Конспект викторины по экологии в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель: Ре бята, мы сегодня проводим игру - викторину «Что? Где ?

Вы знаете, как называют участников эт ой телев изионной и гры? Правиль но, -

знатоки. Чтобы п олу чить такое высокое з вание, нужно мн ого знать и пр авильно

давать ответы на в се вопр осы. Для проведе ния игры нам нужно разделитьс я на

две команды и вы брать капит анов. Задача кап итана – анализировать ответ ы и

выбрать знаток а, который бу дет отвечать на воп рос.

Правила игры: Задания даютс я для обеих к оманд разные п о очереди. Кака я

команда бу дет отвечать первой, мы оп ределим, с помощью разминк и. Но если

команда отвечает не правиль но, тогда отвечать будет дру гая команда. За

правильный ответ – команда полу чает фишку. В разминке, эстафете и блиц

опросе участву ют обе команд ы, чья команд а быстрее по днимет флажок, та и

отвечает. После п роведения ви кторины мы по дсчитаем количеств о фишек и

определим п обедителей иг ры. Итак, нач нем с приветстви я команд.

Всем соперник ам сегодня Му зыкальный шл ем привет (и чем - нибудь з венят)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе


Подготовила и провела

воспитатель: Нестерова Т.В.

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

Закрепить правила поведения в природе

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.

Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.

За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!

- Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

- А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

- Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

2) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.

Словарная работа:

Опиши внешний вид медведя

Назови медвежью семью: медведь, медведица, медвежата

Как называется дом медведя? – берлога

Чем питается медведь? – он ест ягоды, мёд, ест травы, корни растений, желуди, орехи

Как медведь готовится к зиме? - На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.

Словарная работа:
1.- Опиши внешний вид белки.
2.- Где спит белка? – в гнезде, дупле дерева
3.- Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек.
4.- Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.

Динамическая пауза.

Хитрая, как …. Голодный, как…

Быстрый, как… Неуклюжий, как…

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

3.Вопросы:

Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)

На подставке: Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.(трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

7 конкурс

9. А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

- Какие звери летают? – летучие мыши.

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

Не лови красивых насекомых.

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

Не руби деревья

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

И пока будут подсчитываться фишки набранные командами

Выложи коллаж “Лес” (из предложенного материала дети выкладывают коллаж леса)

Молодцы, все справились. Замечательные получились коллажи.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

- Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

В мягкой травке притаилась.

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной.)

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Викторина по экологии для детей подготовительной группы

-закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

-продолжать совершенствовать речь как средство общения.

-формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: - Добрый день, ребята! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? (ответы детей)

Воспитатель: - А знаете ли вы главные беды Земли? (ответы детей)

Воспитатель : - Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Для этого мы разделимся на две команды, на вопросы будем отвечать по очереди, за каждый ответ команда получает фишку. В игре есть правила, которые обязаны соблюдать все игроки: не выкрикивать, отвечать в свою очередь, если одна команда не справилась с заданием, то ход переходит к другой команде, уважать соперников.

Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать? (ответы детей).

Воспитатель : Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей (лев)

2. Лошадь в тельняшке (зебра)

3. Кто является санитаром леса ( дятел)

4. Сумчатый попрыгун ( кенгуру)

5. Самое упрямое животное ( осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Воспитатель : Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6. У кого на сучке кладовая? (У белки).

7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).

10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).

11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).

12. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с загадками.

1)Ель, сосна, береза, ива – это (деревья)
2) Воробей, соловей, свиристель, клест, – это (птицы)
3) Волк, лиса, тигр, олень – это (звери)
4) Клубника, черника, смородина, малина – это (ягоды)
5) абрикос, груша, яблоко, банан – это (фрукты)
6) помидор, огурец, баклажан, морковь - это (овощи)

Воспитатель: Молодцы!

На столе разложены картинки, зимующие и перелетные птицы ( картинки птиц

надо разделить на 2 группы) .

Воспитатель: - Среди даров природы, которыми богата наша страна,

значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы,

мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся

красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. Вы любите

- На какие группы можно разделить все грибы? (ответы детей)

( На съедобные и несъедобные ).

Для каждой команды загадки, отгадку находим на картинке

1. Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).

3. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

7. Зашёл мужик в сосняк,

Съесть - сыро. (Груздь)

8. Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат - для малых ежат. (Лисички)

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов : маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка : Его считают большим трусишкой. Ответ : заяц.

Подсказка : Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ : медведь.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила! Погрозить пальцем!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе! Хлопки в ладоши.

1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)

2. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

3. Ученики очищают парк от мусора. (с)

4. Ребята увидели гнездо в траве. (к)

5. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

6. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

7. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

8. Дети вешают кормушку. (с)

9. Мальчики рассматривают жука. (к)

10. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

11. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)

Читайте также: