Конспект занятия для детей с овз зимующие птицы

Обновлено: 07.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте со всеми поздороваемся (дети приветствуют гостей). Все гости хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и как вы готовы к школе.

Наш девиз:

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

2. Основная часть

Логопед: Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.) Сегодня мы будем говорить о птицах. Вы мне подскажите сами. И я хочу вам рассказать интересную историю, которая произошла с Совушкой.

– Жила-была задумчивая СОВА. Сова она была неплохая, но уж очень задумчивая. Летит она, летит, а на ходу размышляет. Иногда настолько задумывается, что начинает падать.

– Ой-ой-ой, – всегда кричит сова.

– Бедная, я несчастная. Надоело мне быть обычной задумчивой совой, хочу стать сверхптицей! (слайд 2)

– Решить-то она решила, но вот кто ее сделает такой? (ответы детей)

– Поможем сове? (да)

А ещё мы с вами выполним дыхательную гимнастику (слайд 4):

Тихо падает сова.

Тихо падает серая сова.

Тихо падает серая, пушистая сова.

Тихо падает серая, пушистая сова, с дерева.

Логопед: Люди, которые изучают птиц, называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем сове узнать много нового о жизни птиц, которые зимуют.

Давайте все дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ (слайд 5).

– Вы готовы к выполнению заданий? (да)

Первое задание

Логопед: Посмотрите на экран и отгадайте загадки (слайд 6-14) и назовите птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь).

– Как можно назвать этих птиц? (зимующие птицы)

1. Воробей (какой?) – маленький, шустрый …

Если у воробья короткий клюв, он какой? – короткоклювый.

2. Ворона (какая?) – осторожная, крикливая …

Если у вороны толстый клюв, она какая? – толстоклювая.

3. Снегирь (какой?) – нахохлившийся, голодный, яркий, весёлый …

Если у снегиря красная грудка, он какой? – красногрудый.

4. Синица (какая?) – маленькая, шустрая, яркая, пугливая, быстрая …

Если у синички жёлтая грудка, она какая? – желтогрудая.

5. Дятел (какой?) – пёстрый, работящий …

Если у дятла длинный клюв, он какой? - длинноклювый.

6. Сорока (какая?) – хитрая, вороватая …

Если у сороки белые бока, она какая? – белобокая.

Если у сороки длинный хвост, она какая? – длиннохвостая.

Логопед: - Ребята давайте отдохнем немножко.

(координация речи с движениями)

Вот на ветках посмотри

(по 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

(потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Логопед: Молодцы, все задания выполнили правильно и физкультминутку выполнили хорошо.

Второе задание

(образование притяжательных прилагательных)

У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья.

У сороки клюв (чей?) – сорочий, голова (чья?) – сорочья.

У голубя клюв (чей?) – голубиный, голова (чья?) – голубиная.

У совы клюв (чей?) – совиный, голова (чья?) – совиная.

Логопед: Ребята, сравните птиц с людьми и животными (слайд 18).

У человека – дети, а птицы – птенцы

У человека – нос, а у птицы – клюв

У животных – шерсть, а птиц - перья

У кошки – лапы, а у птицы – ноги.

Логопед: Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз (слайд 19), чтобы глаза отдохнули.

Птицы прилетели, на окошко сели,

Птицы вправо полетели,

Птицы влево полетели,

Птицы вверх полетели и на ветку сели,

Птицы посидели и вниз полетели.

Третье задание

Логопед: Ребята, определите хлопками, сколько слогов в слове: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь, сова.

Логопед: Рассмотрите картинку и назовите, кто изображен (сова). Давайте разберем звуковой анализ слова СОВА (работа со звуковыми линейками).

Четвертое задание

(употребление существительных с числительными)

Дети по очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.).

Логопед: Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка ит.д.).

Пятое задание

Логопед: Я говорю слоги, а вы сочиняете чистоговорку. Например: ца-ца-ца – прилетела синица.

Гирь-гирь-гирь (снегирь) – и т.д.

Логопед: Ответьте на вопросы:

– Какое было время года?

– Кого нашли дети в парке на снегу?

– Какой был воробышек?

– Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

– Когда дети выпустили воробышка на волю?

– Что повесили дети зимой в парке? Зачем? (рассказ детей)

Логопед: Ребята, вы молодцы, ОРНИТОЛОГИ из вас получились отличные, много знаете о птицах, со всеми заданиями справились. Помогли СОВЕ узнать много нового и стать сверхптицей.

Итог занятия:

– Что вам больше всего понравилось в занятии?

– Какую профессию сегодня вспомнили?

– Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам.

ВложениеРазмер
konspekt_ftskm_zimuyushchie_ptitsy.docx 25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 комбинированного вида

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Интеграция образовательных областей:

Дегтева Виктория Николаевна

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам.

Образовательная область Познавательное развитие:

  • Упражнять детей в узнавании и назывании зимующих птиц (синица, воробей, снегирь, ворона, сорока);
  • Познакомить детей со строением птиц и значением птиц в жизни людей; особенностями образа жизни в зимний период птиц.
  • Создавать условия для развития зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, мыслительной деятельности через наглядные пособия

Образовательная область Речевое развитие:

  • Обогащать активный словарный запас;
  • Развивать графомоторные навыки через выполнение индивидуальных заданий;
  • Закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Уверенность в своих силах при работе у доски;
  • Самостоятельность и усидчивость при выполнении графических заданий.

Образовательная область Физическое развитие:

  • выполнять движения в соответствии с текстом;
  • развитию двигательных способностей и качеств.

Материал для занятия: Демонстрационный материал: предметные картинки (голубь, воробей, ворона, синица, снегирь, дятел, сорока); сюжетные картинки. Раздаточный материал: разрезные картинки в конвертах, цветные карандаши, задание на листе.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.

Методы и приемы: наглядный (показ иллюстраций, картинок); словесный (беседа, ответы на вопросы); практические (оказание помощи детям); игровые (дидактические игры).

На столах разложены разрезные картинки с изображением птиц.

Воспитатель: Р ебята, подойдите к столам и посмотрите на картинки. Помогите мне собрать их. Что у вас получилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответы детей) Какое время года было до зимы? (Ответы детей) Осенью некоторые виды птиц улетают в теплые края, а некоторые виды птиц остаются зимовать. Таких птиц называют зимующими. Это синицы, снегири, вороны, голуби, сороки, галки, воробьи, дятлы. Как вы думаете, чем питаются птицы, которые остаются зимовать? (Ответы детей) Посмотрите внимательно на картинку и вспомните строение птиц. У птиц есть голова, шея, туловище, лапки, хвост, крылья, клюв. Покрыты птицы перьями, которые защищают от холода, дождя. В жизни человека птицы очень важны. Они поедают на огородах, в садах, полях, в лесах насекомых-вредителей. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение. Птиц надо охранять, привлекать в леса и парки, сады, огороды и поля. Птиц надо подкармливать зимой. А весной развешивать скворечники.

А теперь вы отгадайте загадки про птиц. (По мере того как дети отгадывают загадки, педагог выставляет на доску картинки-отгадки)

Доклевав рябины кисть,

Красны лампочки зажглись.

Крылья каждая имеет!

Кто назвать её сумеет? (Снегирь)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

Кар–кар–кар! – поёт (Ворона).

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

Громко с самого утра:

Всех торопит (Воробей)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Воспитатель: Птицы редко летают по одному. В стае им легче найти себе пропитание и защитить свою жизнь. Как же мы будем называть птиц, если их будет много.

Воспитатель: Каких птиц мы называем зимующими? (Ответы детей) Перечислите зимующих птиц, которых вы знаете (Ответы детей). Какое значение в жизни человека имеют птицы? (Ответы детей) Молодцы! Вы все отлично справились!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка с целью приобщить детей к природе различных регионов России, закрепить представления о животных наших лесов: кто обитает в наших лесах, повадки и поведение, п.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП "В гости к Ёжику"

Конспект составлен с использованием развивающих игр математической направленности.

Цель непрерывной образовательной деятельности: воспитание трепетного уважительного отношения к матери.Задачи непрерывной образовательной деятельности:Образовательная область «Художественно-.



Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать .

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к.

Цель: Закрепление представлений о зимующих птицах.

Образовательная: Учить находить и называть сходства и отличия птиц, особенностях зимних птиц, активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Развивающая: Развивать внимание, слуховое восприятие, координации речи с движением.

Воспитательная: Воспитывать любовь к живой природе, доброжелательность, самостоятельность.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, цветные карандаши, картинки птиц по точкам, разрезные картинки, схема рассказа о птицах, записи голосов птиц, звуки природы.

Словарь: перелетные, зимующие птицы.

Ход занятия:

Число, месяц, день недели, какое время года.

2. Введение в тему:

Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадки.

1. Она маленькая птичка и зовут её (синичка)- вешается картинка птицы

2. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять

Кто это? (Снегирь)

3. Я – толстый, серый, под ногами

Хожу по городу кругами

И напрягаю толстый зоб,

Очаровать подругу чтоб. (Голубь)

4. Скачет по дорожке

Словно кошки не боится –

А потом на ветку прыг

5.. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут её…. (Ворона)

Воспитатель: Правильно молодцы! Тема нашего занятия зимующие птицы.

Установка. Я надеюсь что вы будете внимательны, относиться друг к другу уважительно, отвечать на поставленные вопросы и активно работать на занятии. И в конце занятия вас ждет небольшой сюрприз.

Воспитатель читает под музыку:

Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц.

Воспитатель: Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Д-Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

Воспитатель: Как мы их называем? (Перелетные)

Воспитатель: Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .

-Но не всем птицам страшна зима. Они не улетели.

- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, вы знаете, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. А когда птички голодные, они сильнее мерзнут и даже могут погибнуть. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

3. Оснавная часть:

Д/ игра: Сходство и отличия

- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка)

Д/ упражнение: Составь рассказ по опорным картам.

Предметно практическая деятельность (работа в парах). Собрать разрезные картинки: синицы, снегиря, голубя, снегиря и вороны. Воспитатель: А сейчас мы внимательно послушаем и угадаем, кто же это поет.

Д/ упражнение: Какая птица поет? (включается запись пения птиц, дети отгадывают, кто это)

Физминутка “Птички” (под мелодию природы, дети выполняют физ. минутку)

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты).

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый, цвет коричневатый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

3. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь.)

4. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

- Молодцы, узнали всех птиц.

Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.

Методика проведения: Взрослый перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.

- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.

• Тело покрыто шерстью.

• Тело покрыто перьями (+)

• Есть клюв (+)

• Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)

• Эти животные летают (+, плавают (+, издают звуки (+, бегают (+, зимуют с нами (+, улетают зимой в теплые края (+).

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

4. Практическая часть.

-Дети обводят по точкам птиц и раскрашивают картинку (выставка на доске).

5. Подведение итогов занятия.

–Девочки назовите тему нашего занятия

-Чем отличаются зимующие птицы от перелетных

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам понравилось на занятии больше всего?

-Все сегодня были молодцы правильно отвечали на вопросы, помогали друг другу.

-Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Белкина е. н. :
Зимующие птицы
Конспект занятия "Зимующие птицы"

  • формировать экологическую культуру у детей;
  • прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
  • расширять представления о зимующих птицах, обитающих в наших краях.
  • учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду.
  • Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом.
  • Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к птицам,
  • формировать желание заботиться о птицах в зимний период.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ

Цель : уточнить и закрепить знания и представления детей о зимующих птицах.

- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме.

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление, координацию речи с движениями.

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

для речевого дыхания, панно с различной местностью (город, лес, тундра).

1. Организационный момент

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Дощатый домик птичий повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок – голодная пора!

Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара.

Но здесь в саду за садом, среди седых ветвей,

Готов обед веселый для птичек и зверей.

Учитель : Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей). А кормушка для кого нужна? (Ответы детей). А в какое время года нужна кормушка для птиц? (Ответы детей).

2. Основная часть

Учитель : Ребята, сегодня к нам в гости прилетела птичка, как зовут ее? (синичка). Она принесла загадки и задания. Предлагает вам их выполнить, покажем синичке, как много вы знаете о ее друзьях-птицах.

4. Загадки (при отгадывании выставлять картинки – отгадки).

Учитель: послушайте первую загадку:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её … (Сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей).

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери,

Но вдруг вспорхнули яблоки ведь это - … (Снегири).

За синие крылья она так зовется. И в холод и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка. Так как назовешь ты её? … (Синичка).

Учитель: почему зимующие птицы не улетают в теплые края? ( Потому что они могут найти себе корм). А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, семенами растений, хлебными крошками.) Чем похожи птицы? (Они покрыты перьями, у них есть голова, туловище….) А чем они различаются? (Размером, цветом оперения…)

Учитель: Синичка предлагает вам превратиться в зимующих птиц.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали, птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились.

По дорожке поскакали, крошки, зернышки клевали.

5. Развитие лексико-грамматических категорий

Учитель: Я предлагаю друг друга назвать ласково: Сорока - сорокушка, ворона – воронушка, воробей - воробушек, снегирь.

Учитель: посчитайте – сколько у каждой птицы друзей? Один снегирь, …, пять снегирей. Одна ворона, …, пять ворон. И т.д.

6. Учитель: Раз, два, три, четыре, пять, превращаемся в ребят. Ребята, каждая зимующая птица обитает там, где для нее есть корм. Мы с вами наблюдаем их в городе, некоторые птицы живут в лесу, а есть птицы, которые круглый год обитают в тундре (выкладывает иллюстрации города,тундры и леса). Ребята, помогите поселить птиц на свои места обитания.

7. Учитель-: синичка предлагает Вам рассказать об одной птице, а в этом нам помогут картинки-подсказки (учитель - дефектолог предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать

рассказ о снегире). Снегирь – это зимующая птица. Есть голова, шейка, туловище, две лапки,

хвост. Тело снегиря покрыто перьями; Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами растений, почками деревьев.

Затем учитель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинки-подсказки (алгоритм описательного рассказа).

Читайте также: