Конспект занятия по художественной литературе в средней группе на тему профессии
Обновлено: 06.07.2024
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Оборудование:
Ход занятия:
Загадки о профессиях
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Встаём он очень рано,
Ведь его забота -
Всех отвозить
По утрам на работу.
(Водитель)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
(Доктор)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит .
(Строитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает .
(Продавец)
у меня есть карандаш.
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому что я — …
(Художник)
Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыплет лед.
(Дворник)
Перетянут он ремнем,
каска прочная на нем.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнем.
(Пожарный)
Учитель рассказывает, учит, пишет, жарит.
Повар варит, жарит, лечит, печет.
Шофер ездит, тормозит, рисует, ремонтирует.
Парикмахер стрижет, строит, сушит, красит волосы.
Садовник сажает, копает, солит, подрезает.
Артист — артистка.
Певец — певица.
Садовник — садовница.
Уборщик — уборщица.
Писатель — писательница.
Учитель — учительница.
Продавец — продавщица.
Пианист — пианистка.
Мы лопаты взяли
(Движения, имитирующие носку лопаты на плече)
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два —
Вот как раскопали.
(Движения, имитирующие копание лопатой)
Грабли в руки взяли,
(Движения, имитирующие носку граблей на плече)
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два —
Вот как причесали.
(Движения, имитирующие работу граблями)
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два —
Вот как мы сажали.
(Сесть на корточки, кистью сложенной в щепоть тыкать в пол)
Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два —
Вот как поливали.
(Движения, имитирующие полив грядок из лейки)
Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два —
Вот как собирали.
(Наклоны с опусканием рук)
Хоровод и песни
Сами затевали.
(Встать в круг)
Раз-два, раз-два —
Вот как затевали.
(Ходьба по кругу, держась за руки)
Дети называют название инструмента, профессию мастера, с ним работающего и подбирают соответствующую картинку.
Один молоток — много молотков.
Одна лопата — много лопат.
Одна иголка — много иголок.
Одна кисточка — много кисточек.
Одна кастрюля — много кастрюль.
Один шприц — много шприцов.
Один билет — много билетов.
Перед детьми выкладываются несколько инструментов, затем один из них незаметно убирается. Дети должны назвать, какого инструмента не стало.
Чтение стихотворения
Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких делах в нем говориться.
У жителей города или села
Всегда неотложные дома дела.
Работа везде по хозяйству найдется:
То кран потечет, то рубашка порвется.
То крепкий скворечник пора смастерить,
Шуруп завернуть и гвоздик забить
Разрезать бумагу, заштопать носок,
Покрасить окно, побелить потолок…
Немало у нас с урожаем хлопот!
Сначала придется вскопать огород,
Старательно комья земли разрыхлить,
Дрова нарубить и траву накосить.
Поэтому нам инструменты даны;
Они для различной работы нужны.
Скорей инструменты мы в руки возьмем
И действовать ими умело начнем!
Вспомните и назовите, какие дела перечислялись в стихотворении.
А теперь попробуем и мы выполнить некоторые из этих дел.
Работа на листах бумаги с заготовленными заданиями
Водопроводчик починил трубу и теперь вода течет по ней и попадает в наши дома. Нарисуйте голубым карандашом линию внутри трубы от начала и до самого крана. Постарайтесь не выйти за край трубы.
Нужно прибить картинки-фигуры к стене. В место, куда нужно забить гвоздь, поставьте карандашом точку. Постарайтесь поставить точку в самом центре фигуры.
Вот эти поленья нужно разрубить пополам — провести линию сверху вниз ровно посередине полена.
Мы сейчас бревно распилим:
Раз, два, раз, два.
Будут на зиму дрова.
Дети встают парами берутся за руки и имитируют процесс распилки дров.
Закрасьте оконную раму — раскрасьте ее цветным карандашом. Цвет можете выбрать любой, но старайтесь не замазать стекло — не выйти за пределы рамы.
Заштопаем нитками дырки на пяточках носков — заштрихуем их карандашами по образцу.
Одна нога выставлена вперед, повороты туловища влево и вправо с махами прямых рук.
Детям предлагается отверткой закрутить шуруп в деревянный брусок. Перед работой проводится инструктаж по безопасности при работе с отверткой.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Предварительная работа: Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры.
Содержание организованной деятельности детей
1. Мотивационно-целевая ориентация
- Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.
- Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)
- А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)
Беседа с детьми о прочитанном произведении.
- Вам понравилось стихотворение?
- О каких профессиях говорится в произведении?
- Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?
- Кем работают ваши родные?
- О какой профессии вы мечтаете? Почему?
- Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)
- Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства, поэтому я вам предлагаю
небольшую физкультурную минутку.
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать.
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно.
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
И на место снова сели. (Дети садятся.)
3. Беседа о военных профессиях
- А сейчас я вам предлагаю посетить выставку.
- Как вы думаете, кто нарисован на этой картинке? (Моряк.)
- Как вы догадались, что это моряк? (Бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский воротник.)
Показываю иллюстрацию с изображением летчика. Обращаю внимание на зеленый цвет одежды и шлем. Далее рассматриваем пограничника. Рассматривание картин также идет с вопросами беседы.
На этих картинках изображены военные, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это наша армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. Военных также называют Защитниками Отечества
- А как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, Россия.
- В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
- Ребята, может быть, вы знаете еще какие-нибудь военные профессии? (Артиллеристы, танкисты, ракетчики, солдаты.)
Ребята, как вы думаете, женщины могут быть защитниками Отечества? Сегодня женщин можно встретить в рядах вооруженных сил. Чаще всего они работают врачами и медсестрами. Но бывают и другие военные профессии, где заняты женщины, например: радистки, диспетчеры связи и т.д.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
- А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны. (Ответы детей.)
• расширять представления дошкольников о видах труда; о различных профессиях;
• упражнять в определении профессий по описанию, показе предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки
• формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;
• способствовать проявлению уважения к труду взрослых;
• Проведение занятий, экскурсий, целевых прогулок по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с профессиями;
• проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр на занятиях и вне занятий, на прогулке;
• приобретение и изготовление воспитателями совместно с детьми и родителями необходимых атрибутов, инструментов, предметов для закрепления у детей знаний о профессиях и обыгрывания в играх;
• чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями;
• отгадывание загадок о профессиях, атрибутах профессий;
• заучивание стихотворений о профессиях;
• знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Средства
Индивидуально – дифференцированный подход
Малоактивных детей побуждать отвечать на вопросы воспитателя
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель приглашает детей к себе:
- Ребята, давайте встанем в круг и немного поиграем. (Воспитатель кидает мяч детям и задает вопрос). Кто мне скажет, чем мы занимаемся в детском саду?
Воспитанники: играем, рисуем, лепим, дружим, узнаем много нового и интересного и т. д.
Воспитатель: Правильно, ребятки, почти всё сказали о том, чем мы занимаемся. Но кое-что забыли. Я вам сейчас подскажу, а вы расскажете.
Ведь в детском саду мы занимаемся ещё и трудом!
Воспитанники: поливаем цветы, накрываем на стол, убираем игрушки после игры и т. д.
- Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Дети, сейчас вы ходите в детский сад, потом пойдёте в школу, а, закончив её, будете трудиться, как все взрослые – ваши папы, мамы.
Он носит белый халат?
Он пользуется половником?
Он стрижет ножницами? И т. д.
Воспитатель: А что было бы, если бы не было этой профессии?
Воспитатель: А что было бы, если бы не было этой профессии?
Какие вы молодцы, ребята! Знаете о важности всех профессий!
Много профессий
О них поговорим сейчас:
Вот швея рубашки шьет,
Повар варит нам компот,
Самолет ведет пилот -
На посадку и на взлет.
Доктор ставит нам уколы
И охранник есть у школы.
Каменщик кладет кирпич,
А охотник ловит дичь
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь,
Надо много знать, уметь
Хорошо дружок учись!
И, конечно, не ленись!
(ребёнок изображает действиями профессию, а все дети пытаются отгадать эту профессию).
(дети проговаривают пословицы и поговорки) Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку – он называет пословицу или поговорку о труде, другой ребенок раскрывает смысл поговорки.
Есть терпенье, будет и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело
- А у меня для вас есть загадка, послушайте:
Кто с вами считает и читает,
Рисует и играет,
На прогулку ходит
И гимнастику проводит?
( дети: это воспитатели)
Воспитатель: Моя профессия – воспитатель! Я воспитываю детей, помогаю узнавать много нового и интересного, помогаю научиться играть. Мне для работы нужны игрушки, книжки и т. д.
А вы кем хотите стать когда вырастите? Зачем нужна ваша профессия и что вам будет нужно для работы?
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М, 2003.
- А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску (на доске вывешены картинки с изображениями повара, врача, учителя, воспитателя, строителя, продавца, пожарного, парикмахера, полицейского).
- Давайте ответим на вопрос, кем трудятся изображенные на них люди (кто этот человек, кем и где работает, какую пользу приносит людям).
Видите, ребята, труд врача помогает людям быть здоровыми. Скажите, кто из вас хочет стать врачом в будущем?
Давайте поможем врачу, повару, строителю, бухгалтеру и учителю (возвращаемся к карточкам на доске) выбрать инструмент, который помогает ему в работе (предлагаем ребятам закрепить карточки с изображением градусника, половника, молотка, калькулятора и мела на доске под представителем соответствующей профессии).
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие.
Посмотрите на нашу доску с профессиями. У меня в руках карточки. Я задам вопросы, а вы ответьте на них и прикрепите карточки к людям соответствующих профессий. Скажите, что делают:
• врач (лечит людей);
• повар (готовит еду);
• строитель (строит дом);
• бухгалтер (считает деньги);
• учитель (учит детей).
Воспитатель: Хорошо. Вы большие молодцы: рассказали Незнайке о профессиях людей.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Воспитатель: Отдохнули и садимся на стулья.
Ребята, в мире много профессий и каждая из них интересна по-своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Но каждая из них по - своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь ты врач, строитель или повар - о твоей профессии обязательно сложена загадка.
Отгадывание загадок о профессиях.
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки, а вы мне скажете и покажете, о каких профессиях говорится.
На столе лежат картинки с изображением разных профессий, дети выбирают отгадку.
***
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
***
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет .
(Пилотом)
***
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит.
(Пожарный)
***
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает.
(Врач)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает.
(Продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня.
(Воспитатель)
Воспитатель: Профессий очень много, каждая по- своему хороша. Мы уже сейчас должны задуматься о будущей профессии. А я знаю ребята, которые с детства мечтали о какой-то профессии, читали про нее много, интересовались всем, что с ней связано и потом стали очень хорошими специалистами.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке: рассказали ему, что такое профессия? Какие профессии бывают? Мы думаем, когда Незнайка вырастет, он обязательно выберет себе профессию, которая ему нравится и приносит пользу людям. Мы ему это искренне желаем!
- Ребята, с какими профессиями мы познакомились? (ответы детей)
- А кем хотите стать вы, когда вырастите? (ответы детей)
Ребята, спасибо вам, мне было интересно с вами. А вам что больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, благодарит за участие.
Читайте также: