Конспект урока звук и буква д
Обновлено: 22.07.2024
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема: Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.
Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д;
Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
Развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
Задачи урока.
1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся
Оборудование: доска, проектор, компьютер, интерактивная доска, слоговая таблица, фишки для создания звуковых схем, запись звуков дятла в лесу, дидактический материал.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
Актуализация опорных знаний.
Психологическая установка на работу
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Для того, чтобы сделать шаг в перёд, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем.
- На уроках обучения грамоте мы учимся:
- грамотно говорить;
- читать слоги, слова предложения;
- узнавать звуки и буквы, которые их обозначают
- Для чего на это надо?
- чтобы мы были умными, образованными, много знали…
- чтобы нас понимали…
3. Изучение нового материала.
- К нам на урок пришёл гость, а кто он догадайтесь сами посмотрев небольшое видео
- Кто автор этого произведения?
Корней Иванович Чуковский Корне́й Ива́нович Чуко́вский (настоящее имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в , 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва) русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской
- Какие ещё его произведения вы читали?
- Доктор Айболит предлагает нам для начала подготовить свой речевой аппарат к чтению.
2) Работа над чистоговоркой
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
- Прочитаем как медведь, лисица, как капельки дождя.
3) Чтение слоговых таблиц.
4) Подготовка к изучению звуков и буквой, которая их обозначает.
- Сегодня Доктор Айболит познакомит нас с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А вот с какими вы определите сами.
У дома сидит … - Какие первые звуки вы услышали?
- Что вы можете о них сказать?
- Произнесём 1 звуки в 1 и 3 слова. Чем эти звуки похожи? Что у них общего? (Есть преграда. Это согласные звуки.) Чем отличаются? (Д – твёрдый, д , - мягкий).
- Произнесём эти звуки. Руки положите на горлышко. Что вы заметили? (Дрожание). Это дрожат голосовые связки. Как произносим эти звуки с голосом или без? (С голосом). Какие это звуки – звонкие или глухие? (Звонкие). Как обозначаем звонкость у д? (Шапочка – звоночек).
- Оденьте нашего Звуковичка - Составьте звуковые схемы слов дом дятел.
- На какой слог падает ударение?
- В каком слове твёрдый звук [д] , а в каком мягкий [д]?
- Звуки [д] [д] на письме обозначаются буквой Д.
- Вот так выглядит буква Д.
- Послушайте стихотворение о букве.
Дом с остроконечной крышей,
Данный дом других повыше,
Буква Д – добротный дом,
Доброта и дружба в нём!
- У вас на партах лежат полоски соберите с помощью них букву Д.
10) Письмо маленькой печатной буквы д.
11) Вместе с Доктором Айболитом прочитаем слоги с буквой д.
12) Дифференцированная работа.
- У кого на парте зелёный кружочек – тот читает слова.
- У кого на парте жёлтый кружочек – тот читает слоги.
13) Выборочная работа по тексту, словам и слогам.
14) Развитие речи.
- Ребята, кто такой дятел?
- Как называют ещё дятла?
- Опишите его.
Послушайте. (звуки: дятел в лесу). Он очень хочет с вами познакомиться.
Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.
А что вы знает про дятла?
Как вы думаете, где можно найти такие интересные сведения про дятла? (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя).
Что мы должны знать и уметь, чтобы подготовить самостоятельно такой проект?
(должны хорошо читать, научиться работать с текстом)
- С какой буквой мы познакомились на уроке?
Удалось ли нам открыть тайны буквы Д?
Расскажите, какой звук обозначает буква Д.
- Продолжите предложение, чем дольше мы путешествуем по страницам наших книг…
Что не получилось? У кого были затруднения на каком то этапе урока?
-Покажите мне своё настроение. Расскажите, что понравилось на уроке, кто нас особенно порадовал.
Цель: Познакомить детей со звуком Д, буквой Д.
-Дать характеристику звуку Д и анализ букве Д.
-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.
-Развивать фонематический и речевой слух.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
-Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов.
-Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях.
-Упражнять в составлении слов из букв разрезной азбуки.
-Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.
- Развивать коммуникативные качества
-Воспитывать интерес к чтению, родному языку.
Материалы: слоговая таблица, карточки со слогами, карточка с буквой Д большого размера, загадки, скороговорка, разрезные азбуки на каждого ребёнка, карточки с картинками.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, скороговорки.
Ход НОД:
Ребята, отгадайте загадку:
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это (дом)
Молодцы! А давайте мы с вами построим свой дом.
На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
Ну, а к дому путь закрыт.
(Обе руки повернуты ладонями
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно
В этот домик приглашаем.
Какой дом мы с вами построили! Ребята, скажите, какой первый звук в слове дом вы слышите (Д)
1)Характеристика звука Д.
Мы сегодня познакомимся со звуком Д и буквой Д.
Послушайте, как я произношу этот звук и скажите, какой это звук - гласный или согласный (согласный).Почему?
-Звонкий или глухой? (звонкий)
Давайте представим, что мы забиваем гвоздь в стену молотком. Молоток звучит громко и звонко д-д-д (дети имитируя забивание гвоздя, бьют кулачком о кулачок).Что делает кончик языка, когда мы говорим д-д-д?
(стучит в бугорки за верхними зубами)
2) Ребята, хотите поиграть?
Дети встают в круг.
Дятел дерево долбит,
День- деньской кору дробит.
Дятел лечит старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
(следить, чтобы дети произносили скороговорку спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)
Игру повторить 2 раза.
Какой звук в этой скороговорке произносится чаще всего? (Д)
А в ваших именах есть звук Д?
Ребята, я приготовила для вас новые картинки. Давайте. Подойдём к доске и посмотрим на них.
Показать детям картинки и предложить определить, есть ли в названиях изображённых на картинках предметах звук Д ( картинки: Яблоко, Дерево, Ёжик, Верблюд, Подушка).
Определите, где находится звук Д в этих словах - в начале, середине или в конце слова.
Дети садятся на стульчики.
3)Анализ буквы Д.
Посмотрите внимательно на буквенное изображение звука Д. Это буква Д.
На что похожа буква Д?
Дети рассматривают букву и выявляют её сходство с домиком, выделяют элементы буквы. Давайте, пропишем букву Д в воздухе.
4) Сейчас мы будем читать слоги и договаривать их до целого слова.
Слоги ДА, ДО, ДУ, ДИ.
5)А теперь мы почитаем по слоговой таблице слоги и слова. (слоги СА, ДАР, ДО, ПО, МУШ,ДИ,ДО,МИ,КИ. Слова САДИКИ, ДОМИКИ, ПОДАРКИ, КОРМУШКИ, САМИ, КИСА)
Посмотрите внимательно, какие слова спрятались в слове КОРМУШКА? (корм и мушка)
Я колю, колю дрова.
Я колю на чурочки
Для маленькой печурочки.
(Имитирующие движения).
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
(соответствующие движения)
8) Индивидуальная работа по разрезным азбукам за столами.
Послушайте задание: отгадайте загадки и составьте отгадки из букв :
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес и исчез.
Тянется, как нитка, а в клубок не смотаешь.
Чтение карточек с трёхбуквенными словами.
3. Заключительная часть
Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?
Что вам сегодня понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось играть с вами. Вы все молодцы. Какое у вас настроение? А о чём бы вы хотели рассказать сегодня вашим родителям и друзьям? Мы сегодня отгадывали загадку про дом и строили дом из пальчиков. Давайте, когда вы отдохнёте, мы построим дом из мягких модулей для наших игрушек.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Конспект урока письма для 1 класса:
Буква Д и её звуки .
Исполнитель:
учитель начальных классов
Тип урока: изучение нового.
Время: 40 мин.
Цель: формирование первоначальных знаний о букве Д и её звуках.
1. понимание учащимися значение буквы Д и звуков д, д’ .
2. Развивать грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность.
3. воспитать интерес к дальнейшему изучению данного предмета.
Организационный этап.
- приветствие.
Улыбнёмся друг, другу, ребята.
Сядем поудобнее, смотрим на меня.
Повторяем за мной:
“ Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза)
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я готов к работе.
2. Повторение изученного материала.
(На магнитной доске расположены буквы)
(Буквы красные, сине-зелёные, буква Д самая нарядная (из фольги) она украшена цветами.)
Учитель: Прочитайте хором все изученные буквы.
Учитель: Разделите все эти буквы на две группы по общему признаку.
Дети : Красным цветом обозначены буквы гласных звуков. (Называют звуки).Сине-зелёным цветом обозначены буквы согласных звуков.
Учитель: Почему согласные буквы обозначены разным цветом?
Дети: Эти буквы имеют два согласных звука: твёрдый и мягкий.
Твёрдые звуки обозначены, синим цветом, мягкие - зелёным.
(Дети называют твёрдые и мягкие звуки у каждой буквы).
Учитель: Покажите самую нарядную букву. (Дети показывают букву Д - похожую на дом, буква украшена разноцветными цветами).
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эта буква самая нарядная?
Дети: У этой буквы сегодня “День рождения”.
Учитель: Да, ребята, мы с вами сегодня приглашены на “День рождения” буквы. (На “День рождения” принято дарить подарок, а лучшим нашим подарком будут наши знания и умения).
Фонетическая Зарядка.
Учитель: Как дудят в дудочку? (Рисунок 1.).
Дети : Ду-ду-ду.
Учитель: Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Рисунок 2.)
Дети : Динь-динь-динь.
Учитель: Какие звуки слышим в начале этих слов?
Дети: [д], [д’].
Учитель: Ребята, подумайте и назовите тему нашего урока.
Дети: Тема нашего урока: “Буква Д и звуки, которые она обозначает”
Учитель: Правильно. Давайте вместе с вами составим опорную схему целей нашего урока.
Дети: (Расставляют карточки соответственно целям урока.) (Рисунок 3,4,5).
Рис. 3 рис.4 рис.5
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте вместе с вами постараемся выполнить наш подарок в честь дня рождения буквы Д.
4. Изучение нового.
Учитель: Давайте вместе с вами попробуем правильно и чётко произнести чистоговорку.
1) Учитель: Ду-до-да. (Гудят провода.)
Дети: Ду-до-да - гудят провода.
Учитель: Назовите, что изображено на рисунках? (Рисунок 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.). Какой звук в словах одинаковый?
Рис. 6 рис.7 рис.8 рис.9 рис.10
Дети: Дверь, дом, дятел, дерево, два, гвоздь, девочка.
Во всех словах слышатся звуки [д], [д’]. (Дети выделяют первый звук в слове дом.)
Учитель: Что можете рассказать о звуке [д].
Дети : Он согласный, потому что при произношении язык упирается в зубы. Встречается преграда. Он твёрдый, так как за ним слышится звук [о]. При произношении слышится голос. Значит звук [д] - звонкий.
Учитель: Дайте краткую характеристику звуку [д].
Дети : Согласный, звонкий, твёрдый.
Учитель: Назовите слова, в которых есть твердый, согласный звук [д].
(Дети называют слова - дружба, помидор, два, диван, друг, солдат, дуб, дождь, декабрь и т. д.)
Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
Учитель: Какой новый звук буквы Д вы услышали?
Дети: Мы услышали звук [т’].
Учитель: Дайте характеристику этому звуку и объясните свой ответ.
Дети: Звук [т’] встречает преграду, язык при произношении упирается в зубы, значит он согласный. В конце слова мы пишем букву д а слышим ть.
Учитель: А сейчас я прочитаю отрывок сказки, которая называется “Доброе дело”.
- Запомните слова со звуками [д], [д’], которые встретятся вам в сказке.
Дети : (Называют слова в которых встречаются звуки [ д], [д’].
Учитель: Кто знает, как на письме можно обозначить звуки [д], [д’]?
Дети: Звуки [д], [д’] на письме обозначают буквой Д, д.
Учитель: (Рисунок 13.).
Вот стоит, дымок пуская
Буква Д - труба печная.
Видны за окнами дома.
И дети на дорожках.
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках.
Учитель: Покажите в алфавите букву Д.
(Дети показывают в алфавите букву Д).
5. Этап обучения письму строчной буквы д.
Учитель: сейчас мы с вами будем учиться писать строчную букву Д.
Гимнастика для кистей рук. (Дети стучат пальчиками по столу, вместе с учителем повторяют четверостишие).
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил -
Дырку в дубе он пробил.
Учитель: Посмотрите и скажите. Сколько элементов понадобится для того, чтобы составить и написать строчную букву
Дети : Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и прямой линии с закруглением внизу.
Учитель: Составьте на своём рабочем месте строчную букву д из двух элементов
Дети : ( Составляют букву из двух элементов).
Учитель: Откройте свои прописи, и по направлению стрелки, напишите строчную букву д.
Дети : (Самостоятельно пишут строчную букву д ).
6.Отгадывание загадок.
1. Много рук, а нога одна. (Дерево).
В сыру землю увяз. (Дождь).
3.Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае,
Не воротятся назад. (Дни недели).
7. Итог урока.
Учитель: Какая буква сегодня именинница?
Дети : Сегодня именинница буква Д.
Учитель: В какой наряд она одета?
Дети: Буква Д одета в сине - зелёное платье, потому что она обозначает два звука [д], [д’].
Учитель: Дайте полную характеристику этим звукам.
Дети: Звуки [д], [д’] - согласные, звонкие, в словах бывают твёрдые и мягкие.
Учитель: Так какие же подарки мы подарили нашей имениннице?
Дети: Мы познакомились с новыми звуками [д], [д’]. Узнали, что на письме эти звуки обозначаются буквой Д, научились писать строчную букву д.
Учитель : Что вам понравилось сегодня на уроке? Что больше всего запомнилось?
Конспект урока был представлен на школьном семинаре по преемственности "детский сад - школа". Может быть полезен другим учителям.
Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.
2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки синего и зеленого цветов, карточки со словами, смайлики.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Примечания
Мотивирование к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация
Читайте также: