Конспект занятия новый год шагает по планете

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познавательные : познакомить учащихся с историей возникновения праздника; с именами Дедов Морозов в разных странах мира.

Коммуникативные : учить высказывать свою точку зрения; учить быть толерантными друг к другу, коммуникативными, учить умению работать в команде.

Личностные : прививать любовь к родным традициям, уважение к традициям других народностей; формировать основы гражданской идентичности личности.

Задачи : познакомить учащихся с историей Нового года, с традициями Нового года, научить изготавливать простейшие новогодние украшения своими руками.

Оборудование : презентация, мультимедийное-сопровождение, картинки-отгадки, слова - отгадки, новогодние украшения, сладкие призы.

Воспитатель : Послушайте загадку. О чем идет речь?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Воспитатель : - Правильно. Зимой самый любимый, весёлый, волшебный праздник. Этот праздник любят и отмечают все.

Воспитатель : - Новый Год - самый загадочный праздник, открывающий нам мир добрых сказок и волшебства. Доверчивые малыши, деловитые подростки, серьезные взрослые и суеверные бабульки - все считают минуты до наступления праздника. Все ждут Деда Мороза, Санта Клауса и загадывают желания и дарят подарки. Новый год - в разных странах празднуют по-своему. Сегодня мы с вами совершим Новогоднее путешествие по нашей планете и узнаем , где и как в разных странах празднуют Новый год , когда на Руси впервые стали отмечать Новый год , какие основные черты и облик у деда мороза. Мы побываем в таких странах как Япония, США, Финляндия, Франция, Кипр, Италия, Германия, Монголия, Китай.

Первая страна, в которую мы отправимся – это страна Восходящего Солнца – Япония, (Слайд 3) которая одна из первых встречает Новый год . В новогоднюю ночь японские дети рисуют. Считается, что желание исполнится , если положить под подушку рисунок и изображением того, о чем мечтаешь. Давайте вы сейчас тоже попробуете изобразить свое желание на листе бумаги и когда придете домой положите свой рисунок под подушку, чтобы желание обязательно исполнилось в новом году .

Мы продолжаем свое путешествие. Следующая наша остановка – США, Канада. (Слайд 4) . В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовутСанта Клаус. Устраивают карнавал, фейерверк. Дети играют в разные игры, ставят сказочные представления. Водят хороводы с персонажами народных сказок.

Игровое задание 1.

Отвечайте без подсказки :

Любите ли вы сказки? …

А раз вы их любите и знаете,

То, значит, без труда отгадаете!

Лечит маленьких детей.

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Но лисице на зубок

Все ж попался … (Колобок)

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? …

Вот подсказка вам, друзья,

Его девочка Мальвина

Называла … (Буратино)

На лесной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет

Ступа с метелкой ей дорога,

Это – зловредная … (Баба-Яга)

И в корзинке бабушке

За кустами светится

Пара злющих глаз.

Девочке сейчас. (Красная Шапочка и волк)

Воспитатель : - В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупкки. (Слайд 5) . Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. В новогоднюю ночь запекают в пироги монеты, бутон розы и стручок горького перца. Если вам попадется пирог с монетой – к богатству, а с розой – к счастью. Важно уметь угадать счастливый пирог.

Во Франции два Деда Мороза. (Слайд 6) . Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande) . Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. Пэр Ноэль приходит в каждый дом, дарит подарки, а дети читают стихи, поют и танцуют для него.

Воспитатель : - Продолжаем? На Кипре Деда Мороза зовут Василий. (Слайд 7) .

В Италии подарки приносит не Дед Мороз, а фея Бефана. (Слайд 8) . Она наполняет подарками детские чулки и носки, специально подвешенные к камину. А тем, кто шалит и плохо учится, фея Бефана оставляет в чулке щепотку золы. Еще в Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из дома разбитую посуду, сломанную мебель, говорят, что это приносит богатство.

В Германии деда мороза зовут Санкт-Николаус. (Слайд 9) .Символ Нового года в Германии – трубочист. Считается, что те, кто дотронутся до трубочиста и измажутся углем – будут счастливы.

Воспитатель : - В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. (Слайд 10) .Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, а в руках - длинный кнут. В Монголии неизменным атрибутом Нового года являются грабли. Этими граблями монголы в новогоднюю ночь, по всей видимости, "загребают счастье".

Китайский Дед Мороз зовется очень просто : Дун Че ЛаоРен, Шань Дань Лаожен или Шо Хин. По стране он передвигается верхом на ослике. (Слайд 11) .

Игра : "Разные елки". Ведущий произносит слова : "Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут : и широкие, и тонкие, и низкие, и высокие.

"высокие" – поднимайте руки вверх;

"низкие" – приседайте и руки опускайте;

"широкие" – делайте круг шире;

"тонкие" – делайте круг уже".

Воспитатель : - Мы с вами совершили небольшое путешествие по планете и , наконец, оказались в России. (Слайд 12) . В какое время года мы встречаем Новый год , в какой день, какого числа? (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что в древности Новый год на Руси чаще всего встречали весной, когда просыпалась вся природа. Этот праздник отмечали в древней Руси – 1 марта и украшали на Новый год истинно русское дерево – березу. Позже был на Руси обычай встречать Новый год 1 сентября . (Слайд 13) И только во время правления Петра (В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января)на Руси появилась традиция встречать Новый год – 1 января . Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами (Слайд 14, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. А, что является главным украшение Новогоднего праздника? (Игрушки)

"Все наоборот". Ведущий говорит фразы, а зрители должны ответить "да" или "нет" независимо от рифмы.

– Есть у нас один секрет,

Мы его раскроем?

– Зал улыбками согрет,

Значит, будет праздник?

– Угадали без труда!

– Будем праздновать, когда

Скажем скуке дружно.

– Дед Мороз пошел в буфет.

Станем ждать его мы?

– Вот вернется он когда,

– Очень правильный ответ!

Любит Дедушка нас?

Дед подарки дома?

– В школе дружно мы всегда

Скажем "двойкам" только.

– А "пятеркам", не секрет,

Говорим всегда мы.

– Маме за кулек конфет

Мы "спасибо" скажем?.

– Мимо урны без труда

Бросим фантики мы?

"Здравствуйте" сказать мы.

– Будем старшим мы в ответ

Много смеха вызовет игра "Снежный ком". Учащиеся по очереди вынимают из коробки (вытягивают из мешка и т. п.) по две свернутые бумажки, на которых написаны названия различных частей тела человека. После этого они должны по очереди "прилепиться" друг к другу этими частями тела. Когда весь класс "прилипнет" друг к другу, желательно сфотографировать ребят. Такое фото украсит любую стенгазету или альбом класса.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : -Молодцы. У меня ещё остался один мешочек. Хотите узнать, что там? Подходите. (Сладкие сюрпризы) .

Воспитатель : -В заключение нашего занятия мы хотим поздравить вас с наступающим Новым годом . (Слайд 15) .

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.

Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения.

Углублять знания детей о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Познакомить с обычаями и традициями разных народов отмечать Новогодние праздники. Развивать диалогическую речь детей.

Воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Вся в огнях большая ёлка.

Вверх летят петарды звонко,

Снег на улице идёт.

Наступает … (Новый год)

Воспитатель: Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный, потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.

- А как отмечают праздник - Новый год у нас в стране?

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки.

Кузя: а вот я все, все, знаю о Новом годе, столько всего интересного!

Воспитатель: Здравствуй домовёнок Кузя. Ребята давайте поздороваемся с Кузей.

Кузенька может ты и нам расскажешь тогда что-нибудь такое интересное, если я не ошибаюсь тебе 120 лет недавно исполнилось? Вон ты сколько новых годов отпраздновал!

Кузя: Ладно уговорили! Проходите ко мне в гости!

(дети заходят в русскую избу) Присаживайтесь гости дорогие. А я вам не только расскажу, но много интересного покажу, есть тут у меня одно волшебное зеркало!

Давным-давно наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнце, тепла и ожидания нового урожая. Слайд 1,2

Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. Слайд 3

По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.

А что же является украшением праздника?

А сейчас давайте поиграем с нашей новогодней красавице

В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязаных чулочках.

Ребята, давайте внимательно посмотрим на картинку. Кто мне поможет рассказать, как выглядит Санта Клаус. (Дети вместе с воспитателем описывают его).

И мы с вами оказались в Японии. Послушайте, как празднуют Новый год в Японии.

- Под Рождество японские дети как и их сверстники на Западе наряжают ёлку и ждут Санта –клауса.

- Новый год в Японии наступает со сто восьмым ударом колокола. Первый рассвет Нового года японцы встречают, хлопая в ладоши.

- На второй день после Нового года маленькие японцы перед сном кладут под свои подушки открытки с изображением семи богов удачи, которые обязательно должны принести счастье в новом году.

- Между христианским рождеством и китайским Новым годом японцы не перестают радоваться жизни на праздничный лад: в частности, они устраивают знаменитые фестивали снежной скульптуры.

- После окончания праздников проводится обряд очищения, во время которого новогодняя ёлка сжигается, что символизирует прощание со всеми огорчениями прошедшего года.

Теперь мы оказались в Италии Здесь нет Деда Мороза. Через трубу дома прилетает на метле волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья сапоги. Случается, и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.

В Испании и Франции подарки детям приносит ПЭР НОЭЛЬ.

В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юль Томтен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. Считается, что Юлтомтеннен прилетел на Землю на метеорите 300 млн. лет назад.

5. Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.

6. Финский Дед Мороз носит красную шапку, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.

Но вот волшебная снежинка перенесла нас обратно, на Родину. А как в России отмечают Новый год? Ребята, а как у нас в стране наступает Новый год?

Дети: Бой курантов извещает о наступлении Нового года.

Кузя: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)

- Как он выглядит? (По иллюстрации). Правильно, российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг. Слайд 18

В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному. Могут быть разные обычаи встречи Нового года. Например, на Кубе принято обливать друг друга водой. Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья. И я вам желаю мира, добра и здоровья. Мы с вами сегодня много путешествовали и немножко устали. Я предлагаю вам встать и сделать небольшую разминку

Снег холодный лыжи лижет

Но упали мы. Ах! присели

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И на стулья побежали.

А сейчас мне пора помогать готовится к Новому году Бабе Яге. Совсем меня заждалась, поди, старая. До свидания ребята! Веселого Нового года (уходит Кузя)

Воспитатель: В каждой стране сложились еще одна традиция о которой совсем забыл Кузя: готовит новогодние угощения. Порой они бывают весёлыми, с сюрпризами. А какие угощения готовят в ваших семьях? А для детей? (Ответы детей)

на Британских островах. Синички и воробьи очень будут вам благодарны.

Воспитатель: Ребята, каждый Новый год удивляет нас чем – то необычным! А какие чудесные превращения, волшебства Новогодние вам запомнились? (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что и этот Новогодний праздник будет не менее сказочным, волшебным и удивит вас необычным сюрпризом.

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.

Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения.
Углублять знания детей о праздновании Нового года у нас в стране. Познакомить с обычаями и традициями разных народов отмечать Новогодние праздники.
Развивать диалогическую речь детей.
Воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.


Воспитатель загадывает детям загадку:

Вся в огнях большая ёлка.
Вверх летят петарды звонко,
Снег на улице идёт.
Наступает … (Новый год)

Воспитатель: Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный, потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.
- А как отмечают праздник - Новый год у нас в стране?

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки.

Воспитатель: Ребята, а как у нас в стране наступает Новый год?

Дети: Бой курантов извещает о наступлении Нового года.

Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Дети: 12 раз.

Воспитатель: Поздравления, пожелания, праздничные фейерверки сопровождают начало Нового года. Послушайте стихотворение:

Сейчас, когда двенадцать бьёт,
К нам приходит Новый год!
С мечтами, с поздравлением,
С хорошим настроением,
С веселым добрым смехом,
С волшебным новым снегом!

С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз!
(Дети стоят лицом в круг, кланяются)
Он из леса мимоходом
Ёлку нам уже принёс
(Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)
На верхушке выше веток
(Стоят лицом в круг. Поднимают руки, произносят фразу на вдохе)
Загорелись, как всегда,
(Опускают руки, произносят фразу на выдохе)
Самым ярким, жарким светом
(Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе)
Пятикрылая звезда
( Опускают руки, произносят фразу на выдохе).

Воспитатель: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?
Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.

Воспитатель: А вот ещё одна традиция - дарить подарки на Новый год, сложилась во всех странах. Их любят получать и взрослые и дети. А какие вы подарки хотели бы получить на Новый год? ( Ответы детей)

Дед Мороз принес подарки:
(Дети идут пальчиками по столу)
Буквари, альбомы ,марки,
Кукол, мишек и машина,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
(На каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
И пушистого щенка
Гав1 Гав!
(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – мордочка)

Воспитатель: Новогодние праздники принято отмечать с друзьями, с близкими. А чтобы ощущение праздника усилить можно приготовить угощения и для братьев наших меньших – птиц. Послушайте рассказ, в котором говорится о том, как рады птицы угощениям, которые приготовили для них дети.


Воспитатель: Ребята, каждый Новый год удивляет нас чем – то необычным! А какие чудесные превращения , волшебства Новогодние вам запомнились? (Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, что и этот Новогодний праздник будет не менее сказочным, волшебным и удивит вас необычным сюрпризом. А сейчас давайте поздравим с Новым годом всех взрослых и детей и пожелаем им добра.
(Читает ребёнок)

Наступает Новый год!
Что он людям принесет?
У каждого кто трудится,
Кто честен, добр и смел
Пускай желанье сбудется
Чего бы он не хотел …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления детей о праздновании Нового года. Создавать праздничное настроение.

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.

Создать атмосферу праздничного настроения.

Углублять знания детей о праздновании Нового года у нас в стране.

Познакомить с обычаями и традициями разных народов отмечать Новогодние праздники.

Развивать диалогическую речь детей.

Воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Вся в огнях большая ёлка.

Вверх летят петарды звонко,

Снег на улице идёт.

Наступает … (Новый год)

Воспитатель: Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный, потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.

- А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки.

Воспитатель: Так Новый год отмечают в каждой стране. Но ещё в каждой стране сложились свои обычаи и традиции отмечать Новый год. Послушайте, как празднуют Новый год в Японии.

- Под Рождество японские дети как и их сверстники на Западе наряжают ёлку и ждут Санта–Клауса.

- Новый год в Японии наступает со сто восьмым ударом колокола. Первый рассвет Нового года японцы встречают, хлопая в ладоши.

- На второй день после Нового года маленькие японцы перед сном кладут под свои подушки открытки с изображением семи богов удачи, которые обязательно должны принести счастье в новом году.

- Между христианским рождеством и китайским Новым годом японцы не перестают радоваться жизни на праздничный лад: в частности, они устраивают знаменитые фестивали снежной скульптуры.

- После окончания праздников проводится обряд очищения, во время которого новогодняя ёлка сжигается, что символизирует прощание со всеми огорчениями прошедшего года.

Воспитатель: Ребята, а как у нас в стране наступает Новый год?

Дети: Бой курантов извещает о наступлении Нового года.

Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Воспитатель: Поздравления, пожелания, праздничные фейерверки сопровождают начало Нового года.

Сейчас, когда двенадцать бьёт,

К нам приходит Новый год!

С мечтами, с поздравлением,

С хорошим настроением,

С веселым добрым смехом,

С волшебным новым снегом!

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Дети стоят лицом в круг, кланяются)

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс

(Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)

На верхушке выше веток

(Стоят лицом в круг. Поднимают руки, произносят фразу на вдохе)

Загорелись, как всегда,

(Опускают руки, произносят фразу на выдохе)

Самым ярким, жарким светом

(Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе)

(Опускают руки, произносят фразу на выдохе).

Воспитатель: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы, почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?

Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.

(Поэма Д. Мережковского)

Воспитатель: В каждой стране сложились традиции готовит новогодние угощения. Порой они бывают весёлыми, с сюрпризами. А какие угощения готовят в ваших семьях? А для детей? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот послушайте какие угощения с сюрпризом готовят в других странах.

- В китайском ресторанчике вам после еды могут предложить рожок из слоёного теста, в котором спрятана запечённая записочка с предсказанием судьбы.

Воспитатель: А вот ещё одна традиция — дарить подарки на Новый год, сложилась во всех странах. Их любят получать и взрослые и дети. А какие вы подарки хотели бы получить на Новый год? (Ответы детей)

Дед Мороз принес подарки:

(Дети идут пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машина,

Попугая и пингвина,

(На каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

И пушистого щенка

(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – мордочка)

Воспитатель: Новогодние праздники принято отмечать с друзьями, с близкими. А чтобы ощущение праздника усилить можно приготовить угощения и для братьев наших меньших – птиц.

Воспитатель: Ребята, каждый Новый год удивляет нас чем – то необычным! А какие чудесные превращения, волшебства Новогодние вам запомнились? (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что и этот Новогодний праздник будет не менее сказочным, волшебным и удивит вас необычным сюрпризом. А сейчас давайте поздравим с Новым годом всех взрослых и детей и пожелаем им добра.

Читайте также: