Конспект урока звук и буква и закрепление
Обновлено: 07.07.2024
Цель:Создать условия для закрепления знаний о буквах Й, й и звуке [й].
- Создать условие для закрепления умения распознавать звук [й] в словах вне слияния, определять место звука [й] в словах.
- Совершенствовать умение читать слова, текст с буквой й, отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Совершенствовать умение составлять схемы слов со звуком [й].
- Создать условия для самоконтроля и самооценивания.
- презентация к уроку;
- электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого “Обучение грамоте”;
I. Организационный момент.
- Очень хочется, чтобы урок получился интересным и доставил Вас удовольствие. Вы готовы? Тогда начинаем.
II. Актуализация знаний.(Слайд 3)
- Ой, а к нам гости пришли! Ребята, вы узнали их? / Да.Это буквы./
- Назовите их (хором проговаривают).
- Посмотрите внимательно. Какая буква заблудилась?/Ё – гласная/(Слайд 4)
- А что вы знаете про эту гласную? /буква Ё обозначает один звук после согласной и два звука, если стоит в начале слова, после гласной или после Ь/
- Спасибо. Нам эта информация очень пригодится на уроке.
- Какая ещё буква заблудилась? /Ч обозначает согласный глухой звук/
Й З (Слайд 5)
- А одинаковые характеристики мы можем дать оставшимся звукам, которые обозначают эти буквы? /Нет. Й обозначает согласный непарный звук, а З - парный/
- Молодцы! Вы всё правильно говорили, т. к. были внимательны на прошлых уроках.
- Так напомните, что это за буква? /Буква Й/(Слайд 6)
- Какой звук она обозначает? /Звук [й']/
- Охарактеризуйте звук [й']./Он согласный, звонкий и всегда мягкий/(Слайд 7)
III. Определение темы урока.
- Кто уже догадался, какой звук и какая буква, дежурные на уроке?(Слайд 8)
- А теперь давайте выберем, чему вы хотите научиться на уроке?
(лист самооценки) (Слайд 9)
IV. Работа по теме урока.
Выделение звука [й'] в словах.(Слайд 10)
КАРТИНКИ: сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей.
- А вот ещё гости, наши меньшие братья! Кто это? /Животные, птицы:сорока, ёжик, дятел, зайка, воробей/.
- Ребята, выберите тех животных, в названии которых вы услышали звук [й'].
ЗАЙКА ВОРОБЕЙ ЁЖИК (Слайд 11)
- Определите место звука [й']в словах?
- А какая буква обозначает звук [й']? /Буква Й/
- Ничего не понимаю! Но причём здесь слово ЁЖИК? Букву Й я не вижу, а звук слышу во всех словах.(Слайд 12)
/ Ё в начале слова обозначает два звука [ЙО
- А в каких ещё случаях это происходит? /после гласной и после Ь знака/
- А какие ещё изученные нами гласные свершают такие чудеса? /Е, Я/
- Молодцы! Давайте отдохнём!
Играем вместе (электронное приложение)
- Человечки устали сидеть на полочке, давайте им поможем сойти вниз./спускаем по очереди человечков в кресло или на тумбу/
- А почему же они все оказались в кресле? /звук [й'] всегда мягкий/
Работа со схемами (схемы начерчены на доске и у каждого ученика на листке, слова к ним спрятаны в загадках)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (ЧАЙНИК)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется . (ТРАМВАЙ)
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (рыба ЁРШ)
Нас зимою укрывало
С мягким ворсом . (ОДЕЯЛО)Папа, мама, брат и я –
Это дружная . (СЕМЬЯ)
- Ой, ребята, я так увлеклась загадками, что все отгадки перепутала. Что же теперь делать? /поменять их местами/
- Выручайте, друзья! (дети подбирают к словам соответствующие схемы)
- Какие вы у меня молодцы! А теперь на своих схемах определите место нашего дежурного звука и закрасьте его.(взаимопроверка)
Развитие речи учащихся (электронное приложение)
- Рассмотрите картинку. Давайте составим рассказ.
ФИЗМИНУТКА “Топ - топ”(Слайд 13)
- Хорошо! А теперь давайте прочитаем рассказ, который предлагает к этим картинкам автор.
5. Работа с текстом.(электронное приложение)
- чтение по цепочке,
- беседа по содержанию:
- Чем занимались зайцы?
- Что произошло с водой? / вода замёрзла/
- А почему? /был сильный мороз/
- Какой получился каток у зайцев?
6. Работа с пословицами (Слайд 14)
- Составьте из слов предложение. (работа в парах)
- Что у вас получилось? /пословица/
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Слайд 15)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Один за всех, и все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Умей дружбой дорожить.
- Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
- Один в поле не вои
V. Подведение итогов урока
- Молодцы! А сейчас хочется посмотреть, какие вы были внимательные и чему научились на уроке.
- Найдите в пословице слова с буквой Й.
- А что вы знаете о букве Й?(Слайд 16)
- В каких словах нет буквы Й, а звук [й'] слышим.
- Кому понравилось работать на уроке? Что больше всего понравилось?
А теперь отметьте, чему вы научились на уроке? (работа на листе самооценки, заселяют букву Й в домик) (Слайд 17)
- За то, что вы так хорошо и дружно поработали, буква Й приготовила вам сюрприз.
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
Воспитатель:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Воспитатель:
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Воспитатель:
Давайте запомним это слово.
- Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
4. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Воспитатель:
- Когда мы произносим звук (И, то:
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?
-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.
-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)
5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.
-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?
Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.
6. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Да крошка Тимошка!
7. Игра на закрепление места звука (И) в словах "Угадай звук"
Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.
8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.
Воспитатель:
МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА
9. Физкультминутка
Ира, Инна и Иван
На местах остановились. (соответствующие движения)
10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.
Из слогов составить отгадки на загадки:
Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб. (Пила)
Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Ну, конечно, - это (Кит)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной)
Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.
-Максим будет звуком- Т, Ангелина - И, Артем – К.
Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
11. Работа в тетрадях
Воспитатель:
12. Подведение итогов:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 2. Звук [и]. Буква И, и. Закрепление
Цель: создать условия для закрепления работы со звуком[и] и буквами И,и .
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звенит заливистый звонок,
Он зовёт ребят на урок.
Дети все уже стоят
На учителя глядят.
- Приведите рабочее место в порядок.
- Ребята, сегодня у нас гости на уроке: заместитель директора по учебно – воспитательной работе Юлия Васильевна Живчин, завуч начальной школы. Повернитесь, поприветствуйте гостью. Повернитесь к учителю.
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А активно отвечать!
- Начнём урок с разминки!
Актуализация знаний.
Развитие речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика.
- Поработаем над правильным дыханием. Представьте, что у вас день рождения и нужно задуть свечу на торте. Дуть нужно плавно, медленно.
2.Артикуляционная разминка.
3.Работа над дикцией. Разучивание скороговорки.
У ёлки иголки колки.
- Какие знакомые звуки вы услышали в словах скороговорки? Обозначьте их буками и покажите на веерах: [о], [и]
- Какой звук вы изучили на прошлом уроке ? ( [и])
- В каких словах скороговорки встретился звук [и]? ( Ёлки, иголки, колки)
- Какой он, этот звук? Докажите. ( Гласный - тянется, в голосе нет преград; слогообразующий, ударный и безударный, в схеме обозначается красным цветом. )
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Какова тема нашего урока? ( Продолжить изучение звука[и] и буквы И,и . Характеризовать звук , находить в слого –звуковых схемах, распознавать его на слух в словах, в слияниях, обозначать его буквами И, и , находить букву И на ленте букв; моделировать предложения в соответствии со схемами. Сегодня повторим всё изученное, приведём свои знания в систему).
Работа с книгой.
- Откроем Азбуку по закладке на стр. 28. Обсудим тему урока.
-Прочитайте пословицу вверху страницы. ( Читающие дети)
А) - Нет друга — ищи, а нашёл - береги . Почему так говорят?
(Дружбу надо беречь, не конфликтовать, если поссорились – мириться. Б ез друзей человек не сможет прожить в одиночестве. Если он останется один, то мир станет для него серым и мрачным. А если рядом друг, то люди становятся смелее, отважнее, счастливее.)
Б) - Дело учит, дело мучит, дело кормит . Объясните смысл пословицы. ( Дело учит , как надо трудиться. Дело мучит потому, что дело сложное. Кормит - потому, что мы получаем что заслуживаем. )
- Какие знакомые звуки вы услышали в словах пословиц? Обозначьте их буками и покажите на веерах: [о], [и], [а]
Первичное закрепление в знакомой ситуации
На доске перевёрнуты карточки с иллюстрациями слов, слоги которых рассыпались.
- Внимание, посмотрите на доску. Что изображено на карточках? ( Слоги)
- Что с ними случилось? (Они рассыпались)
- Стрелочки – помощницы показывают выход из затруднения. Кто догадался, какие слова рассыпались? ( Брус – ни - ка, сли-ва, ли-па)
- Составьте слова, объясните их значение.
Ученик у доски по стрелочкам передвигает указку и читает слова.
-Разделите слова на слоги. Сколько в слове слогов?
- Поставьте ударение. На какой слог падает ударение?
- В каком слоге слышите звук [и]?
- Произнесите ударный звук. Что обозначает это слово? ( Добавить изображение на доске)
- Что объединяет все эти слова? ( Ударный звук [и] )
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
А) Слого – звуковой разбор слова.
- Составьте схему слова ВИШНИ. ( Добавить изображение на доске)
-Произнесём слово . Поделим на слоги. Сколько слогов? Докажите .
-Поставим ударение. На какой слог падает ударение? Докажите.
-Назовите первый слог: ВИШ. Сколько звуков в первом слоге? (3)
-Назовите звуки по порядку, характеризуя их. Откроем набор карточек. Выделим первый звук, второй, третий:
[в , ]- согласный ,мягкий;
[ш] – согласный, твёрдый;
-Что можно сказать о первом слоге? ( В первом слоге слияние -ВИ- и ещё примыкает согласный звук. )
-Назовите второй слог: НИ. Сколько звуков в втором слоге? (2)
- Назовите звуки по порядку, характеризуя их:
[н , ]- согласный ,мягкий;
-Что можно сказать о втором слоге? ( Слог - НИ - является слиянием ).
- Назовите слоги-слияния. Какие гласные звуки слышите? Где слышите звук [и]? (После согласных звуков.)
- Как при этом произносятся согласные звуки? (Мягко.)
- Мудрая сова просит обратить внимание на стр.29.
Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Б) Работа с предложением.
- Придумайте предложение со словом ВИШНИ. ( Вишни сладкие и вкусные. Вишни поспели.)
- Запишите в тетради схему первого предложения. ( Учитель на доске)
- Что нужно знать при оформлении предложения? (Начало пишем с большой буквы, в конце ставим точку.)
-Найдите слово, которое состоит из одной буквы. (Это третье слово и.)
- Что нового мы узнали о звуке [и]? (Звук [и] может обозначать целое слово.)
В) Работа с Азбукой стр.30.
- Составьте предложения к картинке на середине листа стр. 30.
- Куда собрался мальчик ? Что у него за плечами? Что он взял с собой в школу? Как одним словом назовёте эти предметы? (Учебные вещи, принадлежности.)
- Я перечислю учебные принадлежности, а вы обозначьте буквами с помощью вееров гласные звуки [и], которые услышите в словах: карандаш, ластик, альбом, книга.
- К слогу добавьте слог так, чтобы получилось слово.
Фи (филин), ли (лиса), хи (хит), ти (тина), зи (зима), ми (мина), си (сила), ки (кит), ди (диван).
— Как согласный звук читается с гласным [и]? Посадим слоги-слияния на мягкий диванчик.
- Без чего не может жить человек? (Без имени.)
-Поднимите руку, чьё имя начинается со звука [и]? (Иван, Ирина.)
- С какой буквы мы начали бы писать эти имена людей? (С заглавной И .)
- Как называются имена людей ? (Именами собственными. Они принадлежат одному человеку. Это - его собственное имя.)
- Как называется эта сказка?
-Правильно ли расположены иллюстрации к сказке?
-Этот ряд картинок к тексту называется картинным планом. Давайте её прочитаем и перескажем.
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. Вот и сказке Лиса и журавль конец, а кто слушал - молодец!
(Работа по заданию Азбукистр.31)
4. Рефлексия учебной деятельности
- Ребята, какие вы буквы выучили? (Гласные: А, О, И)
- Какую пословицу можно вспомнить, когда хорошо сделана вся работа?
- Что ещё может обозначать одна буква и? (Целое слово.)
- Оцените свою работу на уроке. (Смайлики )
- Я тоже хочу отметить работу на уроке следующих ребят…
Урок 19. гласный звук [и], БУКВА Ии
(закрепление)
Цели : закрепить знания учащихся о гласном звуке [и], букве Ии; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование : учебник; предметные картинки.
I. Мобилизующая часть урока .
II. Актуализация опорных знаний .
Постановка целей и задач урока.
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? ([и].)
– Какой буквой на письме обозначаем звук [и]? (Буквой Ии. Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Ии.)
■ Работа учащихся с корректурной пробой (см. Приложение).
Задание : найти и обвести в кружок встретившиеся буквы И.
Примечание . Работа выполняется в течение 4 минут под музыку.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
Введение понятия о многозначности слова.
Физкультминутка
Упражнение в чтении.
На доске размещаются рисунки, на которых изображены шарф и шапка. Между рисунками напечатана буква И. После второго рисунка ставится точка.
Аналогичная работа проводится с другими предметными картинками. Например : Карандаш и ручка. Портфель и пенал.
Распознавание звука [и].
Работа по учебнику: с. 34.
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Грабли, рубанок, клещи, пила.)
– Как назвать эти предметы одним словом? (Инструменты.)
– В названии каких инструментов есть звук [и]? (Грабли, клещи, пила.)
– В названии какого инструмента звук [и] отсутствует? (Рубанок.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 35.
– О чем эта сказка?
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
– Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
– Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
Читайте также: