Конспект занятий по грамматике

Обновлено: 06.07.2024

Цель: - использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста - помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

Содержимое публикации

- использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

- помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

Иллюстрации: схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки

План проведения занятия:

1. Организационная часть

2. Основная часть

Актуализация опорных знаний

- Звуковой анализ слов;

Ход занятия в старшей группе детского сада

1.Организационная часть

Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться. Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим. Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.

2.Основная часть занятия

2.1.Актуализация опорных знаний

Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

- Из чего состоит наш язык? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:

2.3. Практическая деятельность:

Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

Чистить зубы нам не лень —

Чистим их два раза в день.

Чистим зубки дважды в сутки,

Чистим долго — три минутки.

Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;

Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:

з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.

Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

- Сколько звуков в слове?

- Назовите первый звук.

- Какой это звук: гласный или согласный?

- Если согласный, то твердый или мягкий?

- Каким значком обозначаем этот звук?

- Сколько гласных звуков в слове?

- Сколько согласных в слове?

- Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?

Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

Стихотворная физкультминутка

Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

Черный котик бежал в ле . (с)

И на дерево зале . (з)

Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему, соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;

Спел комарик: З-з-з-з;

Пролетела птица: Шух-шух;

Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

3. Заключительная часть

Подведение итогов.

После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

Нажмите, чтобы узнать подробности


А поможет нам в этом…

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Грамматика. Мы будем продвигаться от станции к станции и в итоге попадём в замок царицы Грамматики.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

5. Почему гласных звуков меньше, чем букв? (4 звука обозначены 8 буквами).





посуда медведь


улица

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.

(Ответ: Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка, штука)

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

До + зарытые в земле ценности = (доклад)

Кабан – ан + лук = (каблук)

Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите, помогите!

Из кусочков нас сложите!

У каждой команды на столе лепестки из бумаги, на которых записаны слова. Ваша задача: написать на лепестках указанные в задании слова. Звонкий, глухой, числительное, окончание, приставка, прилагательное, предлог, мягкий, ударный, глагол, корень, твердый, существительное, основа, местоимение, гласный, согласный, суффикс, частица.




На лепестках первой ромашки напишите Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для этой ромашки. (Ответ: числительное, прилагательное, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица)

На лепестках второй ромашки напишите Слово. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для этой ромашки. (Ответ: окончание, приставка, корень, суффикс, основа)

А теперь назовите мне слова, которые оказались лишними: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, ударный, согласный.

Станция №7 Загадочная. Прочитайте загадку, назовите отгадку.



(Загадка: Не рыбак, а сети расставляет. Ответ: паук)

Новый враг хуже старых двух. (Старый друг, лучше новых двух.)

Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается)

Гриб, фарш, орех, огурец, суп, плащ, крем, шум, столб, верх, зуб, лещ, терем, шарф.

Станция № 10. Грамотеи. Исправь речевые ошибки.

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

У нас в парке много деревянных деревьев.

Принцесса была красивой красавицей.

Грамотейка - гора, мот, гром, ор, кот, ток, том, грот, гот, гам, гак, ар, акт, рог, ром, рот, рок, река, мор, маг, март, мак, мат, мера, мета, тема, грек, тема, карт, кат, кора, ком, кета, крем, мрак…

Заключительный этап.

Вот и окончено наше путешествие по стране Грамматика. Трудный и интересный был путь в эту страну. Я надеюсь, что задания вам понравились и теперь вы с большим интересом начнёте изучать такой непростой, но очень интересный русский язык. Мы добрались с вами до волшебного замка царицы Грамматика.

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам успехов в учебе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).


А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.


Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.


Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.


Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.


Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.


Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).


Звучит волшебная музыка.

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Оценить 821 0

Цель: учить детей находить в предложении подлежащее

- учить учащихся составлять предложения по вопросным схемам,

- накопление в речи предложений с разными способами выражения

подлежащего и сказуемого;

- находить и подчеркивать в предложении подлежащее и сказуемое.

- развивать логическое мышление;

- закреплять навыки самостоятельной работы.

- воспитывать вежливое отношение друг к другу,

чувство взаимопомощи и ответственности.

- обогащение словарного запаса;

- активно включать слуховой анализатор.

Материалы и оборудование:

наборное полотно, опорные вопросные схемы, серия картин,

таблички, учебники, карточки с заданиями.

1) Проверка аппаратуры.

2) Речевая зарядка.

II. Основная часть.

1) Ответы на вопросы.

2) Составление предложений по схеме, по картинкам.

4) Самостоятельная работа с учебником.

III . Подведение итогов урока.

- Вы слышите? - Я слышу … .

- Вы готовы к уроку? (на слух) - Я готов(-а) к уроку.

- Какой урок будет сейчас? (на слух) - Грамматика.

- Послушайте, что будем делать - Будем отвечать на вопросы.

сначала? Говорите хорошо.

Будем отвечать на вопросы.

Будем составлять предложения по вопросной схеме, по картинкам.

Будем выполнять упражнения.

Ответы на вопросы.

- На какие вопросы отвечает подлежащее? - Кто? Что?

- На какие вопросы отвечает сказуемое? - Что делает?

Что будет делать?

Что будут делать?

- Как нужно подчеркивать подлежащее? - Подлежащее нужно

подчеркивать одной чертой

- Как нужно подчеркивать сказуемое? - сказуемое нужно подчерки-

вать двумя чертами.

- Что мы делали? (на слух) - Отвечали на вопросы.

2) Составление предложений.

- Что будем делать? - Будем составлять

- Составьте предложения по вопросной схеме. – Я составил(-а) предложение

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? по вопросной схеме.

(Дети у доски составляют предложения по схеме.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Я подчеркнул(-а).

- Сядьте на место. (на слух)

- Откройте тетради. (на слух) - Я открыл(-а) тетрадь.

- Напишите число, день недели, - Я написал(-а).

- Составьте предложения по картинке.

(Картинки раздаются учащимся и они самостоятельно составляют предложения.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Я выполнил(-а) задание.

- Кто сегодня дежурный? (на слух) - Я сегодня дежурный.

- Сделай зарядку с ребятами. – Ребята, встаньте. Будем

(Дети выполняют физические упражнения под музыку.)

Самостоятельная работа с учебником.

- Откройте книгу на странице 27, выполните

упражнение № 96. – Я открыл книгу.

- Выполните задание самостоятельно.

- Сидите правильно. Пишите красиво и - Я написала упражнение.

- Давид, проверь работу у Вани. Ваня, проверь - Ваня (Давид), дай мне

работу у Давида. твою работу.

- Саша и Влад, поменяйтесь работами. – З.И. сказала, чтобы мы

- Поставьте оценку. – Я проверил работу …

- Почему ты поставил(-а) …. – Я поставил(-а)…,потому

что нет ошибок (есть

- Что мы делали? - Выполняли упражнение.

III . Итог урока.

- Сегодня на уроке хорошо работали.

Николаева … (на слух).

IV . Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите задание

на завтра: страница 28, упражнение 98.

- Был звонок. Идите на перемену.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: