Конспект занятия на развитие грамматического строя языка с онр

Обновлено: 07.07.2024

Логопедические занятия по развитию речи включают задания по формированию грамматического строя речи. Эти задания тесно связаны с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов. Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в изменении слов по числам, падежам, родам и в согласовании слов между собой в соответствии с грамматическими нормами языка.

Наряду с фронтальными логопедическими занятиями проводится систематическая индивидуальная работа по формированию грамматического строя устной речи детей, страдающих общим недоразвитием речи. На индивидуальных занятиях важно специально упражнять детей в правильном употреблении отдельных грамматических форм, в словообразовании и в правильном построении фраз. Мы предлагаем практический материал для индивидуальных логопедических занятий, включающий задания для работы над словоизменением и словообразованием.

1).Образование множественного числа имен существительных:

дом – …(дома) лес – … бок – … глаз – … берег – …
поезд – … парус – … пояс – … повар – … вечер – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов

Один петух – …
Один волк – …
Один страус – …
Один крот – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

дом – домик гном – … слон – … кот – … двор – …
ключ – … бант – … бинт – … луч – … стол – …

4).Образование относительных прилагательных:

Шапка из меха – меховая шапка
Шапка из шерсти – …
Шапка из кожи – …
Платье из шёлка – …
Платье из бархата – …

5).Окончания глаголов:

Я играю, ты… он… мы… вы… они…
Я пилю, ты… он… мы… вы… они…
Я считаю, ты… он… мы… вы… они…
Я рублю, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

платок – … венок – … щенок – … грибок – … молоток – …
колосок – … жучок – … потолок – … дубок – … звонок – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львов
Один орёл – …
Один муравей – …
Один воробей – …
Один дятел – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

кошка – кошечка чашка – … сушка – … пушка – … шишка – …
ложка – … кружка – … стружка – … ромашка – … игрушка – …

4).Образование относительных прилагательных:

Кувшин из глины – глиняный кувшин
Кувшин из стекла – …
Кувшин из хрусталя – …
Кувшин из серебра – …

5).Окончания глаголов:

Я читаю, ты… он… мы… вы… они…
Я смотрю, ты… он… мы… вы… они…
Я рисую, ты… он… мы… вы… они…
Я спешу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

стул – … лист – … колос – … копьё – … крыло – …
клок – … ком – … платье – … дерево – … перо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно кольцо – два кольца – три кольца – четыре кольца – пять колец

Одно кресло – …
Одно стекло – …
Одно окно – …
Одно сердце – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

жук – жучок паук – … червяк – … старик – … хомяк – …
рак – … моряк – … каблук – … башмак – … клок – …

4).Образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева – деревянная ложка
Ложка из серебра – …
Ложка из стали – …
Ложка из пластмассы – …
Ложка из олова – …

5).Окончания глаголов:

Я вяжу, ты… он… мы… вы… они…
Я строю, ты… он… мы… вы… они…
Я режу, ты… он… мы… вы… они…
Я ношу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

поле – … море – … озеро – … число – … кресло – …
окно – … ведро – … весло – … стекло – … облако – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один корень – два корня – три корня – четыре корня – пять корней
Один врач – …
Один фонарь – …
Один зверь – …
Один корабль – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

конфета – конфетка осина – … берёза – … рябина – … картина – …
голова – … трава – … туча – … рука – … река – …

4).Образование относительных прилагательных:

Котлета из рыбы – рыбная котлета
Котлета из мяса – …
Котлета из моркови – …
Котлета из капусты – …
Котлета из картофеля – …

5).Окончания глаголов:

Я делаю, ты… он… мы… вы… они…
Я гружу, ты… он… мы… вы… они…
Я копаю, ты… он… мы… вы… они…
Я кошу, ты… он… мы… вы… они…

1).Образование множественного числа имен существительных:

день – … пень – … рот – … лоб – … лев – …
сон – … ров – … мох – … ухо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно море – два моря – три моря – четыре моря – пять морей
Одно поле – …
Одно ухо – …
Одно слово – …
Одно дело – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

зеркало – зеркальце платье – … одеяло – … кресло – … масло – …
покрывало – … дело – … мыло – … сало – … тело – …

4).Образование относительных прилагательных:

Сок из яблок – яблочный сок
Сок из клюквы – …
Сок из вишни – …
Сок из клубники – …
Сок из апельсина – …

5).Окончания глаголов:

Я лаю, ты… он… мы… вы… они…
Я леплю, ты… он… мы… вы… они…
Я плаваю, ты… он… мы… вы… они…
Я глажу, ты… он… мы… вы… они…

1).Согласование существительных с числительными:

Одна голова – две головы – три головы – четыре головы – пять голов
Одна рука – …
Одна нога – …
Одна коса – …
Одна мыльница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

балкон – … фонтан – … росток – … компот – … солдат – …
маска – … масло – … марка – … дудка – … ночник – …

3).Образование относительных прилагательных:

мёд с липы – …
суп с фасолью – …
пух тополей – …
шуба из соболя – …
малина из леса – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У мышки – мышонок, мышата
У ежа – …
У ужа – …
У лягушки – …
У осла – …

5).Окончания глаголов:

Я отсутствую … ты… он… мы… вы… они…
Я рассматриваю – …
Я воздействую – …
Я подглядываю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одна чернильница – 2… 3… 4… 5…
Одна картина– …
Одна люстра– …
Одна шляпа – …
Одна лента – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

чертёж – … журнал – … кафтан – … горшок – … ломоть – …
ларец – … желток – … ковёр – … карман – … кирпич – …

3).Образование относительных прилагательных:

жилет из кожи – …
одежда для молодёжи – …
джемпер из трикотажа – …
икра из баклажанов – …
полка для книг – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У медведя – медвежонок, медвежата
У верблюда – …
У зайца– …
У белки – …
У волка– …

5).Окончания глаголов:

Я останавливаюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я регулирую – …
Я приближаюсь – …
Я разглядываю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одна шуба – 2… 3… 4… 5…
Одна роза– …
Одна река– …
Одна конфета – …
Одна сахарница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

башмак – … фартук – … окно – … огонь – … утка – …
яхта – … осёл – … юбка – … изба – … овца – …

3).Образование относительных прилагательных:

сумка из соломы – …
салат из лука – …
морс из клубники – …
воротник из кружев – …
ассорти из фруктов – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У барсука – барсучонок, барсучата
У бурундука – …
У кролика – …
У козы – …
У лошади – …

5).Окончания глаголов:

Я вздрагиваю … ты… он… мы… вы… они…
Я встречусь– …
Я разгораюсь – …
Я присоединяюсь– …

1).Согласование существительных с числительными:

Одно дело – 2… 3… 4… 5…
Одно слово– …
Одно одеяло– …
Одно покрывало – …
Одно лицо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

пальто – … полька – … капля – … фонарь – … письмо – …
майка – … вафля – … слойка – … венок – … лейка – …

3).Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

высокая скала – …
сухой стакан – …
светлая спальня – …
сладкая слойка – …
сломанная скамейка – …

4).Образование названий детёнышей животных и птиц:

У коровы – телёнок, телята
У овцы – …
У свиньи – …
У собаки – …
У утки – …

5).Окончания глаголов:

Я вырисовываю … ты… он… мы… вы… они…
Я приветствую – …
Я раскрываю – …
Я совмещаю – …

1).Согласование существительных с числительными:

Одно село – 2… 3… 4… 5…
Одно колесо– …
Одно озеро– …
Одно зеркало – …
Одно письмо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

банка – … ноготь – … винт – … ветка – … ведро – …
шорты – … санки – … капля – … норка – … песня – …

3). Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

свободный студент – …
старый снаряд – …
полосатый свитер – …
усатый старик – …
светлая скатерть – …

4).Образование названий детёнышей птиц:

У гуся – гусёнок, гусята
У вороны – …
У грача – …
У орла – …
У журавля – …

5).Окончания глаголов:

Я взбираюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я поддерживаю – …
Я показываю – …
Я беседую – …

учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П.

Понимание и употребление в речи ребёнком качественных прилагательных в сравнительной степени с опорой на предметы и предметные картинки.

1. Формировать умение понимать и употреблять прилагательные в сравнительной степени в словосочетаниях и предложениях с использованием предметов и предметных картинок;

3. Развивать мыслительные операции анализа и сравнения; развивать мелкую моторику посредством использования пальчикового театра;

4. Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности и любовь к живой природе.

изображения двух елей, различных по цвету и размеру; изображения двух грибов, различных по цвету и размеру; изображения двух ягод, различных по цвету и размеру;

схемы-символы слов-признаков (сочный, мягкий, вкусный);

доски для моста, различные по длине, ширине и толщине;

предметная картинка с изображением бобров;

пальчиковый театр; волшебная палочка.

Ход занятия:

Логопед: Дети, мы сегодня отправимся в лес. А кто живёт в лесу?

Дети: В лесу живут дикие животные.

Логопед: В руках у меня волшебная палочка. Как только я взмахну палочкой, вы тотчас превратитесь в обитателей леса. Вокруг себя повернись и в диких животных превратись.

(Дети по очереди имитируют движения и повадки диких животных. Остальные должны угадать, кого изображает ребёнок.)

Логопед: По тропинке мы пойдём, в чащу леса мы войдём. (Дети маршируют и подходят к мольберту).

Послушайте загадку и узнаете, какое дерево растёт в лесу. (Логопед подводит детей к закрытому изображению ели и загадывает загадку.)

В каждый дом под новый год

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое, оно зовётся… (ёлкою).

Дети: Зелёная, высокая, пушистая, душистая, ароматная, колючая, стройная.

Логопед: Ой, посмотрите, здесь ещё одна ёлочка растёт. (Открывает изображение второй ели большего размера и насыщеннее по цвету).

Одинаковые эти деревья или нет? Чем же они отличаются? Давайте их сравним. Эта ёлка высокая, а эта ещё выше. Эта ёлка зелёная, а эта ещё…

Дети: Ещё зеленее.

Логопед: Эта ёль пушистая, а эта …

Дети: Ещё пушистее.

Логопед: Это деревце стройное, а это…

Дети: Ещё стройнее.

Логопед: У этой ёлочки ствол толстый, а у этой…

Логопед: У первой ели ветки длинные, а у второй…

Дети: Ещё длиннее.

Логопед: Перед нами две ели. Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Мы сравнивали две ели и говорили про них слова-признаки. Логопед: Сегодня во время нашего путешествия вы научитесь сравнивать разные предметы и слова-признаки, которые к ним относятся.

3. Основная часть.

Логопед: Давайте заглянем под ёлочки и узнаем, что там растёт. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(Логопед демонстрирует изображения двух грибов различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти грибы или разные? Что про них можно сказать?

Какой по размеру этот гриб?

Логопед: А этот? Больше или меньше?

Дети: Ещё больше.

Логопед: Какая ножка у этого гриба?

Логопед: А у этого?

Логопед: Какая шляпка у этого гриба?

Логопед: А у этого?

Дети: Ещё желтее.

(Задание для детей из сильной подгруппы). Логопед: Кто сам сможет рассказать в одном предложении о двух грибах?

Логопед: Там на горке, погляди-ка, покраснела земляника.

(Логопед демонстрирует изображения двух ягод, различных по цвету и размеру.)

Одинаковые эти ягоды или разные? Что про них можно сказать?

Какая по размеру эта ягода? Крупная или мелкая?

Дети: Ещё крупнее.

Логопед: Какая по цвету?

Дети: Ещё краснее.

Логопед: Какая эта ягода по вкусу?

Логопед: Что ещё можно сказать об этих ягодах (Логопед показывает схемы слов-признаков).

Дети: Эта ягода сочная, а эта ещё сочнее. Эта ягода мягкая, а эта ещё мягче. Эта ягода вкусная, а эта ещё вкуснее.

Логопед: Ой, ребята! Кто-то тут расшумелся. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.

Кто в глубокой норочке

Прячет хлеба корочки,

Серенькая с хвостиком

Логопед: Это мышка-хвастунишка. (Показывает фигурку мышки из пальчикого театра). Она очень любит хвастаться. Это хорошо или плохо? А каким надо быть?Звери собрались на лесной полянке и решили рассказать мышке-хвастунишке, что не одна она самая лучшая. (Логопед предлагает детям фигурки диких животных из пальчикого театра.)

(Логопед изображает мышку, а дети остальных зверей.)

Мышка: Мой хвост пушистый!

1 ребёнок. Я - лиса. Мой хвост ещё пушистее.

Мышка: Мои ушки длинные!

2 ребёнок. Я - заяц. Мои уши ещё длиннее.

Мышка: Мои зубы острые!

3 ребёнок. Я - волк. Мои зубы ещё острее.

Мышонок: Мои лапки сильные!

4 ребёнок. Я - медведь. Мои лапы ещё сильнее.

Мышка: Я самая быстрая!

5 ребёнок. Я - олень. Я ещё быстрее.

Мышка: Я самая весёлая!

6 ребёнок. Я - белка. Я ещё веселее.

Мышка: Я самая добрая!

7 ребёнок. Я - ёжик. Я ещё добрее.

Логопед: Расскажите, ребята, о чём говорили звери на лесной полянке.

Дети: У мышки ушки длинные, а у зайца ещё длиннее. И т. д.

4) Динамическая пауза

Логопед: Внимание! Внимание! В лесу соревнование! (Дети делятся на две команды и встают в шеренги напротив друг друга).

1 команда делает шаг вперед: Мы весёлые ребята.

2 команда делает шаг навстречу: А мы веселее.

Аналогично: Мы дружные ребята. (Добрые, смелые, сильные, ловкие, умные, послушные, весёлые) Далее команды меняются местами.

Логопед: Продолжим нашу прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем по лесу гулять. (Дети идут по кругу)

Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать. (Останавливаются, поднимают руки вверх, делают вдох и выдох).

Вот и речка на пути (Приседают)

Как её нам перейти (Встают, разводят руки в стороны, удивлённо пожимают плечами).

Создание проблемной ситуации.

Логопед: Дети, что же нам делать? Нам надо двигаться дальше, а на пути у нас река. (Дети предлагают разные варианты решения проблемной ситуации).

Дети: Надо построить мостик из дощечек.

Логопед: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто нам поможет.

В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин…

(Логопед выставляет картинку с изображением бобров).

Черепаха быстрее зайца.

Дети: Неверно. Заяц быстрее черепахи.

Логопед: Внук старше дедушки. Камень тяжелее ваты. День темнее ночи. Снежинка тяжелее снежка. Папа выше сына. Яблоко кислее лимона. Зима теплее лета. Заяц храбрее тигра. Медведь хитрее лисы. Тропинка шире дороги. Ёж злее волка. (Дети исправляют ошибки).

Логопед: Спасибо, ребята. Помогли бобрам, а они нам подарили доски. Скажите, какие они. Нужно закончить предложение и повторить его полностью. Эта доска широкая, а эта…

Дети: Эта доска широкая, а эта ещё шире.

Логопед: Эта дощечка длинная, а эта ещё…

Дети: Эта дощечка длинная, а эта ещё длиннее.

Логопед: Эта дощечка крепкая, а эта ещё…

Дети: Эта дощечка крепкая, а эта ещё крепче.

Логопед: Эта дощечка толстая, а эта ещё…

Дети:Эта дощечка толстая, а эта ещё толще.

(Дети выстраивают мост из дощечек и переходят речку).

Логопед предлагает усложнение для отдельных детей : Сравни доски по ширине. Сравни доски по длине. Сравни доски по толщине.

Логопед: Ой, послушайте, кто-то ворчит. Я знаю, кто это.

(Логопед загадывает загадку про зайца).

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

Логопед: Это недовольный заяц. Ему всегда всё не нравится. (Логопед показывает сюжетную картинку). У него есть красивый домик, а он хочет, чтобы домик был ещё красивее. Давайте вместе расскажем, чем ещё недоволен заяц. У него мягкая подушка, широкая кровать, лёгкое одеяло, толстый кот, сладкий торт, твёрдые орехи, высокий шкаф, вкусная морковь, а он хочет…

( Дети составляют предложения о недовольном зайце: У зайца мягкая подушка, а он хочет подушку ещё мягче. И т. д.)

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. (Логопед взмахивает волшебной палочкой). Вокруг себя повернись и в детском саду очутись. Что вы узнали нового? Чему научились? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось? Кому было трудно? А кому легко?

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий.

ВложениеРазмер
03_konspekt_zanyatiya.docx 512.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию лексико - грамматического строя речи

для детей старшей группы с ОНРи стертой формой дизартрии

— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

— формировать эстетическое восприятие осенних картин.

Предварительная работа: заучивание стихотворного материала, чтение рассказов об осени.

Используемые технологии: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

«В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем,
И приметы назовем.

(Все ответы должны начинаться со слова осенью)

Л: Осенью день становится короче, а ночи длиннее.

Мы с вами на лесной полянке. А хозяйка здесь осень. Расскажите, что вы о ней знаете? (По картинкам)

Небо осенью какое? (осеннее, хмурое, серое, пасмурное) Слайд №3

Листья какие? (осенние, красные, желтые) Слайд №4

Дождь какой? (осенний, холодный, сильный, моросящий)

Ветер какой? (осенний, холодный, сильный) Слайд №5

Какие дни? (осенние, холодные, пасмурные, солнечные)

Погода какая? (осенняя, теплая, холодная, дождливая, ветреная)

Что делают листья? (падают, кружатся, опадают)

Что делает ветер? (дует, срывает листья, воет)

Что делает дождь? (стучит, идет, поливает, капает)

Что происходит с травой, цветами? (вянут, сохнут)

4. Дыхательные упражнения.

Л: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Л: Дует легкий ветерок -ф-ф-ф. И качает так листок -ф-ф-ф. Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок-ф-ф-ф. И качает так листок-ф-ф-ф. Активный выдох.

Л: Осенний ветерок прикатил нам мяч, хочет с нами поиграть.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Как нам ласково сказать?

6. Пальчиковая гимнастика. Ребята, ветерок пригнал нам тучку. И пошел дождик.

“Капля раз, капля два. (пальчиками стучат по столу )

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом, (быстрее )

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли”. (руки полукругом над головой)

Дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Дождик, дождик, веселей

Ототсередины лба к вискам.

Кап Капай, капай не жалей!

Вок вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вис вискам).

Тол Только нас не замочи!

По помышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря Ив окошко не стучи!

Ототсередины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

( Дети на ковре в зале собирают разрезные картинки. Конверты с картинками под осенними листьями, работают под музыку) Собрав картинку называют предмет ГРИБ. Логопед спрашивает, а в лесу много ГРИБОВ.
Гриб – грибовягода - ягод
Дерево - деревьевкуст - кустов
Лист - листьевлужа - луж
Дождь - дождейветка - веток
Зонт -зонтовтуча – туч

Л: Ребята, посмотрите, под кустиком сидит Ёжик. (у ёжика раскраски с изображением осенних предметов)

Ёжик, а почему ты такой грустный?

Ребята, Ёжик не может подобрать краски для осенних картинок.

Не переживай, ребята тебе помогут.

Какой цвет краски для осенних картинок вы выберите?

Я выбираю желтый цвет и раскрашу листья.

Я выбираю серый цвет и раскрашутучи.

Я выбираю красный цвет и раскрашу яблоко.

Я выбираю оранжевый цвет и раскрашу листья.

Я выбираю фиолетовый цвет и раскрашу сливы.

Я выбираю красный цвет и раскрашу ягоды.

Л. Ребята, если у Осени много разных красок, значит осень какая? Разноцветная.

Ребята, мы помогли Ёжику и он подарил нам раскраски. Но нам пора возвращаться в группу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР

(уменьшительно – ласкательные существительные)

(средняя группа)

Цель : Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные

1.Развивать плавный продолжительный выдох.

2.Развивать артикуляционную моторику.

3.Активизировать словарь прилагательных.

4.Учить отвечать полными предложениями.

5.Развивать координацию движений и общую моторику.

6. Активизировать внимание.

8.Развивать мелкую моторику.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза

Оборудование : игрушка Щенок, дыхательные тренажеры, индивидуальные зеркала, картинки с изображением домашних животных, восковые мелки, шаблоны для раскрашивания.

1.Организационный момент.

Дети и логопед стоят полукругом в группе.

Логопед: Дети, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки (дети улыбаются пришедшим на занятие).

Логопед: Дети, у нас еще один необычный гость. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

У него холодный носик,

Есть и ушки, есть и хвостик.

Он умеет громко лаять,

И дает себя погладить.

Дети отгадывают загадку.

Логопед: Правильно. К нам пришел щенок.

Логопед вносит игрушку в группу. Держит игрушку в руках.

Логопед: Дети, поздоровайтесь с нашим гостем (дети здороваются). Представьтесь нашему гостю, но не просто назовите свое имя, а произнесите его ласково. Как я . Меня зовут Анечка (Логопед поворачивает игрушку в сторону нужного ребенка. Ребенок называет свое уменьшительно – ласкательное имя).

Логопед: Щенок пришел к нам не просто так. Дело в том, что он потерял свое хорошее нестроение. Престал улыбаться. Совсем не играет и целыми днями скучает. Как вы думаете, мы можем сегодня ему помочь вновь стать веселым?

Дети: Мы можем помочь.

Логопед: Я согласна с вами. Потому что вы самые веселые дети и сможете это сделать. А сейчас подойдите к своим стульчикам.

Дети проходят на стульчики, которые стоят полукругом недалеко от того места, где началось занятие. Логопед проходит вместе с детьми, присаживается напротив детей; щенка ставит рядом с собой, на приготовленный для него стул.

3. Развивать плавный, продолжительный выдох.

Логопед: Пока щенок шел к нам, у него замерзли лапки. Чтобы их согреть, нужно подуть на них. Но дуть нужно правильно. Так, чтобы не раздувались щеки. Чтобы воздух с силой выходил изо рта. А помогут нам вот эти веселые игрушки (встает и берет с заранее приготовленного столика, который стоит рядом, пособия для развития дыхания, раздает детям).

Дети дуют на дыхательные тренажеры (сначала сидя, затем стоя, около стульчиков). Логопед контролирует правильность выполнения упражнения.

Логопед: Молодцы! Вы хорошо выполнили это задание! Очень старались!

4. Развивать артикуляционную моторику.

Логопед: Дети, посмотрите на щенка. Лапы у него согрелись, а вот мордочка еще холодная. Нужно сделать специальную зарядку! Выполните упражнения для губ и языка, которые я сейчас покажу. Возьмите зеркала, они помогут правильно выполнить каждое упражнение.

Логопед раздает зеркала.

Дети выполняют упражнение, логопед контролирует.

Логопед: Вы так хорошо выполняли упражнения, что щенку стало очень тепло. Молодцы! Сложите зеркала в коробку. Подойдите ко мне в круг.

5.Активизировать словарь прилагательных. Учить отвечать полными предложениями.

Логопед: Дети, погладьте Щенка. Посмотрите, какой он замечательный, приветливый. Подберите еще добрые слова для щенка. Щенок какой?

1 ребенок (не хором) – щенок красивый.

2 ребенок – щенок ласковый и так далее. Если дети затрудняются, помочь с ответами.

Логопед: Молодцы! Вы подобрали самые добрые слова для щенка.

6. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные. Учить отвечать полными предложениями.

Логопед: Дети, посмотрите на щенка. Он очень маленький. У него не морда, а мордочка.

У него не глаза, а….? Помогите мне ласково назвать части тела щенка.

У щенка не глаза, а….

1 ребенок :У щенка не глаза, а глазки.

Логопед: У щенка не нос, а….

Ребенок: У щенка не нос, а носик. И так проговариваются остальные части тела щенка (уши, голова, лапы, хвост).

Логопед: Молодцы! Вы знаете очень много ласковых слов! Нашему гостю становится уже веселее. А теперь покажите ему, как вы умеете играть.

7. Динамическая пауза. Развивать координацию движений и общую моторику.

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения под музыку.

Щенок кружится волчком (дети кружатся на месте, руки на поясе).

Очень весел, хвост крючком (дети кружатся в другую сторону).

Вот летит во весь опор (двигаются по кругу, совершая подскоки).

То на речку, то во двор.

Логопед: Молодцы! Нашему гостю очень понравилось, как вы умеете играть. А теперь подойдите к своим стульчикам.

Логопед: Первыми на стульчики присядут девочки. А теперь мальчики. Молодцы! Вы очень внимательные.

Чтобы наш гость не скучал нужно найти ему ласковых друзей. Я принесла картинки. На них изображены домашние животные, с которыми наш щенок может дружить.

Логопед выставляет картинку на доску.

Логопед: Дети, назовите, кто это?

Ребенок: Это кошка.

Логопед: Назовите кошку ласково.

И так далее с домашними животными.

Логопед: Дети, вы познакомили щенка с другими добрыми домашними животными. Молодцы! Он теперь не будет грустить один.

9. Развивать мелкую моторику.

Логопед: Дети, посмотрите на нашего гостя. Какой он пришел к нам?

Дети: Щенок был грустный, печальный.

Логопед: А сейчас он веселый, у него появились друзья. И все это благодаря вам! Как вы думаете, мы справились?

Логопед: Дети, наш щенок пойдет знакомиться с новыми друзьями, другими домашними животными. Попрощайтесь с ним.

Логопед: Дети, чтобы вы не забыли, о ком мы говорили сегодня, я хочу предложить вам одно интересное задание. Подойдите к столу.

Дети и логопед проходят.

Логопед: Я предлагаю вам раскрасить эти (показывает) игрушки и повесить потом дома. Возьмите восковые мелки и раскрасьте шарики.

Логопед: Молодцы! (оценивает работы детей). А сейчас попрощайтесь с нашими взрослыми гостями.

Оксана Коняхина

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Оксана Коняхина

Оксана Коняхина

Оксана Коняхина

Оксана Коняхина

😊

Супер книга! Должна быть у каждого родителя

Оксана Коняхина

Мои любимые тетрадочки Теремковой Н.Е. На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи, а так же происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Рекомендую для домашних заданий.

Оксана Коняхина

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - III уровня Авторы - составители: Берлибо Е.П., Петренко В.Х.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям-логопедам в организации речевых занятий, направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков связной речи.

Читайте также: