Конспект война и мир как роман эпопея

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

уметь анализировать и систематизировать учебный материал;

пользоваться справочным материалом;

формировать представление о литературе как духовной ценности народа;

использовать полученные знания в жизненных и профессиональных ситуациях.

познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.

I . Запись эпиграфа и плана:

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорожденного ребенка до последней вспышки

чувства умирающего старика все горести и радости,

Критик Н. Страхов

II . Материал лекции.

2. Историческая основа и проблематика романа.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Таругинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события — в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского — вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен — затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды — проблему критики правителей.

3. Смысл названия романа, герои и композиция.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Заглавие романа образно передает его смысл.

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.

«. оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в

И. С. Тургенев

III . Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника.

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

в) Подлинные герои 1812г.

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа — персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и

3. Подготовиться к беседе по т. 1, ч. 1.

а) Салон А.П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н.А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

4. Знать содержание т. 1, ч. 1 -3.

Приложение 1

hello_html_4b0d2b8d.jpg

1857 г. — после встречи с декабристами Л.Н. Толстой задумал роман об одном из них.

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Приложение 2

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине — острове Корсика — фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали его, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французскую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем — отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем — триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом — Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

Тема "Война и мир" как роман-эпопея" изучается на начальном этапе работы над романом Л. Н. Толстого. На уроке используется презентация. Конспект предполагает обращение к другим дисциплинам и искусству: русскому языку (лексике, акцентологии), живописи, истории.

ВложениеРазмер
urok_po_voyne_i_miru.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

  1. формирование умения определять жанровые особенности произведения;
  2. развитие логики мышления, устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение;
  3. формирование умения видеть связь литературы с историей, живописью и кинематографом;
  1. воспитание вкусовых пристрастий в чтении;
  2. воспитание в студентах патриотизма, интереса к истории Отечества и искусству.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Рассказ с элементами беседы

Оборудование : Компьютер, проектор

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (найти развернутое определение романа-эпопеи, приступить к чтению романа)

Вопросы для проверки:

  1. Дайте определение романа-эпопеи;
  2. Перечислите ее характерные черты

Роман-эпопея – это большое по объему произведение, включающее описание исторических событий, исторических личностей. В эпопее много действующих лиц, она охватывает большой промежуток времени

  1. Мотивационный. Тема, цель. (Тема проецируется на доске). Слайд 1.
  1. Изучение нового материала
  1. Формулирование определения романа-эпопеи . (Преподаватель говорит, определение проецируется на доске, студенты записывают).

- А что такое эпос? (один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером).

Характерные черты эпопеи:

  1. в центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;
  2. повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;
  3. одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;
  4. изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа. Слайд 3.

- В романе изображено немало событий, повлиявших на мировую историю. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкая битва, и Тильзитский мир, и пожар Москвы, и партизанское сражение.

- Какие еще исторические события, имевшие огромное значение для русского народа, описаны в романе?

- мОчень скоро вся страна будет отмечать 200-тлетие со времени победы в Отечественной войне 1812 года. Одним из величайших сражений не только в этой войне, а вообще в истории России является Бородинское сражение, описанное в романе Толстого. (Кстати и сам Наполеон называл его самым великим и самым ужасным в своей карьере). Оно состоялось 26 августа на западе от Москвы. Считавшаяся до тех пор непобедимой, наполеоновская армия столкнулась с могучим боевым духом русского народа. Слайд 5.

Император Бонапарт назвал после этой битвы русский народ непобедимым. Хотя сражение стало самым кровопролитным из известных тогда, исход его был неясен. Каждая из сторон приписывала победу себе. Самым главным для Кутузова М.И стало тогда то, что французы не смогли разгромить нас, понеся большие потери, что давало время и возможность для восстановления людских потерь. Толстой большое внимание придает тому, что в этом сражении решительно стираются грани между сословиями, в войне участвует русский народ.

- Какие моменты сражения изображены на фрагментах? Бой за деревню Семеновскую, бой во ржи.

Вопрос: Кто такие гренадеры и кирасиры ?

  1. Гренадеры - элитные войска, созданные преимущественно для атаки. Они были в основном высокими, т. к. должны были метать в противника гренады – предшественницы современных гранат.
  2. Кирасиры - военнослужащие частей тяжелой кавалерии, носившие кирасу в парадной форме. Кираса – латы, металлический панцирь на спину и грудь).

Вопрос: Какое участие принимали в Бородинском сражении главные герои Болконский и Безухов?

Посмотрите на иллюстрации. В какой момент сражения они изображены?. Слайд 6.

История и роман

- Нужно отметить, что точки зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

Вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?

- В романе изображено много знаменитых людей. Это и императоры государств, и главнокомандующие армиями, и прославленные генералы. Какие две великие исторические личности противопоставляются в романе?

- Это Кутузов и Наполеон. Французский полководец - завоеватель изображен эгоистичным карьеристом, который собственные амбиции ставит выше человеческих жизней, автор вообще считает его случайным человеком в истории. Кутузов же, наоборот, дорожит каждым своим солдатом, ради спасения Родины готов терпеть критику и упреки. Мучительно тяжело было ему принять решение оставить Москву врагу, но тогда это был единственный возможный выход. Слайды 7, 8.

- Прочитайте 4-ю главу и выпишите из нее слова и обороты, относящиеся к Кутузову.

(Выразительное чтение 4-й главы).

Черты характера Кутузова М.И.

Доброта, страшные переживания за судьбу Родины, злоба ко всем, кто против России.

Вопрос: Какая фигура является центральной на картине?

Вопрос: Узнаете ли вы кого-нибудь еще?

На лавке Ермолов, Кайсаров, Толь. Под образами Барклай де Толли, рядом Уваров. Кроме самого Кутузова, в совете участвовали такие видные военачальники, как Барклай-де-Толли, Беннигсен, Дохтуров, Толь, Остерман-Толстой, Уваров, Коновницын, Раевский, Ермолов и Кайсаров. Все одиннадцать человек изображены на картине. Прямо в центре, спиной к зрителю сидит начальник штаба главнокомандующего Беннигсен - один из главных вдохновителей нового сражения. Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, полученная им за битву при Пресиш-Элау (ныне город Багратионовск, Калининградской области). Отношения между ним и Кутузовым были довольно натянутыми, поэтому главнокомандующий отправил Беннигсена в отставку сразу после оставления Москвы. Главным противником сражения был Барклай-де-Толли. На картине он сидит прямо под иконой. Он считал, что главная задача - это сохранить армию. В самой правой части картины за столом стоит горячий и решительный Алексей Ермолов, человек который просто не мог даже допустить мысль об отступлении и оставлении столицы. Карл Толь, генерал-квартирмейстер армии, стоит прямо за спиной Кутузова с блокнотом в руках. Его мнение совпадало с мнением большинства: Москву необходимо оставить).

Как вы думаете, для чего автор изобразил маленькую девочку? Это Малаша, глазами которой описаны события в избе Фролова

Вопрос: Точно ли подражает Кившенко изображению писателя?

- В романе – более 500 действующих лиц. Сюжетные линии связаны с семьями Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Причем, последние соотносятся с образом Наполеона. Семьи Ростовых и Безруковых, показанные в эпилоге, писатель считает своим идеалом. Слайд 10.

- Посмотрите на иллюстрации. На первой изображены дети семьи Ростовых. Это самое начало романа, Наташа, Вера и Петя – еще совсем юные. На следующем фото – их родители - граф и графиня. Они танцуют на семейном празднике. Это тоже начало произведения. На последней иллюстрации изображена уже взрослая Наташа со своей семьей. Она - жена Пьера и мать семейства. Это семья Безуховых, изображенная в эпилоге романа.

- Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху. Чтобы нам было легче ощутить это, посмотрим фрагменты прекрасного фильма С. Бондарчука, снятого 50 лет назад. В картине задействованы великие актеры, сам режиссер (он же сыграл Пьера) считал своей целью максимальное сходство фильма с романом Толстого. Фрагменты фильма. Слайд 11.

В центре повествования лежат исторические события. Все исторические моменты выстроены Л.Н. Толстым в хронологической последовательности. Особое внимание уделяется описанию военных действий, которые написаны в реалистических традициях. Времена Отечественной войны становятся центром повествования.

В романе вымышленные персонажи граничат с образами реально существующих личностей. Вымышленные действия развиваются одновременно с реальными событиями прошлых лет. Следует отметить, что многие исторические события показаны глазами конкретных людей, то есть история всего народа Л.Н. Толстым часто дается через историю жизни отдельных представителей народа. Несмотря на это, писатель в центр повествования ставит не судьбы нескольких центральных персонажей, а судьбу целого народа. Личные истории тесно граничат с историей всего русского народа.

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самое значительное, возвышенное, нравственно чистое и жизнеутверждающее - это его роман "Война и мир".

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли "акмэ", - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.

  1. Время создания и историческая основа романа
  2. Смысл названия
  3. Система образов
  4. Жанровое своеобразие
  5. Проблематика романа
  6. Особенности композиции

Задание на урок. Познакомиться с содержанием слайда и составить связный рассказ, используя тезисы и схемы со слайда.

Слайд № 4. Время создания и историческая основа.

Роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра II

отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год. Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)

Слайд № 5. Хронология романа.

Примерный вариант ответа

В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд № 6. Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие
  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.

Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:

  • Все формы материи в земном и космическом пространстве
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни
  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие

Запишем в тетради смысл слов "война", "мир" в понимание писателя.

  • Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
  • Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)

Слайд № 8. Система образов

Примерный вариант ответа

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа

Слайд № 9. Система образов

Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира") и нелюбимых ("люди войны"). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.

Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд № 10. Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться "вся русская жизнь того времени". Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а "деятельность всех людей, принимавших участие в событии". Постепенно произведение становится "рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни". Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".

Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Таким образом, автору удаётся соединить 2 плана произведения: частный и исторический.

Рефлексия знаний.

Задание. Попробуйте объяснить, чем роман-эпопея отличается от романа. Продолжить фразы.

Слайд № 11, 12, 13

  • масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
  • большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);
  • показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)

Слайд № 14. Проблематика романа

Проблема - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания "Войны и мира" требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее.

  • исторический - обращение к реальным историческим событиям;
  • философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
  • нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Задание. Опираясь на материалы слайда № 14, попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".

("кликнуть" на пустом месте для появления эталона ответа )

  • Психологический (показ взросления героев, формирование личности,анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);
  • Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
  • Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

3. Рефлексия знаний.

  1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?
  2. Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?
  3. В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
  4. Как группируется система образов в романе-эпопее?
  5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какой приём использует автор в повествовании? Почему?

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

Документальным источникам Л. Н. Толстой придавал огромное значение.

История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет (1863–1869);

• первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г., вместе с семьёй возвращается из ссылки;

• чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири, автор вынужден обратиться к истории 1825 г.;

• молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревался Л. Н. Толстой по-новому замыслу начать роман;

Признаки эпического начала повествования

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями;

• испытания героев исключительными обстоятельствами;

• раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил;

• использование приёма антитезы, резкого контраста;

• отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

2. Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея — это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики, наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов.

Один из главных признаков романа-эпопеи — это реализм и полнота знаний об описываемых в нём событиях и исторических явлениях. Он, в отличие от обычного классического романа (например, тургеневского типа), представляет собой описание целого исторического периода и как бы не имеет чёткого начала и конца.

• Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

• События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

• Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

• Показ различных слоёв населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

• Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.).

• Огромное количество человеческих характеров.

• Большая протяжённость во времени (15 лет).

• Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Л. Н. Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог его воплотить в полной мере.

Читайте также: