Конспект урока звук и буква д

Обновлено: 22.07.2024

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.

Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д']и буквами Д, д;

Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;

Развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Задачи урока.

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквой Д, читать слова с этой буквой.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся

Оборудование: доска, проектор, компьютер, интерактивная доска, слоговая таблица, фишки для создания звуковых схем, запись звуков дятла в лесу, дидактический материал.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

Актуализация опорных знаний.

Психологическая установка на работу

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Для того, чтобы сделать шаг в перёд, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем.

- На уроках обучения грамоте мы учимся:

- грамотно говорить;

- читать слоги, слова предложения;

- узнавать звуки и буквы, которые их обозначают

- Для чего на это надо?

- чтобы мы были умными, образованными, много знали…

- чтобы нас понимали…

3. Изучение нового материала.

- К нам на урок пришёл гость, а кто он догадайтесь сами посмотрев небольшое видео

- Кто автор этого произведения?

Корней Иванович Чуковский Корне́й Ива́нович Чуко́вский (настоящее имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в , 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва) русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской

- Какие ещё его произведения вы читали?

- Доктор Айболит предлагает нам для начала подготовить свой речевой аппарат к чтению.

2) Работа над чистоговоркой

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

- Прочитаем как медведь, лисица, как капельки дождя.

3) Чтение слоговых таблиц.

4) Подготовка к изучению звуков и буквой, которая их обозначает.

- Сегодня Доктор Айболит познакомит нас с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А вот с какими вы определите сами.

У дома сидит … - Какие первые звуки вы услышали?

- Что вы можете о них сказать?

- Произнесём 1 звуки в 1 и 3 слова. Чем эти звуки похожи? Что у них общего? (Есть преграда. Это согласные звуки.) Чем отличаются? (Д – твёрдый, д , - мягкий).

- Произнесём эти звуки. Руки положите на горлышко. Что вы заметили? (Дрожание). Это дрожат голосовые связки. Как произносим эти звуки с голосом или без? (С голосом). Какие это звуки – звонкие или глухие? (Звонкие). Как обозначаем звонкость у д? (Шапочка – звоночек).

- Оденьте нашего Звуковичка - Составьте звуковые схемы слов дом дятел.

- На какой слог падает ударение?

- В каком слове твёрдый звук [д] , а в каком мягкий [д]?

- Звуки [д] [д] на письме обозначаются буквой Д.

- Вот так выглядит буква Д.

- Послушайте стихотворение о букве.

Дом с остроконечной крышей,

Данный дом других повыше,

Буква Д – добротный дом,

Доброта и дружба в нём!

- У вас на партах лежат полоски соберите с помощью них букву Д.

10) Письмо маленькой печатной буквы д.

11) Вместе с Доктором Айболитом прочитаем слоги с буквой д.

12) Дифференцированная работа.

- У кого на парте зелёный кружочек – тот читает слова.

- У кого на парте жёлтый кружочек – тот читает слоги.

13) Выборочная работа по тексту, словам и слогам.

14) Развитие речи.

- Ребята, кто такой дятел?

- Как называют ещё дятла?

- Опишите его.

Послушайте. (звуки: дятел в лесу). Он очень хочет с вами познакомиться.

Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.

А что вы знает про дятла?

Как вы думаете, где можно найти такие интересные сведения про дятла? (интернет, книги, спросить у взрослых, у учителя).

Что мы должны знать и уметь, чтобы подготовить самостоятельно такой проект?

(должны хорошо читать, научиться работать с текстом)

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

Удалось ли нам открыть тайны буквы Д?

Расскажите, какой звук обозначает буква Д.

- Продолжите предложение, чем дольше мы путешествуем по страницам наших книг…

Что не получилось? У кого были затруднения на каком то этапе урока?

-Покажите мне своё настроение. Расскажите, что понравилось на уроке, кто нас особенно порадовал.

Цель: Познакомить детей со звуком Д, буквой Д.

-Дать характеристику звуку Д и анализ букве Д.

-Упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д.

-Развивать фонематический и речевой слух.

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.

-Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов.

-Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях.

-Упражнять в составлении слов из букв разрезной азбуки.

-Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

- Развивать коммуникативные качества

-Воспитывать интерес к чтению, родному языку.

Материалы: слоговая таблица, карточки со слогами, карточка с буквой Д большого размера, загадки, скороговорка, разрезные азбуки на каждого ребёнка, карточки с картинками.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, скороговорки.

Ход НОД:

Ребята, отгадайте загадку:

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это (дом)

Молодцы! А давайте мы с вами построим свой дом.

На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук соприкасаются, локти

Ну, а к дому путь закрыт.

(Обе руки повернуты ладонями

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются параллельно

В этот домик приглашаем.

Какой дом мы с вами построили! Ребята, скажите, какой первый звук в слове дом вы слышите (Д)

1)Характеристика звука Д.

Мы сегодня познакомимся со звуком Д и буквой Д.

Послушайте, как я произношу этот звук и скажите, какой это звук - гласный или согласный (согласный).Почему?

-Звонкий или глухой? (звонкий)

Давайте представим, что мы забиваем гвоздь в стену молотком. Молоток звучит громко и звонко д-д-д (дети имитируя забивание гвоздя, бьют кулачком о кулачок).Что делает кончик языка, когда мы говорим д-д-д?

(стучит в бугорки за верхними зубами)

2) Ребята, хотите поиграть?

Дети встают в круг.

Дятел дерево долбит,

День- деньской кору дробит.

Дятел лечит старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

(следить, чтобы дети произносили скороговорку спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе)

Игру повторить 2 раза.

Какой звук в этой скороговорке произносится чаще всего? (Д)

А в ваших именах есть звук Д?

Ребята, я приготовила для вас новые картинки. Давайте. Подойдём к доске и посмотрим на них.

Показать детям картинки и предложить определить, есть ли в названиях изображённых на картинках предметах звук Д ( картинки: Яблоко, Дерево, Ёжик, Верблюд, Подушка).

Определите, где находится звук Д в этих словах - в начале, середине или в конце слова.

Дети садятся на стульчики.

3)Анализ буквы Д.

Посмотрите внимательно на буквенное изображение звука Д. Это буква Д.

На что похожа буква Д?

Дети рассматривают букву и выявляют её сходство с домиком, выделяют элементы буквы. Давайте, пропишем букву Д в воздухе.

4) Сейчас мы будем читать слоги и договаривать их до целого слова.

Слоги ДА, ДО, ДУ, ДИ.

5)А теперь мы почитаем по слоговой таблице слоги и слова. (слоги СА, ДАР, ДО, ПО, МУШ,ДИ,ДО,МИ,КИ. Слова САДИКИ, ДОМИКИ, ПОДАРКИ, КОРМУШКИ, САМИ, КИСА)

Посмотрите внимательно, какие слова спрятались в слове КОРМУШКА? (корм и мушка)

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки

Для маленькой печурочки.

(Имитирующие движения).

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

(соответствующие движения)

8) Индивидуальная работа по разрезным азбукам за столами.

Послушайте задание: отгадайте загадки и составьте отгадки из букв :

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес и исчез.

Тянется, как нитка, а в клубок не смотаешь.

Чтение карточек с трёхбуквенными словами.

3. Заключительная часть

Итог: ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Что вам сегодня понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось играть с вами. Вы все молодцы. Какое у вас настроение? А о чём бы вы хотели рассказать сегодня вашим родителям и друзьям? Мы сегодня отгадывали загадку про дом и строили дом из пальчиков. Давайте, когда вы отдохнёте, мы построим дом из мягких модулей для наших игрушек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Конспект урока письма для 1 класса:

Буква Д и её звуки .

Исполнитель:

учитель начальных классов

Тип урока: изучение нового.

Время: 40 мин.

Цель: формирование первоначальных знаний о букве Д и её звуках.

1. понимание учащимися значение буквы Д и звуков д, д’ .

2. Развивать грамотную речь, логическое мышление, наблюдательность.

3. воспитать интерес к дальнейшему изучению данного предмета.

Организационный этап.

- приветствие.

Улыбнёмся друг, другу, ребята.

Сядем поудобнее, смотрим на меня.

Повторяем за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому (пауза)

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно,

Я хочу учиться,

Я готов к работе.

2. Повторение изученного материала.

(На магнитной доске расположены буквы)

(Буквы красные, сине-зелёные, буква Д самая нарядная (из фольги) она украшена цветами.)

Учитель: Прочитайте хором все изученные буквы.

Учитель: Разделите все эти буквы на две группы по общему признаку.

Дети : Красным цветом обозначены буквы гласных звуков. (Называют звуки).Сине-зелёным цветом обозначены буквы согласных звуков.

Учитель: Почему согласные буквы обозначены разным цветом?

Дети: Эти буквы имеют два согласных звука: твёрдый и мягкий.

Твёрдые звуки обозначены, синим цветом, мягкие - зелёным.

(Дети называют твёрдые и мягкие звуки у каждой буквы).

Учитель: Покажите самую нарядную букву. (Дети показывают букву Д - похожую на дом, буква украшена разноцветными цветами).

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему эта буква самая нарядная?

Дети: У этой буквы сегодня “День рождения”.

Учитель: Да, ребята, мы с вами сегодня приглашены на “День рождения” буквы. (На “День рождения” принято дарить подарок, а лучшим нашим подарком будут наши знания и умения).

Фонетическая Зарядка.

Учитель: Как дудят в дудочку? (Рисунок 1.).

Дети : Ду-ду-ду.

Учитель: Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Рисунок 2.)

Дети : Динь-динь-динь.

Учитель: Какие звуки слышим в начале этих слов?

Дети: [д], [д’].

Учитель: Ребята, подумайте и назовите тему нашего урока.

Дети: Тема нашего урока: “Буква Д и звуки, которые она обозначает”

Учитель: Правильно. Давайте вместе с вами составим опорную схему целей нашего урока.

Дети: (Расставляют карточки соответственно целям урока.) (Рисунок 3,4,5).

Рис. 3 рис.4 рис.5

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте вместе с вами постараемся выполнить наш подарок в честь дня рождения буквы Д.

4. Изучение нового.

Учитель: Давайте вместе с вами попробуем правильно и чётко произнести чистоговорку.

1) Учитель: Ду-до-да. (Гудят провода.)

Дети: Ду-до-да - гудят провода.

Учитель: Назовите, что изображено на рисунках? (Рисунок 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.). Какой звук в словах одинаковый?

Рис. 6 рис.7 рис.8 рис.9 рис.10

Дети: Дверь, дом, дятел, дерево, два, гвоздь, девочка.

Во всех словах слышатся звуки [д], [д’]. (Дети выделяют первый звук в слове дом.)

Учитель: Что можете рассказать о звуке [д].

Дети : Он согласный, потому что при произношении язык упирается в зубы. Встречается преграда. Он твёрдый, так как за ним слышится звук [о]. При произношении слышится голос. Значит звук [д] - звонкий.

Учитель: Дайте краткую характеристику звуку [д].

Дети : Согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель: Назовите слова, в которых есть твердый, согласный звук [д].

(Дети называют слова - дружба, помидор, два, диван, друг, солдат, дуб, дождь, декабрь и т. д.)

Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

Учитель: Какой новый звук буквы Д вы услышали?

Дети: Мы услышали звук [т’].

Учитель: Дайте характеристику этому звуку и объясните свой ответ.

Дети: Звук [т’] встречает преграду, язык при произношении упирается в зубы, значит он согласный. В конце слова мы пишем букву д а слышим ть.

Учитель: А сейчас я прочитаю отрывок сказки, которая называется “Доброе дело”.

- Запомните слова со звуками [д], [д’], которые встретятся вам в сказке.

Дети : (Называют слова в которых встречаются звуки [ д], [д’].

Учитель: Кто знает, как на письме можно обозначить звуки [д], [д’]?

Дети: Звуки [д], [д’] на письме обозначают буквой Д, д.

Учитель: (Рисунок 13.).

Вот стоит, дымок пуская

Буква Д - труба печная.

Видны за окнами дома.

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках.

Учитель: Покажите в алфавите букву Д.

(Дети показывают в алфавите букву Д).

5. Этап обучения письму строчной буквы д.

Учитель: сейчас мы с вами будем учиться писать строчную букву Д.

Гимнастика для кистей рук. (Дети стучат пальчиками по столу, вместе с учителем повторяют четверостишие).

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил -

Дырку в дубе он пробил.

Учитель: Посмотрите и скажите. Сколько элементов понадобится для того, чтобы составить и написать строчную букву

Дети : Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и прямой линии с закруглением внизу.

Учитель: Составьте на своём рабочем месте строчную букву д из двух элементов

Дети : ( Составляют букву из двух элементов).

Учитель: Откройте свои прописи, и по направлению стрелки, напишите строчную букву д.

Дети : (Самостоятельно пишут строчную букву д ).

6.Отгадывание загадок.

1. Много рук, а нога одна. (Дерево).

В сыру землю увяз. (Дождь).

3.Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае,

Не воротятся назад. (Дни недели).

7. Итог урока.

Учитель: Какая буква сегодня именинница?

Дети : Сегодня именинница буква Д.

Учитель: В какой наряд она одета?

Дети: Буква Д одета в сине - зелёное платье, потому что она обозначает два звука [д], [д’].

Учитель: Дайте полную характеристику этим звукам.

Дети: Звуки [д], [д’] - согласные, звонкие, в словах бывают твёрдые и мягкие.

Учитель: Так какие же подарки мы подарили нашей имениннице?

Дети: Мы познакомились с новыми звуками [д], [д’]. Узнали, что на письме эти звуки обозначаются буквой Д, научились писать строчную букву д.

Учитель : Что вам понравилось сегодня на уроке? Что больше всего запомнилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока был представлен на школьном семинаре по преемственности "детский сад - школа". Может быть полезен другим учителям.

Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.

2) развивающая – создать условия для развития речи, памяти, мышления, внимания, развивать фонематический слух.

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: научатся звуки [д], [д’] озвучивать, выявлять их характерные особенности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]; предметные – знакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки синего и зеленого цветов, карточки со словами, смайлики.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оценка результатов деятельности ученика

Примечания

Мотивирование к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Читайте также: