Конспект занятия по экологии в средней группе волшебница вода

Обновлено: 06.07.2024

Составила Груменцова Ольга Владимировна
МБДОУ № 40 г. Набережные Челны

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

- Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

- А что такое вода? (Ответы детей)

- Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

- Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

- я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

- Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

- Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задайте детям вопросы.

  • Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
  • Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
  • Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
  • Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
  • Много ли воздуха в этой почве?
  • Для чего ее надо периодически рыхлить?

Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем верните на прежнее место.

Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают "вредителем". Помните? "Роет землю старый крот, разоряет огород". Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых, крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем "вредными"; во-вторых (и это главное!), с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Ход занятия:

- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь.

Наши гости хотят посмотреть, какие вы внимательные, как вы хорошо занимаетесь. Нужно отгадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит,

И в кране шуршит.

- Что это? (вода) Правильно это вода. Мы сегодня будем говорить о воде.

- Дети, послушайте, что-то шумит? (шум воды из крана) Кто-то не выключил воду в умывальнике, нужно закрыть (воспитатель и дети проходят в умывальную комнату, закрывают кран и встречают домовенка Кузю).

- Это домовенок Кузя балуется с водой. Кузя, нельзя оставлять кран открытый, нужно беречь воду. Мы тебе об этом расскажем.

Дети проходят на стульчики.

Вы слыхали о воде? Паром чайника шипит.

Говорят, она везде! Без нее нам не умыться,

В луже, в море, в океане Не наесться, не напиться!

И в водопроводном кране, Смею я вам доложить

Как сосулька замерзает, Без нее нам не прожить.

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

-Мы сегодня будем исследовать воду, что бы узнать какая она вода. Исследование будем проводить в лаборатории. В лаборатории есть компьютер, приборы, которые помогут провести исследования.

Дети становятся вокруг стола: стол накрыт клеенкой, стоит таз, у каждого ребенка песочная формочка и стакан с водой, у воспитателя прозрачный кувшин с водой.

– Как вы думаете, что в кувшине? (вода, воспитатель льет из кувшина воду в таз)

- Что делает вода? (льется). Какой формы она была в кувшине? (как кувшин).

- Какой формы вода в тазу? (вода растеклась)

- Перелейте воду из стаканчиков в формочки. Какой формы стала вода?

- Вылейте воду из формочки в таз.

Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

- Садитесь за столы, продолжим наше исследование в нашей лаборатории.

На столе у воспитателя банка с водой и банка с молоком. В тарелочке камушки. У каждого ребенка стакан с водой, салфетка, кисточка, акварель.

- Какого цвета вода?

- Что в этой банке? (молоко) Кокой цвет? (белый)

- Я сейчас положу камушки в молоко и в воду.

- Где видно камушки? (в воде) Почему? (вода прозрачная)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

- Опустите в воду кисточки. Почему их видите? (вода прозрачная)

- Окрасьте воду в тот цвет, который вы хотите. Я хочу окрасить воду в красный цвет. (Дети окрашивают воду в свой цвет).

- Когда изменяет цвет вода дома? (чай, кофе)

Дети выходят играть.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Дети прячутся под зонт.

Садятся за столы.

Опыт 3-4: Вода без запаха, без вкуса

На столе бокалы на блюдце с прозрачной кипяченой водой по количеству детей, салфетки, чайные ложечки. Сахар.

- Перед вами вода, понюхаете кого она запаха? (без запаха)

- На компьютере отметим, что вода без запаха. (Воспитатель отмечает символом, что вода без запаха)

- Отпейте глоток воды. Какой вкус у воды? (безвкусная, воспитатель отмечает символом, что вода без вкуса)

- У воды нет вкуса. Что бы вода была сладкой, что нужно сделать?

- Правильно, добавьте сахар. Возьмите ложечки, наберите сахар добавьте в воду размешайте и попробуйте. Какой вкус стал у воды? (сладкий)

- Что нужно добавить, чтобы вода была соленой, кислой, горькой? (соль, лимон, перец)

Вывод: вода немеет запах и вкус.

- Расскажите, какая вода, вам подскажут символы компьютера…

- Дети, давайте посмотрим, что сделала Зима.

Дети рассматривают ведерки на окне, в одном снег, а в другом лед.

- На следующем занятии мы исследуем снег и лед.


Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель. Вот какие, молодцы. Ребята, сегодня я предлагаю вам узнать еще больше о воде. Хотите?
Дети. Да.
Воспитатель. Сегодня мы будем исследователями. Но сначала, мне бы хотелось узнать, какие свойства воды вы знаете?
Дети. Вода - прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и цвета, не имеет вкуса.
Воспитатель. Вот ребята вы сказали, что вода не имеет вкуса? Вы уверены в этом? Давайте проверим это свойство воды с помощью опыта.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель дает попробовать детям простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан - сахар, в другой соль, размешать и дать попробовать детям. Дети, скажите, какой вкус теперь приобрела вода?
Дети. Вода стала сладкой и соленой.

Воспитатель. Молодцы. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы дружно отвечайте.
Вода нужна людям для чего?
Дети. Чтобы стирать свои вещи.
Вода нужна малышам и малышкам, зачем?
Дети. Чтобы купаться и плавать в реке.
Вода нужна животным, для чего?
Дети. Чтобы пить, купаться.
Вода нужна человеку, еще для чего?
Дети. Чтобы пить, и поливать растения, цветы.
Вода нужна повару, зачем?
Дети. Чтобы готовить пищу.
Воспитатель. Молодцы, правильно. А теперь послушайте стихотворение. И скажите о чем оно?
Берегите - люди воду!
Ведь вода, так всем нужна
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!

Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть - заводы, не сливайте!
Чайки песен не споют.

Дети. В стихотворении говорится, о том, что воду надо беречь, воды мало, без воды все живое погибнет.
Воспитатель. Да, ребята, воду надо беречь. Вода-это драгоценный дар природы. И мы должны ее беречь. Без воды нет жизни. Все живое погибнет без воды.
Воспитатель. Ребята, вам понравился наш сегодняшний разговор? О чем мы говорили? Понравился, ли вам опыт с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное?
(Ответы детей)
Воспитатель. А в следующий раз мы продолжим наши исследования и узнаем о воде еще много интересного. Спасибо вам ребята.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить детей со свойствами воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

- Ребята, а давайте сегодня мы будем с вами настоящими ученными, а это наша лаборатория. Проходите, занимайте места.

- Сегодня поговорим с вами о воде, ее свойствах. Вы ещё немного знаете о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

- Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

- Посмотрите, я беру стакан с водой и аккуратно переливаю воду в пустой стакан. А теперь попробуйте вы.

-Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на мольберт).

- Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

- А как еще можно проверить, что вода бесцветная? (Ответы детей).

- А я знаю как, я возьму синюю полоску и приложу ее к стакану. Что произошло? Что вы видите через стакан? А почему? Потому что она прозрачная. А через молоко будет видно какого цвета полоска?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? Есть ли у нее вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

-А чтобы вы, ребята, не забыли это, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с сахаром, ложечки).

- Люди научились менять вкус воды. Подумайте, как можно изменить вкус воды? Что в нее можно положить, чтобы вкус изменился?

- А если положить в нее сахар? Посмотрите сначала, как буду делать это я? Я набираю в ложку сахар, ложу в стакан с водой и размешиваю.

- А теперь вы положите в стаканчик с водой сахар и размешайте.

- А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

-Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. А скажите мне для чего нужна вода и кому? Что будет, если воды не станет? (Ответы детей).

- А сейчас, я хочу, показать вам какая еще бывает вода.

- Пройдите все на коврик и удобно усаживайтесь.

( Показ фотографий )

- Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим, что мы узнали о воде.

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода не имеет запаха.

- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

- Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такую же памятку. Согласны?

Читайте также: