Конспект урока ведущие художественные музеи и россии родной угол галерея и глазунова
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока: закрепить знания учащихся о музеях России; работать над навыком выразительного чтения, развития творческих способностей учащихся, умения работать с опорной таблицей, формировать положительную мотивацию к урокам искусства.
Эпиграф: Только искусство делает человека – человеком. Константин Коровин.
Ход урока
Введение:
Спросим об этом наших ребят, которые посетили крупнейшие музеи Санкт-Петербурга и художественный музей в Уфе? Слайды 3-9
(Представление фоторабот учащихся и комментарии).
Основная часть:
Зачитать эпиграф. Слайд 2.
(Нева, Дворцовая площадь, искусство, парадные залы, картины, скульптуры….)
Творческое упражнение: Сочините несколько строк об этом музее.
Заслушивание творческих работ.
А следующий музей Третьяковская галерея приглашает нас на прогулку по залам в сопровождении замечательных литературных строк.
Знакомство с картинами посредством зрительного восприятия и звучащих литературных строк.
(Участвуют в работе все учащиеся, стихи звучат на фоне музыки русских композиторов). Слайды 10-20.
Новый материал. Русский музей.
Во время объяснения нового материала вам необходимо заполнить нашу таблицу.
Искусство каких стран представлено
В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположено величественное здание с классическим восьмиколонным портиком – бывший Михайловский дворец, построенный выдающимся русским зодчим К. Росси в 1819-1825 году.
Здесь в 1898 году был открыт Русский музей, который наряду с Третьяковской галереей является крупнейшим собранием отечественного изобразительного искусства.
Если имя Екатерины Великой тесно связано с европейским Эрмитажем, то император Александр III проявлял интерес к отечественному искусству и мечтал создать музей национального искусства. Эту мечту исполнил его сын – император Николай II, издав указ о создании Русского музея императора Александра Третьего. Русский музей с самого начала задумывался как монархический. 13 апреля 1895 года был издан Высочайший указ об учреждении музея императора Александра Третьего, но только через три года Музей распахнул свои двери. Слайды 24-26
В Русском музее можно увидеть произведения древнерусских художников : Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова. Прекрасна коллекция русского портретного искусства.
Экспозиция Русского музея дает возможность представить все богатое разнообразие русского искусства с древнейших времен до наших дней.
Кроме живописи, графики и скульптуры, собрание музея включает в себя произведения декоративно-прикладного искусства: предметы народного творчества, созданные руками русских умельцев на протяжении многих веков. Это деревянная архитектурная резьба, кружева, вышивки, ткани, игрушки. Слайды 29-30
В 1926 году сюда поступили произведения русского авангарда из закрытого Музея художественной культуры, а затем сокровища из ограбленных монастырей и храмов.
Русский музей стремительно развивается и растет. Музею переданы Инженерный замок, Строгановский, Мраморный дворцы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными музеями России.
Дать информацию детям о знаменитых музеях России.
Закрепить навыки музейного поведения.
Содействовать приобщению детей к музейному творчеству.
Оборудование и материалы, используемые на занятии .
видеопрезентация; наглядные материалы,
Методы и приемы :
I. Методы организации и осуществления деятельности
1. Аспект восприятия и передачи информации:
словесные: беседа, пояснение,
наглядные: просмотр наглядных материалов.
2. Аспект управления:
работа под руководством педагога,
коллективная познавательная деятельности.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
интереса к учению: презентация;
Методы контроля и самоконтроля
устного: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами,
практического: проверка умений и навыков.
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю: метод личного примера,
метод убеждения: инструктаж.
Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
Дети заходят на занятие и рассаживаются за столы по своим местам.
II. Основная часть.
Ответы детей.
Технические (Артиллерии, Военно-морской).
Музей естественных наук (Зоологический).
Педагог: Сегодня мы с вами подведем итог, обобщим знания, вспомним все, что знаем о самых знаменитых музеях России.
Россия – огромная страна, большое количество художественных музеев и чтобы вспомнить действительно самые известные, нам надо определиться, о музеях каких городов мы будем говорить.
Самые знаменитые музеи находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
В Москве находится знаменитая Государственная Третьяковская галерея. Слайд 3, 4
В Санкт-Петербурге располагается Государственный Эрмитаж,
Государственный Русский музей.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что объединяет эти три музея? (художественный, государственный, исторический памятник культуры)
Ответы детей.
Педагог: А что значит государственный? (гос-во охраняет, заботится, опекает принадлежит государству).
Ответы детей.
Педагог: Внешний облик зданий музеев одинаковый? Давайте определимся. Главная часть здания — это фасад.
Фасад - это передняя, лицевая сторона здания.
А так же, все три музея являются архитектурно-музейными комплексами. Что это значит? Включает несколько зданий, территорий.
Итак, ГРМ включает
Михайловский дворец - главное здание
Михайловский замок (Инженерный замок) Слайд 9
Летний дворец Петра 1
Михайловский сад Слайд 14
Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё. Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет.
Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин.
В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад — творение Виктора Васнецова. Третьяковка богата картинами с историей.
Всё, что находится в музее, сам музей – это историческая ценность и мы, приходя на экскурсию, должны знать и четко соблюдать правила поведения, ведь от каждого из нас зависит сохранность экспонатов.
Давайте вспомним правила поведения в музее.
Индивидуальная работа детей.
Педагог: У вас на столе лежат конверты. В них находятся карточки, возьмите их. Послушайте внимательно задание. Вам надо внимательно прочитать каждый пункт и галочкой отметить только верные формулировки правил поведения в музее.
Фронтальный опрос.
Педагог: А в других общественных местах эти правила могут пригодиться? Карточку с правильными ответами сохраните у себя. И перед каждой экскурсией будем возвращаться к ней снова и снова.
III. Физкультминутка.
Дирижер взмахнул руками,
Врач вздохнул и наклонился, Головою покачал, Завязал свои шнурки.
А певец пожал плечами,
А художник покружился На носочки быстро встал И кружки нарисовал.
Педагог : Предлагаю вам познакомиться с другими интересными музеями. Кто - нибудь из вас, ребята, слышал об Оружейной палате?
Ответы детей.
Оружейная палата - это сокровищница московских князей и русских царей. Слайд 25
Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.
Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие.
Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.
С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 — единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё попрежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение.
А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.
Крупнейшее в мире собрание русского искусства — Русский музей, созданный по императорскому указу в конце ХIХ века.
Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки.
К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.
Музей изобразительных искусств им. Пушкина Слайд 38
Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В центре
IV. Заключение.
Педагог: Я вам очень благодарна за это занятие. Сегодня мы провели огромную работу. Собрали воедино большое количество информации о российских музеях.
После этого урока, в какой из музеев вам захотелось сходить на экскурсию?
Какие шедевры хочется посмотреть воочию (своими глазами) на экспозиции? Ответы детей.
1. Содействовать формированию специальных графических умений и навыков.
2. Сформировать представление о художественных музеях и их типах, а также познакомить с крупнейшими музеями мира и России.
3. Создавать условия для развития эмоций и интеллекта, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.
5. Развивать фантазию и практически воплощать свои идеи при помощи компьютера.
Словарь: музей, галерея, натюрморт, пейзаж, портрет, экспозиция.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Беседа об истории возникновения и историческом значении музейного искусства.
- У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было 9 дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями. Но музеи бывают разные. Какие вы знаете? (исторические, технические, краеведческие и т.д.
-Сегодня мы будем говорить только о художественных музеях, т.е. музеях где хранятся, выставляются и изучаются произведения изобразительного искусства.
А станковое искусство носит самостоятельный характер, не связано с архитектурой, создаётся в мастерской художника и храниться в частных коллекциях, в запасниках и музеях.
здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры. Давайте коротко проследим историю возникновения и развития музеев.
В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование, например, широко известна коллекция флорентийских банкиров и меценатов Медичи.
Компьютерная поддержка. Воспроизведение на большом формате экрана.
(Большой формат экрана даёт более качественное изображение, глядя на экран и слушая учителя у ребёнка работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации).
В 17 веке стали группировать картины по национальным школам, мастерским, странам. Появились первые каталоги частных коллекций.
Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне.
Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 году объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства.
У музеев России тоже есть своя история. В России в 15 веке самой крупнейшей коллекцией произведений искусства древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства располагала Троице-Сергиева Лавра.
Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 174 году по инициативе императора Петра 1-го.
Важнейшей вехой в истории отечественных музеев явилось создание крупнейшего в мире музея русского искусства- Третьяковской галереи в Москве в 1856г.
Компьютерная поддержка. ( далее К.П.)
На экране изображения Третьяковской галереи, портрет Третьякова, краткие сведения об её создателе.
-Вот мы с вами оказались в одном из залов галереи.
К.П.(На экране показываются картины, которые разделены на 3 группы)
(Возможность быстрой смены экспозиции, объединения в группы или возврата к определённой картине. Большой формат даёт возможность хорошо рассмотреть картины.)
-Что интересного вы заметили?
-Почему они так висят?
-Давайте вспомним, что же такое портрет, пейзаж и натюрморт.
- Игра: учащимся предлагается ряд картин, которые необходимо разложить в соответствии с группами.)
(игровая деятельность вызывает повышенную мотивацию, активная творческая деятельность каждого учащегося, индивидуализация обучения.)
-Посмотрите внимательно и скажите, картины, каких художников вам известны?
-Распределите картины по группам.
-Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в пейзажах?
Тема Родины волновала не только поэтов, писателей, композиторов, но и художников.
-А как вы понимаете, что такое Родина?
У каждого человека своя родина. Кто-то родился и вырос в городе, кто-то в селе, ауле или кишлаке, но самое дорогое и родное для человека это то место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.
-Вот и мы сегодня будем рисовать пейзаж. Работать будем пастелью.
-Что такое пастель? (сыпучие мелки)
-На какой бумаге мелки меньше сыплются? (на наждачной)
-Посмотрите, какие интересные работы получились у других ребят.
4. Учащийся читает стихотворение о зиме.
-Теперь положите перед собой бумагу. Посмотрите, какого она тона? (тёмная)
-Какое время суток можно изобразить на такой бумаге? (ночь)
-Что изобразим на переднем плане? Какой предмет будет по размеру?
-Раз у нас ночь, то какие будут окошки?
-Что ещё можем изобразить жёлтым цветом? (луна, звёзды)
-Каким вы видели снег ночью?
-Посмотрите, как снег ночью изображают художники.
К.П. (Проекция на экран картины Шишкина)
5. Самостоятельная работа.
-Теперь приступайте к работе. Во время работы вы прослушаете музыку русских и зарубежных композиторов.
В процессе работы задерживать внимание детей на мелочах. Просить дополнить рисунки отдельными деталями пейзажа.
6. К.П. Используя компьютер, в графическом редакторе, выполните эту же работу.
( учащиеся учатся самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Знакомство с графическим редактором- это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их компановки, а так же развитие пространственного и конструкторского мышления.)
7. Итог.
-Что такое музей?
-Какие музеи можете назвать?
У произведений искусства, как и у людей, своя судьба – разная, нередко весьма сложная. Их покупают, продают, похищают! Но у искусства нет цены! Оно бесценно как и человек! Вот почему художественные музеи – сокровищницы двойного значения. Пока есть в мире деньги, коллекции музеев – это неприкосновенный фонд страны, к которому может обращаться государство в минуты самой крайней нужды. Но для просвещённого общества важно другое, высшее значение искусства. Оно воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Краткое содержание конспекта урока по изобразительному искусству (тип урока: обобщение и систематизация знаний) "Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре": основные цели и задачи, демонстрационный материал (мультимедийные презентации: "Художественные музеи", "Музеи России: Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина", "Художественные музеи мира: Лувр (Франция, Париж), Метрополитен-музей (США, Нью-Йорк)), самостоятельная работа - тест № 2, эталон выполнения самостоятельной работы – тест № 2, план урока и ход урока, актуализация опорных знаний, включение нового знания в систему знаний, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, повторение нового знания, рефлексия деятельности на уроке
Читайте также: