Конспект занятия дружат дети всей земли в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Корчагина Елена Александровна
Должность: воспитатель 1-квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект НОД по окружающему миру
Тема: "Дружат дети всей Земли"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД по окружающему миру:

Воспитатель I кв. кат. Корчагина Е.А.

г. Арзамас 2016 г.

Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там – зелёный луг. В лесу дремучем не пройдёшь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Всё называется Земля!
Воспитатель:
Глобус — это макет нашей планеты Земля. Наша планета большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. И кто же, по-вашему, все эти тайны пытается разгадать? Правильно – люди! На нашей земле живет много разных людей – разных национальностей. Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети:
Россия. 4

Воспитатель:
А сейчас поиграем в игру. Я называю страну, а вы называете народ, который там живет. Россия – россияне; Америка — американцы, Япония — японцы; Китай — китайцы; Англия — англичане; Франция — французы; Италия —итальянцы; Индия —индийцы и т.д. (Воспитатель предлагает вниманию детей карточки с изображениями народов разных стран в их национальных костюмах).
Воспитатель:
Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? 5

Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Всё собрали! Мы с вами живем в одной большой стране. Но в России живут не только русские. Наша Россия — это многонациональная страна. На ее территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, обычаи, обряды, но вносит свой вклад в общее дело – развитие и процветание России. Поэтому важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них (Воспитатель предлагает вниманию детей карточки с изображениями народностей, проживающих в нашей стране, в их национальных костюмах).

Воспитатель:
Давайте беречь от невзгод нашу планету, наш мир! Все вместе люди Земли могут сделать свой дом (планету Земля) красивым, удобным, таким, чтобы человеку в нем хорошо и спокойно жилось. Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, Но, безусловно, мы в чём-то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть, Новые звёзды на небе открыть, Годы пройдут, и мы станем взрослее, Ростом повыше, по жизни мудрее, И поменяется мир весь вокруг, Но рядом останется преданный друг! Давайте, ребята, назло непогодам обнимем планету своим хороводом, Развеем над нею тучи и дым, В обиду ее никому не дадим.

Список литературы:
1. Национальный костюм// Игра и дети. – 2009.- №7. –С. 17-24. – (Язык игры – язык дружбы!). 2. Праздники народов России: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская. – М.: Росмэн, 2002. – 103с. – (Энциклопедия). 3. Шестернина, Н. Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы// Дошкольник. Младший школьник. – 2009. - №6. – с. 33-37. – (Познаем мир).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект образовательной деятельности

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Волкова Светлана Анатольевна.

Возрастная группа: средняя группа.

Форма совместной деятельности: познавательная, коллективная, двигательная, продуктивная.

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Наглядные: картинки с людьми в национальных костюмах.

Словесные: вводная беседа, рассказ воспитателя, физминутка.

Цель: уточнение знаний детей о многообразии народов мира и их культуре. Воспитание толерантности.

Обучающие задачи: Учить владеть речью как средством общения и культуры. Обогащать активный словарь, через подбор родственных слов к словам: дружба, мир, доброта.

Развивающие задачи: Развивать связную речь. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные задачи: - Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников:

Закрепить знания о малой Родине и столице России.

1. Этап. Организационный.

В. Ребята подходите ко мне. Становитесь в круг. Давайте сегодня поговорим с вами о дружбе, ваших друзьях, без которых на свете жилось бы очень грустно.

Воспитатель берет за руку ребенка, свободного от игры, заводит хоровод. Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг

Я люблю свой детский сад,

В нем полным полно ребят,

Может сто, а может двести

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все ли тут?

И друг другу улыбнулись!

В. Вот какой получился у нас дружный хоровод, как Вы думаете почему? Ребята, а вы крепко держитесь за руки?

2. Этап. Основной.

А это означает, что вы дружите друг с другом? ( Ответы детей)

В. Ребята мы с вами встали в круг, а кто из вас может сказать, на что наш круг похож? (Дружный хоровод)

«Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость,

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

В. Ребята, а как вы думаете, почему говорят, что дружба – это светлый мир?

В. Да, на нашей планете Земля должны быть дружба и мир и не должно быть войны.

В. А кто живет на планете Земля?

В. Правильно люди. А люди на планете Земля похожи?

В. А в чем же различие?

Ответы детей: Люди живут в разных странах и на разных континентах. Они разговаривают на разных языках и имеют разный цвет кожи (слайд №2) .

В. А чем они похожи?

Ответы детей: Они ходят на работу, в школу, в детский сад, играют, поют и т. д. И они все хотят жить в дружбе.

В. А все ли люди на планете Земля, дружат?

-Можно ли прожить без дружбы?

-Могут ли дружить целые страны?

-В какой стране мы живем?

Ответы детей: Россия, Мы Россияне.

В. Посмотрите, как много разных государств окружают нашу страну. И со всеми странами мы стараемся дружить.

-Как называется столица России?

Ответы детей: Москва.

-А как называется город, в котором мы живем?

Ответы детей: Наш город – Оренбург.

В.- Это наша малая Родина.

-В нашем городе Оренбурге проживают много разных народов. Может кто-то встречал на улицах нашего города людей из других государств? А как вы догадались?

В. В России всегда жило много разных народов или еще говорят, национальностей. Все они хорошо говорят на русском языке, но у них есть и свой национальный язык.

- А знаете ли вы, что есть дети разных национальностей? Их имена отличаются от русских: Джан - из Азербайджана, Сандро и Давид - из Грузии, Сирануш, Хамзат, Арсен - из Армении, Амина, Юсуп, Петимат, Ясмина - из Чеченской республики.

В. Все народы в России живут в мире, дружат. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас идет война? Как вы думаете, людям там хорошо или плохо?

В. Мы должны посочувствовать этим людям и пожелать им мира.

И все дети должны жить в дружбе. А в нашей группе все дети дружные? В чем заключается дружба между детьми в нашей группе?

В. Дети, помогите мне вспомнить пословицы разных народов о дружбе.

Ответы детей: Человек без друга, что дерево без корней.

Дружба и братство, дороже богатства.

Друзья, познаются в беде.

Новых друзей наживай ,а старых не забывай

Вот видите, сколько есть пословиц о дружбе.

Звучит музыка Шаинского о дружбе.

В. А теперь давайте встанем в наш дружный хоровод закроем глаза и вернемся назад в наш детский сад. Молодцы ребята. Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей: Да

1. Шорыгина Т. Г. “Беседы о хорошем и плохом поведении”, М., 2008 г.

2. Щипицына Л. М., Воронова А. П. “Азбука общения” Д. – П., 1998 г.

3. Жукова Г. Н. “Нравственные беседы с детьми 4х-6 лет”, М., 2006 г.

4. Николаева С. О. “Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками”, М., 2002 г.

Направлен на знакомство детей среднего дошкольного возраста с расами людей, на формирование представлений о сходстве и различии людей разных рас, на закрепление представлений детей о дружбе, доброжелательности, на формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, о дружеском поведении.
Задачи:
• знакомство детей с расами людей;
• формирование представлений о сходстве и различии людей разных рас;
• закрепление представлений детей о дружбе, о дружеском поведении;
• формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, толерантности.

Воспитатель может начать занятие с чтения стихотворения:
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.

Воспитатель спрашивает ребят:
• Что такое дружба?
• Каким должен быть настоящий друг?
• Должны ли дружить дети в группе детского сада?
• Должны ли дружить дети, живущие в одном дворе, городе?

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.



Воспитатель спрашивает ребят:
• Что это?
• Кто живёт на этой планете?
• Много ли людей живёт на планете Земля?
• Должны ли дружить все люди, живущие на нашей планете?
• Все ли люди на планете одинаковы?
Воспитатель приглашает ребят в путешествие на остров Дружбы, чтобы познакомиться с его жителями.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию.


Воспитатель спрашивает:
• Кто изображён на картинке?
• Чем отличаются дети друг от друга?

Воспитатель уточняет, что дети на рисунке отличаются цветом кожи, разрезом глаз, волосами. Это дети разных рас. Они отличаются друг от друга, потому что родились в разных местах земли, где разный климат, по-разному светит солнце и дует ветер.

Люди со светлым цветом кожи, светлыми волосами и глазами живут в нашей стране, в Европе, Америке и Австралии. Там, где они родились, солнце светит не часто, часто идут дожди и бывают туманы, поэтому тут живут люди со светлой кожей и светлыми волосами. Это Европеоидная раса людей.

Ещё есть люди, которые живут в степях Азии, Монголии, Японии, на Крайнем Севере. Там дуют сильные ветры — это родина людей со смуглой (жёлтой) кожей и узкими глазами. Эти люди относятся к монголоидной расе.
В Африке жарко, там ярко светит солнце. От его палящих лучей защищает тёмная кожа и пышная шапка волос. Эти люди относятся к негроидной расе.

Чем похожи все дети? Что у них общего?
Воспитатель отмечает, что все дети похожи по строению, все испытывают одинаковые эмоции и настроение.

Воспитатель спрашивает ребят: можно ли обижать человека, не дружить с ним из-за того, что у него другой цвет кожи?

Воспитатель спрашивает ребят:
• Умеете ли вы дружить?
• Что значит дружить?
• Ссоритесь ли вы с друзьями? Из-за чего?


Воспитатель спрашивает ребят:
• Правильно ли поступают зверята?
• Почему Мишка обиделся на Ёжика?
• Какое правило дружбы нарушили зверята? (нужно уступать друг другу, делиться)


Воспитатель спрашивает ребят:
• Как поступили зверята в стихотворении?
• Что сделал Мишка?
• Как вы думаете, что сделает Ёжик в ответ?
• Какое стихотворение понравилось больше?

В завершение занятия воспитатель может провести ряд игр на эмпатию и развитие дружеских взаимоотношений.

• Словесные: вво дная бесе да, рассказ в оспитателя, физм инутка.

Цель: у точнение знаний детей о многообр азии народов мира и их ку льту ре.

Обучающие задач и: Учить в ладеть речь ю как средств ом общения и ку льту ры.

Обогащать акт ивный слова рь, через п одбор родстве нных слов к словам :

Развивающие зада чи: Развивать св язную речь. Разв ивать интересы детей,

Воспитательны е задачи: - Воспитывать у мение работать в гру ппе, формир овать

готовность к сов местной деятельн ости со свер стниками.

Задачи с у четом индивиду альных особе нностей вос питанников:

• Закрепить знания о малой Ро дине и столице Р оссии.

В. Ребята под ходите ко мн е. Становитесь в круг. Давайте сегодня поговорим с

вами о дружбе, ваш их дру зьях, без кот орых на свете ж илось бы очень гр устно .

Воспитатель бе рет за ру ку ребенка, свободн ого от игры, заводит хоров од .

В. Вот какой п олучился у нас дружный хоров од, как Вы ду маете поче му?

А это означает, чт о вы д ружите дру г с другом ? ( Ответы детей)

В. Ребята мы с вам и встал и в круг, а кто из вас может сказат ь, на что н аш кру г

В. Я хочу вас пригл асить в у влекательное пу тешествие, на остров под

В. Ребята, а как вы думаете, почему говорят, что дру жба – это светлый мир ?

В. Да, на нашей пла нете Земля д олжны быть дружба и м ир и не должно б ыть

В. Правильно лю ди. А лю ди на планете Земля п охожи?

Ответы детей : Люди живут в разных странах и на разны х континента х. Они

разговаривают н а разных языка х и имеют разный цвет к ожи (слайд № 2) .

Ответы детей : Они ходят на р аботу, в школу, в детский сад, играют , поют и т.

В. Посмотрите, как много разн ых госуд арств окружают нашу страну. И со

- В нашем городе О ренбу рг е проживают много разных народов. М ожет кто - то

встречал на у лицах нашего г орода люде й из дру гих государств? А как вы

В. В России всег да жило мн ого разных народов или еще говорят,

национальност ей. Все они хорошо гов орят на ру сском языке, но у них есть и

- А знаете ли вы, чт о есть дети разн ых наци ональностей ? Их имена отл ичаются

от русских: Джан - из Азербай джана, Санд ро и Давид - из Гру зии, Сирануш,

Хамзат, Арсен - из Армении, Ам ина, Юсу п, Петимат, Ясмин а - из Чеченской

В. Все народы в России живу т в мире, дру жат. А вы знаете, что в не которых

странах сейчас и дет война ? Как вы думаете, людям там хорошо или пло хо?

В. Мы должны посочу вствовать э тим людям и пожелать им мира.

И все дети долж ны жить в дру жбе. А в нашей гру ппе все де ти дру жные? В чем

В. Дети, помогит е мне всп омнить посл овицы раз ных народов о дружбе.

Ответы детей : Человек без дру га, что де рево без к орней.

В. Наше пу тешествие с вами подходит к концу , я вам пред лагаю поиграть в

В. А теперь давайте встанем в наш дру жный хо ровод закроем гл аза и вернемся

назад в наш детский сад. Моло дцы ребята. Вам понравилос ь наше

Читайте также: