Конспект занятия для детей с нарушением опорно двигательного аппарата

Обновлено: 05.07.2024

Цель. Формировать умение правильно выполнять упражнения , укрепляющие опорно-двигательный аппарат ; развивать физические качества , такие как ловкость / в том числе и координационные способности / , выносливость. Учить следить за положением тела во время ходьбы и бега . Воспитывать интерес к различным движениям.

Пособия. Гимнастические палки, ребристая доска, колючая дорожка , гимнастическая стенка.

Ходьба, ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку / голову держать прямо, немного прогнуться назад, руки на поясе /; ходьба на внешней / внутренней / стороне стопы – пальцы держать вовнутрь; при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу. Легкий бег в чередовании с ходьбой ; перекаты с носка на пятку, стоя на полу.

Комплекс корригирующей гимнастики.

Самомассаж бедра, голени, стоп.

Легкие прыжки на носочках в чередовании с ходьбой .

Ходьба по ребристой доске , по колючей дорожке 3 р.

Прыжки через скамейку, держась руками за ее края и продвигаясь вперед 2 р.

Подвижные игры и игровые упражнения:

“Обезьянки” – игра на лазание по гим.стенке.

“В лесу ” – ходьба на четвереньках и ползание , подражая разным животным.

Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.

Занятие с элементами гимнастики Хатха-йога.

Цель. Продолжать детей учить приемам самомассажа и дыхательных упражнений; формировать навыки здорового образа жизни, способствующие улучшению осанки, укреплению мышц спины и т.д.

Вводная часть – разминка в виде самомассажа.

Правой рукой разотрите круговыми движениями заднюю часть шеи. Сначала движения легкие, поверхностные , затем с некоторым нажимом. По 10 движений правой , затем левой рукой.

Внимание – на плечевом поясе. Слегка подвигайте плечевыми суставами, затем правой ладонью круговыми движениями произведите растирание в области левого плечевого сустава, а левой ладонью – правого. Движения должны быть приятными , с небольшим нажимом по 20 круговых движений на каждом плече.

Слегка наклоните туловище вперед, сожмите руки в кулаки и тыльной стороной разотрите спину, начиная от возможно высокой точки и заканчивая у крестца. Правую и левую руки двигайте в противоположных направлениях, от позвоночника к бокам. По 10 движений в среднем темпе, с небольшим нажимом.

Ногу согните в колене и поставьте на пол. Ладонями обеих рук с умеренным нажимом растирайте коленный сустав круговыми движениями. По 10 движений на каждом коленном суставе.

Для удобства положите левую ступню на бедро правой ноги. Хорошо разотрите все пальцы, ступню и голеностопный сустав. Затем помассируйте пальцы , ступню и голеностопный сустав правой ноги, положите ее на бедро левой ноги.

Чтобы усилить разминку голеностопного сустава , захватите стопу рукой и повращайте ею несколько раз в одну и другую сторону. Эти движения сделайте на обеих ногах.

Комплекс статических упражнений № 1.

Лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите ее верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируйте на правой стороне живота. Удерживайте позу 5–6 секунд и в и.п. Также на левую сторону. 2 р.

Лежа на спине , руки вытяните вдоль туловища. Сделайте спокойно вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Поднимите прямые ноги на 5–6 см. над уровнем поверхности , на которой лежите. Удерживайте угол столько , сколько сможете без особых усилий. Сначала 5 секунд , затем постепенно прибавляя по 1–2 с. каждый последующий день. Дыхание спокойное, произвольное.

Лежа на спине, согните ноги в коленях. Помогая руками , приподнимите таз. Опираясь на ступни ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимая его как можно выше , плавно прогибая позвоночник / а можно положить их на пол вдоль туловища / .Плечи , шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание на поясницу. Сохраните такое положение 6–8 с. Дыхание произвольное.

Сядьте на пятки, колени, вместе, спина прямая . Спокойно на выдохе наклонитесь вперед и лбом коснитесь пола. Руки расположите вдоль тела ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. Находитесь в позе 5–10 с. Дыхание спокойное, произвольное.

Поза доброй кошки. Встаньте на колени, руки и бедра поставьте перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнитесь в пояснице. Удерживайте позу 10–15 с. Дыхание спокойное. Позу доброй кошки закрепите добрыми мыслями.

Позу доброй кошки чередуйте с позой сердитой кошки.

И.п. то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Внимание на позвоночник.

Дыхание произвольное. Думайте о том , что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий. Оставайтесь в этом положении 10–15 с. Затем плавно переходите к следующему варианту этой позы.

Поза ласковой кошки.

Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу , спину плавно прогните. Бедра при этом должны быть перпендикулярно полу. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное 10–15 с.

Сидя на коленях, соедините руки в замок над головой. Выверните кисти ладонями вверх и как следует потянитесь к потолку. Спина прямая. Чувствуете как ваш позвоночник растет, вытягивается вверх? Руки не сгибайте в локтях, а тяните вверх , как бы толкая ладонями потолок. Разверните грудную клетку , шею не напрягайте. Дыхание спокойное.

Сядьте на пятки , колени вместе, спину держите прямо. Руки положите на бедра, соединив большой и указательный пальцы / символ концентрация внимания / Дыхание спокойное 20–30 с.

Расслабление в позе полного отдыха , лежа на спине.

Занятие с использованием игр и игровых упражнений.

Вис на гимнастической стенке.

Встать спиной к стене так, чтобы касаться ее пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шаг вперед и, сохраняя такое положение, ходьба по комнате. Затем вернуться к стене и проверить, смогли ли вы удержать правильную осанку. 8 р.

Игровое упражнение “ Найди правильный след” – научить отличать правильное положение стоп от неправильного. 5 подходов по 5 р.

Упражнение на восстановление дыхания.

Основная часть.

“Встань как я” – научить отличать правильную стойку от неправильной, подражать положению тела воспитателя. 6 подходов.

“Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.

“Не урони карандаш” – учить детей ходить на пятках, зажимая карандаш пальцами 2 подхода.

“Пройди по бережку речки” – учить сохранить равновесие во время ходьбы боком по гимнастической рейке. 6 р.

“Пальчик, пальчик, где ты был ..” – с целью укрепления суставно – связочного аппарата / массаж пальцев рук и ног / .

Вис на гимнастической стенке.

“Птицы и дождь” – упражнение на лазание.

Упражнение на восстановление дыхания.

Игровое упражнение “Встань правильно” .

Игра “Ровным кругом ..” – на расслабление и восстановление дыхания.

В основной части некоторые корригирующие упражнения можно заменить упражнениями из комплексов оздоровительных пауз с элементами Хатха-йоги.

Сюжетное занятие “ На птичьем базаре ”. (Для закрепления изученного материала в конце каждого месяца можно дать сюжетное занятие).

Цель. Закрепить двигательные навыки и умения: навыки правильной осанки , правильного дыхания ; продолжать развивать своды стоп с помощью вспомогательных средств / самомассаж / ; воспроизводить знакомые образы птиц и подражать им.

Воспитывать воображение , фантазию.

Пособия: гимнастические скамейки, стенка, рейки; пушинки, воздушные шары, маски птиц.

Дети заходят в зал в масках птиц.

Летела сорока , гостей созывала.

На птичьи базар она всех приглашала / обычная ходьба/

И вот все собрались и дружно гуляют

Сорока- белобока , гостей представляет.

Вот аист идет, длинноногий и важный / ходьба, высоко поднимая колени, ходьба обычная/.

Вот гусь в красных сапожках шагает отважно / Ходьба на носках, обычная/

А вот пингвин – какой чудак, с ноги на ногу переваливается,

И одет во фрак / Ходьба на наружной стороне стопы, обычная/.

А вот утка маленькими шажками идет и утят за собой ведет / Ходьба приставным шагом вперед /

Вдруг откуда не возьмись, Ястреб налетает, / Легкий бег /

И все птицы улетают / Бег врассыпную /

Врассыпную, а потом, друг за другом шагом

И бегом / Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне по одному/.

Ну вот Ястреб улетает, Сорока вновь гостей созывает / построение в круг /.

Комплекс корригирующих упражнений.

“Днем я сплю, ночью летаю, мышей добываю”.

И.п.: о.с. В: 1 – руки через стороны вверх, 2 – в и.п. 8 р.

“Кто сидит на суку и кричит : ку-ку ?”

И.п.: стоя на коленях, согнутые руки в стороны.

В: 1 – согнутые руки вперед, туловище слегка вперед, 2 – в и.п. 8 р.

“Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит”.

И.п.: сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.

В: 1 – руки с сомкнутыми ладонями к носкам ног; 2 – в и.п. 6 р.

“Серенький комок прыг да скок”.

И.п.: сед, ноги врозь, колени согнуты, руки в стороны.

В: 1 – руками / под и вокруг ног изнутри / захватить носки ног, смотреть вверх;

“Птички спят в гнездышке”.

“Птички в гнездышке сидели, спать захотели”.

И.п.: лежа на спине, опора на руках.

В: согнуть колени, обхватить колени руками, приблизить их ко лбу; 2 – в и.п. 6 р.

“Птичкам холодно сидеть, нужно лапочки погреть”.

Самомассаж бедра, коленного сустава, голени и стоп.

“Птички чистят крылышки”. Самомассаж рук.

“Днем сидит он как слепой , а лишь вечер – на разбой”.

И.п.: о.с., прыжки / руки и ноги в стороны, в чередовании с ходьбой / 30 р.

“Птички вспорхнули – перья остались”.

Упражнение с перышками “Дуем на перышки” / на дыхание /.

“Птички летают, крохи собирают” .

Ходьба по гимнастической скамейке с поочередным полуприседом на одной ноге и опусканием другой. 3 р.

Лазание с опорой на кисти рук и колени , отжимаясь и сгибая руки в локтевых суставах 3 р.

Вот и птицы устали летать , пришла пора отдыхать , замолкли птичьи голоса , и нам домой пора .

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Познавательные области: Познание, Речевое развитие, Художественное творчество.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о домашних животных и их детенышах.

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами : условия жизни животных, особенности питания, польза для человека.

Расширять словарь за счёт введения существительных, обозначающих части тела животных : рога, копыта, вымя, грива, пятачок.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным (развёрнутым) ответом.

Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы.

Развивать предметное и пространственное восприятия.

Воспитывать умение работать в команде.

Формировать заботливое и внимательное отношение к животным, желание помогать взрослым в уходе за ними.

Материал: интерактивная доска, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, два альбомных листа (с изображением голов собаки и лошади, цветные карандаши.

Ход деятельности:

1. Организационный момент.

С целью создания эмоционально положительного фона учитель-дефектолог произносит:

- Дети все собрались в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Затем детям предлагается изобразить: ласкового котёнка, злую собаку, игривого жеребёнка, бодливую корову и т. п.

- Ребята, какие животные есть у вас дома?

- А каких животных можно увидеть в деревне?

- Как в деревне называется место, где живут все животные?

- Как можно назвать их одним словом?

- Правильно, сегодня мы будем говорить о домашних животных. А еще мы поиграем в различные интересные игры.

2. Беседа по теме.

Учитель – дефектолог предлагает детям сесть на стулья и обратить внимание на интерактивную доску. Воспитанники вместе с педагогом рассматривают картинки с изображением домашних животных. В ходе беседы уточняются особые признаки внешнего вида каждого из них

Примерные вопросы к беседе:

- Кто это? ( Например: бык, корова, теленок)

- Как называется дом этого животного? ( Например: коровник, конюшня, хлев, свинарник, конура)

- Чем питается животное?

- Назовите части тела данного животного, а также особенности внешнего вида.

- Как подает голос это животное?

- Какую пользу приносит человеку?

- Как человек ухаживает за животным?

3. Пальчиковая гимнастика.

Шёл один я по дорожке,

(Дети показывают один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показывают два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показывают три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(хлопают себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки,

(показывают четыре пальчика)

На лапках - острые царапки,

(царапают ноготками какую-либо поверхность)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счёт показывают соответствующее количество пальчиков)

Нужно быстро убегать!

Домашние животные могут жить в лесу.

Человек заботится о домашних животных.

Детёныша лошади называют - лошадёнок.

Для лошадей строят конюшни.

Свиньи живут в хлеву.

Детеныша овцы называют ягнёнок.

- Ребята, вам понравились игры, в которые мы с вами игорали?

- Что запомнилось больше всего?

- В какие игры вы хотели бы поиграть еще?

Прикреплённые файлы:

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками. 1. Исходное положение:основная стойка, 1-2 руки через стороны.

Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитатель.

Пути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУ

Пути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУ Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Цель: профилактика нарушений осанки, а так же коррекция и компенсация уже имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата .

- У креплять здоровье детей; - Формировать навыки правильной осанки. Укреплять мышечный корсет.

-Укреплять и развивать силу мышц ног, спины, живота, рук.

-Профилактика плоскостопия; укреплять мышцы стопы.

2. Развивающие :

-Развивать умение сохранять равновесие на ограниченной плоскости.

- Способствовать более правильному и четкому выполнению упражнений.

- Развивать координацию движений, ловкость, выносливость.

-Развивать дыхательную и сердечную системы, улучшать кровообращение стоп ;

-Побуждать к выполнению физическихупражнений, радоваться достигнутому результату.

- Развивать воображение, творческую способность в выполнении упражнений.

3. Воспитательны е :

- Здоровый образ жизни;

- Положительные нравственно- волевые черты детей (смелость, выносливость, дружелюбие)

Оборудование: Гимнастические палки (по количеству детей )

Ход занятия.

Методические

Я предлагаю вам взять гимнастическую палку и превратить ее в палочку-помогалочку для укрепления осанки и профилактики плоскостопия.

Обратить внимание на правильную постановку стоп и осанку: спина прямая, подбородок поднять, пятки вместе, носки врозь.

Утром встало солнышко и обласкало ребят.

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Веселятся дети. Вот!

Массируют части тела согласно текста.

Возьмите каждый себе палочку-помогалочку и – в путь !

Ходьба в колонне по одному четким шагом.

Спину держать прямо.

Подняться на носки, палки вверх. Полуприсед, палки за спину.

В 2 колонны парами.

Комплекс ЛФК ( с гимнастическими палками )

1. И.п.- Стоя, ноги вместе, руки опущены. Самовытяжение.

2. И.п.: ноги на ширине ступни, палка в руках внизу. Поднять палку вверх, потянуться. Вернуться в и.п

3.И.п.: ноги на ширине плеч, стопы параллельно, палка в руках внизу. Прямыми руками поднять палку над головой; сгибая руки, опустить ее на лопатки; поднять палку над головой: вернуться в и.п,

4.И.п.: то же, но палка у груди. Повернуться вправо, руки выпрямить; И.п. То же влево.
5. И.п.: палка на лопатках. Наклон вправо; и.п. То же влево
6. И.п.: сидя, ноги врозь, руки с палкой внизу.
1-наклон вперед, палкой коснуться пола; 2-и.п.

7. И.п. - лежа на спине, ноги вместе вытянуты, руки вдоль туловища. Релаксация.
8. И.п.: лежа на спине, руки над головой.
1-поднять руки и ноги вверх, палкой коснуться ног
2- и.п.

9. И.п.- лежа на спине, ноги выпрямлены, руки с палкой вверху. Согнуть колени к груди, перенести палку к голени. Вернуться в и.п. .

10. И.п.- лежа на животе, руки с палкой впереди, голова- лбом на руках. Приподнять голову и плечевой пояс, поднять руки с палкой вперед, прогнуться. Вернуться в и.п.

11.И.П.- сидя на пятках. Самовытяжение.
12. И.п.: то же , руки внизу. Подняться на колени, палку поднять вверх, прогнуться; И.п.


1. обучение упражнению из исходного положения лежа на полу для сохранения и укрепления правильной осанки.

2. Развитие самостоятельной двигательной активности.

3. Повышение эмоционального состояния, внимательное отношение к партнеру.

б) И. п. -о. с., флажки в правой руке.

сч. 1-2 руки через стороны вверх передать флажки над головой;

сч. 3-4 руки опустить, флажки в левой руке.

сч. 5-8 повторить.

в) И. п. -ноги на ширине плеч, руки внизу, флажки в руках;

сч. 1-2 присесть, сохраняя правильную осанку, руки вперед-выдох;

сч. 3-4 выпрямиться-вдох;

сч. 5-8 повторить.

Упражнение на дыхание.

И. п. -лежа на полу, руки вдоль туловища.

сч. 1-4 руки вверх, вдох;

сч. 5-8 руки вниз, выдох.

г) И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони прижаты к полу;

сч. 1-4 поднять таз опираясь на ладони, плечи, стопы;

сч. 5-8 вернуться в и. п.

д) И. п. -лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу;

Читайте также: