Конспект занятия эбру в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

636740, с. Новый Васюган, переулок Геологический,6,

Томская область, Каргасокский район

Телефон: (8 38 253) 2-92-50 Факс: (8 38 253) 2-92-50

Электронная почта: cad-23@mail. ru

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе.

Федяева Ирина Александровна – воспитатель.

с. Новый Васюган

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, художественно-творческая.

Цель: формировать устойчивый интерес детей к изобразительному искусству, посредствам ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Образовательные:

- расширять представления детей о деятельности художника;

- познакомить детей с такими понятиями как художественная галерея,

живопись, пейзаж, натюрморт, портрет;

- способствовать формированию представлений о разных техниках

нетрадиционного рисования – выдувание краски через пластиковую

пузырями, пеной для бритья.

- способствовать формированию знаний, умений и навыков в

Развивающие:

- формировать художественно – образное мышление и эмоционально-

чувственные отношение к предметам и явлениям искусства;

- расширять активный и пассивный словарь;

- развивать умение детей высказываться по сюжету картины, правильно

выстраивая фразы и предложения, тем самым активизируя устную речь

- расширять творческие и изобразительные способности детей;

- развивать внимание, память, воображение, наблюдательность,

- развивать коммуникативные навыки детей - умение слушать и отвечать на

вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в

- формировать умение воспринимать информацию, совершать действия по

- развивать крупную и мелкую моторику – четкость и плавность движений

руки (точечный рисунок, разнонаправленные повороты, прямые и

- способствовать увеличению двигательной активности детей;

Воспитывающие:

- побуждать интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, взаимовыручку,

настойчивость в достижении поставленной цели;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Предварительная работа.

Организация и проведение НОД по развитию речи, художественно – эстетическому развитию, беседы, показ иллюстраций, продуктивная деятельность на тему живописи, ее жанров. Демонстрация виртуальных экскурсий по художественным галереям мира. Знакомство с именами русских художников, их картинами.

Демонстрационный материал и оборудование.

Костюм художника, мягкая театрализованная игрушка с открывающимся ртом, выставка картин, ноутбук, проектор, аудио колонки, аудиозапись музыкального сопровождения на выход художника, в течении всей деятельности, физминутки, видеоролик с записью работы художника, большой мешок из подарочной бумаги.

Раздаточный: на каждого ребенка – беретки художников, прозрачный контейнер, акварельная бумага, клей ПВА, стакан, жесткая кисть, гуашевые краски, пипетка, палитра, деревянные палочка, банка с водой, сухие и влажные салфетки, одноразовая вилка, рабочее место (стол и стульчик).

Организационный этап.

(дети заходят в зал с воспитателем, присаживаются на стульчики полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости к человеку с очень редкой профессией. А какая это профессия, вы узнаете, если отгадаете загадку.

У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что он … .

Дети: Художник!

(включается фонограмма на выход художника, выходит художник, садится за маленький стол на против детей, на его руке театральная игрушка с открывающимся ртом).

Художник: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аркадий Петрович, я художник, а это мой друг и помощник Георгий, можно просто Гоша. Гоша, поздоровайся с нашими гостями.

Гоша: Приветствую, вас, дорогие наши гости! (подходит к каждому, здоровается за ручку, представляется, спрашивает имена детей, как дела, как настроение, не болеют ли).

Художник: Ребята, я художник, я пишу картины каждый день, и когда ко мне приходит вдохновение, я могу засидеться за работой до поздней ночи, а Гоша мне всегда напомнит, что пора спать. Бывает, у меня теряются кисти или карандаш, и Гоша снова приходит мне на помощь.

Художник: (обращается к Гоше, гладит его второй рукой по голове) Молодец, Гоша, умница, что бы я без тебя делал?!

Гоша: Аркадий Петрович, а давайте ребятам покажем нашу картинную галерею?

Художник: Что ж, ребята, как вам такая идея? Хотите увидеть мои картины?

Основной этап.

Дети : Отпустим!

Художник: Иди, Гоша, если у тебя такое срочное дело возникло!

Гоша: Ой, спасибо, ребятки, я быстро, я мигом! (художник уносит игрушку за кулисы, возвращается к детям).

Художник: Дети, прошу, проходите за мной. (художник подводит детей к первой картине)

Художник: Ребята, как вы думаете, для рисования картин всегда нужны кисти и карандаши?

Художник: А, чем еще, на ваш взгляд, можно рисовать? (дети высказывают свои предположения).

Художник: Признаюсь, вам, свои картины я тоже не всегда рисую обычным способом. Посмотрите на эту картину, что здесь нарисовано?

Художник : А если мы видим на картине изображение природы, то как одним словом можно назвать такую живопись?

Дети: Пейзаж.

Художник : Правильно, пейзаж. Стволы деревьев я нарисовал способом выдувания краски из пластиковой трубочки, а листву мятой бумагой, посмотрите на экран, пожалуйста. (на большом экране, через проектор, демонстрируется заранее подготовленная видео запись художника за работой над данной картиной в ускоренном темпе под музыкальное сопровождение).

Художник : Вот так я рисовал эту картину, понравилось вам? Вы и сами можете попробовать такой способ рисования. Ведь это совсем не сложно?!

Художник : Переходим к следующей картине. Ребята, что вы видите на ней?

Художник: А, каким способом эта картина нарисована, кто-нибудь знает?

Дети : Картина нарисована восковой свечой и акварелью.

Художник: И это тоже пейзаж, неправда ли? Внимание на экран.

(показ второй зарисовки работы художника).

Художник: Ребята, давайте пройдем дальше. (подходят к третьей картине).

Посмотрите, какая интересная картина! Сквозь черную краску просматривается много других цветов. Что вы видите на этой картине? (полные ответы детей). Как одним словом можно назвать этот вид живописи?

Дети: Натюрморт.

Художник: Этот натюрморт я нарисовал техникой Граттаж, посмотрите на экран. (показ третьей зарисовки работы художника).

(подходят к четвертой картине).

Художник : А, это тоже натюрморт, угадайте, что я использовал, для того, чтобы нарисовать эти цветы?

(дети высказывают свои предположения)

Художник : Представьте себе, это рисование обычными мыльными пузырями! Посмотрите на экран!

(показ четвертой зарисовки работы художника).

Художник : Ну как, интересно вам? Давайте продолжим.

(подходят к пятой картине).

Художник: Ребята, что вы видите на этой картине?

Дети: Лица детей.

Художник: А, когда мы рисуем человека, то мы рисуем его …. .

Дети: Его портрет.

Художник: Правильно, портрет. Посмотрите, на этой картине все линии немного выпуклые, объемные. Это потому, что я смешал краски с пеной для бритья, такая пена есть у каждого папы, ну и, конечно, у меня! Посмотрите на экран.

(показ пятой зарисовки работы художника).

Художник: Здорово, правда?! Возьмите у папы пену для бритья, добавьте в нее клей ПВА, краски и, рисуйте все, что вам захочется! Переходим к следующей картине.

Художник: А, что изображено на этой картине?

Дети: Портрет Буратино.

Художник: Да, посмотрите внимательно, здесь очень много разноцветных капелек, потому что этот портрет я рисовал методом набрызга краски на бумагу. Посмотрите на экран. (показ шестой зарисовки работы художника).

(переходим к последней картине)

Художник : А, эту картину мне подарил один музыкант, что ней изображено?

Дети: Скрипичный ключ и ноты.

Художник : Эта картина волшебная, если дотронутся до нее, то сразу начинает играть музыка! Посмотрите! (художник дотрагивается до картины на несколько секунд, в это время включается музыка).

Художник : Попробуйте и вы. (дети по – очереди дотрагиваются до картины, музыка включается и выключается).

Художник : А если мы все одновременно дотронемся до нее, то музыка будет играть долго и сможем потанцевать. Потанцуем?! Раз, два, три! (дети и художник одновременно прислоняют пальчики к картине, включается музыка для физминутки).

Художник : Выходите в кружок, будем танцевать!

Художник: (дети остаются в кружке) Ух какой заводной танец у нас с вами получился! А, сейчас я предлагаю вам самим побывать в роли художников и нарисовать волшебные узоры на воде! Да, да! Именно на воде! Такое тоже возможно! И называется такой способ рисования Эбру. Хотите попробовать?!

Художник: Надевайте волшебные береты, проходите к столам, усаживайтесь на стульчики. (Дети присаживаются за свои рабочие места, на столе у каждого ребенка и художника приготовлен прозрачный контейнер, акварельная бумага, клей ПВА, стакан, жесткая кисть, гуашевые краски, пипетка, палитра, деревянные палочка, банка с водой, сухие и влажные салфетки, одноразовая вилка, шарик су - джок).

Художник: Прежде чем начать рисовать, мы подготовим наши ручки, возьмите шарик су-джок на вашем столе. (проводится пальчиковая гимнастика).

Этот шарик не простой,

Он колючий, вот такой.

Будем с шариком играть,

Свои ручки развивать!

Раз катаем, два катаем,

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем,

Сильней на шарик нажимаем!

В ручку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

В ручку левую возьмем,

Также хорошо сожмем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

Есть у нас на них горошки?

Художник: Итак, начнем! (потирает ладошки друг о друга). Как я уже сказал, рисовать волшебные узоры мы будем на воде, которая находится перед вами. Сначала создадим фон, для этого мы набираем на кисть краску (показ, выполнение детьми этапа рисования), держим кисть над поверхностью воды на небольшом расстоянии и стучим легко о ладонь или пальчиками о кисть разбрызгиваем краску по воде. Затем берем другую кисть и набираем другой цвет краски, которая вам нравится, и также разбрызгиваем ее над водой. (показ, выполнение детьми этапа рисования) Для каждого цвета мы берем чистую кисть. Посмотрите, краски не смешиваются, а расталкивают друг друга, двигаются по воде как облака по небу. Эбру так и называют – воздушные облака.

Художник: Наш фон готов, будем рисовать, но не кистью, а деревянно й палочкой, вот такой (показ ). Я сейчас вам покажу как это делать, а вы внимательно посмотрите. Опускаем деревянную палочку в воду только чуть-чуть, маленький кончик. П роводим ей по поверхности воды справа налево или сверху вниз, можно нарисовать спираль. (показ, выполнение детьми этапа рисования) Пол юбуйтесь, как двигаются краски, как меняется рисунок, создавая неповторимый узор. Самое главное правило: деревянную палочку протираем насухо салфеткой после каждого цвета. Выполняйте работу аккуратно, и у вас получатся красивые рисунки.

Художник: А, теперь поднимем бумагу и положим ее на стол. (показ, выполнение детьми этапа рисования). Давайте рассмотрим, что же у нас получилось. (художник подходит к детям, спрашивает каждого о деталях его рисунка).

Заключительный этап.

Художник: Ребята, вы все большие молодцы ! У каждого из вас получился неповторимый волшебный узор! Вам понравилось их рисовать?

Художник: А, что еще вам понравилось сегодня? (полные ответы детей).

(за кулисами слышен шелест бумаги)

Художник : Ой, ребята, что там происходит?

(голосом Гоши) Аркадий Петрович, это я, Георгий, помогите мне, пожалуйста.

Художник : Конечно, Гоша, помогу! (заходит за кулисы, одевает куклу на руку, берет мешок с подарками, выходит к детям).

Художник : Гоша, а что это у тебя в таком мешке красивом?

Гоша: Это я нашим гостям подарки приготовил! Ребята, подходите, я хочу на память о нашей встрече подарить вам подарочки!

(детей подходят, получают подарки, благодарят Гошу)

Художник : Ну что же ребята, пришла пора прощаться! Мы с Гошей ждем новых встреч с вами!

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

лотки с вязкой водой;

специальные краски 4 цветов;

Цель: Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

2. Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие:

1. Учить умению самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.

2. Учить рисовать палочкой на воде

3. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

4. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки.

2. Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение.

Во время НОД использованы такие виды деятельности, как:

Такие методы, как:

И такие приемы, как:

- вопросы к детям;

Ход НОД

Педагог: (Заводит детей в зал под музыку)

Приветствие. (Дети сидят на ковре)

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Чуткие руки спешат обнимать.

Умные руки хотят рисовать.

Основная часть.

Педагог: Ребята, а вы любите рисовать?

- Можно ли рисовать на воде? (нет)

- Почему? (краски растворяются в воде)

Искусство такое необычное зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.

А узнала я о таком необычном рисовании на воде из интернета, прочитав сказку про капельку:

(детям предлагается встать с ковра и сесть на стулья перед экраном)

(просмотр под спокойную мелодию)

- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда? Хотите научиться рисовать на воде? Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста.

Вся красота техники Эбру в том, что любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде.

Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана - в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Краски тоже необычные для этой техники, они словно живые.

Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.

Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вновь вытираем палочку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка!

Теперь я подготовлю основу для изображения цветка (рассказываю детям алгоритм действий)

Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги. Для этого аккуратно опускаем альбомный лист в латок и произносим в слух волшебные слова:

«Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты воды —

Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

Смотрите, что у нас получилось?

А теперь я предлагаю вам заняться этим необычным изобразительным искусством, проявить свою фантазию и творческое мышление, проходите к столам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их). Правильно, я предлагаю вам разминку-загадку, повторяйте за мной:

«Она приходит с ласкою (пальчики рук шагают по столу)

И со своею сказкою, (ладошки сложить вместе под голову влево, вправо)

Волшебной палочкой взмахнет, (имитируем взмахи палочкой двух рук)

Педагог: Молодцы, дети, правильно, это весна! Весна - это время ярких красок и красивых цветов. Давайте нарисуем необычные цветы, которых не встретишь в природе!

Самостоятельная работа детей.

(индивидуальная помощь, положительная оценка)

Во время самостоятельной деятельности следить за осанкой ребят.

Ребята, вы сотворили чудо! Вы научились этому необычному искусству

рисования на воде. Как оно называется? (ответы детей)

Ребята, вам понравилось рисовать на воде в технике Эбру?

Я предлагаю вам оценить работы. Но только не свою работу, а работу своей подруги или друга. Здесь у меня лежат бабочки. Одевайте их на пальчик. И пусть бабочка летит к понравившемуся цветку и рядом с цветком опустится. А вы расскажите, почему ваша бабочка выбрала эту работу.

Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой у нас праздник скоро будет?

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе (эбру)

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе (эбру) Эбру - рисование на воде. Образовательные задачи: - познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования на воде – эбру. - формировать.

Развивать творческие способности и воображение через продуктивную деятельность.

Развивать мелкую моторику и мышление.

Воспитывать усидчивость, интерес к новому.

Ход занятия

-Посмотрите, ребята, что у меня на столе? Ответы детей (краски, кисти, вода….)

-Мы сегодня будем волшебниками, будем рисовать волшебные рисунки на воде. Это рисование называется-Эбру. Оно появилось очень давно в странах востока: Турции, Пакистан. В воду я добавила специальный порошок-загуститель, для того чтобы краски не тонули, а оставались на поверхности воды. Краски у нас тоже специальные, они очень жидкие, и содержат желчь крупнорогатого скота, для того чтобы краска расплывалась по поверхности воды.

- Сначала создаём фон, для этого набираем на кисть краску (краску обязательно перемешать, так как специальный пигмент оседает на дно). Кисть у нас веерная (показываю), чтобы разбрызгивать краску по поверхности воды. Держим кисть над поверхностью воды на расстоянии 5-7 сантиметров и стучим легко о ладонь или пальчиками о кисть разбрызгиваем краску по воде. Можно использовать один или несколько цветов. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся. Кисть хорошо промываем в воде после каждой краски и промакиваем о салфетку. Первые капли расплываются по воде и становятся светлыми. Посмотрите, краски не смешиваются, а расталкивают друг друга, двигаются по воде как облака по небу. Эбру называют – воздушные облака.

Наш фон готов, будем рисовать, но не кистью, а шилом, вот таким (показываю). Самое главное правило: шило протираем насухо салфеткой после каждого цвета. Опускаем шило в воду только чуть-чуть. Фон можно оставить таким как мы набрызгали. Для придания более сложного фона можно использовать шило или гребень. Шилом проводим по поверхности воды справа налево или сверху вниз, можно нарисовать спираль (в Эбру эта техника называется соловьиное гнездо) или провести гребнем в любом направлении. Полюбуйтесь, как двигаются краски (как меняется рисунок) создавая неповторимый узор.

- Сейчас я вам покажу, как можно нарисовать цветок. Набираем краску шилом (не забываем перемешать краску) и опускаем шило в воду на 3-5 миллиметров, немного ждём, чтобы краска стекла, вытираем шило салфеткой и набираем следующий цвет и опускаем шило в серединку нашего первого круга, так можно сделать несколько цветов. Наш разноцветный круг готов. Шилом будем деформировать ( изменять) круг: опускаем шило с внешнего края разноцветного круга и проводим в середину, затем с противоположной стороны. Посмотрите, получаются лепестки, можно сделать столько лепестков сколько хотите.

-Сделаем нашему цветку стебель с листьями, для этого набираем зелёную краску, делаем круг на поверхности воды. Набираем желтую краску, опускаем шило в середину зеленого круга (можно повторить 2-3 раза), вытираем шило насухо и проводим от внешнего края круга справа налево через весь разноцветный круг и слева на право, а затем опускаем шило у верхнего края круга и проводим вниз-получается стебель с листьями.

-Наш волшебный рисунок готов, можно перенести его на бумагу. Для этого берем листок за противоположные края и аккуратно опускаем на воду. Шилом проводим по поверхности бумаги и по краю, посчитаем до десяти. Затем шилом приподнимаем край листа и двумя руками за уголки вытягиваем лист по краю лотка, так чтобы лишняя жидкость осталась в лотке. И вот готов наш волшебный рисунок (показываю детям рисунок)

-А сейчас рисовать будете вы. Но сначала сделаем физминутку.

Физминутка" Цветы"

Во время рисования я вам буду помогать, работу выполняйте аккуратно. У вас обязательно получатся красивые рисунки, которые можно подарить тому, кого любите или оставить себе.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…


Логотип

Show

Рисование в нетрадиционной технике эбру- настоящий танец красок и фантазии, который не оставит дошкольников равнодушным

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Интересная идея — предложить детям создать оригинальные композиции в технике эбру, ведь это один из самых фантастических способов рисования.

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования

Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).

Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.

На воду нанесён рисунок с помощью жидких красок и шила

Каждая композиция получается уникальной, поскольку нельзя предугадать, как именно растечётся краска

Краткий экскурс в историю

История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде.

Эбру очень популярно и в современной Турции: там проводятся выставки картин, выполненных в данной технике, мастер-классы для туристов.

Выставка картин в технике эбру в Турции

Рисование эбру по сей день популярно в Турции, там проводятся мастер-классы для туристов и выставки

Пик популярности эбру в Европе наблюдался в 18–19 вв.

Видео: история и философия искусства эбру

Виды эбру

В современной живописи используются разные виды техники рисования на воде. Наиболее популярны следующие:

Рисунок в технике эбру Неджмеддина

Концентрические окружности кругов легко можно превратить в бутоны цветов, а также в листья и другие образы

Особенности организации занятий по рисованию в технике эбру в детском саду

Без сомнения, занятия по рисованию в технике эбру стоит включать в изобразительную деятельность в ДОУ. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Детям пятого года жизни в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка с жидкости на бумагу), ребята более старшего возраста, уже знакомые с данной техникой, будут более самостоятельными.

Значение техники эбру для развития дошкольников

Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин:

  • Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность.
  • Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия.
  • С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.

Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.

Мальчик удивлённо смотрит на рисунок, выполненный в технике эбру

Главное в работе с детьми — не планировать заранее результат, а создать условия для погружения в творческий процесс

Используемые материалы и основа для работы

Чтобы предлагать дошкольникам творческую работу в технике эбру, воспитатель должен заранее подготовить необходимые материалы. Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой.

Ребёнок рисует узоры на воде, налитой в круглую пластиковую тарелку

Лоток для рисования может быть разной формы, например, круглой

Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Для воспитанников средней группы педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно. Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно.

Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы.

Рисование фантазийного дерева на воде с помощью тонкого шила и изображение в квадрате пластмассовой палочки для детей

Взрослые рисуют в технике эбру острым шилом, однако детям следует давать слегка заострённые пластиковые палочки

В данной технике ключевую роль играет приготовление раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок. Воспитатель может приобрести в специализированном художественном магазине готовую основу — порошковый экстракт растения гевен. Настаивать его нужно в течение 24 часов. Существует альтернатива — это добавление в воду загустителя агар-агар, полученного из красных морских водорослей. Для получения однородности жидкости перед началом занятия её необходимо процедить через марлю или капрон.

Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться ещё одним адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он остынет, капнуть туда немного конторского клея. Раствор нужно тщательно перемешать. Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании любого загустителя), то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной бумагой.

Подготовленный для работы изоматериал разложен на столе

Рисование в технике эбру требует тщательной подготовки материала

Приёмы рисования в технике эбру в детском саду

После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор, воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы рисования:

Поэтапное рисование цветка в технике эбру в детском саду

Рассмотрим на примере, как нарисовать цветок в технике эбру. Ход работы:

    На поверхности воды делают набрызг из красок трёх цветов.

Три цвета краски на воде

Вначале делаем набрызг из трёх цветов

Капли краски преобразованы в волнистые линии

С помощью палочки формируем фон — проводим произвольные волнистые линии

В центре основы нанесены друг на друга капли разного цвета, образующие круги

Палочкой или пипеткой наносим друг на друга капли разной величины

Цветок, нарисованный на воде

Капли красок преобразуются в красивый цветок

Изображение накрыто листом бумаги

Ответственный момент — перенос рисунка с воды на бумагу

Готовая композиция с цветком

В итоге получился роскошный цветок, окружённый зеленью

Видео: эбру — настоящий танец красок (мастер-класс)

Проведение занятия по рисованию в технике эбру в детском саду

Занятия рисованием организуются в ДОУ со всей группой воспитанников в определённое время. При изучении техники эбру ребята могут работать в парах или мини-группах.

Рисование в технике эбру позволяет каждому ребёнку почувствовать себя творцом, создающим необыкновенный шедевр.

Возможные темы занятий

Для занятий по рисованию в технике эбру подходящими будут следующие темы:

Розовая машинка, нарисованная на воде

В технике эбру можно рисовать любые объекты, к примеру, даже фантазийную машинку

Видео: рисуем черепашку в технике эбру

Организация мотивирующего начала занятия

Поскольку техника эбру непосредственно связана с водой, то мотивация (независимо от темы занятия) может происходить из этой сферы. Например, в гости к дошкольникам приходит Золотая Рыбка, которая приглашает их в свои морские владения. Как вариант это может быть Водяной, Морской царь, Русалочка, Дельфин.

Мягкая игрушка дельфин

В гости к ребятам может прийти какой-нибудь морской обитатель, например, дельфин, чтобы познакомить их с чудесными свойствами воды

При рисовании на цветочную и фантазийную тему (сказочный пейзаж, волшебная поляна и пр.) особенно важно создание подходящей атмосферы. Опять-таки на помощь придут музыкальные композиции, релаксационные моменты, вымышленные волшебные персонажи. Например, можно рассказать историю про фею, которая всегда делала добрые дела. Однажды во время путешествия по миру она повстречала очень грустных и мрачных людей и, конечно же, захотела помочь им. Оказалось, что в их стране совсем нет цветных красок — только чёрный и белый цвет. И волшебница захотела показать этому народу, насколько прекрасным и красочным бывает мир. Задача дошкольников — помочь фее это сделать.

Для того чтобы увлечь дошкольников темой занятия, можно использовать физкультминутки. Нужно только правильно подобрать их в соответствии с темой: зимние пейзажи, подводный мир, космос и пр.

Таблица: примеры тематических физкультминуток (составлено по материалам открытого доступа)

Зимние узоры, выполненные в технике эбру

В качестве мотивации дошкольников к занятию можно продемонстрировать им ряд готовых работ в технике эбру

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике эбру

Весна — самое время заняться творчеством. И педагог предлагает ребятам превратиться в фотографов — проявлять и закреплять картинку на бумаге.
Беседа о яркости и красочности природы. Воспитатель предлагает детям фотографировать яркие фантазии. Это может быть морское дно, цветочная поляна, клумба, небо и др.
Повторение правил безопасности при работе с красками и острыми предметами.
Педагог демонстрирует приёмы рисования на воде в технике эбру. Рисует яблоньку, сопровождая свои действия чтением стихотворения:

  • Солнышко весеннее ярче с каждым днём,
    Мы сажаем яблоньку в садике своём.
    Маленькую яблоньку мы в саду польём,
    Песенку весёлую про неё споем.
    Расти, расти, яблонька, подрастай.
    Цвети, цвети, яблонька, расцветай.
    Золотое солнышко жарче грей,
    Вырастайте, яблоки, поскорей!
  • Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы не было беды,
    Жить нельзя нам без … (Воды).

Рассматривание глобуса: больше всего на нём голубого цвета. Рассуждение о том, почему вода голубая, ведь на самом деле она прозрачная (в ней отражается голубое небо).
Беседа на тему: для чего нужна вода. Игровое задание — дети приклеивают капельки к местам в группе, где живёт вода: это туалет, умывальники, комнатные растения, игрушки, которые каждый день нужно мыть.
Педагог объясняет, откуда вода попадает в группу (с показом иллюстраций). Беседа о необходимости беречь воду, не загрязнять водоёмы.
Экспериментальная деятельность: ребятам предлагается выпить воды и определить её свойства. Они выясняют, что у воды нет цвета, вкуса, запаха, формы.
Загадка про Золотую Рыбку:

  • В одеянье золотом.
    Дом её на дне морском.
    Всех дарами награждает
    И желанья исполняет.

Появление игрового персонажа — игрушечной Золотой Рыбки, которая приглашает ребят в своё подводное царство. Чтобы туда попасть, нужно поиграть. Проводится физкультминутка с тканью, имитирующей море:

  • Не шумит оно, не хлещет,
    Лишь едва-едва трепещет.
    И в лазоревой дали
    Нежный плеск волны.
    Море вздуется бурливо,
    Зашумит, поднимет вой,
    Хлынет на берег пустой…

Педагог приглашает дошкольников в космическое путешествие. Звучит шум ракет. Демонстрируется глобус — так наша планета выглядит из космоса.
Дети хором читают стихотворение про планеты солнечной системы (в процессе чтения демонстрируются соответствующие слайды):

  • По порядку все планеты
    Назовёт любой из нас:
    Раз — Меркурий,
    Два — Венера,
    Три — Земля,
    Четыре — Марс.
    Пять — Юпитер,
    Шесть — Сатурн,
    Семь — Уран,
    За ним — Нептун.
    Он восьмым идёт по счёту.
    А за ним уже, потом,
    И девятая планета
    Под названием Плутон.

Видео: занятие по рисованию в технике эбру в ДОУ

Примеры детских работ в технике эбру с комментариями

Фотогалерея: рисунки дошкольников

Художественное творчество дарит детям радость, особенно когда малыши соприкасаются с насыщенными красками, замысловатыми узорами, яркими образами. У ребят вызывает восторг работа в нетрадиционной технике эбру, где они могут раскрыть свою творческую натуру. Рисовать картины на воде увлекательно, можно почувствовать себя волшебником, творящим чудо. Каждая композиция получается неповторимой, поскольку краски всякий раз растекаются по-разному.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Читайте также: