Конспект урока временные представления 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 06.09.16.

Конспект урока по математике для 1 класса

Тема урока : Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Планируемые результаты :

Регулятивные : удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

Познавательные : осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные : составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : фронтальная

Оборудование : карточки с изображением геометрических фигур, иллюстрация сказки, учебник, рабочая тетрадь №1.

I. Организация класса на работу.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!

Долгожданный дан звонок –

II Актуализация знаний учащихся.

Упражнение в умении считать предметы и сравнивать группы предметов.

- Ребята, вспомните, с какими пространственными представлениями мы познакомились на прошлом уроке?

- Откройте рабочую тетрадь №1 на стр. 4

- Что нужно сделать?

- Давайте сначала в воздухе покажем, как мы рисуем горизонтальные линии – слева направо, вертикальные - сверху вниз

- Сейчас мы с вами поупражняемся в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Работа с математическим набором

- Посмотрите на доску.

- Сосчитайте и покажите, сколько здесь кругов, квадратов.

- Каких фигур больше? На сколько? Как вы это определили?

- Что нужно сделать, чтобы фигур было поровну?

- Положите перед собой треугольников столько, сколько на доске квадратов.- Поднимите второй слева треугольник, уберите его.

- Поднимите третий справа треугольник, уберите его.

- Выложите 5 кругов.

- Чего больше: кругов или треугольни-ков?

Докажите, что их поровну.

- Молодцы! Правильно, двигаемся даль-ше.

Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний .

-На доске изображены 3 набора фигур. Определите, какая фигура лишняя в каждом наборе. Почему?

- Повернитесь вы направо, А потом ещё направо,

Вот теперь уже налево, И потом ещё налево.

Глазки к верху поднимите, Сразу к низу опустите.

Правой ручкою направо, Стену класса покажите.

Левой ручкою налево, Мне окошко покажите.

Ну, и живо руки вниз, И за парту ты садись!

- Чтоб здоровым, сильным быть, И здоровье сохранить.

Нужно жить по распорядку, Утром делать всем зарядку.

Быть весёлым, энергичным, Не дружить с плохой привычкой.

И расти день ото дня, Соблюдая …….

- Ребята, а какие режимные моменты вы знаете?

- Вы их все соблюдаете?

Работа с иллюстрацией в учебнике

- Сегодня на уроке мы постараемся помочь зайчишке Степашке.

- Откройте учебник математики на стр.8

- Посмотрите на рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили? Почему?

- Что было сначала?- Что произошло потом?

- Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу?

- Что было позже: сон или зарядка?

- Что нужно сделать, чтобы Степашка правильно выполнить режимные моменты?

- Почему вы решили, что расположили картинки верно?

- Ребята, а вы сами соблюдаете режим дня?

- Ребята, а в каких ещё ситуациях нам пригодится знание временных и пространственных представлений?

- Ребята, посмотрите на картинки, которые нарисованы слева страницы.

- Что у этих картинок одинаково?

- Чем они отличаются?

- От какого слова произошло это слово?

- Вот и я вас буду сейчас путать! Говорить одно, а показывать другое! Ваша задача – выполнять словесную команду!- Руки вверх, руки вниз, повернуться налево, повернуться направо. Правая рука вверх, левая вниз.

III. Закрепление нового материала.

1) Упражнения по закреплению пространственных и временных представлений

- Продолжаем, вы любите сказки?

- К доске выходят пять человек. Вы будете героями сказки: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса.

- Кто из них встретился колобку раньше всех , вторым, третьим. последним?

- Постройтесь в таком порядке.

- Что произошло с Колобком?

- А почему это случилось?

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Молодцы! Я думаю, вы без взрослых не будете гулять в незнакомых местах.

Итог урока Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?

- Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно выполняйте режим дня, соблюдая его пункты в чёткой последовательности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данной разработке урока по математике в 1 классе на тему "Временные представления. Раньше, позже, сначала, потом." есть презентация, которая очень органично вписывается в течение урока по разделу "Подготовка к изучению чисел". Презентация есть на этом сайте.

Тип урока: изучение нового материала.

- актуализировать и систематизировать первоначальные представления о временных отношениях и ориентировке во времени.

Планируемые результаты

Предметные

Метапердметные

Личностные

- располагать события в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее, позже, ещё позднее, сначала, потом, наконец;

- удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

- ориентироваться в пространстве.

I. Организационный момент.

- С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!

- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш

- Рассмотрите внимательно фигуру, которую вам нужно прописать в тетради. Что она вам напоминает?(Ёлочку).

(Прочертить на доске, отмечая последовательность и направления линий. Затем дети выполняют самостоятельно).

II. Актуализация раннее изученного. (Слайд № 3)

Устный счёт.

- Сосчитайте, сколько выползло улиток? (Шесть).

- Сосчитайте, сколько прискакало лягушек? (Четыре).

- Кого больше – лягушек или улиток? (Улиток).

- На сколько, меньше лягушек, чем улиток? (На две).

- А на сколько улиток больше, чем лягушек? (На две).

- Что нужно сделать, чтобы и лягушек и улиток стало поровну? (Добавить две лягушки, или убрать две улитки).

- Каким по счёту улиткам, не хватает пары? (Четвёртой и пятой).

- Теперь каждой улитке, составляет пару лягушка? (Да).

- Сколько животных появилось на экране?(Пять).

- Кто появился первым? вторым? третьим? четвёртым? пятым?(Собака, медведь, петух, заяц, кот).

- Кто первый? (Собака).

- Кто последний?(Кот).

- Каким по счёту стоит петух?(Третьим)

- Каким по счету стоит медведь? (Вторым).

- Кто находиться между котом и петухом?(Заяц)

- Назовите направление, появившихся звездолетов? (Звездолёты летят вверх).

- Куда полетят эти звездолёты?(Зелёный и красный летят вправо, а синий – влево). (Щёлк)

- Куда полетят эти ракеты? (Вниз).

- Давайте в воздухе покажем, как мы рисуем горизонтальные линии – слева направо, вертикальные – сверху вниз.

Самостоятельная работа в ученической тетради.

- Нарисуйте в тетради стрелочки, которые я назову: вверх, вправо, вверх, вниз, влево, вниз, вправо, влево.

III. Постановка учебной задачи (Слайд № 5)

- Вы, конечно, помните, ребята, сказочного героя, который пел хвастливую песенку:

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

- Кого встретил Колобок на своём пути? (Зайчика, волка, медведя, лису.)

- Кого встретил Колобок раньше всех?

- Кого Колобок встретил позже: медведя или волка?

– Кого Колобок встретил сначала: лису или медведя?

- Назовите сказочных персонажей в том порядке, в каком они встретились Колобку. Посчитайте их по порядку.

- Расскажите, что вы видите на картинке?(Девочка ест снег).

- Предположите, что может случиться потом?(Девочка заболеет)

- Составьте маленький рассказ о том, что было сначала и что случилось потом? (Сначала девочка ела снег, а потом она заболела).

- Что изображено на другой картинке? (Два мальчика дерутся).

- Предположите, что может случиться потом? (Мальчики помирятся).

- Составьте маленький рассказ о том, что было сначала и что случилось потом? (Сначала мальчики поссорились и даже подрались, а потом помирились).

IV. Работа по теме урока

Счёт в пределах 10

- Назовите числа по порядку от 1 до 5.

- Кто сможет посчитать до 10? Давайте, посчитаем хором от 1 до 10.

- Какое число вы назвали раньше: 2 или 3?

- Какое число вы назвали позже: 1 или 4?

- Какое число вы назвали раньше: 10 или 9? Какое число вы назвали позже: 5 или 8?

- Назовите по порядку числа от 2 до 7.


IV. Продолжение работы по теме (Слайд № 7)

- Сначала малыш был совсем маленький, он даже не мог сам двигаться и переворачиваться. Потом он научился ползать. Позже он начал сидеть. И наконец научился ходить.

- Что малыш научился делать раньше, чем сидеть? (Ползать).

- Что малыш научился делать позже, чем ползать? (Ходить)

- Сначала было целое яйцо, потом на нём появилась трещина, позже яйцо разделилось на две части и оттуда появился цыплёнок, наконец, цыплёнок сбросил верхнюю скорлупу и выпрыгнул из нижней части яйца.

- Что было раньше, чем яйцо треснуло? (Яйцо было целым).

- Что случилось позже того, как из яйца показалась головка цыплёнка? (Цыплёнок полностью освободился от скорлупы).

Работа по учебнику (стр. 10).

- Посмотрите рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили?

- Что было сначала? Что произошло потом?

- Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу?

- Что было позже: сон или зарядка?

- Внимательно рассмотрите картинки на полях учебника (стр. 8) и сравните их.

- Что у этих картинок одинаково?

- Чем они отличаются?

- Как по-другому можно было бы расположить этих же зверушек?

Самостоятельная работа

- Изобразите в рабочих тетрадях предметы следующим образом:

- нарисовать сначала квадрат, затем круг;

- нарисовать зелёный круг раньше красного;

- нарисовать сначала два красных треугольника, а затем три жёлтых круга.

Работа по учебнику (стр. 11).

- Скажите, кто зайдёт в дом первым? Кто зайдёт потом?

- Кто стоит перед лисой? За волком? Между зайцем и лисой?

Работа в тетради на печатной основе (стр. 5)

Выполняем поочередно три задания.

V. Рефлексия

- Опишите сегодняшний урок с помощью слов "раньше", "позже", "сначала", "потом".

- Чему мы сегодня учились? (Составлять рассказы, с использованием слов "раньше", "позже", "сначала", "потом".)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Черновская средняя общеобразовательная школа

141875, Московская область, Дмитровский район, п. Некрасовский,

Конспект урока

математики в 1 классе на тему: "Раньше - позже, сначала - потом".

учителем начальных классов

Лазаревой Т. В.

2014 – 2015 учебный год

Тема урока: "Раньше - позже, сначала - потом".

рассмотреть временные отношения;

продолжить формирование навыка счёта;

развивать умение анализировать и обобщать.

научить определять последованность временных представлений;

закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.

способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности; любви к предмету.

развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;

развивать временные и пространственные представления.

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие , технология личносто – ориентированного обучения, технология сотрудничества.

I. Постановка проблемы и открытие нового знания

Учитель. Я вам предложу загадки, а вы хором ответите на вопрос: "Когда это бывает?" Посмотрим, дружный ли у нас коллектив, умеете ли вы хором одновременно отгадывать загадки.

– Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня.

У. Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня.

У. Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою –
Я реки согреваю.
"Купайтесь!" – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я.

У. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я.

По ходу загадывания полезно спросить детей, по каким признакам они определили зиму, весну, лето и осень.

II. Фронтальный опрос

У. Кто в году четыре раза одевается?

У. Когда земля одевается?

Д. Зимой, весной, летом, осенью.

У. Как земля одевается зимой, весной, летом и осенью? Когда наступает Новый год?

– Зимой все покрыто снегом, весной все зацветает.

У. Какое время года наступает после зимы?

У. Какое время года наступает после весны?

У. В какое время года начинаются занятия в школе?

У. Что бывает раньше: зима или весна?

У. Какое время года наступает позже: осень или лето?

У. Какое время года изображено на первой (второй, третьей, четвертой) картинке? Скажите, какое время года вам больше всего нравится, и объясните, почему.

Все времена года хороши, в каждом сезоне есть своя прелесть.

III. Количественный счет в пределах 10

У. Назовите числа по порядку от 1 до 5. Кто сможет посчитать до 10? Давайте, посчитаем хором от 1 до 10. Какое число вы назвали раньше: 2 или 3? Какое число вы назвали позже: 1 или 4? Назовите по порядку числа от 2 до 7. Какое число вы назвали раньше: 10 или 9? Какое число вы назвали позже: 5 или 8?

IV. Физкультминутка

Сейчас мы немножко отдохнём и вспомним тему прошлого урока.

Вот и я вас буду сейчас путать! Говорить одно, а показывать другое! Ваша задача – выполнять словесную команду!

У. Руки вверх, руки вниз, повернуться налево, повернуться направо. Правая рука вверх, левая вниз.

V. Работа по учебнику

У. Составьте рассказ по картинке "Режим дня". Послушайте внимательно инструкцию о том, как нужно рассказывать.

Учитель читает памятку Г.Граника "Учись рассказывать".

Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

VI. Работа в тетрадях

У. Откройте тетради, положите их правильно (левый уголок касается края парты). Возьмите ручку. Будьте внимательны.

Отступите 4 клеточки вниз. Нарисуйте один кружок красным карандашом. Внизу - два кружка синим карандашом.

Где больше кружков внизу или вверху?

Ниже на листе нарисуйте одно солнышко, а справа- столько же тучек

-Сколько тучек нарисовали?

У. Сделаем вывод: солнышек столько же, сколько тучек.

Солнышек и тучек поровну.

VII. Физкультминутка.

Повернитесь вы направо,

А потом ещё направо,

Вот теперь уже налево,

И потом ещё налево.

Глазки к верху поднимите,

Сразу к низу опустите.

Правой ручкою направо,

Стену класса покажите.

Левой ручкою налево,

Мне окошко покажите.

Ну, и живо руки вниз,

И за парту ты садись!

Чтоб здоровым, сильным быть,

И здоровье сохранить.

Нужно жить по распорядку,

Утром делать всем зарядку.

Быть весёлым, энергичным,

Не дружить с плохой привычкой.

И расти день ото дня,

Ребята, а какие режимные моменты вы знаете?

Вы их все соблюдаете?

VIII. Составление рассказа по картинке к сказке "Теремок"

У. Героев, какой сказки вы видите на иллюстрации?

У. Давайте составим вопросы для определения кто за кем пришел, и ответим на них. Поработайте в парах.

Дети задают друг другу вопросы:

Кто за кем? Кто между кем? Кто пришёл первым? Кто пришёл последним? и т.д.

Повторение пройденного материала

У вас на столе лежит лист бумаги, это поле , по которому будем передвигаться. Положите его перед собой. В центр положите ластик. Передвиньте ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.

Где оказался ластик?

Д. Вверху посередине.

У. Продолжаем. Передвиньте ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево.

У. Где мы оказались?

Д. В центре, откуда начинали движение.

У. А теперь на две по диагонали.

Кто знает, как это делать?

Д. Из одного угла в другой

У. Где оказался ластик?

Д. В центре, откуда начинали движение.

У. Понравилась игра?

У. Чему учит эта игра?

Д. Ориентироваться в пространстве.

У. Что она напоминает?

Д. Игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д

У. Опишите сегодняшний урок с помощью слов "раньше", "позже", "сначала", "потом". Чему мы сегодня учились?

Д. Составлять рассказы, с использованием слов "раньше", "позже", "сначала", "потом".

У. Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно выполняйте режим дня, соблюдая его пункты в чёткой последовательности.

Как вы думаете, а почему это так необходимо?

Ключевые слова

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. пособие для общеобразовательных организаций. - 7 -е изд., доработанное: Просвещение, 2016. С. 4-5.

3. Кац Е. М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 7 -8 лет. – М.: МЦНМО, 2015. С. 21-22.

На уроке мы узнаем, как можно определить место предмета по отношению к себе, по отношению к объекту. Научимся определять последовательность временных представлений. Сможем соотносить временные единицы их последовательность.

Основное содержание урока

1. Отправляемся с вами в парк. Посмотреть, как осень наступает.

Какие были листья по цвету летом? (Зеленые)

Проходит время, и листья желтеют, а потом падают на землю.


Как называется такое явление в природе? (Листопад)

Где листья были сначала? (На деревьях)

Что изменилось в природе? (Листья опали на землю)

Когда это бывает? (Осенью)

Тема нашего урока

2. Как выглядят деревья? (На них мало листьев)

Во что одет мальчик? (Куртка)

Когда это бывает? (Осенью)

Какое время года наступит после осени? (После осени наступает зима)

Выберите и обведите картинку с изображением зимы.



Какое время года наступает после зимы? (За зимой всегда наступает весна, за весной – лето, за летом – осень, за осенью – зима).

Это временные изменения называются сезонные, т.к. меняется сезон в природе.

Можно ли сказать, какое время года было раньше? (Можно, но сначала надо определить раньше чего? Если раньше осени, то лето. Если раньше зимы, то осень.)

3. Расскажите свой режим дня.

Что было утром сначала? Что было потом? Выберите схему.

4. Положите перед собой карточки с листочками:


Поднимите второй слева лист. Какой это лист? (Кленовый)

Поднимите третий справа лист. С какого дерева упал этот лист (С березы)

5. Нарисуйте солнышко выше берёзы.


6.Зачеркните лишний этап роста растения.


Правильный ответ: 6, т.к. растение всё время увеличивается в росте, а на картинке под номером 6 оно меньше по сравнению с соседними этапами.

Читайте также: