Конспект занятия буква р в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

- Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;

- воспитывать чувство взаимопомощи

Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк), красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.

Ход занятия

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? .

В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

Показать детям карту.

В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….

III. Знакомство со звуком.

В.: Все молодцы! Пора в дорогу.

В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)

- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.

В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.

Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.

ракета ромашка машина барабан

роза книга карандаши пирожное

самокат ручка мороженое фотоаппарат

робот гитара шары пирамидка

В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

  1. Автоматизация звука Р в слогах и словах.

В.: Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.

В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка.

В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.

Рыбки плавали, ныряли

В прятки весело играли.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.

VIII. Итог занятия

  • Какой звук сегодня мы закрепляли?
  • С кем и чем мы встречались на пути?
  • Что вам понравилось на занятии?

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.5-6лет.Средняя группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Знакомство со звуком Р (Р’)

Артикуляционная гимнастика, скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Загадка про волка

Загадка про топор

Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, - Похожа буква на топор! Расколет непременно!

Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)

Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата

РА АР Раки АРбуз

РО ОР Розы ОРел

РУ УР Руки УРок

Индивидуальная работа с разрезными азбуками

А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)

А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

Елочки говорят хором:

Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)

1. Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Развивать фонематический слух, подвижность языка.

4. Воспитывать усидчивость, внимание.

Материал: Мягкая игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка.

Методы: игра, беседа, вопросы детям, рассматривание игрушек, дидактические игры, заучивание скороговорок.

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание?

Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Правильно, ребята,- это тигрёнок.

А как рычит тигрёнок? (Саша Р., Ярослав, Сёма)

Давайте произнесём этот звук вместе.

Ребята, попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать)

Звукоподрожаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

Ребята, скажите, а где мы купаемся летом?

А какие цветы со звуком Р вы знаете?

А что это такое? (показываю рукавичку)

А из какого материала сделан мяч, какой он?

Ребята, а какого цвета листок я вам показываю?

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина.

Хорошо, ребята, молодцы.

Ромашка, утро, дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак, розетка, радио, рука, кровать.

Роет землю сеРый кРот – РазоРяет огоРод.

Скажите, в каких словах вы услышали звук Р?

А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Без рук, без ног, а дверь отворяет (ветер)

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р

Дети повторяют за воспитателем

Дети хлопают в ладоши.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи

Средняя – старшая группа

Старший воспитатель: Лялюк Елена Тарасовна 21.01.2020

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р.

Продолжать упражнять детей в различении слов, со звука Р и РЬ, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Повторить произношение звука Л.

Учить рассказывать стих с помощью мнемотаблицы.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать фонематический слух, подвижность языка.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Сегодня я пришла к вам, чтобы провести занятие по развитию речи.

Вы знаете, зачем нужны эти занятия? Чему вы на них учитесь? ( учимся правильно, красиво говорить; развиваем речь ). Но чтоб хорошо говорить, нужно тренировать аппарат которым мы говорим. (рот). Давайте начнем. ( артикуляционная гимнастика на гласные звуки ). Давайте споем песенку:

- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

1 2 3 4

Ребята, говорить вы будите только, тогда когда я разрешу, если вы будите шуметь, я буду вам показывать вот этот смайлик (1) – это значит нужно перестать разговаривать. Отвечать будет только тот, на кого я укажу. А за каждый правильный ответ я буду давать другой смайлик (2), тот, кто соберет больше смайликов, в конце занятия получит приз тому, кто будет не очень стараться – получит невеселый смайлик (3). Кто будет отвечать без разрешения или мешать всем или все время будет молчать и не развивать свою речь, получит грустный смайлик (4). Вот так мы будет играть.

Я пришла к вам не одна, это мой друг котенок Мотя. Когда у него хорошее настроение он поет песенку: муррр-муррр. А у вас хорошее настроение? ( да ). Давайте споем вместе с Мотей. ( муррр-муррр )

Давайте начнем! Послушайте стих, и скажите, какой звук вы чаще всего слышите: Ехал Грека через реку

Видит Грека в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Какой звук вы слушали чаще всего? ( р ).

Какой звук получается у большой машины? ( р-р-р-р-р-р )

А у маленькой? ( л-л-л-л-л-л ).

Ребята, чтобы помочь нашим друзьям, машинам, я позвала улиток – Розалина поможет нам хорошо произносить звук Р ( дети называют слова со звуком Р ). А улитка Мария – научит произносить звук РЬ , который заводит маленькую машину. ( дет и называют слова со звуком рь ).

У меня для вас есть еще задание: так как наши машины часто бывают в пути давайте соберем им в дорогу овощей. В рюкзак мы соберем овощи в названии которых есть звук РЬ , а в корзину – овощи в названии которых есть звук Р . ( дети выполняют задание проводя линии от овощей со звуком р к корзине, а со звукам рь к рюкзаку ).

Мотя предлагает вам прочитать стих о его подружке Мурке. Я обещаю, что читать его вы будите сами. ( чтения стиха по менемотаблице ).

Кто мяукает у двери?

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

Мне кажется, мы справились.

Скажите, как работает мотор большой машины? ( р-р-р-р-р-р )

А у маленькой машины? ( рь-рь-рь-рь )

Для этого – разделимся на две группы, и проверим, кто лучше справится.

Гриша так обрадовался, что решил подарить вам игру, которая поможет вам тренироваться в произношении звука РЬ . А играть вы будете после занятия.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема:

В данном конспекте представлен материал для знакомства дошкольников со звуками Р и РЬ. Материал может использоваться для дистанционной работы с родителями и в ДОУ.

Программное содержание: познакомить детей со звуками Р и Рь. Учить находить слова к схемам: Р---, Рь----, закреплять понятие согласный звук, формировать понятия мягкий и твёрдый согласный звуки, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое и зрительное внимание, познакомить с использованием юмора в стихотворении, учить выявлять нелепицы.

1. Воспитатель предлагает детям начать с разминки и разделить слова на слоги. (Взрослый произносит слово, ребёнок прохлопывает слоги и считает их количество).

Вес-на, тра-ва, сол-ныш-ко, дождь, цве-ты, не-бо, об-ла-ка, ту-ча, лу-жи-цы, ба-боч-ка, жук, му-ра-вей.

2. Ребёнку предлагается отгадать загадки.


На какой звук начиналась отгадка первой загадки? Произнеси его.

На какой звук начиналась отгадка второй загадки? Произнеси его.

Сегодня мы познакомимся с этими звуками (Р и Рь).

Что нам мешает спеть этот звук голосом? (Зубы). Значит этот звук не гласный, а согласный.

Помоги Карлсону завести моторчик. (Ребёнок громко произносит Р-р-р-р)

Группа компаний КАРЛСОН - Ремонт и строительство - Яндекс.Услуги

Как прозвучал звук в моторе: твёрдо или мягко? (ответ ребёнка)

Но в мотор что-то попало. Карлсон очень расстроился, услышав такую песню мотора: рь-рь-рь-рь (ребёнок должен повторить)

Как теперь звучит этот звук: твёрдо или мягко? (ответ ребёнка)

Произнеси ещё раз: рь-рь-рь-рь. Как ты думаешь, Карлсону этот звук в моторе нравится?

Читайте также: