Конспект занятия по художественной литературе в средней группе на тему зима

Обновлено: 07.07.2024

Главная Занятия по чтению

Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.

Программное содержание:

  • Учитьдетей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с помощью мнемодорожки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
  • Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
  • Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Ход занятия:

1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка).

Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.

А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?

4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Тема:

Программное содержание:

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.

Ход занятия:

Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.

Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?

Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?

2. Физминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.

О красоте зимней природы написано много стихотворений.

Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Как же вы догадались, что очень любит?

А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома).

В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Каким голосом нужно рассказывать о березе?

4. Чтение стихотворения детьми.

Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.

-Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.

- Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: - учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

- Учить соотносить движения со словами текста.

- Развивать образность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая друг друга;

- Воспитывать интерес к художественным произведениям.

-Воспитывать любовь к природе

Словарная работа: вьюги, метели, былинки.

Материалы: картины с изображением времён года, запись со звуками вьюги.

Воспитатель: Ребята послушайте и отгадайте загадку.

Белым пледом снег укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма!

Кто хозяйничал? (Зима).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме .

Дети: Ответы детей (морозная, холодная, белая, снежная)

Осенью на реке лёд тонкий, а зимой…

Снег белый, а земля.

Снег мягкий, а лёд…

Бывают сосульки длинные, а бывают…

Летом дни жаркие, а зимой…

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, художники рисуют картины зимней природы. А писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках.

Белый дед проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

— Где вы, вьюги и метели,

Что ж не будите меня?

Непорядок во дворе

— Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге

На поля умчались вьюги,

И метели налетели,

Хлопотали до утра,

Всё убрали со двора,

Все царапины земли

Белым снегом замели.

Воспитатель: Ребята в тексте вам встретились незнакомые слова:

Метель - это хоровод снежинок, который косо падает на землю и несется у земли.

Вьюга –это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей.

Былинка – стебелек высохшей травы.

Воспитатель: А теперь пришло время поиграть.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме. (Руки над головой, хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягиваясь руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Выше поднимаем ноги! (Шаг на месте, высоко поднимая ноги)

Вон лисица в поле скачет,

Словно рыжий, мягкий мячик! (Прыжки на месте)

Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте)

И к себе приходим в дом. (Садятся на стулья)

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение еще раз и определите какая картинка подходит к стихотворению больше всего (чтение стихотворения еще раз).

Воспитатель: Как называется стихотворение? (Белый Дед). А кто это Белый Дед?

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (о зиме)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что сделали с природой вьюги и метели ? (Покрыли землю снегом)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Можно ли назвать вьюги и метели помощниками Деда Мороза ? (Да. Потому что они замели все вокруг белым снегом)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Каким всё стало вокруг от снега? (Белое, снежное, нарядное, зимнее, красивое, блестящее).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, что не побелело от снега? Почему? (Елки и сосна всегда стоят зеленые).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег-снежок

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Как называется стихотворение? Что вам понравилось сегодня?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 451 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2022 181
  • DOCX 17.9 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Котюк Лидия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Образовательные:

- Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме;

- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

- Учить соотносить движения со словами текста.

Развивающие:

- Развивать образность речи.

Воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая друг друга;

- Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Словарная работа: вьюги, метели, былинки.

Методы и приемы:

Словесный: беседа; чтение художественной литературы; рассказы детей.

Наглядный: рассматривание картин о зиме.

Игровой: дидактическая игра; загадывание и отгадывание загадок. Оборудование: мольберт, ноутбук.

Материалы: картины с изображением времён года, запись со звуками вьюги.

Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей.

с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

Доброе утро всем.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку.

Когда это бывает?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме.

Дети: Ответы детей (морозная, холодная, белая, снежная)

Снег белый, а земля.

Снег мягкий, а лёд…

Осенью на реке лёд тонкий, а зимой…

Бывают сосульки длинные, а бывают…

Летом дни жаркие, а зимой…

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, художники рисуют картины зимней природы. А писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках.

Воспитатель: Ребята в тексте вам встретились незнакомые слова:

Метель - это хоровод снежинок, который косо падает на землю и несется у земли.

Вьюга –это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей.

Послушайте как воет вьюга.

Былинка – стебелек высохшей травы.

Воспитатель: А теперь пришло время поиграть.

Мы зимой в снежки играем, мы играем. /имитация лепки снежков/

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. /шагаем, высоко поднимая колени/

И на лыжах мы бежим, мы бежим. /пружинистые движения на месте взмахи руками, руки согнуты в локтях/

На коньках по льду скользим, мы скользим. /плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях/

И снегурку лепим мы, лепим мы. /соответствующие движения/

Гостью-зиму любим мы, любим мы. /развести руки в поклоне и поставить на пояс/

Воспитатель: Садимся на стульчики.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение еще раз и определите какая картинка подходит к стихотворению больше всего (чтение стихотворения еще раз).

Воспитатель: Как называется стихотворение? (Белый Дед). А кто это Белый Дед?

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (о зиме)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что сделали с природой вьюги и метели? (Покрыли землю снегом)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Можно ли назвать вьюги и метели помощниками Деда Мороза? (Да. Потому что они замели все вокруг белым снегом)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Каким всё стало вокруг от снега? (Белое, снежное, нарядное, зимнее, красивое, блестящее).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, что не побелело от снега? Почему? (Елки и сосна всегда стоят зеленые).

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег-снежок

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Как называется стихотворение?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести детей к пониманию художественного образа, представленного в произведении.

Актуализировать опыт детей о словах - эпитетах, сравнениях, используемых автором.

Развивать умение видеть и понимать красоту поэтического слова.

Развивать образную память посредством пиктограмм для запоминания содержания текста.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при чтении стихотворения и его воспроизведении.

Материал: Иллюстрация к стихотворению, пиктограмма.

Ход занятия:

- Послушайте загадку: Снег на полях,

Когда это бывает?

- Ребята, расскажите, что в зимней природе вам нравиться больше всего. В ясный морозный день снег какой?

- А каким становится он, когда начинается оттепель и все тает? (Тяжелым, рыхлым, серым, мокрым.)

- Как можно сказать о деревьях зимой, какие они? (Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах.)

- Ребята, перед вами картины, что на них изображено?

- А какая зама изображена на картинах?

- Ребята, какие краски в основном использовали художники в своих работах? (Синюю, голубую, белую)

- Почему? ( Изображали снег.)

- А снег какой? (Белый, холодный, пушистый.)

- На что он похож? (На одеяло, покрывало, пеленку.)

- Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Поэты как об этом могут рассказать? (стихами)

- В стихотворении есть слова

Одело точно пеленою точно белым туманом.

Пелена - сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

(Воспитатель выразительно читает стихотворение.)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

- Какие картины зимней природы вы представили себе, когда слушали это стихотворение? (Снег кружится, белое поле, лес в снегу.)

- Какую картину вы выбрали? Почему?

- Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге?

- С чем сравнивает поэт снег?

- Для чего использует разные слова?

- Что произошло утром? Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем?

- Ребята, какое это стихотворение по своему характеру? Грустное или веселое? (грустное)

-А почему поэт так грустно описывает в своем стихотворении природу? (Потому что природа зимой спит, отдыхает.)

- Послушайте, как поэт об этом говорит в своем стихотворении:

Темный лес, что шапкой

И заснул под нею

- Дети! Что же это за шапка? (снег)

- Правильно. Снег для деревьев зимой, как одежда: он согревает их, не дает им замерзнуть. А снег состоит из множества снежинок, которые летают и образуют сугробы.

А сейчас превращу вас в снежинок (взмахивает «волшебной снежинкой)

Белые снежинки — легкие пушинки (дети бегут врассыпную)

Тихо падают, кружатся (дети кружатся на месте)

На ладошки к нам садятся (дети приседают и выставляют вперед ладошки)

Посмотри, они какие — кружевные, расписные (дети смотрят на ладошки)

А теперь нам пора возвращаться. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать,

И в саду мы очутились.

- Какими стали дни? (короткие – коротки)

- А что говорится про зимнее солнце? (солнце светит мало)

- Что случилось, когда настала зима? (вот пришли морозы)

Воспитатель еще раз читает стихотворение, давая детям установку на запоминание.

- Как вы думаете, любит ли поэт русскую природу?

- Как вы догадались, что любит?

- Ребята давай те составим схему стихотворения.

- О чем нам говорится в начале стихотворения? что нарисуем? (белый снег в воздухе кружился на землю падал и ложился)

- Затем? (под утро снегом поле побелело)

-Что произошло с лесом? (принакрыло шапкой и заснул)

- Какие стали дни? (короче)

- Как стало светить солнце? (мало)

- И с наступлением зимы пришли? (пришли морозы)

Составление пиктограммы: (Проговаривание того что будет на пиктограмме)

- Ребята давай те составим схему стихотворения. Что было в начале, что нарисуем? (1белый снег. Что он делает? 2 в воздухе кружился 2 на землю падал и ложился) Затем, что с полем снег сделал? (под утро снегом поле побелело, точно пеленою, всё его одело.) Что произошло с лесом? (принакрыло шапкой и заснул) Какие стали дни? (короче) Как стало светить солнце? (мало) И с наступлением зимы пришли?



- А теперь попробуем рассказать стихотворение по нашей схеме. Я начну строчку, а вы продолжаете, по очереди передавая, снежинку друг другу рассказывать стихотворение по одной строчке.



- О чем это стихотворение? (о зиме)

- Кто его написал? (И.Суриков)

Рефлексия. Ребята, я вам приготовила снежинки белого, голубого и синего цвета. Возьмите снежинки одного цвета, если вам сегодня интересно было на занятии- то белую снежинку, голубую если что-то не понравилось, а уж если совсем было не интересно- то снежинку синего цвета.

Читайте также: