Конспект занятия по автоматизации звука й

Обновлено: 07.07.2024

Согласный, ротовой, щелевой, язычно-средненёбный, сонорный, мягкий.

Описание правильной артикуляции

• Губы приближены к зубам.

• Кончик языка находится за нижними зубами.

• Боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам.

• Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

• Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

Звук [j'] в слогах, словах и фразах

Задание. Чётко произносить слова.

Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як, якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, январь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, ярко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы, ярус, змея, акация, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян, моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна,

Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья, свинья, статуя, перья, копья, прутья.

Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, приём, питьё.

Чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.

Юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, ежедневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать, ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, боец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое, занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоровье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

Задание. Чётко произносить слова с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

Задание. Чётко произносить словосочетания:

горячий чай
маленький попугай

моё платье
колючий ёжик
спелое яблоко
зелёная хвоя
маленькая Яна
белая акация
юная фея
голодная гиена
кожаный пояс
раненый боец
обойный клей
едет еле-еле
моё шитьё
своё жильё
поём втроём

серый зайка
высокие ели

твоё яйцо
колючая ёлка
красивая ёлка
колючий ёрш
новая юбка
зелёная туя
бумажный змей
смешная история
тёмный подъезд
умная хозяйка
китайский чай
лёгкое платье
твоё бельё
шьём вдвоём
русский язык


Задание. Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя.

Я-я-я - Яков едет на маяк.

Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я.

Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

Е-е-е - Яков едет на коне.

Е-е-е - помогаю всем в семье.

Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

Задание. Чётко произносить предложения.

Ёж тащит яблоко.

Юра заводит юлу.

Яна ест ежевику.

Яков удит ершей.

В ящике много яблок.

Волк воет на луну.

Юля решает задачу.

Яша поёт в хоре.

Ева играет на рояле.

Под елью Яша нашёл ёжика.

Яна поёт и танцует.

Ева отдыхает на юге.

На поляне ежиха с ежатами.

Юра моет яблоки.

Я сею сельдерей.

Мы ели пироги с яблоками.

В лесу поспели ягоды.

Курица снесла яйцо.

Корабль спустил якорь.

Мой брат ходит в ясли.

Ящерица юркнула в норку.

У Яны новая юбка.

Юра пилит доску пилой.

Ева кушает суп ложкой.

Мама моет пол водой.

Рая кушает яблоко.

Зоя кушает ягоды.

Зоя даёт Яше ягоды.

Юра и Яна катаются.

Друзьям желают счастья.

С ёлки сыпались сухие иголки.

Я съел спелое яблоко.

Змей упал на сарай.

Яша поймал ящерицу.

Мая и Ева гуляют.

В лесу стоят старые деревья.

Яблоко упало с яблони.

У Яши на воротнике якорь.

Яхта плывёт мимо маяка.

Акация и ясень - деревья.

Рая боялась ящериц.

Майя и Зоя в яслях.

Маяк светит ярко.

Ящерица и змея похожи.

У Юры поющая юла.

Юля стирает юбку.

Дует южный ветер.

На пароходе уютные каюты.

Птицы вьют гнёзда и поют.

Осенью они улетают на юг.

Я встаю рано и помогаю маме.

У Юры на крючке ёрш.

Юра ёжится от холода.

В этом водоёме ерши.

На ёлке поёт птичка.

Яша даёт ёжику молоко.

Федя поёт песни.

Яна собирает ежевику.

Ева едет в поезде.

Евгений умеет ездить верхом.

В клетке живёт енот.

В чайнике заваривают чай.

Соловей поёт весной.

Май - тёплый весенний месяц.

Над Юрой вьётся рой пчёл.

Майя надевает майку.

Петя, полей из лейки.

Охотник с лайкой идёт по тайге.

В лесу слышен вой и лай.

Ева даёт ёжику еду.

На яблоне спелые яблоки.

Россия - это моя Родина.

У Яны два яблока.

Моя мама добрая и умная.

Моя кошка ласковая.

У ежа старые красные тапки.

У Евы новые красные тапки.

У Юры брат юнга.

У Юли новая юбка.

Юра уехал на юг.

Задание. Выучить наизусть. Чётко произносить три раза подряд, убыстряя темп.

Скороговорки.

Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.
Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Мы ели, ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Задание. Чётко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).

Потешки

Ежевику ела Ева,
Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит
И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,
Он юлу ей не давал.
Яна якорь вышивала,
Молча яблоко жевала.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

На якоре ялик стоял у причала,
Волна, набегая, тот ялик качала.
А ёж-капитан по причалу ходил,
Насвистывал песню и трубку курил.

Ай, баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придёт котик ночевать,
Мою доченьку качать!

Курочка моя,
Умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Ялик
с якорем
у Яшки.
Якорь
даже

на тельняшке.
Моряк наш Яшка!

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щёки яблоки надули
И под листьями висят.

- Ой-ой-ой! - сказал ОЙ-ОЙ. -
Я, мой друг, совсем больной!

- Ты пойди-ка, погуляй!

Всё пройдёт! - сказал АЙ-АЙ.

- Поиграй-ка, зайка,
поиграй со мной.
Отвечает зайка:

- Не могу, больной.

Если Енот в ежевику полез,
Еле спасём от иголок его.
Если же Ёж в ежевику полез,
То неизвестно ещё - кто кого!

Скачет зайка маленький
Около завалинки,

Быстро скачет зайка -
Ты его поймай-ка.

Наша утка - крякалка,
А Серёжка - якалка:

- Я сумею, я могу,
я быстрее пробегу!

- Отдохни немножко,
якалка Серёжка!

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Яну не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Яночка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Яну не пугай!

У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку
Новую мою?
Как луна сияет.
Если будет сухо,
Я её наполню
И цветы полью.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше,

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей .

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой.

Весёлые путешественники
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
Над кремлёвскою стеной
Самолётов звенья.
Слава армии родной
В день её рожденья!

Под Новый год
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпенье,
И ученье не считать
За своё мученье.

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду:

- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Улицей гуляет
Дедушка-мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.

Ягодка по ягодке
Собирала я в лесу
ягоду малину.
Я домой не донесу
полную корзину.
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке -
дело подвигается,
ягод убавляется.
Солнце греет горячо,
далека дорога.

Не отведать ли ещё
ягодок немного?
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке.
Тают, как снежинки,
ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
показалось донышко,
а на донышке видна
только ягодка одна.
Не идти же с ней домой!
Съем её - и с плеч долой.

Поспевает брусника,
стали дни холоднее,
и от птичьего крика
в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
прочь за синее море.
Все деревья блистают
в разноцветном уборе.

Какие бывают слова
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ёжик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово колючее - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово весёлое - смех.

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй, угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях.

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zayatiya_zvuk_y.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Цель: Автоматизация звука [й] в слогах, словах предложениях.

  1. Развивать артикуляционную моторику;
  2. Образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
  3. Закреплять правильное произношений звука [й] в слогах, словах, предложениях ;
  4. Развивать фенематический слух;
  5. Развивать связную речь;
  6. Преобразовывать слова за счет изменения звука;

Оборудование: Игрушка – заяц, предметные картинки (зайка , майка, кольцо, лейка, кубик, балалайка, лопата, чайка, лайка лейка, чашка, лапка, леска, индивидуальные зеркала, фишки для составления схем слова.

Содержание этапов занятия

Здравствуй! сегодня к нам на занятие пришел гость. Но чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку.

Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Страшна лиса-плутовка
Ему и серый волк.
Любитель грызть морковку.
В капусте знает толк.
А, кто он? Угадай-ка!
Зовём его мы….

Правильно! Это зайка. Давай поздороваемся с ним.

Какой третий в звук в слове зайка?

Сегодня мы будем повторять этот звук.

В слове зайка последний звук [Й].

Зайка хочет научиться делать зарядку для язычка, давай его научим.

Утром солнышко проснулось,

Солнце детям улыбнулось

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Тянем губы мы к ушам,

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!

А теперь давай накажем непослушный язычок.

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов

Посмотри! Зайка принес тебе конверт, давай откроем и посмотрим что там?

Это изображение лесных жителей. Давай с ними поиграем, я буду называть животное, а ты попробуй назвать его ласково.

Белка, медведь, еж, волк, лиса.

Молодец, ты хорошо справился с этим заданием, наш гость очень доволен.

Белочка, медвежонок, ежик, волчонок, лисичка.

Развитие фонематического слуха

Зайка принес тебе еще одну игру. Я буду называть звуки, а ты когда услышишь звук [й] хлопни в ладоши: А, Й, О, И, Й, ЛЬ, У, ХЬ, Й.

Автоматизация в слогах

Сейчас на улице зима, а зимой все друзья Зайки спят. Давай споем песенки вместе с Зайкой, чтобы ему не было грустно.

Грустно : ОЙ – ОЙ – АЙ,

Весело :ОЙ – АЙ – ОЙ,

Удивленно: УЙ – АЙ – АЙ,

Автоматизация в предложениях

Давай подарим нашему Зайке подарки.

Выбери только те предметы, в названии которых мы слышим звук [й] (майка, кольцо, лейка, кубик, балалайка, лопата.

Преобразование слов за счет замены 1 звука

Зайка предлагает тебе поиграть еще в одну игру. Посмотри на картинки. Замени третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились?

А теперь давай покажем Зайке, как ты умеешь выкладывать слова из фишек.

Чайка, лайка лейка

Ребенок выкладывает семы слов

Автоматизация в предложениях

Зайка просит показать, как ты умеешь красиво говорить.

Повторяй за мной:

Все умею делать я.

Помогаю всем в моей семье.

Вместе с мамой куклам шью.

Глажу с бабушкой бельё.

С папой песни я пою.

С малышом гуляю я.

Зайке пора возвращаться домой, ему очень понравилось с тобой играть! Давай с ним попрощаемся!

С каким звуком мы сегодня играли? давай вспомним слова, в которых встречается звук [й].

До свидания, зайка!

Мы играли со звуком [й], зайка, майка, трамвай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста.


Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука.



Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би.


Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано.

1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Й

Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й

1) Произношение изолированного звука [й]. _Больно, щипет! - Йййй!

Звук Й – это согласный, звонкий, непарный и мягкий звук. По способу образования относят к щелевым, по месту образования – к среднеязычным.

При его произношении артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • губы приближены к резцам;
  • углы рта отодвинуты назад;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам;
  • средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, перекрывая проход в полость носа. Струя воздуха идет через рот;
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют (есть голос).


Причины отсутствия или замены буквы Й

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест. Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.

Йотацизм

При звукопроизношении звука Й встречаются 2 вида нарушений: отсутствие и замена другим звуком.

Другое распространенное нарушение - парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

Причинами этих нарушений могут быть:

  • неправильное положение артикуляционных органов при звукопроизношении;
  • дефектная речь окружающих ребенка людей (близких родственников, родителей);
  • недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
  • плохо развитый фонематический слух.

Развитие фонематического слуха

Для развития слухового внимания используются различные упражнения:

  • Взрослый произносит звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук Й.
  • Аналогичное упражнение, но уже нужно произносить не отдельные звуки, а слоги (МО, НО, РУ, АЙ и т.д.).
  • Взрослый произносит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, содержащее звук Й. Лучше выбирать достаточно простые и знакомые для ребенка слова.

Постановка звука Й

Постановка звука – это начальный этап, который позволяет ребенку научиться произносить звук правильно. После того, как он научится произносить звук Й изолированно, можно переходить к автоматизации в слогах, словах, предложениях и т.д.

Для начала обязательно проведение артикуляционной гимнастики. Существует несколько эффективных упражнений:


Постановка звука Й возможна двумя способами: подражание и механическое воздействие.

Способ подражания предполагает быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу). Другой метод заключается в переходе от мягкого глухого звука [Х’] к звонкому.

Механическое воздействие предполагает использование логопедического зонда или шпателя от звука [З]. Ребенок должен произносить слог за-за-за, в это время логопед шпателем или зондом нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая вглубь рта спинку языка.

Автоматизация звука Й

Автоматизация звука – это необходимый этап, который позволяет закрепить и автоматизировать произношение звука. Важно действовать поэтапно, переходя от простого к сложному и если ребенок еще не научился произносить звук изолированно, то переходить к автоматизации нельзя.

Автоматизация звука Й в слогах:


Автоматизация звука Й в словах:

Для автоматизации в словах можно использовать речевой материал, в котором содержится звук Й, а также те слова, в которых есть буквы Я-Ё-Ю-Е и т.д. Таких слов достаточно много:

[ЙА] – Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як, якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, январь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, ярко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы, ярус, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян, моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна, Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья, свинья, статуя, перья, копья, прутья.

[ЙО] – Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, питьё, чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.

[ЙУ] – юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

[ЙЕ] – Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, ежедневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать, ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, боец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое, занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоровье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

[Й] – йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

Автоматизация звука Й в словах с двумя звуками:

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия

Конспект подготовила:

Лысенко Полина Владимировна
воспитатель-логопед

г. Ростов – на – Дону

Тема: Звук и буква Й

Дать детям понятие о механизме образования звука Й;

Формировать и расширять активный словарь;

Автоматизировать у детей звук Й в слогах, словах и предложениях;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать дыхание и голос;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Воспитывать у детей бережное отношение к обитателям живой природы.

Составление схемы предложения.

Развитие внимания и памяти.

Оборудование: предметные картинки (лейка, клей, сарай, каравай, змей, трамвай, , майка, копейка, линейка, скамейка, балалайка, улей, айва, стройка, двойка, мойка, кофейник, воробей), наборы для составления схем, тетради, ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

Организационный момент:

чем отличается звук от буквы;

какими бывают звуки (гласные, согласные);

почему они называются гласными;

кто назовет слово, в котором первый звук гласный;

рассказать про согласные звуки;

придумать слова на согласный звук.

Артикуляционная гимнастика:

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

Я называю предложение, а ты внимательно слушаешь. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.

Кошка поймала мышку.

За зимой наступило лето.

Фонарь освещается улицей.

Пешеход переходит дорогу

Мальчик укусил собаку

Определение места звука в слове:

Перед тобой картинки. Давай их все назовем.

- А теперь возьми только ту картинку, в названии которой есть звук [й].

- Назови каждую картинку.

- Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове. - Давайте проверим, что у вас получилось.

В гости к пальчику Большому (пальцы сжаты в кулак.)

Приходили прямо к дому (большой палец вверх )

Указательный и Средний (поочередно выпрямляют названные пальчики)

Безымянный и последний

Сам Мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья ( расправлены и напряжены все пальцы)

Друг без друга им нельзя ( пальцы сжимаются в кулак ).

Преобразовываем слова.

Давай прочитаем слово. (МАЙКИ).

(СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

Звуко-буквенный разбор слов.

Давай сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ.

Сколько звуков в этом слове? (три).

Какой первый звук? ([м])

. Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый).

Какой второй звук? ([а]).

Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный).

Какой следующий звук? ([Й]).

Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

- Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ. - Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

“ Волшебные лучики”
(обучение грамоте)

Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:
1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

hello_html_5300bebb.jpg

Итог занятия.

С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

hello_html_m11712225.jpg
hello_html_m1854de39.jpg
hello_html_f3a4717.jpg

hello_html_26b8f63a.jpg

hello_html_191c641a.jpg

hello_html_3cac633f.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 065 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2018 1127
  • DOCX 4.4 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лысенко Полина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: