Конспект занятия по экологии вода старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

Материал: Ведёрко с капельками бумажными, на которых написаны загадки; карточки с рисунками-ответами на загадки; ведёрко со снегом, письмо; воронки, стаканчики на каждого ребёнка, плакат с изображением круговорота в природе, модели охраны природы, бумажные капельки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое-отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу. (Вода)

Правильно мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть? (в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?

Вывод: Вода-это жизнь.

А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды. (Звучит музыка). Дети открывают глаза, слышится голос.

Воспитатель: - Ребята! Да это же сама Царица вода.

Царица вода: Приглашаю вас в моё царство. Но, чтобы продолжить путешествие вы должны отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках. (Дети по очереди достают из ведёрка капельки с загадками, воспитатель читает в слух).

Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут. (дождь)

У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт- гвоздь упадёт. (сосулька)

Пушистая вата-плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако, туча)

С неба- звёздой, в ладошку- водой. (снежинка)

Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки (правильно это всё состояние воды).

Царица вода: Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. А вы знаете о моих свойствах? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой.

Воспитатель: давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Дети по очереди называют свойства воды). — Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Царица воды : предлагаю вам поиграть в интересную игру, в которой вы узнаете ещё об одном явлении в природе.

Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: А называется природное явление, в которое мы играли, круговорот в природе. Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (Дети рассказывают с помощью плаката, дополняют друг друга.)

Царица вода: Продолжим путешествие, приглашаю вас в мою волшебную лабораторию.

Воспитатель: Ребята! Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты) Кто работает в лаборатории? (Учёные-лаборанты). Какую одежду одевают лаборанты? (белые халаты)

Мы с вами будем настоящими лаборантами. Одевайте белые халаты. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. А какие же мы будем делать эксперименты? Посмотрите, в лаборатории Царица вода оставила конверт и ведёрко. Давайте прочтём письмо. Дорогие гости. Я приготовила для вас сюрприз, принесла с вашего участка снег. И хочу узнать чистый он или нет?

Воспитатель: Давайте посмотрим в ведёрко. Что случилось со снегом? (Он растаял, превратился в воду) А почему он растаял? Какая вода в ведёрке? (талая) Мы будем проводить опыт с талой водой. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный?)

Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду. Скажите для чего нужен фильтр? Фильтр нужен для очистки воды. Будем с вами фильтровать воду. Берём марлю, разворачиваем, положили вату с права, сворачиваем два раза. Давайте вспомним, из чего мы сделали фильтр? (Ответы детей)

Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Достаньте фильтр, положите в тарелочку, посмотрите на фильтр. Что видите? Посмотрите в баночку, какая вода? (Чистая, профильтрованная). Что мы выяснили, когда провели опыт? Мы узнали, что снег грязный.

Вам понравилось в лаборатории?

Царица вода: Ребята! Вы познакомились с таким явлением в природе, как Круговорот воды в природе. Научились очищать воду. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случиться, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? (Дети отвечают на вопросы. Рассматривают модели охраны воды, обсуждая).

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.

1. Сформировать у детей знания о некоторых свойствах и особенностях воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.

2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

3. Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к воде;

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, растений, животных.

4. Чтение художественной литературы.

5.. Наблюдения за водой в природе во время прогулок (осадки, сезонные явления).

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, текучая. Приучать отвечать полным ответом.

Ход занятия:

Воспитатель: - Чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить (ответы детей – о воде)

Воспитатель: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар). (картинки)

Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная. Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? (Пресная.)

А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)

Как вы думаете, какой воды на земле больше солёной или пресной?

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем (Ответы детей: пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем).

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня есть две капельки, какие они?

Дети: Одна веселая – она радуется, а другая грустная – она плачет.

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы ребята должны угадать к какой капельке она подходит и почему, в конце игры мы узнаем, почему у наших гостей разное настроение.

(Воспитатель показывает разные картинки с ситуациями, дети определяют настроение капелек, объясняют свой выбор)

Картинки с ситуациями:

1 Мальчик купается в чистой воде. (Человек будет здоров, рыбы и животные не погибают, все пьют чистую воду).

2 Неисправная сантехника, льется вода. (Водные запасы могут исчерпаться).

3 Девочка бросает мусор в речку. (Загрязняется вода, от мусора могут погибнуть рыбы).

4 Счетчики на кране (Это экономит воду).

5 Заводы сбрасывают свои отходы в реки, озера и … (Рыбы гибнут от грязной воды).

6 Мальчик собирает мусор на берегу реки (За собой после отдыха надо убирать).

7 Человек моет машину на берегу реки (Загрязняет воду).

8 Из крана капает вода (Запасы истощаются, надо починить.)

Воспитатель: Ребята, а как сделать так, что бы пресной воды хватило вам на долго? (нужно беречь её). А как это сделать (ответы детей: не включать сильно кран, когда моешь руки, выключать воду не баловаться водой и т. д.)

Физминутка: К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз-это брасс

Одной, другой - это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в нашу мини лабораторию и рассмотрим воду.

Подойдите все к столу. (Воспитатель одевает белый халат). Вспомним правила нахождения в лаборатории:

-не шуметь - этим мы мешаем другим

-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

-закончив наблюдение, сделать вывод.

1 Свойство: Вода текучая.

Опыт 1. Воспитатель: Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки. .Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы и она примет эту форму.

Воспитатель:- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. (прикрепить на доску)

Опыт 2. Воспитатель: - А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь (ответы детей)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

3 Свойство: Вода не имеет вкуса

Опыт 3. Воспитатель:- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

4 Свойство: Вода – растворитель

Воспитатель: - давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой кусочек сахара, которой находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с сахаром? А что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей)

Вывод: оказывается, вода растворяет и может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. Воспитатель: - Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Опыт 6. - Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь.

Воспитатель: - Я сейчас в воду добавлю немного гуаши, и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках? (ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? - Понравилось вам наше занятие. Какой опыт был самым интересным? Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие посвящено экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.


Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

- об основных свойствах воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, формы, жидкая - жидкость (льётся), может иметь разное состояние; лёд (твердое состояние воды);

-о значении воды в жизни людей и животных;

- об использовании воды человеком, необходимо её экономить.

- с круговоротом воды в природе.

- с глобусом, как моделью Земли.

- составление сложноподчиненных предложений;

- координацию движений с речью.

2. Развивающие задачи:

- развивать желание отвечать целым предложением;

- развивать логическое мышление, произвольную память, внимание;

- развивать умение анализировать и делать выводы, самостоятельно добывать знания;

- развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу;

- умение работать в минигруппах, в коллективе.
Словарная работа: жидкость, свойства, состояние воды, фильтр, круговорот воды в природе.

Оборудование: глобус, картинки-символы о свойствах воды, фартушки по количеству детей, емкость с горячей водой, зеркало, соль, сахар, лимонная кислота, стаканчики с водой, одноразовые ложки, стаканы-фильтры, миски с водой, камень, пластиковая игрушка, песок, монета, бумажная салфетка, трубочки для сока, значки улыбающиеся и грустные, значки для детей, мультфильм про круговорот воды в природе, телевизор, 2 стакана, подкрашенная вода, подсолнечное масло.

Ход занятия:

Орг момент

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

- А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Основная часть занятия

- Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно. Что же здесь написано.

- Ребята, посмотрите здесь какой-то предмет. Кто знает что это?

- Это глобус – маленькое изображение нашей Земля.

- Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какой? (голубой).

-А почему? Этой краски на глобусе больше, чем зеленой, коричневой, белой. Что на глобусе обозначает голубой цвет? Правильно, это вода. На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. Нашу планету еще называют “Голубая планета”.

- Ребята, а скажите какую воду называют пресной? (несоленую)

- Где мы можем взять пресную воду? (из рек, озер)

- А какой воды больше: пресной или соленой? (соленой, потому что объем воды в реках меньше, чем в океанах и морях)

- Как мы используем воду? (Пьем, чистим зубы, умываемся, стираем, моем полы, готовим еду и так далее).

- Ребята, в нашей посылке кажется есть еще что-то (достаю картинки). Ага, я кажется догадалась, это Волшебница вода решила нас проверить, она хочет услышать, что мы знаем о ней.

Давайте вспомним, для чего нам нужна вода?

Вода нужна не только человеку, но и….. животным, и растениям.

А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут …лодки, теплоходы, яхты, корабли, которые везут груз или пассажиров.

Без воды не приготовить… пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства.

Стих с движениями:

Давайте расскажем стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Разводим руки в стороны

В луже, в море, в океане

Руками показываем маленький круг, побольше и руки в стороны

и в водопроводном кране,

Соединить большой, указательный и средний палец вместе,

Как сосулька замерзает,

в лес туманом заползает,

Пальцы расставляем в стороны и поднимаем руки вверх,

слегка дрожа ими

На плите у нас кипит,

Прямой рукой провести линию в воздухе

паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

не наесться, не напиться.

Имитируем движения

Смею вам я доложить:

без нее нам не прожить.

- Смотрите, тут еще какие-то непонятные знаки.. Это же свойства воды.

НА ДОСКЕ ЗНАКИ ПРО СВОЙСТВА ВОДЫ

Мы на прошлых занятиях говорили о том, что:

- вода это..жидкость, у которой нет… запаха, цвета и вкуса.

- у воды нет формы, она принимает форму.. сосуда в котором находится.

- она может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т.е. паром.

- Сейчас поиграем в игру. Я буду называть вам агрегатное состояние воды, а вы мне в ответ, где можно его встретить.

Твердое состояние: лед, снег, иней, град.

Жидкое состояние: река, озеро, море, ручей, дождь.

Газообразное: пар, туман, облака.

- А как же вода не исчезает, ведь люди используют её везде, а она не заканчивается? Почему это происходит?

- Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Поэтому вода не исчезает. Волшебница вода приготовила нам небольшой мультфильм, давайте его посмотрим.

Просмотр мультфильма про круговорот воды.

- Итак, о чем был этот мультфильм? Правильно, о том, какой путь совершает вода, чтобы никогда не заканчиваться. Но мне бы хотелось проверить это опытным путем, как ученые.. а где ученые проводят опыты?

- Чтобы проверить свойство воды испаряться, давайте и мы отправимся в лаборатории. Но превратиться в ученых-исследователей могут только те, кто знает волшебные слова:

Науку я люблю,

Жить без нее я не могу.

Она везде, она вокруг,

Она наш самый нужный друг.

Познавательно- исследовательская деятельность детей

Опыт с горячей водой и зеркалом:

Давайте проверим, правда ли горячая вода испаряется если сталкивается с холодным предметом. У меня есть горячая вода и зеркало. Я поднесу его к воде.

ВЫВОД: От сильного нагрева горячая вода превращается в пар и её капли собираются на поверхности стекла, остывают и превращаются в капли, которые потом опять стекают вниз.

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

- А теперь давайте узнаем другие свойства воды.

- А сейчас в стакан с водой положим вещества, которые у вас в стаканчиках. Давайте посмотрим, что получилось.
ВЫВОД ДЕТЕЙ: ВОДА МОЖЕТ РАСТВОРЯТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА И МЕНЯТЬ СВОЙ ВКУС.

- Давайте попробуем опустить в стакан с водой монетку, пластиковую крышку, камень, бумагу.

- Все то, что утонуло – это предметы тяжелее воды, а что плавает- легче.

ВЫВОД: В ВОДЕ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДМЕТЫ НЕ РАСТВОРЯЮТСЯ, А ТОНУТ, А НЕКОТОРЫЕ ПЛАВАЮТ НА ПОВЕРХНОСТИ.

- А что тяжелее воздух или вода?

ВЫВОД: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.

Опыты с плотностью

Наливаем в стакан подкрашенную воду, затем сверху тонкой струйкой вливаем масло.

ВЫВОД: МАСЛО ИМЕЕТ МЕНЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ, ЧЕМ ВОДА.

В подкрашенную в разный цвет воду добавить сахар: в 1 стакан – 3 ст.л., во 2 – 1 ст.л., в 3 – не добавлять сахар.

Налить в прозрачный стакан воду из 1 стакана, затем из шприца тонкой струйкой наливаем воду из 2 стакана, затем таким же способом из третьего стакана.

ВЫВОД: ЖИДКОСТИ ИМЕЮТ РАЗНУЮ ПЛОТНОСТЬ, ЧЕМ БОЛЬШЕ САХАР В ВОДЕ – ТЕМ ОНА ИМЕЕТ БОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ.

- Мы с вами пьем воду, которая поступает к нам из рек, потому что мы пьем пресную воду, но получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.

Сейчас давайте мы с вами попробуем очистить воду. У нас есть вот такие фильтры. Это марля, которая имеет маленькие дырочки, через которые протечет воды, а мусор задержится.

Итог занятия

- Мы с вами как настоящие ученые, исследователи, узнали все основные свойства воды, её значение для человека и животных. А теперь нужно пройти специальную игру-тест, пройдя которую, вы получите награду от Волшебницы воды.

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – поднимите улыбающееся лицо, если нет – то грустное.

1. На земле много морей, рек, озёр и океанов.

2. Для питья годится соленая вода.

3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд.

4. Вода может растворять некоторые вещества.

5. Чтобы чистой была река, нужно мусор бросать туда.

6. Воду можно очистить с помощью фильтра.

7. Вода может быть только в жидком виде.

8.Без воды нет жизни.

- Убедились, насколько невероятна вода, и насколько она всем живым существам нужна, особенно людям!

- Какой же вывод мы сделаем? Мы, ребята, должны беречь нашу воду, и не загрязнять её.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.

Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Материал к занятию:

Ход занятия:

Воспитатель:

Воспитатель читает стихотворение: Слайд №2

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

А что такое планета Земля? (ответы детей)

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

- Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, — это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду.

Воспитатель: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека – это природа. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

Послушайте стихотворение (воспитатель читает).

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: А без чего не может прожить человек? Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом

Воспитатель: А ещё без чего не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).

Тогда слушайте мои загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит, Слайд № 3 -4 -5

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.) Слайд № 6 -7 -8

Не море, не земля, корабли не плавают

Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,

Ни проехать верхом. ( Болото ) Слайд № 9-10

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Вот, так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно;

Вместе раз – это брасс,

Одной рукой – это кроль,

Все, как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой

А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде? Слайд № 12 – 13 - 14

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель:

Дети, где и какую, вы сегодня видели воду? (в помещении, на улице).

Для чего же нужна нам вода, как мы ее используем? Давайте повторим

(Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

А как же рождается речка? Слайд №15

На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут. Ребята, а какая у нас на Дону протекает красивая река? Как называется? (Дон)

Большая река образуется из множества маленьких ручейков, речек и родников. Любит и бережёт наш народ родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.

-Ребята, а кто пил из вас воду из родника?

-А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)

- Сейчас послушайте стихотворение :

Автор Светлана Фоминых Слайд № 16 -17 -18

Под горою родничок

Он людей к себе влечет.

Люди по воду идут

И домой ее несут.

Как прозрачна и чиста,

И прохладна, и вкусна

- А вы знаете, для чего нужны родники, реки животным и птицам? (Для водопоя)

Родник — бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра. моря будут полноводными.

- А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.

Слайд № 19-25

Воспитатель:

Необходимо следить, чтобы родники, реки, озёра, моря, океаны были чистыми, чт. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? Сахар растворился в воде. Вода является хорошим растворителем.

Вывод: Вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

прозрачность,

не имеет вкуса и запаха,

является растворителем.

обладает текучестью

III. Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали на занятии? (ответы детей).

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.

Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?

( Ответы детей)

Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.

Ведь вода — это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

- Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:

А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.

Шесть советов, как сберечь воду :

Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

- Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

- Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

- На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.

- Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.

-Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождев ой

Берегите воду!

Список используемой литературы:

Читайте также: