Конспект урока знакомство с азбукой
Обновлено: 05.07.2024
Основные виды учебной деятельности Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с историей появления письменности, алфавита.
Планируемые предметные результаты освоения материала
Метапредметные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Личностные Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.
Ход работы
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
У: Ребята, перед вами новый учебник. Это Азбука. Первая часть. Рассмотрите обложку. Давайте откроем учебник. Фо рзац— элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные. Обратите внимание на форзац, пожалуйста, в красной рамке условные обозначения. Они будут встречаться на страницах учебника, рядом с тем или иным заданием. Посмотрим: красный кружок – текст читает взрослый; синий ромбик – текст читает ребенок; две звездочки – работаем в паре; три звездочки – работаем в группе; книжка – работа со словарем; восклицательный знак – задание повышенной сложности; сова – сведения о языке. Давайте перевернем страницу и посмотрим, какие обозначения нам встретятся.
Д: Работа в группе и задание повышенной сложности.
У: Правильно. Видите, есть красный кружок и синий ромбик. Вспоминаем, авторы учебника предлагают прочитать самому ребенку. Кто из вас умеет читать? Поднимите руку. Хорошо. Послушайте. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Давайте назовем первые две буквы.
У: Правильно. Напоминает название нашего учебника? Есть и поговорка: Сначала Аз да Буки, а после и науки. Скажите ребята, что мы будем учить по этому учебнику, как вы понимайте поговорку?
У: Ребята, а как вы знайте, как люди пришли к созданию алфавита? Представьте, что алфавит не изобрели. Как можно было обмениваться информацией? Есть предложения?
У: Устно можно было передать послание. Но вы слышали о игре Испорченный телефон. Суть игры в том, что слово говорили по цепочке быстро и шепотом, а последний игрок произносил то, что он услышал. Слово искажалось порой очень сильно. Так было и с информацией. Даже сказки, каждый мог рассказывать по своему: добавляя что-то или наоборот убирая из повествования. Что бы передать информацию люди стали ее изображать. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Предметное письмо. Но и такой способ был не очень удобный. Есть
легенда о персидском царе Дарии I. По легенде он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Попробуйте прочитать это письмо.
Дружно встали — раз, два, три,
Мы теперь богатыри,
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
У: Здорово. А теперь вернемся к нашему учебнику. Посмотрите на картинку: что вы видите? Как вы понимайте поговорку: учиться – всегда пригодиться?
У: Давайте полистаем учебник. Нас ждет много интересного, правда. Что бы было легче ориентироваться в главах и разделах, есть содержание, где указано название главы, раздела и страница. Посмотрите в конце учебника. Вернитесь к 4 странице. Посмотрите на рисунок или иллюстрацию внизу страницы. Что изображено? Слева? Справа?
У: Как можно объединить вещи в каждой группе одним или двумя словами?
Д: Игрушки и учебные принадлежности
У: Назовите ваши учебные принадлежности.
У: А как вы думайте, сколько учеников будут учиться по этому учебнику? Срок службы этого учебника – пять лет. Посмотрите на обложке и вы увидите, учился ли кто по нему до вас или нет. Учебник надо беречь. Тогда следующий ученик будет заниматься по целому, чистому, без надписей учебнику.
У Наш урок подходит к концу. Самое время поставить оценку. Но это не обычная оценка уже потому, что вы будете ее ставить себе за работу на уроке и мне, за проведенный урок. Перед вами карта. Каждый урок вы будете закрашивать по одному квадрату: красным цветом – если вы ничего не поняли, задачи вызывают затруднения; желтым – если вам понятен материал, но при выполнении заданий возникают сложности; зеленым – все дается легко и просто, никаких вопросов при выполнении заданий. Кроме этого, вы можете поставить смайлик: грустный, если урок не понравился, вы не успевайте выполнить задание, а уже нужно делать, что-то другое; спокойный – урок, как урок; веселый – побольше бы таких занятий.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок чтения в 1 классе "Знакомство с "Азбукой".
Тема урока: "Знакомимся с "Азбукой"- первой учебной книгой".
Цель: познакомить обучающихся с азбукой.
-познакомить и привить интерес к учебной книге-"Азбуке";
-научить детей ориентироваться в учебнике;
-научить правильно обращаться с учебной книгой;
-прививать интерес к чтению;
-научить оценивать свою работу на уроке.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- слушать и слышать учителя; вступать в деловое общение с учителем и одноклассниками;
-размышлять вслух по предложенной тематике;
-высказывать и аргументировать свою точку зрения.
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока.
1.— Совсем недавно вы были дошкольниками, ходили в детский сад, а теперь вы — первоклассники.
Перед каждым из вас лежит книга. Посмотрите на обложку.
-Кто из вас знает ,что обозначает это слово? (Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке или по другому- алфавит.
— Кто знает, для чего предназначена эта книга?
— Почему у всех вас одинаковые книги?
— Кто может объяснить, почему в школе ученикам выдают одинаковые книги? Как они называются? (Учебники.)
— Кто из вас знает, как еще называется книга, по которой дети учатся читать и писать? (Букварь.)
— Азбука и букварь предназначены для одного и того же — для обучения грамоте, но почему же они по-разному называются? Слово Азбука осталось, чтобы обозначить Алфавит, к которому пририсованы картинки и слова, помогающие запоминать буквы.
Букварь- это учебник. И слово это в 17 веке появилось вместе с книжкой, разработанной для обучения людей в школах грамоте.
Авторы нашего учебника – Людмила Фёдоровна Климанова и Светлана Григорьевна Макеева.
– Посмотрите на обложку.
– Отгадайте загадку, и вы назовёте героя, изображённого в центре обложки.
Наряд его пёстрый,
Он – весёлая игрушка,
А зовут его… (Петрушка)
2.Работа по Азбуке.
-А сейчас познакомимся с условными обозначениями в нашем учебнике.
Знакомство с условными обозначениями на с.4.
Осень, Азбука, условные обозначения, алфавит, учебные принадлежности, знаки препинания, буквы.
Ключевые слова.
Книга учебная, художественная, справочная, элементы книги, виды книг, звуки речи. Алфавит.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем.
Правила поведения в школе, на уроке и перемене.
Будем учиться.
Оценивать результаты своей работы.
Основное содержание урока
Сегодня первый учебный день, первый урок – урок обучения грамоте. Какое сейчас время года? (Иллюстрация осенних пейзажей)
Учеба – это нелегко. Не расстраивайтесь, когда у вас что-то не получается, не бросайте начатое дело. Будьте терпеливы.
Кто создал Азбуку. История возникновения. Алфавит. С. 124 – 125 (разворот книги, алфавит) Узнавание знакомых букв.
познакомить учащихся с происхождением азбуки; развивать речь, логическое мышление.
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Слово учителя. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий.
Дети рассматривают иллюстрацию на с. 3.
Учитель показывает славянский алфавит.
– Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми-переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в нашем учебнике изображены такие две буквы: заглавные, большие.
Дети рассматривают первые страницы учебника.
– Попробуйте назвать одну букву за другой. Что у вас получилось?
– Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово?
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
Физкультминутка
III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Работа по учебнику: с. 6.
Составление учащимися рассказа по картинке.
– Что вы видите на картинке?
– Куда пришли дети?
– Почему вы так думаете?
– Зачем дети пришли в школу?
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 6.
Внизу страницы учебника даны рисунки.
– Назовите каждый предмет. Для чего он предназначен?
– Каким одним словом можно назвать предметы слева? (Игрушки.)
– А справа? (Школьные принадлежности.)
– Какой другой предмет можно отнести к группе игрушек? (Машинка, домик, юла. .)
– А к группе школьных принадлежностей? (Ручка, линейка, ластик. .)
Читайте также: