №4

Внеурочное занятие

по краеведению

Провела: учитель

начальных классов

Акулова О.А.

2019 г.

Тема занятия:

Дом, в котором мы живём.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с домом как необходимой и важнейшей

частью жизни человека и города ( деревни).

2. Развивать мышление, внимание и речь младших школьников.

3. Способствовать реализации творческого потенциала.

4. Научить видеть в привычном окружении прекрасное,

5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй матушка - земля.

Здравствуйте мои друзья.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Психогимнастика

(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).

Посмотрите внимательно на у вас на столах лежат разные два солнышка и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.



- Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.

2.Актуализация знаний

Сегодня утром я шла в школу и увидела прицепившийся к ветке воздушный шарик. Он был необычный и очень меня заинтересовал.

Я его принесла к вам. Давайте попробуем вместе разгадать его секрет. Если выполним правильно задание, то определим тему нашего занятия.

Работа в тетрадях.

По точкам рисуют дом.


Мы о самом-самом главном

Поведем сейчас рассказ

Стены, крыша, окна в нём –

Перед нами прочный дом.

История создания дома.

Когда-то люди жили

Без крыш над головой.

Защитой скалы были

И леса кров живой.

( Иллюстрация: стойбище).

Мелькает год за годом.

Идёт за веком век.

Зависеть от природы

Не хочет человек.

Создав своим трудом,

Сильнее стали люди,

И вот – построен дом!

( Иллюстрация: люди строят деревянный дом).

И люди разных стран

Внесут в постройки эти

Уменья и талант.

( Иллюстрации: каменные старинные дома, современные дома).

Беседа на выявление восприятия прочитанного.

Всегда ли был дом у человека?

Почему человек создал дом?

Какие были дома в древности?

Как долго люди совершенствовали дома?

Работа по тетради.

-Какого дома нет в реальности?

3.Работа по теме занятия.

- Где живёт Баба – Яга? (В избушке на курьих ножках.)

- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (Старик со старухой; царь и царица; Кощей Бессмертный; Снежная Королева; три поросёнка и т.д.) (Теремок (изба; замок; пещера; ледяной дворец; соломенном, деревянном и каменном домах))

- А где живём мы с вами, современные люди? (В современных домах.)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.

- Послушайте стихотворение и скажите, что произошло с людьми?

- Итак, что же произошло с людьми?

  • В какой стране мы живем?
  • Как называется область, в которой мы живем?
  • Как называется наш город?
  • Как называется улица, где находится ваш дом?
  • Назови номер дома, номер квартиры.

- У каждого человека есть свой дом, у одних людей – это частный дом, с участком земли вокруг него; у других – это квартира. Все люди любят свой дом и заботятся о нем.

- А для вас, что значит ДОМ?

ДОМ – это место, где человек чувствует себя в безопасности; это место, где всегда тепло и уютно; дом там, где у тебя есть свое место, не только уголок для игр, кроватка и место за столом, а прежде всего место, где с нами считаются, принимают и ждут в любое время.

Дом может многое рассказать о своих жильцах. Если в нем чисто и уютно, одежда и вещи убраны по местам, значит жильцы этого дома привыкли к порядку и любят свой дом. Беспорядок же в доме говорит о не аккуратных людях, которые не любят свой дом.

- Зачем людям нужны дома? (В них люди живут.)

- Какие бывают дома? (Дома бывают разные.)

- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)

- Если дом построен из панелей? (Панельный.)

- Если построен из кирпича? (Кирпичный.)

- Из камня? (Каменный.)

Посмотрите, какие дома разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг.

4. Физкультминутка

В нашем городе родном

Есть высокий очень дом.

( Потянулись на носочках, руки подняли вверх).

Есть и низкие домишки.

( Наклонились, руками коснулись пола).

Дом – налево, дом – направо.

( Повороты влево, вправо).

Ах, как много разных зданий,

В городе, где мы живём.

( Хлопки в ладоши).

5. Работа по теме занятия

А сейчас мы узнаем из чего состоят наши дома. Давайте отгадаем загадки:

Очень прочно стоят,

Друг на друга глядят.

Бегут, скрипят, волнуются

То в дом, то вниз на улицу

Шагов спешащих вестницы –

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и ручку подает.

Дом нарядным стать хотел,

Шляпу модную надел.

Что за шляпа необычная,

И у дома есть глаза,

Все из чистого стекла.

6. Творческая работа

Мы узнали из чего состоят наши дома.

А теперь мы с вами побудем немного строителями и сами смастерим свои дома.

Возьмите и откроите конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол.

- О чём мы сегодня с вами говорили? (О своём доме, закрепили свой домашний адрес, какие бывают дома и т.д.)

- Для чего мы должны знать свой домашний адрес? (ответ детей)

- Какие дома мы с вами вспоминали? (дети называют виды домов)

- Каждый из вас склеил свой дом. Рисунки сейчас повесим на доску.

- Одинаковые ли у нас дома? (Нет, разные)

- Посмотрите, что у нас с вами получилось? (Улица города с домами.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса.

Систематизировать знания детей о родной стране, о своем крае, городе,

Повторить государственную символику России: флаг, герб, гимн.

Познакомить с символикой района.

Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализи­ровать.

Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Словарная работа: жилой, жилище. жилье

Оборудование: презентация, картинки города, символика города, края

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

Отвечают на вопросы

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Вроде бы обычные.

Дома бывают разные.

Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?

Да, ребята, сегодня мы будем говорить о домах, о нашем городе, о нашей Родине

Отвечают на вопросы

Воспитатель: Для чего нужны людям дома? А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)

Воспитатель: А как вы думаете, почему в городе строят многоэтажные дома? (отвечают)

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес?

Сможет прохожий мальчику помочь? А почему?

- А вы ребята, знаете свой адрес.

Ответы детей

- Как называется наша школа?

- Вот и у нашей школы тоже есть свой адрес, куда приходят письма.

А кто назовет наш адрес?

Воспитатель:

Какие общественные дома(здания)вы знаете?

Воспитатель: А вы знаете, почему улицы так называются? Например, улица Ленина?

Ребята, а в каком городе мы живем? Давайте построим район, в котором мы живем. Как он называется? Дети строят городок из кубиков. Вот это нам микрорайон, А весь город мы сможем так построить? А где можно увидеть наш город?

Читайте также: