Конспект урока знакомство с азбукой

Обновлено: 05.07.2024

Основные виды учебной деятельности Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с историей появления письменности, алфавита.

Планируемые предметные результаты освоения материала

Метапредметные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Личностные Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

Ход работы

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

У: Ребята, перед вами новый учебник. Это Азбука. Первая часть. Рассмотрите обложку. Давайте откроем учебник. Фо рзац— элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные. Обратите внимание на форзац, пожалуйста, в красной рамке условные обозначения. Они будут встречаться на страницах учебника, рядом с тем или иным заданием. Посмотрим: красный кружок – текст читает взрослый; синий ромбик – текст читает ребенок; две звездочки – работаем в паре; три звездочки – работаем в группе; книжка – работа со словарем; восклицательный знак – задание повышенной сложности; сова – сведения о языке. Давайте перевернем страницу и посмотрим, какие обозначения нам встретятся.

Д: Работа в группе и задание повышенной сложности.

У: Правильно. Видите, есть красный кружок и синий ромбик. Вспоминаем, авторы учебника предлагают прочитать самому ребенку. Кто из вас умеет читать? Поднимите руку. Хорошо. Послушайте. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Давайте назовем первые две буквы.

У: Правильно. Напоминает название нашего учебника? Есть и поговорка: Сначала Аз да Буки, а после и науки. Скажите ребята, что мы будем учить по этому учебнику, как вы понимайте поговорку?

У: Ребята, а как вы знайте, как люди пришли к созданию алфавита? Представьте, что алфавит не изобрели. Как можно было обмениваться информацией? Есть предложения?

У: Устно можно было передать послание. Но вы слышали о игре Испорченный телефон. Суть игры в том, что слово говорили по цепочке быстро и шепотом, а последний игрок произносил то, что он услышал. Слово искажалось порой очень сильно. Так было и с информацией. Даже сказки, каждый мог рассказывать по своему: добавляя что-то или наоборот убирая из повествования. Что бы передать информацию люди стали ее изображать. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Предметное письмо. Но и такой способ был не очень удобный. Есть

легенда о персидском царе Дарии I. По легенде он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Попробуйте прочитать это письмо.

Дружно встали — раз, два, три,

Мы теперь богатыри,

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

У: Здорово. А теперь вернемся к нашему учебнику. Посмотрите на картинку: что вы видите? Как вы понимайте поговорку: учиться – всегда пригодиться?

У: Давайте полистаем учебник. Нас ждет много интересного, правда. Что бы было легче ориентироваться в главах и разделах, есть содержание, где указано название главы, раздела и страница. Посмотрите в конце учебника. Вернитесь к 4 странице. Посмотрите на рисунок или иллюстрацию внизу страницы. Что изображено? Слева? Справа?

У: Как можно объединить вещи в каждой группе одним или двумя словами?

Д: Игрушки и учебные принадлежности

У: Назовите ваши учебные принадлежности.

У: А как вы думайте, сколько учеников будут учиться по этому учебнику? Срок службы этого учебника – пять лет. Посмотрите на обложке и вы увидите, учился ли кто по нему до вас или нет. Учебник надо беречь. Тогда следующий ученик будет заниматься по целому, чистому, без надписей учебнику.

У Наш урок подходит к концу. Самое время поставить оценку. Но это не обычная оценка уже потому, что вы будете ее ставить себе за работу на уроке и мне, за проведенный урок. Перед вами карта. Каждый урок вы будете закрашивать по одному квадрату: красным цветом – если вы ничего не поняли, задачи вызывают затруднения; желтым – если вам понятен материал, но при выполнении заданий возникают сложности; зеленым – все дается легко и просто, никаких вопросов при выполнении заданий. Кроме этого, вы можете поставить смайлик: грустный, если урок не понравился, вы не успевайте выполнить задание, а уже нужно делать, что-то другое; спокойный – урок, как урок; веселый – побольше бы таких занятий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок чтения в 1 классе "Знакомство с "Азбукой".

Тема урока: "Знакомимся с "Азбукой"- первой учебной книгой".

Цель: познакомить обучающихся с азбукой.

-познакомить и привить интерес к учебной книге-"Азбуке";

-научить детей ориентироваться в учебнике;

-научить правильно обращаться с учебной книгой;

-прививать интерес к чтению;

-научить оценивать свою работу на уроке.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

- слушать и слышать учителя; вступать в деловое общение с учителем и одноклассниками;

-размышлять вслух по предложенной тематике;

-высказывать и аргументировать свою точку зрения.

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока.

1.— Совсем недавно вы были дошкольниками, ходили в детский сад, а теперь вы — первоклассники.

Перед каждым из вас лежит книга. Посмотрите на обложку.

-Кто из вас знает ,что обозначает это слово? (Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке или по другому- алфавит.

— Кто знает, для чего предназначена эта книга?

— Почему у всех вас одинаковые книги?

— Кто может объяснить, почему в школе ученикам выдают одинаковые книги? Как они называются? (Учебники.)

— Кто из вас знает, как еще называется книга, по которой дети учатся читать и писать? (Букварь.)

— Азбука и букварь предназначены для одного и того же — для обучения грамоте, но почему же они по-разному называются? Слово Азбука осталось, чтобы обозначить Алфавит, к которому пририсованы картинки и слова, помогающие запоминать буквы.

Букварь- это учебник. И слово это в 17 веке появилось вместе с книжкой, разработанной для обучения людей в школах грамоте.

Авторы нашего учебника – Людмила Фёдоровна Климанова и Светлана Григорьевна Макеева.

– Посмотрите на обложку.

– Отгадайте загадку, и вы назовёте героя, изображённого в центре обложки.

Наряд его пёстрый,

Он – весёлая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

2.Работа по Азбуке.

-А сейчас познакомимся с условными обозначениями в нашем учебнике.

Знакомство с условными обозначениями на с.4.

Осень, Азбука, условные обозначения, алфавит, учебные принадлежности, знаки препинания, буквы.

Ключевые слова.

Книга учебная, художественная, справочная, элементы книги, виды книг, звуки речи. Алфавит.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем.

Правила поведения в школе, на уроке и перемене.

Будем учиться.

Оценивать результаты своей работы.

Основное содержание урока

Сегодня первый учебный день, первый урок – урок обучения грамоте. Какое сейчас время года? (Иллюстрация осенних пейзажей)

Учеба – это нелегко. Не расстраивайтесь, когда у вас что-то не получается, не бросайте начатое дело. Будьте терпеливы.

Кто создал Азбуку. История возникновения. Алфавит. С. 124 – 125 (разворот книги, алфавит) Узнавание знакомых букв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с происхождением азбуки; развивать речь, логическое мышление.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Слово учителя. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий.

Дети рассматривают иллюстрацию на с. 3.

Учитель показывает славянский алфавит.

– Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми-переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в нашем учебнике изображены такие две буквы: заглавные, большие.

Дети рассматривают первые страницы учебника.

– Попробуйте назвать одну букву за другой. Что у вас получилось?

– Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово?

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы ее слова:

МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,

НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства.

Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ

Изучать, любить, беречь!

Физкультминутка

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 Работа по учебнику: с. 6.

Составление учащимися рассказа по картинке.

– Что вы видите на картинке?

– Куда пришли дети?

– Почему вы так думаете?

– Зачем дети пришли в школу?

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 6.

Внизу страницы учебника даны рисунки.

– Назовите каждый предмет. Для чего он предназначен?

– Каким одним словом можно назвать предметы слева? (Игрушки.)

– А справа? (Школьные принадлежности.)

– Какой другой предмет можно отнести к группе игрушек? (Машинка, домик, юла. .)

– А к группе школьных принадлежностей? (Ручка, линейка, ластик. .)

Читайте также: