Конспект занятия конструктивное реагирование на агрессию

Обновлено: 06.07.2024

эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.

Хочу сделать вам компли мент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них

не отражается ни плохого настроения, не обнар у живаются гр у бые черты лица. Из эт ого не

трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетес ь.

Или все - таки бывает иногда чу вство обиды, досады? Слу чается попасть в неприятные

- Вн у три все кипи т; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальц ев; з у бы стисн у ты;

- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.

Агрессия – это действия, которые нанесу т фи зический или психический вред другим

Агрессивный человек – это боль ной человек. Хотя физи чески он в полном п орядке, но

душевно (психически) болен. В его душе нет ничего доброго и х орошего, а з начит

личность его не буде т развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружа ющим

А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?

Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, не

надо держать его внутри надо уметь разум но его выплескивать:

1. Лист Гнева (исчертите лист, изорвите его, скомкайте, с силой метните в урну )

2. Сломать палку ( со всей силой бейте по подушке, по боксерской гр у ше, пинайте на

Цель: снять невербальну ю агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным

Педагог - психолог разбивает детей н а пары и читает текст: « Рано - рано два барана

туловище, упираются ладонями и лбами друг в др у га. Задача — противостоять друг другу,

Когда вы х отите избавиться от п у гающих воздействий обиды, подозрительности,

раздражения, п редставьте свечу, в п ламени которой сг орает все плох ое. Прислушайтесь к

шуму воды, открыв кран, представьте, как во да см ывает всю злость и агрессию, очищая

3. клубочек с п ожеланиями, добрыми словами – скажите что - то хорошее своему

соседу, передайте клубочек, держа ни ть в ру ке. Натяните нить, закройте глаза,

почувствуйте себя единым целым, ощ у тите тепло надежного дружеского п леча.

- Но все мы знаем, чт о лучше предотвратить бед у, ч ем ликвидировать ее последствия.

Большинство ссор и конфликтов между людьми происходит от того, что люди разу чились

общаться, решать словами свои проблемы. Тушить словами пламя гнева, а не раздувать

Когда кто - то из вас обижен, сердит, расстроен, когда вн у тренние переживания мешают

заниматься делом, когда назревае т конфликт в классе.

- Каждый должен н ау читься выразить словами, свое состояни е и сообщить о нем

окружающим, и может быть, это позволит предотвратить надвигающу юся бурю.

1- й этап (подготовительный). Дети сидят в к ру г у на ковре. Воспитатель спрашивает:

По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило,

ответы сводятся к следующему: « Сн ачала каму шек не очень мешает, мы пытаемся

отодвинуть его, найти удобное положени е для ноги , н о п остепенно нарастают боль и

неудобство, может даже появить ся ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется,

нам приходится снима ть ботинок и вытрях ивать к аму ш ек. Он почти всегда совсем

крошечный, и мы даже у дивляемся, как такой маленький предмет смог п р ичинить н ам

такую боль шую боль. Нам - то казалось, что т ам огромный камень с острыми, как лезвие

Далее педагог - психолог спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не

такое уже бывало у многих. Тогда в освободи вшейся от ботинка ноге боль стих ала,

происшествие забывалось. Но на у тро, с у н ув но гу в ботинок, мы внезапно ощ у щали

острую боль, соприкоснувшись со злополу чным каму шком. Б оль, причем более сильная,

чем накануне, обида, злость — вот такие чувства испытывают обычно дети. Такая

маленькая проблема становится большой неприятностью.

2- й этап. Педагог - психолог говорит детям: « Когда мы сердимся, чем - то озабочены,

взволнованы, нами это воспринимается как ма ленький камушек в ботин ке. Если мы сразу

же почу вств у ем неудобство, вытащим его оттуда, то н ога ос танется невредимой. А ес ли

оставим камушек на месте, то у нас скорей всего возникнут проблемы, и немалые.

Поэтому вс ем людям — и взрослым, и детя м — полезно говорить о своих проблемах

все сразу поймем, что вам что - то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не ч увствуе те ли вы сейчас какого - то неудовольствия, чего - то такого, что

мешало бы вам. Если чувств у ете, скажите нам, например: « У меня камушек в ботинке.

что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: « У меня н ет

Дети по кр у г у рассказывают, что же мешает им в данный момент, оп исывают свои

кругу. В этом сл у чае каждый уч астник игры предлагает сверстни ку , попавшем у в

затруднительну ю сит уацию, способ, п ри помощи которого можно избавиться от

Меня тревожит: « п онимаете ли вы меня? Одобряе те ли? Нужно ли вам это? Потекла тушь

2. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Высокий возвращается от доски на место, а у маленького упала линейка и он склонился

ее достать (выставляет ног у ). Высокий незаметив ноги падает. Взаимные у грозы: « Ты

Кто вин оват? Поставьте себя на место мал енького. Что вы ч у вств уете? Кого вам больше

жалко? Как себя поведете? Хотите ли вы оказаться в роли маленького?

А теперь представьте, что это ссора дву х др у зе й? Как их помирить?

2. Внимательней. Предупреждай голосом, если видишь, что ид у т на тебя. Сам виноват - не

Именно поэтому так важно помочь подростку развивать умения самоконтроля. Необходимо организовывать целенаправленное включение ученика в многоплановую деятельность, формировать навыки правильного выбора форм поведения, снижать уровень агрессивности или пассивности.

Для решения проблем выработки личных стандартов поведения, навыков самоконтроля, самооценки и самопознания предлагаем конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов.

Цели занятия:

  • выработка личных стандартов поведения;
  • развитие способностей анализировать качества характера;
  • снижение уровня агрессивности;
  • формирование навыков самоконтроля поведения;
  • совершенствование умений договариваться.

Материалы и оборудование: корзинка с орехами, бумажные фигурки человека, картинки для коллажа, листы бумаги для записок, скрепки.

Практическая значимость занятия заключается в том, что полученные знания имеют ярко выраженную личностную направленность, могут быть использованы учениками в любых ситуациях в настоящий момент времени и не требуют искусственно создаваемых условий. Кроме того, предлагаемые способы поведения направлены исключительно на самого подростка, подчеркивая его неповторимость, индивидуальность и положительность.

Ход занятия

1. Оргмомент

Сегодня наше занятие будет посвящено изучению и изменению себя. Вспомните о правилах работы в группе.

2. Настрой на работу над собой

А начнем с подарка. Перед вами корзина с орехами. Возьмите, пожалуйста, по одному ореху. Внимательно рассмотрите его. Теперь вернем орехи в корзину, перемешаем, и каждый снова выберет свой. Как же вы не запутались? Это только на первый взгляд все орехи одинаковые, но на самом деле, они абсолютно исключительные и особенные. В нашем мире все именно так. Нет ничего обыденного и простого. Каждый поступок, каждое слово, каждый взгляд индивидуален. Поэтому так важно не равнять всех подряд, а быть объективным в оценках и людей, и себя.

Эпиграф занятия – слова древнего философа Демокрита:

Мы много и часто говорим о хороших и плохих поступках, об их причинах, о том, как видит их человек и окружающие. Но нам обычно трудно словами описать агрессивного человека и поэтому мы придумываем ассоциации. Я попросила вас по желанию найти толкование понятия в словаре. Кто это сделал?

Агресси́вность – свойство личности человека, когда он предпочитает использовать насильственные методы для достижения своих целей.

Агре́ссия – негативное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивностьустойчивое стремление человека нанести другому вред или ущерб.

Агрессия – это основанное на отрицательных эмоциях отражение реальности, которое приводит к неверному пониманию действительности, к непредсказуемому поведению.

Сегодня мы попробуем создать портрет агрессивного подростка при помощи картинок, а после рассказать о своей работе.

На столах для каждого есть фигурка человека и разные картинки. Подберите и наклейте на свою фигурку те, которые, по вашему мнению, лучше всего описывают внутренний мир агрессивного подростка.

Кто хочет рассказать о своей работе?

А сейчас закройте глаза и загляните в себя. Сейчас никто вас не видит и не слышит. Это только ваш сокровенный мир. Ответьте себе честно, есть ли у вас те качества, о которых вы сейчас рассказывали.

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром жена, едва проснувшись, выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала сушить белье.

- Посмотри, какое у нее грязное белье, - сказала она своему мужу, - наверно, у нее плохое мыло или она не умеет стирать, надо бы ее поучить.

И так всякий раз, когда соседка вывешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, жена посмотрела в окно и вскрикнула:

- О! Сегодня белье чистое, наверно, соседка научилась стирать!

- Да нет, - сказал муж, - просто я вымыл окно.

Так и в нашей жизни, всё зависит от нашего окна, через которое мы смотрим на мир. И прежде, чем критиковать других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

Вы сейчас зрительно фиксировали и подбирали негативные качества. А ведь глаза часто обманывают. Поэтому я предлагаю упражнение, где главными будут не глаза и уши, а тактильные ощущения – руки.

Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  • все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг);
  • участники группы образуют два или больше независимых круга;
  • участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке).

Наши намерения обуславливают наше поведение. Но иногда задумка была хорошей, а в действительности все пошло не так. Одному бывает очень сложно разобраться в ситуации. Поэтому я предлагаю объединить наши намерения и сделать что-то хорошее.

(Рисунок в парах, где один держит карандаш, а второй – его руку. Но у каждого свое задание, которое знает только он. 1 этап: без слов. 2 этап: можно писать записочки. 3 этап: можно говорить 3 фразы).

Умение договариваться – это одно из главных условий успеха в нашей жизни. Предлагаю вам договориться в команде и выиграть в игре.

(Игра выполняется не на бумаге, границы поля определяются на полу с помощью веревок, фигуры изображают сами дети)

Что мешало нам выиграть? Что не давало холодно и трезво оценить ситуацию? Эмоции! Ими сложно, но очень важно управлять.

Давайте придумаем как можно больше и как можно быстрее разные способы управления своими эмоциями.

(С помощью мозгового штурма предлагается ребятам собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы потом на их основе создать памятку. Все способы фиксируются на доске (затем из них составляется памятка).

Хочу предложить вам еще несколько психологических приемов, которые также могут помочь человеку в тех случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка. Как управлять эмоциями:

  • комкать и рвать бумагу;
  • бить подушку или боксерскую грушу;
  • топать ногами;
  • выжимать полотенце, даже если оно сухое;
  • громко кричать, используя “стаканчик” для криков или “трубу”, сделанную из ватмана;
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  • втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать;
  • можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
  • посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
  • сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
  • сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.

Представьте, что в ваших ладонях лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога.

Бог улыбнулся и ответил: "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда-либо услышишь, и спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать".

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

В этот момент на Небесах царила тишина, но с Земли уже стали доноситься голоса. и ребенок в спешке спросил:

- Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама".

12. Итог занятия

Тема: агрессия, агрессивное состояние, агрессивное поведение.

Цель: создание психологических условий, позволяющих обучающимся успешно снять агрессивное напряжение.

2. Выяснить, каким образом можно безопасно выразить свои негативные эмоции, агрессию.

3. Осуществить на основе психологических упражнений снятие агрессивного напряжения.

Примечание: перед занятием участники делятся на 2 группы.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

Приветствуем соседа, хлопая поочередно друг друга по ладошкам, называя по имени.

2. Основная часть (слово ведущего).

Сегодня нам предстоит поговорить о том, почему иногда наши настроение и поведение меняются, становятся плохими и неуправляемыми. Почему с нами случаются перемены и как этого избежать. Вы готовы? Тогда приступим.

Скажите, пожалуйста, что происходит с человеком, когда его начинает все раздражать? (ответы, обобщение). Человек начинает сердиться, злиться. Что происходит с его лицом? (ответы, обобщение). Лицо краснеет, мышцы напряжены, рот искривлен, брови нахмурены, зубы стиснуты. Иногда у человека даже сжаты кулаки. (показываю иллюстрации). Что происходит у человека внутри? Какие эмоции его переполняют? (ответы) В это время человек хочет причинить вред другому. Объясняется это просто: человек думает - мне плохо, пусть и другим будет плохо. Как мы можем назвать такое поведение? (ответы). Такое поведение называется агрессивным. Как вы думаете, что такое агрессия?

Агрессия - это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном причинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках. Понятна разница?

Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.

Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? (нет)

Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился? (да)

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь? (не напугал)

Сейчас нам предстоит в этом разобраться. (работа в группах)

А теперь берите со стола таблички, читайте их, выбирайте нужные и прикрепляйте на доску с соответствующей стороны.

Обвинять Заниматься спортом

Использовать вредные привычки Помечтать

Спорить Топать ногами

Нервничать Послушать музыку

Не прислушиваться к совету старших Поговорить

(Проверка выполненного задания каждой группы. Доказательство правильности выбора).

Давайте сделаем вывод: повторим еще раз, как можно снять агрессивное напряжение (ответы, обобщение).

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Удалось представить путешествие на облаке? Смогли ли вы расслабиться?

А теперь давайте поговорим о том, что иногда нас очень сильно беспокоит. Я буду зачитывать вам начала различных предложений. Вам необходимо закончить эти предложения своей мыслью. (Высказывания идут по кругу, участники во время своего высказывания держат в руках предмет, например, игрушку или мячик, затем передают его следующему участнику)

Я не могу слышать, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Меня просто раздражает, когда…

Я не хочу говорить, когда…

Когда меня не слушают, я…

У меня портится настроение, когда…

Теперь, после того, как каждый высказался, поделился своими мыслями, я предлагаю попробовать избавиться от неприятных чувств, эмоций.

У каждого из вас есть листок. На этом листе нужно написать слова, которые когда-либо заставляли вас злиться, нервничать, кричать, может, даже плакать. Вспомните обидные слова, которые вы слышали в свой адрес. Не бойтесь, то, что написано на вашем листке, никто, кроме вас, не увидит.

(в течение 1-2 минут участники пишут слова)

Теперь, когда все готово, предлагаю сильно-сильно зачеркнуть, закрасить ручкой эти слова. Можете закрасить весь листок. Теперь скомкайте свой лист, вложите все негативные эмоции в этот бумажный комок. Можете, бросить комок на пол и потопаться на нем, можете разорвать его на мелкие кусочки. Сейчас все, что осталось от вашего листка, необходимо выкинуть.

Какие чувства вы испытывали, когда писали обидные слова? Когда избавлялись от негативных эмоций? Произошли какие-то изменения в вашем настроении? (вывод)

Послушайте советы, которые помогут избавиться от агрессивного состояния :

-возьми себя в руки

-заведи дневник и записывай на бумагу все, что тебя беспокоит

-послушай любимую музыку

-если возможно, останься наедине с собой

-поговори с друзьями

-вспомни что-нибудь приятное, хорошее, что заставляет тебя улыбаться.

Чтобы хорошее настроение не покидало нас весь день, нужно стараться не отпускать его от себя. Как это можно сделать? (ответы) Просто нужно чаще улыбаться, смеяться и радоваться, дарить хорошее настроение своим друзьям. Это мы и попытаемся сейчас сделать.

Вам нужно сравнить своего соседа по кругу с кем-то или чем-то очень хорошим. Например, Коля, я хочу сравнить тебя с солнцем, потому что, когда ты улыбаешься, ты сияешь так же, как солнце.

Сейчас мы услышали хорошие слова в свой адрес. Они помогут нам сохранить хорошее настроение и положительные эмоции. Как вы думаете, а как еще мы можем сохранить хорошее настроение, зарядиться хорошими мыслями и положительными эмоциями? (ответы) Наверное, мы сможем это сделать, если не только кто-то нас похвалит, но и мы сами похвалим себя.

Сейчас нам нужно представить, что мы находимся в магазине подарков. Но мы не покупатели, мы подарки. Нам нужно, чтоб нас скорей купили и подарили. Но как это сделать? Нужно сказать о себе что-то очень хорошее, что-то, что могло бы отличить от других. Например, я хороший подарок, потому что я верный и преданный друг, я никогда не обижаюсь на своих друзей и не огорчаю их и т. д.

Что вам нравится больше, когда вам говорят хорошие слова или когда вы сами себя хвалите? Почему?

Давайте вернемся в начало нашего занятия и вспомним, о чем мы говорили.

-Что такое агрессия, агрессивное состояние, действие;

-Способы выражения агрессии (опасные, безопасные);

Надеюсь, что это занятие оказалось для вас полезным, вы открыли для себя что-то новое.

3. Ритуал прощания.

Спасибо за работу!

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста. ТЕМА: Психологическое здоровье ребенка или знакомство.

Занятие с элементами тренинга для педагогов избавление от чувства вины. Цель и задачи тренинга: 1. осознать и понять природу чувства вины; 2. избавиться от чувства вины; 3. научиться жить без чувства вины,.

Занятие с элементами тренинга (мастер-класс). Стратегии поведения в период подготовки к экзамену и во время экзамена Занятие с элементами тренинга (мастер-класс для педагогов)[/h4] Стратегии поведения в период подготовки к экзамену и во время экзамена.

Основными условиями коррекции агрессивного поведения детей являются: установка на достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры общения, поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое отношение к подросткам, доверие к ним, привлечение к активному взаимодействию, использование деятельностного ­содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать подростка в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в овладе­нии приемами саморегуляции агрессивного поведения личности; (Е.В. Бондаревская).

Повышение культуры общения особенно важно для подросткового возраста потому, что связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.

Цели занятия : психологическое просвещение, профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Задачи :

1. Расширить у подростков информацию о своей личности и проблеме агрессивного поведения;

2. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;

3. Развить навыки эффективного межличностного взаимодействия;

4. Развить чувство эмпатии;

5. Научить конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

6. Сформировать положительные модели поведения.

Возраст детей: 11-15 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель: знакомство с группой подростков, получение первичной информации.

П: Я предлагаю рассказать вам о своем имени. Как известно, имя для человека оказывает большое значение. Взрослеет человек и его имя тоже изменяется. Давайте поразмышляем над скрытым значением вашего имени. Для начала откроем тайну первой буквы вашего имени. Что вас ведет по жизни? А на что нужно обратить внимание?

Подумайте 1 минутку, после этого можете представиться и рассказать значение своего имени.

Возвращаясь к теме занятия, а она и правда тяжелая, это тема проявления нами жестокости и агрессии .

Что бы наше занятие прошло гладко и без конфликтов, я предлагаю придерживаться ряда правил:

Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.

Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.

Не лгать. Лучше промолчать.

Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.

П: Давайте немного побудим в роли ученых и поразмышляем над следующими вопросами:

Как вы думаете, что такое агрессивное поведение?

Какие ассоциации возникают при слове агрессия?

Зачем она нужна человеку?

Чем она может помешать?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, педагог поощряет высказывания и стимулирует активность школьников.

П: Для наглядности, предлагаю рассмотреть следующие случаи из жизни (раздаем бумажки с ситуациями желающим):

1. Ревнивый влюбленный, узнав, что его девушка встречается еще и с другим, - хватает нож и наносит увечье сопернику.

2. На вечеринке одна девушка выпускает в другую целую обойму язвительных реплик, и настолько выводит ее из себя, что та, в конце концов, уходит с вечеринки.

3. Нетрезвый водитель вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель того автомобиля и пассажир погибают. Впоследствии он испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии.

4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда.

5. Чтобы питаться мясом, люди убивают домашних и диких животных

6. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его.

7. Мать кричит на раскапризничавшегося ребенка, шлепает его и ставит в угол

8. Кот стал душить цыплят, и хозяин его убил из ружья

9. Ученик на парте написал обидные слова, предназначенные определенному человеку

10. Из-за того, что родители не пустили девочку на день рождения к подруге, она изрезала в своей комнате занавеску

Итак, в каких из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?

( Учащиеся обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)

П: (обобщает и подводит к выводу): Таким образом, мы выделяем в определении агрессии 4 самых важных признака:

- Нацеленное поведение. То есть - имеется намерение.

- Вред. (Действием или словом. Агрессия может быть и вербальной (словесной)).

- Живому существу. Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по собственным различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам. Но подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Это поведение можно расценивать как эмоциональное или экспрессивное, но не агрессивное.

Например, разбить тяжелым молотком стекло автомобилю на аттракционе, заплатив за него - это не агрессивное поведение. Но если автомобиль принадлежал вашему врагу - то это поведение агрессивно.

- Не желающему такого обращения. Т.е. даже если вам кажется, что ваше поведение - невинное развлечение, но человеку оно не по душе, то ваши действия будут называться агрессивными.

Упражнение №5. "Волшебные заросли"

Цель: научить подростков контролировать свои эмоции, речь и негативные импульсы.

Время выполнения: 5 минут

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми "волшебными водорослями" - всеми остальными участниками. "Водоросли" понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить "водорослей" пропустить его в центр круга. Остальные участники не должны пропускать водящего ни при каких обстоятельствах. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

Ребята, а вы заметили, что в процессе нашей игры, некоторые из вас применяли агрессию по отношению к нашим зарослям? Дело в том, что агрессия может проявляться по-разному и, в зависимости от этого, выделяют разные ее виды.

Прямая агрессия

Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;

Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;

Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);

Полное игнорирование – бойкот;

Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

Цель: обучение конструктивным способам выражения гнева.

Делим детей на 2-3 микрогруппы, раздаем лист и ручки. После 3-5 минут командного мозгового штурма представитель от каждой команды зачитывает свои варианты. Психолог помечает на доске (ватмане).

Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.

Читайте также: