Конспект занятия бабушкины руки

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: В гости к бабушке
Л. Квитко "Бабушкины руки"

Общедидактическая цель: формирование интереса к творчеству Льва Квитко, а также способствовать формированию позитивного отношения к чтению, способствовать формированию этикета речи: выразительного чтения, театрального чтения, способствовать активизации коммуникативных действий в процессе занятия;

Образовательная: повторить и закрепить знания об авторе в игровой форме, проверить уровень знаний учащимися ; уровень развития этикета речи;
Развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, расширять кругозор школьников, акцентировать внимание на развитии личностных качествах.

Воспитательная: воспитывать уважение к собственному роду, старшему поколению.

1.Познавательные УУД:

Осознавать познавательную задачу;

Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;

Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;

Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других;

Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Выражать свои мысли в устной форме;

Умение договориться о правилах общения и поведения при театральной работе;

4.Личностные УУД:

Положительное отношение к учению;

Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть сегодня. Хорошо ли прошли каникулы? Возможно, вы где-нибудь побывали, куда-нибудь ездили?

-Здравствуйте!( учащиеся присаживаются, рассказывают о прошедших каникулах, говорят, кто где был, возможно, даже затронут тему поездки к бабушке.)

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ: Замечательно! Скажите, куда обычно все взрослые и детки уезжают на каникулы, особенно на летние? Как вы думаете, к кому все спешат приехать?( на экране слайд с изображением блинов, деревень, внуков и бабушек с дедушками)

-На каникулы обычно уезжают к бабушкам?

Скажите, а часто ли вы навещаете своих бабушек?

-Часто( не часто. Почему?)

Хорошо, ребята, и как вы уже поняли к кому в гости мы сегодня отправимся?

-Мы отправимся в гости к бабушке!

Как вы думаете, какую работу нам предстоит выполнить?

-Познакомиться с новым произведением?( различные варианты детей)

РАБОТА С АВТОРОМ: Совершенно верно! Скажите мне, какие вы знаете произведения о бабушках и дедушках?

(приводят примеры, если знают, говорят, какие авторы их написали, если знают)

Посмотрите внимательно на доску, знакомы ли вам эти фамилии?( на экране изображения писателей, которые писали о бабушках и дедушках) Расскажите, кто из них вам знаком? Какие произведения читали?
(рассказы детей, если знают, дополнение учителем по авторам)

"Лев Моисеевич Квитко родился в местечке Голосков Подольской губернии.Стихи начал писать с 12 лет . Выпустил множество книг для детей .12 августа 1952 год похоронен в Москве."

И так, а сегодня мы поработаем с новым произведением.( появляется ФИО автора, изображение) Сейчас вы немного побудете в роли автора и сами составите в паре небольшой биографический рассказ.

(перед детьми вспомогательные слова, начала предложений, с помощью которым они составят 3-4 предложения об авторе)

Работаем в парах, каждый со своей парой может обсуждать и советоваться. Отвечают самые быстрые три пары. Работаем!

(учащиеся составляют текст, отвечают)

Замечательно получилось, по-моему. Вы отлично потрудились и составили биографию автора! Молодцы!


РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ: (всплывает название произведения) И так, ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что это за произведение? О чем оно? Есть предположения?

(высказывания учащихся)
-"Бабушкины руки". Вероятно, в произведении будет говориться о бабушке, отом, что она делает своими руками, о труде наших бабушек, о том, какие они умелые и т.д.

Хорошо, вы все от части правы. Угадайте, что за произведение мы будем читать? Оно небольное, написано рифмованными строками, разделено на блоки по 4 строки.

Совершенно верно. И так, у каждого из вас на столах лежат листы с текстом стихотворения. Первый раз читаю я. Ваша задача - случать меня внимательно, следить за моей интонацией, за выражением. Это поможет вам в дальнейшей работе с текстом. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. (чтение стихотворения, на доске висят изображения бабушек, рук, различных вещей, которые могут напоминать жизнь у бабушки)

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно.

Она во всех затеях Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то моют, То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки, Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки.Ласкают нежно так.

Проворные, — смотрите, — Готовы день-деньской

Они плясать в корыте, Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени Сплетают на стене

И сказки сновиденья Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят — И тут замолкнет вдруг.

Умней их нет на свете И нет добрее рук.

И так, ребята, о чем это стихотворение?

-О бабушке, о том, что все бабушки заботливые, добрые, много знают, много делают разных дел и по хозяйству, и воспитывают нас, и готовят, рассказывают сказки.

Скажите, как вы дуцмаете, с какой интонацией я читала это стихотворение? Какое настроение я создала чтением?

-Вы читали спокойно, создавали одновременно и грустное и хорошее настроение. Грустное оно, потому что бабушки старенькие и им тяжело все делать, и все мы вспомнили своих бабушек, как они скучают по нам, горюют. А хорошее, потому что бабушка -это всегда добро, лучик света, который заботится и любит нас.( предполагаемые ответы, могут отвечать по-разному)

Я с вами абсолютно согласна. Запомнили ли вы, как нужно читать текст? С выражением, красиво, с интонацией. Вы заметили, что я делала с некоторыми словами?

( могут сказать, что выделяла голосом некоторые слова)

Верно,сейчас и мы с вами сделаем себе такую же подсказку, чтобы было легче выразительно читать.
(подчеркиваем совместно слова, на которых можем делать речелое ударение, затем выразительное чтение по 2 строчки)

И так, ребята, как вы думаете, когосегодня можно похвалить за чтение? Почему?

(выбирают несколько учеников,которые лучше всего прочитали)

Замечательно. Молодцы! Ребята, вот сегодня мы с вами были и авторами, когда составляли биографическую статью, и чтецами, когда выразительно читалииразбирали текст. Кем еще бы не были сегодня?

(предлагают сво варианты)

Сегодня еще нам предстоит побыть актерами! Мы с вами читали, представляли себя кем?

-Внучками и внуками , тем, кем мы и являемся.

Верно! А вот сейчас мы поиграем, и на несколько минут станем настоящими актерами! Кто хочет выступить в роли другого человека?
(выбираем 7 человек(на каждое четверостишие))

Дети выходят к доске, раздаются реквизиты: платки, шапки, тельняшки, усы, клубки и т.п.
Выужедогадались, кого сегодня будете играть?

-Бабушекидедушек.
Совершенно верно, сейчас мы попробуем разыграть, какбы это стихотворение читали не дети, а старенькие бабушки и дедушки!

(объясняются правила:
Каждыйчитает по 1 четверостишию, громко, четко, с интонацией, принимая роль, которая досталась)

Учащиеся читают стихотворение.
Контроль: оценивание жюри - учащиеся.

Замечательно! Очень здорово получилось! Очень похоже ребята сыграли свою роль, не правда ли?

(ученики возвращаются на места)

ИТОГИ: И так. ребята. Скажите мне, скаким автором мы познакомились сегодня? Что вы можете о нем сказать? Какое произведение читали сегодня? О чем это стихотворение? Что выпочувствовали. читая это стихотворение? Поделитесь впечатлением? Что ощутили каждый внутри груди? Какие выводы можно сделать, чему учит стихотворение?

(ответы детей по ситуации, но в основном будет ответы, носящие нравственный характер: Не забывать бабушек и дедушек, ценить их труд, заботиться о них и помагать им.)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи и ознакомлению с литературным произведением.

Чтение стихотворения Л. М. Квитко

"Бабушкины руки"

Выполнила Григорьева Н. С.

Тема:Чтение стихотворения М. Квитко "Бабушкины руки"

Цель: Содействовать развитию понимания литературной речи.

Развитие культуры личности.

-формировать ценностное отношение к членам своей семьи;

Развитие способностей детей.

-Способствовать развитию умения детей слушать литературное произведение (стихотворение, эмоционально реагировать на него.

-Содействовать расширению представления ребенка о близком и далеком реальных событий взрослых и детей.

-Учить детей следить за развитием действия в произведениях, отвечать на вопросы по содержанию произведения, обсуждать его.

Формирование детского коллектива.

-Способствовать развитию умений заниматься общим делом, в т. ч. восприятием художественной литературы.

-Помогать осуществлять взаимодействия детей на уровне партнерских взаимоотношений.

Интеграция: речевое развитие, художественно эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Словарные слова: любо, латают, вяжут, метят, корыто, проворные,

Материалы и оборудование: Эллюстрация с изображением бабушки (видны руки,портрет поэта Л. М. Квитко,картинка с изображением корыто, кукольная одежда,тазик, мыло, вода, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, бумага, магнитофон, стенд.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша ….? (бабушка)

(воспитатель выслушивает ответы)

Воспитатель: Дети я знаю у каждого из вас, есть бабушка. А ваша бабушка печёт вам пироги? Что ещё она для вас делает? (выслушивает ответы детей) Вот, видите, сколь много дел умеют делать добрые бабушкины руки. Поэт Лев Моисеевич Квитко (показывает портрет поэта) написал про умелые бабушкины руки удивительное стихотворение, давайте послушаем:

(воспитатель читает стихотворение)

Ах, сколько руки эти

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Что делают бабушкины руки? Как об этом говорит поэт в стихотворении?

(выслушивает детей, уточняет, расширяет и обобщает их ответы)

-Правильно, дети, поэт рассказывает, что руки умеют вязать, латать, чинить, ремонтировать одежду. Я думаю, и ваши бабушки залатают, зашьют любую вещь, если вы её порвёте, свяжут шарфик или -варежки, а может быть и кофточку.

Дети, рассказывая о бабушкиных руках, поэт написал:

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Как вы думаете, про какие пенки вспоминает поэт?

-Правильно, Катя, это пенки с варенья, которое во все времена бабушки варят для своих внучат. И пирожки пекут с разными начинками. Поэт Лев Моисеевич Квитко в стихотворении вспоминает любимое бабушкино угощение, бутерброд с толстым слоем пенки от варенья и пирожок густо посыпанный маком.

-Дети, а какое угощение готовят для вас руки ваших бабушек? (выслушивает ответы детей)

-Вот, оказывается, во все времена бабушки многое умеют делать своими руками.

-Дети, когда я прочитала в стихотворении вот эти строки, послушайте, Проворные — смотрите,

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой

(воспитатель выслушивает ответы детей, направляя их предположения, рассуждения в нужное русло)

(в случае если дети не ответят на вопросы)

-Дети, корыта у нас нет, только вот на картинке (показывает). Я вспомнила, это такая емкость, в которой раньше, когда не было стиральных машин, стирали руками бельё. Это очень тяжёлый труд. Но бабушкины руки справлялись. Давайте проверим, можно сказать, что руки при стирке пляшут? Воспользуемся вместо корыта тазиком и постираем кукольную одежду.

(помощник воспитателя приносит тазики, воду, мыло, одежду с кукол, все вместе наливают воду и стирают одежду)

-Дети, посмотрите, как движутся при стирке руки, похоже на пляску? Самые быстрые движения у нашей Венеры Размиковны (помощник воспитателя, действительно проворные. Вот и автор стихотворения, наблюдая, как бабушкины руки оттирают грязь, прополаскивают, отжимают при стирке вещи, сравнил их с пляской.

-А вот эти слова, послушайте:

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

Что рассказывает поэт о бабушкиных руках в этих строках?

(выслушивает ответы детей, уточняет и расширяет их)

(воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения по тексту стихотворения)

-Дети, как вы считаете, почему автор в конце стихотворения назвал бабушкины руки самыми умными и самыми добрыми?

-Эти слова мы с вами можем сказать и про руки наших бабушек. Они тоже многое умеют, много трудятся, заботятся о нас. В семье все должны заботиться друг о друге. Расскажите, как вы заботитесь о своей бабушке. Что вы для неё делаете? Я, приходя к своей бабушке, всегда помогаю по дому, помыть посуду, полы, убрать на место вещи и др., чтобы руки её отдохнули. Я очень люблю мою бабушку.

(дети рассказывают о том, как они заботятся о бабушке)

Воспитатель: Дети, давайте, сделаем приятное нашим бабушкам, нарисуем их портрет и обязательно их умные и добрые руки на портрете. У нас есть краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага. (показывает в направлении уголка изобразительной деятельности) Выбирайте, чем будете рисовать (Воспитатель помогает детям сделать выбор художественных материалов, места для работы, включает музыку, подборку детских песен "О бабушке", помогает воплотить замысел)

-Дети, готовые рисунки размещаем на стенд. Придут вечером за вами бабушки, увидят выставку портретов и в очередной раз увидят, как вы их любите.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей рассказывать детей о бабушке используя фотографии.Побуждать детей к запоминанию стихотворения.Развивать умение понимать и анализировать смысл стихотворения, память,активный словарь.

1.Учить детей рассказывать о бабушке, используя фотографии. Показать ценность умения делать что – либо своими руками. Побуждать детей к запоминанию стихотворения.

2. Развивать умение понимать и анализировать смысл стихотворения, память, активный словарь. Познакомить детей со словами и выражениями: затеи, любо, творят, грубо, мажут пенки.

3. Воспитывать любовь и уважение к бабушке, ответное желание заботиться о ней.

Материалы: кукла, альбом с фотографиями бабушек, солнышко- игрушка и его лучи.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, игровая ситуация, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций к стихотворению, альбома с фотографиями бабушек.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу придёт гостья. Вы хотите узнать кто это? Ответы детей.

- Тогда подойдите поближе.

Воспитатель показывает детям куклу, которая держит в руках фотоальбом.

Кукла: Меня зовут Таня.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Таней. Дети здороваются.

- Таня принесла нам альбом с фотографиями. Посмотрим фотографии?

- Тогда присаживайтесь на стульчики и Таню пригласите присесть.

Воспитатель показывает детям альбом с фотографиями бабушек.

- Чья бабушка на фотографии? Лера, расскажи о своей бабушке. Как её зовут? Как твоя бабушка о тебе заботится? А ты чем отвечаешь на бабушкину заботу? Как ты заботишься о своей бабушке?

2-3 ребёнка рассказывают о бабушкиной заботе и своём добром отношении к бабушке.

- Вы внимательно слушали стихотворение, которое прочитала Таня? Тогда я предлагаю вам и Тане поиграть. Я буду задавать Тане вопросы, а вы поможете ей на них ответить. Согласны?

- Таня, а почему ты считаешь бабушку своим другом? Костя, подскажи нашей гостье словами стихотворения.

Таня, а тебе когда – нибудь было скучно с бабушкой? Рита, ответь за куклу.

-Ребята, а что Таня особенно, всего сильней, любит в своей бабушке?

Если дети не называют, показываю руки на фотографии из альбома.

-Бабушка всё умеет делать. Её руки, словно волшебные. Они творят чудеса.

Рома, что делают бабушкины руки? Дети индивидуально и хором произносят:

А ещё Танина бабушка любит варить варенье и печь булочки с маком. Пенку от варенья она мажет на хлеб внучке, и получается вкусное и необычное угощение.

Воспитатель: Послушаем стихотворение ещё раз? Ответы детей.

-Я буду читать стихотворение, а вы будете мне помогать- говорить, как Таня, о своей бабушке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. ФИО: Иванова Наталья Геннадьевна

2. Место работы: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 9

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет: литературное чтение

8. Цель урока: Закрепление навыка работы с поэтическим текстом, знакомство со сравнительным анализом художественных текстов.

образовательная: познакомить с биографией писателя; формировать основные виды речевой деятельности (умение выразительного чтения, цитирования текста), учить сравнивать художественные произведения посредством составления таблицы.

- развивающая: формировать культуру речевой коммуникации

- воспитательная: раскрыть нравственно-этическое понятие о добре и зле; чести, долге, совести; об отношении к родным и близким в семье.

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные: умение осуществлять отбор необходимой информации, работать с таблицей.

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

10.Тип урока: комбинированный

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

12.Необходимое техническое оборудование: материалы презентации, раздаточный материал, рабочая тетрадь

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему экипажу.

- Определите свое настроение в индивидуальных картах.

- Определяем цели урока.

-Что необходимо для успешной работы?

Вступительное слово учителя: Мы продолжаем изучение главы “Кто родителей почитает, тот во век не погибает”.

Выбираем эмблему урока и пословицы

– Давайте вспомним, о чем мы уже говорили на страницах этой главы

Проверка домашнего задания

Проверяются задания в тетради к рассказу

2. Качество домашнего чтения рассказа Б. Емельянова проверяется при проведении беседы:

– Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

– Веселое или грустное это произведение?

– Кому вы сочувствовали, кого осуждали, читая этот рассказ? Поясните почему.

–Что вы можете сказать об этой семье? Делайте ссылки на текст.

- Осознала ли Маша, что обидела маму? Подтвердите словами текста.

- Какова главная мысль этого произведения? Можете для ответа пользоваться записями в тетрадях.

4. Оценка личных достижений выполнения д/з в индивидуальных картах

Актуализация знаний

Что еще может обидеть маму?

- У вас были случаи, когда вы обижали маму?

- Как вы выходили из этой ситуации?

3.Стихи о бабушке

(слайд фото бабушек)

Кто говорит нам: «Какой ты лохматый!

Гребнем пытаясь пригладить вихор?

Кто терпеливо нам ставит заплаты,

Если порвутся штаны о забор?

Кто варежки пестрые вяжет,

Старинные песни поет?

Кто сказку такую расскажет,

Что снится всю ночь напролет?

Кто дом поутру прибирает,

И кто самый лучший повар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

Этап “Работа над смыслом текста”

1.Знакомство с биографией Л. Квитко. (слайд)

Лейб Квитко родился на Украине в еврейской семье.

Квитко рос без родителей, которых, как и многочисленных братьев и сестер, свел в могилу туберкулез. Вся семья держалась на бабушке, она одна вопреки всем несчастьям сохраняла неизменный оптимизм и волю к жизни. Маленький Лейбеле обожал свою бабушку, о чем свидетельствует псевдоним "Лев Бабушкин", которым поэт подписывал свои первые поэтические опыты.

Впрочем, как раз писать Квитко научился довольно поздно, а русскую грамоту вообще освоил самоучкой, будучи уже почти юношей. Это неудивительно, поскольку Лейбеле был вынужден начать работать очень рано. Он перепробовал множество занятий. Однако во время работы он всегда напевал или декламировал себе под нос стихи - привык, по собственному определению, "думать" стихами

2.Первичное чтение учителем

3.Беседа по содержанию.

- Как герой стихотворения относится к своей бабушке? В каких словах это выражено?

- Какие чудесные дела творят руки твоей бабушки?

- Что хорошего ты делаешь для своей бабушки?

4. Словарная работа.

- Объяснение значение слова метят (связано с содержанием: знак на какой-то вещи для того, чтобы было понятно, чья она)

Тени сплетают на стене сказки-сноведенья – теневой театр.

6. Вторичное чтение детьми.

7. Сравнительная характеристика двух произведений (таблица на слайде)

9. Оценка деятельности в групповой работе

Этап “Домашнее задание”

Творческая работа в тетради стр. 22

- удалось ли нам достичь намеченных целей?

2.Подсчет полученных баллов.

3.Оцените свое настроение (наклеивают смайлик в индивидуальную карту урока)

Интеллектуальная – что тебе понравилось на уроке? Какой вопрос хочешь задать учителю?

Духовная - какому герою сочувствовал больше всего? Коммуникативную – Кто из одноклассников больше всех помог нам на уроке?

Физическая – Все ли успевал делать на уроке?

(индивидуальные карты помещают в кармашки на групповой карте урока)

Командиры вывешивают групповую карту на доску

Заключительное слово учителя (слайд)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Читайте также: