Конспект занятия по художественной литературе в средней группе на тему профессии

Обновлено: 06.07.2024

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Ход занятия:

Загадки о профессиях

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)

Встаём он очень рано,
Ведь его забота -
Всех отвозить
По утрам на работу.
(Водитель)

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
(Доктор)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит .
(Строитель)

На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает .
(Продавец)

у меня есть карандаш.
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому что я — …
(Художник)

Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыплет лед.
(Дворник)

Перетянут он ремнем,
каска прочная на нем.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнем.
(Пожарный)

Учитель рассказывает, учит, пишет, жарит.
Повар варит, жарит, лечит, печет.
Шофер ездит, тормозит, рисует, ремонтирует.
Парикмахер стрижет, строит, сушит, красит волосы.
Садовник сажает, копает, солит, подрезает.

Артист — артистка.
Певец — певица.
Садовник — садовница.
Уборщик — уборщица.
Писатель — писательница.
Учитель — учительница.
Продавец — продавщица.
Пианист — пианистка.

Мы лопаты взяли
(Движения, имитирующие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два —
Вот как раскопали.
(Движения, имитирующие копание лопатой)

Грабли в руки взяли,
(Движения, имитирующие носку граблей на плече)

Грядки причесали.
Раз-два, раз-два —
Вот как причесали.
(Движения, имитирующие работу граблями)

Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два —
Вот как мы сажали.
(Сесть на корточки, кистью сложенной в щепоть тыкать в пол)

Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два —
Вот как поливали.
(Движения, имитирующие полив грядок из лейки)

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два —
Вот как собирали.
(Наклоны с опусканием рук)

Хоровод и песни
Сами затевали.
(Встать в круг)

Раз-два, раз-два —
Вот как затевали.
(Ходьба по кругу, держась за руки)

Дети называют название инструмента, профессию мастера, с ним работающего и подбирают соответствующую картинку.

Один молоток — много молотков.
Одна лопата — много лопат.
Одна иголка — много иголок.
Одна кисточка — много кисточек.
Одна кастрюля — много кастрюль.
Один шприц — много шприцов.
Один билет — много билетов.

Перед детьми выкладываются несколько инструментов, затем один из них незаметно убирается. Дети должны назвать, какого инструмента не стало.

Чтение стихотворения

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких делах в нем говориться.

У жителей города или села
Всегда неотложные дома дела.
Работа везде по хозяйству найдется:
То кран потечет, то рубашка порвется.
То крепкий скворечник пора смастерить,
Шуруп завернуть и гвоздик забить
Разрезать бумагу, заштопать носок,
Покрасить окно, побелить потолок…
Немало у нас с урожаем хлопот!
Сначала придется вскопать огород,
Старательно комья земли разрыхлить,
Дрова нарубить и траву накосить.
Поэтому нам инструменты даны;
Они для различной работы нужны.
Скорей инструменты мы в руки возьмем
И действовать ими умело начнем!

Вспомните и назовите, какие дела перечислялись в стихотворении.

А теперь попробуем и мы выполнить некоторые из этих дел.

Работа на листах бумаги с заготовленными заданиями

Водопроводчик починил трубу и теперь вода течет по ней и попадает в наши дома. Нарисуйте голубым карандашом линию внутри трубы от начала и до самого крана. Постарайтесь не выйти за край трубы.

Нужно прибить картинки-фигуры к стене. В место, куда нужно забить гвоздь, поставьте карандашом точку. Постарайтесь поставить точку в самом центре фигуры.

Вот эти поленья нужно разрубить пополам — провести линию сверху вниз ровно посередине полена.

Мы сейчас бревно распилим:
Раз, два, раз, два.
Будут на зиму дрова.

Дети встают парами берутся за руки и имитируют процесс распилки дров.

Закрасьте оконную раму — раскрасьте ее цветным карандашом. Цвет можете выбрать любой, но старайтесь не замазать стекло — не выйти за пределы рамы.

Заштопаем нитками дырки на пяточках носков — заштрихуем их карандашами по образцу.

Одна нога выставлена вперед, повороты туловища влево и вправо с махами прямых рук.

Детям предлагается отверткой закрутить шуруп в деревянный брусок. Перед работой проводится инструктаж по безопасности при работе с отверткой.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Предварительная работа: Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры.

Содержание организованной деятельности детей

1. Мотивационно-целевая ориентация

- Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.

- Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)

- А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)

Беседа с детьми о прочитанном произведении.

- Вам понравилось стихотворение?

- О каких профессиях говорится в произведении?

- Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?

- Кем работают ваши родные?

- О какой профессии вы мечтаете? Почему?

- Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)

- Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства, поэтому я вам предлагаю

небольшую физкультурную минутку.

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать.

И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно.

Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

И на место снова сели. (Дети садятся.)

3. Беседа о военных профессиях

- А сейчас я вам предлагаю посетить выставку.

- Как вы думаете, кто нарисован на этой картинке? (Моряк.)

- Как вы догадались, что это моряк? (Бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский воротник.)

Показываю иллюстрацию с изображением летчика. Обращаю внимание на зеленый цвет одежды и шлем. Далее рассматриваем пограничника. Рассматривание картин также идет с вопросами беседы.

На этих картинках изображены военные, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это наша армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. Военных также называют Защитниками Отечества

- А как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия.

- В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

- Ребята, может быть, вы знаете еще какие-нибудь военные профессии? (Артиллеристы, танкисты, ракетчики, солдаты.)

Ребята, как вы думаете, женщины могут быть защитниками Отечества? Сегодня женщин можно встретить в рядах вооруженных сил. Чаще всего они работают врачами и медсестрами. Но бывают и другие военные профессии, где заняты женщины, например: радистки, диспетчеры связи и т.д.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

- А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны. (Ответы детей.)

• расширять представления дошкольников о видах труда; о различных профессиях;

• упражнять в определении профессий по описанию, показе предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки

• формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;

• способствовать проявлению уважения к труду взрослых;

• Проведение занятий, экскурсий, целевых прогулок по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с профессиями;

• проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр на занятиях и вне занятий, на прогулке;

• приобретение и изготовление воспитателями совместно с детьми и родителями необходимых атрибутов, инструментов, предметов для закрепления у детей знаний о профессиях и обыгрывания в играх;

• чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями;

• отгадывание загадок о профессиях, атрибутах профессий;

• заучивание стихотворений о профессиях;

• знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Средства

Индивидуально – дифференцированный подход

Малоактивных детей побуждать отвечать на вопросы воспитателя

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей к себе:

- Ребята, давайте встанем в круг и немного поиграем. (Воспитатель кидает мяч детям и задает вопрос). Кто мне скажет, чем мы занимаемся в детском саду?

Воспитанники: играем, рисуем, лепим, дружим, узнаем много нового и интересного и т. д.

Воспитатель: Правильно, ребятки, почти всё сказали о том, чем мы занимаемся. Но кое-что забыли. Я вам сейчас подскажу, а вы расскажете.

Ведь в детском саду мы занимаемся ещё и трудом!

Воспитанники: поливаем цветы, накрываем на стол, убираем игрушки после игры и т. д.

- Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Дети, сейчас вы ходите в детский сад, потом пойдёте в школу, а, закончив её, будете трудиться, как все взрослые – ваши папы, мамы.

Он носит белый халат?

Он пользуется половником?

Он стрижет ножницами? И т. д.

Воспитатель: А что было бы, если бы не было этой профессии?

Воспитатель: А что было бы, если бы не было этой профессии?

Какие вы молодцы, ребята! Знаете о важности всех профессий!

Много профессий

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар варит нам компот,

Самолет ведет пилот -

На посадку и на взлет.

Доктор ставит нам уколы

И охранник есть у школы.

Каменщик кладет кирпич,

А охотник ловит дичь

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо много знать, уметь

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

(ребёнок изображает действиями профессию, а все дети пытаются отгадать эту профессию).

(дети проговаривают пословицы и поговорки) Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку – он называет пословицу или поговорку о труде, другой ребенок раскрывает смысл поговорки.

Есть терпенье, будет и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело

- А у меня для вас есть загадка, послушайте:

Кто с вами считает и читает,

Рисует и играет,

На прогулку ходит

И гимнастику проводит?

( дети: это воспитатели)

Воспитатель: Моя профессия – воспитатель! Я воспитываю детей, помогаю узнавать много нового и интересного, помогаю научиться играть. Мне для работы нужны игрушки, книжки и т. д.

А вы кем хотите стать когда вырастите? Зачем нужна ваша профессия и что вам будет нужно для работы?

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М, 2003.

- А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску (на доске вывешены картинки с изображениями повара, врача, учителя, воспитателя, строителя, продавца, пожарного, парикмахера, полицейского).
- Давайте ответим на вопрос, кем трудятся изображенные на них люди (кто этот человек, кем и где работает, какую пользу приносит людям).
Видите, ребята, труд врача помогает людям быть здоровыми. Скажите, кто из вас хочет стать врачом в будущем?
Давайте поможем врачу, повару, строителю, бухгалтеру и учителю (возвращаемся к карточкам на доске) выбрать инструмент, который помогает ему в работе (предлагаем ребятам закрепить карточки с изображением градусника, половника, молотка, калькулятора и мела на доске под представителем соответствующей профессии).
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие.

Посмотрите на нашу доску с профессиями. У меня в руках карточки. Я задам вопросы, а вы ответьте на них и прикрепите карточки к людям соответствующих профессий. Скажите, что делают:
• врач (лечит людей);

• повар (готовит еду);
• строитель (строит дом);
• бухгалтер (считает деньги);
• учитель (учит детей).
Воспитатель: Хорошо. Вы большие молодцы: рассказали Незнайке о профессиях людей.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Воспитатель: Отдохнули и садимся на стулья.
Ребята, в мире много профессий и каждая из них интересна по-своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Но каждая из них по - своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь ты врач, строитель или повар - о твоей профессии обязательно сложена загадка.

Отгадывание загадок о профессиях.
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки, а вы мне скажете и покажете, о каких профессиях говорится.
На столе лежат картинки с изображением разных профессий, дети выбирают отгадку.
***
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
***
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет .
(Пилотом)
***
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит.
(Пожарный)
***
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает.
(Врач)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает.
(Продавец)

Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня.
(Воспитатель)

Воспитатель: Профессий очень много, каждая по- своему хороша. Мы уже сейчас должны задуматься о будущей профессии. А я знаю ребята, которые с детства мечтали о какой-то профессии, читали про нее много, интересовались всем, что с ней связано и потом стали очень хорошими специалистами.

Итог занятия
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке: рассказали ему, что такое профессия? Какие профессии бывают? Мы думаем, когда Незнайка вырастет, он обязательно выберет себе профессию, которая ему нравится и приносит пользу людям. Мы ему это искренне желаем!
- Ребята, с какими профессиями мы познакомились? (ответы детей)
- А кем хотите стать вы, когда вырастите? (ответы детей)
Ребята, спасибо вам, мне было интересно с вами. А вам что больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, благодарит за участие.

Читайте также: