Конспект воздух невидимка подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Вокруг себя мы обернемся
Раз, два, три
Немножко ножками пройдем
Раз, два, три
И в волшебную лабораторию придем.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет, мы не видим воздух.
Воспитатель: Почему не получается увидеть воздух?
Дети: Потому что он бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Правильно, ребята. Как же нам доказать котенку Гаву, что воздух все-таки есть! И находится он вокруг нас! Мы ведь с вами оказались здесь не зря, попробуем еще раз поймать воздух?
Дети: да

Опыт 1: С полиэтиленовыми пакетами.

Воспитате ль: Предлагаю подойти к столу. Для каждого из вас приготовлены пакеты, возьмите его в руки, что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да и его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, а теперь встряхнем его и закрутим. Пакет стал полный, похож на подушку. Что у нас внутри пакета?
Ребенок: Внутри пакета находится воздух.
Воспитатель: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.
Воспитатель: А почему мы не смогли вначале тканью поймать воздух?
Ребенок: Потому что не завязали ткань.
Воспитатель: Правильно, ребята. А еще посмотрите, что мы можем увидеть на ткани, какая она?
Дети: на ней есть дырочки, оттуда воздух выходит.
Воспитатель: А пакет, у нас какой?
Дети: Пакет плотный.
Воспитатель: Ребята, а в чем мы еще можем спрятать воздух?
Дети: надувной круг, нарукавники, спасательный жилет, спасательный круг.
Воспитатель: Плавая с кругом или в нарукавниках, мы можем чувствовать себя в безопасности.
Воспитатель: Итак, как вы думаете, воздух можно поймать?
Дети: Да, воздух можно поймать.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?
Дети: Завязать пакет, закрыть клапан.
Воспитатель: Правильно, ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Проведем опыт и проверим. Для этого нам надо подойти к другому столу.

Опыт 2: Воздух легче воды.

Воспитатель: Сейчас я вам покажу фокус. Беру в руки стакан, посмотрите он пустой?
Дети: Да, стакан пустой.
Воспитатель: У каждого фокуса есть отгадка, попробуем ее найти вместе. Переворачиваю стакан и медленно опускаю в таз с водой.
Воспитатель: Почему стакан не наполняется водой? Что ему мешает?
Дети: Воздух не дает стакану заполниться водой.
Предлагаю детям по очереди повторить опыт.
Воспитатель: А теперь наклоним стакан, Что появляется в воде?
Дети: В воде появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Воздух вышел из стакана, а его место заняла вода.
Воспитатель: Правильно. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх. Почему?
Дети: Воздух выходит из стакана, потому что он легче воды.
Воспитатель: Что может произойти, если из спасательного жилета или нарукавников выйдет воздух и попадет вода.
Дети: Если из спасательных жилетов и нарукавников выйдет воздух, то можно утонуть.
Воспитатель: Поэтому, нужно обязательно следить, чтобы клапаны были закрыты, чтобы ваши спасательные круги не пропускали воздух. И обязательно плавать вместе с родителями.
Воспитатель: Итак, что же легче вода или воздух?
Дети: Легче воздух.
Воспитатель: А как вы это поняли?
Дети: Воздух в виде пузырьков выходит наружу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, внутри человека есть воздух? Проверим?

Опыт 3: Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой

Воспитатель: Подуйте в трубочку, что вы видите?
Дети: Видим пузырьки воздуха
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
Воспитатель: А мы с вами и из прошлого опыта знаем, что если на воде появляются пузырьки, то это означает, что воздух выходит наружу.

Дыхательная гимнастика:
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.

Опыт 4: Воздух упругий.

Детям предлагается потрогать и постучать раздутым мячом.
Воспитатель: Ребята в этом мяче много воздуха или мало?
Дети: В этом мяче мало воздуха.
Воспитатель: А как вы это поняли?
Дети: Мяч раздут.
Воспитатель: Такой раздутый мяч может прыгать? Попробуйте, постучите им о пол. Ну, что получилось?
Дети: Раздутый мяч не может прыгать.
Воспитатель: Почему не может высоко прыгать раздутый мяч?
Ребенок: Потому что в нем мало воздуха.
Воспитатель предлагает детям потрогать надутый мяч, постучать им о пол.
Воспитатель: Есть разница? Почему один мяч легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Дети: Один мяч хорошо наполнен воздухом, а в другом мяче воздуха мало.
Воспитатель: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт 5: Воздух имеет вес.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно взвесить? Он имеет вес?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю проверить.
Палка, на ее середине веревка, к обоим концам привязываем надутые шарики.
Воспитатель: Что вы замечаете? В какую сторону наклоняется палка?
Дети: Ни в какую, шарики висят ровно.
Воспитатель: А теперь я лопну один шарик, что теперь можно сказать?
Дети: Палка наклоняется больше в ту сторону, где шарик надут.
Воспитатель: Значит, воздух имеет вес?
Дети: Да, воздух можно взвесить.

Опыт 6: Движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, вдохните глубоко и подставьте ладошку и выдыхайте, что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель: Значит, воздух можно ощущать?
Дети: Да, можно ощущать воздух.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку и подуйте на нее. Как вы думаете, от чего колышется салфетка?
Дети: Салфетка колышется от ветра.
Воспитатель: Что же такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Как мы можем использовать движение воздуха летом в жару?
Дети: Обдувать себя веером.
Воспитатель предлагает детям помахать веером. Затем показывает ребятам вентилятор.
Воспитатель: Лопасти вентилятора крутятся, создают колебание воздуха, и образуется ветер. Попробуем ручками создать движение воздуха и образовать ветер.

Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо (машем руками)
Закачалось деревцо (качаемся из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся и тянемся к верху).

Воспитатель: Итак, воздух можно почувствовать?
Дети: Да, воздух можно почувствовать при его движении.

Опыт 7: услышать воздух.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно услышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, воздух можно услышать, и звучать он может по - разному. Попробуем послушать воздух. Приложите к губам край бумаги и подуйте очень сильно. А теперь, подуйте в горлышко бутылки, приложа ее к нижней губе. Получилось услышать?
Дети: Да получилось услышать.
Воспитатель: Когда мы приводим воздух в движение, мы его слышим. Познакомившись с этим свойством воздуха, люди научились изготавливать музыкальные инструменты - духовые: дудочка, труба, губная гармошка. Попробуем на них поиграть?
Воспитатель: что же нужно сделать, чтобы услышать воздух?
Дети: Чтобы услышать воздух, нужно привести его в движение.

Опыт 8: сила ветра.

Воспитатель: Посмотрите на воду. Что можно заметить? Какая вода?
Дети: Вода спокойная
Воспитатель: Когда нет ветра, вода в море спокойная и это явление называется - штиль.
А теперь слегка подуйте на водичку, что замечаете?
Дети: Появляются небольшие волны.
Воспитатель: А теперь дуем сильнее, что видим?
Дети: Мы видим большие волны.
Воспитатель: Такое явление, когда на море сильные волны называется - штормом. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и отгадайте, какой силы ветер в этом стихотворении:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Дети: Сильный, ураган.
Воспитатель: Штиль или шторм?
Дети: Шторм.
Воспитатель: Предлагаю вам ребята запустить в наше море кораблики и посмотреть. Как разная сила ветра влияет на них.
Дети запускают кораблики и дуют на них с разной силой.
Воспитатель: от чего зависит скорость корабликов.
Дети: скорость корабликов зависит от силы ветра.
Воспитатель: Если сильный ветер дует, что будет на воде?
Ребенок: Если сильный ветер, то будет шторм.
Воспитатель: А если ветра нет совсем?
Ребенок: Штиль.
Воспитатель: Почему кораблики плавают по воде и не тонут? Посмотрите на них, какие они?
Дети: Пористые там воздух.
Воспитатель: Да, конечно, в тех предметах, в которых есть воздух - будут плавать, а в которых нет воздуха - утонут.
Предлагаю вам проверить, в каких предметах есть воздух, а в каких нет.
Дети бросают в воду шарики, камешки, маленькие мячики, монетки, ложки, пробки и т.д. Смотрят и распределяют на два подноса, объясняя свой выбор.
Воспитатель: Что вы заметили, ребята?
Дети: В тех предметах, в которых есть воздух - плавают на воде, которых нет воздуха - тонут.

Опыт 9: Воздух имеет запах и вкус?

Воспитатель: Мы уже знаем, что воздух находится вокруг нас. Предлагаю вдохнуть воздух ртом и попробовать, какой он на вкус?
Дети: Воздух безвкусный.
Воспитатель: Все верно. Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Попробуем понюхать.
Дети: нет, не имеет запаха.
Воспитатель: Предлагаю проверить?
Проводит эксперимент с разрезанным апельсином. Дети закрывают глаза.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем апельсин.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет запаха, но он имеет свойство переносить запахи от других предметов или вещей. Вы же чувствуете, как мама дома готовит вам еду, хотя в это время вы можете находиться в другой комнате?
Дети: Чувствуем по запаху, что она готовит.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где вам легче и приятней будет дышать: в лесу или в городе, где кругом машины?
Дети: Легче дышится в лесу.
Воспитатель: А почему вам кажется, что в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Наши зеленые друзья – это деревья и растения, которые очищают воздух, чтобы нам было легче дышать.
Воспитатель: Итак, чем же мы дышим?
Дети: Мы дышим воздухом.
Воспитатель: Чистый воздух имеет запах?
Дети: Нет, чистый воздух не имеет запаха.
Воспитатель: А если мы почувствовали запах, что это может означать?
Дети: Что воздух может переносить запахи.

Рефлексия:
Воспитатель: Ну что, вам понравилось в нашей волшебной лаборатории?
что это за невидимка, без которого мы не смогли бы жить?
где он находится? Какими свойствами он обладает?
воздух можно поймать? Что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?
что легче вода или воздух? Почему?
воздух можно ощутить? Как? Что такое ветер?
воздух можно услышать? Как?
что такое штиль и шторм?
почему некоторые предметы плавают, а другие тонут?
воздух имеет запах и вкус?
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание:

Вокруг себя мы обернемся
Раз, два, три
Немножко ножками пройдемся
Раз, два, три
И в детский сад
Опять вернемся!

Котенок Гав: Вот спасибо, вам ребята. Теперь я понял, что воздух - он везде: он окружает нас, он находится внутри нас, внутри предметов. За то, что вы мне все рассказали и показали в своей волшебной лаборатории, я хочу подарить вам воздушные шарики, которые я наполнил воздухом.
Дарит шарики детям, прощается и уходит.
Воспитатель: И нам с вами, ребята, пора выходить на прогулку, подышать свежим воздухом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБДОУ "Детский сад№34", Томская область, пос.Самусь

воспитатель: Петухова Елена Александровна

в подготовительной группе

*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду .

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный . Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий . Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо

Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише, приседание

Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий .

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух?

Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух?

Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:

* Почему бывают волны на море, на реке?

* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?

* Воздух бывает холодным, тёплым.

* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?

Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 858 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2020 650
  • DOCX 45.5 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петухова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Активизация познавательно – речевого развития детей путём уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Учить наблюдать за окружающей средой.

Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки, веера из бумаги, мольберт для картинок, волшебный сундучок.

Словарная работа: лаборатория, газ, кляксография.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться не лень:

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем проходят за свои рабочие места). И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

Дети: он сдулся

Воспитатель: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети:- Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: сегодня мы с вами продолжим изучать свойства воздуха.

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: он пуст.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: он изменил форму.

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

Воспитатель: Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Воспитатель: - А давайте проверим!

Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо, и посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Воспитатель: - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Ответы детей: Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет.

Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть лежит шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) в столовой? (едой).

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.

Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?

Дети: воздух

Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?

Дети: нет.

Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети пробуют рисовать.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?

Дети: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.

Воспитатель: А на улице?

Дети: поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами, строить очистительные сооружения.

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории?

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории? Всем в качестве награды я приготовила подарки. Находятся они в волшебном сундучке. А чтобы узнать, что в сундучке, надо отгадать загадку.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД: Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Читайте также: