Конспект урока восстановление экономики ссср после вов в 1945 1953 гг

Обновлено: 27.07.2024

Конспект урока по программе История России XX -начало XXI века А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт
Тема урока: Восстановление экономики страны в послевоенный период
Тип урока: Урок открытия новых знаний

Оценить 1513 0

Тема урока: Восстановление экономики страны в послевоенный период/ Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель – планируемые результаты

Метапредметные

Дают определения следующим понятиям: ВПК, репарации, репатриация, национальное богатство.

Выделяют и называют задачи, стоящие перед экономикой в послевоенный период.

Называют причины успешного восстановления промышленности в послевоенный период.

Перечисляют особенности развития сельского хозяйства и промышленности в данный период, их плюсы и минусы.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ориентировочно-мотивационный этап

Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

В чем же состояла эта реальность?

Каковы были последствия Великой Отечественной войны для СССР?

«Все жили вровень, скромно так,- система коридорная,

На тридцать восемь комнаток - всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,

Здесь я доподлинно узнал, почем она - копеечка.

Было дело и цены снижали,

И текли куда надо каналы,

1. Учащиеся перечисляют последствия ВОВ

Предполагаемые ответы:

Колоссальные людские и материальные потери.

2. Учащиеся формулируют тему урока

Операционно-исполнительский

1. Экономика СССР после войны, основные задачи послевоенного экономического устройства;

Познакомить и дать определение понятию национальное богатство.

Национальное богатство – совокупность материальных благ, которыми пользуется общество.

2. Экономические дискуссии 1945-1946 гг.

Учащиеся находят в тексте (приложение 2) , называют 2 противоположные точки зрения на развитие промышленности и их особенности

К восстановлению разрушенного хозяйства советское государство приступило еще в годы войны по мере того как освобождались занятые врагом территории. Однако, как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны. Так как война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг., после ее окончания начались дискуссии по выбору пути дальнейшего экономического развития страны.

Задание:Перед вами карточки с историческим текстом о двух возможных альтернативах восстановления экономики СССР после войны:

2) довоенная модель развития страны Сталина.

- Ваша задача - самостоятельно осмысленно прочесть текст, выявить отличительные признаки этих двух моделей и в карточках заполнить кластеры.

3. Причины успешного восстановления промышленности в послевоенный период, положительные и отрицательные черты развития промышленности.

4. Особенности развития сельского хозяйства, плюсы и минусы.

Учащиеся работают по вариантам

1 В. Анализирует промышленность.

2 В. Анализирует сельское хозяйство

Знакомство с понятиями репатриация, ВПК, репарации.

3.Денежная реформа 1947 года

1. Учащиеся комментируют таблицу, формулируют и называют основные задачи.

Предполагаемые ответы:

Победа досталась советскому народу непомерно дорогой ценой. Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери. Всё это привело к сокращению рабочей силы (война унесла почти 27 млн. чел., 2, 6 млн. стали инвалидами, население сократилось на 34, 4 млн. чел), отсутствовало полноценное питание и жильё.

Знакомство с термином национальное богатство.

Основные задачи:

1. Восстановить пострадавшие в результате войны районы страны/восстановление народного хозяйства.

2. Восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и превзойти этот уровень.

2. Учащиеся читают текст, выделяют отличительные признаки модели Вознесенского и Сталина.

После прочтения текста заполняют кластеры (приложение 3)

Причины успешного восстановления промышленности /основные источники восстановления промышленности

1. Перекачка средств из деревни в город.

3. Использование научно-технических разработок (главным образом на предприятиях ВПК)

4. Репарации с Германии (4, 3 млрд. долларов)

5. Использование труда заключённых и военнопленных.

1. Построены новые предприятия.

2. Промышленное производство превысило довоенные показатели.

3. Жилищное строительство.

1. постоянная нехватка продуктов;

2. тяжёлые условия труда;

3. Плохие условия жизни рабочих.

4. Нехватка рабочей силы, текучесть кадров.

5. Лёгкая промышленность не удовлетворяла минимальные потребности населения.

Политика советского руководства в отношении деревни

1. Государство покупало сельскохозяйственную продукцию по твёрдым ценам, кот. Не компенсировали расходы на изготовление сельскохозяйственной продукции.

2. Урезание подсобных хозяйств.

3. Укрупнение колхозов.

4. Увеличение налогов с доходов от продаж на рынке.

5. Крестьянское хозяйство обязано сдавать натуральный налог.

1. Восстановление колхозов

2. Достижение довоенного уровня сельскохозяйственного производства.

1. Засуха 1946 г., вызвавшая сильный голод.

2. Денежная реформа 1947 года.

3. Отсутствие пенсии, страхования, трудности в передвижении.

4. Отсутствовали стимулы к труду.

Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы

Оценочно-рефлексивный этап

1. Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет.

-Подумайте, какие факторы они при этом не учли?

- Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?

Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития

2. Преимущества и недостатки довоенное модели развития страны Сталина. Текст с пропущенными словами (Приложение № 6) .

Предполагаемые ответы

- Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, чрезвычайщина, жесткий сталинский режим).

- Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой и пищевой промышленности в тяжелую, а также средств из деревни в город

Домашнее задание

Для всех: повторить записи в тетради (фронтальный опрос)

По желанию: Задание № 2 под восклицательным знаком

Приложение № 1 (таблица отображается на слайде)

Приложение № 2

Альтернативы восстановления экономики СССР после войны

В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, стоявшему в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Сын своего времени Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.

Конспект урока истории и презентация по теме: "Восстановление экономики", 9 класс. В ходе урока дается характеристика состояния советской экономики после войны, рассматриваются альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы, ход восстановления промышленности и сельского хозяйства; выясняются причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития. На уроке учащиеся работают с историческими документами.



Целевая аудитория: для 9 класса

Очень хороший материал. Грамотный подход к построению урока. Презентация хорошо оформлена, является замечательным иллюстративным подспорьем. Спасибо!

Алла Георгиевна, вы создали прекрасную презентацию, очень содержательный ресурс для проведения урока истории. Огромное спасибо за ваш труд.

4 Оказимчик • 22:47, 02.04.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Автор: Савина Галина Владимировна

Населенный пункт: с.Берестянки Рязанская обл. Сасовский район

Цель урока: показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны;

- рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны;

-охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.;

Задачи:

Образовательная - охарактеризовать состояние советской экономики после войны, проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы;

выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития;

проследить ход восстановления промышленности и сельского хозяйства.

Воспитательная - поддержать интерес к истории своей страны, формировать уважение к советскому народу, который героически восстанавливал послевоенную экономику;

Развивающая - развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций;

способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование и материалы:

раздаточный материал (источники, документы, учебник)

раздаточный материал для заданий

Структура урока усвоения новых знаний:

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология критического мышления, частично технология проблемного диалога.

В послевоенный период оно осуществлялось в соответствии с планом четвертой пятилетки (1946-1950), цель которого – восстановление и развитие экономики СССР.

Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу – гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 1930-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946-1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.




Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 1950-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные государственные поставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались. В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения.

  1. Сталинский режим в послевоенный период (1946 – 1953). Апогей сталинизма.

Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества. В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране.

Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Причинами нового витка политических репрессий стали:

- отказ от допущений большей степени свободы в некоторых сферах общественной жизни, связанных с победой советского народа в войне

- репрессии как отражение борьбы за власть в политическом руководстве

- репрессии как оправдание неудач в послевоенном восстановлении с целью нагнетания в стране атмосферы всеобщего страха

Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн. человек почти 2 млн. попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы – абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат – были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

В противовес США Советское руководство не отказывалось от идеи мировой социалистической революции, оказывалась финансовая и военная помощь странам, развивающимся по пути социализма или освободившимся от колониальной зависимости, поддерживалось рабочее, антивоенное движение.

- 1946 г. – речь У.Черчилля о борьбе с советским тоталитаризмом

- 1949 г. – образование НАТО - Организации Североатлантического договора в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии. Создание планов бомбардировок СССР.

- 1949 г. – создание советской атомной бомбы

- 1949 г. – раскол Германии на два государства: ФРГ и ГДР

- 1950 – 1953 гг. – Корейская война, раскол Кореи на КНДР (союзник – СССР) и Южную Корею (союзник – США)

- 1955 г. – создание ОВД - Организации Варшавского договора в составе Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании, вышедшей в 1962 г.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) – с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели.

В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950 – 1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре – ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.

  1. Экономическое развитие страны.
  2. Сталинский режим в послевоенный период (1946 – 1953). Апогей сталинизма.
  3. Холодная война (1946 – 1991 гг.).
  1. Экономическое развитие страны.

В послевоенный период оно осуществлялось в соответствии с планом четвертой пятилетки (1946-1950), цель которого – восстановление и развитие экономики СССР.

Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу – гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 1930-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946-1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.

Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 1950-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные государственные поставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались. В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения.

  1. Сталинский режим в послевоенный период (1946 – 1953). Апогей сталинизма.

Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества. В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране.

Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Причинами нового витка политических репрессий стали:

- отказ от допущений большей степени свободы в некоторых сферах общественной жизни, связанных с победой советского народа в войне

- репрессии как отражение борьбы за власть в политическом руководстве

- репрессии как оправдание неудач в послевоенном восстановлении с целью нагнетания в стране атмосферы всеобщего страха

Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн. человек почти 2 млн. попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы – абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат – были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

В противовес США Советское руководство не отказывалось от идеи мировой социалистической революции, оказывалась финансовая и военная помощь странам, развивающимся по пути социализма или освободившимся от колониальной зависимости, поддерживалось рабочее, антивоенное движение.

- 1946 г. – речь У.Черчилля о борьбе с советским тоталитаризмом

- 1949 г. – образование НАТО - Организации Североатлантического договора в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии. Создание планов бомбардировок СССР.

- 1949 г. – создание советской атомной бомбы

- 1949 г. – раскол Германии на два государства: ФРГ и ГДР

- 1950 – 1953 гг. – Корейская война, раскол Кореи на КНДР (союзник – СССР) и Южную Корею (союзник – США)

- 1955 г. – создание ОВД - Организации Варшавского договора в составе Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании, вышедшей в 1962 г.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) – с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели.

В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950 – 1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре – ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.

Читайте также: