Конспект занятия буква р в средней группе
Обновлено: 05.07.2024
- Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;
- воспитывать чувство взаимопомощи
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк), красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Ход занятия
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? .
В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту.
В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
III. Знакомство со звуком.
В.: Все молодцы! Пора в дорогу.
В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
- Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В.: Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка.
В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.
Рыбки плавали, ныряли
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор.
VIII. Итог занятия
- Какой звук сегодня мы закрепляли?
- С кем и чем мы встречались на пути?
- Что вам понравилось на занятии?
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.5-6лет.Средняя группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.
Знакомство со звуком Р (Р’)
Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
Загадка про волка
Загадка про топор
Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, - Похожа буква на топор! Расколет непременно!
Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)
Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата
РА АР Раки АРбуз
РО ОР Розы ОРел
РУ УР Руки УРок
Индивидуальная работа с разрезными азбуками
А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)
А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).
Елочки говорят хором:
Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)
1. Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3. Развивать фонематический слух, подвижность языка.
4. Воспитывать усидчивость, внимание.
Материал: Мягкая игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка.
Методы: игра, беседа, вопросы детям, рассматривание игрушек, дидактические игры, заучивание скороговорок.
Ход занятия
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание?
Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Правильно, ребята,- это тигрёнок.
А как рычит тигрёнок? (Саша Р., Ярослав, Сёма)
Давайте произнесём этот звук вместе.
Ребята, попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать)
Звукоподрожаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.
Ребята, скажите, а где мы купаемся летом?
А какие цветы со звуком Р вы знаете?
А что это такое? (показываю рукавичку)
А из какого материала сделан мяч, какой он?
Ребята, а какого цвета листок я вам показываю?
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина.
Хорошо, ребята, молодцы.
Ромашка, утро, дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак, розетка, радио, рука, кровать.
Роет землю сеРый кРот – РазоРяет огоРод.
Скажите, в каких словах вы услышали звук Р?
А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Без рук, без ног, а дверь отворяет (ветер)
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р
Дети повторяют за воспитателем
Дети хлопают в ладоши.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Цель: закрепить представления детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по развитию речи
Средняя – старшая группа
Старший воспитатель: Лялюк Елена Тарасовна 21.01.2020
Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р.
Продолжать упражнять детей в различении слов, со звука Р и РЬ, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Повторить произношение звука Л.
Учить рассказывать стих с помощью мнемотаблицы.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать фонематический слух, подвижность языка.
Воспитывать усидчивость, внимание.
Сегодня я пришла к вам, чтобы провести занятие по развитию речи.
Вы знаете, зачем нужны эти занятия? Чему вы на них учитесь? ( учимся правильно, красиво говорить; развиваем речь ). Но чтоб хорошо говорить, нужно тренировать аппарат которым мы говорим. (рот). Давайте начнем. ( артикуляционная гимнастика на гласные звуки ). Давайте споем песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
1 2 3 4
Ребята, говорить вы будите только, тогда когда я разрешу, если вы будите шуметь, я буду вам показывать вот этот смайлик (1) – это значит нужно перестать разговаривать. Отвечать будет только тот, на кого я укажу. А за каждый правильный ответ я буду давать другой смайлик (2), тот, кто соберет больше смайликов, в конце занятия получит приз тому, кто будет не очень стараться – получит невеселый смайлик (3). Кто будет отвечать без разрешения или мешать всем или все время будет молчать и не развивать свою речь, получит грустный смайлик (4). Вот так мы будет играть.
Я пришла к вам не одна, это мой друг котенок Мотя. Когда у него хорошее настроение он поет песенку: муррр-муррр. А у вас хорошее настроение? ( да ). Давайте споем вместе с Мотей. ( муррр-муррр )
Давайте начнем! Послушайте стих, и скажите, какой звук вы чаще всего слышите: Ехал Грека через реку
Видит Грека в речке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
Какой звук вы слушали чаще всего? ( р ).
Какой звук получается у большой машины? ( р-р-р-р-р-р )
А у маленькой? ( л-л-л-л-л-л ).
Ребята, чтобы помочь нашим друзьям, машинам, я позвала улиток – Розалина поможет нам хорошо произносить звук Р ( дети называют слова со звуком Р ). А улитка Мария – научит произносить звук РЬ , который заводит маленькую машину. ( дет и называют слова со звуком рь ).
У меня для вас есть еще задание: так как наши машины часто бывают в пути давайте соберем им в дорогу овощей. В рюкзак мы соберем овощи в названии которых есть звук РЬ , а в корзину – овощи в названии которых есть звук Р . ( дети выполняют задание проводя линии от овощей со звуком р к корзине, а со звукам рь к рюкзаку ).
Мотя предлагает вам прочитать стих о его подружке Мурке. Я обещаю, что читать его вы будите сами. ( чтения стиха по менемотаблице ).
Кто мяукает у двери?
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
Мне кажется, мы справились.
Скажите, как работает мотор большой машины? ( р-р-р-р-р-р )
А у маленькой машины? ( рь-рь-рь-рь )
Для этого – разделимся на две группы, и проверим, кто лучше справится.
Гриша так обрадовался, что решил подарить вам игру, которая поможет вам тренироваться в произношении звука РЬ . А играть вы будете после занятия.
В данном конспекте представлен материал для знакомства дошкольников со звуками Р и РЬ. Материал может использоваться для дистанционной работы с родителями и в ДОУ.
Программное содержание: познакомить детей со звуками Р и Рь. Учить находить слова к схемам: Р---, Рь----, закреплять понятие согласный звук, формировать понятия мягкий и твёрдый согласный звуки, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое и зрительное внимание, познакомить с использованием юмора в стихотворении, учить выявлять нелепицы.
1. Воспитатель предлагает детям начать с разминки и разделить слова на слоги. (Взрослый произносит слово, ребёнок прохлопывает слоги и считает их количество).
Вес-на, тра-ва, сол-ныш-ко, дождь, цве-ты, не-бо, об-ла-ка, ту-ча, лу-жи-цы, ба-боч-ка, жук, му-ра-вей.
2. Ребёнку предлагается отгадать загадки.
На какой звук начиналась отгадка первой загадки? Произнеси его.
На какой звук начиналась отгадка второй загадки? Произнеси его.
Сегодня мы познакомимся с этими звуками (Р и Рь).
Что нам мешает спеть этот звук голосом? (Зубы). Значит этот звук не гласный, а согласный.
Помоги Карлсону завести моторчик. (Ребёнок громко произносит Р-р-р-р)
Как прозвучал звук в моторе: твёрдо или мягко? (ответ ребёнка)
Но в мотор что-то попало. Карлсон очень расстроился, услышав такую песню мотора: рь-рь-рь-рь (ребёнок должен повторить)
Как теперь звучит этот звук: твёрдо или мягко? (ответ ребёнка)
Произнеси ещё раз: рь-рь-рь-рь. Как ты думаешь, Карлсону этот звук в моторе нравится?
Читайте также: