Конспект занятия берегите воду в младшей группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Формировать у детей понятия значимости воды.

- расширить представления о свойствах воды

- способствовать формированию у детей познавательного интереса

- умение делать выводы

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов

- свободно общаться со взрослыми и детьми

- развивать связную речь

- развивать умение заботиться о своем здоровье

Предварительная работа : рассматривание иллюстрации с загрязнением воды, заучивание стихотворения, рассматривание глобуса, деление целого на части. Наблюдение на прогулках, проведение опытов. Слушание музыки. Просмотр мультфильма по теме.

Включается запись со звуком журчащего ручейка, плеск волн, шум волн, шторм.

Воспитатель : ребята, что вы слышите? (Звуки воды, журчание воды)

Воспитатель : Правильно ребята, это звуки воды, помните на прошлых занятиях говори о том как загрязняется вода и кто ее загрязняет, сегодня мы с вами узнаем значение воды в жизни живой природы, научимся бережно и разумно использовать воду и заботиться о ней .

Воспитатель : - Ой, ребята, посмотрите кто это, и что делает? (Водяной) . А кто это такой? (Водяной, который живет в воде) Почему его так называют? (Потому, что он живет в воде) Давайте спросим, почему он плачет. (Давайте) Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?

Водяной : Ох, здравствуйте, ребята… Беда ко мне пришла : гибнуть стали растения в моем подводном царстве, а рыбы стали покидать его. Не знаю, что мне теперь делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыб. (Достает и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть вы, ребята, знаете как мне помочь?

Воспитатель - Ребята, давайте попробуем помочь Водяному. (Давайте) Ты, Водяной, не переживай, возвращайся в свой водоем, а мы тебе обязательно поможем.

Водяной : Ну раз говорите, что поможете, значит я спокоен. Пойду пока в свое Царство, посмотрю, как там дела. (Уходит) .

- Ребята, ну что поможем Водяному? (Да) Рассмотрим сначала картинки, что на них изображено? (Растения, животные, река) . Ребята, а почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Потому что люди загрязняют реки) . А как они их загрязняют? (Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают выбросы и т. д.) . Значит загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить животным. (По ходу рассказа перевернуть карточки черной стороной вверх, исчезновение всех обитателей водоема).

- А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила? (Почистить воду в ней ) – переворачивается карточка со значком воды, тогда снова появятся растения – переворачивается карточка со значком растений, приплывут рыбы – переворачивается соответствующая карточка).Значит водоем начнет жизнь сначала.

- Тогда давайте попробуем очистить воду в этой реке . Проведем с вами опыт по фильтрованию воды. (Давайте)

Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка) . Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан .

Что происходит? (вода очищается)

Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)

Вывод : Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.

Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу ? (нет)

Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду )

- А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.

- Представьте, что вы пришли искупаться на речку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. (Дети имитируют движения : трогают воду , плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой воде.

- А теперь давайте посмотрим, как наша вода очистилась. Какая она стала? (Чистая, прозрачная) . Давайте отнесем ее Водяному в реку.

Несем воду . Выливаю ее в тазик,а сейчас давайте ребята вместе расскажем стихотворение о воде :

Человек, запомни навсегда :

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги , -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей .

Дорожить водой умей!

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе.

Продолжительность 15 минут.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (жидкость без цвета, запаха и вкуса; растворяет вещества: соль, сахар,легко окрашивается)

1. Дать детям представление о том, что вода бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии.

2. Познакомить детей со свойствами воды: растворяет вещества (соль, сахар, окрашивается в цвет краски, принимает форму сосуда.

3. Рассказать детям и дать представление о роли воды в жизни человека, животных и растений.

4. Пополнять активный словарь детей словами: льется, течет, испаряется, жидкость.

1. Развивать интегративные качества детей: любознательность, интерес к природе.

2. Развивать интерес у детей к экспериментальной деятельности.

1. Воспитывать экологическую культуру детей.

2. Воспитывать дружеские и доброжелательные отношения между детьми в процессе совместной деятельности.

-стаканчики с чистой водой

-стакан с молоком

На каждого ребенка:

-стаканчики с чистой водой

-тарелочки с сахаром и солью

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю, которая произошла с маленькой капелькой. Вот она (показ слайдов 2).

Воспитатель. Ребята, а вы знаете,зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, мыть руки, готовить кушать.

Воспитатель. Правильно (показ слайда 4, 5,6)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без воды.

А как вы думаете, что бы готовит еду, пить, нам подойдет любая вода?

Дети. Нет,только чистая.

Воспитатель. Посмотрите, у вас на столе стоят стаканчики с водой. Давайте посмотрим,какая она.

Если я опущу в стакан ложку, мы увидим ее или нет?

Воспитатель. Правильно, ложку видно, потому что вода прозрачная. А какого вода цвета?

Дети. Белого, бесцветная.

Воспитатель. Думаете белого, тогда посмотрите на этот стаканчик. Что здесь?

Воспитатель. Какого цвета молоко?

Воспитатель. Правильно, молоко белого цвета. А у воды цвета нет, она бесцветная. А чем же вода пахнет.

Дети. Ничем не пахнет

Воспитатель. Правильно, у воды нет запаха. Давайте сделаем глоточек и узнаем, какая вода на вкус.

Воспитатель. Правильно, и вкуса у воды тоже нет. А как вы думаете, если я добавлю в стакан с водой соль или сахар, то какая вода на вкус будет.

Дети. Сладкая, соленая.

Воспитатель. А давайте попробуем.

Дети добавляют соль или сахар, пробуют что получилось

Воспитатель. Показывает два стакана сахаром и чистую воду. Скажите, пожалуйста, как я могу узнать в каком стакане сахар есть, а в каком нет ничего.

Дети. ответы детей

Воспитатель. Правильно, только когда я попробую на вкус, я смогу найти стакан с сахаром. Так его не увидишь, потому что сахар в воде растворился, и получился раствор.

А вот если я добавлю в воду краску, то что случиться с водой?

Дети. она окрасится

Воспитатель. Давайте попробуем. Да вода на самом деле стала цветная.

Дети добавляют в воду краску.

Мы уже сказали, что людям вода необходима.

А кому еще нужна вода?

Дети. Животным, растениям.

(показ слайдов 8,9,10,11,12,13).

Воспитатель. Да, вода нужна всем.

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

А как мы с вами можем беречь воду?

Дети. Не бросать мусор в речку, закрывать кран.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей —

Дорожить водой умей!

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили? Что узнали нового? Понравилась вам наша капелька? Будем беречь воду?

Прикреплённые файлы:

Программные задачи: формировать представление о воде и её значении в жизни человека, расширять представления о свойствах воды. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с посудой, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать внимание, логику, способность анализировать.

Формировать представления о роли человека в сохранении природы.

Воспитывать бережное отношения к воде как природному ресурсу.

Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, песок, ложечки, фильтр (салфетки, ватные диски).

Методы и приёмы:

игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде; выполнение игровых действий; внезапное появление объекта; загадки; создание игровой ситуации; имитация голоса),

словесный (беседа; чтение стихотворения,объяснение; рассказы воспитателя, детей; вопросы, сравнения, пояснение),

наглядный (наблюдение, рассматривание иллюстраций, предметов; демонстрация опыта),

практический (элементарные опыты; упражнения, показ, выполнение определённых действий).

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

I этап - вводный (организационный)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

«К тебе я обращаюсь друг

Вставай скорей с нами в круг

Почувствуй радость и тепло

Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.). - О чём мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь сами, для этого надо только прислушаться к звукам? (шум воды)

Верно, ребята, сегодня мы свами поговорим о воде.

II этап – основной

В.д.о.- Ребята, посмотрите у нас на столе глобус – это наша Земля. Посмотрим на Землю. Если ее быстро вращать, то она покажется одноцветной – какой? (голубой). - А почему? (ответы воспитанников)

Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой, белой.

Что изображает голубой цвет? (ответы воспитанников)

На нашей планете 4 океана, 30 морей и множество рек, озер. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

Цель: закрепление представлений о свойствах воды.

Воспитанники стоят в кругу, передают капельку и называют свойства: бесцветная, свежая, тёплая, горячая, жидкая, без запаха, прозрачная, превращается в лёд, в снег и т.д.

В.д.о –Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить!

В.д.о - Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.).

В.д.о. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам подумать, что случится, если вода вдруг исчезнет.(Ответы воспитанников)

- Может ли человек что-нибудь сделать, чтобы вода не исчезла? (Ответы воспитанников)

В.д.о. Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду нужно беречь, правильно и разумно ее расходовать.

На нашей планете много воды, но очень мало пресной и чистой, пригодной для питья. Поэтому люди научились её очищать.

Прежде, чем попасть к нам в дом, вода проходит огромный путь.

Цель: развитие познавательной активности.

Воспитатель вместе с воспитанниками на магнитной доске с помощью карточек выкладывают путь воды в дом: река – насос – труба водопровода – станция очистки – труба водопровода – водонапорная башня – труба водопровода – дом – труба водопровода – кран.

В.д.о. – Чтобы мы с вами пили и использовали чистую воду, она очищается с помощью фильтров.

- Предлагаю превратить нашу группу на время в научный центр.

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

«К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот-ка славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз, это брасс

Одной, другой-это кроль

Вышли на берег крутой

Опыт с водой (подгрупповая форма работы, индивидуальная)

Цель: развитие познавательного интереса к изучению воды, развитие навыков исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение; формирование элементарных представления о процессе фильтрации воды.

В.д.о. - Вот мы и в научном центре.

Сейчас мы с вами станем настоящими учёными.

Сейчас вы ребята узнаете: как мы загрязняем воду и как мы можем её очистить.

Воспитанники рассаживаются за столы, воспитатель просит детей напомнить правила безопасности при работе с водой:

- аккуратно пользуйся ёмкостью для воды;

- не пробуй воду на вкус;

- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

В.д.о. - Перед вами, ребята стоят 2 стаканчика. В одном стаканчике налита вода. Скажите, пожалуйста, какая вода в стаканчике? (Чистая, прозрачная). Вот такая вода попадает в наши дома из крана. А какую воду мы возвращаем природе? Такую же чистую и прозрачную? (Нет).

В.д.о. -Почему? Правильно, потому что мы не только её пьём, но ещё и моем посуду, обувь, игрушки, и постепенно загрязняем воду.

В.д.о. –Ребята, когда мы моем игрушки, которые приносим с улицы, что попадает в воду? Конечно песок, мусор. Как вы думаете, ребята, песок, который вы сейчас добавите, загрязнит воду? (Гипотезы детей).

В.д.о. – Добавляйте песок аккуратно, размешивайте ложкой, проверяйте. Вода изменила цвет, стала какой? (грязной, мутной).

Вывод: песок загрязняет воду.

В.д.о. - А что еще загрязняет воду? (Ответы воспитанников)

В.д.о. - Вот такую грязную воду, ребята, мы возвращаем природе. Куда попадает такая вода? Правильно, в реки. Что может случиться, если в реки попадёт грязная вода? (Ответы воспитанников).

В.д.о. -Что можно сделать, чтобы меньше загрязнялись наши реки. (Предположения детей).

В.д.о. -Нужно очищать воду. Сейчас вы попробуете самостоятельно очистить воду от грязи с помощью обыкновенной салфетки. Как вы думаете, вода будет чистой? (Гипотезы детей).

Воспитанники фильтруют воду, делают вывод: воду можно очистить от некоторых веществ.

Окончательный вывод: воду нужно очищать, прежде чем она попадёт обратно в реку.

В.д.о. - На заводах для этого ставят специальные очистные сооружения. А мы с вами как можем не загрязнять воду? Если вы отдыхаете возле речки? (Ответы воспитанников: не бросать мусор в реку, не мыть велосипед(машину), не стирать в реке одежду и т.д.)

В.д.о.- На нашей планете чистой, пресной воды уже сейчас очень мало, с каждым днем её становится меньше. Что же ребята, мы можем с вами сделать для сохранения воды? (Ответы воспитанников: экономить воду, беречь)

Цель: воспитание бережного отношения к воде, анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников.

И подытоживают все вместе: чтобы сократить потери воды, надо:

- плотно закрывать кран;

- если кран неисправен, сразу сообщить взрослым;

- при мытье рук и умывании контролировать напор воды;

- во время чистки зубов полоскать рот из стаканчиков;

- мыть овощи и фрукты под струёй воды малого напора;

- не выбрасывать мусор в водоемы;

В.д.о. – Помочь беречь воду могут специальные приборы – счетчики расхода воды. (Демонстрируется карточка с изображением счетчиков). У кого они дома установлены? Как вы в семье следите за тем, чтобы беречь воду? (Ответы воспитанников).

В.д.о. - А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

III этап. Окончание занятия.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

В.д.о - Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подходит к концу. Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что вы узнали из опыта?

- А какая игра вам понравилась больше всего?

- А что для вас показалось сложным?

- Как вы будете беречь и экономить воду?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.

Воспитатель даёт оценку действиям детей, благодарит всех за работу. Дети вместе с воспитателем подходят к глобусу:
В.д.о - Ребята, посмотрите - какая удивительная и красивая планета - Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи. Мы сможем с вами беречь и экономить воду и сохранить Землю такой же красивой и нарядной.

Список использованных источников:

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования РБ.- Минск: НИО,2019.

2. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац.ин-т образования, 2014

3.Чабаненко, Л. Л. Наше богатство в наших руках: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. Л. Чабаненко. – Минск: Зорны верасень, 2009.

4. Сапун, И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования/ И.Н.Сапун.- Минс

Автор: Трущикова Лидия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект занятия по экологии "Вода-водичка" (вторая младшая группа)
Раздел: дошкольное образование

Занятие по экологии во второй младшей группе

Разработчик: Трущикова Л.М.

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.

1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные

5. Обогащать и активизировать словарь;

Оборудование: Картинки с изображением капельки, воды в природе, два

прозрачных стакана с водой, молоком ; прозрачные стаканы с водой на

различные предметы, таз с водой, шарики из фольги

Дети встают в круг:

показывайте руками. (Дети имитируют)

-Ручки мыли? (Мыли).

-Щечки мыли? (Мыли).

-Все помыли, ничего не забыли?

-А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

-Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит

в группу Капельку).

- Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней

поздороваемся. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство

Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного

знает о воде. Ни умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без

воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек. И поэтому всегда

всем, везде нужна вода! Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась

Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых

изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.

Значит, Капелька – это маленькая частичка чего (воды)

-Кому же нужна вода? (Дети отвечают).

А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают).

Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни

водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.

(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)

-Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Понюхайте, есть ли

запах у воды? - А какого цвета вода?

(У воспитателя два стаканчика – один с молоком, другой с водой. В

стаканы опущены коктейльные трубочки.)

- Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко (белого)

-Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан

с молоком, она будет видна (нет)

- Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не

видно, потому что молоко белое.

-Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она

- У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с

водой видна. Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой.

Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него

трубочку (трубочка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает

трубочку (трубочка не видна)(Воспитатель наливает воду в таз) (ВОДА) -

Ребята когда я наливали в тазик воду и водичка спела нам песенку. Вы

в о д и ч к а (Да) Игра «ПЕСЕНКА

большая [ш].) -Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая? Через

воду видно дно тазика? Значит вода какая? (прозрачная).Опустите в воду

палец. Какие пальцы стали (мокрые). Если воду подогреть, то она будет

Капелька приготовила для нас еще один сюрприз. Посмотрите здесь есть

много различных предметов.

пластиковая крышки, камни, пенопласт)

Как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду?

-Давайте проверим, что произойдет. Посмотрите я взяла в одну руку

камень,в другую резиновую игрушку как вы думаете что произойдёт если

опущу эти предметы в воду?

(Дети опускают выбранные ими предметы в ёмкость с водой.

Смотрят, что происходит. Делают выводы.)

(Дети повторяют опыт.

Делают вывод, что вода бесцветная. прозрачна)

- Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали (о воде)

свойствах воды. Кто мне может их назвать (ответы)

- Что вам больше всего понравилось делать?

- Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли

задания. Капелька нам дарит вот такие капельки,в свободное время мы с вами

Читайте также: