Конспект занятия по фольклору с элементами математики в средней группе детского

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Жихарева Наталья Петровна

Населенный пункт: Алтайский край, г. Камень-на-Оби

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);

Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;

Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;

Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;

Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.

Предварительная работа: загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.

Ход занятия

Эмоциональный настрой на занятие:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

( Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)

Сюрпризный момент:

- Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим.

(Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)

- Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!

Беседа с детьми на стульчиках:

- Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.

- Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.

- Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!

- Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.

- Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.

- Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.

- А, какое у вас настроение? Ответы детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.

- Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.

- Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)

Ариша: Солнышко, покажись,

К нам скорей приходи

И тепло принеси!

Вадик: Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко!

Хором: «Приди, приди, солнышко,

Загляни в оконышко,

- Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)

- Значит нам пора в путь.

Отправляемся мы в лес

Полный сказочных чудес!

( Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):

По ровненькой дорожке (Идут шагом)

Шагают наши ножки.

По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)

По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)

В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)

- Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)

Ой, ребята, тише, тише!

Кажется, я что – то слышу.

- Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.

Загадка:

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)

- Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.

- Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!

- Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.

Загадка

Он в лесу один живет,

Там он воет и поет.

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Может скушать целый полк,

Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)

- А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.

- Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?

Егор: Шел волчище через мост,

Четыре лапы, пятый хвост

Если мост провалится,

То волчище свалится!

Кирилл: Барашек на лугу гулял,

Барашек рожки потерял.

Шел стороной голодный волк,

Барашка он зубами щелк!

- Я знаю, что Катя тоже знает считалку.

Катя: Волки рыщут,

Мы вначале их поймаем,

А потом и поиграем.

- Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.

- Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.

(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так! ( С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).

- Слушаем новую загадку.

Загадка:

Всю зиму спит в берлоге.

Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)

Уж ты Мишенька – медведь

Что ты вздумал реветь?

Не лежи на боку,

Мы разгоним тоску!

Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.

Дети: Мы в густом лесу гуляли

И медведя повстречали.

Он под ёлкой сидит,

Растянулся и храпит.

Говорком: Тише, тише не шумите

Вы медведя не будите.

Медведь: Надоело Мишке спать

Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей?)

- Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.

- Ребята, давайте поблагодарим медведя.

-До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.

Загадка

Повстречалась нам она:

Притаилась за пеньком

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы )

- Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?

Потешка:

Все вместе: Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Воспитатель: Зачем ей хворост?

Дети: Печь топить.

Воспитатель: Зачем ей печь?

Дети: Обед варить.

Воспитатель: Зачем обед?

Дети: Гостей кормить.

Воспитатель: А гости кто?

Дети: Медведь с женой,

- Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.

Матвей: Лиса-лисонька-лиса,

Лиса - рыжая краса,

У амбара пробегала,

Крынку с маслом увидала.

Стоит крынка в холодке

В огороде, в уголке.

- Как бы в крынку влезть,

Как бы масло съесть?

- Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!

- Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.

(Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)

Вижу, вижу теремок,

Из трубы идёт дымок.

Видно, в гости нас там ждут,

(Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)

Бабушка Варвара:

-Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!

( Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).

Список литературы:

Песенка-потешка с движениями "Мы на луг ходили"

(слова В.Кукловской, перевод с украинского Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко).

Дети водят хоровод и поют:

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)

Вот так, на лугу

Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)

Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)

Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу пальчиков.)

В дудочку дудели

В дудочку дудели

Зайку мы будили (Показывают игру на барабане.)

В барабаны били

В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

ВложениеРазмер
konspekt_ood_po_matematike_1.docx 40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

с математическим содержанием

в средней группе ДОО

(занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные си туации.

  • Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте (используя различные анализаторы), о сравнении чисел;
  • Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах;
  • Продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве, в частях суток.
  • Развивать поисковую деятельность детей;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам;
  • Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.

-Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в путешествие по русским народным сказкам. Путешествие будет необычное, чтобы добраться до каждой сказке, нам нужно будет выполнить задание. И так, отправляемся к первой сказке, слушаем задание.

Перед вами лежат цифры, я вам буду простукивать в бубен, а вы внимательно посчитаете, сколько было стуков, и обозначите это цифрой. (Дети выполняют.) И еще здесь небольшое задание. Перед вами лежат полоски натянутые тканью, под тканью пуговки, нужно их сосчитать и обозначить цифрой. (Дети выполняют.)

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили эту сказку, отправляемся ко второй сказке.

А теперь мы поиграем с мячом. Я буду каждому из вас, по очереди, бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать на вопрос и возвращать мне мяч.

1. Сколько носов у трёх китов? (3)

2. Сколько ушей у двух мышей? (4)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Какой сегодня день недели?

6. Сколько раз в году бывает день рождения? (1)

7. Какое сейчас время года?

8. Кто больше: маленький бегемот или большой муравей? (бегемот)

9. Сколько колёс у трёхколёсного велосипеда? (три)

10. Назови части суток по порядку (утро, день, вечер, ночь)

11. На груше выросло 2 яблок, а на ёлке только одно. Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного, На этих деревьях яблоки не растут.)

12. Сколько орешков в пустом стакане? (Нисколько. Стакан пуст.)

13. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

14. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).

15. Из какой посуды невозможно ничего есть? (Из пустой.)

Молодцы, и с этим заданием вы справились, вот мы и приблизились ко второй сказке.

Ребята, как обманула Маша медведя? (ответы детей). Чем закончилась сказка? (ответы детей). Отправляемся дальше.

Даётся определённая последовательность геометрических фигур:

  • детям с низким уровнем – продолжить ряд;
  • детям со средним уровнем – продолжить ряд, увеличив
  • детям с высоким уровнем – продолжить ряд и придумать

Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились. Вот мы и подошли к третьей сказке.

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Наклонился левый бок.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Согнем левую ножку,

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Пододвиньте к себе поднос с картинками и полоску, на которую будем выкладывать картинки. Послушайте задачу. На опушке леса росло 4 ёлочки (дети выкладывают на верхнюю полоску ёлочки) и под каждой ёлочкой росли по одному грибочку. Сколько было ёлочек, а грибочков? Как можно сказать ещё про них? (их было поровну). Позже заметили на полянке ещё одну ёлочку. Сколько стало ёлочек? Чего больше и на сколько? Что нужно сделать, чтоб ёлочек и грибочков стало поровну? Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Всё внимание на доску. На арену цирка вышел выступать первым лев, потом вышел кот, после кота медведь, потом лошадь, ну и последней выступала собака. Посмотрите внимательно, кто за кем стоит, и скажите мне, кто был первым? вторым? третьим? Четвёртым? Пятым? Каким по счёту стоял лев? А лошадь? Собака?
Молодцы всё сказали верно. Вот и подошли к следующей сказке. Слушаем отрывок:

— Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!

1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,

3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

4) «Хвост пушистый, мех золотистый.

(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).

- А как можно назвать всех этих животных одним словом?

Предложить детям нарисовать свою любимую сказку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Приобщение детей к математике через устное народное творчество

В статье описывается, как развить интерес к математике посредством устного народного творчества. Статья будет интересна воспитателям детских садов и родителям.



Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо.


Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.


07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к.


Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные .

Интегрированное занятие в средней группе по математике с использованием элементов русского фольклора.

Оценить 379 0

Конспект интегрированного занятия в средней группе по математике с использованием элементов русского фольклора.

Предварительная работа:

Формирование знаний о зимующих и домашних птицах, о домашних животных с использованием в данных темах русского народного фольклора (отгадывание загадок, чтение потешек, прибауток, подвижные и народные игры, пальчиковая гимнастика, конструирование).

Образовательные:

Формирование навыков счёта в пределах пяти.

Закрепление в речи количественных и порядковых числительных (один, два, три, четыре, пять – первый, второй, третий, четвёртый, пятый).

Формирование представления о том, что последующие число на единицу больше предыдущего.

Формирование навыка узнавания, различения и называния геометрических фигур, их величину.

Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Формирование и расширение словаря.

Актуализация наречий слева, справа, над, под, посередине, из-за.

Коррекционно – развивающие:

Развитие мыслительных операций, речевой деятельности, моторики, зрительного восприятия и внимания, чувства ритма.

Воспитательные:

Воспитание интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям, инициативности навыков взаимодействия в игровой деятельности.

Воспитание навыка слушать друг друга.

Ход занятия:

Показ ответа на картинке. Правильно! Как вы думаете кто мог сделать такую красивую игрушку своими руками? (ответы детей).

Серёжа, поставь лошадку посередине фланелеграфа. Молодец!

«Ходит по двору будильник

Разгребает лапой сор

Расправляет с шумом крылья

Вероника поставь петушка слева от лошадки. Молодец!

«Она летать умеет,

Её пух и перья греют.

Катя Н.поставь птичку справа от лошадки. Молодец!

«Не говорит, не поёт.

А кто к хозяину идёт –

Алёша поставь собачку под лошадкой. Молодец!

Дима поставь кошку над лошадкой. Молодец!

«Вы послушайте ребята, я хочу вам рассказать

Родились у нас котята, их по счёту ровно пять.

Приходите к нам, ребята

Посчитаем вместе котят (выкладывание и счёт котят по одному).

Ребята, посмотрите внимательно на котят. Все ли они одинаковые? (разные).

Который по счёту котёнок отличается от всех остальных котят? (пятый).

Чем отличается он от других котят? (пятый низкий, а другие котята высокие).

Сколько всего котят? Пересчитайте их.

Если я уберу пятого котёнка, не такого, как все. Котят станет больше или меньше?

Давайте проверим (дети считают, всего четыре котёнка).

Скажите четыре больше или меньше пяти? (меньше). Я убрала одного котёнка и их стало меньше. Значит четыре меньше пяти на один. Молодцы! Похлопали себе.

Богат Ермошка – у него собака да кошка,

Петушок да курочка, селезень да уточка,

Вот как кошка на окошке

Шьёт рубашку для Ермошки!

Собака – пустолайка лепёшки печёт.

Кот в уголке сухари толчёт.

Кто мяукнул у дверей? –

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Попробуйте собрать изображение кошки из геометрических фигур, которые лежат у вас в контейнерах. (если не получается, подсказать). Какие красивые получились кошки!

Какие фигуры вы взяли, чтобы собрать их? (круги, треугольники).

Сколько кругов понадобилось? (два).

Какие они по размеру? (один большой и один маленький).

Сколько треугольников вы взяли? (пять).

Какие они по размеру? (один большой, два поменьше и два маленьких).

Молодцы! Похлопали себе.

См. приложение

Ребята, покажите у кого большие, круглые ватрушки.

У кого маленькие, овальные ватрушки.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Дедушка Егор/ Алёша

Внуки/ Сергей и Мирон

Кошки/ Анжелика, Вероника

Едет дедушка Егор

Жена на коровке

Внуки на козлятках.

А я тоже еду! К бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке!

По ровной дорожке на одной ножке!

По ямкам и кочкам.. Всё прямо и прямо..

У речки на полянке

Гулял Козёл в кафтане

Подсел Козёл к костру

Прожёг Козёл дыру!

Бабушка кашу варит

Внуков кашей кормит

В лесочке, лесочке

Стоит избушка на кочке

Сидят кошки под окном

Пряники жуют и песенки поют:

Дома матушка вас ждёт,

Ватрушки для всех печёт,

С корочкой хрустящей,

С начинкой настоящей.

Всем по две дала:

Жоре- две, Диме- две, Кате- две.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

1. Воспитывать ум ение работать с амостоя тельно и в коллекти ве.

рассматрива ние сюжетных картинок по теме; о тгадыван ие загадок; чтение сказок;

Давайте встанем в круг и п оздороваемс я со всеми ребятам и и поделимся друг с

- Молодцы и спа сибо что поделили сь своим хо рошим настр оением.

- Ребята, а вы лю бите сказки? Д има, какая у тебя люб имая сказка? Тас я, у тебя?

- Дети, вы знаете, ска зочные герои з овут нас с вами в сказки. Даже письм о

прислали. Посмот рите. Воспитат ель показывает письмо.

путешествие. Вас ждут приключен ия, интересные за дания. А что бы вы к нам

попали, мы посылае м вам ковер – самолет, но чт о бы он полетел надо правил ьно

- Ребята, отправимся в путешествие ? Поможем вып олнить задания с казочным

Итак, чтобы наш ковер - самолет полетел надо правильн о расположить

- Ребята, как называю тся эти фигур ы? (геомет рические)

- Молодцы, готов ы лететь в сказки ? Тогда заним айте места на в олшебном ковре.

Читайте также: