Конспект занятия осень в сенсорной комнате

Обновлено: 07.07.2024

Копилка упражнений и игр в сенсорной комнате, направленных на развитие и коррекцию основных видов восприятия у детей раннего и дошкольного возраста (в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья)

Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами и находит своё отражение в многообразии свойств отдельных предметов и явлений. Маленькому ребёнку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить всё, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.

Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребёнок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создаёт предпосылки для становления его собственной картины мира.

В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребёнок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учёными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обеднённая окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – факторы, тормозящие развитие ребёнка.

Педагогами и психологами подчёркивается значение специально организованного сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, которое способствует оптимальному развитию познавательной деятельности ребёнка, влияет на успешность школьного обучения, подготавливает ребёнка ко всем видам физической и умственной деятельности.

В связи с этим можно отметить значительную роль сенсорной комнаты в развитии сенсорной сферы ребёнка. Сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние.

Особое значение сенсорная комната имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Дети с нарушением в работе того или иного анализатора испытывают серьёзные трудности в процессе восприятия. К таким детям с первичным сенсорным дефектом относятся дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), зрения (незрячие, слабовидящие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда первичным нарушением являются двигательные расстройства, не позволяющие ребёнку испытывать полноценные тактильные ощущения.

При полном поражении работы анализатора (тотальная слепота, глухота, детский церебральный паралич) недостаток поступающей информации нарушает весь ход психического развития ребёнка. Дефицит сенсорных стимулов оказывается настолько масштабным, что при отсутствии целенаправленной работы по замещению недостающей информации другой от здорового анализатора ребёнок не может сформировать целостного представления об окружающем мире и, соответственно, ориентироваться в нём.

Таким образом, занятия в сенсорной комнате с использованием специального оборудования и грамотно подобранных упражнений и игр, благотворно влияют на развитие и коррекцию нарушенных функций у детей с ОВЗ. Это обусловливает актуальность и значимость данной работы.

В данной работе приведён перечень упражнений и игр, проводимых с детьми в сенсорной комнате, подобранных с учётом нарушения у них того или иного анализатора. Упражнения так же могут иметь профилактический характер и применяться в работе с детьми, не имеющими отклонений в развитии сенсомоторной сферы.

Используемое оборудование: колокольчик.
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребёнок показывает, откуда слышен звук или подходит к источнику звука.

Используемое оборудование: бубен, тамбурин.
Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.
Ход упражнения.
Педагог-психолог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Используемое оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, трещотки, свисток и т.п.)
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог показывает звучание музыкального инструмента, а ребёнок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, свистка и т.п.).

Используемое оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.)
Цель: активизация слухового восприятия, развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Педагог-психолог определяет какой звук должен слушать ребёнок и, услышав его, – хлопнуть в ладоши. Далее называет ряд слов. Если ребёнок слышит нужный звук, то хлопает в ладоши.

Цель: развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог задаёт ребёнку определённый звук. Задача ребёнка определить место заданного звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова).

Используемое оборудование: карточки, раскрашенные в светлые и тёмные тона, аудиозаписи с весёлой и грустной музыкой,
Цель: развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы.
Ход упражнения.
Педагог-психолог выдаёт детям по две карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, весёлые тона, соответствующие весёлой музыке, другая – в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.

Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Среди детей выбирается один водящий. Водящий закрывает глаза или отворачивается от остальных детей в противоположную сторону. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

Используемое оборудование: стулья, колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Дети сидят на стульях полукругом. Педагог-психолог сначала знакомит их со звучанием каждого предмета, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, металлофон, бубен, погремушку и др.

Цель: развитие слухового восприятия.
Ход упражнения.
Ребёнок (водящий) шёпотом говорит слово соседу, который передаёт его дальше, последний проговаривает слово вслух. Если слово сказано неправильно, то выясняют, кто услышал неправильно.

Используемое оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Цель: развитие слухового восприятия, тренировка восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Ход упражнения.
Необходимо насыпать в небольшие одинаковые баночки разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по две баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для упражнения можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.
Педагог-психолог трясёт одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предлагает ребёнку найти среди баночек ту, которая издаёт такой же звук. Количество баночек постепенно увеличивается.

Используемое оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.)
Цель: развитие слухового восприятия, развитие фразовой речи.
Ход упражнения.
Дети садятся спиной к педагогу-психологу. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадался, чем педагог-психолог производит шум, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, подметать, резать и т. п.

Используемое оборудование: пуф-груша, магнитофон.
Цель: развитие слухового восприятия, способности понимать свои чувства, мышечная релаксация.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку принять удобное положение в кресле-пуфе и послушать разную музыку. После прослушивания ведётся обсуждение: какие чувства возникали при прослушивании той или иной музыки?

Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна с рыбками.
Цель: стимуляция зрительного анализатора, развитие цветового восприятия, сплочение детского коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, релаксационный эффект.
Ход упражнения.
Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъёмом и опусканием рыбок под воздействием воздуха. Создаётся соревновательная обстановка.

Цель: развитие зрительного восприятия, цветовосприятия, кругозора.
Ход упражнения.
Педагог-психолог называет детям определённый цвет и предлагает им найти в сенсорной комнате предметы такого же цвета.

Цель: развитие зрительного восприятия.
Ход упражнения.
Упражнение выполняется в парах. Двое детей смотрят друг на друга, один задаёт жесты, а другой должен их повторять как можно точнее и быстрее. Затем дети меняются ролями.

Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие зрительного восприятия, развитие цветовосприятия и ловкости рук.
Ход упражнения.
Ребёнку предлагается набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Затем собрать только шарики одного цвета.

Используемое оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, кубики, мозаика, конструктор.
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительного удержания объекта, формирование концентрации внимания.
Ход упражнения.
Ребёнок выкладывает по образцу узор, предложенный педагогом-психологом, используя различные геометрические фигуры, счётные палочки, кубики, мозаику, конструктор и т.д.

Используемое оборудование: пучок фибероптических волокон.
Цель: стимуляция тактильного анализатора, развитие мелкой моторики.
Ход упражнения.
Дети устраиваются рядом с пучком фибероптических волокон и перебирают волокна, заплетают косы.

Используемое оборудование: модуль световой стол для рисования песком.
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог показывает детям различные варианты оставления следов на песке, обращая внимание на детали. Далее педагог-психолог предлагает детям положить руки на поверхность, при этом стараться сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток руки. Затем он предлагает детям дорисовать детали к этому отпечатку для того, чтобы он был на что-то похож. После этого дети называют, что у них получилось или можно предложить остальным детям угадать что получилось.

Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие тактильной ориентировки, пространственного восприятия и ощущений, внимания, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку найти в сухом бассейне шар, отличающийся от других (шар может быть мягче, больше или меньше остальных и т.д.)

Используемое оборудование: сухой бассейн с шарами.
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, снятие мышечного напряжения, развитие координации, укрепление мышц ног.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям сесть на бортик бассейна и попробовать ногами поднять шарики; затем поднять только шарики указанного цвета; далее поднять определённое количество шариков.

Используемое оборудование: сенсорные тропы.
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, координации движений.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям по очереди пройти по тропинке, следя сначала за тем, чтобы каждая рука побывала на каждой части тропы, далее за каждой ногой, а затем за руками и ногами вместе. Желательно, чтобы дети в итоге смогли пройти тропинку, наступив руками и ногами на каждую часть тропы.

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает ребёнку сначала медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь педагога-психолога, на свою ладонь.

Используемое оборудование: сенсорная дорожка.
Цель: развитие внимания, умение передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошвы ног.
Ход упражнения.
Педагог-психолог предлагает детям босиком медленно идти по дорожкам и на каждом квадрате говорить о том, что ощущают их ноги. Далее дети выполняют аналогичное задание, изменяя темп.

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.
Цель: развитие тактильного восприятия, снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения.
Ребёнок закрывает глаза и кладёт на песок ладонь с расставленными пальчиками. Педагог-психолог сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец. Затем меняются ролями. Упражнение дети могут выполнять в парах друг с другом.

Используемое оборудование: песочница с подсветкой, камушки.
Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог закапывает в песочнице один, или несколько камушков-сокровищ и предлагает ребёнку найти их.

Используемое оборудование: световой стол для рисования песком.
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог рисует на песке круг, говорит, что это солнце, и солнышко радостное, рисует ему глазки и улыбку. Затем вместе с ребёнком рисуют лучики солнцу. Далее педагог-психолог рассказывает, что выглянула туча, пошёл дождь, и предлагает ребёнку посыпать солнышко дождём, пока оно не исчезнет. Затем педагог-психолог говорит, что дождь закончился, и солнце выглянуло из-за туч, снова рисуют вместе с ребёнком радостное солнце.

Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний ребёнка данного возраста является чувственный опыт. Чем совершеннее ребёнок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается.
Сенсорная комната со специальным оборудованием и рационально подобранными упражнениями являются мощным инструментом для расширения и развития сенсомоторных и познавательных навыков ребёнка; стимуляции ослабленных и нарушенных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развития двигательных функций, нормализации психоэмоционального состояния. Упражнения позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребёнка, в том числе у детей с ОВЗ, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.

Цели:Развитие когнитивной сферы у детей и снятие эмоционального напряжения. Стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обучать способам поднятия настроения;
- обучать методам снижения эмоционального напряжения.
Коррекционно - развивающие:
- развивать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;
- развивать поисковую и творческую активность;
- закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, цветоощущения.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание коммуникативных навыков;
- развитие смелости и уверенности в себе, снижение тревожности;
- воспитание дружелюбного отношения друг к другу.

Оценить 392 1

Отрытое коррекционное занятие в сенсорной комнате

В рамках краевого семинара

Подготовили и провели:

Коррекционное занятие в сенсорной комнате.

Тип:коррекционно-развивающее.

Цели:Развитие когнитивной сферы у детей и снятие эмоционального напряжения. Стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений. Слайд №2

- обучать способам поднятия настроения;
- обучать методам снижения эмоционального напряжения.

- развивать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;
- развивать поисковую и творческую активность;
- закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, цветоощущения.
Коррекционно - воспитательные:

- воспитание коммуникативных навыков;
- развитие смелости и уверенности в себе, снижение тревожности;
- воспитание дружелюбного отношения друг к другу.Слайд №3

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка.

Формы и методы: Песочная терапия, музыкотерапия, игровая терапия, релаксация, метод стимулирования интереса к занятию – создание ситуаций занимательности, наблюдение, проблемно-поисковый метод – отгадывание загадки.

Планируемые результаты: развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; овладение методами снижения эмоционального напряжения.

Ход занятия Слайд №4- фото сенсорной комнаты

Дети ,психолог, логопед становятся на ковре в круг.

Психолог: Здравствуйте ребята! Мы рады вас видеть в нашей волшебной комнате! Я вижу, что у вас мои слова вызвали некоторое удивление и недоумение: в чём же волшебство, ведь с виду это просто обычная комната. Я вам немножко подскажу, волшебство заключается в необычных предметах, которые есть в нашей комнате. Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем путешествовать по волшебной комнате и выполнять упражнения с волшебными предметами.

Приветствие.

В сенсорной комнате звучит музыка, дует ветер, шелестят листья деревьев. деревьев. Слайд №5 — по щелчку Осенний лес.

Психолог обращает внимание на то, дует ветер,шелестят листья идут часто дожди. Какое время года пришло? Осень пришла!Слайды №6-9.

Но прежде, чем начнем наше занятие, давайте поприветствуем друг друга. Давайте начнем наше занятие с улыбки! Давайте улыбнемся друг другу.

Улыбнемся солнышку,которое засияло у нас в волшебной комнате: "Здравствуй, золотое!" (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: "Здравствуй, голубое!" (поднимают руки вверх)
Улыбнемся дождику: "Лейся, словно из ведра!" (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
Гостям улыбнемся: "Пожелаем им, добра!" (улыбаются и кланяются гостям)
(звучит мелодия "В гостях у сказки") Слайд №11 (осенняя сказка)

Психолог:Посмотрите на экран, куда же мы сегодня попадем?(ответы детей: Мы попадем в сказочное путешествие). Какое сейчас время года? (ответы детей: сейчас время года осень).Наша сказка не простая,а по времени года, какая? (ответ детей: осенняя).

Сегодня вас ждет увлекательное сказочное осеннее путешествие!Задания мы найдём на волшебной поляне. Слайд №12,Слайд №13

Мы хотим показать как учащиеся могут выполнять задания в сенсорной комнате.Чтобы попасть на полянку, мы должны выполнить эти задания.

Логопед: А, задания будем брать из сказочного сундучка.

Кто сундучок открывает,

Тот на осеннюю полянку попадает.

Психолог : Все становятся в кружок. Затем каждому ребенку даёт шаблон листка по цвету(кр. жёл.) и кладёт его на ладошку и спрашиваем какого цвета у него листок. Мы на волшебной поляне,листья от деревьев разные(значит они какие?). Давайте вместе с вами соберём осенние листья по цвету ( один ребенок собирает желтые листья,а другой желто-коричневые и т.д).

Дети называют сами. Цель:укрепление физиологического дыхания у детей.Тренировка силы вдоха и выдоха.

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Логопед: произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.

Задания берутся из сказочного сундучка в цветовой гамме.

Задание № 2 (жёлтый).

С тучки, как из решета,
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?(Дождик)

Осенью что бывает часто?(дождик,грозовые тучи).Повторяем несколько раз.

Дети совместно с психологом называют ощущения,которые они испытывают.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений,снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Психолог: Обратите внимание, какие красивые светящиеся волокна, они мягкие, длинные. Какие они еще ребята? Ответы детей совместно с психологом и логопедом (светящиеся, разноцветные, красивые, приятные, нежные…).А теперь предлагается вам ребята представить,что это волшебный дождь,который смывает все страхи, обиды и переживания.

Цель: развитие мелкой моторики. Координация движений пальцев рук.

Логопед: Капля раз, (указательным пальцем стучим по ладошке)

Капля два. (продолжаем стучать )

Очень медленно сперва(стучим медленно указательным пальцем по ладошке ).

А потом, как из ведра(стучим быстро указательным пальцем по ладошке ).

Мы зонты свои раскрыли (раскрываем руками)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)

Дождик закончился, небо стало чистым, выглянуло солнышко.

А сейчас мы с вами выполним упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук в воде.Слайд № 18.

Гидрогимнастика-нетрадиционная инновационная технология развития мелкой моторики детей с ОВЗ.

Цель:развитие мелкой моторики рук( расслабление мышц, снятие патологического напряжения, гармонизация психологического состояния, повышение уровня эмоционального восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, речи.

Вырос у нас чеснок,

и немножко горошка.

Овощи осенью мы собираем,

Ими друзей угощаем,

С дачи домой увозим.

А помогает нам в этом, наш друг-огород.

Логопед:Осенью дома мама, папа собирают овощи в огороде?

Р.К.Слайд № 19. В нашем Благодарненском районе Ставропольского края, тоже выращивают, а осенью убирают картофель и лук, картофель фермеры выращивают , а осенью убирают в с. Бурлацкое, с. Александрия, лук в с. Елизаветинское.

В нашем крае есть такая известная пословица.

Весна красна полями, а осень – огородами.

Задания берутся из сказочного сундучка в цветовой гамме.

Задание № 3 – голубой (отыскать посаженные овощи).

Психолог: Злой волшебник не отдает наши овощи(чеснок,лук,картофель)

Давайте найдем, где они спрятались? (дети подходят к песочнице). По очереди каждый ребенок находит овощ в песочнице, раскапывая песок. Молодцы! Мы нашли овощи и давайте мы соберем на нашей грядке лук,чеснок,картофель. Покажите,что вы собрали в одной руке еще раз лук, а в другой и чеснок.

Задания берутся из сказочного сундучка в цветовой гамме.

Задание № 4 – розовый

Сказочный цветок (аквалампа)

Цель:Стимулировать внимание,учить быстро и точно реагировать на аква-лампу.

Психолог:Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной Для того, двигаться дальше , мы должны собрать осенние листочки, разбросанные на полу и разложить их большие к большим, а маленькие к маленьким. Мы сможем узнать следующее задание.

Дети: собирают осенние листочки и колонна с пузырьками загорается

Психолог: Ребятки смотрите, сколько у вас листьев, а какое время года (осень) пузырьковая колонна загорелась, а в ней пузырьки волшебные, они у нас меняют цвет. Какого цвета пузырьки?

Дети: - красного, желтого, синего, зеленого

Психолог: - Так, с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим какое задание у нас впереди.

Задания берутся из сказочного сундучка в цветовой гамме.

Задание № 5(красный)

Ребята , посмотрите какой замечательный бассейн с шариками. Но к сожалению он тоже заколдован . Давайте вместе с вами попробуем его расколдовать. В бассейне спрятаны шарики другого цвета и если мы их найдём, то бассейн будет расколдован. ( Дети все вместе залезают в бассейн и ищут шарики)

Цель:развитие мелкой моторики,общей координации и пластичности движений,воздействие на биологически активные точки,находящиеся на поверхности ладоней.

Психолог: Ребята вот и подошло к концу наше путешествие. Устали?Давайте отдохнём. Располагайтесь поудобнее, ложитесь и расслабьтесь.

Цель:Снижение мышечного и эмоционального напряжения,общая релаксация.

Психолог:На тёмном небе зажигаются звёздочки. Вокруг всё тихо и спокойно,вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Звучит музыка. Слайд № 20.

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

Губы не напряжены

И Расслаблены они,

И расслабилось все тело,

Дышится легко…ровно…глубоко… (2 раза с перерывом)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать.

Настроение у вас бодрое и жизнерадостное, вы полны сил и энергии. Прекрасное получилось осеннее путешествие.

Психолог: Дети,а какие трудности встретились у вас на пути сказочного путешествия? На следующим занятии мы с вами продолжим работать над.

Завершение занятия.

(Взяться за руки .Ритуал прощания.)

Вот путешествие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Ребята с нашего занятия с каким настроением вы уходите?

Рефлексия . Дети, если, вам понравилось сегодняшнее занятие в нашей волшебной комнате, то на память возьмите себе из нашего волшебного сундучка осенние листочки Слайд № 21.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного занятия в сенсорной комнате по развитию речи и познавательной сферы у детей 5–6 лет.

Продолжительность занятия: 25-30минут

Возраст детей: дети 5- 6 лет старшая группа

1. Активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

2. Сформировать представления о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Развивать операции ассоциативного мышления, с применением оборудования сенсорной комнаты

4. Развивать умение концентрировать внимание, уметь находить отличительные признаки похожих предметов.

5. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя накопленные знания.

7. Закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

8. Развивать диалогическую форму речи.

9. Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с помощью использования двигательных техник.

10. Воспитывать мотивацию к познанию.

Предварительная работа

2.Разучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок о осени.

3.Запись фонограммы для занятия

Оборудование:

Методические приемы: объяснение, практические действия, фонограмма, сюрпризный момент.

Организационная форма работы: работа с подгруппой детей.

Ход занятия

Вводная часть.

Психолог: Здравствуйте ребята , у нас сегодня не обычное занятие, мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу.

Волшебство сейчас начнется,

Стоит Палочкой взмахнуть,

Детям ярко улыбнется,

Позовет в далекий путь!

Психолог: Дети какое у вас настроение. Покажите его

А если вдруг на улице вы встретили злую собаку ,какое будет настроение? (назвать и показать)

Мы с вами какое возьмем настроение на занятие?

Основная часть

Психолог: А теперь мы с вами должны преодолеть полосу препятствий . Вы готовы?

Проходят полосу препятствий

Психолог: ребята , загадки любите .

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто. (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Психолог: хорошо справились с заданием ,дети , а кто ни будь знает стихи про осень

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Психолог: Ой , ребята это что берет с пола листочек. Как вы думаете что это?

Психолог: Я вам сейчас расскажу что со мной случилось сегодня когда я шла в наш любимый сад.

Иду я сегодня по парку , слышу под ногами шелест не шелест, шорох- не шорох. Остановилась прислушалась , а это маленькие человечки . Я спрашиваю : кто вы? Они отвечают : мы листовички. И они рассказали мне свою грустную историю. Ребята вы знаете ,что у нас на дворе сей час осень: идут дожди , от ветра облетели последние листочки и маленьким человечкам негде стало жить, они оказались на сырой и холодной земле. Вам хочется им помочь? Давайте все вместе нарисуем для человечков дом с листочками и цветочками, в котором они смогут жить.

Дети приступают к выполнению задания.

Психолог помогает детям и в процессе работы обсуждают назначение домика, побуждает детей к самостоятельному речевому высказыванию.

Психолог: а сейчас мы с вами будем собирать грибы.

Развиваем игровые навыки и умение соотносить движения со словами стихотворения.

Развивать чувство ритма

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем искать опять.

Психолог: Молодцы ребята

Артикуляционная гимнастика

Логопед: молодцы ребята , справились с заданием. А сейчас я вам покажу схемы , а вы расскажите ,что они обозначают.

Работа со схемами.

Логопед показывает схемы предлогов В,НА,ПОД,ИЗ и уточняет- когда мы их говорим. После этого логопед берет несколько сюжетных картинок, при составлении которых следует использовать предлоги В,НА,ПОД,ИЗ , например: Кот спит на диване, Кружка стоит на столе и т.д. ребенок берет картинку и составляет по ней предложение .

Заключительная часть

Логопед: Молодцы ребята, а сейчас мы отправимся на прекрасную полянку. Моя волшебная палочка превратит вас в бабочек, майских жучков. Сегодня на лужайке танцы , если вы услышите медленную музыку , то будете летать медленно , а если услышите быструю музыку , то закружитесь в быстром танце.

Психолог: Вы так здорово танцевали не пора ли вам отдохнуть

(Играет медленная музыка)

Выбирайте себе на поляне удобное место. Итак, представьте, что вы лежите на солнечной поляне. Стоит тёплый летний день, ласково светит солнце. Дышим ровно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Подул легкий ветерок, он касается ваших животиков, щек. Вам хорошо, легко и тепло. Вас ничего не волнует. Глаза тоже хотят спать, становятся тяжелыми и закрываются. Легкий ветерок ласкает вас, вы замерли, не двигаетесь.

Логопед, Психолог:

Проснулись только ротики.

Давайте вспомним чем мы сегодня занимались ?

Что вам больше всего запомнилось?

Что для вас было трудным?

Психолог: на счет 3 возвращаемся в наш детский сад. (оборудование выключается)

Встает тот у кого светлые волосы,

У кого желтая майка,

У кого белые носки,…..

Психолог: Ребята пока вы отдыхали листовички вам оставили подарки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Развивать навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для восстановления душевного равновесия.

Развивать у детей уверенность в себе.

Повышать сплоченность группы.

Форма проведения занятия: групповая, 5-7 человек.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

I часть. Вводная

Организационный момент занятия, приветствие.

"Пирамида любви".

Дети сидят в кругу.

II часть Основная.

По тропинке в лес пойдем,

Шагают друг за другом.

Лужу мимо обойдем,

Обходят воображаемую лужу.

Посмотрели мы налево,

Стоят, смотрят налево.

Посмотрели мы направо,

Смотрят направо.

Посмотрели вверх на солнышко,

Смотрят вверх, встали на носочки.

Посмотрели вниз натравку.

Смотрят вниз, наклонились.

Психолог: И вот мы с вами пришли в лес. Садитесь поудобнее. Давайте послушаем звуки леса. (Прослушивание кассеты с записью звуков леса. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка).

-Чьи голоса вы слышали? Ответы детей.

Психолог: Итак, мы с вами находимся в волшебном лесу, и я предлагаю вам продолжить наш путь. Мы пойдём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ножки. А теперь под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Вдруг выпал снег. Мы идём по мягкому и пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу. Теперь мы идём по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листочки. Закройте глаза, прислушайтесь… Что вы слышите? Ответы детей.

По сенсорной тропе дети вместе с психологом двигаются к водопаду.

Психолог: Вот мы с вами подошли к большому водопаду (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. (Слушают шум воды.)

III часть. Релаксация.

Психолог: Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок - пуфик). Но сначала, давайте выпустим наших светлячков. Раскрываем ладошки…

(3вучит релаксационная музыка.)

- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Выключается свет, включается проектор и направляется на зеркальный шар.)

- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Дышится легко, ровно, глубоко.

- Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!

Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

IV часть. Завершающая.

Рефлексия, прощание.

Психолог: Наступило утро. Ребята, пора возвращаться домой! Наши приключения продолжатся совсем скоро. Мы познакомимся с другими жителями леса и сказками.

Дети двигаются по сенсорной тропе со словами:

- До свиданья, старый лес,

- Полный сказочных чудес!

- По тропинкам мы гуляли,

- На полянке поскакали.

- Подружились мы с тобой,

- Нам теперь пора домой.

- До свиданья, дети! Мне было очень приятно с вами путешествовать по волшебному лесу!

Читайте также: