Конспект занятия элективного курса по биологии

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Организационный момент: отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку.

Предлагаю вместе готовиться к ЕГЭ по биологии.

`Это невозможно` — сказала Причина.

`Это безрассудство!` — ответил Рассудок.

`Это бесполезно!` — отрезала Гордость.

`Попробую!` — шепнула Мечта.

2. Стадия вызова.

Ребята, как вы думаете - чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (решать генетические задачи)

Какова цель нашего урока?

(Ответы учащихся )

Цель урока: (слайд 2)

- закрепить знания генетических основ и уметь их использовать при решении генетических задач.

А начём мы свою работу с решения цитогенетических задач (на генетический код)

3. Стадия осмысления.

Решение задач (тексты задач приводятся на карточках, решаются задачи учениками, комментарии учителя - на что обратить внимание!)

на знание генетического кода:

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?

Решение. Генетический код триплетен, т.е.1 аминокислота кодируется 1 триплетом нуклеотидов. Следовательно, 51 аминокислота кодируется 51 триплетом. В триплете 3 нуклеотида, следовательно количество их в одной цепочке : 51 х 3 =153. Так как молекула ДНК двуцепочечная, то общее количество нуклеотидов: 153 х 2 = 306.

по молекулярной биологии:

Задача№2. В молекуле ДНК цитозиновый нуклеотид составляет 24% от общего количества нуклеотидов. Определите, сколько остальных типов нуклеотидов в этой молекуле.

Решение. По принципу комплементарности цитозину соответствует гуанин, поэтому гуанина тоже 24%. Вместе они составляют 48%. На другую пару - аденин и тимин - приходится: 100 – 48 = 52%. Аденина и тимина в этой молекуле по 26% (52 : 2 = 26).

Ну, а теперь перейдем к решению генетических задач. Для этого вспомним вначале основной материал.

Повторение основного материала

- Какой учёный заложил основы генетической символики? Какую символику?

(Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Первое поколение обозначается F 1 , второе поколение — F 2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

Словарь основных терминов и понятий

Аллельные гены – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гаметы – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары.

Ген – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.

Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые (АА, ВВ) наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены.

Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. (АА, ВВ, аа, вв) В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.

Доминантный признак (ген ) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, доступных наблюдению и анализу.

А теперь давайте вспомним алгоритм решения генетических задач. (карточка №2)

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Алгоритм решения генетических задач (слайд 6)

Внимательно прочтите условие задачи.

Сделайте краткую запись условия задачи.

Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

Запишите ответ на вопрос задачи.

(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)

Задача 3: У земляники розовые плоды ( R ) доминируют над белыми ( r ). От скрещивания гомозиготного розовоплодного сорта земляники с гомозиготным сортом, имеющим белые плоды, в F 1 получено – 35 растений, а в F 2 412.

Сколько растений F 1 были гетерозиготными?

Сколько разных фенотипов было в F 1 ?

Сколько растений F 2 имели розовые плоды и давали нерасщепляющееся потомство?

Сколько растений F 2 имели розовые плоды и давали расщепляющееся потомство?

Сколько разных генотипов было в F 2 ?

- Какое скрещивание называют моногибридным?

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Дано: Р ж.о. RR х м.о. rr

R – розовые плоды G R r

R – белые плоды F 1 Rr , Rr , Rr , Rr – 35 (единообразие гибридов F 1 )

F 1 – 35 P ж.о. Rr х м.о. Rr

F 2 – 412 G R r R r

F 2 RR , Rr , Rr , rr – 412 (произошло расщепление и проявился

Ответ: в F 1 гетерозиготных растений – 35,

в F 1 все растения имели розовые плоды, в F 2 103 растения имели розовые плоды и давали нерасщепляющееся потомство, 309 растений, имеющих розовые плоды дают расщепляющееся потомство, во втором поколении 3 генотипа ( RR , Rr , rr ).

Задача 4. У мухи дрозофиллы серый цвет тела доминирует над чёрным. При скрещивании серых и чёрных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина чёрную. Определите генотипы родительских форм.

- В чём суть анализирующего скрещивания?

Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с гомозиготной особью по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания всё потомство окажется однородным, то особь генотип, которой неизвестен – гомозигота, если произойдёт расщепление – гетерозигота.

Дано: Если дрозофилла имеет чёрную окраску тела, то её генотип яв

А – серый цвет ляется гомозиготным по рецессивному признаку (аа) – иначе а – чёрный цвет окраска будет серой. F 1 - сер х чёрный Для того, чтобы определить генотип дрозофиллы с серым цве 50% сер: 50% чёр том тела, проведём анализ скрещивания. __________________ Р ж А_ (сер) х м. аа (чёр) Генотип Р - ? G А а

Т.к. в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофиллы с серым цветом тела был Аа.

Ответ: генотипы родителей – Аа, аа.

Задача 5. В медико-генетический центр обратились взволнованные молодые родители (две пары). Они подозревают, что в родильном доме перепутали их сыновей. Лабораторный анализ показал, что у одной пары родителей 1 и 4 группы крови, у другой пары – 1 и 3 группы крови. У одного мальчика 1 группа, у второго 2 группа. Сможете ли определить, кто чей сын?

Ответ учащихся

Давайте разберемся в этом вопросе.

Известно, что у людей бывает 4 группы крови. Они обозначаются римскими цифрами I , II , III , IY .

Группа крови человека- это наследственный признак, который зависит от действия 3-х аллельных ( парных генов) которые обозначаются символами---А, В, О. Они могут, комбинируясь по 2 давать 6 генотипов, которые читаются как –-АА, ВВ, ОО, АВ, АО, ВО.

Ген А определяет II группу крови и дает такие комбинации генов --АА, АО.

Ген В определят III группу крови и дает комбинации генов ----- ВВ, ВО.

Сочетание генов А и В определяет IY группу крови, комбинация генов---АВ.

Отсутствие гена О, определяет I группу крови, комбинация генов ----ОО.

Первая пара родителей. Вторая пара

Их группы крови 1 4 1 3

Их генотипы ОО АВ ОО ВО

Их гаметы О А В О В О

Генотипы детей АО ВО ОО ВО

Группы крови детей 2 3 3 1

Следовательно, у родителей с 1 и 4 группами крови ребенок тот, у которого 2 группа крови, а у родителей с 1 и 3 группами крови – ребенок имеет 1 группу крови.

Задача 6. (слайд 10)

Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

- Какое скрещивание называют дигибридным?

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

А – полидактилия Решение: Р: ♀ АаВ b ♂ АаВ b

а - здоровые G: АВ А b аВ а b АВ А b аВ а b

В – близорукость F1

Р : ♀ АаВв –пол., близ.

Найти : F 1 без аномалий - ?

Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет 1/16.

- достиг ли цели обучения?

- какие затруднения возникли?

Домашнее задание : решить задачу, повторить дигибридное скрещивание.

Войти через uID

Войти через uID

Цели: ознакомить детей с проблемой сохранения редких и исчезающих животных и растений Курганской области.


Коршунова Наталья Николаевна (Публикатор)


18.05.2021

Цифровые лаборатории SenseDisc — это новое поколение школьных лабораторий, позволяющих сочетать наглядные эксперименты по биологии, физике, химии с преимуществами цифровой регистрации параметров, когда измеряемые данные и результаты их обработки отображаются непосредственно на экране компьютера.


Бессараб Татьяна Александровна (Публикатор)


06.05.2021


Рышкова Татьяна Владимировна (Публикатор)


27.06.2020


Резанова Елена Александровна (Публикатор)


09.04.2020


Козловская Светлана Владимировна (Публикатор)


01.03.2020

Цель: формирование ответственного отношения к природе.


Кроткова Галина Александровна (Публикатор)


14.02.2020


Цель мероприятия: расширение и углубление экологических знаний учащихся, пропаганды экологических знаний.


Лябина Наталья Викторовна (Публикатор)


07.02.2020

Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса биологии, географии через систему занимательных заданий.


Винькова Ирина Андреевна (Публикатор)


07.02.2020


Падурец Татьяна Леонидовна (Публикатор)


30.01.2020

Цель проекта: на основе микрокомпьютера RCX сделать машину, собирающую мусор.


Апресова Нина Борисовна (Публикатор)


12.08.2019

Научно-исследовательская работа "Роль торакального и абдоминального компонентов в реакции системы дыхания на изолированные специфический и условно-рефлекторный раздражители".


Николаева Марина Сергеевна (Публикатор)


12.05.2019


Литвинова Людмила Анатольевна (Публикатор)


22.01.2019


Цели мероприятия: привлечь внимание учащихся к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных, пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.


Запросова Наталья Геннадиевна (Публикатор)


21.12.2018

Внеклассное мероприятие, сценарий "Экологическая тропа". Цель мероприятия: активизировать интерес школьников к экологии Кузбасса. Ученики 7, 8 классов проводят по тропе учеников 5, 6 классов. Место провидения: пришкольный участок.


Красикова Алла Леонидовна (mineral)


04.12.2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся старших классов "Экология человека". Включает теоретический и практический блоки.


Ивкина Эмилия Марковна (Публикатор)


15.02.2018

Цель:

  • повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время.


Фадеева Любовь Владимировна (Публикатор)


05.11.2016

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов биологического образования относится биология человека, которая занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни. Данный учебный курс, являясь одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача.


Куприк Варвара Анатольевна (VarvaraAnatolevna)


11.11.2014

Программа дополнительного образования для детей 5-7 классов знакомит ребят с основами ухода за комнатными растениями, условиями выращивания, размножением известных цветочных культур, основами флористики. Занятия рассчитаны на целый год обучения, один раз в неделю, как для мальчиков, так и для девочек.


Козловская Светлана Владимировна (SVK7571)


08.09.2014


Светлова Елена Александровна (swetlowa)


27.03.2014

Методические рекомендации включают: статью "Экологическое воспитание – необходимое условие учебно - воспитательного процесса", разработку урока, устного журнала и методические рекомендации по проведению экологического кружка.


Павлова Нина Васильевна (astra3635)


26.03.2014


Горбаткова Татьяна Владимировна (Симона6010)


03.02.2014



Актищев Владимир Евгеньевич (Володя3072)


30.01.2014


Данная презентация поможет познакомить обучающихся 7 классов с покрытосеменными растениями. В презентации представлены красочные фотографии и краткое описание растений. Однодольные растения представлены семействами Лилейные и Злаковые.


Евсеева Елена Николаевна (begemot_kot)


20.12.2013

Внеклассное мероприятие по биологии
Цели мероприятия: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.


Соколова Светлана Вячеславовна (svetsokolova2010)


12.12.2013

Данный курс "Здоровый образ жизни " нацелен на формирование у учащихся умения осознанно выходить из создавшегося эмоционального напряжения (конфликта, стрессовой ситуации) путем применения различных техник и приемов. Программа элективного курса может быть использована в качестве факультатива, кружкового занятия для учащихся других классов.


Глотова Тамара Васильевна (Corfu)


11.12.2013


Одна из последних по времени реставраций в Нижнем парке Петергофа - два Вольера и Лебяжий пруд. Архитектор Никола (Никколо) Микетти, роспись Луи Каравака. Это постройки 1721-22 годов, называвшиеся в документах на строительство "чердачками для птичек". Фильм - краткий обзор этих памятников архитектуры (первый на русском языке).


Хлопов Михаил Владимирович (mrkhlopov)


30.08.2013


Чвырова Мария Степановна (Trad)


21.08.2013

Результатом работы в кружке "Юные исследователи" является данная проектная работа, занявшая 2 место в конкурсе прикладных и научно-исследовательских проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов Смоленской области.Программа кружка разработана мною.


Афанасенкова Елена Николаевна (jledfyxbr)


15.08.2013

Программа данного курса рассчитана на учащихся 10 класса, которым предстоит окончательно определиться с выбором профессии.
Программа предусматривает различные виды деятельности, в том числе лекции, практические работы, проектные работы, просмотр видео и презентаций, экскурсии. Осуществляется межпредметная связь биологии с химией, экономикой, экологией.
Объём курса- 34 часа.


Хидиятуллина Елена Николаевна (ОсеНь2013)


27.03.2013

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс направлен на закрепление. систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс6–8 классов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Элективный курс для 9 класса

Выполнила: учитель биологии и химии

Черкаева Полина Васильевна

Пояснительная записка

Предлагаемый курс направлен на закрепление, систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему. Данный курс рассматривает наиболее важные и сложные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Он рассчитан на учащихся основной школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы, используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы.В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам и итоговая проверка знаний.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний учащихся по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

расширить и углубить знанияпо некоторым вопросам курса биологии;

повторить и закрепить основные понятия и термины из курса;

формировать умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

развивать интерес к предмету;

содействовать профессиональной ориентации учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

сущностьбиологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

объяснять:роль биологии в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека и животных; органы цветковых растений, растения разных отделов;культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять:приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

проводитьсамостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

использовать приобретенные знания умения и навыки в практической деятельности и современной жизни: для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Режим занятий

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа

Количество занятий в неделю – 1

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Учебно-тематический план

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

Биология как наука. Методы биологии

Тема 2 Признаки живых организмов (5 ч)

2.1. Клеточное строение организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.Практическая работа1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы.

2.2. Признаки живых организмовПризнаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа 2.Рассматривание тканей растительного организма.

Практическая работа 3.Рассматривание тканей животного организма.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (10 ч)

3.1. Царство Бактерии Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

3.2. Царство Грибы.

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

3.3. Царство Растения.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

Царство Растения. Общий обзор строения и функций органов растений.

Основные семейства цветковых растений.

Практическая работа4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения.

3.4. Царство Животные

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

3.5. Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Практическая работа 5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира.

Тема 4 Человек и его здоровье (17 ч)

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Железы внутренней секреции. Гормоны

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

4.4. Дыхание. Система дыхания.

Дыхание. Система дыхания.

4.5. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

4.7. Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии.

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

4.9. Покровы тела и их функции.

Покровы тела и их функции.

4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека.

4.13. Психология и поведение человека. ВНД.

Психология и поведение человека. ВНД.

4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

Итоговое тестирование по темам курса

Содержание программы

Общее количество часов – 34 часа

Биология как наука. Методы биологии (1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Признаки основных организмов (5 часов)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Практические работы

1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи.

2.Рассматривание тканей растительного организма.

3.Рассматривание тканей животного организма.

Система, многообразие и эволюция живой природы (10 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

Практические работы

4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения

5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира

Человек и его здоровье (17 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Дыхание. Система дыхания

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения

Покровы тела и их функции

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

Органы чувств, их роль в жизни человека

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения

Практические работы

Итоговое тестирование по темам курса (1 час)

Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом

За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов.

За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.

За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46.

автор - В.В. Пасечник, И: Дрофа, 2010

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ШМО естественно- Зам. директора по УР Директор МБОУ СОШ п.Джонка

математического цикла _________ ___________Л.Г.Балашова

Общие вопросы биологии

Элективный курс

для учащихся X - XI классов

(34 часа)

Автор курса:

учитель высшей категории

Общие вопросы биологии

Пояснительная записка

На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении элективного курса особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы. Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе элективных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Вид элективного курса: предметно – ориентированный.

Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса Биология. Достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания№4, №5 и №6 в части С). Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение тем.

Предлагаемые к изучению элементы содержания являются логическим дополнением к основной программе среднего базового уровня обучения по биологии, что значительно расширяет диапазон знаний по предмету, необходимый для успешной сдачи экзамена.

Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводится параллельно с уроками общей биологи.

Целью данного курса является поэтапное углубление знаний по ключевым вопросам общей биологии, а также стимулирование самостоятельного процесса познания

-выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

-обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности

Курс решает задачи:

1)приобретения дополнительных знаний о закономерностях процессов и явлений, характерных для живых систем (клетки, организма);

2)систематизирование и углубление научно-понятийного аппарата, основных биологических положений;

3) создания условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

В результате изучения курса учащиеся должны:

1)приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);

2) уметь характеризовать основные биологические принципы; взаимодействие между разными структурами клетки; метаболические процессы; основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

3)уметь решать биологические задачи разного уровня сложности изучаемых тем.

4)осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках(учебных текстах, справочниках, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять её на занятиях.

5)использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, практикумы по решению задач. Предусматривается и индивидуальная форма работы.

Для фиксации результатов и коррекции деятельности обучающихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем обученности учащихся могут быть: биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты, генетические и молекулярные задачи разного уровня сложности. Все эти приёмы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и закрепление полученных знаний.

Условия для реализации программы:

1)кабинет биологии, оборудованный компьютером, проектором, экраном;

2)иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;

Читайте также: