Конспект занятия по детскому дизайну в средней группе на тему посуда
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по рисованию в средней группе.
Тема: Посуда для Федоры.
Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
“Познание” - закрепить представления детей о посуде.
“Художественное творчество” - побуждать детей к созданию декоративной композиции.
“Чтение художественной литературы” - продолжить знакомство с творчеством К. Чуковского, побуждать замечать красоту поэтического слова.
“Социализация” - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
“Коммуникация” - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
“Здоровье” - следить за осанкой во время работы.
“Труд” - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.
“Музыка” - развивать эмоциональную отзывчивость на муз. произведения.
Предварительная работа.
Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Материал к занятию.
Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Словарная работа: Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.
Ход занятия
I. Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.
Воспитатель : Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.
Воспитатель дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.
Воспитатель:
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.
Раскололась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!
Воспитатель : Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все тарелки побила . Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
-Из какого материала изготовлена посуда?
- Что общего у всей посуды, которую мы выбрали?
- Почему она так называется?
- Какими узорами украшают мастера свои изделия?
Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали. (Мини-беседа: что такое сервиз)
Воспитатель: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация). Предполагаемое решение: подарить Федоре ранее сделанные тарелки , украсив их росписи.
Воспитатель: Ребята ,сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на посуде. Беру кисть, набираю необходимое количество синей краски, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию в низу отступая от края.
Воститатель: как провожу кистью линию?
Дети: слево – направо ,всей кистью, не отрывая от полоски.
Воспитатель: В центре чашки рисуем цветок (показ).
Воспитатель :Обратите внимание на элементы росписи. Их можно использовать в своих работах.
Но перед тем ,как мы начнем рисовать разомнем , разогреем наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)
Физминутка про посуду
III. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.
Чтение стихотворения
Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.
Увидев, сияя боками, смеётся.
Ей хочется так накормить до отвала.
И кажется, будто положено мало.
Когда всех накормит, попозже тускнеет
И только углами свободно белеет.
Желает быстрее почище умыться,
Чтоб снова улыбкой весёлой светиться.
Вопросы для самоанализа детей:
- Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
- Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
- На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.
Образовательные: Уточнить с детьми название посуды; уметь называть части посуды. Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Уточнить и активизировать словарь по теме.
Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы.
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Развивающие:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, расположение рисунка на силуэте.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч, мешочек с посудой. Гуашь, кисточки, баночки с водой, силуэты сковородок из чёрного картона.
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
Предлагаю вам на ощупь определить название посуды, которая находится у меня в мешочке.
Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Молодцы! Вы все угадали предметы и хорошо рассказали о них.
А теперь подумай те и скажите, как можно назвать эти предметы одним словом.
1) Закрепить знания детей о видах и назначении посуды.
2) Развивать умение самостоятельно украшать посуду.
3) Развивать любознательность, мышление, творческое воображение.
4) Воспитывать у детей самостоятельность.
5) Воспитывать бережное отношение к посуде.
Материалы и оборудование:
1) Иллюстрации с посудой разных народов.
2) Красиво-украшенная чашка и белая чашка.
3) Образцы картонных чашек (для росписи).
4) Кисти, краски, баночки с водой.
5) Игровая кухонная посуда.
Воспитатель: ребята, здравствуйте. Предлагаю отгадать загадки и подумать, о чём же мы сегодня поговорим
• Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая… (ложка)
• Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая… (чашка)
• У кого ответа нет-
В чём сварить себе обед?
На плите стоит чистюля
Суп сварить – нужна… (кастрюля)
Д. : (ответы на загадки)
В. : догадались, о чём мы сегодня поговорим? Объедините эти предметы одним словом
Д. : посуда!
В. : посмотрите на иллюстрации и назовите мне посуду, которую вы видите
Д. : (ответы детей)
В. : вы знаете, какая бывает посуда по назначению?
В. : сейчас я вас познакомлю с некоторыми видами посуды, а вы вспомните, что хорошо их знаете. Посуда бывает кухонная, столовая, чайная и для хранения. Кухонная посуда-эта та, в которой можно готовить еду. Столовая-это посуда для предметы быта, предназначенные для подачи и приема пищи - тарелки, кружки, салатники, блюда и др. А посуда для хранения - это та, в которой ваши мамы и бабушки хранят крупы, чай, соль, сахар и прочие сыпучие продукты. Вспомнили?
В. : а теперь предлагаю поиграть Вам нужно расставить посуду по группам - чайная, столовая, кухонная.
В. : предлагаю рассмотреть тарелку. Как вы думаете, для чего мы её используем? Какого размера бывают тарелки? Все ли тарелки одинаковые по цвету и размеру?
Д. : (ответы детей)
В. : посмотрите, у меня на столе стоит чашка. Предлагаю каждому описать её. Передавайте её по кругу и говорите ёё достоинства
Д. : (ответы детей)
В. : ребята! А теперь посмотрите на наши чашки. Они красивые и из них хочется пить чай, компот, молоко и многое другое. А у малышей обычные белые чашки. Вы хотите помочь малышам? Как мы им можем помочь?
Д. : (ответы детей)
В. : пройдёмте к вашим столам. Здесь уже приготовлены краски, кисти и баночки с водой. Предлагаю украсить чашки для малышей узорами хохломских мастеров или придумать свои оригинальные узоры. Приступайте!
(во время работы воспитатель помогает советом)
В. : а теперь полюбуемся на ваши красивые чашки. Предлагаю сегодня оставить их в группе, чтоб на них полюбовались и ваши родители, а завтра вы их подарите малышам. Думаю, они будут рады таким красивым чашечкам!
Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда рисование чашки с блюдцем. Задачи: Формировать правильное представление о посуде, ее назначении, учить дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная,.
Воспитатель. Здравствуйте ребята.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель. Молодцы, вот как хорошо поприветствовали друг друга.
Раздается стук в дверь. В группу входит медвежонок Винни, в руках у него красивая коробка.
Медвежонок. (Ребенок из старшей группы) Здравствуйте ребята.
Дети и воспитатель здороваются с медвежонком.
Винни. Ребята я пришел к вам с просьбой, помогите мне разобраться. На день рожденья
мне подарили красивую посуду, но я незнаю как с ней обращаться, и для чего она нужна?
Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель. Ребята тебе помогут, правда дети?
Дети. Конечно, поможем.
Воспитатель. Слушай Винни и запоминай. Показывай свою посуду. Но сначала, ответьте пожалуйста, а что такое посуда?
Дети. Посуда это-кастрюля, сковородка, чайник, тарелка, чашка, стакан и т.д.
Воспитатель. Правильно, дети. Одним словом посуда — это предметы для приготовления, приема и хранения пищи. Сейчас мы поиграем в игру и медвежонка научим.
Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. Из нее едят суп.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай или молоко и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб, колбасу, сыр
Это сковорода. На ней можно пожарить картофель, пирожки, яичницу и др.
Воспитатель. Вот какие молодцы, ребята. А известно ли вам ребята, что по назначению посуду подразделяют на следующие виды: Кухонная посуда - предназначена для приготовления пищи. Назовите , что это за посуда? (показ слайдов с изображением кухонной посуды)
Дети. Это-кастрюля, чайник, сковорода, половник.
Воспитатель. А еще есть столовая посуда. Она используется для сервировки стола и подачи приготовленных блюд. А что относится к столовой посуде?
Дети. К столовой относятся: тарелки, блюда, супники, стаканы, и столовые приборы: вилки, ложки, ножи.
(показ слайдов с изображением столовой посуды)
Воспитатель. Правильно, молодцы. А сейчас отгадайте загадку, и узнаете, какая еще есть посуда по назначению.
К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же?
Дети. Чайный
Воспитатель. А теперь назовите чайную посуду.
Дети. Сахарница, чашка, блюдце, заварной чайник и т.д.
(показ слайдов с изображением чайной посуды)
Медвежонок. Вот спасибо вам ребята, что помогли мне разобраться с посудой. Теперь я буду точно знать, что такое посуда. А вам я тоже хочу подарить красивую посуду, чтобы не забывали обо мне. Ну а мне пора в лес, расскажу своим друзьям, что такое посуда. До свидания! (уходит)
Воспитатель. А давайте, ребята немножко отдохнем.
Выполнила: воспитатель первой категории Замятина Светлана Александровна.
Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.
Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её видах и назначении.
Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения
посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
Оборудование: изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.
Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я… (по очереди дети называют себя по имени)
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?
Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.
Воспитатель: а вы когда-нибудь были в гостях у сказочного героя?
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, Буду, буду я посуду и любить и уважать Дети: это бабушка Федора!
Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?
Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.
Воспитатель: я предлагаю вам закрыть глаза, обернуться вокруг себя и
сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!
(воспитатель надевает платок и фартук, берет на себя роль Федоры) Федора: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости.
Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?
Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.
Загадывание загадок.
Среди ложек я полковник. И зовут меня…(половник)
Суп, салат, пюре, котлеты падают всегда в…(тарелке)
А на чай и простоквашу подставляй дружочек…(чашку)
На плите — кастрюль начальник толстый, длинноносый…(чайник)
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с тарелкой отправляю в рот…(ложка)
Будет вкусная еда с золотою коркою, если пользуешься ты… Верно, сковородкою.
Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.
Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей)
Идет рассказ
Федора: Было время, когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно ухаживать за ней? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай, называется чайной.
(Выставляются картинки с наборами посуды) Федора: Посуду изготавливают из разных материалов
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют - фарфоровая.
Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать? – металлическая.
Есть посуда, сделанная из других материалов (Предлагаю детям подойти к столу рассмотреть и потрогать посуду):
Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
Ложка сделана из дерева – деревянная;
Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) – стеклянный;
Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.
– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.
Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, расскажите, для чего она предназначена и к какому виду относится.
Например: Кружка, она сделана из фарфора, значит, она фарфоровая, из нее пьют чай, это чайная посуда.
Федора благодарит детей, и предлагает провести пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, (ритмичные удары кулачками).
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками).
Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?
Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
Ребята, а где хранится посуда? (на кухне). И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Масло сливочное положим…(в маслёнку),сахар насыпаем…(в сахарницу), молоко нальем…(в молочник), соль у нас …(в солонке), перец…(в перечнице), хлеб положили…(в хлебницу), Сухари…(в сухарницу), Селедку…(в селедочницу), конфеты…(в конфетницу).
Федора: Ребята, вы помните, как в сказке от меня убежала посуда? И пока посуда, обидевшись на меня, убегала, она разбилась, раскололась на части, я собрала все осколочки, а вы поможете мне собрать эти осколки? (предлагаю собрать разрезные картинки).
Итог занятия
– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
мамы на кухне много посуды:
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо, Кастрюли по росту на полках стоят, Ковши и лопатки по стенкам висят. Столовый сервиз приготовлен к обеду, А чайный красиво на полке стоит.
Читайте также: