Конспект занятия цели и задачи исследования

Обновлено: 07.07.2024

определены как одно и з условий реализации основной образовательной программы начальног о общего о бразован ия.

Современные развивающие программ ы начального образования в ключают проектную деятельность в содержан ие

Актуаль ность программы та кже обусло влена ее мет одологичес кой значимость ю. Знания и умения, необходимые

для организации проектно й и и сслед овательской деятельн ости, в б удущем станут основой для организации научно -

деятельностн ый и личност ный подходы, преемственность, резу льтативность, партне рство, творче ство и у спех.

Цель программы : создание условий для у спешного освоения у чениками основ исследовательской деятель ности.

 формировать предст авление об иссле дователь ском обучении как в едущем сп особе у чебной деятельн ости;

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуаль ная

работа, работа с привлечением р одител ей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного

типа, библиоте ках, на пр ишкольном у частке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,

экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проект ов

и т.д. Проектная д еятель ность предусматривает поиск н еобход имой недостаю щей информац ии в э нциклопеди ях,

справочниках, книг ах, на электронных носителя х, в Интернете, СМИ и т.д. Ист очником ну жной информации могу т быть

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - иссле дование,

коллективные и индивиду альные исследован ия, самостоятельная работа, защита исслед овательских работ, мини -

Ме тоды контроля: консуль тация, доклад, защита исследователь ских работ, выступление, выставка, презента ция,

мини - конференц ия, нау чно - исследователь ская конференци я, участие в ко нкурсах иссле довательск их работ.

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Содержится в разделах:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Тип урока: решение частных задач.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Коммуникативные:

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска

1. Орг.момент

2.Актуализация знаний.

-Чем предлагаете заняться сегодня на занятии? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)

Деление на группы.

- В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.

Вспомните, с чего мы начали исследование.

Определили тему исследования;

Определили цель и задачи исследования;

Сформулировали проблему исследования;

3.Постановка целей и задач урока.

-Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;

Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

-Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

-На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

- У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

- Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

3 группа – в словаре Ушакова;

4.Работа по теме урока.

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.

ГИП’ОТЕЗА, -ы, жен. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотез- Г. подтвердилась.

ГИП’ОТЕЗА, гипотезы, ·жен. (·греч. hypothesis) (·книж. ). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотез- Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий2).
Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь Ефремовой

[гипотеза]
ж.
1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.
2) разг. Любое предположение, догадка, допущение.

Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.

- Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

- Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)

4.Открытие нового знания.

1. Зачем нужны гипотезы?

- Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

- Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

Как рождаются гипотезы

3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?

- К гипотезе предъявляют определённые требования:

Она должна содержать предположение;

Она должна быть проверяема, подтверждаема;

Она должна быть логически непротиворечивой;

Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

4. Как проверить гипотезу?

Способы проверки гипотез

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Карточка или слайд №1

- Прочитайте:

- Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

- Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

- Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

7. Рефлексия деятельности.

- Какие выступления вызвали положительные эмоции?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

- Что вы узнали о гипотезе?

- На какие вопросы нам удалось найти ответы?

- Как мы находили ответы на вопросы?

Я-исследователь

Тема: Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Развивать навыков исследовательской деятельности учащихся;

Формировать умений работать с информацией;

Формировать навыков взаимодействия в группе;

Развивать творческое, критическое мышление;

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность.

Тип урока: решение частных задач.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Коммуникативные:

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска

1. Орг.момент

2.Актуализация знаний.

-Чем предлагаете заняться сегодня на занятии? (продолжить учиться вести исследования по выбранным темам).

- Как предлагаете поработать? Почему?

(в группах, т.к. на предыдущих занятиях научного общества учениками выбрано четыре темы исследования; учащиеся распределились по интересу к теме, начали исследования)

Деление на группы.

- В группах определите лидеров на это занятие.

Лидеры групп надевают галстуки.

Вспомните, с чего мы начали исследование.

Определили тему исследования;

Определили цель и задачи исследования;

Сформулировали проблему исследования;

3.Постановка целей и задач урока.

-Можем ли мы завершить исследование на этом этапе? Почему? (учитель выслушивает и записывает на доске ответы детей)

- исследование не может быть таким маленьким;

- мы не решили задач исследования;

- мы нашли мало информации по теме исследования;

- мы изучили не все этапы исследования;

Вы высказали разные мнения. Абсолютно ли вы уверены в правильности всех суждений? (нет, не уверены)

Учитель дописывает к ответам детей на доске слова:

-Как вы думаете, что это за высказывания? (предположения, догадки, идеи, допущения, версии, предвидение событий…)

-На какой вопрос мы отвечали, выдвигая такие предположения? (Почему мы не можем завершить исследование на этом этапе?)

- У научных высказываний, версий, догадок есть научное название. Знаете ли вы его?

- Определите тему нашего занятия. (Гипотеза. )

4.Работа по теме урока.

жен., ·*греч. гипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый.

Вывод: Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать.

- Что бы вы хотели узнать на занятии о гипотезах?

Ответы детей учитель записывает на доске.

Зачем нужны гипотезы?

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как научиться выдвигать гипотезы?

3. Какими бывают гипотезы?

4. Как строить гипотезы?

5. Как проверить гипотезу?

6. Сколько гипотез может быть?

Сформулируйте задачи нашего занятия.

1.Выяснить, зачем нужны гипотезы.

2. Как появляются, рождаются гипотезы?

Как бы решали эти задачи ученые - исследователи? (искали бы информацию в различных источниках).

- Как нам организовать нашу деятельность, чтобы успеть решить все поставленные задачи? (в группах)

4.Открытие нового знания.

1. Зачем нужны гипотезы?

- Ответ на этот вопрос найдите в определении гипотезы. ( для объяснения каких-либо явлений, объектов, связей, достоверность которого еще требуются доказать опытным путем.)

- Вывод: Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2. Как появляются, рождаются гипотезы? Как научиться выдвигать гипотезы?

Как рождаются гипотезы

3. Какими бывают гипотезы?

Как строить гипотезы?

- К гипотезе предъявляют определённые требования:

Она должна содержать предположение;

Она должна быть проверяема, подтверждаема;

Она должна быть логически непротиворечивой;

Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

4. Как проверить гипотезу?

Способы проверки гипотез

(опора на логику,

анализ имеющихся знаний из разных источников)

5 Первичное закрепление.

Проблема: Как птицы узнают дорогу на юг?

Карточка или слайд №1

- Прочитайте:

- Какие из данных гипотез можно проверить теоретически, а какие эмпирически?

- Что произойдёт с гипотезой, если она подтвердится? ( Она становится теорией, знанием.)

- Что произойдёт с гипотезой, если она будет опровергнута? (Она становится ложным предположением.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Помните! Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Выступление учащихся.

В строке М (минус) то, что не понравилось, осталось непонятным.

В строке И (интересно) то, о чем хотелось бы узнать поподробнее (очень любопытно).

I. Организационный этап
Педагог приветствует учащихся:
Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету вам скажу, будет интересно!

Ваши предположения нужно подтвердить или опровергнуть. А для этого нам необходимо познакомиться с информацией о материале, из которого сделан Дровосек, и выяснить, что такое железо? Какие у железа свойства? Это поможет объяснить поведение Железного Дровосека. Как мы можем получить на эти вопросы исчерпывающие ответы? (Перечисляются методы исследования, демонстрируются карточки-схемы: спросить у специалиста, прочитать в книгах, найти информацию в Интернете.) Всё то, что мы перечислили, называется методами исследования!

Итак, воспользуемся одним из методов и выясним, что же говорится о железе в книге?
Железо – это вещество, которое относится к группе металлов. Существует 95 видов металлов. Есть металлы чёрные и цветные. К ЧЁРНЫМ относятся железо и металлы, в составе которых есть железо. Например, бронза, чугун, сталь. К ЦВЕТНЫМ относятся металлы, в составе которых нет железа, например, золото, серебро, медь, олово, алюминий, свинец.

У металлов есть характерные признаки:
• Твердость. Почти все металлы твердые, кроме ртути, т.к. при комнатной температуре это жидкий металл.
• Прочность. Благодаря этому свойству самые высокие небоскрёбы и самые длинные мосты очень устойчивы.
• Пластичность, т.е. способность изменять форму и сохранять её. При определенных усилиях металлы поддаются ковке, изгибаются, растягиваются, не дробятся; самый пластичный металл – золото, т.к. из 1 г можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км.
• Проводят электрический ток. Например, из меди делают кабель, по которому течет электрический ток; эти провода покрывают материалом, который не пропускает электрический ток, и мы можем касаться проводов руками, не боясь удара током.
• Проводят тепло, т.е. легко и быстро нагреваются. Вспомните, где и какие способы применяются, чтобы безопасно пользоваться горячими предметами: пластиковые или деревянные ручки у кастрюли, сковороды, чайника и т.д.
• Металлический блеск. Чаще всего у металлов серебристо-белый цвет, кроме золота, меди, цезия.
• Плавятся, хотя температура плавления разная. Чаще всего металл можно расплавить только при очень высокой температуре, например, железо можно расплавить при температуре 1539 градусов. Подумайте, может ли пламя обычной газовой плиты расплавить железо? Самая высокая температура плавления у вольфрама – 35410 градусов. А металлы цезий и галлий легко плавятся в человеческой ладошке, т.к. температура их плавления 28,4, 29,8 градусов.
• Магнетизм. Есть магнитные металлы, которые притягиваются к магниту.
• Неустойчивость к влаге. Кроме золота, серебра и платины, т.к. это благородные металлы, они не ржавеют.

Подведём итог: железо – это твердый материал, не боится электрического тока, пламени огня (только очень высокой температуры), но боится воды.

Это объясняет, почему Дровосек прячется от дождя? А что произойдет с Дровосеком, если он вымокнет под дождем? Мы уже знаем, что надёжный метод поиска информации – это чтение литературы.

Информация из энциклопедии
Если железные предметы долго находятся на открытом воздухе или намокают в воде, то они покрываются коричневато-красным налетом – ржавчиной. Появившись на поверхности предмета, ржавчина крошится и осыпается. Слой железа под ржавчиной взаимодействует с воздухом и тоже ржавеет.

Металл можно спасти от разрушения с помощью краски, жира, масла, другого металла (олова, цинка).

Чем мы посоветуем воспользоваться Дровосеку из того, что есть в нашем рюкзаке, чтобы он не ржавел?(Маслёнкой, чтобы смазать себя маслом.)

Наконец, дождь закончился, день стал клониться к вечеру, а дорога привела нашего путника к реке, через которую предстояло как-то перебираться. На берегу реки кроме брёвен ничего не было. Дровосек остановился и задумался: как же ему переплыть реку? Что останавливает Дровосека? Ведь у него есть маслёнка, значит, воды он может не бояться. Но он не решается заходить в воду. Как вы думаете, почему? Какие у вас есть гипотезы, т.е. предположения? И как ему нужно поступить? (Дровосек боится утонуть. Ему нужно сделать плот и переплыть реку.)
Чтобы проверить наши гипотезы, предлагаю провести эксперимент с деревянным и металлическим брусками, опущенными в воду. Проводится эксперимент, в ходе которого учащиеся убеждаются, что деревянный брусок не тонет, железный - опускается на дно.

Подтвердилась ли наша гипотеза или мы ошиблись? (Подтвердилась.) Давайте найдём объяснение результатам нашего эксперимента в книге.

Вода тяжелее дерева, а железо тяжелее воды. Поэтому более тяжёлая (плотная) вода может удержать на своей поверхности дерево, а железо нет, поэтому железо тонет.

Наш герой благополучно переправился через реку. Но испытания на этом не закончились. Оказавшись на другом берегу реки, он увидел перед собой цепь высоких скал. Под сводом этих скал есть тропинки, но на них осыпаются со скал мелкие камни. Сможет ли Дровосек преодолеть это препятствие? Давайте проверим опытным путем, насколько прочен материал, из которого сделан Железный Дровосек.

Ситуации:
• запах духов распространился по комнате (газообразное),
• течёт вода (жидкое),
• идёт густой дым (газообразное),
• падают камни (твёрдое),
• пузырьки лимонада лопаются(газообразное) ,
• стоит стеклянная ваза (твёрдое) ,
• вылилось молоко (жидкое),
• пар вырывается из-под крышки (газообразное),
• кирпич на стройке (твёрдое),
• льёт дождь (жидкое),
• воздушный шарик летит в небо (твёрдое и газообразное),
• айсберг в море (твёрдое и жидкое),
• сырое куриное яйцо (твёрдое и жидкое).

Стоит ли Железному Дровосеку опасаться? Что мы ему посоветуем? (Удары маленьких камней Дровосеку не страшны, он легко преодолеет это препятствие.)

Проходя по узкой дорожке между скал, Железный Дровосек нечаянно уронил в глубокую расщелину свой головной убор – воронку. Он попытался достать воронку рукой, но расщелина оказалась очень глубокой, рукой не дотянуться. Как мы можем помочь? Вспомним, что лежит в рюкзаке, и каким свойством металла можно воспользоваться? (Можно достать воронку с помощью магнита из нашего рюкзака, привязав его к верёвке, т.к. магнит притягивает железо.) Давайте смоделируем эту ситуацию.

В глубокую цилиндрическую коробку, имитирующую расщелину, опускаем маленькую металлическую воронку. К веревке привязываем магнит и опускаем его на дно коробки, чтобы достать воронку.

Наконец Дровосек увидел вдалеке высокие блестящие ворота в Сказочную страну. Он обрадовался и вздохнул с облегчением. Счастливый герой стоит уже на пороге Сказочной страны. Осталось последнее испытание, и цель будет достигнута. Сегодня, во время нашего занятия, вы узнали о свойствах железа и других металлов. Поэтому легко сможете помочь Дровосеку ответить на вопрос, ответ на который будет паролем для входа в сказку.
Будьте внимательны!
1. Все железные предметы твердые. Значит, всё, что твердое – железо? (Неверно, т.к. стекло, дерево и др. материалы тоже твёрдые, но не являются железом.)
2. Металл ржавеет. Значит, всё, что не ржавеет – не металл? (Неверно, т.к. золото, например, не ржавеет, но относится к металлам.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, Дровосек прощается с вами и благодарит за помощь, за ваши правильные советы. А как вы думаете, почему ваши советы были правильными и вы не допустили ни одной ошибки? (Потому что поступали обдуманно, искали ответы в книгах, проверяли гипотезы опытным путем, а не действовали наугад.)
Помогая Железному Дровосеку вернуться в свою сказку, мы узнали много нового и интересного, а впереди нас ждет еще много увлекательных поисков и открытий.
Подготовила воспитатель группы продлённого дня Давидович Т.В.

Читайте также: