Конспект занятия осень подготовительная группа с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в осенний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку, ведь нам нужно на чем - то туда отправится, а на чем?! В этом нам поможет загадка: (Слайд – велосипед)
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
Отвечают дети.
Воспитатель: Правильно, ребята в лес мы отправимся на велосипеде, давайте с вами ляжем на ковер и начнем крутить педали (дети выполняют упражнение велосипед). Посмотрите на экран, вот мы и приехали на лесную полянку. Ребята, а давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель:
1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. .
4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
5. Не сори в лесу.
Звучит запись ветра.
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки?
Дети: дует ветер.
Воспитатель: Правильно, дует легкий осенний ветерок. (Слайд с поляной).
Давайте с вами тоже попробуем сделать ветерок, как мы умеем.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру и в этом нам поможет наш экран.
Воспитатель: Осень – очень красивое время года. Незаметно промелькнуло красное лето. Наступила красавица осень. Взмахнула широкими рукавами и зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными (слайды с изображением осеннего леса).
Вначале осени в садах зацвели, заиграли разными цветами георгины, астры, календула. Среди деревьев особой красотой отличается рябина. Не боятся ягоды рябины холода. Первый морозец им не страшен, они становятся только слаще, убивает мороз в них горечь.
Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Уже заметно, что день становятся короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе, пасмурно, дождливо. Ветру – шалуну нравится играть с деревьями, раскачивает он их, срывает с них листья. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад.
Падают, падают листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь на них, а листочков на деревьях нет. Так они готовятся к зиме. Деревья отдыхают, запасаются новыми силами, чтобы к весне проснуться.
В это время в лесу налилась, закраснела клюква. Смелая ягода, перезимует под снегом, а весной снег сойдёт, иди, собирай. (слайды)
Встречается и брусника, которая служит пищей для птиц: глухарей, косачей, рябчиков.
Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Погода меняется почти каждый день. Один день, кажется, что ещё осень, а бывает, нанесёт снегу, так как будто наступила настоящая зима. Да и морозец нет, нет, да и покажет свой характер.
Реки сначала покрываются тоненькой корочкой льда, да и то в основном в ночное время, а днём ещё солнышко может растопить ледок, и речка снова бежит, радуется, что мороз не сковал её.
В конце ноября видно, что вся природа готова к приходу матушки зимы, и ждёт ее. Как же в лесу животные в осенние месяцы готовятся к зиме?
Зайдёшь в лес, кажется тихо, только ветер гуляет. Но это не так, лес живёт своей жизнью, недоступной для постороннего глаза. Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц, как настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет другой, легче прятаться от хищников.
Заяц был серым, станет белым. Поздней осенью зайцу приходится туго, шкурка серая, а осенью первый снег в некоторых местах уже появляется, никуда зайцу не спрятаться ни от хищников, ни от охотников. (слайды)
Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме. Собирала трудяга ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках. Если никто из животных не разорит их, хватит белке на всю долгую зиму.- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (слайды)
Бежит вдоль леса речка. У речки трудятся бобры, делают норку для зимы, заготавливают брёвна для хатки, (так называется их жилище) ветки для корма зимой. (слайд)
Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края. Сначала улетают насекомоядные птицы, затем зерноядные, потом болотные и водные. (Слайд). Так животные леса готовятся к приходу зимы.
Я рассказ прочитала
Об осени Вам,
О приметах её,
И её красоте,
И о том, как в лесу,
Звери осень встречают,
И готовят припасы к зиме!
Воспитатель: Вот так живут звери в осеннем лесу. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова ляжем и покрутим наши педали на велосипеде. (слайд велосипед), дети ложатся на пол и выполняют движения велосипед под музыку.
Воспитатель: Вот мы и вернулись снова в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? Молодцы, вы очень хорошо проявили себя на нашей экскурсии! Вы настоящие друзья природы. А вот вам и угощения от лесных жителей.
Подготовили воспитатели МБОУ СШ №54 г. Архангельск Гаевая Т. В. и Липина Н. С.
Цель ООД: содействовать закреплению знаний и представлений детей о характерных признаках осени; в процессе игры - викторины подвести детей к пониманию необходимости бережного отношения к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, экскурсии, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением осенних месяцев.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор; жетоны; набор карточек - овощи, фрукты, ягоды, муляжи листьев.
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Результат этапа
(по отношению к детям)
(Включается слайд, на слайде рев медведя и осенний лес)
Под музыку входит Медвежонок.
Присаживается на стульчик и засыпает, вдруг просыпается. Рассаживаются на места, выполняют указания воспитателя, настраиваются на предстоящую работу.
Дети готовы к деловому общению с героями.
Мотивация и целеполагание
(заканчиваются постановкой учебной задачи) М. – Здравствуйте ребята, куда это я забрел? Так холодно и голодно стало, аж спать хочется, и не понимаю почему? А было ведь тепло, светло, я рыбу ловил, ягоды кушал. Что такое случилось со мной, всё в сон клонит, а вы не подскажете ребята, что со мной?
М. – А давайте я вам загадки загадаю, может это вам и мне поможет
1. Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
2. Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
3. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен
Я…. (Осень) (слайды)
О. – Здравствуйте ребята, вы обо мне говорили? Медвежонок, что с тобой случилось?
М. – Да вот, что-то в сон всё клонит, ребята мне сказали, что осень на дворе, а мне все не верится.
Выделяют существенные признаки и отгадывают загадки
Дети делятся на команды, выбирают капитанов Возникло столкновение с затруднением и интерес.
Учебная задача принята детьми.
Содействие закреплению знаний и представлений о характерных признаках осени
Формирование установки о необходимости бережного отношения к природе
Содействие развитию ассоциативного и наглядно-образного мышления, формирование умения учить стихи с помощью мнемотаблицы, выразительно рассказывать и понимать рассказанное
(На мультимедиа показывается по 1 слайду для команды с изображением явлений природы, на нем по 4 картинки. Надо выбрать правильные варианты и объяснить почему)
- звери меняют шубу
- дети купаются в реке,
- птицы улетают на юг,
- люди одеты в куртки (плащи,
- сбор урожая. (ЖЕТОН)
О. - Блиц опрос : Назовите три осенних месяца? (слайд)
Какие праздники празднуют осенью? (День знаний, Праздник урожая, День пожилого человека, День воспитателя, день учителя);
Назовите дары осени (Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды);
Как называют осеннюю пору, когда летает много паутины, ласково светит солнце и тепло как летом? (бабье лето)
У каких деревьев образуются шишки?
Какие животные впадают в спячку? (еж, медведь, барсук, змеи, насекомые)
Почему птицы улетают на юг?
Как называется природное явление, когда осыпаются листья (слайд) (ЖЕТОН)
М. – Что-то вы ребята засиделись, давайте поиграем, Осень тут листьев накидала- проказница.
(две команды собирают разбросанные листья, одна команда собирает листья клена, а вторая листья дуба, кто быстрее соберет).(ЖЕТОН)
(дети стоят, Осень зовет их к столикам, где лежат картинки с фруктами, ягодами и овощами)
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
У меня тут есть карточки, на которых мой богатый урожай, одной команде собрать из карточек урожай фруктов, а другой команде овощей (смешать на столах овощи, фрукты и ягоды) (ЖЕТОН)
(присаживаем детей на стульчики)
М. – Ребята, вам хорошо, вам мамы и папы сами вырастили, заготовили на зиму фруктов и овощей, а к нам в лес пришли люди, насорили, деревья наломали, и деревья и кустарники перестали плодоносить, звери и птицы остались без еды. Что можно сказать о поступках людей, какие они? (слайды) дать каждой команде по жетону
М. - я, ребята буду вам читать пословицу или поговорку, а вы будете её продолжать, отвечать будет тот, кто первым поднимет руку. (слайд)
Что летом припасёшь – с тем зиму (проведёшь)
Осенняя пора – (птицы со двора)
Красна весна цветами, а осень (пирогами)
В ноябре снег надует – (хлеба прибудет)
Осень – (запасиха, зима - (подбериха)
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь- капустой
Пятый конкурс (капитанов)
(Для каждого капитана – своя мнемотаблица). Победит тот капитан, который сможет правильно повторить стихотворение.
Дети рассматривают слайды. Выражают эмоции.
Дети проговаривают названия картинок
Анализируют знакомые знания
Дети играют, собирают листья
Дети слушают, потом выбирают и называют овощи и фрукты и ягоды
Анализируют ситуацию, высказывают своё мнение
Возникает интерес к решению жизненных задач.
Слушают рассказ Медвежонка, оценивают действия. Формулируют ответы, демонстрирующие отношение к людям к природе
Дети слушают, отвечают, припоминая нужные знания
Дети рассматривают мнемотаблицу, повторяют и запоминают стихотворение
Актуализировали знания об уже известных явлениях: опознали их по признакам, вспомнили название.
Снято статическое напряжение.
Дети подготовлены к восприятию нового материала
Актуализация знаний об известных овощах и фруктах и ягодах
Проанализировали экологические ситуации, оценили действия людей, сформулировали оценочные высказывания в их адрес и советы о том, что нужно охранять лес, а не губить
Продолжили обучение восприятию на слух и выделению существенной информации по заданному вопросу
Продолжили учить стихи с помощью мнемотаблиц, выразительно рассказывать стихотворение
Подведение итогов, рефлексия О. - Давайте подведем итоги, давайте ребята Медвежонку еще раз проговорим, почему же он хочет спать? И как мы должны относиться к природе? Что мы можем сделать, чтоб хорошо спалось Мишке и чему мы можем научить взрослых!
Вручение дипломов за поделки, за викторину Дети еще раз проговаривают основные признаки осени, правила бережного отношения к природе.
Прикреплённые файлы:
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим
В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.
2.
В: Послушайте стихотворение.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
В: О каком времени года говорится в стихотворении?
В: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.
В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют)
В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Д: Мало света, тепла
В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
В: Какая бывает осень?
Д: Ранняя и поздняя?
В: Что бывает ранней осенью?
Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.
В: Что бывает поздней осенью?
Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.
3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе)
Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.
4. В: А сейчас отдохнём.
Лебеди летят
Крыльями машут.
Метнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На воду садятсяплавные движения руками наклоны вперёд
стоят прямо,
вытянув шею
бесшумно приседают
опустив руки.
5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Д: Улетели в тёплые края
В: Почему они от нас улетели?
Д: Стало холодно и голодно
В: Как называются птицы, которые улетели?
В: Назовите этих птиц?
Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.
В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
В: Назовите зимующих птиц?
Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.
В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают)
В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
- Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.
- Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, связную речь, коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа : дождливая, ветреная, пасмурная, хмурая, сырая, ранняя, золотая, поздняя, разноцветные, термометр.
Методы и приемы: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения, демонстрация, дидактические игры , иллюстрирование.
Материал и оборудование:
Раздаточный материал : осенние раскраски, листы белой бумаги А4, силуэты серого и белого зайца на каждого ребенка.
I . Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне Анжелика рассказала очень красивое стихотворение. Вы хотите его послушать?
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети : - Об осени.
Воспитатель: - Вова, объясни, по каким приметам ты догадался, что в стихотворении говорится об осени ?
Ребенок : - Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее.
Воспитатель: - Какие приметы осени ещё вы знаете ? (называют)
Воспитатель: - Ребята, вы очень меня порадовали!
II . Актуализация опыта участников деятельности.
Раздаётся звонок телефона.
- Вам интересно послушать его? (Да)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени?
Воспитатель: - Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
III . Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.
- И так, первое задание.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, по термометру.
Воспитатель: - А теперь поиграем, я буду показывать на экране, а вы назовёте, какая бывает погода осенью одним словом. Г оворить нужно четко и внятно, не выкрикивать.
- Осенью идет дождь – погода дождливая.
- Осенью дует ветер – погода ветреная.
- На улице пасмурно – погода пасмурная.
- На улице холодно – погода холодная.
- За окном хмуро – погода хмурая .
- А если сыро? – погода сырая.
Воспитатель: - Вы отлично справились с заданием.
- А как вы думаете, вся ли осень одинаковая?
Воспитатель: - А какие периоды осени вы знаете?
Дети: - Ранняя осень , середина осени и поздняя осень .
Воспитатель: - Ребята, а середину осени называют – золотая.
Воспитатель: - Какой месяц называют ранним?
Воспитатель: - Какой месяц называют середина осени ?
Воспитатель: - Какой поздний месяц?
Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Помогите пожалуйста мне разложить их по порядку.
Воспитатель: - Вы меня порадовали, тем, что были внимательны.
- Вправо, влево повернись и в листочки превратись.
- Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал,
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
- Вправо, влево повернись и в ребяток превратись и на стульчике окажись.
Воспитатель : - А сейчас слушайте внимательно. Отвечать будете по одному, по порядку. Я буду называть начало предложения, а вы должны по смыслу закончить предложение.
- На смену лету пришла ( осень ).
- Осенью опадают (листья).
- Дует холодный (ветер).
- В лесу растут (грибы).
- Моросит мелкий (дождик).
- Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч).
- Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края) .
- Дни становятся короче, а ночи (длиннее).
- Молодцы! Вы правильно закончили предложения.
Воспитатель : - А как в лесу животные готовятся к зиме?
Воспитатель : - Что за зверек прячется в дупле и почему?
Дети: – Это белка! Она сделала запасы на зиму. Белка не любит холодной, дождливой погоды, поэтому сидит в тёплом дупле и грызет орешки.
Воспитатель : – Что-то происходит с медведем?
Дети: – Медведь на зиму залезает в берлогу и спит там до прихода весны.
Воспитатель : – Посмотрите, там, вдали за ёлкой, Лежит мяч, в иголках. Кто это?
Воспитатель : – Это мать – ежиха. Потеряла своих маленьких ежат, ведь им пора прятаться в норку, скоро выпадет снег.
- Что вы можете сказать про зайцев? (Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель : - Ребята, посмотрите на меня глазками, я вам сейчас расскажу одну историю.
Поспорили лесные зайчата, одни говорят, что осень уже кончается, и пора менять серые шубки на белые, а другие считают, что зима далеко и ещё рано менять шубку. И никак они не могут принять правильное решение.
- А вы ребята, как считаете? (Дети высказывают своё мнение).
- Все так считают?
- А вот правы вы или нет, мы сейчас и узнаем.
Воспитатель: - Приглашаю за столы поэкспериментировать. Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?
Воспитатель : Это для зайца плохо или хорошо?
Воспитатель : А теперь давайте положим на листок белого зайку, его будет видно зимой?
Воспитатель : - Это плохо для зайки или хорошо?
Воспитатель : - Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.
- Ребята, скажите, пора зайцам менять серые шубки на белые?
Дети: Да, а то лиса или волк заметят.
Воспитатель : Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима.
Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что между людьми давно ведется спор: одни утверждают, что осень - это хорошо, а другие - что плохо. А как вы считаете? Кто считает, что осень - это хорошо, станьте слева от меня, а кто думает, что осень - это плохо, справа.
- Теперь, объясните, почему вы так считаете.
Дети: - Я люблю осень за то, что она разноцветная.
- Мне не нравится осень, потому что бывает холодно.
IV . Рефлексия участниками образовательной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами проделали большую работу, выполнили все задания колдуна, и он вернул Осени все краски.
Воспитатель: - В какие цвета Волшебница Осень нарядила все деревья?
Дети : В красный, желтый, оранжевый цвет.
V . Обобщение воспитателя.
- Ребята, кому мы сегодня помогли? (Осени).
- Что сделали? (Возвратили ей краски).
- Нравится ли вам оказывать помощь? (Да).
- Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).
Воспитатель: - Ребята, Осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она, волшебниками и дарит вам раскраски.
Читайте также: