Конспект уроку дихання рослин рухи рослин

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация на тему дыхание растений . 6класс..ppt

Дыхание растений Автор: Вострикова О.И. учитель биологии и химии МКОУ «Камыше.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дыхание растений Автор: Вострикова О.И. учитель биологии и химии МКОУ «Камыше.

Поразмыслим над задачей! В басне И.А.Крылова корни, споря с листьями говорят.

Поразмыслим над задачей! В басне И.А.Крылова корни, споря с листьями говорят: Мы те, Которые роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас. *

Проверим ваши знания 1.Органы воздушного питания - 2.Минеральные вещества нео.

Проверим ваши знания 1.Органы воздушного питания - 2.Минеральные вещества необходимы для фотосинтеза - 3.Какой орган поглощает воду и минеральные вещества? 4.В каких органоидах клетки происходит фотосинтез? 5.Как называется зеленый пигмент растений?

Познавательные задачи: Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей.

Познавательные задачи: Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Как это отразится на урожае клубней? Почему? *

Выполнить тест: 1. Фотосинтез происходит … А) в устьицах Б) в межклетниках; В.

Выполнить тест: 1. Фотосинтез происходит … А) в устьицах Б) в межклетниках; В) в хлоропластах, 2. В процессе фотосинтеза происходит … А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для … А) выделения его во внешнюю среду; Б) снабжения им всех частей растения. 4. Хлорофилл в клетке находится … А) в ядре; Б) в пластидах; В) в цитоплазме. 5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является … А) запасным питательным веществом; Б) побочным продуктом обмена. 6. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород? а) Джозеф Пристли б) К. А. Тимирязев в) ван Гельмонт *

Ответы: 1 – В 2 – Б 3 – Б 4 – Б 5 - А 6 - А

Ответы: 1 – В 2 – Б 3 – Б 4 – Б 5 - А 6 - А

в 1771 год Джозеф Пристли

в 1771 год Джозеф Пристли


Проблемные вопросы: Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском о.

Проблемные вопросы: Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб? 2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Азот – 78% Кислород – 21% Углекислый газ – 0,03%. – Кислород и углекислый газ.

Азот – 78% Кислород – 21% Углекислый газ – 0,03%. – Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами. Состав воздуха КислородНемного тяжелее воздухаПоддерживает горение Углекислый газЗначительно тяжелее воздухаНе поддерживает горение

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии. Запишем схему процесса дыхания в тетрадь. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

Рост Движение Питание Размножение Процессы жизнедеятельности Окисление сложны.

Рост Движение Питание Размножение Процессы жизнедеятельности Окисление сложных органических веществ Энергия

Сопоставление процессов дыхания и горения Признаки процесса Дыхание Горение П.

Сопоставление процессов дыхания и горения Признаки процессаДыханиеГорение Протекание реакциимедленнобурно Выделение энергиимало энергиимного энергии и света

А все ли органы растения дышат? Каким образом можно объяснить тот факт, что с.

А все ли органы растения дышат? Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?



Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, Чтобы новые леса поднимались в не.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, Чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте.

Проблемные вопросы: Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском о.

Проблемные вопросы: Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб? 2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

В чем отличие процесса дыхания от процесса фотосинтеза?

В чем отличие процесса дыхания от процесса фотосинтеза?

Составьте таблицу Черты процесса Фотосинтез Дыхание 1. В каких клетках происх.

Составьте таблицу Черты процессаФотосинтезДыхание 1. В каких клетках происходит?В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения 2. Какой газ поглощается?Углекислый газ Кислород 3. Какой газ выделяется?Кислород Углекислый газ 4. В какое время суток происходит?Днём Круглосуточно (и днём и ночью) 5. Что происходит с органическими веществами?Образуются Окисляются (распадаются) 6. Энергия?Накапливается Выделяется

Вставьте пропущенные слова 1. Растения при дыхании поглощают………. 2. Растения.

Вставьте пропущенные слова 1. Растения при дыхании поглощают………. 2. Растения при дыхании выделяют………. 3. Органические вещества при дыхании…… 4. Растения дышат в …… время суток Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Прочитать § 35. Задание на выбор: 1. Решить проблемную задачу: В прошлом году.

Дыхание корней

Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и.

Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание. А) Происходит во всех клетках растения. Б) Протекает только на свету. В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Г) Происходит в клетках с хлоропластами. Д) Протекает на свету и в темноту. Е) Органические вещества образуются. Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О. З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 40 млрд. тонн органического ве.

Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 40 млрд. тонн органического вещества Ежегодно растения выделяют в атмосферу 460 млрд. тонн кислорода В атмосфере содержится примерно 21% кислорода. За счет фотосинтеза это количество поддерживается на данном уровне

Выбранный для просмотра документ Урок на тему Дыхание растений. 6 класс.docx

Конспект открытого урока на тему:

Обучающие : изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Воспитательные : вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям

Методы обучения:

Организация и осуществление УВП:

Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в парах, эксперимент, работа с текстом учебника, таблицами, схемами.

Стимулирование и мотивация учения:

Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.

Тип урока: Комбинированный.

Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений.

Актуализация, целеполагание, мотивация.

Изучение нового материала о дыхании растений.

Закрепление знаний учащихся.

Рефлексия и итоги занятия.

Оргмомент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

2. Проверка знаний

1) Индивидуальная работа. Составить у доски схему “Фотосинтез”.

2) Поразмыслим над задачей! (Басня Крылова, найти ошибку автора) (слайд 2)

3) Проверим наши знания. Ответить на вопросы . (слайд 3)

5) Решение познавательных задач. (слайд 4)

6) Какова роль фотосинтеза в природе?

7) Тест (слайд 5) . Взаимопроверка (слайд 6).

3. Актуализация, целеполагание, мотивация. (слайд 7)

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения ( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь не погибла там, где было растение?

- Формируем цели урока. Заполнение таблицы. ЗХУ.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл.)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Дыхание – это свойство всех

Как дышат растения

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

4. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы: (слайд 9)

1 . Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

- Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами. (слайд 10)

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение

Учитель. Давайте проверим свойства этих газов опытным путём.

Учитель демонстрирует получение кислорода и доказывает его свойства - горение веществ. Задаёт вопросы:

- Какие свойства кислорода вы уже знаете? (поддерживает горение)

- Сейчас мы опытным путём докажем, что кислород поддерживает горение. (провидит опыт)

- Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)

Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия. Ребята, я вам открою тайну: процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах.

У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - Н2О и СО2 ! при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Запишем схему процесса дыхания в тетрадь. (слайд 11)

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений.

Учитель. Каково значение кислорода ?Как используют энергию растения, выделившеюся при окислении органических веществ? (слайд 12)

Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Учитель. Проверим правильность заполнения таблицы. (слайд 13)

Учитель. Какой газ образуются в результате дыхания? (В результате дыхания образуются СО2 )

Учитель. Какими свойствами обладает углекислый газ? ( Углекислый газ не поддерживает дыхания и горения.) Сейчас мы опытным путём докажем свойства углекислого газа.

Учитель. Углекислый газ можно обнаружить с помощью известковой воды. В присутствии углекислого газа известковая вода мутнеет. Углекислый газ можно обнаружить с помощью зажженной лучины, которая гаснет в присутствии данного газа.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? (слайд 14)

Опыт : Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

Учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.

Учитель. Получается, что растения дышат только в темноте?

Растения – живые организмы и они, как и мы с вами дышат круглосуточно, при любых условиях. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Учитель. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Фотосинтез Дыхание

Углекислый газ

Учитель. Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

(слайд 15). У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

(слайд 16). Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях – через чечевички. Поэтому после дождя и после полива комнатных растений необходимо рыхлить землю, чтобы увеличить доступ кислорода к корням.


Видеоурок знакомит учащихся с процессом дыхания и условиями, необходимыми для его протекания. Урок содержит анимации, которые позволят учащимся лучше разобраться и запомнить изучаемый материал. В уроке рассказывается о значение дыхания, показывается различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Дыхание растений"

Все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.


При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте. Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклет­ники), из которых кислород поступает в клетки. Дыхание во всех органах растения происходит непрерывно. Если дыхание прекращается, растение гибнет.

Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим 30 — 40 набухших, про­растающих семян гороха. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоя­нии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую ёмкость положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корне­плоды следует 2 — 3 дня подержать в воде. В третью ёмкость поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем ёмкости и поставим в тёмное тёплое место.


На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в них. Для этого опустим в каждую из них горящую лучинку.


Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кисло­род из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение.


Для дыхания необходим кислород. Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Вот почему необходимо рыхлить почву, выращивая растения. Рыхление способствует постоянному поступлению свежего воздуха к корням, также помогает сохранить влагу на сухих участках почвы.


Сравним процессы дыхания и фотосинтеза.

Дыхание происходит во всех живых клетках, а фотосинтез – только в клетках, содержащих хлоропласты.

При дыхании потребляется кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе наоборот — углекислый газ поступает в растение, а кислород выделяется в окружающую среду. При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. При фотосинтезе растения поглощают значительно больше углекислого газа, чем выделяют его при дыхании. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Дыхание происходит и днём и ночью, а фотосинтез — только на свету.

В процессе дыхания органические вещества разрушаются, и выделяется энергия. В результате фотосинтеза образуются органические вещества и потребляется энергия.

Таким образом, на свету в растении протекают два противоположных процесса — фотосинтез и дыхание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со значением дыхания и ролью кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии.

Выяснить особенности дыхания у растений.

Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.

Б. Развивающие:

использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма.

Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умения сравнивать, делать выводы из анализа результатов опыта и представлять результаты своей работы.

В. Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества личности.

Показать необходимость бережного отношения к природе.

Обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

По источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные (рассказ, эвристическая беседа);

- наглядные (демонстрации, иллюстрации);

- практические ( опытов);

По степени управления учебной работой:

- учебная работа под руководством учителя;

- самостоятельная работа учеников; работа с учебником.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

Оборудование: презентация, сухие и влажные семена фасоли, тканевые и полиэтиленовые мешочки, раздаточный материал.

Структура урока:

Сущность процесса дыхания и особенности дыхания растений.

Сравнительная характеристика процессов воздушного питания растений (фотосинтеза) и дыхания у растений.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Работа в группах.

У каждой группы на столах есть карточки с заданиями. Вы ведете коллективное обсуждение и один из группы дает ответ. Другие группы слушают ответ учащегося и могут вносить дополнения и комментарии к ответу.

За каждое правильно выполненное задание ваша группа получает жетон. Зеленый – за правильный и полный ответ, желтый – за ответ, требующий дополнений.

I.Группа. Объясните, значение биологических терминов. (Слайд 1)

Устьице - это часть кожицы листа, состоящая из двух

замыкающих клеток и щели между ними,

выполняющая функцию испарения воды и

Хлорофилл - это зеленый пигмент.

Хлоропласты - это зеленые пластиды, в которых происходит

Фотосинтез - это процесс образования органических веществ

из неорганических, происходящих на свету в

хлоропластах у растений.

II группа. (Слайд 2)

Какой процесс доказывает демонстрация данного опыта?

- Этот опыт доказывает образование органического вещества (крахмала) в листьях на свету.

Ш группа. (Слайд 3)

Какой процесс подтверждает данный опыт?

Образование кислорода, который активно поддерживает горение.

IV группа. (Слайд 4)

Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

-Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

1.Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза?

2.А для чего необходим кислород?

На экране стихотворение автора О. Мандельштама. Прочитайте стихотворение. Подумайте, какое слово пропущено. (Слайд 5)

Дано мне тело –

Что мне делать с ним?

Таким единым и таким моим?

За радость тихую ….. и жить

Кого, скажите мне благодарить?

(Если не отгадывают). Даю вам вторую подсказку.

Человек может прожить без еды от 1 до 1.5 месяцев, без воды несколько дней. А без чего человек не может прожить даже несколько минут?

3.А дышат ли растения?

Сформулируйте тему урока.

-Что такое дыхание?

-Зачем нужен кислород?

-Какое значение имеет дыхание?

-Какие органы у растения дышат?

На проекционном экране рисунок с костром.

-Ребята, что вы видите на экране?

-А какой газ поддерживает горение?

- Когда подходите к костру, что вы чувствуете?

-Тепло, которые выделяется при сгорании дров.

-А какие вещества сгорают?

1.Какой газ растения поглощают для дыхания?

2.Как в растение поступает кислород?

-В основном через устьица листьев, молодых побегов, а также чечевички стеблей.

3.Какой газ растения выделяют в процессе дыхания?

4.Для чего растениям необходим кислород?

-Кислород окисляет (превращает) сложные органические вещества до углекислого газа и воды с выделением энергии.(Дети записывают этот вывод в тетрадь)

5.В какое время суток дышат растения?

-Растения дышат круглые сутки.

В чем сходство между процессами дыхания и горения? (Слайд 8)

-Оба процесса протекают под действием кислорода с распадом органических веществ и выделением энергии.

6.Скажите, все ли органы растения дышат?

В первой банке - семена набухшие (влажные), во второй - сухие семена. Обе банки были плотно закрыты. Через сутки в эти банки опустили горящие свечи. В банке с набухшими семенами свеча погасла. Объясните, почему?

-Набухшие семена дышат, выделяют углекислый газ, который не поддерживает горение.

В сосуды с водой опустили одинаково развивающиеся проростки. Воду в первом сосуде ежедневно насыщали воздухом с помощью пульверизатора. Во второй сосуд налили тонкий слой растительного масла. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.

С какой целью налили масло? Объясните, почему растение погибло?

-Масло задерживает поступление воздуха в воду.

-Растение погибло из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корней.

Комнатное растение поставили на стекло, рядом с ним - стакан с известковой водой. Растение закрыли стеклянным колпаком и поместили его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнела. (Известно, что известковая вода при соприкосновении с углекислым газом мутнеет).

Объясните, почему известковая вода помутнела?

-При дыхании растения выделяют углекислый газ, который вызвал помутнение известковой воды.

Какой мы сделаем вывод?

-Все органы растения дышат.

У вас - информационные листы. Изучите текст информационного листа и ответьте на вопросы.

Растения очень страдают от загрязнения воздуха. Вяз, выросший в лесу, доживает до 300 лет, а в условиях города – в среднем до 45 лет. В лесу встречаются липы, возрастом до 400 лет, а на городской улице липа живет 50-80 лет. В городе на листьях деревьев оседает много пыли. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху: тополь, черемуху, липу, конский каштан.

На химических производствах основным загрязнителем воздуха оказывается оксид серы, поэтому в зоне 300км от источника загрязнения представляется серьезная опасность для растений.


1.Почему растения в лесу живут дольше, чем в городе?

-В лесу воздух чище

2.Откуда в воздухе примеси?

-Источниками загрязнения воздуха является промышленность, транспорт.

3.Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха?

-Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.

-Дыханию растений препятствуют примеси, которые появляются в воздухе при сжигании топлива.

4.Какие деревья, устойчивые к загрязненному воздуху, вы знаете?

-Тополь, черемуха, липа, конский каштан.

IV. Применение знаний о дыхании.

У вас на столах лежат семена. Мне их нужно сохранить до весны, чтобы весной посеять. Сложите в мешочки те семена, которые, по вашему мнению, могут сохраниться до весны.

Объясните свой выбор.

1.Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

Сырые семена дышат, при этом выделяется много тепла, и если семена лежат плотно, то они нагреваются, и зародыш погибает.

2.Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

В заболоченной почве мало кислорода?

Сравните два процесса дыхания и фотосинтеза, результаты занесите в таблицу.

Сравниваемые признаки

В каких клетках растения происходит?

Происходит только в зеленых клетках растения.

Происходит во всех живых клетках растения.

Какой газ поглощается?

Поглощается углекислый газ.

Какой газ выделяется?

Выделяется углекислый газ.

Для осуществления фотосинтеза необходим свет.

Происходит в течение всего времени суток – постоянно.

Что происходит с органическими веществами?

Образуются органические вещества.

Органические вещества расходуются.

Для самопроверки, ребята, поменяйтесь таблицами. Первая группа- со второй, третья группа - с четвертой и проверьте правильность заполнения таблицы.

Заполненная таблица открывается на проекционном экране.

Сделайте вывод о различии и взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.

Вывод: фотосинтез и дыхание – это два противоположных процесса. (Слайд 14)

Домашнее задание. (Слайд 15)

Изучить §24. Провести дома опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ.

Разработка урока

Цели урока: Дидактическая: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися результатов:

Предметные результаты:

- выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание); - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

Метапредметные результаты: - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Личностные результаты: – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов; – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса;

Регулятивные:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Задачи урока :

Методы обучения:

Организации и осуществления УВП : словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.

Тип урока: Комбинированный.

Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения: Ученик – учитель. Класс – учитель. Ученик – ученик.

Средства обучения:

· Учебник Н.И. Сонин Биология. Живой организм.М. Дрофа 2016

· Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.

Психологический аспект урока: Восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Владимир Семенович Высоцкий

1. Оргмомент

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка эксперимента : Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.

Предполагаемый ответ учащихся : нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

2. Актуализация и пробное учебное действие Слайд №2

Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".

Для работы нам потребуется Слайд №3

3. Выявление места и причины затруднения Слайд №4

Создание проблемной ситуации - Работы Пристли: Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

У нас возникла проблема:

Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.

5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания ( Изучение нового материала)

1. Работа с текстом учебника Слайд №5

Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Запустить в/фрагмент со слайда №6

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле. Слайд №7

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.

Со слайда №8 Сделать записи в тетрадь

3 . Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

Читайте также: