Конспект урока звук и буква и закрепление

Обновлено: 07.07.2024

Цель:Создать условия для закрепления знаний о буквах Й, й и звуке [й].

  • Создать условие для закрепления умения распознавать звук [й] в словах вне слияния, определять место звука [й] в словах.
  • Совершенствовать умение читать слова, текст с буквой й, отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Совершенствовать умение составлять схемы слов со звуком [й].
  • Создать условия для самоконтроля и самооценивания.

- презентация к уроку;

- электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого “Обучение грамоте”;

I. Организационный момент.

- Очень хочется, чтобы урок получился интересным и доставил Вас удовольствие. Вы готовы? Тогда начинаем.

II. Актуализация знаний.(Слайд 3)

- Ой, а к нам гости пришли! Ребята, вы узнали их? / Да.Это буквы./

- Назовите их (хором проговаривают).

- Посмотрите внимательно. Какая буква заблудилась?/Ё – гласная/(Слайд 4)

- А что вы знаете про эту гласную? /буква Ё обозначает один звук после согласной и два звука, если стоит в начале слова, после гласной или после Ь/

- Спасибо. Нам эта информация очень пригодится на уроке.

- Какая ещё буква заблудилась? /Ч обозначает согласный глухой звук/

Й З (Слайд 5)

- А одинаковые характеристики мы можем дать оставшимся звукам, которые обозначают эти буквы? /Нет. Й обозначает согласный непарный звук, а З - парный/

- Молодцы! Вы всё правильно говорили, т. к. были внимательны на прошлых уроках.

- Так напомните, что это за буква? /Буква Й/(Слайд 6)

- Какой звук она обозначает? /Звук [й']/

- Охарактеризуйте звук [й']./Он согласный, звонкий и всегда мягкий/(Слайд 7)

III. Определение темы урока.

- Кто уже догадался, какой звук и какая буква, дежурные на уроке?(Слайд 8)

- А теперь давайте выберем, чему вы хотите научиться на уроке?

(лист самооценки) (Слайд 9)

IV. Работа по теме урока.

Выделение звука [й'] в словах.(Слайд 10)

КАРТИНКИ: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей.

- А вот ещё гости, наши меньшие братья! Кто это? /Животные, птицы:сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей/.

- Ребята, выберите тех животных, в названии которых вы услышали звук [й'].

ЗАЙКА ВОРОБЕЙ ЁЖИК (Слайд 11)

- Определите место звука [й']в словах?

- А какая буква обозначает звук [й']? /Буква Й/

- Ничего не понимаю! Но причём здесь слово ЁЖИК? Букву Й я не вижу, а звук слышу во всех словах.(Слайд 12)

/ Ё в начале слова обозначает два звука [ЙО

- А в каких ещё случаях это происходит? /после гласной и после Ь знака/

- А какие ещё изученные нами гласные свершают такие чудеса? /Е, Я/

- Молодцы! Давайте отдохнём!

Играем вместе (электронное приложение)

- Человечки устали сидеть на полочке, давайте им поможем сойти вниз./спускаем по очереди человечков в кресло или на тумбу/

- А почему же они все оказались в кресле? /звук [й'] всегда мягкий/

Работа со схемами (схемы начерчены на доске и у каждого ученика на листке, слова к ним спрятаны в загадках)

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (ЧАЙНИК)

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется . (ТРАМВАЙ)

Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (рыба ЁРШ)

Нас зимою укрывало
С мягким ворсом . (ОДЕЯЛО)

Папа, мама, брат и я –
Это дружная . (СЕМЬЯ)

- Ой, ребята, я так увлеклась загадками, что все отгадки перепутала. Что же теперь делать? /поменять их местами/

- Выручайте, друзья! (дети подбирают к словам соответствующие схемы)

- Какие вы у меня молодцы! А теперь на своих схемах определите место нашего дежурного звука и закрасьте его.(взаимопроверка)

Развитие речи учащихся (электронное приложение)

- Рассмотрите картинку. Давайте составим рассказ.

ФИЗМИНУТКА “Топ - топ”(Слайд 13)

- Хорошо! А теперь давайте прочитаем рассказ, который предлагает к этим картинкам автор.

5. Работа с текстом.(электронное приложение)

- чтение по цепочке,

- беседа по содержанию:

- Чем занимались зайцы?

- Что произошло с водой? / вода замёрзла/

- А почему? /был сильный мороз/

- Какой получился каток у зайцев?

6. Работа с пословицами (Слайд 14)

- Составьте из слов предложение. (работа в парах)

- Что у вас получилось? /пословица/

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 15)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

  • Один за всех, и все за одного.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Умей дружбой дорожить.
  • Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
  • Один в поле не вои

V. Подведение итогов урока

- Молодцы! А сейчас хочется посмотреть, какие вы были внимательные и чему научились на уроке.

- Найдите в пословице слова с буквой Й.

- А что вы знаете о букве Й?(Слайд 16)

- В каких словах нет буквы Й, а звук [й'] слышим.

- Кому понравилось работать на уроке? Что больше всего понравилось?

А теперь отметьте, чему вы научились на уроке? (работа на листе самооценки, заселяют букву Й в домик) (Слайд 17)

- За то, что вы так хорошо и дружно поработали, буква Й приготовила вам сюрприз.

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

Воспитатель:

- Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Воспитатель:

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Воспитатель:

Давайте запомним это слово.

- Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Воспитатель:

- Когда мы произносим звук (И, то:

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?

Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.

6. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

7. Игра на закрепление места звука (И) в словах "Угадай звук"

Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.

8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.

Воспитатель:

МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА

9. Физкультминутка

Ира, Инна и Иван

На местах остановились. (соответствующие движения)

10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Из слогов составить отгадки на загадки:

Все пробует на зуб:

И сосну, и клен, и дуб. (Пила)

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Ну, конечно, - это (Кит)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет -

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной)

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.

-Максим будет звуком- Т, Ангелина - И, Артем – К.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

11. Работа в тетрадях

Воспитатель:

12. Подведение итогов:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Звук [и]. Буква И, и. Закрепление

Цель: создать условия для закрепления работы со звуком[и] и буквами И,и .

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Звенит заливистый звонок,

Он зовёт ребят на урок.

Дети все уже стоят

На учителя глядят.

- Приведите рабочее место в порядок.

- Ребята, сегодня у нас гости на уроке: заместитель директора по учебно – воспитательной работе Юлия Васильевна Живчин, завуч начальной школы. Повернитесь, поприветствуйте гостью. Повернитесь к учителю.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

- Начнём урок с разминки!

Актуализация знаний.

Развитие речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика.

- Поработаем над правильным дыханием. Представьте, что у вас день рождения и нужно задуть свечу на торте. Дуть нужно плавно, медленно.

2.Артикуляционная разминка.

3.Работа над дикцией. Разучивание скороговорки.

У ёлки иголки колки.

- Какие знакомые звуки вы услышали в словах скороговорки? Обозначьте их буками и покажите на веерах: [о], [и]

- Какой звук вы изучили на прошлом уроке ? ( [и])

- В каких словах скороговорки встретился звук [и]? ( Ёлки, иголки, колки)

- Какой он, этот звук? Докажите. ( Гласный - тянется, в голосе нет преград; слогообразующий, ударный и безударный, в схеме обозначается красным цветом. )

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Какова тема нашего урока? ( Продолжить изучение звука[и] и буквы И,и . Характеризовать звук , находить в слого –звуковых схемах, распознавать его на слух в словах, в слияниях, обозначать его буквами И, и , находить букву И на ленте букв; моделировать предложения в соответствии со схемами. Сегодня повторим всё изученное, приведём свои знания в систему).

Работа с книгой.

- Откроем Азбуку по закладке на стр. 28. Обсудим тему урока.

-Прочитайте пословицу вверху страницы. ( Читающие дети)

А) - Нет друга — ищи, а нашёл - береги . Почему так говорят?

(Дружбу надо беречь, не конфликтовать, если поссорились – мириться. Б ез друзей человек не сможет прожить в одиночестве. Если он останется один, то мир станет для него серым и мрачным. А если рядом друг, то люди становятся смелее, отважнее, счастливее.)

Б) - Дело учит, дело мучит, дело кормит . Объясните смысл пословицы. ( Дело учит , как надо трудиться. Дело мучит потому, что дело сложное. Кормит - потому, что мы получаем что заслуживаем. )

- Какие знакомые звуки вы услышали в словах пословиц? Обозначьте их буками и покажите на веерах: [о], [и], [а]

Первичное закрепление в знакомой ситуации

На доске перевёрнуты карточки с иллюстрациями слов, слоги которых рассыпались.

- Внимание, посмотрите на доску. Что изображено на карточках? ( Слоги)

- Что с ними случилось? (Они рассыпались)

- Стрелочки – помощницы показывают выход из затруднения. Кто догадался, какие слова рассыпались? ( Брус – ни - ка, сли-ва, ли-па)

- Составьте слова, объясните их значение.

Ученик у доски по стрелочкам передвигает указку и читает слова.

-Разделите слова на слоги. Сколько в слове слогов?

- Поставьте ударение. На какой слог падает ударение?

- В каком слоге слышите звук [и]?

- Произнесите ударный звук. Что обозначает это слово? ( Добавить изображение на доске)

- Что объединяет все эти слова? ( Ударный звук [и] )

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

А) Слого – звуковой разбор слова.

- Составьте схему слова ВИШНИ. ( Добавить изображение на доске)

-Произнесём слово . Поделим на слоги. Сколько слогов? Докажите .

-Поставим ударение. На какой слог падает ударение? Докажите.

-Назовите первый слог: ВИШ. Сколько звуков в первом слоге? (3)

-Назовите звуки по порядку, характеризуя их. Откроем набор карточек. Выделим первый звук, второй, третий:

[в , ]- согласный ,мягкий;

[ш] – согласный, твёрдый;

-Что можно сказать о первом слоге? ( В первом слоге слияние -ВИ- и ещё примыкает согласный звук. )

-Назовите второй слог: НИ. Сколько звуков в втором слоге? (2)

- Назовите звуки по порядку, характеризуя их:

[н , ]- согласный ,мягкий;

-Что можно сказать о втором слоге? ( Слог - НИ - является слиянием ).

- Назовите слоги-слияния. Какие гласные звуки слышите? Где слышите звук [и]? (После согласных звуков.)

- Как при этом произносятся согласные звуки? (Мягко.)

- Мудрая сова просит обратить внимание на стр.29.

Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Б) Работа с предложением.

- Придумайте предложение со словом ВИШНИ. ( Вишни сладкие и вкусные. Вишни поспели.)

- Запишите в тетради схему первого предложения. ( Учитель на доске)

- Что нужно знать при оформлении предложения? (Начало пишем с большой буквы, в конце ставим точку.)

-Найдите слово, которое состоит из одной буквы. (Это третье слово и.)

- Что нового мы узнали о звуке [и]? (Звук [и] может обозначать целое слово.)

В) Работа с Азбукой стр.30.

- Составьте предложения к картинке на середине листа стр. 30.

- Куда собрался мальчик ? Что у него за плечами? Что он взял с собой в школу? Как одним словом назовёте эти предметы? (Учебные вещи, принадлежности.)

- Я перечислю учебные принадлежности, а вы обозначьте буквами с помощью вееров гласные звуки [и], которые услышите в словах: карандаш, ластик, альбом, книга.

- К слогу добавьте слог так, чтобы получилось слово.

Фи (филин), ли (лиса), хи (хит), ти (тина), зи (зима), ми (мина), си (сила), ки (кит), ди (диван).

— Как согласный звук читается с гласным [и]? Посадим слоги-слияния на мягкий диванчик.

- Без чего не может жить человек? (Без имени.)

-Поднимите руку, чьё имя начинается со звука [и]? (Иван, Ирина.)

- С какой буквы мы начали бы писать эти имена людей? (С заглавной И .)

- Как называются имена людей ? (Именами собственными. Они принадлежат одному человеку. Это - его собственное имя.)

- Как называется эта сказка?

-Правильно ли расположены иллюстрации к сказке?

-Этот ряд картинок к тексту называется картинным планом. Давайте её прочитаем и перескажем.

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. Вот и сказке Лиса и журавль конец, а кто слушал - молодец!

(Работа по заданию Азбукистр.31)

4. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какие вы буквы выучили? (Гласные: А, О, И)

- Какую пословицу можно вспомнить, когда хорошо сделана вся работа?

- Что ещё может обозначать одна буква и? (Целое слово.)

- Оцените свою работу на уроке. (Смайлики )

- Я тоже хочу отметить работу на уроке следующих ребят…

Урок 19. гласный звук [и], БУКВА Ии
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о гласном звуке [и], букве Ии; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование : учебник; предметные картинки.

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Постановка целей и задач урока.

– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)

– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? ([и].)

– Какой буквой на письме обозначаем звук [и]? (Буквой Ии. Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Ии.)

■ Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).

Задание : найти и обвести в кружок встретившиеся буквы И.

Примечание . Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

Введение понятия о многозначности слова.

Физкультминутка

Упражнение в чтении.

На доске размещаются рисунки, на которых изображены шарф и шапка. Между рисунками напечатана буква И. После второго рисунка ставится точка.

Аналогичная работа проводится с другими предметными картинками. Например : Карандаш и ручка. Портфель и пенал.

Распознавание звука [и].

 Работа по учебнику: с. 34.

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Грабли, рубанок, клещи, пила.)

– Как назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.)

– В названии каких инструментов есть звук [и]? (Грабли, клещи, пила.)

– В названии какого инструмента звук [и] отсутствует? (Рубанок.)

Физкультминутка

■ Развитие связной речи учащихся.

 Работа по учебнику: с. 35.

– О чем эта сказка?

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

– Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

– Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

Читайте также: