Конспект занятия по интеллектуальному воспитанию

Обновлено: 05.07.2024

в) развивающие: способствовать развитию аналитико-синтетических навыков и умений и ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, менеджмента.

Ожидаемые результаты:

а) должны понимать значение учебно-воспитательной работы по умственному воспитанию в развитии человека;

б) должны иметь ценностные установки по вопросам дисциплинированности и ответственности, взаимозависимостью между организацей труда и его результатом;

в) должны уметь устно и письменно излагать содержание изученной темы, приводить примеры к теоретическому материалу, соотносить изученное с практической деятельностью

План урока:

I.Организационный момент:

1.1.Приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку, целеполагание;

1.2. Тест на проверку умственных способностей(слайд № 1):

4 вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов.

Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник?

Вопрос2: Как засунуть в холодильник слона?

Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь?

Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?

1)Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач.

2)Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

3) Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? ––> Этот вопрос проверяет вашу память. ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны. 4)Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. ––>Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

1.4. Позитивный настрой на дыхание с последующей беседой о его пользе и связи с темой урока: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся. Закроем глаза, спины прямо, руки можно положить на колени.

Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно)..

2.2. Определение педагогики и вычленение категорий, из которых оно состоит(схема для актуализации знаний на флипчарте );

2.3. Раскрытие содержания терминов воспитание(в широком и узком значении), образование, обучение;

(схема для актуализации знаний выводится на флипчарте );

2.5. Название тем, заданных на дом;

2.6. Сопоставление тем д.з. и раскрытых категорий;

2.7. Определение направления воспитания, происходящего здесь и сейчас, и являющимся самым ярким показателем любого урока;

III. Изучение новой темы:

3.1. Нахождение взаимосвязи умственного воспитания с другими направлениями воспитания с опорой на цитаты:

Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Декарт (связь с физическим В);

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель — связь с трудовым В);

Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. Горький М. (связь с эстетическим В) ( слайд № 4);

3.2. Девиз урока с краткой информацией об авторе во взаимосвязи с умственным воспитанием:

  • Человеческий ум воспитывается учением и мышлением. Кант И.

Его основная концепция:

  • Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
  • что я могу знать?
  • что я должен делать?
  • на что я смею надеяться?
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (слайды № 5,6, 7);

А) Составление учащимися вопросов, связанных с прошлым опытом обучения;

Б) Вопросы от преподавателя(слайд № 10);

3.6. Заполнение таблицы по задачам умственного воспитания и таблицы словарных слов по вариантам:

1 в. каждого ряда – задачи из МВР ( 1 человек через локальную сеть); 2 в. каждого ряда – словарная работа(за компьютерами, 1 человек выводит через локальную сеть)(слайды 11, 12, 13);

3.7. Взаимообмен информацией с необходимыми вопросами и пояснениями (Фотографирование материалов учащимися разных вариантов друг у друга для последующего фиксирования материала в тетради);

3.10. Продолжение работы по методу интеллект-карты (вариативность по времени и ситуации)( слайды № 16, 17):

— раздача лекционного материала, предназначенного каждому ряду;

— ознакомление с вопросами лекционного материала, отведенного каждой группе(3 минуты);

— составление вопросов по абзацу(ам), отведённого каждому номеру(1 минута);

— групповая корректировка составленных вопросов(1 минута);

— взаимный командный опрос с учётом результатов: право на ответ получает команда, представитель которой первой поднял руку без нарушения дисциплины;

— после рассказа 1-го вопроса учащиеся заполняют таблицу по памяти( либо 1-й ряд –содержание, 2-ой ряд – примеры, 3-й ряд – вопросы);

— после рассказа 2 и 3 рассказчиков меняются ролями(1-ый ряд –вопросы; 2-й ряд- содержание, 3-й ряд – примеры; 1-ый ряд – примеры, 2-ой ряд – вопросы, 3-й ряд – содержание);

— 1-ый ряд – вопросы к каждому пункту плана, разделённого пополам( № 1, 2, 3 –первые 3 абзаца, № 4,5.6 – вторые 3 абзаца каждого пункта);

-2-ой ряд – заполнение таблицы содержанием;

-3-й ряд — заполнение таблицы примерами;

— через каждые з минуты происходит обмен по часовой стрелке;

5.1.Соотнесение проделанных видов работы на уроке с аспектными вопросами умственного воспитания с занесением в таблицу(1 человек у доски) либо фронтальным способом:

Задачи и пути умственного воспитания Воспитание культуры учебного труда Развитие сфер
задача развитие пути Умение трудиться Домашнее задание планирование Работа с книгой Правила гигиены самоуправление мотивационной интеллектуальной
самопроверка самоконтроль Самоанализ и коррекция
Обучение по принципам развивающего обучения Внеклассная работа Познавательные мотивы Социальные процессы операции
массовые групповые индивидуальные
.
Влияние

( слайд № 18 в качестве напоминания о флипчарте с пустой таблицей);

Аспекты проделанной работы:

  1. Что? Где? Когда?
  2. Работа с текстом и составление вопросов;
  3. Работа с газетой
  4. Заполнение таблицы с опорой на прошлый опыт;
  1. Просмотр притчи с последующим анализом;
  2. Позитивный настрой;
  3. Решение задач кадровых агентств;
  4. Терминологическая разминка
  5. Работа с цитатами;
  6. Работа с определениями (слайд № 19);

5.2. Рассказ по заполненной таблице:

(флипчарт с заполненной таблицей);

VII. Подведение итогов: а)оценка деятельности учащихся на уроке и выставление оценок; б) Минута тишины: Притча про лодочника.

В)Рефлексия(смайлик на полях тетради), согласно которым преподаватель делает выводы качеству и организации проведения урока

Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Развивать познавательные процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, саморегулирования и самоконтроля.

5. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

6. Воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу, чувство коллективизма.

Ход занятия:

Вступительное слово о гостях.

-Мы сегодня с вами будем играть в увлекательные игры, выполнять интересные задания, и работать с веселыми картинками. Это всё нужно, чтобы развивался ваш ум, память, интеллект, вы будете думать, рассуждать, анализировать и многое объяснять. Готовы?

Воспитатель показывает детям письмо, которое пришло в детский сад. Вместе с детьми открывает конверт и читает:

Воспитатель показывает детям карту

- Но хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернуться ли они домой. Все должны быть дружными, доброжелательными и помогать друг другу: один за всех и все - за одного!

-Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.

- Объясните, как бы вы составили поезд. Рассуждайте


-Теперь у нас есть паровоз, мы на нем и поедем, но теперь надо узнать куда? Пойдемте к карте. Она у нас сказочная. На ней отмечены станции. По порядку на какую станцию отправимся(1)

Отправляемся в путь!

Подходят к столу с надписью 1 Станция.

На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:

-У нас есть волшебные конверты с увлекательными заданиями. Давайте их все выполним!


Воспитатель читает каждому ребенку по вопросу, он должен ответить и объяснить свой ответ, если он сам не сможет ответить, то ему помогают остальные ребята.

1. Сколько ушей у 5 малышей? (10)

2. Сколько пальчиков у 2 мальчиков? (40)

3. Сколько лап у двух медвежат(4)

4. Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)

5. Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (под мокрым)

6. В группе д/с есть лыжи у 8 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)

7. Наташа сорвала в саду 7 слив и 2 морковки. Сколько фруктов сорвала Наташа? (7)

8. Кто выше прыгает комар или муха? (эти насекомые не прыгают)

9. По чему едут машины? (по дороге)

Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке и просит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет - загадывает загадку, остальные должны догадаться, что же на ней изображено.

А теперь веселая физминутка

– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на карточке - круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.

– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

-Послушайте рассказы. Подумайте и ответьте на мои вопросы.

1 рассказ. Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:

- Ловись, рыбка, большая-пребольшая!

А кот Васька потихоньку бормочет:

- Маленькая ловись, маленькая!

- Почему кот так говорит?

-А как вы думаете? Обманул муравей осла или нет?Почему вы так думаете?


Послушайте веселые стихи и поправьте меня, если я ошибусь.

Скачет наш котенок ловко, очень любит он…морковку. (молочко)

Всем известно в целом мире: пальцев на руке… четыре. (пять)

Все ребята точно знают: кошки очень громко… лают. (мяукают)

Всем ребятам нужно знать: два плюс два, конечно… пять. (4)

-На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда.

-Рассмотрите картинки. Что вы можете о них сказать? С чем вы не согласны? Рассуждайте!


Каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок ( например: 3 круга, 3 гриба, 3 елочки).

Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них. Дети выполняют задание и помогают друг другу.


-И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше.

Воспитатель и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.

Все подходят к следующей станции.

Ребятам раздаются части разрезанной картинки. Дети на столе выкладывают из частей Колобка


-Вот мы с вами и узнали, кто же написал нам письмо. Это умный Колобок, какие запутанные и замечательные задания он для нас придумал! Но посмотрите, здесь остался еще один конверт.

Воспитатель открывает конверт и читает :

Возле коробочки лежат разные по цвету, величине и форме геометрические фигуры. Под одной из них спрятан ключик. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать ( например: я думаю, что ключ лежит под большим зелёным квадратом).

Дети находят ключ, открывают замок и воспитатель достает призы-книжки.


-Ребята, вам понравилось наше весёлое путешествие? Вы справились со всеми интересными заданиями Колобка? А что вам в этом помогло? (дружба и взаимопомощь, знания, эрудиция и смекалка)

А теперь нам пора вернуться из нашего путешествия в детский сад!

Спасибо всем за работу!


Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, е.у. те психические функции и качества личности, которые лежат в основе успешного обучения в школе.

ВложениеРазмер
Цикл занятий по подготовке детей к обучению в школе 104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Литвиненко Наталья Владимировна

воспитатель МБДОУ детский сад № 9

Калининского района, Краснодарского края.

Цель: развивать познавательные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь; совершенствовать двигательную сферу; формировать произвольное поведение.

Развивать целостность, предметность восприятия, сосредоточенность и объем внимания, а так же зрительно-моторную, двигательную, образную память. Учить группировать слова по общему признаку, соотносить полученные результаты с образом. Развивать мелкую моторику рук. Создавать оптимальные условия для развития произвольного внимания и памяти у детей. Воспитывать желание запомнить, быть наблюдательным.

I. Вводная часть. Организационный момент.

Сюжет занятия . Дети посещают дворец Богини Памяти Мнемозины, выполняют задания в зале запоминания, в зале необычных рисунков, в зале запретных слов. Богиня Памяти поощряет тех, кто быстро и много запоминает, точно и вовремя воспроизводит.

II. Основная часть.

1. Чтобы попасть во дворец Богини Памяти, детям необходимо продемонстрировать умение запоминать.

Дети располагаются по кругу, каждый ребенок по очереди называет любое слово и повторяет слова, сказанные другими детьми. Если дети испытывают затруднения, то допускается возможность повтора.

Ребенку предлагается посмотреть на рисунок, а затем, запомнив его, предлагается отыскать точно такой же среди остальных.

2. Игра в зале запоминаний: Будем с вами мы играть,

Нашу память развивать!

Задание I. Детям называются слова, и предлагается их запомнить: слон, заяц телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Задание III. Детям предлагается перечислить еще раз слова.

3. Дети знакомятся с любимой игрой жителей дворца.

5. Дети посещают зал запретных слов.

  1. какого цвета у доктора халат?
  2. ты любишь свою маму?
  3. можно ли обижать маленьких?

4. Детям предлагается прочитать любимые стихи Богине Памяти. Мнемозина отмечает у детей умение запоминать, читать выразительно, а также желание у детей читать стихи.

III. Заключительная часть.

Учить устанавливать логические связи и закономерности, ориентироваться по схеме в пространстве. Развивать наглядно-действенное, образное,

наглядно-схематическое, логическое мышление, связную речь. Учить детей умению описывать предметы, выделять его наиболее характерные признаки, узнавать предмет по описанию. Развивать зрительное восприятие и способность к обобщению, умение представлять предметы по их словесному описанию, а также самостоятельно давать описания разных предметов. Обогащать активный словарь детей, стимулировать воображение, фантазию. Воспитывать желание включаться в познавательную деятельность.

I. Вводная часть. Организационный момент.

Сюжет занятия. Дети отправляются в путешествие, но не в Америку или Африку, а в страну Сообразилию.

Я ничуть не беспокоюсь:

Этот длинный, длинный поезд

Всех возьмет до одного,

Не оставит никого!

II. Основная часть. Дети приобретают билет на поезд, выполняют следующее задание: в пустом квадрате необходимо нарисовать недостающую фигуру, используя соответствующую закономерность (задание выполняется каждым ребенком).

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились,

И помчались в путь далекий,

Лишь оставили дымок.

Перемещаясь от одной станции к другой, дети исполняют веселую песню.

Детям предлагается внимательно рассмотреть 3-6 картинок. Они должны понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий, расположить картинки в определенном порядке и рассказать полученный сюжет (сюжет про два козлика ка мостике).

Вот мостик горбатый,

Вот козлик рогатый.

На мостике он встретил серого братца.

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,

И с козликом козлик стали бодаться.

Бодались, бодались., сражались, сражались,

И в речке глубокой вдвоем оказались.

Детям говорят слово и просят назвать слово, но только с обратным смыслом: толстый - тонкий, горячий — холодный, черный — белый, больной — здоровый, пустой — полный, легкий - тяжелый, чистый — грязный, сильный - слабый, веселый — грустный, красивый - безобразный, огонь - вода, вперед — назад, узкий - широкий, трудолюбивый - ленивый, друг - враг, день - ночь, добрый - злой, вежливый — злой, внимательный - рассеянный, аккуратный - неряшливый, верхний — нижний, внутри — снаружи, завязать - развязать.

Материалом для игры служит план комнаты. Ребенок прячет игрушку и отмечает ее расположение на карте. Дети ищут, ориентируясь по схеме.

Ребенок должен выбрать любую игрушки, рассказать о ней, что знает и видит, выделяя наиболее характерные признаки, а затем спрятать ее. Дети угадывают, какая игрушка спрятана.

Детям зачитывают ряд слов и предлагают назвать липшее слово, пояснить свой ответ. Например:

а) Щука, карась, окунь, рак.

б) Света, Оля, Лена, Коля.

в) Рысь, медведь, кошка, тигр.

г) Змея, паук, ящерица, дерево, улитка.

д) Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь.

ж) Ухо, нос, глаза, рот, руки.

з) Молоко, сметана, яблоки, творог.
Путешествие завершается, дети делятся впечатлениями.
III. Заключительная часть.

Учить детей овладевать такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, учить сравнивать предметы, выделять их свойства и различия; создавать образы на основе схематического изображения предметов. Развивать пространственную ориентацию, избирательность восприятия, продуктивность и устойчивость внимания, тонкую моторику, собственно графические навыки, умение действовать по образцу, учить определять предметы по качеству, назначению, способу действия с ними. Формировать связную моторную речь, воссоздающее воображение, устойчивость, сосредоточенность, распределение внимания.

Развивать любознательность, желание работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца

I. Вводная часть. Организационный момент.

Сюжет занятия. В гостях у детей Мудрая Сова. Она утверждает, что все дети любознательны и полны желания учиться. Сова предлагает детям проявить свои дарования. После выполнения заданий сова внимательно анализирует результаты, обязательно поощряет успехи детей, их сообразительность, изобретательность, первые шаги по дороге знаний. //. Основная часть.

А. Найди в ряду предметов (мячей) 2 одинаковых. Какой предмет в ряду является липшим и почему?

Найди 5 отличий между двумя предметами.

Б. Сова предлагает детям найти и вычеркнуть на картинке определенные предметы (круг - зачеркнуть вертикальной линией, квадрат - горизонтальной). После выполнения заданий, Сова оценивает продуктивность и устойчивость внимания детей. Поощряет не темп выполнения заданий, а качество.

В. Мудрая Сова считает, что прежде, чем идти в школу, каждый дошкольник должен научиться сравнивать предметы, видеть их сходство и различие. Детям необходимо сравнивать:

а) игрушки — зайчика и мишку. Чем они похожи? (они оба пушистые, у
них есть голова, туловище, лапы, глаза, уши. ) Чем они отличаются? (мишка -
большой, коричневый, а зайка — маленький, серенький. )

б) предметы мебели, шкаф и телевизор, и найти, как можно больше
отличий.

Детям показывают карточки с различными фигурами. Каждому ребенку необходимо ответить, на что похожа фигура

Д. Минутка шалости.

Всю ночь летает,

А станет светло —

Спать летит в дупло.

Е. Графические упражнения. Выполни задания письменно.

а) помоги кораблю причалить к пристани, проведя его между линиями, не отрывая фломастера от листа (волнистая двойная линия).

б) помоги бабочке перелететь с одного цветка на другой. Проведи ее путь, не
отрывая фломастера от листа, между нарисованными линиями.

в) дорисуй начатые узоры.

Сова отмечает старания детей, а также необходимость выполнения графических упражнений для успешного овладения письмом.

IIL Заключительная часть.

Развивать у детей устойчивость внимания, зрительное, слуховое восприятие. Продолжать их учить дифференцировать геометрические фигуры по определенным признакам, закреплять знания о сенсорных эталонах формы , цвета, величины. Вспомнить и закрепить название сказок, сказочных героев. Развивать наглядно действенное мышление. Учить детей корректировать допущенные ошибки, как в процессе самостоятельной деятельности, так и по ее окончании, устанавливать логические связи и закономерности. Формировать у детей умение к выполнению основных логических операции: обобщения, анализа, сравнения, классификации. Развивать общую координацию и точную координацию движений, формировать произвольную саморегуляцию.

Способствовать созданию благоприятных условия, необходимых для полноценного психологического и личностного развития детей на данном возрастном этапе.

I. Вводная часть. Организационный момент.

Сюжет занятия. Детям предлагается отгадать загадку.

Всех детей любимец и друг.

От его насмешек и проказ

Пострадал даже сам Карабас-Барабас!

В гости к детям приходит веселый Буратино. Он рассказывает детям о том, что папа Карло отправляет его в страну Знаний, а он не хочет учиться, потому что он и так все знает. Педагог и дети убеждают его в том, что учиться нужно. Дети каждый день посещают занятия, учатся быть внимательными, учатся быть рассудительными, учатся думать, запоминать и с удовольствием готовятся к поступлению в школу. Буратино решил позаниматься вместе с детьми.

II. Основная часть,

Воспитатель хлопает в ладоши в определенном темпе, дети должны присоединиться к нему, образуя дружный оркестр. По своему желанию воспитатель меняет темп, ритм. Буратино упражняется вместе с детьми.

(используются карточки с изображением 24 геометрических фигур). Дети по просьбе воспитателя выполняют серию заданий:

а) Собери все круги, отдельно положи синие круги, красные, желтые, зеленые.

б) Покажи все треугольники, выбери синие, желтые, красные, зеленые.

в) Собери вес квадраты, выбери синие, красные, желтые, зеленые квадраты.

г) Покажи маленькие круги, квадраты, треугольники.

д) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Буратино восхищается умением детей выполнять задания.

3. Конструирование дома по образцу (из цветных кубиков).

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть, изучить дом и затем приступить к конструированию. Буратино соревнуется с детьми. После выполнения заданий, если ребенок или Буратино допустили ошибку, необходимо проанализировать вместе с ними причины, внести необходимые коррективы (предлагается 2-3- задания).

Детям предлагается быть зеркалом и повторять все движения Буратино (как отдельные движения, так и их последовательность).

5. Буратино рассказывает детям, что он тоже занимается с Мальвиной, но не все задания, которые предлагает ему Мальвина, нравятся. Буратино утверждает, что задания бывают интересные и скучные. По его мнению, скучные те задания, которые необходимо выполнять в тетрадке. Поскольку в течение занятия Буратино убедился, что дети очень сообразительные, он просит их помочь ему выполнить задание, которое дала Мальвина.

Буратино прощается с детьми. Дети высказывают пожелания любимому сказочному герою, выражают уверенность, что Буратино будет успешно учиться в школе.

III. Заключительная часть.

Учить детей сравнивать рисунок и предмет, чертеж; анализировать, подбирать предметы определенной формы, устанавливать логические связи и закономерности.

Активизировать мыслительную деятельность детей. Создавать условия для развития основных форм мышления. Упражнять в правильности расположения предметов в рисунке, в классификации и обобщении предметов по определенному признаку. Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве, восприятия формы, элементы творческого воображения, зрительную память, а так же устойчивость и объем внимания.

Воспитывать любознательность, желание включаться в познавательную деятельность.

I. Вводная часть. Организационный момент.

Сюжет занятия. Дети получают письмо - задание от людей разных профессий: учителя, художника, продавца, строителей.

II. Основная часть.

Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

  1. Врач — это человек, который осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарства, делает уколы, операции.
  1. Повар - это человек, который варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи.
  1. Учитель — это человек, который .
  2. Художник — это человек, который.
  3. Продавец - это человек, который.

Дети называют профессии своих родителей и действия,которые они выполняют

2. Детям сообщается о том, что в адрес их группы получены интересные
письма — задания от людей разных профессий.

а) круглые; в) треугольные;

б) овальные; г) квадратные.

Детям предлагается дорисовать самостоятельно один и тот же рисунок и выбрать самый удачный.

Детям предлагается 10 тематических картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Дети рассматривают картинки 2 минуты, затем:

а) предметы закрывают, просят перечислить;

б) изменяют порядок размещения на столе, предлагают точно воспроизвести
исходный порядок.

По окончании заданий дети отмечают, какие сложности испытывали при выполнении задания и чьи письма-задания им понравились больше всего.

Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.

Задачи:

- развивать логическое, образное, понятийное, творческое мышление, воображение, слуховую, зрительную память, внимание и речь детей;

- обучать детей умению слушать и слышать другого;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать желание и умение сотрудничать;

- учитывать и уважать интересы других;

- умение находить общие решения;

- пробуждать у детей добрые чувства друг к другу;

- формировать чувства уверенности;

- способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Оборудование:

- танргамм, игровые квадраты Воскобовича;

- бассейн с водой и кувшинки;

- книга со страницами.

Ход занятия.

1. Организационный момент: (звучит спокойная музыка, дети с психологом входят в зал).

2. Разминка:

  • Лимоны кислые, а сахар…
  • Утром мы завтракаем, а в обед…
  • Чего больше яблок или яблонь?
  • У кого больше лап у двух кошек или у двух собак?
  • Москва, Чита это…
  • Окунь, карась…

Молодцы ребята! Давайте теперь посмотрим на план, куда же нам идти (психолог вместе с детьми смотрят на план). Ребята, а вот и мостик на пути, как же нам его пройти? Ребята, а кто же это? (ответы детей: старец, мудрец, дедушка).

3. Игра ассоциации.

Мудрец: Здравствуйте ребята, куда путь держите? (ответы детей – к Незнайке, мы хотим пройти все испытания, нам нужно собрать страницы из книги). У меня есть страница, которая вам нужна, но я вам ее так просто не отдам. Каждый из вас должен пройти через мой волшебный мост и назвать как можно больше ассоциаций. Слушайте внимательно. Слова: весна, путешествие, детство, праздник, знания, школа, настроение. (Ответы детей: весна- солнышко, капели, птички, хорошее настроение; путешествие – поход, веселье, дружба; детство – мама, игрушки, смех; праздник – веселье, танцы, шарики воздушные, подарки; знания – книга, рассказы, игры; школа – парта, книги, друзья, тетради; настроение – веселое, грустное, мороженое). Молодцы! Вы все справились с моим заданием, вот вам первая страничка! До свидание, счастливого пути!

4. Задание на интеллектуальное развитие (игровой квадрат Воскобовича и танргамм).

Психолог: Ребята, ну а теперь давайте посмотрим, куда же нам дальше следует идти (смотрим на план). Кто это к нам бежит? Здравствуй лисичка.

Лисичка (ребенок): Здравствуйте ребята!

Я веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я вертелась и крутилась,

И на части развалилась.

Из частей меня сложите!

Лисичка: Спасибо ребята, вы мне очень помогли, вот держите следующую страничку из вашей волшебной книги, до свидания.

Психолог: До свидания лисичка, спасибо за страничку! Ну что ж, вы молодцы ребята, так ловко справляетесь со всеми испытаниями (На слайде появляется Буратино). Ребята, а кто же это? (ответы детей - Буратино).

5. Игра на внимательность и сообразительность.

А я знаю, зачем вы пришли, вам нужна страничка из волшебной книги. Но сначала, ответьте на мои непростые вопросы:

1. Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку (ответ детей - Золушка).
2. Непослушный братец Алёнушки (ответ детей - Иванушка).
3. Девочка с голубыми волосами (ответ детей - Мальвина).
4. Умывальников начальник и мочалок командир (Ответ детей - Мойдодыр).
5. Почтальон деревни Простоквашино (ответ детей - Печкин).
6. Друг крокодила Гены (ответ детей - Чебурашка).

7. Как зовут девочку, у которой было 7 гномов? (ответ детей - Белоснежка).

Буратино: Молодцы ребята, вот держите следующую страничку.

6. Круги Эйлера.

Психолог: На странице, на четвёртой отдохнём совсем чуть-чуть. Поиграем и попляшем и опять, скорее, в путь (под музыку выбегают гномы и психолог вместе с детьми и гномами танцуют).

Молодцы ребята, с вами было весело, вот держите следующую страничку. До свидания.

Дети: до свидания!

7. Опыт: Волшебное озеро.

Психолог: Вот страница номер пять про неё вам рассказать? Ребята перед нами волшебное озеро. Дети смотрите, а кувшинки то совсем завяли. Что же нам делать, давайте мы кувшинки положим в воду. И понаблюдаем, напились кувшинки и раскрылись. Ребята что произошло, почему они раскрыли свои лепестки?

Дети: бумага впитала воду и бумага раскрылась.

Молодцы ребята, а вот и наша следующая страничка. А нам пара дальше отправляться в путь.

8. Игра на развитие воображения и фантазии детей.

Возле дерева стоит волшебный сундучок, в котором находится следующая страничка, но что бы ее получить, нужно выполнить задание.

Психолог: Ребята здесь для вас задание, нужно превратить эти необычные фигуры в интересные предметы. Ну что, попробуем? Какие интересные предметы у вас получились? Ну вот мы с вами и собрали все странички из волшебной книги. А вот и Незнайка. Здравствуй Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте друзья мои!

Незнайка, мы тебе принесли волшебную книгу знаний, чтобы ты был умным и много знал интересного, ведь книга – это ларец знаний.

Дети: читают стихи Незнайке.

9. Итог занятия.

Психолог: Молодцы! Замечательно, вы прекрасно работали! Понравилось вам путешествовать? Какое задание вам понравилось больше всего? За то, что вы хорошо справились с заданием я вас хочу наградить медалями!

Аннотация: Предложенный материал поможет педагогам организовать занятие по развитию умственных способностей детей на дифференцированной основе. Использование интеллектуальных логических тренажеров в игровой, увлекательной форме помогут детям развить способность рассуждать, раскрывать закономерные отношения, делать выводы, аргументировать ответы, находить путь решения той или иной задачи, а также помогут развить необходимые речевые навыки, зрительное восприятие, произвольное внимание.

Цель: Развивать способности логически мыслить на основе использования задач разной сложности.

-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;

-Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, составлять слова из заданных букв;

- Продолжать учить детей находить закономерность в размещении предметов и абстрактно-геометрических фигур на дифференцированной основе;

- Упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры и доказательстве правильного решения;

-Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди одиннадцати,

двенадцати похожих изображений;

-Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

-Учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении

Развивающие:

-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;

-Формировать умение отстаивать свою точку зрения;

-Развивать умение сравнивать, обобщать делать логические умозаключения.

Воспитывающие:

-Создавать условия для проявления таких личностных качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь;

-Формировать умение договариваться, помогать друг другу;

-Воспитывать инициативность, самостоятельность;

-Формировать навыки самоконтроля.

Предварительная работа:

Материал, оборудование:

Ход занятия:

Дети заходят в группу

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!

-Раз письмо адресовано нам, тогда мы его прочитаем:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Смешарики прислали вот такую карту для того, чтобы помочь нам двигаться по улицам Логограда в нужном направлении. На улицах Логограда изображены дома и живут в них. ( геометрические фигуры ).

Карта вывешивается на мольберт

Воспитатель: А вот и волшебный цветок, и на нем висят чудо-конфеты, все красивые, разноцветные. Какую конфету мы сорвем первой ( дети предлагают )

- Первую конфету мы снимаем, куда нам двигаться узнаем.

- Итак, внимание, первый дом находится ближе к прямоугольнику, чем квадрат. Что же это за дом? В нем живет. (круг)

Дети решают примеры, выстраиваются по порядку, двоим из детей предлагается прочитать полученное слово.

Воспитатель: Что же за слово у нас получилось? (квадрат) Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось именно это слово ( подсказка для нас).

- Итак, у нас есть три команды: команда желтых, команда зеленых и команда розовых. Каждой команде я буду задавать вопросы, а вы должны подумать и дать на них правильные ответы. Вопросы очень хитрые, будьте внимательны. Вы готовы?

Вопрос для команды желтых: На столе стоит 5 стаканов с компотом. Папа выпил из одного, поставил на стол. Сколько стаканов осталось на столе? (5) Почему вы так решили? (ответы детей )

Вопрос для команды зеленых: На березе 3 толстых ветки. На каждой толстой ветке по 3 тонких веточки. На каждой тоненькой веточке по 1 яблочку. Сколько всего яблок растет на березе? ( нисколько )

Вопрос для команды розовых: Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают ).

Ребята, вы меня очень порадовали! Но это еще не все. Сейчас задание для всех ( воспитатель достает карточку с изображением предметов ). Рассмотрите внимательно карточку, какие предметы и как на ней изображены. Я буду задавать вопросы, а вы при помощи карточки должны на них ответить. Итак, внимание:

1.Коля и Вика раскрашивали картинки. ) Кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вики нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем ракрашивал картинку Коля, а чем Вика? (Вика - карандашом, Коля - кисточкой)

2. Вера и Костя отправились в гости. Кто-то из них ехал на трамвае, кто-то на автобусе. То, на чем ехал Костя, нарисовано дальше от кисточки, чем тетрадь, а то, на чем ехала Вера, находится ближе к кисточке, чем тетрадь. На чем ехала Вера и на чем Костя? (Костя на трамвае, Вера на автобусе)

- Ребята, посмотрите, у меня есть три конверта разных цветов. Как вы думаете, какая команда какой конверт должна взять? ( дети высказывают предположения, а затем получают конверт соответствующего цвета). Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо занять место за столом с соответствующим цветом ( дети рассаживаются).

- Ребята, откройте конверты и раздайте каждому члену команды. А теперь слушаем задание: каждой команде нео б ходимо рассмотреть таблицу, найти закономерность, а затем определить недостающую карточку в других таблицах. Внимательно посмотрите, как располагаются изображения по рядам и столбцам ( Приложение2 ) , (дети выполняют задание далее воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания)

- А теперь я предлагаю вам проверить, правильно ли вы выполнили задание. Я раздам вам карточки с правильными ответами, а вы проверьте, все ли у вас получилось.

- Итак, наши команды справились с заданием и за это получают еще одну подсказку ( картинку с полочкой для игрушек).

ребус для команды желтых.

ребус для команды зеленых.

ребус для команды зеленых.

(воспитатель раздает ребусы, дети отгадывают)

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Давайте узнаем, куда же нам идти дальше? ( срываем очередную конфету).

- Ребята, мы сорвали с вами волшебную конфету, и в ней написано, что мы должны немного отдохнуть и размяться.

Воспитатель: Ну что, отдохнули немного? ( да). Продолжим наше путешествие. Давайте сорвем еще одну конфетку. И наш следующий дом находится ближе к треугольнику, чем квадрат. Что это за дом? Кто в нем живет? (овал ).

- Итак, внимание! У каждой команды свое задание. Слушайте внимательно!

( Приложение3)

-Команде желтых необходимо найти на карточке в каждом задании один рисунок, который отличается от других и отметить его галочкой.

-Команде зеленых необходимо найти три одинаковых рисунка в каждом задании и отметить их галочкой.

-Команде розовых необходимо найти две группы одинаковых изображений, одну группу отметить галочкой, а вторую плюсиком. Задание понятно?

Приступайте ( дети выполняют задание, далее воспитатель проверяет правильность выполнения задания командами ).

-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (воспитатель раздает карточки с правильными ответами) . Все ли у всех получилось?

Воспитатель: Ну что же, нам осталось сходить в гости к последнему дому. Давайте посмотрим на нашу карту, в гостях у какого дома мы еще не были? У дома, в котором живет. ( ромб).

- Ребята, задание одно на команду. Рассмотрите внимательно изображения, как они располагаются по рядам и столбцам, найдите закономерность, а затем среди карточек найдите ту, которой не хватает в пустом кружке. Договоритесь о том, кто у вас будет отвечать. ( дети ищут, затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

- Все команды нашли недостающую карточку? А теперь давайте проверим, правильно ли было выполнено задание.

-Итак, команда желтых, назовите номер карточки, которая как вы думаете должна находиться в пустом окошке ( дети называют). И это карточка №.

-Команда зеленых, назовите свой вариант ответа ( дети называют). И это карточка №.

-Команда розовых. Это карточка №.

- Молодцы, все команды справились с заданием и за это вы получаете последнюю подсказку ( изображение автомобиля ).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселого смайлика, если вы испытывали затруднения, вам было неинтересно, выберите смайлик погрустнее. ( дети выбирают смайликов и прикрепляют к доске ).

- А Смешарики стали очень радостными и благодарят вас за то, что вы показали им, как много знаете и умеете, были внимательными, сообразительными, настойчивыми, преодолели все препятствия и нашли сюрприз, который они для вас приготовили.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо Смешарикам за подарки! А теперь пожелаем нашим гостям и Смешарикам всего самого наилучшего и попрощаемся со всеми.

1.Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

2. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

3. Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.

6. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М. : Новая школа, 1996.

7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.

8. Зак А.З. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.

Читайте также: