Конспект занятия гласные звуки в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

непосредственной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

для детей с ОНР.

( II год обучения).

Подготовила учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Кошлева Галина Анатольевна.

Цель: Коррекция и развитие фонетико – фонематической системы русского языка.

Коррекционные:

- Упражнять в четком произношении гласных звуков.

- Уточнять последовательность звуков в звуковых сочетаниях.

- Активизировать подбор слов в соответствии с позицией заданного звука

- Работать над общим звучанием речи, слоговой структурой сложных слов.

Образовательные:

- Упражнять в употреблении неизменяемых слов.

- Развивать мелкую и артикуляционную моторику, зрительное и слуховое

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе сверстников.

- Учить выслушивать ответы других детей, не перебивать.

- Формировать навык взаимопомощи в трудной учебной ситуации.

Оборудование:

Демонстрационные и раздаточные символы гласных звуков.

Раздаточный материал к № 8.

Изображение эскимо, эвкалипта, путешественника, экскурсовода, корзинки и грибов (в том числе лисичек, опят, боровика).

Стенд, картинка с изображением города, сказочного леса.

В городе Говорунов

Букет из игр уже готов!

Лес для чудес возле города есть,

Выполняется пальчиковая гимнастика ( авторская разработка ) и дети

Пальчики играют – звуки различают.

(соединение больших пальцев с остальными по очереди).

К ней очень близко ты не подходи.

(движение указ. пальца влево - вправо).

Еще слышим чей-то шаг.

(руки к ушам, имитация шагов на месте)

Дверь скрипит, ой-ой-ой!

(руки к щекам, качание головой влево - вправо).

Ветер дует на нас с тобой

(руки ко рту, дуем).

Звуков много окружает.

Каждый слышит их и знает.

(погладить себя по голове).

Основная часть.

1. Звуки слышно и в лесу.

Звук шагов – грибы несу.

И довольно напеваю –

(На стенде появляются символы 6 гласных звуков).

слышу звуков перезвон:

широко открылся рот,

это гласный…(А) поет.

- Губки трубочкой тяну,

- В улыбку губы растяну,

гласный звук поется…(И).

- Ротик сделал колесо,

гласный звук запели…(О).

-Улыбнулись, (Э) поем,

губки помнят и о нем.

2. Будем с грибами в лукошке играть,

И гласные звуки все повторять.

- Сколько гласных звуков? (Шесть).

- Как произносятся гласные звуки? (Гласные поются, тянутся, воздух проходит свободно, не встречая преград, произносятся с помощью голоса).

- Каким цветом обозначаются гласные звуки?

- (Обозначаются красным цветом).

3. Грибы сложены в порядке,

Вот лисички, вот опятки.

Порядок любят и гласные звуки,

Учитель - логопед называет 3 - 4 слова на гласные звуки. Например: Аня, утка, окна. Дети выделяют первые гласные звуки и ставят соответствующие символы в заданном порядке.

4. Грибы подарим белке и ежу,

5. Живой – неживой – угадай быстрей.

Задай вопрос к картинке своей.

6. Физ. Мин. (Авторская разработка).

Тихо по лесу идем,

(Имитация ходьбы).

Приседаем, соберем,

(Присесть, руки имитируют сбор грибов).

Только нужные грибочки,

(Встать, погрозить пальчиком).

У пенечка, под листочком.

(Наклоны вперед).

Ядовитые стоят

Для лечения лосят!

(Бег подскоками, изображая движение лосят).

Их не трогают ребятки –

(Отрицательные движения указательным пальцем ведущей руки).

Есть в лесу свои порядки!

За то боровичок ему достался.

(На стенде появляется изображение боровика).

С красивой шляпкой, на толстой ножке,

На эскимо похож немного.

Какие чудеса случаются:

Есть слова, которые не меняются.

Например: В магазине продается вкусное ……… Мама не хочет покупать холодное …..детям. Летом Саша лакомился …….с орехами. И т. д.

8. Запоминаем не напрасно:

Есть грибы, что нам опасны.

А есть слова, что просто интересны,

И пока не всем они известны.

много слов должны мы знать.

9. Грибы в лесочке собираем,

А в небо шарики бросаем.

Куда грибы мы приносили?

В каком городе ходили?

(В городе Говорунов).

Возвращаю в детский сад,

Только грамотных ребят:

Пальчики загибаем,

Чем занимались - повторяем.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 540 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2016 2842
  • DOCX 51 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кошлева Галина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель показывает детям необычную коробку. Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.

- Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)

-Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!

Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.

Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком. ( автобусе)

Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)

2. Основная часть.

-Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.

-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков , а звуки невидимые.

- Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)

- А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)

- Назовите их , ([ a ],[ o ],[у],[э],[ы],[и]).

Назовем слова, начинающиеся на звук [ a ] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов. По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо) .

Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).

Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка) .

Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)

Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)

С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем ..

Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.

Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)

Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.

Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ – А, ОБЛАКО – О, УЛИТКА – У, ИГОЛКА – И, ЭКСКАВАТОР – Э, в пустое окошко – Ы)

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)

Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку №3 выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.

Под музыку №4 дети уезжают домой.

3. Заключительная часть.

Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Закреплять умения составлять предложение с словами помощниками.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление, речевое дыхание.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Практический (упражнения у доски, на местах).

Наблюдение за работой детей, советы.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая, коммуникативная, познавательно-речевая, продуктивная, музыкально-художественная.

Демонстрационный материал: знаки-символы звуков(звуковички), предметные картинками, буквы, сундук, схема с фишками, презентация.

Ход деятельности:

I. Организационный момент. 1 мин.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II . Мотивационная игра. 2 мин.

К нам сегодня в детский сад принесли сундучок, а что внутри сундучка, узнаем если разгадаем ребусы.

III . Введение в тему занятия. 2 мин.

- Что это? Звуковички, так дружно сидят в сундучке, помогите узнать их. (логопед вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Давайте, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому, звуковички всегда в красных костюмчиках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Посмотрите, сколько разных картинок. Давайте их соберём вместе по парам.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, и определите с какого звука начинается данное слово. Слушайте внимательно ответы детей. Ведь их ответ вам пригодится в следующей игре.

- А сейчас мы потанцуем с картинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с картинками; пары: арбуз-ананас, улитка-утюг, овощи-очки; игла, эскимо)

- Анна и Никита, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Логопед отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Роберт и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

- Звуковички, заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], . [и], . [ы] .

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

Дети выполняют задание.

- Пока мы с вами выполняли задание, наши снежинки загрустила, давайте с ними поиграем.

- Посмотрите, сколько много вертушек, давайте с вами поиграем с вертушками. А кто играет с вертушками на улице? Правильно ветерок. Но в группе ветерка нет как мы его с вами можем сделать? Правильно подуть на вертушку.

- Молодцы, у вас получилось изобразить настоящую ветряную бурю.

(Логопед выслушивает ответы детей) - Когда мы фишками выкладываем это слово у себя на столе или на доске?

- Правильно называется это звуковой анализ слова.

Посмотрите и назовите мне эти слова.

4. Звуковой анализ слов дом, бананы. 4 мин

Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова.

- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово ДОМ

- Дом. Это длинное или короткое слово? Прохлопайте?

- Женя выйди к доске и выложи схему к слову дом. Сколько звуков в слове дом? Назови их. Поставь ударение в этом слове. (Ребёнок выкладывает схему слова, и ставит ударение) Логопед выставляет схему для проверки).

Давайте с вами проверим, правильно ли Женя выложил схему.

- Молодец Женя садись.

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Вспоминают правило: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Логопед вызывает 1 - ребёнка, который по очереди называет звуки.

2 – ой ребёнок выходит к доске и выкладывает фишками схему этого слова.

3 – ий ребёнок выходит делит на слоги и ставит ударение.

Логопед: Ребята мы с вами разговаривали о звуках. А кто же мне скажет, как мы обозначаем звуки на письме. Правильно буквами. Давайте с вами отдохнём а потом и поговорим о буквах.

5. Физкультминутка

Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

А сейчас мы с вами всё о чём говорили ещё раз закрепим посмотрев презентацию.

Просмотр презентации. 6 мин

Цель: Развитие фонематического слуха.

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

Буквы презентация…

Логопед выставляет звуковичков на доске и под ними предлагает детям поставить буквы.

Пальчиковая гимнастика с карандашом 2 мин.

Давайте с вами вспомним, как мы умеем играя с карандашами и изобразим гласные буквы.

Логопед читает стихи, а дети показывают букву.


БУКВА А

Руки сложены в шалаш,

Между ними – карандаш.

Мы закончили едва –


Пальцы дружно вверх глядят,

Помоги ты им, дружок:

Карандаш наискосок

Между пальцами зажми –



Распрямленную ладошку

Наклони теперь немножко,

Карандаш потом возьми.

Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –

Сожмём руку в кулачок

Большой палец прямо

И ладошку справа ставим

Получилась Буква Ы

8. Работа над предложением. 3 мин

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники ( логопед рисует схемы предлогов, дети называют их).

- А что означает этот знак (зарисовывает) в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

- Что ставим мы, в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

А сейчас вам нужно будет придумать предложение и выложить к нему схему. Но не забывайте в своём предложении использовать маленькие слова (предлоги).

Логопед выслушивает ответы детей и предлагает на доске зарисовать схему составленного предложения.

- Молодцы вы справились и с этим заданием. Ребята, а как мы с вами называем слова, которые состоят из двух слов. Правильно такие слова мы называем сложные. Вот сейчас я вам и предлагая поиграть в игру "Отгадай, что получится?" , я буду говорить вам слова, а вы произносить слово которое получится.

9. Игра с массажным мячиком на словообразование

Вода падает – водопад.

Пар ходит – параход..

Мясо рубит – мясорубка…….

Кофе мелет – кофемолка….

Хлеб режет - хлеборезка

Овощи режет - овощерезка.

Кофе варит - кофеварка….

Листья падают – листопад…

Сок выжимает – соковыжималка.

Везде ходит - вездеход

10. Итог занятия. 3 мин.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

11. Рефлексия.

- Ребята, в сундучке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.


Гласные звуки и буквы Косенко Ю.А. Учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4

Гласные звуки и буквы

Учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4

Мы знаем 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]

Мы знаем 6 гласных звуков:

[А]

[О]

[У]

[И]

[Э]

[Ы] Звук [ы] не может находиться в начале слова.

Звук [ы] не может находиться

в начале слова.

Называем первый гласный звук в словах [О] [А] [У] [И] [Э]

Называем первый гласный звук в словах

Называем гласный звук в середине слова [О] [У] [И] [А] [Ы]

Называем гласный звук в середине слова

Называем последний гласный звук в словах [О] [И] [А] [Ы] [У]

Называем последний гласный звук в словах

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

ЗВУК [А] БУКВА ЗВУК [у] БУКВА

ЗВУК [А]

ЗВУК [у]

ЗВУК [О] БУКВА ЗВУК [И] БУКВА

ЗВУК [О]

ЗВУК [И]

ЗВУК [Ы] БУКВА ЗВУК [Э] БУКВА

ЗВУК [Ы]

ЗВУК [Э]

Работа над предложением

Работа над предложением

У и

А у

МОЛОДЦЫ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощающее занятие по знакомству детей с гласными звуками и буквами.

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной группе

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Наблюдение за работой детей, советы.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

- Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

- Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

- Правильно! Это листопад.

- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], . [и], . [ы] .

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

- Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

- Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

- Сколько слогов в слове АУ? (2)

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

- Кто это? (Маша, Медведь)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

- Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Читайте также: