Конспект уроку географічні карти

Обновлено: 06.07.2024

географическ ой карты как одного из языков меж дународного о бщения.

Метапредметны е: формирование у мений уст анавливать аналогии,

классифицировать , самостоятельно определять виды картографичес ких проекций и

способы картог рафическог о изоб р ажен ия, создавать обобщения.

Личностные: формирова ние познавательной и информа ционной культуры, в том

числе навыков са мостоятельной работы с уче бником и атла сом.

Основное содержание: картографические проек ц ии: азимуталь ная,

цилиндрическая, коническая; условные знаки: внемасштабные значки, линейные знаки,

площадные знаки, изолинии, качественн ый фон, ареалы, знаки движени я,

Ценностный компонент урока: географическа я карта как величайшая ценность,

Деятельность обуч ающихся: раб о тать с текст ом учебника и атласом ; определять

виды картограф и че ских проекций, в которых созданы карты учебника и атласа;

определять способ ы изображения содержа ния карты; анализировать геог рафические

Оборудование : физическая к арта мира, тематическ и е ка р т ы.

II. Актуализаци я опорных зн аний и ум ений учащи хся

Какие источни ки географичес ких знан ий вам извест ны?

В начале урока уч и т ель осуществляет проверку домашнего задания.

Каким же именно образом человечество накапливало и передавало географические

является карта. Карт а дополняет любой рассказ, расширяет любой текст, без неё вообще

Древние греки обозначали геогра фические карты словос очетанием, которое

Учитель предлагает обучающи мся вспомнить , что называется географической

картой ( географические карты – это уменьшенные обобщенные изображения

земной поверхности на плоскости, на которых о т р аже но размещение природны х

и общественных явлений и процессов: материков, океанов, стран, областей,

городов, районов, каналов, гид р отех нических сооружений и т.п. ) и как можно

классифицировать карты (ученики прив одят примеры карт, различающи хся по

содержанию, масшт абу и охвату территории, из уч ебника и атл аса).

Специфика ка р т о пределяется тремя их особенностями.

Во - первых, это закон построения: он позволяет получить из карты правильные

данные относител ьно положения, плановых размеро в и форм изображаем ых

Во - вторых, это использование условных обозначений, то есть схематически х

В - третьих, это отбор и обобщени е изображенных объектов и явлений,

позволяющих пр и помощи условны х обозначений подче р к нуть на карте общие и

существенные п ризнаки эти х явлений и объек т о в.

По территориальному охвату различают карты мировые и полушарий;

материков, океанов и их частей; государств и их частей. По содержанию:

общегеографически е, тематические (посвященные отдельным природным

явлениям), социально - экономические. По масшт а бу: мелкомасштабные (мельче 1 :

1 000 000), среднемасштабные (от 1 : 2 000 000 до 1 : 1 000 000) и крупномасштабные

Далее учитель обращает внимание школьников на новое понятие, с которым он и

точно форму Земли п ередаёт глобус и если поверхность земного шара перенести с

глобуса на плоскость , то произойдут разрывы — изобразить земную поверхность на

плоскости без искажений нельзя. П оэт ому, чтобы получить плоскую карту, использую т

2) проанализи ровать, как выглядит одна и та же территория на картах,

выполненны х различными мат ематическими способами (в разных проекциях).

Затем обучающ иеся знак омятся со сп о с обами изоб ражения содер жания карты,

которое передаётся с помощью условных знаков. Они изучают рисунок 3 на с. 7 и

составляют схем у видов зна ко в и конкретные примеры (ли нейные – реки и т .п.).

Условные знаки — обозначения, применяемые на картах д ля и зображ ения

различных объектов и и х качественных и количественных характеристи к . С помощью

условных зн аков обозначают как реальн ые объекты (например, населенн ые пункты),

так и абстрактные (например, плотность населения). У словные знаки предназначены

для того, чтобы указа ть в ид и некоторые харак т ерис тики и зо браженных на карте

объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

— внемасштабными (использ уют ся для т ого , чтобы изобразить объекты, которые

не могут быть выражены в масшт аб е карты). Это рисунки и ли геом етри ческие фигуры,

форма которых обычно н а п оминает изображаемый об ъект (рис. 1). Буквенные символы

также относятся к внемасштаб н ы м условн ым знак ам. Положени ю объекта на местности

соответствует центр знака симмет ри чной формы, середи на основания знака с широким

основани ем , верш и на угла з нака с основанием в виде прямого уг ла, центр нижней

фигуры знака, представляющего собой сочетание нескольких фигу р ;

— линейными ( и спользуются для из о бражени я объектов линейного характ ера —

рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они п ередаю т только длину и

форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому её измерить нель зя (рис. 2);

— площадными, или контурными (используются для и зо бражения географ ических

объектов, з ан имающих некот ору ю площад ь — озеро, массив леса и т. д.). Передают

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по географии для 7 класса

Учитель Кузьмич Н.В.

1. Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений.

2. Дать общее представление обучающимся об условных знаках географических карт.

4. Определить причину искажений на карте полушарий.

Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта РФ, атласы, линейки, контурные карты

Девиз урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Как менялось представление у людей о форме земли?

- Какова же форма Земли?

- Что такое глобус?

- Почему именно на нем будем изучать форму Земли?

- Почему глобусом реже пользуются чем картой?

III. Изучение нового материала.

Значение карты велико:

1.Карты позволяют вспомнить прошлое, увидеть настоящее.

2.Карта дает представление о всей земной поверхности и ее частях.

3.Карта передает форму и взаимное расположение объектов.

Мы познакомимся с географической картой, начнем учиться читать географические карты, определять масштаб, сможете измерить расстояние на карте и определить расстояние на местности.

1. Рассказ учителя.

Вы уже знаете, что Земля имеет форму шара, а модель Земного шара называется глобусом. На нём нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и другие географические объекты. Глобус имеет один недостаток: его трудно носить с собой, он объемный, занимает много места. Уже давно люди стали думать, как поверхность Земного шара можно изобразить на плоскости, на бумаге. Карты, на которых изображена земная поверхность, имеются. Такая карта называется картой полушарий. Составлялась карта полушарий следующим образом. Глобус нужно разрезать по одному из меридианов и полученные полушария разложить на плоскости.

- С чем вы можете сравнить карту полушарий?

Учитель демонстрирует накладывание резинового мяча, разрезанного пополам, на плоскость, обращая внимание обучающихся на пустоты, которые необходимо заполнять несуществующей земной поверхностью.

Вывод. Следовательно, на картах бывают искажения, которые возрастают от экватора к полюсам.

- Чтобы получить плоскую карту используют специальные картографические проекции.

Картографическая проекция – математический способ изображения на плоскости поверхности земного шара. Бывают азимутальные, цилиндрические, конические.

Работа с учебником. с.8, рис.2

УЧИТЕЛЬ: обращает внимание учащихся, что на карте полушарий изображены все материки (дети показывают, океаны).

Вопрос к учащимся: Как изобразить на листе бумаги такую большую территорию?( с помощью масштаба)

ВОПРОС: Вспомните, какие виды масштабов могут быть?(численный, именованный, линейный)

Игра: перевод именованного масштаба в численный и обратно.

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см – 10м. В 1 см – 50 км. В 1 см – 300м. В 1 см – 600м.

Перевести численный масштаб в именованный:

1:10000 1:330000 1:50000 1:100000

После проверки дается устная оценка работ.

Рассказ учителя.

Карты классифицируются по различным признакам:

по охвату территории, по содержанию, по масштабу и назначению.

Различие карт по масштабу:

1.мелкомаштабные 1:1 000 000 и мельче

2.среднемасштабные от 1:1 000 000 до 1 200 000

3.крупномасштабные от 1: 1 200 000 и крупнее

Затем учитель предлагает учащимся определить, к каким картам по масштабу относится карта полушарий.

Различие карт по охвату территории :

- карта населенного пункта

Различие карт по содержанию:

Различие карт по назначению:

Вопрос: с помощью чего передают информацию на географических картах? (условных знаков)

Работа с учебником с.9 рис 3 . Учащиеся с помощью учителя делают записи в тетради.

Способы изображения объектов на карте: ареалов(границы объекта), изолиний(изотермы, изобары), значков: масштабных (озеро) и внемасштабных(полезные ископаемые, качественного фона (цвет, например в сельском хозяйстве), линейные знаки(дороги, реки; длина в масштабе), картодиаграмм, картограмм

В заключении подводится итог индивидуальной работы и итог урока.

- Рассмотрите, какие условные знаки физической карты полушарий одинаковы со знакомыми вам условными знаками планов местности, какие – неодинаковы.

(Приводятся примеры условных знаков.)

IV. Закрепление материала. (Фронтально, ответы на вопросы). (Слайд 8,9).

2. Почему на географической карте неизбежны искажения?

3. По каким признакам отличаются между собой карты?

4. Что вы знаете о масштабах карт?

5. Какие способы изображения географических объектов на карте вы запомнили?

6. Что общего и чем отличаются карта полушарий и карта нашей Родины?

V. Задание на дом.

Подготовить §3, устно ответить на вопросы стр.10

VI. Итог урока.

-Что мы сегодня рассмотрели на уроке, с чем познакомились.

Сегодня на уроке мы познакомились с новым наглядным пособием – географической картой, узнали некоторые разновидности карт по охвату территории, по содержанию, по масштабу, узнали, по какой причине на картах бывают искажения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Создать условия для развития УУД:

а) личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание качества и уровня усвоения знаний.

г) коммуникативных – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.

3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире профессий (картограф, географ, топограф).

Ожидаемые результаты.

б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.

в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе дополнительной информации мини проекты.

Тип урока – комбинированный. Методы обучения – частично поисковый, проблемный.

Он на листок бумаги похож

Нашей Земли очень умный чертеж.

Горы, равнины, моря, океаны

И города есть на карте и страны.

Задания для работы в группах.

  1. Определить расстояние на глобусе с помощью масштабной линейки.

а) от северного полюса до экватора М: 1 : 50 000 000

б) от южного полюса до северного тропика М: 1 : 30 000 000

в) между северным и южным тропиками М: 1 : 30 000 000

2. Перевести именованный масштаб в численный

а) в 1см 100км б) в 1 см 1000км в) в 1см 500м

3. Перевести численный масштаб в именованный

а) 1:1000 б) 1:200000 в) 1:500

4. Ответить на вопросы:

- Какие бывают карты по масштабу?

- Как изменяется подробность карты с изменением масштаба?

- Что такое карта? (Слайд№3).

- Укажите виды карт и их свойства. (Слайд№4).

5. Решите задачу.

Судно, расположенное в координатах 200 С.Ш. и 1550 в.д., получило сигнал о штормовом предупреждении, вызванном подводным землетрясением и возможном цунами. У берегов, какого материка и в каком океане находится судно?

В каком направлении необходимо двигаться судну, чтобы как можно быстрее достичь берега?

б) Демонстрация слайдов №4, №5.

в) Демонстрация материалов Президентской библиотеки.

- Что такое карта?

- Для каких целей они создаются?

- Какое значение имеют географические карты?

- В каких случаях вы обращаетесь к картам?

- Каким образом можно получить информацию, используя разные карты?

Для всех - Параграф 17, прочитать, ответить на вопросы, выполнить практическое задание на определение географического положения гор Кавказа и Урала (по вариантам) и вершин с их координатами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическая карта и план местности"

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое географическая карта, какие бывают виды карт, что такое план местности и в чём его назначение, разберётесь, в чём отличия карты от плана. Приступим.

Что такое географическая карта?

Географическая карта - это изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Историческая справка. Первая географическая карта появилась ещё в Древней Греции.


Автором её был древнегреческий философ - Анаксимандр Милетский. Он нарисовал карту в форме круга. В центре него находилась Греция. Её окружали известные в то время части света: Европа и Азия. По краям карты располагался океан.

Первое, что мы видим, глядя на карту, - уменьшенную территорию. Делается это при помощи масштаба. Он-то и показывает, во сколько раз на карте уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Масштаб выбирается исходя из размера территории. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность.

По масштабу географические карты делят:

на крупномасштабные, построенные в масштабе 1: 200 000 и крупнее (в 1 см 2 км и крупнее);

среднемасштабные, построенные в масштабе мельче (чем в 1 см 2 км до в 1 см 10 км включительно) 1: 200 000 до 1: 1 000 000 включительно;

мелкомасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 1 000 000 (чем в 1 см 10 км).

Вы помните, что Земля имеет шарообразную форму, т. е. поверхность её является выпуклой.


Как же на бумаге можно отобразить круглую Землю?

Для переноса выпуклой поверхности на плоскость используют картографические проекции.

Перейдём к этапам создания той или иной проекции.

Вначале путём проектирования на вспомогательную поверхность переносят линии меридианов и параллелей, совокупность которых составляет картографическую сетку. Затем на ней строят картографическое изображение. Вид проекций подбирается исходя из размера изображаемой территории и цели картирования.

Глобус оборачиваем бумажным цилиндром так, чтобы он касался линии экватора и проектируем на внутреннюю поверхность цилиндра градусную сеть. Развернув цилиндр, мы увидим, что меридианы и параллели образуют сеть прямоугольников. Такая проекция удобна для изображения поверхности всего земного шара, но при этом появляются большие искажения. Все параллели цилиндрической поверхности равны по длине, на глобусе их длина уменьшается к полюсам. Меридианы также равны между собой, но имеют вид прямых параллельных линий, а на глобусе они сходятся у полюсов.

Бумажный конус надеваем на глобус так, чтобы его ось совпадала с осью глобуса и проектируем на внутреннюю поверхность конуса градусную сеть. Развернув конус, мы увидим, что меридианы имеют вид прямых линий, лучеобразно расходящихся из одного центра, а параллели - вид конических дуг, имеющих общий центр в точке пересечения меридианов. Углы и площади на таких картах искажаются незначительно. В конической проекции обычно создаются карты отдельных материков и отдельных государств.


Градусную сеть глобуса проецируем на две плоскости, касающиеся глобуса в противоположных точках экватора, и получаем карту полушарий. В такой проекции параллели изображаются концентрическими окружностями, а меридианы – их радиусами, углы между которыми равны соответствующим разностям долгот. Азимутальные проекции применяются для карт полярных стран, для Арктики и Антарктиды.

Ещё один немаловажный момент: поверхность Земли неровная (из-за рельефа). Чтобы показать это на карте, используют специальные отметки высот областей материков и глубин морей и океанов. Кроме того, разные высоты и глубины обозначают разными оттенками цвета.

Методы масштабирования и картографических проекций используют математические расчёты, поэтому-то карту и называют математической моделью земной поверхности.

Объекты и явления на географической карте изображают при помощи системы условных знаков. Легенда карты - это условные знаки с пояснением, размещённые на листе бумаги. Для каждой группы изображаемых явлений и объектов используется свой набор условных знаков. Условные знаки – система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и их характеристик.


Они делятся на три группы: точечные, линейные и площадные. Площадные и линейные знаки обычно масштабные. Пример площадного знака - природные зоны. И это понятно, ведь очень важно показать, какой процент территории приходится на ту или иную природную зону. Линейными условными знаками, которые передают в масштабе длину и не отражают ширину объекта, изображают реки. Населённые пункты или горные вершины нанесены на карту точечными знаками, которые являются внемасштабными.

Перейдём к вопросу классификации географических карт.

По обхвату территории различают карты мира, полушарий, материков и их крупных частей, океанов и морей, государств, областей, районов.

По содержанию географические карты делятся на два вида: общегеографические и тематические. Общегеографические карты изображают рельеф территорий, климат, политическое деление, растительно-почвенный покров.

Тематические карты показывают динамику и взаимосвязи населения, экономики, природных явлений. Среди них различают физико-географические карты (геологические, климатические, почвенные) и социально-экономические карты (политические, политико-административные, карты населения, экономические и др.)

По назначению выделяют карты многоцелевого назначения (топографические карты), научно-справочные, учебные, туристические, навигационные, военные и другие.

Разные карты объединяют в атласы.

Разрабатывая ту или иную географическую карту, невозможно на ней отобразить все объекты. Поэтому на картах изображают только главные, самые важные объекты, то есть проводят генерализацию.

Давайте разберёмся, что же такое план местности.

План местности — чертёж небольшого (порядка 0,5 км) участка местности в крупном масштабе с помощью условных знаков. Он напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но объекты местности показаны условными знаками и сопровождаются надписями. Рельеф на планах изображается горизонталями. Это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой высотой.


Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко. Маленькие чёрточки, проведённые перпендикулярно к горизонталям (бергштрихи), показывают, в каком направлении склон понижается.

Из-за небольших размеров изображаемой территории на плане нет необходимости учитывать кривизну земной поверхности. Чем меньше территории, тем меньше искажения, поэтому их можно не учитывать и, следовательно, не отображать.

Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т. е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.

Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.

Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее озеро, родник, овраг.

Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.

Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.

На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги.

При составлении плана местности обязательно используется масштаб. В этом, а также в использовании условных обозначений заключается сходство плана и географической карты. План так же, как и карта, сориентирован по сторонам горизонта. Однако стороны горизонта на карте и плане обозначаются по-разному: на карте для этой цели служит сеть параллелей и меридианов, а на плане направление сторон горизонта указывают стрелкой. Если на географической карте северное направление всегда вверху листа, то расположение изображения участка местности на плане может быть произвольным (т. е. северное направление не привязано к верху плана). Масштаб плана и карты всегда различается. На плане изображают небольшие по площади территории, поэтому его масштаб всегда крупный, что позволяет более точно, в мелких деталях, изобразить местность. Из этой особенности плана вытекает различие в наборе условных знаков на плане и карте.


Те объекты, которые с помощью условных знаков изображают на плане местности (здание, дерево, колодец, камень), не могут быть изображены на карте в силу своих размеров и обозначаются на ней уже другими условными знаками. Например, река на карте - линейный знак (голубая линия), на плане участок реки изображён площадным знаком (учитывается здесь и длина реки, и её ширина).

Причины всех указанных отличий в том, что карта и план, выполняя одну и ту же функцию, служат разным целям. Назначение плана местности — отобразить точное взаиморасположение всех объектов в пределах территории.

Важно уметь пользоваться планом местности. Так, например, находясь в незнакомом городе, но имея его план, можно найти нужную вам улицу или дом, магазин, музей и сквер. Строители, пользуясь планом местности, решают, где лучше проложить новую дорогу, построить новые дома, а где этого делать не нужно.


Подведём итоги урока.

Основные различия плана местности и географической карты мы представим в виде таблицы. Из неё вы видите, что:

План - точнее карты.

При составлении плана используют более крупный масштаб.

План охватывает меньшие по площади территории.

На плане, в отличие от карты, не учитывается кривизна земной поверхности.

На плане направление сторон горизонта указывают стрелкой, на карте они обозначены градусной сетью.

Читайте также: