Конспект внеурочного занятия по социальному направлению 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
"Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо . ". (2 минуты)
Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу
Дети закрывают глаза, представляя себя цветком. Выполняют упражнение на дыхание (2 минуты).
"Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю: "Дорогие ребята!
Пишет вам добрая фея Мария. В нашем королевстве случилась беда.
Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом.
Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания:
1. Создать сказочного жителя.
2. Отгадать загадки.
3. Назвать сказки. Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве. Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово".
На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство"
- Вы готовы помочь сказочным жителям? Самые активные участники будут награждаться жетонами.
- Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки".
1 задание: "Создание сказочного жителя" (5-7 минут)
Педагог оказывает помощь в создании поделки.
- Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства.
- Вот и первая находка - буква
- Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание:
Игра "Угадай-ка" (2 минуты)
"Говорит она безвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней" (Книга)
"Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки" (Ручка)
"Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!" (Карандаш)
- Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква
Игра "Назови сказку" (2 минуты)
Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди")
Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь")
Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка")
Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка")
- А вот и третья находка - буква
4 задание "Разбор трудных ситуаций" (7 минут)
Педагог: "Вот мы и оказались в сказочном королевстве".
Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми
Сказочный герой: "А у вас, ребята, встречались трудности, когда на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры?
- Как вы справлялись с ней?
Вариант 1. Плакали?
Вариант 2. Прятались под парту?
Вариант 3. Рвали тетрадку?
Вариант 5. Просили помощи у друга?
Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?"
Педагог: "Ну что Сказочные жители, помогли вам ребята? /Сказочные жители - "да"/
В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)".
- Молодцы! Вот и четвертая находка - буква
Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше".
Чтение сказки "Сказка о котенке Саше" (5 минут)
- Понравилась вам сказка?
5 задание: "Работа со сказкой" (2 минут)
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- А вот и пятая находка - буква
Педагог: "Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории?
Главные герои у вас уже есть. На следующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку.
- Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово":
Фея Мария: "Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву
Педагог: "Что обозначает волшебное слово "Я смогу"?
Педагог: "У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс".
Педагог: "Ребята, предлагаю вам снова встать в круг.
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Что нового вы узнали на занятии?
- А какую находку вы сегодня нашли?
- А может ли каждый из нас владеть такой находкой?
- Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"
- Больше всех проявили активность следующие ученики .
- Интересные ответы были у следующих учеников .
- Лучшие творческие работы показали следующие ученики…
- Молодцы! Все ребята у нас награждены медалями.
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Направление: Социальное направление
Тема: “Экологические проблемы моего города”
Цель: Создание условий для обогащения представлений младших школьников об окружающем мире, об экологии, её роли в жизни людей; повышение экологической культуры учащихся; формирование бережного отношения к природе; расширение знаний учащихся об экологической проблеме.
Личностные УУД: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (целеполагание); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (планирование); формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха (оценка)
Познавательные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к бездумному, безответственному отношению к природе.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фотографии города, аудиофайлы, видеофайлы, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.
Цель: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.
раскрыть нравственное содержание добра;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению
развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
УУД: Коммуникативное развитие учащихся:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие познавательной сферы:
- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
- создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностное развитие учащихся:
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
Ход занятия:
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли учащиеся из других школ и они вместе с нами будут принимать участие в нашем разговоре.
Улыбнёмся и гостям - поделимся с окружающими своим хорошим настроением.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?
- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу.
- У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому.
-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;
-Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.
А мальчик еще сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)
А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)
А есть надежда, что он станет добрым? (да)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).
Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.)
Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы.
готовность прийти на помощь обман
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!
День добра празднуется 17 февраля, но следует помнить, что официальный статус дню добра не присвоен.(почему?)
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. А знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и доброте? (Дети получают разрезанные на части и их собирают). Каждую пословицу обсуждаем обязательно.
Злое слово ранит, а доброе лечит.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Добрые дела красят человека.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.
Доброе сердце лучше богатства.
Без добрых дел нет доброго имени.
-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
-Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Работа в группах:
Учитель: Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Доброту и любовь нельзя купить за деньги. Доброта –это как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам? Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А для чего нужны друзья?
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
(звучит музыка и они составляют)
У нас появился целый свод ПРАВИЛ ДОБРОТЫ
ПРАВИЛА ДОБРОТЫ
1. Первый шаг к доброте - говори добрые слова.
2.Совершай добрые дела бескорыстно: просто так, из хороших побуждений.
3. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, пожилым, слабым и больным.
4. Будь скромным и добрым к людям! Учись добру у добрых!
5.Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе!
6.Не причиняя зла, добрей становишься сам!
- Я вам приготовила памятку с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше.
( на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором, о которых надо помнить.
-А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
-Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе.
Сегодня мы говорили о человеческом качестве, о доброте. Мы определили качества доброго человека. На что же он похож? (На солнышко. )Добрый человек, как солнышко светит, греет, улыбается. К доброму человеку все тянутся, потому что он дарит окружающим свою любовь, ласку, заботу, душевное тепло, внимание). Добрый человек и поступки совершает добрые. Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро!
Итог занятия.
Какой вывод, ребята, вы сделали из нашего разговора? (Мы узнали, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее, что добрым быть хорошо).
Планируемые результаты:
стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;
уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
метапредметные:
регулятивные
способность к организации своей деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеучебной деятельности;
умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого;
умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.
познавательные
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
развитие познавательной инициативы;
умение выделять существенную информацию из данного материала;
умение сравнивать цель и результат;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
коммуникативные
умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;
умение и убеждать, и уступать;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
рефлексия своих действий.
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.
Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу, общаться в коллективе.
Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Создать дружный коллектив детей.
В результате занятия участники:
- смогут практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- приобретут навыки работы в сотрудничестве;
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Читайте также: