Конспект занятия по белгородоведению

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей родного края.

Ø формировать основы белгородоведения,

Ø дать знания об истории основания города,

Ø познакомить с историей геральдических знаков Белгорода,

Ø углублять знания о памятных местах города,

Ø формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое малой родины,

Ø развивать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего,

Ø развивать логическое мышление, память, внимание,

Ø развитие интереса и уважения к истории и культуре родного края,

Ø развивать чувство патриотизма,

Ø развивать гражданственность самосознание обучающихся.

Ход урока – экскурсии

Педагог: Белгород богат своим историческим и культурным наследием. На территории города находится множество памятников, монументов. О чём могут рассказать памятные места города?

Дети дают ответы: О людях и событиях истории города.

Дети дают ответы: Мы хотим узнать интересные факты из истории города – это будет наша цель. Для её осуществления мы должны найти объекты экспозиции музея, узнать чему они посвящены, определить значение объекта в истории города, и как они повлияли становление города.

Белгородский край имеет древнюю историю. Ещё в конце 1593 года царь Федор Иоаннович повелел для защиты от постоянных набегов крымских татар строить новые города-крепости на всех путях татарских от Донца до берегов Оки и заселить их людьми ратными стрельцами и казаками. Так возникли Белгород, Оскол, Валуйки и другие города.

На Народном бульваре напротив здания Белгородской государственной филармонии установлена скульптура царю Федору Иоанновичу. Автор памятника заслуженный художник России, скульптор из города Златоуста Челябинской области Александр Лохтачёв.

Вопросы к детям:

Ø Как бы вы охарактеризовали царя Фёдора Иоанновича, глядя на его скульптуру? Каким он был по характеру?

Ø По каким признакам можно определить, что образ человека, изображённом на троне, является царём?

Ø О чём свидетельствует надпись на памятнике?

Выслушав ответы детей, педагог продолжает:

Белгородская крепость была построена к осени 1596 года. Строителями её были воеводы князья Михаил Ноздреватый и Андрей Волконский. Первая крепость просуществовала совсем недолго, в 1612 году она была разграблена и сожжена польско-литовскими захватчиками. На прежнем месте ее восстанавливать не стали, а перенесли на новое – левый берег Северского Донца. В связи со строительством оборонительных сооружений Белгородской черты в 1646 году было принято решение о переносе крепости к Карповскому валу на правый берег Северского Донца у реки Везеницы (Везелица или Везёлка) — это район центральной части нынешнего Белгорода.

Белгородская крепость с самого начала своего основания и до середины XVIII века считался важной крепостью, а военная служба в этом городе до времен Петра Великого считалась весьма трудной. От Белгорода к Оке и Дону тянулись почти непрерывные цепи укреплений. В результате возникла Белгородская черта, протянувшаяся более чем на 800 км (по территории современной Белгородской области — 425 км, 10 крепостей: Хотмыжск, Карпов, Болховец, Белгород, Нежегольск, Короча, Яблонов, Царев-Алексеев, Верхососенск, Усерд)

Вопросы к детям:

Ø Какие из перечисленных городов вам знакомы, или созвучны современнымнаселённым пунктам Белгородской области?

Выслушав ответы детей, педагог поясняет:

Ø Белгород, Хотмыжск, Болховец, Короча – названия остались прежними, однако городом является только Белгород.

Ø с. Нежеголь, г. Алексеевка, с. Верхососна, с. Яблоново – созвучны с сегодняшними названиями сел и городов.

Ø Усерд — ранее существовавший как город-крепость на слиянии рек Тихая Сосна и Усерд в Белгородской черте, ныне село Стрелецкое. Город – крепость Карпов в наши дни это с. Пушкарное, Драгунское, Казацкое.

Экскурсионная группа двигается дальше по народному бульвару. По ходу движения педагог ведёт рассказ:

В 1708—1727 гг. территория современной Белгородской области входила в Киевскую и Азовскую губернии. В 1727 году по указу Сената (правления Екатерины I) была образована Белгородская губерния. Она занимала земли не только современной Белгородской, но и территории нынешних Курской, Орловской, частично Брянской и Харьковской областей. Губернским центром стал г. Белгород. В составе губернии было более 35 городов.

Подойдя к следующему экскурсионному объекту, педагог задаёт вопрос к детям:

Ø Как вы думаете, кому посвящен памятник?

Выслушав варианты ответа поясняет:

За 52 года своего существования Белгородская губерния имела более 10 губернаторов. Но первым белгородским губернатором был представитель старинного рода – князь Юрий Юрьевич Трубецкой, правивший губернией три года, будущий тайный советник и сенатор. Автор бронзового памятника скульптор Ольга Трофименко (при участии архитектора Максима Хромова и заслуженного художника России, скульптора Анатолия Шишкова) изобразила князя в позе статично-государственной: левая рука Трубецкого лежит на эфесе шпаги, в правой он держит свиток с изображением герба Белгорода.

Экскурсионная группа продолжает движение по народному бульвару и подходит к следующему экскурсионному объекту.

Памятный знак в честь 300-летия Полтавской битвы – это известный памятник на пересечении улицы Белгородского полка и Народного бульвара. На огромном каменном постаменте находится бронзовый медальон, который был изготовлен скульптором Тарасом Костенко. Памятный знак был установлен в память об участии Белгородского пехотного полка в битве под Полтавой и вручению Петром I знамени Белгородскому пехотному полку.

Через 2 года после основания Белгорода - в 1658 году был сформирован Белгородский полк - крупное постоянное военное соединение, включавшее в себя все вооружённые силы на Белгородской черте и подчинявшееся Белгородскому воеводе. Главным воеводой Белгородского полка был назначен князь, боярин Григорий Григорьевич Ромодановский. Воевода являлся полноправным хозяином и главным начальником сторожевой и станичной службы. В военное время он организовывал защиту города от неприятеля и становился во главе войска. Белгородский полк прославился во многих сражениях с татарами, в войне с Польшей, в Азовских походах Петра I. Многократно полк получал благодарственное слово от царей Алексея Михайловича и Петра I, а его воины - личные награды золотыми, земельными, денежными пожалованиями.

По словам краеведа Александра Крупенкова, в Полтавской битве (27 июня (10 июля) 1709 г.), которая стала переломной в Северной войне, воины Белгородского пехотного полка внесли большую лепту в победу русской армии. За это многим из них вручили награды, и от Петра I весь полк получил знамя с лежащим львом и парящим орлом (в армии как раз вводились знамена для полков с территориальными эмблемами).

На медальоне выгравировано знамя полка, на котором изображены парящий орел и лежащий лев. Они символизируют храбрость, силу величие, прозорливость и власть белгородских воинов. Здесь же размещены портрет предводителя битвы - императора Петра I и образы нескольких солдат.

Ø Какая связь между памятным знаком об участии Белгородского пехотного полка в битве под Полтавой и вручению Петром I знамени Белгородскому пехотному полку и памятником первому губернатору?

Для правильного ответа на данный вопрос, необходимо выстроить логическую цепочку. Детям раздаются карточки со словами, которые они должны выстроить в следующей последовательности: крепость - белгородский полк - флаг - как символ белгородского полка - образование губернии - первый губернатор - символ губернии флаг и герб.

Исходя из логической цепочки, дети должны сделать следующий вывод: знамя белгородского полка послужило основой для геральдики белгородской губернии, которая была утверждена первым губернатором Ю. Ю. Трубицким. Именно поэтому на свитке, который держит первый губернатор, изображён этот герб.

Педагог демонстрирует флаг и герб белгородского полка, и современный герб белгородской области и просит найти сходства и отличия.

Педагог подводит итог: в 1730 году при губернаторе Ю.Ю. Трубецком был утвержден первый губернский герб г. Белгорода, который несколько лет назад был воссоздан и теперь является гербом Белгородской области.

Ø Как вы думаете, почему данная скульптурная композиция установлена именно здесь?

Дети высказывают предположение.

Педагог дает задание:

Ø Зайдите на территорию лицея и на здании найдите подсказку для ответа на поставленный вопрос.

(На здании лицея есть две мемориальные таблички. Одна из них свидетельствует о том, что здание лицея является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством. Исходя из этой информации, дети могут сделать вывод о том, что этот лицей – самая старая школа города.)

Дети дают ответ, педагог поясняет и уточняет:

В 1957 году в восстановленном и отреставрированном после военных разрушений здании начала работать общеобразовательная школа №9.

В 1943 году танк Андрея Попова первым вошёл на улицы оккупированного фашистами города и почти сразу был подбит врагами. Прекрасно осознавая, какая участь его ожидает после входа на территорию оккупации, Андрей Попов своим подвигом открыл путь в осаждённый Белгород для целого батальона Красной армии. Отважному танкисту удалось покинуть горящую машину, но в тот же день Андрей Попов погиб в уличных боях. Старшему лейтенанту Попову было всего 22 года.

Местом захоронения героя стала широко известная ныне братская могила на Соборной площади. Там же, в честь погибших за Родину героев, зажжён вечный огонь.

Памятник гвардии старшему лейтенанту А. И. Попову был установлен 8 июня 1957 года. Улица, на которой стоит памятник, также названа в честь героя-танкиста. Созданием памятника занимались столичный скульптор А. И. Тенета и белгородский архитектор Я. П. Мухин.

Андрей Иванович Попов (1921-1943) – старший лейтенант, командир танкового взвода, сыгравшего важную роль в битве за освобождение Белгорода от немецких оккупантов в феврале 1943 года.

Ø Назовите улицы нашего города, которые были названы в честь героев Великой Отечественной войны?

Дети дают ответы: улица Михаила Лебедя, улица Ивана Конева, улица Иосифа Апанасенко, проспект Николая Ватутина, улица Вальдемара Шаландина, улица Николая Шершнёва и др…

Группа двигается далее вниз по ул. Попова до пересечения с Гражданским проспектом, где находится Соборная площадь — главная площадь Белгорода.

Педагог рассказывает историю создания площади:

Название площади менялось несколько раз за свою историю. Соборная (1800-1920), Жертв контрреволюции (1920-1927), Революции (с 1927 -2004). В 2004 году была переименована в Соборную. До Революции на территории площади находился Рождество-Богородицкий женский монастырь, разрушенный после революции. Именно он дал площади название Соборная.

Педагог даёт задание:

Ø Пройдите по площади и найдите ещё три объекта, связанных с историей нашего города, и три объекта, относящихся к культуре белгородского края. Какой из объектов в большей степени отражает информацию, полученную во время урока – экскурсии?

Узнав о результатах выполнения задания педагог даёт сведения о найденных объектах:

Наш город всегда был одним из важнейших рубежей обороны, но если со времен старых крепостей братских могил защитников города не сохранилось, да и мемориальных традиций не было; то XX век оставил большое количество памятников павшим воинам. Самый "главный" мемориальный комплекс находится в центре города на Соборной площади. Еще два десятилетия назад здесь находился "пост №1", где несли вахту призывники и юные патриоты.

Памятник представляет собой единую цельную композицию из нескольких архитектурных элементов. На тематически и стилистически оформленной площадке выполнен симметричный квадратный стилобат, на плоскости которого размещены все детали памятника. Центральным объектом является каменный обелиск, вокруг которого на углах стилобата установлены массивные каменные блоки - стелы. На четырех стелах размещены художественные рельефы, на которых изобразительными средствами запечатлены основные вехи ратной истории города. Особенность обзора ансамбля в том, что он одновременно рассчитан на восприятие, как с дальних точек, так и на непосредственное прочтение его элементов вблизи (рельефов, текстов).

На Соборной площади расположены: БГАДТ имени М. С. Щепкина и памятник М. С. Щепкину.

Первые упоминания о театре, сохранившиеся в архивах, датируются октябрём 1936 года — именно тогда начал свою работу Белгородский колхозно-совхозный театр.

Великая Отечественная война застала театр прямо на гастролях. В 1944-м, после освобождения областного центра, труппа, не прекращавшая давать спектакли и концерты в эвакуации, вернулась в Белгород и вновь приступила к работе.

Корни белгородского театрального искусства уходят в село Алексеевка Белгородской области на родину великого актёра XVIII века Щепкин М.С.. Он был сыном дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями помещика. Маленькому Мише было 7 лет, когда он впервые увидал спектакль в домашнем театре своего барина. Это зрелище поразило его. Помещик, видя способности смышлёного мальчика, отправил его учиться в Курское училище. Учился Миша хорошо, очень много читал, играл в школьных спектаклях. Его интерес к театру не ослабевал, а превращался в желание стать актёром. Однажды он выступал с приветственной речью на открытии гимназии и проявил столько чувства и таланта, что помещик разрешил ему поступить в театр.

Он был актёром - универсалом и мог играть не только драматические роли, но и комедийные, петь в опере и танцевать. Главной заслугой Щепкина М.С. стало то, что он был одним из основоположников сценического реализма. Первым актёром, который на сцене стал говорить и вести себя так же правдиво и естественно, как в жизни. Он следовал настоящей, а не придуманной жизни.

Актёры Белгородского академического драматического театра воспринимают имя Михаила Семёновича Щепкина не в качестве приставки к титулу театра, а как высокое благословение Судьбы.

Наш урок – экскурсия подошли к концу. Давайте подведём итог:

Ø Был ли полезен для вас урок?

Ø Понравилась ли вам форма урока? Чем?

Ø Что вам было знакомо на уроке – экскурсии?

Ø Какая информация вам показалась самой интересной?

Ø Какая информация вам может пригодиться на уроках и в жизни?

Ø Какой информацией вы поделитесь с родными и друзьями?

Ø Что вас удивило на уроке – экскурсии?

Ø С каким настроением остались к концу занятия?

Ø Что не понравилось?

Ø Что бы вы хотели ещё узнать об объектах нашего города?

Литература и интернет источники

3. Шаги по Белгороду.

5. Достопримечательности Белгорода

6. Андрей Сергеевич Лаптев. История Географических Названий Руси

вызывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, прививать любовь к Родине.

- формировать и систематизировать представления детей о родном крае. ;

-закреплять знание символики области;

-развивать речь, обагощать словарный запас

- развивать познавательный интерес к истории области;

- развивать эстетическое восприятие детей.

-воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

- воспитывать отзывчивость, желание помочь;

Планируемые результаты: дети знают символы Белгородской области, у детей развиты логическое мышление и творческие способности.

Организация пространства: мультимедийная доска, изображение карты мира, карта Шебекинского района, флага России, Албании, флаги и гербы районов Белгородской области, фотографии известных мест города и села конверты с загатовками для аппликации, клеем, картой Шебекинского района, письмом от Белогора и Белогорочки, рюкзаки

Построение у входа в группу.

Воспитатель: Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. Давайте закроем глаза и тихонечко послушаем окружающие звуки.

(Звучит звук колоколов)

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети встали в круг, взялись за руки, улыбнулись и закрыли глаза.

Дети: Звенят колокола

(Звучит звонок телефона)

Воспитатель . Ребята, нам звонит Белогор и Белогорочка. Знаете кто это?

( Белогор и Белогорочка приглашают детей познакомится и расширить свои знания о своей родине о родном крае) Воспитатель : Как вы думаете каким способом можно познакомиться с родным краем?

Дети: Да, это символы Белгородской области

Дети: прочитать книги, посмотреть по телевизору, пойти в путешествие.

Практический этап Поисковый

Воспитатель.: Без чего туристы никогда не отправляются в поход? Вот наша карта. Давайте посмотрим нашу карту похода. Какие здесь есть остановки?

Одеваем рюкзаки и в путешествие!

Воспитатель.: Кто шагает с рюкзаком?

Воспитатель.: Кто со скукой не знаком?

Воспитатель.: Нас вперёд ведут…

Воспитатель.: Наш девиз:

Воспитатель. : Эй, ребята,

Воспитатель. : Что турист берёт в дорогу?

Как называется страна в которой мы родились и живем?

Посмотрите на глобус. Вот здесь находиться наша страна. ( Воспитатель на глобусе показывает Россию ) А вот посмотрите наш глобус в развернутом виде и здесь хорошо видно сколько много стран находится на нашей планете. Вот наша страна Посмотрите, какая она?

Мы, граждане своей станы.

-Что значит быть гражданином своей страны?

-Какие символы есть у каждой страны.

Для вас приготовлено задание:

1.Покажи флаг и герб России.

2. О чем рассказывает цветовые секторы на флаге?

Воспитатель : Назовите столицу нашей Родины

Воспитатель: Молодцы, первый конверт у нас

а теперь в путь!

Воспитатель: Посмотрите на карту России. Вот здесь находится наша область.. Какая она большая! Как она называется?

Наша область состоит из множества районов. У всех районов тоже есть название. Как называется наш район?

У каждого района свой герб. На гербах всегда изображали что-то важное, чем славился район. Посмотрите Вот герб Корочанского района. Как вы думаете, чем славен этот район? А вот Алексеевский район, как думаете, чем славен он? Да , полями засеяными подсолнечником и заводом по изготовлению подсолнечного масла. Вот герб Ровенского района, что он обозначает?

Покажите, мне, пожалуйста, герб Шебекинского района. Как вы думаете что обозначает рисунок на гербе нашего района?

А теперь давайте подумаем, как называют жителей живущих в разных городах нашей области.

Воспитатель поочередно называет города, спрашивает детей( Губкин Белгород-белгородцы и т.д) Последним называется село в котором мы живем.

Молодцы! Второй конверт у нас

Воспитатель А сейчас у нас фотовикторина

На экране фотографии известных зданий города и села.

А сейчас игра на внимание. Я буду произносить предложения и если я сказала правильно, то хлопаем в ладоши, если нет. То топаем ногами. Моя малая родина – село Купино.

В центре села находится Храм Святого Николая Угодника. В селе есть детский сад , Аптека, Аэропорт, ЖД вокзал, протекает маленькая речка, По ней ходят корабли и пароходы, А самая известная достопримечательность – водопад. Нас окружает красивая природа, скалистые горы. В селе находится новый большой Дом культуры

Воспитатель: Что мы часто наблюдаем в Доме культуры?

Сегодня мы с вами туристы-артисты и исполним танец

Воспитатель: Третий конверт у нас

А теперь давайте вскроем конверты и посмотрим что в них.

Ребята, здесь письмо от наших друзей Белогора и Белогорочки, они пишут : « Дорогие ребята, мы надеемся, вы выполните все задания и посылаем вам принадлежности для изготовления гербов белгородской области.

Посмотрите здесь заготовки для аппликации. Надо их наклеить правильно. А чтобы вы не запутались, посылаем вам видиоподсказку.

ЦЕЛЬ: Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Это в дальнейшем поможет им с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач МДОУ. Чувство патриотизма – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своего края.

Заложить основы гражданско- патриотической позиции личности;

Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций Белгородской области, родного села;

Получение и расширение доступных знаний о стране и Белгородском крае : его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т. д.

Воспитание чувства гордости за земляков-белгородцев;

Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Примерное содержание образовательной деятельности

по ознакомлению с Белгородским краем

во 2 младшей группе

Тема Цель Литература

Л. А. Кондрыкинской. : ТЦ Сфера,2003.

октябрь Откуда хлеб пришел? Познакомить детей с черноземными полями нашей Белгородчины, с помощью слайдов ознакомить с тем как выращивают хлеб; разъяснить, что хлеб — это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. С чего начинается Родина?/Под ред.

Л. А. Кондрыкинской. : ТЦ Сфера,2003.

ноябрь Щедрые дары природы. Познакомить детей с овощами, ягодами и фруктами, которые выращивают на Белгородской земле; уметь выделять их характерные особенности; воспитывать интерес и заботливое отношение к растениям. Серия картинок

декабрь Родной поселок Октябрьский. Познакомить детей с основными строениями родного поселка. Учить узнавать и называть их. Воспитывать любовь к родному поселку Октябрьский. Фотоальбом

март Наш Белгород. Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода. Воспитывать интерес к изучению родного края — Белгородчины. Фотоальбом

май Наша добрая матрешка. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, фольклору нашего народа;знакомство русской народной игрушкой — матрешкой. С чего начинается Родина?/Под ред.

Л. А. Кондрыкинской. : ТЦ Сфера,2003.

Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Мой край – родная Белгородчина

Цель: создать условия для расширения знаний обучающихся о родном крае, его истории; актуализировать знания и расширить кругозор у учащихся в изучении родного края, воспитывать гордость за свою родину - Белгородчину, уметь ценить заслуги наших предков,

воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.

Оборудование: иллюстративный материал, презентация

Ход занятия:

– «Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей России

Ребята, сегодня первое занятие в новом учебном году посвящёно нашей малой родине – Белгородчине.

Белгородчина – своеобразный и интересный регион России. Богата её ратная история, прекрасна природа. Здесь живут замечательные люди - прославляющие свой край.

Ученик : Хмельные ветры рожь колышут,

Короча стиснута в садах.

Встают у Яковлево вышки,

Дробится в Губкине руда.

Гремит состав за дальней рощей…

-Руду, цемент, зерно, давай!

Мой край, родная Белгородчина,

Железорудный, хлебный край!

Степи, дубравы, овраги. Кое-где на меловых холмах, на песке – стройные сосны. И снова поля, небольшие реки, ручьи - такова природа нашего края сегодня.

Моя Родина – Белгородчина.

Я люблю твои лес и поля,

Меловые откосы и просеки,

Ты прекрасна, родная земля!

Я любуюсь твоими просторами

И сияньем святых куполов

Колокольным малиновым звоном

И цветеньем вишнёвых садов.

Я люблю твои песни и праздники

Золотые колосья в полях

С каждым годом становишься краше

Ты, Отчизна, родная моя.

Словно мать, ты с заботой о людях

Всё даёшь, чем богата сама.

Я считаю, что самая лучшая,

Белгородская область моя!

А в давние времена он был покрыт дремучими лесами, в которых росли могучие дубы, ясени, клены, липы. Леса были полны птиц и животных, реки – рыбы.

Города, как и люди, имеют свои биографии. Биография Белгорода, одного из древних городов, необыкновенно богата. Он возник на месте Северского городища, расположенного на меловой горе, что поднялась над Северским Донцом близ устья реки Везелицы. Северское городище - селение восточных славян, которые пришли сюда во 2 половине I тысячелетия. Седые меловые кручи раздвинулись здесь, словно уступая место городу. Белые горы подарили ему имя.

– Итак, родился город Белгород.

… Застучали топоры у

И вознёсся над Донцом,

Словно лебедь гордый,

Повернувшись в степь лицом

В 1630-1650 годах строится укреплённая оборонительная линия-Белгородская черта - для защиты южных и юго-западных рубежей от крымских татар и ногайских орд и от Турции. Белгородская черта протянулась от реки Ворсклы до города Тамбова и состояла из 28 городов - крепостей: Хотмыжск, Короча, Ст. Оскол, Новый Оскол, Яблонов, многих острогов, рвов, валов. Прилегающие леса были объявлены заповедными – под страхом смертной казни запрещалось рубить деревья. Почти до конца XVII века Белгородская черта служила преградой для грабительских набегов. Остатки рва и вала Белгородской черты имеются в ряде районов Белгородской области и в наши дни.

1 марта 1727 года по указу Екатерины I и по решению Сената была образована Белгородская губерния. В её состав входили 35 городов с уездами: Белгород, Обоянь, Валуйки, Чугуев, Короча, Хотмыжск. Нежегольск, Курск, Старый. Оскол, Новый Оскол, Путивль, Брянск, Орёл и другие. Численность населения превышала 1 млн. 142 тыс. человек.

Первым губернатором был назначен князь Трубецкой.

С середины XIX века Белгород растёт и развивается. Строятся больницы, учебные заведения, библиотека, типография. Прокладываются железные дороги, развиваются промышленные предприятия.

Ученик: Мирный труд белгородцев, как и всех советских людей, был прерван войной.

О прошлом память не прогонишь

Она впечатана в сердца.

Любимый Белгород, ты помнишь,

Всю ярость вражьего свинца?

Учитель: – …Незадолго перед Великой Отечественной войной в Белгороде насчитывалось 13 небольших предприятий, 10 промыслово-кооперативных артелей, проживало 34 тысячи человек. Но фашистский смерч дотла разрушил наш город.

Здесь, под Прохоровкой,

В сорок третьем,

По сигналу атаки –

Наши в бессмертье,

Становились бессмертными танки.

Ученик: – 12 июля 1943 год. Небо померкло от тысяч самолётов, поле стало чёрным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Горела не только техника, весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались в рукопашную. Битва длилась до позднего вечера.

Ученик : Гудит, грохочет металлом битва.

Сошлись две силы на русском поле.

Лавина стали сошлась с лавиной.

Смешались в схватке огонь и люди

Белгород кровоточит. Его дома зияют пустыми, разбитыми глазницами окон, черными проломами в стенах. Фашисты как бы сдавили горло городу, он онемел. Но пришел день, когда земля стала гореть под ногами фашистов. Одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной была Курская битва, прогремевшая летом 1943 года в нашем крае.

Дорогой ценой заплатили наши прадеды, деды и отцы за наше право жить на спасенной земле. Немеркнущий свет бесчисленных звезд на братских могилах и обелисках не дает нашей совести спать, постоянно напоминая, что все мы в неоплатном долгу перед павшими.

Такой войны не помнили народы –

В ней каждый дом огнем пылал.

Стояли насмерть за свободу

И рядовой и генерал.

Если помнят еще

Если помнят еще

Память чище огня…

Память крепче гранита.

5 августа 1943 года столица нашей Родины город Москва впервые салютовала нашим доблестным войскам, освободившим города Орёл и Белгород.

И голос праздничный орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок.

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах-

ОРЁЛ и БЕЛГОРОД –слова

Родные воины! Сторицей

Восславят ваши имена

И благодарная столица,

И благодарная страна.

Память о Героях Советского Союза - белгородцах увековечена на Аллее Героев в Парке Победы. Огромную роль в освобождении Белгорода сыграли полководцы Г. К. Жуков, И. С. Конев, И.Р. Апанасенко, М. П. Лебедь, танкист А. И. Попов, наш земляк генерал Н. Ф. Ватутин. Жители Белгорода бережно хранят память о героях – освободителях, о тех, кто отдал жизнь за освобождение Белгородчины. Братские могилы, памятники и обелиски окружены заботой и вниманием.

О Победе за независимость нашей Родины рассказывает и музей-диорама, который стоит на берегу Везелки. Это одна из крупнейших в стране диорам.

– В настоящее время легендарное Прохоровское поле знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Сейчас эти места Указом Президента РФ объявлены заповедными.

В память тех, кто погиб,

Кто навеки остался солдатом,

Вечный вспыхнет огонь

И рассветов земных и закатов.

Но будет день – уйдет последний воин

Далекой той войны – в небытие.

Может ли такое быть? Может ли случиться так, что мы забудем эту войну, забудем имена тех, кто отдал свои жизни за наше будущее?

Нет! Мы не имеем право это забыть! Ведь с потерей памяти утрачивается Отечество.

Через века, через года –

Кто уже не придет никогда, –

В горле сдержите стоны,

Памяти павших будьте достойны!

6 января 1954 года путём выделения из Курской и Воронежской областей образована Белгородская область.

С 1993 года губернатором области избран Евгений Степанович Савченко, который прикладывает много сил для процветания нашего региона. По заданию Е.С.Савченко специально созданная комиссия приступила к работе над воссозданием исторических гербов Белгородской области и районов. 10 августа 1995 года был утверждён герб Белгородской области, который воссоздает герб исторической Белгородской губернии, существовавшей в 1727-1779 годах. Орёл - одна из наиболее распространённых древних эмблем, является символом храбрости, силы, победы, веры, величия, духовного подъёма, гордости, великодушия. Лежащий золотой лев является символом справедливости, милосердия, смирения.

Учитель: – 22июня 2000 года постановлением Белгородской областной Думы утверждён флаг Белгородской области, который является символом региональной власти. Флаг воспроизводит цвета и фигуры исторических знамён белгородских полков, пожалованных Петром I .

Не запятнай бесчестьем отчий край.

Его всегда люби и почитай,

Как самую великую святыню

Его своим ты детям передай.

За этот край отцы пролили кровь

И завещали нам свою любовь.

Учитель: – Посмотрите, ребята, как преобразился наш край, наш город Белгород, центр Белгородской области. Какие раскинулись парки, взметнулись ввысь красавцы-дома, не отвести взгляд от Белгородского университета, широки и просторны проспекты и улицы.

Путь, который прошел наш город более чем за тысячу лет, по- своему уникален и неповторим. Но то, что создали старшие поколения белгородцев за последние полвека, подняв из руин и пепла Белгород, преобразив его и передав нам в XXI век красивейший и современный город России, не может быть названо иначе, нежели подвигом. Поклонимся до самой земли всем белгородцам, кто верой и правдой все эти годы служил своему городу! И пусть новые поколения пойдут дальше своих отцов и матерей, сберегут и преобразят Белый Город на Северском Донце – город Первого Салюта, древний русский город - воин, город - труженик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализировать знания и расширить кругозор обучающихся в изучении родного края; обобщить понятия: Родина, малая родина, показать значение родины в жизни каждого человека.

Содействовать развитию учебных умений (анализ исторического источника, обобщение исторических фактов) развивать память, внимание.

Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою родину – Белгородчину; уметь ценить заслуги наших предков.

Когда по родному краю иду,

И песнею сердце полно,

Берёзок листва и песен слова

Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов!

И небо такой высоты!

И рек синева, и лугов трава,

И все это, Родина ты!

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Верно, этот стих о Родине, о родной природе, о любви к земле, на которой мы живем. И сегодня мы поговорим о нашем крае, о любимом городе, о Родине!

У каждого есть место, где дышится легко,

Живется очень просто, и все с ним заодно.

То место, где родился и сделал первый вдох.

И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна. Но еще у нас есть малая родина –Белгородчина. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

(Слайд. Виды природы Белгородчины).

Наш классный час о нашем родном крае.

Белгородчина — исстари русская земля. Больше тысячи лет назад по берегам рек Ворсклы, Псла, Донца, Сейма в южной богатой черноземом лесостепи расселилось одно из восточно - славянских племен — северяне (по имени их донец назван Северским). Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, охотились на диких зверей, ловили рыбу, бортничали, то есть собирали мед диких пчел, вели торговлю соседями. В Х веке, при князе Олеге, земля северян вошла в состав Киевской Руси.

В первой половине ХIII века русская земля подверглась нашествию монголо –татар. Белгородский край подвергся почти полному разорению.

В 14 веке разрозненные княжества объединились в одно Русское государство. Чтобы защитить южные границы от набегов кочевников, была построена укрепленная линия— Тульская засечная черта. Но татары проникали и через неё.

А в первой половине 17 века, 1727 году была построена Белгородская укрепленная черта. Первым губернатором Белгородской губернии был Трубецкой Юрий Юрьевич. В нее входили 23 города-крепости. Они стояли на пересечениях основных путей — шляхов, по которым войска крымчаков двигались на Русское государство.

Крепости были огорожены высокими стенами, окружены рвами и земляными валами, имели артиллерию и запас пороха. От них в степь высылались конные разъезды (5—10 всадников), караулы (2—З всадника), которые следили за неприятелем и сообщали о его появлении с помощью сигнальных костров.

Центром Белгородской черты являлся город-крепость Белгород.

С середины XIXвека Белгород растёт и развивается. Строятся больницы, учебные заведения, библиотека, типография. Прокладываются железные дороги, развиваются промышленные предприятия.

Уже в 1919 году на Курской магнитной аномалии начались разведочные работы. Весной 1933 года, под Старым Осколом из подземной шахты подняли первую бадью руды.

За свою историю Белгородская область входила в Курскую область, Воронежскую.

И в 1954 году образовалась Белгородская область. Сегодня Белгоросдкая область включает 21 район. Протяжённость границ Белгородской области составляет 1150 км. Граничит с Курской, Воронежской, Харьковской и Сумской.

Наша область расположена в основном в лесной полосе. Она богата полезными ископаемыми, плодородными почвами, животными и растительным миром. Промышленностью и сельским хозяйством.

Славную историю имеет наш край. Белгородские полки участвовали в полтавской битве, сражались под знаменем Суворова и Кутузова. Во время Крымской войны белгородская дружина защитила Севастопольские бастионы.

С Белгородчиной связаны имена великого русского актера М.С. Щепкина, поэта-декабриста В.Ф. Гаевского, философа-просветителя Н.В.Станкевича, выдающегося полководца Н.Ф. Ватутина., Станкевича Н. В. – общественный деятель. Философ. Поэт.

В годы Великой Отечественной Войны город Белгород находился в эпицентре одного из величайших сражений курской битвы. В честь освобождения Белгорода прозвучал победный салют.

На такой прекрасной, замечательной земле мы живем.

Нашу область можно узнать и отличить от других областей по символам.

Символы Белгородской области

Герб Белгородской области воссоздан и утвержден в 1996 году на основе герба Белгородской губернии 1730 года.

Размещение на гербе золотого льва и над ним одноглавого орла связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях Северной войны и проявленным мужеством пехотиицев-белгородцев в Полтавской битве 1709 года, окончившейся полным разгромом шведов.

Парящий орел как символ победившей России - одна из наиболее распространенных древних эмблем, является символом храбрости, силы, победы, веры, величия.

Поверженный лежащий золотой лев в гербе области - символ смирения, справедливости и, милосердия.

Лазоревое поле в гербе области обозначает небо и является геральдическим символом славы, чести, верности, искренности, безупречности, мягкости, красоты.

Зеленая земля (трава) в гербе области является геральдическим символом свободы, надежды, радости (ликования), здоровья и обозначает изобилие и плодородие нолей и лесов Земли Белгородской.

флаг Белгородской области, разделён синим крестом на четыре равные части белого, зелёного, красного и чёрного цветов, на белом поле – герб области четырёхцветное полотнище с Андреевским флагом является основной символикой региона.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в., синий цвет символизирует славу, честь и верность. чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра,

14 октября отмечается знаменательная дата для Белгородчины – День флага области. Флаг, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года. День флага Белгородской области совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет - цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России

2. Познавательные викторины

-Первое задание, которое вы получите – будет разгадать загадки. А тему вы узнаете из стихотворения:

Край Белгородский и светел и ясен

Сколько руды здесь кровлей земной!

Можно отлить для герба серп и молот

С нашу планету с величиной!

- Да. Это стихотворение о полезных ископаемых.

Полезное ископаемое для изготовления посуды (глина)

Полезное ископаемое, используемое в строительстве.(песок, известь)

Полезное ископаемое белого цвета, используется в школе и в строительстве.(мел)

Полезное ископаемое, которое имеет свойство светиться (фосфор)

Загадки о животных.

На земле Белгородчины обитает богатый животный и растительный мир. В настоящее время на территории области известно около 6 тыс. видов животных. А вот какие животные и птицы живут в наших краях, отгадайте.

1) Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы?(Белка)

2)Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины(Бобры).

3)Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет – он это знает!(крот)

1)Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?(грач)

2)какие птицы выводят птенцов зимой?(клесты)

3)Какая птица наших хвойных лесов самая маленькая? (королёк)

4)Какая птица не вьёт гнезд и не вынашивает птенцов? (кукушка)

5)Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стриж)

-Бережно относятся в нашем крае к природе. Об этом свидетельствуют такие памятники природы, как заповедники.

-Сейчас мне бы хотелось проверить, насколько хорошо вы знаете наш город. Я покажу вам слайды, на которых изображены некоторые места нашего города. Вы должны узнать это место и назвать его.

Мне край родной любимый с детства

Подарен матерью моей,

Какое щедрое наследство –

Краса березовых аллей!

Твои поля, твои богатства,

Природы мир – моя родня:

Лесов и рощ зеленых царство

И люди все вокруг меня.

Твои сады под небом синим

В весенней ласковой земле

Как в платье свадебном Россия

На торжество в моём селе!

Год образования Белгородской губернии. (1727 год).

Сколько районов включает Белгоросдкая область сейчас? (21)

Что изображено на гербе Белгородской области? (Орёл надо львом).

Какие цвета изображены на флаге Белгородской области? (Синий крест, разделяющий флаг на четыре части – красный, белый, зелёный и чёрный).

Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).

Основные полезные ископаемые в недрах области. (Железная руда, бокситы, глина, песок, мел, минеральная вода).

Читайте также: