Конспект урока ведущие художественные музеи и россии родной угол галерея и глазунова

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: закрепить знания учащихся о музеях России; работать над навыком выразительного чтения, развития творческих способностей учащихся, умения работать с опорной таблицей, формировать положительную мотивацию к урокам искусства.

Эпиграф: Только искусство делает человека – человеком. Константин Коровин.

Ход урока

Введение:

Спросим об этом наших ребят, которые посетили крупнейшие музеи Санкт-Петербурга и художественный музей в Уфе? Слайды 3-9

(Представление фоторабот учащихся и комментарии).

Основная часть:

Зачитать эпиграф. Слайд 2.

(Нева, Дворцовая площадь, искусство, парадные залы, картины, скульптуры….)

Творческое упражнение: Сочините несколько строк об этом музее.

Заслушивание творческих работ.

А следующий музей Третьяковская галерея приглашает нас на прогулку по залам в сопровождении замечательных литературных строк.

Знакомство с картинами посредством зрительного восприятия и звучащих литературных строк.

(Участвуют в работе все учащиеся, стихи звучат на фоне музыки русских композиторов). Слайды 10-20.

Новый материал. Русский музей.

Во время объяснения нового материала вам необходимо заполнить нашу таблицу.

Искусство каких стран представлено

В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположено величественное здание с классическим восьмиколонным портиком – бывший Михайловский дворец, построенный выдающимся русским зодчим К. Росси в 1819-1825 году.

Здесь в 1898 году был открыт Русский музей, который наряду с Третьяковской галереей является крупнейшим собранием отечественного изобразительного искусства.

Если имя Екатерины Великой тесно связано с европейским Эрмитажем, то император Александр III проявлял интерес к отечественному искусству и мечтал создать музей национального искусства. Эту мечту исполнил его сын – император Николай II, издав указ о создании Русского музея императора Александра Третьего. Русский музей с самого начала задумывался как монархический. 13 апреля 1895 года был издан Высочайший указ об учреждении музея императора Александра Третьего, но только через три года Музей распахнул свои двери. Слайды 24-26

В Русском музее можно увидеть произведения древнерусских художников : Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова. Прекрасна коллекция русского портретного искусства.

Экспозиция Русского музея дает возможность представить все богатое разнообразие русского искусства с древнейших времен до наших дней.

Кроме живописи, графики и скульптуры, собрание музея включает в себя произведения декоративно-прикладного искусства: предметы народного творчества, созданные руками русских умельцев на протяжении многих веков. Это деревянная архитектурная резьба, кружева, вышивки, ткани, игрушки. Слайды 29-30

В 1926 году сюда поступили произведения русского авангарда из закрытого Музея художественной культуры, а затем сокровища из ограбленных монастырей и храмов.

Русский музей стремительно развивается и растет. Музею переданы Инженерный замок, Строгановский, Мраморный дворцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными музеями России.

Дать информацию детям о знаменитых музеях России.

Закрепить навыки музейного поведения.

Содействовать приобщению детей к музейному творчеству.

Оборудование и материалы, используемые на занятии .

видеопрезентация;  наглядные материалы,

Методы и приемы :

I. Методы организации и осуществления деятельности

1. Аспект восприятия и передачи информации:

словесные: беседа, пояснение,

наглядные: просмотр наглядных материалов.

2. Аспект управления:

работа под руководством педагога,

коллективная познавательная деятельности.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

интереса к учению: презентация;

Методы контроля и самоконтроля

устного: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами,

практического: проверка умений и навыков.

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю:  метод личного примера,

метод убеждения: инструктаж.

Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности  поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

Дети заходят на занятие и рассаживаются за столы по своим местам.

hello_html_49e5ef97.jpg

II. Основная часть.

Ответы детей.

Технические (Артиллерии, Военно-морской).

Музей естественных наук (Зоологический).

Педагог: Сегодня мы с вами подведем итог, обобщим знания, вспомним все, что знаем о самых знаменитых музеях России.

Россия – огромная страна, большое количество художественных музеев и чтобы вспомнить действительно самые известные, нам надо определиться, о музеях каких городов мы будем говорить.

Самые знаменитые музеи находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

В Москве находится знаменитая Государственная Третьяковская галерея. Слайд 3, 4

hello_html_328a8835.jpg
hello_html_m794570b2.jpg

В Санкт-Петербурге располагается Государственный Эрмитаж,

hello_html_m20d49543.jpg

Государственный Русский музей.

hello_html_m310f1268.jpg

Педагог: Ребята, как вы думаете, что объединяет эти три музея? (художественный, государственный, исторический памятник культуры)

Ответы детей.

Педагог: А что значит государственный? (гос-во охраняет, заботится, опекает принадлежит государству).

Ответы детей.

Педагог: Внешний облик зданий музеев одинаковый? Давайте определимся. Главная часть здания — это фасад.

Фасад - это передняя, лицевая сторона здания.

hello_html_m2e956020.jpg

А так же, все три музея являются архитектурно-музейными комплексами. Что это значит? Включает несколько зданий, территорий.

Итак, ГРМ включает

 Михайловский дворец - главное здание

hello_html_1dda07af.jpg

Михайловский замок (Инженерный замок) Слайд 9

hello_html_m57817c5.jpg

hello_html_6484da91.jpg

 Летний дворец Петра 1

hello_html_m3122442e.jpg

hello_html_3ed3cdf.jpg

Михайловский сад Слайд 14

hello_html_m21a6449f.jpg

hello_html_79be3734.jpg

hello_html_md3d5ff3.jpg

hello_html_7efce4f9.jpg
hello_html_206d5353.jpg

hello_html_m67943765.jpg

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё. Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет.

Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин.

hello_html_m5b777866.jpg

В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад — творение Виктора Васнецова. Третьяковка богата картинами с историей.

hello_html_67380584.jpg

hello_html_m757559e1.jpg

Всё, что находится в музее, сам музей – это историческая ценность и мы, приходя на экскурсию, должны знать и четко соблюдать правила поведения, ведь от каждого из нас зависит сохранность экспонатов.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Индивидуальная работа детей.

Педагог: У вас на столе лежат конверты. В них находятся карточки, возьмите их. Послушайте внимательно задание. Вам надо внимательно прочитать каждый пункт и галочкой отметить только верные формулировки правил поведения в музее.

Фронтальный опрос.

Педагог: А в других общественных местах эти правила могут пригодиться? Карточку с правильными ответами сохраните у себя. И перед каждой экскурсией будем возвращаться к ней снова и снова.

III. Физкультминутка.

Дирижер взмахнул руками,

Врач вздохнул и наклонился, Головою покачал, Завязал свои шнурки.

А певец пожал плечами,

А художник покружился На носочки быстро встал И кружки нарисовал.

Педагог : Предлагаю вам познакомиться с другими интересными музеями. Кто - нибудь из вас, ребята, слышал об Оружейной палате?

Ответы детей.

hello_html_m710f2d3f.jpg

Оружейная палата - это сокровищница московских князей и русских царей. Слайд 25

Здесь хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I. Среди 4 000 экспонатов — единственный в мире двойной трон.

hello_html_6fd40d49.jpg

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы — оружие.

hello_html_m61124fff.jpg
hello_html_m7c91133c.jpg

Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

hello_html_15ef2c73.jpg

hello_html_m4cd6c4b8.jpg

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 — единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё попрежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение.

А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

hello_html_m310f1268.jpg

Крупнейшее в мире собрание русского искусства — Русский музей, созданный по императорскому указу в конце ХIХ века.

hello_html_m22faa8bd.jpg

hello_html_b339201.jpg

hello_html_m367e2be4.jpg

hello_html_7ce7e4b8.jpg

Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки.

К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина Слайд 38

Самый европейский в России — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В центре

hello_html_7461bb7f.jpg
hello_html_m2de08ba0.jpg
hello_html_da9bebf.jpg

IV. Заключение.

Педагог: Я вам очень благодарна за это занятие. Сегодня мы провели огромную работу. Собрали воедино большое количество информации о российских музеях.

После этого урока, в какой из музеев вам захотелось сходить на экскурсию?

Какие шедевры хочется посмотреть воочию (своими глазами) на экспозиции? Ответы детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Содействовать формированию специальных графических умений и навыков.

2. Сформировать представление о художественных музеях и их типах, а также познакомить с крупнейшими музеями мира и России.

3. Создавать условия для развития эмоций и интеллекта, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.

5. Развивать фантазию и практически воплощать свои идеи при помощи компьютера.

Словарь: музей, галерея, натюрморт, пейзаж, портрет, экспозиция.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа об истории возникновения и историческом значении музейного искусства.

- У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было 9 дочерей. Греки называли их музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями. Но музеи бывают разные. Какие вы знаете? (исторические, технические, краеведческие и т.д.

-Сегодня мы будем говорить только о художественных музеях, т.е. музеях где хранятся, выставляются и изучаются произведения изобразительного искусства.

А станковое искусство носит самостоятельный характер, не связано с архитектурой, создаётся в мастерской художника и храниться в частных коллекциях, в запасниках и музеях.

здания, где хранятся выдающиеся произведения искусства или памятники истории и культуры. Давайте коротко проследим историю возникновения и развития музеев.

В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование, например, широко известна коллекция флорентийских банкиров и меценатов Медичи.

Компьютерная поддержка. Воспроизведение на большом формате экрана.

(Большой формат экрана даёт более качественное изображение, глядя на экран и слушая учителя у ребёнка работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации).

В 17 веке стали группировать картины по национальным школам, мастерским, странам. Появились первые каталоги частных коллекций.

Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне.

Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 году объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства.

У музеев России тоже есть своя история. В России в 15 веке самой крупнейшей коллекцией произведений искусства древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства располагала Троице-Сергиева Лавра.

Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 174 году по инициативе императора Петра 1-го.

Важнейшей вехой в истории отечественных музеев явилось создание крупнейшего в мире музея русского искусства- Третьяковской галереи в Москве в 1856г.

Компьютерная поддержка. ( далее К.П.)

На экране изображения Третьяковской галереи, портрет Третьякова, краткие сведения об её создателе.

-Вот мы с вами оказались в одном из залов галереи.

К.П.(На экране показываются картины, которые разделены на 3 группы)

(Возможность быстрой смены экспозиции, объединения в группы или возврата к определённой картине. Большой формат даёт возможность хорошо рассмотреть картины.)

-Что интересного вы заметили?

-Почему они так висят?

-Давайте вспомним, что же такое портрет, пейзаж и натюрморт.

  1. Игра: учащимся предлагается ряд картин, которые необходимо разложить в соответствии с группами.)

(игровая деятельность вызывает повышенную мотивацию, активная творческая деятельность каждого учащегося, индивидуализация обучения.)

-Посмотрите внимательно и скажите, картины, каких художников вам известны?

-Распределите картины по группам.

-Скажите, чаще всего природу каких мест изображают художники в пейзажах?

Тема Родины волновала не только поэтов, писателей, композиторов, но и художников.

-А как вы понимаете, что такое Родина?

У каждого человека своя родина. Кто-то родился и вырос в городе, кто-то в селе, ауле или кишлаке, но самое дорогое и родное для человека это то место, где у него есть родные, его дом. А тема любви к родине хорошо отображена в пейзажах.

-Вот и мы сегодня будем рисовать пейзаж. Работать будем пастелью.

-Что такое пастель? (сыпучие мелки)

-На какой бумаге мелки меньше сыплются? (на наждачной)

-Посмотрите, какие интересные работы получились у других ребят.

4. Учащийся читает стихотворение о зиме.

-Теперь положите перед собой бумагу. Посмотрите, какого она тона? (тёмная)

-Какое время суток можно изобразить на такой бумаге? (ночь)

-Что изобразим на переднем плане? Какой предмет будет по размеру?

-Раз у нас ночь, то какие будут окошки?

-Что ещё можем изобразить жёлтым цветом? (луна, звёзды)

-Каким вы видели снег ночью?

-Посмотрите, как снег ночью изображают художники.

К.П. (Проекция на экран картины Шишкина)

5. Самостоятельная работа.

-Теперь приступайте к работе. Во время работы вы прослушаете музыку русских и зарубежных композиторов.

В процессе работы задерживать внимание детей на мелочах. Просить дополнить рисунки отдельными деталями пейзажа.

6. К.П. Используя компьютер, в графическом редакторе, выполните эту же работу.

( учащиеся учатся самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера. Знакомство с графическим редактором- это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их компановки, а так же развитие пространственного и конструкторского мышления.)

7. Итог.

-Что такое музей?

-Какие музеи можете назвать?

У произведений искусства, как и у людей, своя судьба – разная, нередко весьма сложная. Их покупают, продают, похищают! Но у искусства нет цены! Оно бесценно как и человек! Вот почему художественные музеи – сокровищницы двойного значения. Пока есть в мире деньги, коллекции музеев – это неприкосновенный фонд страны, к которому может обращаться государство в минуты самой крайней нужды. Но для просвещённого общества важно другое, высшее значение искусства. Оно воспитывает историческую память, вызывает чувство прекрасного.

Конспект урока по изобразительному искусству

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Краткое содержание конспекта урока по изобразительному искусству (тип урока: обобщение и систематизация знаний) "Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре": основные цели и задачи, демонстрационный материал (мультимедийные презентации: "Художественные музеи", "Музеи России: Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина", "Художественные музеи мира: Лувр (Франция, Париж), Метрополитен-музей (США, Нью-Йорк)), самостоятельная работа - тест № 2, эталон выполнения самостоятельной работы – тест № 2, план урока и ход урока, актуализация опорных знаний, включение нового знания в систему знаний, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, повторение нового знания, рефлексия деятельности на уроке

Читайте также: