Конспект урока животный мир 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели:

  • Расширить представления учащихся об удивительном мире животных.
  • Коррекция и развитие зрительного восприятия при сравнении изображений животных и предметов окружающего мира.
  • Воспитание мотивации к учению через самостоятельную работу над мини-проектом.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие.

II. Введение в тему занятия.

– Ребята, отгадайте загадки:

Кто не знает силача?
Груз он носит не ворча.
Для него везде тропинка:
И дорожка, и былинка,
Может вниз нести и вверх;
Он работник лучше всех. (Муравей)

Он огромен! Без обиды -
Фруктов носит пирамиды.
Работящ, могуч, силён.
Этот наш индийский (Слон.)

Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (Крокодил)

Нет пловцов крупнее в мире,
Чем как тот, что в океане спит!
Так красив он на картине -
Важный, полосатый . (Кит)

– Скажите, о ком эти загадки?

– Какое живое существо здесь лишнее? Почему?

III. Тема занятия.

Слайд 2. Учитель.

Если человек достигает спортивных рекордов ради славы и наград, то животные каждый день должны устанавливать рекорды скорости и силы, чтобы выжить. В данной презентации собраны различные рекорды представителей животного царства природы: млекопитающих, птиц, рыб, амфибий, насекомых, паукообразных и т.д.

Слайд 3. Самые быстрые животные.

Самое быстрое наземное животное – гепард. Сверхэластичный позвоночник и длинные лапы позволяют ему разгоняться за 2 секунды до 75 км/ч, а за 3 – до 110 км/ч, что превосходит показатели разгона большинства спортивных автомобилей. Известен случай, когда гепард преодолел расстояние около 650 метров за 20 секунд, что соответствует скорости 120 км в час. Абсолютный рекорд скорости гепарда – 128 км в час. Если человеческий рекорд в беге на 100 метров, установленный ямайцем Усейном Болтом, составляет 9,58 секунды, то гепард может пробежать стометровку за 3,5 секунды. При этом гепард может поддерживать высокую скорость не более полукилометра.

Слайд 4.

Второе место в скорости среди наземных животных принадлежит вилорогу (вилорогая антилопа), обитающему в Северной Америке. Рекорд скорости вилорога – 98 км/ч, при этом вилорог может бежать на высокой скорости значительно дольше гепарда. Примечательно, что такие навыки бега вилорог приобрел в конкуренции с ныне вымершим хищником – североамериканским гепардом. В современной Северной Америке нет хищника, который мог бы тягаться с вилорогом в скорости.

Слайд 5.

Третье место в скорости среди наземных животных принадлежит африканской антилопе гну, которая может развить скорость свыше 80 км/ч.

IV. Представление детьми своих проектов.

Самая быстрая птица – сапсан. В пикирующем полете сапсан развивает скорость до 440 км/ч.

Слайд 7.

Однако в горизонтальном полете быстрее сапсана иглохвостый (колючехвостый) стриж, который может развить скорость 169 км/ч.

Слайд 8.

Самая быстрая рыба – парусник, который может развить скорость 109 км/ч.

Слайд 9.

Самое быстрое морское млекопитающее – касатка. Она может плыть со скоростью 55,5 км/ч.

Слайд 10. Ученик 2.

Самое быстрое насекомое – американский таракан, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. Для спринтера-человека это соответствовало бы скорости 330 км/ч. Для таракана это скорость 5,4 км/ч.

Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Сильнее всех – жук-носорог, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела.

Слайд 12.

На втором месте по силе – муравей, который способен носить на себе вес, в 50 раз превышающий массу его тела.

Слайд 13.

На третьем месте – люковый паук, который способен носить на себе вес, в 40 раз превышающий массу его тела.

Лучшие прыгуны среди наземных млекопитающих – представители семейства кошачьих.

Гепард может прыгнуть на высоту 4,5 метра, а пума – на 4 метра.

Слайд 15.

Третье место в высоте прыжка среди наземных млекопитающих принадлежит кенгуру, которые могут прыгнуть на 3 метра.

Слайд 16.

Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину-афалине, который прыгает на 6 метров вверх.

Слайд 17.

Из рыб выше всех прыгает кета, которая во время миграций может перепрыгивать препятствия высотой 3,65 метра.

Слайд 18.

Однако лучшим прыгуном в животном мире является блоха, она может прыгнуть на высоту 34 см, что в 150 раз превышает размеры её тела.

Слайд 20.

На втором месте по прыжкам в длину африканская чернопятая антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.

Самое крупное животное на планете – синий кит. Его дина доходит до 33 метров, а масса – до 190 тонн.

Слайд 21.

Самое крупное наземное млекопитающее – африканский слон, масса которого может доходить до 7 тонн, а рост – до 4 метров.

Слайд 22.

Самый крупный наземный хищник – белый медведь, который может достигать длины 3,5 метра и массы 1 тонна (что втрое больше массы самого крупного льва или тигра).

Слайд 23. Ученик 7.

Самое высокое наземное животное планеты – жираф. Самый крупный жираф был ростом 5,86 метров.

Слайд 24.

Самая большая рептилия – гребнистый крокодил, длина которого доходит до 7 метров, а масса – до полутора тонн.

Слайд 25.

Самая большая змея – анаконда, которая может достигать в длину 11,5 метров.

Самый долгоживущий представитель животного мира – губка Xestospongia muta, которая живет до двух тысяч трёхсот лет.

Слайд 27.

Самое долгоживущее млекопитающее – гренландский кит, который может прожить до 211 лет.

Слайд 28.

Самое долгоживущее наземное животное – черепаха. Индийская гигантская черепаха Адвайта прожила 255 лет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

открытого внеурочного занятия


Подготовила: учитель начальных классов

Шилина Татьяна Викторовна

1.Ознакомить обучающихся с особенностями представителей животного мира России;

2. Формировать знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

Оценивать роль животных в жизни людей, относиться к природе своей страны, как к великой ценности.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Тип занятия : изучение нового материала.

Форма проведения : экскурсия.

Оформление кабинета : на доске помещена тема урока, иллюстрации по данной теме, высказывания великих людей об отношении к природе и животным.

Ход занятия.

1. Вступление (приглашение на экскурсию в русский лес).

2. Настрой на занятие. Викторина о животных.

3. Краткая информация об особенностях животных наших лесов.

5. Знакомство с правилами поведения в лесу. История праздника Международный День защиты животных (4 октября). Красная книга России.

6. Итог: Нужно ли стремиться к сохранению животного мира на шей страны?

До начала мероприятия класс необходимо поделить на группы, чтобы обеспечить групповую работу и дать возможность детям работать сообща. Все вопросы и задания необходимо давать по группам.

Из всех земных сокровищ и чудес
Нежней всего люблю дремучий лес.
Не то люблю, что ягоды дарит,
А то, что он о тайнах говорит,
И шум лесной и шепот тишины –
Загадочными знаками полны,

Кусты, деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты,

А красота для всех земных людей-

Учитель жизни до заката дней.

Наша природа создала множество различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. И с егодня мы с вами отправимся в наш русский лес, чтобы узнать его тайны и поближе познакомиться с его обитателями. Вы согласны?

Слайд 1 Заставка. Но сначала давайте проверим, какие знания о животных вы уже получили.

Загадки о животных.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Лось)

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

Из берлоги слышен храп -

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж)

Все изрыл — и луг, и сад —

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки. (Крот)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки. (Рысь)

Учитель: Какие вы молодцы! А теперь я постараюсь рассказать вам интересные и новые подробности о таких, казалось бы, известных животных. Будьте внимательны и запоминайте всё, о чём пойдёт речь.

Слайд 5. Медведь. Чем и как питается медведь? Да, практически, всем. Из растений любит: орехи, желуди, грибы, малину, чернику, голубику, бруснику, ягоды рябины и калины. Не откажется от птенцов, маленьких зверюшек, муравьев и, конечно, рыбы. А, уж если очень голоден, то может напасть даже на лося. Интересно медведь охотится за муравьями. Засунет свой язык в муравейник и ждёт, когда муравьи облепят его. Всех скопом и проглатывает. Топтыгин заядлый рыболов и может сидеть часами на берегу речки. Как только мишка заметит рыбу, ловко и метко бьёт ее сильной лапой, вытаскивает из воды и пирует. А как же мед? Найдёт сластена в дупле дерева пчелиное поселение, запустит в него свою лапу, вытащит сладкие соты и весь мёд съест. Пчелиные укусы медведю совершенно нипочём. От острых жал разозленных насекомых мишку спасает толстая шуба.

Слайд 6. Кабан. Для чего диким свиньям грязь? Нередко человека, который быстро пачкается, ходит в грязной одежде и не любит мыться, называют свинкой. Ну, зачем же незаслуженно обижать животное? Что касается свиней, то они наоборот очень любят ходить в баню. Только баня у них не обычная. Найдет дикая свинья купальню – канавку с болотной водой, удобно уляжется и нежится. Мыльную пену ей заменяет жижа. Мочалку – пучки травы и мха. Принимай такую грязевую ванну хоть каждый день! Так зверь и поступает. А это лишний раз говорит о стремлении диких кабанов к чистоте. Тем более что грязевые ванны спасают их от паразитов-насекомых. Высыхающая грязь вбирает в себя всех паразитов и губит их. Пройдет время, и процедура купания повторяется.

Слайд 7. Куница. Интересно, но сложно наблюдать за куницей Дело в том, что зверек не строит постоянного жилища, а передвигается по лесу, прячась, каждый раз в новом убежище. Днём она спит, а ночью обследует свой большой охотничий участок. За ночь все свои угодья она не успевает обойти, и засыпает там, где застал её рассвет. Ей годится для ночлега и непролазный бурелом, и старое дупло, и уютное белочкино гнездо. А хозяйку его она съест, если застанет дома. Мышь, заяц и глухарь тоже недаром боятся её когтей. Любит куница лакомиться лесными ягодами и мёдом диких пчёл, ест личинок жуков, пчёл и шмелей. Нечасто куница спускается на землю: ей больше нравится прыгать с дерева на дерево.

Слайд 8. Дятел. Стучит и стучит себе дятел по дереву, а когда же он успевает есть? Летом птичка питается в основном насекомыми. При этом главными инструментами добычи пропитания становят клюв и язык. Клюв дятла – настоящее орудие для того, чтобы долбить твердую древесину. Выдолбив в коре небольшое отверстие, дятел просовывает в него язык, который тоже необычный. Он способен высовываться изо рта на 12 см. Таким языком удобно доставать насекомых из-под коры и узких отверстий. И сам пообедает и дерево полечит.


Слайд 10. Белый медведь. Самый крупный наземный хищник вовсе не тигр, а белый медведь. В среднем он весит около 500 килограммов, а крупные экземпляры тянут на все 800! Причем половина массы тела приходится на подкожный жир, который словно теплый тулуп греет мишку в лютые арктические морозы. Даже когда термометр показывает -60 градусов, зверю не холодно. А еще жир помогает белому медведю плавать, удерживая его в воде, точно спасательный жилет.

Слайд 11. Тигр. Тигр — крупнейший представитель семейства кошачьих. Его величие и грозный вид восхищают каждого, кто хоть раз видел его вживую. Самое активное время у тигров – утро и вечер. День они тратят на отдых. Тигры не боятся воды и прекрасно плавают, в жаркий день обязательно устраивают водные процедуры. На переданных лапах у него пять пальцев, на задних только четыре. Полоски у тигра имеются не только на шерсти, но и на коже. Если ему полностью сбрить шерсть, то со временем она отрастет в точности, повторяя сбритый рисунок. Тигр так велик и силен, что любой зверь может стать для него добычей. Единственный, кто может дать ему отпор, - бурый медведь. Но это случается редко – тигр и медведь предпочитают не встречаться, придерживаясь разных участков леса.

Слайд 15. Соловей. Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Лучшие певцы – именно курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.

Откуда пошла слава соловья курского?

Слайд 16. Бобры – полуводные грызуны. На суше они неуклюжие и медлительные, зато в воде быстрые, ловкие пловцы, отличные ныряльщики. Эти животные – строгие вегетарианцы. Питаются древесиной, предпочитая мягкие породы – осину, ольху, иву, березу. Также едят листья, ветки, молодые побеги, осоку, кувшинки, водяные лилии. Очень миролюбивые, предпочитают уходить от опасности, но бывают случаи открытого нападения, тогда противнику приходится несладко – бобры сильные бойцы, если уже вступили в схватку (что происходит крайне редко), то борются яростно и отважно.

Слайд 17. Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Эти рога несколько отличаются по форме от оленьих рогов. Они помогают лосям лучше слышать. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси иногда могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать. У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.

Слайд 18 . Косуля — одно из самых прекрасных и красивых четвероногих животных. На первый взгляд – это небольшой олень с маленьким телом, незначительно и отдаленно напоминающий козу. Косули считаются самыми грациозными и маленькими представителями оленьих. Бытует интересное предположение, будто четвероногое названо по форме своего глаза и раскосым зрачкам. Летом косули характеризуются наличием золотисто-рыжей расцветки , а зимой их окрас заменяется на сероватый оттенок шерсти.

Слайд 19. Кроссворд.

Давайте же проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ.

· Кто строит не нору, а настоящий дворец, лабиринт, с множеством комнат разного назначения? (барсук)

· Кто бывает белым и живёт среди льдов и снега, в то время как бурый собрат проживает в лесной зоне? (медведь)

· Какой зверь может съесть любого и лишь бурый медведь может осмелиться дать ему отпор? (тигр)

· У кого 16 тыс. колючек? (ёж)

· У какой птицы очень длинный язык, который может высовываться на целых 12 см? (дятел)

· Какой хищный зверёк представляет опасность для зайцев, белок, тетеревов и рябчиков? (куница)

· О каком зверьке не шла речь сегодня, но мы знаем его отличительную особенность: крупная лесная кошка с кисточками на ушках? (рысь)

· Какое животное спасается от паразитов при помощи грязевых ванн и проводит эту процедуру очень часто? (кабан)

· Какая птица является символом Курской области? (соловей)

· Какой зверёк для охоты использует различные уловки: прикидывается мёртвой, пугает добычу ударами лапок о землю? (лиса)

· Самый крупный представитель семейства оленевых? (лось)

· Кто отвлекает преследователя своим подрагивающим хвостиком? (заяц)

Я буду говорить вам свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, хлопаете в ладоши и киваете головой, а если плохо, то топаете ножками, только не очень громко.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

Учитель: Хорошо, садитесь на свои места. А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете?

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни. (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).

2) Не рви цветы охапками. (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).

3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни. (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).

А к чему может привести неправильное поведение в лесу? Что будет от равнодушного или даже жестокого отношения к природе?

4 октября . В этот день по всей планете отмечают Всемирный день защиты животных или просто День животных — международный день, призванный обратить внимание людей на проблемы остальных обитателей Земли.

Из- за губительной жестокости человека природа потеряла множество видов животных и растений. Чтобы не допустить повторения этого, в каждой стране были выпущены специальные книги- КРАСНЫЕ КНИГИ, в которых находятся редкие и исчезающие виды животного и растительного мира. И сейчас я познакомлю вас с животными, находящимися в Красной книге России.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить !

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОБОУ детский дом-школа №1

Специальная коррекционная школа- интернат VIII вида

учитель начальных классов

Орешкина Наталья Геннадьевна

Тема: Разнообразие животного мира.

Цель:

1. Показать разнообразие животного мира. Познакомить учащихся с новой клас-сификацией животных и их признаками.

2.Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы и классифицировать.

3.Воспитывать любовь к животным и природе. Расширять кругозор учащихся, развивать умение работать в группах.

1.Орг. момент. Слайд№1

Долгожданный дан звонок-

2.Психологический настрой. Слайд№2

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать.

3. -Как вы думаете, какие слова вам помогут сегодня на уроке?

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно, мы будем говорить о животных.

Слайд№3

-Животный мир нашей планеты очень разнообразен.

- Каких животных вы знаете?

-Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп. Сегодня на уроке мы будем находить, и доказывать главные признаки каждой группы.

Слайд№4 Насекомые

-Какие отличительные признаки насекомых вы знаете?

-Паук – это не насекомое (доказать).

-Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите , что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше , чем весит сама.

-Насекомые , самая большая группа животных. Признаки насекомых – наличие пары усиков, трех пар ног и трех отделов тела: головы, груди и брюшка.

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза , возьмите линейку и отмерьте 75см. Таким у стрекозы был размах крыльев.

Слайд№5

-Посмотрите, какие бывают необычные насекомые.

Слайд№6

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

Слайд№10

Слайд№11

Слайд№12

Слайд№13 Рыбы

- Следующая группа – это рыбы.

- Что вы знаете о рыбах? Какие отличительные признаки есть у этой группы?

- Каких рыб вы знаете?

- Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб яркая расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того , у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Все тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает словно броня, чешуя!

Слайд№14

-В солёной воде живут морские рыбы.

Слайд№15

-В пресной воде живут речные и озёрные рыбы.

Слайд№16

-Декоративные рыбки живут в аквариумах.

Слайд№17

-Рыбы бывают необычной формы и расцветки. За своё сходство их так и называют.

Слайд№18

Слайд№19

Слайд№20

Слайд№21

Слайд№22

Слайд№23

Слайд№24

-Следующая группа животных - это земноводные.

-Попробуйте объяснить, почему эту группу так назвали?

- Кожа земноводных мягкая и слизистая, поэтому нуждается в частом увлажнении. Из-за чего земноводные большую часть времени проводят в воде, дышат легкими и частично могут поглощать кислород, растворенный в воде. Земноводные мечут икру и из неё появляются детёныши, имеющие сходство с рыбами.

-Назовите представителей этой группы.

Слайд№25

Слайд№26

Слайд№27

Слайд№28

Слайд№29 Пресмыкающиеся (рептилии)

-Следующая группа животных – это пресмыкающиеся или рептилии.

-Назовите отличительные признаки этой группы.

- Пресмыкающиеся ползают на брюхе или передвигаются на коротких лапах. Они размножаются на суше яйцами. Кожа рептилий покрыта роговыми чешуйками или щитками.

-Назовите представителей этой группы.

Слайд№30

Слайд№31

Слайд№32

Слайд№33

Слайд№34

Слайд№35 Птицы

-Следующая группа животных – это птицы.

-Назовите отличительные признаки птиц.

-Тело птиц покрыто перьями. У них есть крылья, клюв. Птицы откладывают яйца. Некоторые птицы не летают.

-Что знаете о птицах? (перелётные , зимующие, оседлые, водоплавающие, насекомоядные)

-Птиц на земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные. как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облако , а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу другие – только в степи, третьи на берегу моря, за четвертыми ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других птиц , а есть такие, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

- А кто из вас знает , какая птица самая большая в мире?( Страус)- это птица не летающая.

Слайд№36, №37

-Посмотрите на разновидности птиц.

Слайд№38

Слайд№39 Млекопитающие

-Следующая группа животных – млекопитающие.

-Млекопитающие – это животные , которые вскармливают потомство молоком , заботятся о нём, обитают повсюду.

- Назовите млекопитающих животных?

Слайд№40

- Наука о животных называется – Зоология.

5. Закрепление материала.

В давние времена жил в лесу человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитающие в лесу, и повели между собой разговор. Отчего на свете бывает зло?- спрашивали они друг друга.

-Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не читаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла.

-Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит её куда – нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать, её рискуешь погибнуть. Всё зло от любви.

- А по- моему, зло бывает от раздражительности. Если мы жили дружно, всё было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься так и хочется кого- нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.

- Нет, - сказал олень, - зло на свете – от страха. Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.

Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор .

- Вы все по- своему правы, - сказал человек. Но дело не в голоде, любви, раздражительности и трусости. Все живущие на планете. Должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.

Итог урока . Рефлексия.

1.Какую важную работу мы выполняли на уроке?

2.Узнали ли вы сегодня что- то новое, что вас удивило?

-Спасибо Вам за урок.

Физминутка . ( проводится на усмотрение учителя по мере состояния учащихся )

1.Нахмуртись как зимняя тучка.

2.Улыбнитесь друг другу.

3.Пройдитесь грациозно, как котёнок.

4.Засияйте, как солнышко.

5.Потопайте ножками, как медвежонок.

6.Потянитесь, как тигрёнок.

7.Покажите, как летают бабочки.

8.Покажите, как колышется стебелёк цветка на ветру.

Список литературы.

1. Журнал "Древо познания" №92 2004г.;№94 2004г.

4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль: "Академия развития", 1997г.

5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

-Углубить знания детей о растениях и животных леса.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

II. Актуализация опорных знаний. Работа с картой

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- Каким цветом она обозначена на карте?

- Какая у зоны лесов земная поверхность?

- Какая она в сравнении с другими природными зонами?

III. Самоопределение к деятельности (слайд № 2)

- А бывали ли вы в лесу?

- Как вы понимаете, что такое лес? (Слайд №3.)

- Сейчас я вам раздам листочки, а вы составите кластер, напишите какие у вас возникают ассоциации со словом лес.

- Что вы написали в своих листочках? (зачитывают ответы)

- Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения)

- Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие новых знаний

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

1. Работа в группах.

- Перед вами гербарий. Рассмотрите и ответьте на вопрос.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №6)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №7)

- Рассмотрите какие еще в этих лесах деревья. (слайд №8)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №9)

- А какие в хвойном лесу? (слайд №10,11)

2. Практическая работа.

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

«Летом рад я свежей

А сушёная в запас

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот рад поклониться.

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

Читайте также: