Конспект урока заповедники челябинской области

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать знания детей о национальных парках родного края.

Систематизировать знания детей об Урале, как о родном крае: что обозначает

Помочь усвоить навыки экологической культуры, осознать единство человека с

природой. Воспитывать любовь к родному краю.

Развивать внимание, память.

Материалы: картинки с изображением разных предметов, презентация.

В. : -Дети, посмотрите на эти картинки. В них спрятано слово. Составим его из первых

звуков слов, изображенных на картинке, и мы узнаем, о чем будем беседовать.

( Картинки: Утка, Рыба, Арбуз, Лодка = Урал).

Какое слово получилось?

Д. : - Урал.

В. : -Что означает слово Урал?

Рассматривание картинок (лес, озеро, горы, природа Урала, африканский

В. : - Скажите, какая картинка лишняя и почему? (Показывают на африканский пейзаж и говорят, что такой природы на Урале нет).

В. : -Удивительный, неповторимый Уральский край! Здесь много лесов! Какие леса на Урале?

Д. : - Густые, хвойные, смешанные, богатые грибами да ягодами.

В. : -Урал называют краем голубых озер. Как еще можно сказать про озера?

Д. : - Глубокие, чистые, загадочные.

В. : -Как скажете про Уральские горы?

Д. : - Каменные, высокие, пологие, голые, заросшие лесом.

В. : - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называются территории лесов, которые охраняются?

В. : - Правильно, заповедники и национальные парки.

- Для того чтобы сохранить природные ресурсы, созданы особо охраняемые территории и акватории.

- Чем отличается заповедник от национального парка и заказника? Прежде всего, тем, что он представляет собой территорию, где абсолютно все объекты природы попадают под охрану. К ним относятся почва, водоемы, животный и растительный мир. Для того чтобы посетить заповедник, требуется получение специального разрешения. В пределах данной зоны запрещается любая хозяйственная деятельность, отсутствуют промышленные предприятия. Здесь также не распахивают землю и не скашивают траву, нельзя на территории организовывать охоту, рыбалку, собирать грибы и ягоды.

- Национальными парками называют охраняемые просветительские и исследовательские территории, для которых характерна особая экологическая, историческая и эстетическая ценность. Предназначение этих объектов заключается в природоохранной, просветительской, научной и культурной целях, а также в регулировании туризма. Каждый национальный парк окружен зоной, на которой действует режим ограниченного природопользования.

В. : - Ребята, от кого же и от чего охраняют заповедники и национальные парки?

Ответы детей.

В. : - Все правильно, молодцы!

- Давайте мы с вами отправимся в путешествие, и познакомимся с некоторыми национальными парками нашего края.

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

3 слайд. Одна из главных задач деятельности парка - это сохранение природных комплексов и развитие экологического и познавательного туризма.

5 слайд Из флоры - это эндемик ветреница уральская, а также башмачок крупноцветковый, ятрышник мужской, лобария лёгочная и надбородник безлистный.

6 слайд Животный мир парка включает 214 видов. Есть здесь и хищники – медведи, волки, лисы, горностаи, куницы. Особенно много косолапых водится на склонах заповедных хребтов Нургуш и Уреньга. Бродят средь тайги и великаны-лоси. Под охраной государства находятся беркут, европейская норка, филин, сапсан, рыба хариус. Из природных объектов нельзя обойти вниманием древний палеовулкан. В его погасшем давным-давно жерле найдено более семидесяти ценных минералов.

Ильменский государственный заповедник. Расположен на восточных склонах Южного Урала, в северной части Челябинской области.

Замечательный по своей красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы - Ильменские горы - издавна привлекает ученых и любителей камня. История исследования Ильмен началась более 200 лет назад, когда стало известно в России и Европе о богатстве и своеобразии Ильменских гор.

8 слайд Животный мир заповедника

Представители копытных — лоси и косули. Уральская косуля — стройное, грациозное животное. Еще из представителей парнокопытных — дальневосточный пятнистый олень и кабан.

Озера и речки обжили бобр и ондатра.

Есть волк, лиса, барсук, лесная куница, колонОк, хорь светлый, горностай, ласка, зайцы (беляк и русак, еж.

9 слайд Хомяк, суслик большой и летяга. Среди четвероногих обитателей заповедных лесов медведь не числится. Большие хлопоты обитателям заповедника доставляет рысь.

Пернатый мир представлен такими редкими птицами, как лебедь-кликун, беркут, скопа, серый гусь, чернозобая гагара, птица каменного века — глухарь. Живут лирохвостый тетерев, скромный пестренький рябчик.

Конечно же есть пресмыкающиеся: гадюка и уж обыкновенный. Три вида ящериц: прыткая, живородящая и веретеница. На болотах живут остромордая лягушка и реже — жаба.

Национальный парк образован в 1991 году с целью сохранения природных комплексов Таганайских горных хребтов и озера Тургояк, которые имеют особую экологическую и эстетическую ценность. Другой важной работой парка является обеспечение развития устойчивого туризма.

11 слайд В парке обитает свыше 180 видов пернатых, более 55 млекопитающих, несколько видов рептилий и земноводных, около 10 видов рыб. Бурые медведи, волки, рыси вовсе не редкость в лесах, встречаются лоси, из куньих – красавцы-горностаи, куницы, выдры. Птицы представлены зимующими тетеревами, снегирями, глухарями, пуночками, рябчиками и другими видами.

Южно-уральский государственный природный заповедник. Расположен на Южном Урале, в Республике Башкортостан и частично в Челябинской области. Горные леса Южно-Уральского заповедника играют важную водоохранную и почвозащитную роль. Здесь берут свое начало многие притоки судоходной реки Белой.

На сегодняшний день на территории этого природного парка находится 698 видов высших растений, 121 вид грибов, множество мхов, почвенных водорослей, лишайников. Нельзя не отметить, что многие из них занесены в Красную книгу России, а 57 видов являются настоящими реликтами прошедших геологических эпох.

Леса в заповеднике покрывают 90% площади, при этом ключевыми лесообразующими породами являются хвойные (4 вида) и лиственные деревья (10 видов). 32% площади заповедника занимают темнохвойные пихтово-еловые леса, где особенно распространены пихта и ель сибирская.

Животные и птицы

14 слайд В заповеднике фауна млекопитающих по большей части представлена лесными обитателями, но есть и два акклиматизированных вида – это американская норка и ондатра. Из копытных особенно распространен лось. Время от времени, гуляя по лесным тропинкам и лужайкам, можно также встретить косулю и кабана. Постоянно Южно-Уральский заповедник населяет 13 видов хищных млекопитающих, в числе которых бурый медведь, колонок, волк, лисица, рысь, куница, ласка, горностай и др.

15 слайд Есть здесь и исчезающая в республике речная выдра. Привычными и достаточно распространенными обитателями данного природного парка можно считать барсука и зайца-беляка.

В. : - Ну вот, ребята, мы побывали в национальных парках Южного Урала.

Вопросы к детям (Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Что вы запомнили? Почему следует охранять и оберегать природу? Как нужно беречь природу? Чего нельзя делать в лесу? И т. д.)

Ответы детей.

В. : - Спасибо вам, ребята, за внимание, надеюсь, что вы многое усвоили и не будете засорять берега водоемов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники закрыты для посещения туристам.

Национальный парк — особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. На территории национального парка допускается и организуется туризм.

Предлагаю вам ознакомиться с видео про заповедники и национальные парки

Не зря наше мероприятие проходит в январе, ведь именно в январе мы празднуем День заповедников и национальных парков. Точнее – 11 января. Впервые День заповедников и национальных парков отметили в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. Сегодня его проведение поддерживают многие экологические организации и движения. 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1917 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский.

Всего в России (по данным на 1 января 2017 года) насчитывается около 12 тысяч ООПТ различных уровней и категорий, среди которых: 110 заповедников, 46 национальных парков и 71 государственный природный заказник. Общая площадь особо охраняемых природных территорий, как федерального, так и регионального уровня, составляет около 232,5 млн. га (с учетом морской акватории) или 13,6% площади России. При этом система ООПТ продолжает развиваться — расширяются территории существующих и создаются новые заповедники и национальные парки.

А теперь давайте подробнее рассмотрим Челябинскую область. И Красную Книгу Челябинской области.

Первое издание Красной книги Челябинской области вышло в 2005 году тиражом 1000 экземпляров. В 2011—2012 годах издание пополнилось новыми видами. [2] Красная книга Челябинской области является официальным изданием, предназначенным как для специалистов, так и для широкого круга читателей. В книге представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных Челябинской области. Второе издание Красной книги Челябинской области вышло в 2017 году тиражом 1000 экземпляров и включает в себя 442 вида, среди которых: 17 млекопитающих, 48 птиц, 5 рептилий, 3 амфибии, 5 рыб, 95 насекомых, 4 паука, 4 моллюска, 1 червь, 230 растений и 30 грибов. Для каждого вида приведены иллюстрации, карта распространения, определены статус и категория редкости, даны краткое описание, сведения о численности и необходимых мерах охраны.

Поговорим о заповедниках и национальных парках Челябинской области. Особо охраняемые природные территории призваны обеспечить экологическую безопасность, поддерживать экологический баланс при использовании природных ресурсов и создать среду, благоприятную для обитания человека. В Челябинской области заповедники и национальные парки занимают около 200 тыс. гектаров, охотничьи и ботанические заказники — свыше 500 тыс. га, ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров общей площадью 184 тыс. га. Всего охраняемые территории занимают около 1000 га — немногим более десятой части области.

Утверждены зелёные зоны вокруг 13 городов (общая площадь 164,7 тыс. га) и зоны округов санитарной охраны курортов на озёрах Увильды и Кисегач .

Среди самых известных –

Ильменский государственный заповедник. Замечательный по своей красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы – Ильменские горы – издавна привлекает ученых и любителей камня. Ильменский заповедник – это единственное место в мире, где на территории 300 кв. м. встречаются около 200 видов минералов. Многие из них имеют от 2 до 15 разновидностей. Здесь встречаются амазонит, солнечный камень, цвета морской волны аквамарин и синий содалит, густовишневые альмандины и красный нефелин, прозрачные гиацинты. 30 минералов впервые обнаружены в Ильменах, а 9 встречаются только здесь, среди них титанистый железняк или ильменит.

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео про национальный парк Зюраткуль и Южно-Уральский государственный природный заповедник.

Надеюсь, красоты растительного и животного мира нашей области произвели на вас впечатление. А какие же меры мы с вами можем предпринять в нашей повседневной жизни для сохранения природы? (ВАРИАНТЫ ОТВЕТА ДЕТЕЙ)

Определение редких и исчезающих видов;

Создание Красных Книг;

Пропаганда охраны растительного и животного мира;

Разработка правил поведения человека в природе;

Защита мест обитания животных от загрязнения;

Что можем сделать мы?

Растения – неотъемлемая часть природных богатств земли. Деревья, кустарники, цветы и травы одевают планету в неповторимый наряд, а человеку дают очень много, в первую очередь – возможность дышать. Без растений земля превращается в безжизненную пустыню. Чтобы этого не произошло, каждый из нас должен помогать растениям.
Животным в дикой природе каждый может помочь тем, что не будет вмешиваться в их жизнь. Это значит, что в лесу нужно соблюдать тишину, чтобы не напугать птиц и животных. Не нужно брать в руки птенцов или детёнышей зверей – этим можно навредить малышам.

Самое доступное каждому ребенку дело в помощи животным – это подкармливание птиц зимой. Крошки и зерно найдутся в каждом доме, а кормушку легко сделать из пластиковых емкостей.

А также - собираясь завести питомца, нужно помнить о том, что мы несём ответственность за его жизнь, и понимать, что это живое существо, а не игрушка, которую можно выбросить.

Цель урока: форм ирование поз навательной ком петенции учащ ихся.

1) Познакомить с географически м положение м зоны лесов, животным и

2) Создать условия для применени я знаний в новы х ситуациях.

Карта природных зо н, гербарий, ка ртины, фотографии с изображением

У. В этом стих отворении спрятан ы тема и цель на шего путешестви я.

Как вы думаете, в какую прир одную зону отп равится наша экспедиция?

Д. В стих отворении говор ится о лесе, значит, м ы отправимс я в лесную зону.

У. Но ведь не все л еса тёмные. Нап ример, в берёзовой роще светло .

На уроке мы д олжны найти ответ на вопрос : « Почему одни леса тёмные, а

У. По какой природной зоне мы путешествовали на преды дущем уроке?

У. Покажите на карте тунд ру и расскаж ите, что вы о ней уз нали?

а) ярко выраже ны все четыре в ремени года, од инаковые по продолжительн ости;

в) длинная сур овая зима и корот кое прохладное л ето.

1.Запиши две - т ри цепи питания, сл ожившиеся в т ундре.

3.Перечисли сх одства и разли чия природ зон тундр ы и арктической п устыни.

У. Найдите на карте природную зо ну лесов. Чт о вы можете расск азать о лесной

➢ Где находится зона лесов от носительно зоны тундры?

➢ Какие части л есной зоны вы уви дели? Сравните их по площад и.

Работа ведётся в парах по карте прир одных зон в атлас ах.

У. Зона лесов зан имает боль ше половины тер ритории Росс ии.

Наш город Трёхг орный находится в этой природно й зоне.

В ней три част и: самая большая ча сть - тайга, есть смешанные лес а

Леса очищают в оздух, поддерживают полноводн ость рек, защищают почвы от

ветра и поток ов воды. Люди лю буются красот ой леса, отд ыхают в нём,

В лесах встречаютс я растения, гриб ы и животные, которым грозит

Для сохранения л есов устра ивают заповедник и и заказники.

В Челябинской области госуда рственных природны х заповедник ов д ва.

Ильменский г осударственный запов едник об разован 14 мая 1920г.

По своей пло щади (30,4 ты с. га) он занимает 34 - е мест о среди запов едников

страны , но по ком плексу прир одных богатств нет ему равного ни в наше й

По растител ьности заповедник ра сполагается в полосе, переход ной от

горно - лесного Урал а к равнинной лес остепи За уралья, и поэтому

растительность зап оведника пре дставлена различ ными со об ществам и:

хвойно - таёжным и и смешанными л есами, кустарниковым и и разнотравно -

Флора заповедн ика насчитывает 8 15 видов, к оторые относя тся к 85 семейства м.

В заповеднике ра стут: башма чок крупноцвет ный и башмач ок настоящий ,

ятрышник шлем оносный. Эти растени я включены в Кра сную книгу СССР.

Богат и разноо бразен животный мир Ильмен . Украше нием лесов запове дника

являются глуха ри, тетерева, рябчики. Акклиматизир ованы новые дл я Урала

Трагедия уни чтожения лесов з аключается в том, ч то с исчезновением лес а

вмести с ним исчез ают все лесны е растения и животные.

Лесные деревья в питывают боль шое количество д ождевой воды.

Если бы не был о лесов - естественных препятствий на п ути дождевой в оды, - она,

Но основные бо гатства Ильмен – это е го минералы, кот орые явились тем

объектом, кото рый первым реше но было заповед ать для науки.

На земном ша ре пока ещё не на йдено другого таког о места, где бы на

небольшой площа ди были с охранены в се главные известн ые науке минер алы.

В Ильменах открыто 260 минералов. На территории за поведника находится

множество копей – геоло гических пам ятников пр ироды.

Наиболее изве стные и интересн ые копи:Блюмовская, П рутовская, Криоли новая,

Целью написания методической разработки является систематизация материала по теме открытого урока и его применение преподавателями кафедры биологии и экологии. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в больше степени являются экологическое образование и воспитание.

Введение

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся и характеризуются определенными методическими особенностями, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки изложения нового материала;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В практике преподавания преимущественное положение занимают смешанные, или комбинированные урок. Свое название такие уроки получили в связи с тем, что при их проведении сочетаются и как смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д.

В структуре комбинированного урока выделяют следующие элементы: организация и опрос студентов, мотивация и актуализация, изложение нового материала и его закрепление, итог урока и домашнее задание.

Дидактические цели и требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку цели данного урока очень разнообразны и как нельзя лучше позволяют изучить вопросы темы: “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” по дисциплине “Экологические основы природопользования”, которая имеет практическое значение в профессиональной деятельности студентов.

Методика проведения урока

1. Первым элементом структуры комбинированного урока является организация – которая позволяет настроить группу на активную работу в течение урока. Суть организации урока состоит в психологическом настрое студентов на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности. В ходе организации проводят проверку готовности группы и кабинета к работе, записи в журнале с отметкой присутствующих и фиксируют тему урока в хронологической последовательности согласно учебного плана.

2. Вторым элементом урока является опрос студентов - выявление уровня знаний студентов по пройденному ранее материалу, проверка домашнего задания. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока. При опросе можно использовать методы контроля знаний, которые стали традиционными: уплотненный, письменный, устный, машинный, безмашинный, фронтальный, программированный. Тема прошлого нашего занятия “Рациональное использование и охрана растительного и животного мира” (приложение 1).

Опрос студентов организую так, чтобы максимально вовлечь студентов в работу. Для этого применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача студента - выбрать правильный ответ. Перед началом опроса заранее оговариваются условия, а также напоминают, что исправления не принимаются, тем самым приучая их к аккуратности, своевременности выполнения задания, внимательности, четкости в работе - черты, которые необходимы каждому творчески работающему специалисту. После письменного опроса, проводят самопроверку работы, что позволяет быстро и эффективно проверить ответы студентов.

3. Актуализация – подготовка студентов к восприятию нового материала и увязки его с ранее пройденными темами. “Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято”. (Матюхина М.В., 1970). Для проведения актуализации используют фронтальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Природные ресурсы – понятие, примеры?

2. Флора и фауна – понятие, примеры?

3. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?

4. Каково косвенное влияние человека на растительный и животный мир?

5. Эндемик – понятие, примеры?

6. Реликт – понятие, примеры?

4. Следующий этап урока – мотивация. Мотивация – метод активного привлечения студентов к процессу обучения за счет интересного, не трафаретного изложения, за счет создания проблемных ситуаций, обращения к жизненному опыту студентов, демонстрации фрагментов кино и диафильмов.

По словам К.Д. Ушинского “Учение, лишенное всякого интереса, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет”.

В качестве мотивации используются слова В.И. Даля, который пишет “заповедовать лес – запретить в нем рубку; это делается торжественно: священник с образами, или даже с хоругвями, обходит его при народе и старшинах” и запрещают въезд на известное число лет”. Один из подвижников природоохраны Ж.Дорст определил суть слова “заповедный”. “У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь”. И в завершении мотивации студент – читает стихотворение, посвященное родному краю (приложение 2).

  • Учебная - сформировать понятие об ООПТ и способствовать усвоению знаний об особо охраняемых природных территориях Челябинской области
  • Воспитательная - воспитание любви к природе, к родному краю
  • Развивающая - продолжить развивать речь, мышление.

Необходимо указать связь междисциплинарную и внутридисциплинарную. Междисциплинарная связь темы установлена с дисциплинами “Земледелие с основами почвоведения” и “Защита растений”, внутридисциплинарная связь темы прослеживается в теме “Использование и охрана растительного и животного мира”.

Изложение нового материала начинают с постановки изучаемых вопросов, то есть с раскрытия плана изучения нового материала.

1. Заповедники Южного Урала

а) Ильменский государственный заповедник

б) Восточно-Уральский государственный заповедник

2. Заказники Южного Урала

Троицкий ботанический заказник

3. Национальные парки Южного Урала

4. Памятники природы Южного Урала

В ходе изложения материала необходимо пользоваться учебно-наглядными пособиями. Наглядности применяют как прием по повышению эффективности изучения материала, что активизирует познавательную деятельность студентов, вносит элемент яркости в структуру урока, позволяет в нужный момент сконцентрировать внимание на тех или иных фактах, явлениях для их глубокого раскрытия, а также осуществить многие другие педагогические действия, способствующие прочному и осознанному усвоению студентами учебного материала. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации, демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Познавательный процесс требует включения в овладении знаниями различных органов восприятия. К.Д.Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. “Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой”. Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются”. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Указанное положение классической дидактики сохраняет свое научное значение и для современного обучения. Наглядные пособия можно использовать на всех этапах урока.

На уроке были использованы таблицы, выставка литературы, посвященная особо охраняемым природным территориям Челябинской области, раздаточный материал, который включает в себя: карта ООПТ Челябинской области, фотографии животных и растений Ильменского государственного заповедника, заказников, национальных парков, памятников природы, презентация национального парка “Таганай”.

Второй вопрос посвящен заказникам. Преподаватель обращает внимание студентов, что в Челябинской области около 30 заказников и их месторасположение они могут посмотреть по карте.

Преподаватель рассказывает про Троицкий ботанический заказник, единственный на Урале, который охраняет растительность ковыльной степи и уникальные типы почв.

Третий вопрос – посвящен национальным паркам. Преподаватель раскрывает понятие национального парка. Студенты находят национальные парки по карте. Про национальные парки Челябинской области рассказывают студенты (приложение 6), (Презентация Таганай).

В четвертом вопросе дается понятие памятники природы. Преподаватель рассказывает, какие существуют памятники природы. И свой рассказ посвящает гидрологическим памятникам природы. Обращается к демонстрационному материалу и рассказывает про знаменитые озера Челябинской области.

После изложения материала целесообразно выявить полноту и ясность усвоения материала.

6. Закрепление всего материала по данной теме преподаватель проводит несколькими приемами: в форме игрового момента, решение задач, работа по справочнику, в форме фронтального опроса. В педагогике данный элемент считается важным, который показывает степень усвоения изучаемого материала. Закрепление нового материала проводилось в форме фронтального опроса.

Вопросы

1. Дайте определение заказника?

2. В чем отличие заповедника от заказника?

3. Чем отличаются заповедники от национальных парков?

4. Назовите, что может быть памятником природы?

Была запланирована и проведена в качестве резерва времени Викторина (самый, самая, самое..). Что позволило выявить хороший уровень изучения нового материала. На каждый положительный ответ студент получал жетон. В конце викторины подвела итог, у кого больше жетонов, тот и выиграл.

Вопросы викторины

1.Самым минеральным местом в области являются….. (Ильмены);

2. Самая чистая вода в озерах . (оз.Тургояк, оз.Зюраткуль, оз. Увильды);

3. Младший брат Байкала …. (оз.Тургояк);

4. Уральская Рица ….. (оз. Зюраткуль);

5. Самые глубокие озёра (оз. Увильды, оз. Кисегач, оз.Тургояк);

6. Самое обширное по водному зеркалу озеро … (оз. Увильды);

7. Самый крупный зверь наших мест ….(Лось);

8. Самый, самый старейший заповедник …..(Аркаим);

9. Самое высокогорное озеро на Урале…..(оз.Зюраткуль)

10. Самая древняя стоянка человека каменного века найдена на берегу (оз.Зюраткуль).

Список используемой литературы.

1. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиздат, 1987. – 174 с.

2. Харламов, И.Ф. Педагогика: / Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / - М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999.- 904 с.

4. Моисеев, А.П., Николаева М.Е. / Природы и мы.- Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1980.- 184 с.

5. Охрана природы Южного Урала / Областной экологической альманах, 2005 г.

Читайте также: