Конспект урока я и моя семья 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте дорогие ребята. Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

- Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся.

Воспитатель: Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

- Сегодня мы поговорим…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус:

В-ль вывешивает на доску карточку 7я (Семья).

- Что означают эти удивительные семь Я?

– О чём мы будем говорить на занятии?

– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

В-ль: Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

В словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

- А как вы думаете, родственники – это кто?

(Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

В-ль: Какой лучик забыли? (Себя.)

В-ль: Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

- Дети, а какие вы еще знаете пословицы о семье?

Чтение пословиц о семье.

(Дерево держится корнями, а человек семьёй.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В дружной семье и в холод тепло.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В своем доме и стены помогают.

На что и клад, коли в семье лад.

Дружная семья не знает печали.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает).

Чтение стихотворений о семье.

Маму очень я люблю

Папу тоже я люблю

Мама мне печет коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я –

Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю

Я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я –

Наша дружная семья.

И сестренку я люблю

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

В-ль: Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?

(В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.

Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.

Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.)

- В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Давайте прочитаем и запомним главную обязанность семьи : (слайд 2)

(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

- У каждого из вас есть желание жить в дружной семье. О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

На доске: ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА. (слайд 4)

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком, - еще не дом.

Когда вечерняя сгуститься темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

- О каком же тепле идет речь?

- Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

-И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

-Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек)

-Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

- А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)

- Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

-Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

- В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

-Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем (слайд 5)

-Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в наш детский дом. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа). (слайд 6)

- Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

(Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки)

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

- Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

- Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы)

- Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие)

- Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать)

- Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

- Рассмотрите картину, кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображенных на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на этой картине не огорчен, а приветлив и радостен, и почему? А вы хотите быть похожими на этого мальчика, и почему?

Показ выставки генеалогических деревьев семей учащихся. (слайд 8)

- Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Какой орган дерева находится в земле? (Корень). Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя семейное древо. Сейчас эта традиция возрождается. Вот и сегодня к нашему занятию вы вместе со своими родителями приготовили родословные деревья ваших семей.

Экскурсия по фото галерее. (слайд 9)

(рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

- Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

- Недаром говориться, что самое главное у человека – это его семья. Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах вагончики, на них вы нарисовали свои семьи. Предлагаю составить большой состав из наших вагончиков.

Итог занятия.

Выставка работ детей.

- Посмотрите, какой получился замечательный поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

- Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…

- Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Я и моя семья. Семейные традиции.

Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи.

Задачи:

Образовательная: формировать у учащихся представление о семье как родных людях, которые заботятся и любят друг друга, о семейных традициях;

популяризовать полезный совместный отдых всей семьёй;

Развивающая: содействовать воспитанию потребности в заботливом, внимательном отношении к членам своей семьи, ответственном отношении к своим домашним обязанностям;

Воспитательная: создать условия для развития творческих способностей учащихся, самостоятельности.

Методы обучения: беседа, рассказ; иллюстрирование; работа на карточках, работа с доской.

Тип урока: комбинированный.

К концу урока учащиеся должны иметь представление: о семье, семейных традициях.

Литература:

1.Человек и мир: учеб.пособие для 2 – го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Адукація і выхаванне, 2012. – 144 с.: ил.

2.Учебные программы по учебным предметам: 1-4 кл. учреждений общ. Сред. Образования с рус яз.обучения / Г.И. Бондаренко, Л.Б. Сопот. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 240с.

3.Начальная школа. 2 кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ.сред. образования с рус. Яз.обучения / М. Б. Антипова. - Минск, НИО: Аверсев, 2015. – 176 с. – (Библиотека учителя)

Структура урока:

1)Организационный этап(1 мин)

2) Этап усвоения новых знаний(17)

3) Физкультминутка(2 мин)

4) Этап закрепления нового материала(10 мин)

5) Этап информирования учащихся о д/з, инструктаж по его выполнению(2 мин)

6) Этап подведения итогов(4 мин)

7) Этап рефлексии.(1 мин)

Меж предметные связи: литература.

Оборудование: слайды, изображающие семью, семейный отдых, семейные праздники, слова для пословиц, карточки для работы в группах, конверты, разрезная картинка дома, полоски слов.

I Организационный момент.

Добрый день, меня зовут Маргарита Владимировна, сегодня урок человек и мир у вас буду проводить я.

II Определение темы урока. Целеполагание.

- Отгадайте ребус : 7Я (семья).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Тема нашего урока “Семья и семейные традиции”. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

- Ребята, прошу вас отгадать загадку.

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(Дом)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

- Сегодня на уроке мы с вами построим Дом Семьи. Расскажите, какой он должен получиться.

- В каком доме вы хотели бы жить?

Части дома я уже подготовила. Вам необходимо активно работать на уроке, чтобы кирпичик за кирпичиком выстроить большой и светлый дом.

III Работа над темой урока.

Беседа по теме урока.

- Что такое семья? (Ответы детей.)

- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

- Как вы считаете, для чего человеку семья? (В семье все друг друга понимают, любят, уважают, заботятся друг о друге: кормят, одевают, делают подарки, помогают.)

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я –

Мы называемся вместе семья.

- Как обычно дома вы называете друг друга? (ответы детей)

- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме? (ответы детей)

- Что значит почитать родителей? (Слушать их советы, всегда выполнять свои обязанности по дому.

- Какую работу приходится делать в семье? Кто выполняет домашнюю работу?


дедушка готовит еду

бабушка пылесосит

папа стирает

мама ходит в магазин

другие дети работает

- Давайте проведём исследование и увидим, кто же дома больше всех занят работой (слова записаны на доске, соединить стрелками):

- Почему у наших мам так много работы? Легко ли им?

Вывод: надо придумать, как запретить нашим мамам так много работать!

4. Групповое обсуждение проблемы.

- Посоветуйтесь в группах:

- Что бы вы могли из домашнего труда взять на себя? (Учебник, стр. 113,

- Какой совет вы могли бы дать ребятам? (Если ты играешь с игрушками, после игры убери их на место. И т.д.)

- Что можно изменить в схеме:

комната чистая – ребёнок – комната грязная – мама – комната чистая?

(Вставить в схему вместо мамы снова ребёнка.)

- Откуда у мамы берётся лишняя работа?

5. Подведение итога работы групп.

Ответы групп на поставленные вопросы.

- Какую домашнюю работу могут выполнять дети?

(прикрепляется фундамент дома)

Физкультминутка


- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас в классе. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
– У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.
– У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз.
– Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши.
– У кого в семье живут домашние животные, помашите руками.
– Хлопните те, кто очень любит свою семью!

6. Беседа о семейных традициях.

- Ребята, давайте подумаем, у каждого из нас есть своя семья, но чем же наши семьи отличаются? Какие особенности есть у каждой семьи? Прочитайте слово, записанное на доске.

(на доске – традиции)

- Что же такое традиция?

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек). Это правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми. В каждой семье существуют свои традиции.

- Сейчас я вам прочту отрывки из детских сочинений, а вы должны понять, о какой традиции я прочитала. (Приложение 1)

- Как вы думаете, с какого радостного события начинается каждая семья? Дня рождения.) Как это событие празднуется в вашей семье? (Ответы детей.) Является ли это традицией? (Да.)

- Можно ли отнести к традициям совместные праздники?

- Давайте немного поиграем. Я прочту вам стихотворение. Если вы услышите какие-либо семейные традиции, хлопните в ладоши, если услышите то, что не может быть семейной традицией, сидите неподвижно.

- Помогите отгадать, что же тут традиция…

Дни рождения справлять,

С другом в салочки играть,

Всей семьёй за ужин сесть,

Вместе весело поесть,

Помогать помыть посуду,

Вот традиции повсюду.

Во дворе играть с друзьями,

Поиграть с соседом в яме,

Новый год отметить вместе,

Не сидим с семьёй на месте,

Ходим в разные походы,

В тёплые весной субботы.

- Итак, традиции могут быть разными от празднования совместных праздников, до взаимопомощи в семье.

- Какая традиция, по-вашему, должна соблюдаться в каждой семье?

(прикрепляются стены дома)

9. Беседа о совместном отдыхе в семье.

- Каждый человек нуждается в отдыхе. После тяжёлой умственной или физической работы хочется отдохнуть, побыть в покое или заняться чем-то весёлым, интересным.

- Что такое досуг? (Свободное от работы время.)

10. Работа с иллюстративным материалом.

- Ребята, вам предстоит определить на каких слайдах изображён совместный отдых семьи.

- Как же организовать отдых и досуг в семье?

- Так как же можно организовать отдых всей семьи? (Вместе послушать музыку, почитать книгу. Совершить прогулку на свежем воздухе. Катания на коньках, санках, лыжах, велосипедах. Походы в лес, в парк.)

- Для чего же необходим отдых всей семьёй? (Чтобы семья была дружной и крепкой.)

Задание. Придумать игру, в которую можно поиграть вместе с родителями, всей семьёй.

(прикрепляется крыша дома)

13. Работа над пословицами. (Работа в парах.)

- В прежние времена семьи были большие. Вместе жили дедушки и бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим в сказках, пословицах и поговорках. Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (На партах лежат конверты со словами. Для каждого ряда одна пословица.)

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своём доме и стены помогают.

Не нужен клад, когда в семье лад.

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Чем крепка семья? (Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.)

(прикрепляются окна дома)


(Приложение 2)

IV. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Вот мы и закончили строительство Дома семьи. Нравится вам этот дом?

– Дом построен. А что самое главное в доме?
(Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.)

А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

- Как вы думаете, какая семья живёт в нашем доме? (Счастливая.)

Дети читают стихотворение.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Что вы дома расскажете своим родителям о нашем уроке.

V Домашнее задание.

Подготовить рассказ о семейных традициях своей семьи и коллаж традиции моей семьи с использованием фотографий и вырезок из журнала.

Отрывок из детского сочинения

Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Отрывок из детского сочинения

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации.

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

1. Организационный момент.

- Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение – энергизатор.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.

3. Вступительная беседа

Учитель : Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с Мамой жить и Папой

Хочется всегда ребята.

- Сегодня мы поговорим,…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус:

Учитель вывешивает на доску (-Семья.)

Учитель : Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

В словаре С. И.Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

- А как вы думаете, родственники – это кто?

( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки . )

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Учитель : Какой лучик забыли? (Себя.)

Учитель : Что у нас получилось? (Семья – солнышко.)

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

Учитель : Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?

( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.

Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.

Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.

- В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.

(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? (в которой царит доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать, уважение интересов другого и т.д.)

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком, - еще не дом.

Когда вечерняя сгуститься темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

- О каком же тепле идет речь?

Учитель : Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

- А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)

Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

- В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем…

Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа)

Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

( Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)

Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

- Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…)

Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

(рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

- Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы

видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

6. Творческая работа.

Выставка работ детей

- Посмотрите, какой получился замечательный поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

- Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…..

- Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Сегодня у нас с вами необычный урок: веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.

(Дети отгадывают ребус: 7Я,)

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша. (МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. ( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш. (ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный . (БРАТ)

8. Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили. (СЕСТРУ)

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:

Вот такая схема у нас получилась.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Согласие да лад_ в семье клад.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

  • В гостях хорошо , а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно , так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где лад , счастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие .
  • Семья-опора счастья .
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет.

Учитель Дикова Татьяна Юрьевна, ВКК

Город Великий Новгород.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся могут: свободно выражать свою мысль, участвовать в диалоге, составлять словесный портрет.

Полезные выражения для диалогов и письма: Что означает словесный портрет? Как составить словесный портрет?

Воспитание ценностей

Межпредметная связь

Самопознание, познание мира, физическая культура, музыка, художественный труд

Навыки использования ИКТ

Музыка для физ.минутки, проектор

Предыдущие знания

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированные на урок

Начало урока

Организационный момент.

(К) Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок весёлый!

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Позитивное начало урока.

Ученики встают в круг.

- Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши!

- Если вы любите шоколад, то оближите губы!

- Если вы любите танцевать, то потопайте ногами!

- Если у вас есть друзья, то улыбнитесь!

- Если вы готовы к уроку, то поднимите руки!

- Мне хочется, чтобы вы на уроке были активны, находчивы, внимательны, чтобы вы показали, что вы умеете, знаете!

Девиз нашего урока (плакат или вывести можно на проектор)

Я способный ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

Я со всем справлюсь!

1. Постановка цели урока. Введение в тему.

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим…, а о чем, вы узнаете, разгадав загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)

- Что такое семья? Кого мы считаем членами своей семьи? (мама, папа, брат, сестра…)

- Отгадайте кроссворд, причитайте слово, которое получилось под точкой.

Вопросы к кроссворду

1. Кого мы называем главой семьи? (папу)

2. Кем приходится девочка папе (дочерью)

3. Кем приходится мальчик девочке (братом)

4. Кем приходится мамина сестра детям (тётей)

5. Кем приходится девочка мальчику (сестрой)

6. Самый старший мужчина в семье (дедушка)

- Что такое портрет?

- Подумайте и предположите, о чем мы будем говорить на уроке, разгадав загадку и кроссворд?

- Определите тему урока.

Кроссворд с заданием

Середина урока

1. (И, П, дифференциация через ресурсы, диалог и поддержку, ФО)

- составьте постер, используя фотографии членов вашей семьи;

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке

2. (П, дифференциация через объединение в пары, диалог и поддержку, ФО). Учебный диалог

2.1.1.1 Составлять словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива

Уровень мыслительных навыков: знание, понимание.

Критерий оценивания: составляет словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива (фотографий).

Задание: составить рассказ о члене семьи по плану и рассказать о нём в паре.

План для составления словесного портрета:

- Назови фамилию и имя члена своей семьи?

- Кем он приходится тебе?

- Опиши его (возраст, цвет волос, глаз, прическа)?

- Что вы любите делать вместе?

Дескрипторы

– называет фамилию и имя члена семьи

- называет, кем ему приходится член семьи

- называет возраст члена семьи, описывает его цвет, глаз, прическу

- рассказывает, чем любят заниматься вместе с членом семьи

3. (П, дифференциация через группировку, ресурсы, результат)

Цель: нарисовать портрет члена семьи по описанию.

Уровень мыслительных навыков: применение, анализ, синтез

Критерий оценивания: рисует портрет члена семьи по описанию

Задание: описать и нарисовать по фотографии члена семьи. Догадаться какого члена вашей семьи описывает сосед по парте.

Дескрипторы:

- описывает портрет члена семьи

- рисует портрет члена семьи по описанию

4. Физминутка. Подвижная игра под музыку

Дети поют и выполняют движения под музыку.

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Прямо к мамочке бегу.

5. (К, дифференциация через диалог и поддержку, ФО)

Цель: рассуждать о том, как может пригодиться в дальнейшем умение составлять словесный портрет.

Уровень мыслительных навыков: оценка

Критерий: рассуждает о том, как может пригодиться умение составлять словесный портрет.

Беседа по вопросам.

- Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

- Что может произойти, если вы не сможете составить словесный портрет члена семьи?

- Что нужно знать, чтобы составить словесный портрет?

- Приведите примеры из жизни, где может пригодиться знание и умение составлять словесный портрет члена семьи?

В каких профессиях может пригодиться умение составлять словесный портрет

- приводит примеры, где может пригодиться умение составлять словесный портрет члена семьи.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 2 класса по теме: "Моя семья"

Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Развивать речь, внимание, мышление, память,

Способствовать формированию понимания значимости семьи.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.

Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Карточки с названиями родственников

Карточка с ребусом

Картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)

На уроке могут присутствовать родители, т. к. урок проходит 1 сентября и многие дети пришли в школу с родителями.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас повзрослевшими и отдохнувшими. Сегодня у нас с вами необычный урок: и веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.

(Дети отгадывают ребус: 7Я,)

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )


Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша. (МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. ( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш. (ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный . (БРАТ)

8. Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили. (СЕСТРУ)

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:


Вот такая схема у нас получилась.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Работа с пословицами:

На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье разлад, так и дому не рад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Согласие да лад_ в семье клад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать- горя не знать.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

В гостях хорошо , а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье согласно , так идет дело прекрасно.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семью, где лад , счастье дорогу не забывает.

Согласие да лад - в семье клад.

Отца с матерью почитать- горя не знать.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие .

В недружной семье добра не бывает.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.


Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:


Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет.

Учитель Дикова Татьяна Юрьевна, ВКК

Город Великий Новгород.

Читайте также: