Конспект урока в 1 классе знакомство с буквой ц

Обновлено: 05.07.2024

Цель: ознакомление с согласным звуком [ц] и буквой Ц, формирование умения читать слоги и слова с этой буквой.

• познакомить учащихся с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц,

научить чётко выговаривать этот звук в слогах и словах;

• формировать умение читать слоги и слова с буквой Ц;

• научить писать печатным шрифтом буквы Ц, ц; слоги и слова с этой буквой;

• развивать слуховое восприятие, внимание, память;

• уточнять и расширять лексический запас;

• формировать умение работать с информацией;

• воспитывать интерес к урокам, к познанию нового звука и буквы;

• воспитывать положительные эмоции, эстетические чувства.

• образец написания буквы;

• набор фишек для составления схем слов;

• разрезные карточки со словами;

• предметные картинки для составления слов, работы с текстом;

• картинки с изображением птиц.

Ход урока:

I. Орг. момент (3 мин).

1. Приветствие (1 мин).

2. Психогимнастика с элементами дыхательных и речевых упражнений (2 мин).

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

- Изобразите цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

II. Основная часть (30 мин).

- Кто догадался, с каким звуком будем работать сегодня на уроке?

- Правильно, это звук [ц]. Будем учиться правильно произносить звук, познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

2. Характеристика звука [ц]. Знакомство с буквой Ц. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

- Произнесите звук [ц], глядя в зеркало.

- Что мешает воздуху проходить свободно?

- Если встречаются преграды, значит какой это звук : гласный или согласный?

- Где у нас живут согласные звуки? (В тучке и в ёлочке).

- А куда мы поселим звук [ц] : в тучку или в ёлочку? (В тучку).

- Почему? (Звук [ц] - всегда твёрдый).

- Итак, это звук согласный, твёрдый. А что ещё мы можем определить у согласных звуков?

Определение звонкости - глухости.

- Повторим: звук [ц] - согласный, глухой, всегда твёрдый.

- На что похожа буква?

Буква Ц - смотрите сами -

Как скамейка вверх ногами.

Вот какая буква Ц - с коготочком на конце.

Коготок - царапка, как кошачья лапка.

Конструирование буквы из счётных палочек.

Печатание буквы в тетрадях.

- Какого цвета возьмём карандаш? Почему?

4. Составление слов из звуков. Определение позиции звука [ц] в словах (4 мин).

[с и н и ц а] [с к в о р э ц] [к у р и ц а] [ц а п л а] [л и с и ц а] [п т э н ц ы] [ц ы п л о н о к] [п т и ц ы] [й а й ц а] [ц ы п л а т а].

- Какие слова называли? Покажите с помощью пуговицы место звука [ц] в каждом слове.

Физминутка с дополнительной речевой нагрузкой (3 мин).

- К какой теме отнесём большинство слов?

- Птицы приготовили вам задания.

Учитель называет слово каждому ученику, передавая игрушку. Ученик говорит это слово ласково, возвращая игрушку учителю:

птица - … (птичка, птенец - ,

Сколько курочек весёлых,

Столько сделаем наклонов. (3)

- Давайте посчитаем курочек: одна курочка, две курочки, три курочки.

Сколько цапелек у нас,

Приседаем столько раз. (2)

Сколько маленьких птенцов,

Столько сделаем прыжков. (5)

5. Работа с предложением (5 мин).

- Вспомните все составленные слова.

- Какое слово лишнее? Почему? Лисица - это кто?

- А теперь составьте слова из разрезных карточек и соедините их в предложение по схеме:

лисица сцапала цыплёнка

Чтение и анализ предложения.

6. Работа с текстом (7 мин).

- Как вы думаете, зачем лисица сцапала цыплёнка? (Чтобы его съесть.)

- Нет, она была добрая. Она хотела познакомить цыплёнка с некоторыми словами, в которых есть звук [ц]. А о чём лисица рассказала, вы узнаете, составив слово из первых букв слов, обозначающих предметы на картинках:

цыплята арбуз роза слива трамвай воробей осы

Печатание слова в тетрадях. Чтение. Толкование.

-Послушайте, что лисичка рассказала цыплёнку о царстве. Если услышите в слове звук [ц], хлопайте в ладоши. (По ходу рассказа на доску прикрепляются предметные картинки).

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем.

- С какими словами познакомила лисичка цыплёнка?

- Напечатайте слова, обозначающие главных героев (царь, царица, царевна).

- Какая общая часть есть во всех этих словах?

- Это слова из одной семьи - родственные. Давайте добавим в эту семью ещё слова. Если бы у них был сын, как бы мы его назвали? (Царевич). Где они жили? (В царстве). Что они делали? (Царствовали). Что они носят на голове? Значит, корона чья? (Царская).

7. Словотворчество (3 мин).

- Цыплёнок поблагодарил лисицу и побежал к маме - курице рассказать о новых словах. Курица тоже приготовила цыплё нку задание: отгадать пропущенные буквы в словах.

ца или ец огур. сини.

Чтение слов, объяснение их значения.

- Теперь сочиним стихотворение, вставляя подходящие слова :

Рос на грядке (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был … (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица) :

- Мне нельзя тут поживиться?

Склевали вместе (огурец,

И стихам нашим (конец).

III. Заключительная часть (7 мин).

1. Подведение итогов урока (2 мин).

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте характеристику звуку.

- Придумайте слова с этим звуком.

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти (3 мин).

На наборном полотне - 5 картинок с изображениями огурца, перца, овцы, скворца, синицы. Задание: в течение 10 секунд запомнить и произнести слова по порядку.

3. Поощрение (2 мин).

Учитель: Уроку наступил конец.

Ученики: Я сегодня молодец!

Учитель: Все сегодня молодцы!

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц ; звуком [ц] .

  1. Предметные: - сформировать представления детей о новом звуке [ц ] и букве Ц, ц;

- учить находить новый звук в словах;

- образовывать слова, предложения, словосочетания с новой буквой.

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- искать и выделять необходимую информацию;

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия.

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.
  2. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

3 . По степени педагогического управления со стороны учителя:

метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, ТРИЗ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

- научатся выделять новый звук, характеризовать его;

- читать слова, словосочетания с новой буквой;

- ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;

- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;

- учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.

- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

- Ребята, вы верите в чудеса? Закройте глаза на минутку. Откройте.

(В руках у учителя яйцо из папье-маше, внутри цыплёнок).

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

- Правильно – это цыплёнок, зовут его Цып.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности .

а) – Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.

- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).

- Давайте позовём цыплёнка.

б) - Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыплёнка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем тёплый. (4-5 раз).

– Цыпне случайно пришёл к нам на уроке. Он принёс новый звук. Вы догадались какой?

- Почему вы так решили?

III. Постановка учебной задачи.

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Цыплёнок, как все малыши, хочет многому научиться. Ему хочется узнать всё о своём любимом звуке, букве.

IY. Построение проекта выхода из затруднения .

- В чём оно заключается? Поднимаясь на лифте вверх, мы будем работать по алгоритму:

- Итак, начинаем исследовать звук…

(Учащиеся на листе ватмана изображают: звук (согл. – глас.; твёр. – мягк.; звонк. – глух.) – печатают букву (Ц, ц)- составляют слоги (ца, цо, ци, це…)– слова( цирк, цапля, циркуль…) –словосочетания (весёлый цирк, новый циркуль,…) –устно составляют предложения (Мы с папой ходили в весёлый цирк. Сестра подарила мне новый циркуль.)).

2)Физминутка для глаз

- Посмотрите, скорлупки от яйца разлетелись по всему классу, а на них написаны буквы.

- Сколько карточек с буквой Ц в классе? (8).

- Сколько карточек с заглавной печатной буквой? Со строчной печатной?

- Сколько карточек с письменными буквами?

3) Проверка, обобщение. (На доску вывешиваются все листы)

- Посмотрим на вашу работу. Что общего? Есть ли разногласия? Давайте придем к общему мнению.

- Что вы скажите о звуке [ц]?

- Какой буквой обозначается? Цэ.

- На что похожа буква? ( Рисунки )

- С какими буквами гласных звуков она дружит?

- Со всеми ли гласными будет дружить Ц? ( Интерактивная доска)

- Ребята, я открою вам секрет, что звук [ц] обязательно подружиться со звуками [ж], [ш].

- Попробуйте, отгадать, почему?

[ж, ш] – всегда твёрдые . (Лента букв)

б) Слог, слово, словосочетание, предложение .

- Чтение слогов, слов с буквой Ц , словосочетаний.

- Какие слова можно назвать? ( Слайд )

- Молодцы! Вы многое рассказали и объяснили цыплёнку Цыпу .

- Рассаживаемся по местам.

в) Физминутка ( Слайд)

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой,

К маме – курочке рябой.

Y.Первичное закрепление. ( Букварь ч. 1 с.138)

а) звуковой анализ слов: синица, цапля .

- Откроем книгу, рассмотрим схемы рядом с рисунками и самостоятельно проведём звукобуквенный анализ предложенных слов.

(2 ученика работают у доски с фишками).

- Чем похожи звуковые схемы. Чем отличаются?

- Сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой. Что вы скажите о них?

Вывод: [ц] – согласный, твёрдый, непарный глухой, обозначается буквой цэ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сформировать навык орфографической зоркости; способствовать развитию мелкой моторики, умения обобщать; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают различия печатного и письменного варианта написания буквы Ц; умеют проводить поэлементный анализ и письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц; чтение слогов, слов, предложений с этой буквой; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ц, ц.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ц]; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; классификация звуков по заданному основанию.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять свою работу с образцом; вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

I. Организационный момент. Введение в тему.

– Какое слово спрятано?

Цапля – это не цыплёнок

С мамой-клушей на крыльце.

Цапля в зарослях зелёных

Встала важно буквой Ц.

Берегов речных царица.

– Кто помнит загадку про цаплю? Каковы отличительные признаки этой птицы?

– Как вы думаете, какую букву принесла цапля?

– Что вы узнали о букве Ц на уроке обучения грамоте? (Буква Ц обозначает твёрдый непарный звук, поэтому буквы Е, И не оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда читается твёрдо.)

– Прочитайте слоги (запись на доске): ца, це, ци, цы, цо.

– Назовите слоги, которые читаются одинаково, а написаны по-разному.

молоде_ _ирк мото_икл

– Какая буква потерялась? Давайте научимся её писать и вставим в данные слова.

III. Изучение нового материала.

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, умении правильно держать ручку на письме, правильной посадке во время письма.

1. Работа с образцом заглавной буквы Ц.

– Рассмотрите образец заглавной буквы Ц. Опишите направление движения руки при ее написании. (Буква Ц состоит из трех элементов. Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

– Запишите букву в воздухе. Перечислите элементы письменной заглавной буквы Ц. В состав каких букв входят эти элементы?

– Пропишите заданную последовательность элементов: сначала пишем букву так, как мы писали бы букву И. Закругление второго элемента, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки и начинаем писать петлю.

Отработка навыка письма буквы Ц.

– В каких случаях необходима заглавная буква? Приведите примеры.

2. Знакомство с биографией и творчеством М. Цветаевой.

Учитель показывает портрет Марины Цветаевой.

– 26 сентября 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны, родилась дочь Марина.

Детство ее проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, в Тарусе, на Оке.

Писать стихи Марина Цветаева начала с семи лет.

Когда мама Марины неизлечимо заболела, семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. Марина Цветаева выразила свои впечатления от этих лет в следующих стихах. (Учитель или заранее подготовленные дети, хорошо читающие стихи, знакомят класс с творчеством Цветаевой.)

…Диван-корабль в озерах сна

Помчал нас к сказке Андерсе́на.

Какой-то добрый Чародей

Его из вод направил сонных

В страну гигантских орхидей,

Печальных глаз и рощ лимонных.

Мы плыли мимо берегов,

Где зеленеет Пальма Мира,

Где из спокойных жемчугов

Дворцы, а башни из сапфира.

Когда снежинку, что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой – она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,

Ее коснемся мы капризом рук,

Она, как пленник, заключенный в узы,

Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Оставь полет снежинкам с мотыльками

И не губи медузу на песках!

Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

Зареветь, не кончив супа!

Отними от глаз кулак!

Если плачешь, есть причина.

Я отец и я не враг.

«Ну какой же ты мужчина?

Отними от глаз кулак!

Что за нрав такой? Откуда?

Рассержусь, и будет худо!

– Запишите по образцу фамилию автора этих замечательных стихов.


На моей руке пять пальцев,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Сгибают или разгибают пальчики.)

3. Работа в прописи. Письмо строчной буквы ц.

– Рассмотрите образец строчной буквы ц. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

– Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ц. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.

Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

– Перечислите элементы письменной строчной буквы ц. В состав каких букв входят эти элементы?

– Пропишите заданную последовательность элементов и строчную букву ц.

4. Упражнение в письме слов с буквой Ц.

Буква табором кочует,

Лепестки сомкнув, ночует,

И, взъерошив жёлтый пух,

Ходит с мамой под лопух.

(Ц: цыгане, цветок, цыплёнок.)

О. Емельянова

Запись слов с образца.

– Прочитайте слова, в которых ц в начале; в середине; в конце.

Цапля – пара длинных ног,

По болоту без сапог

Ходит-бродит, как по суше,

Распугала всех лягушек!

Письмо предложения с новой буквой.

– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов? Какой знак стоит в конце предложения? Спишите. Проверьте.

5. Работа в прописи на резервной странице.

– Прочитайте слова. Объясните их значение.

– Возьмите волшебную палочку и, поменяв всего одну букву, запишите новые слова. Что теперь означают слова?

– Подберите слово к звуковой схеме. Прочитайте слова.

– Найдите слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Докажите.

– Прочитайте загадку. Вместо многоточия надо написать отгадку. Кто догадался, кто это? (Скворец.)

– Спишите загадку и припишите отгадку.

6. Самостоятельная работа.

– Распределите слова по группам.

Ч: часы, черепаха, чудо.

Щ: щенок, щи, щека, щука.

Ц: синица, цвет, месяц, цена, заяц.

– Прочитайте слова из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов. Какое слово не прочитали? Почему?

– Сравните письменные буквы и, щ, ц.

– Прочитайте предложение. Подчеркните буквы, которые написаны после мягких согласных.

– Какие буквы вы не подчеркнули? Почему?

– Какое слово написано с большой буквы? Почему?

– Какой знак стоит в конце предложения? Сколько слов в предложении? Запишите данное предложение письменным шрифтом.

– Выполните логическое задание с буквами. Какие буквы написаны на шарах?

– Проанализируйте каждую группу букв. Найдите лишнюю, зачеркните её. Почему буквы ц написаны и на голубом, и на зелёном шаре?

IV. Итог урока.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: "Знакомство с буквой Ц, ц"

Цель урока : формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].

Определение места звука в словах.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;

использовать знаково-символические средства для решения задач;

развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;

осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.

Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

учиться использовать речь для регуляции свои действий;

сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

слушать и слышать одноклассников и учителя;

взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура и ход урока

Организационный момент

- Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

- Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

Актуализация знаний

- Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

- Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

- Звуки мы….( слышим, произносим).

- На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные).

- - Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? ( А, О, У, Э, Ы)

- Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

Отгадайте загадку.

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

- Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

Цыплёнок гость нашего урока слайд 1

- Какой буквой обозначаются этот звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,) слайд 2

Целеполагание.

Звуковой анализ слов.

- Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов ,а над какими словами будем работать предлагаю вам отгадать загадки:

1. На кормушке возле нашей форточки

Сидела удивительная птица:

В черной шапочке она, и в желтой кофточке

Птица называется … (синица) слайд3

-А что вы знаете о синицах?

2. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (цапля) слайд 4

- Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

- На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

- Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

- Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

- Второе слово пойдёт выложит…

2). Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение)

- Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Первое слово выполнит…

- Второе слово выполнит…

- А сейчас из мира интересного.

- В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

- Цапля- символ бдительности и спокойствия.

Сравнение схем слов. Выделение звука

- Давайте сравним схемы данных слов. Слайд 5

- Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

- В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука ( Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

Эти звуки обозначается буквой Ц слайд 5

Закрепление образа букв Ц,ц. слайд 6

- Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

- Буква Ц- смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

- Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много- в жарких странах.

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Сейчас мы проверим ,как вы запомнили букву Ц

Буквы любят играть друг с другом, играли и заигрались. Потерялась среди них буква Ц.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.

- Сколько раз подчеркнули букву? Проверьте друг у друга.

- А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

- Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове- хлопаете в ладоши, а если не слышите- топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, , курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка.

- Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

- Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц].

1)- А сейчас внимательно посмотрите на экран . слайд 7

- Что написано на экране ? (Слоги).

- Давайте прочитаем эти слоги

- с радостью
- с удивлением
- с грустью
Прочитайте слоги в которых гласные указывают на мягкость согласного. Буквы е,и не оказывают на ц ни какого влияние! Звук ц всегда произносится твёрдо!

С. 138, читаем пары слов.

1. -Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

- Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

- Значение всех прочитанных слов вам понятно? Цукаты - это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

2. – Далее хором читаем слова по слогам. Слайд 8

- Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

- Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

- Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

- Как определяем количество слогов в словах?

3. - Давайте разгадаем кроссворд. Ориентируемся на иллюстрации. Слайд 9

- Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

- К какому жанру относится?

- Докажите, что вы прочитали сказку.

- Кто главный герой этой сказки?

- С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

- Что общего у этих слов? (Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока. Слайд 10

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

- Дайте характеристику этому звуку.

- С каким правилом познакомились?

- Что ещё интересного узнали на уроке?

Мне было трудно….

Конспект открытого урока по литературному чтению (обучение грамоте)

Подготовила учитель начальных классов: Осягина Н.А.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 377 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.12.2020 684
  • DOCX 28.5 кбайт
  • 61 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Осягина Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема: Знакомство с буквой Ц. Решение задач. Прописывание элементов печатных и письменных букв.

  • Познакомить с буквой Ц и особенностями звука [Ц], учить составлять задачи по рисункам и решать их, учить правильному написанию печатной буквы Ц.
  • Развивать фонематический слух, познавательную активность.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

I. Оргмомент

– Ребята, вы любите цирк?
– Я приглашаю вас на цирковое представление. Представьте, что вы находитесь под куполом цирка, а доска – это арена, где будет проходить выступление артистов цирка. Все представление с нами будут веселые клоуны. Их имена мы узнаем в конце урока

II. Знакомство с буквой Ц

– Клоуны дают вам первую подсказку. У каждого из них есть любимая птица. У одного – цапля, у другого – синица. Клоуны предлагают сделать анализ этих слов и отгадать первую букву.



1. Звуковой анализ слов ЦАПЛЯ, СИНИЦА. (Дети дают подробную характеристику каждого звука)

– Сколько звуков в каждом слове?
– Сколько гласных?
– Сколько слогов?
– Какой ударный?
– Сколько согласных?
– Сколько твердых? Мягких?
– Сколько всего звуков в словах?
– С каким новым звуком мы познакомились?
– Звук [Ц] всегда твердый, и обозначается буквой Цц.

а) Давайте поучимся её писать, но сначала сравним печатные и письменные буквы ц. Что вы о них можете сказать?
Напишите по три печатных заглавных и строчных букв Ц.

в) Потренируемся в написании письменной буквы Ц.
– Сколько элементов нужно для написания буквы?
– В какой букве уже встречался такой элемент?

– Вы неплохо потрудились и клоуны готовы открыть вам первую букву (Ц)

III. Составление слов из букв и их запись

– Внимание на арене веселый Арлекин. Он жонглирует не простыми шарами, на них есть буквы. Если будете внимательны, то сможете из этих букв составить слово.


– Что это за слово? (Цирк)
– Арлекин перепутал буквы не только на своих шарах, но и в ваших тетрадях. Догадайтесь, что это за слова? (Птица, цифра, отец).
– Какое слово лишнее? Почему?
– Молодцы! Открываем вторую букву. (У)

V. Решение задач

1. Работа с геометрическим материалом

– А сейчас на сцене веселая обезьянка. Обезьяны – животные хитрые, и задание у нее непростое. Выполнив его, вы сможете открыть следующую букву.


– Назовите все фигуры.
– Сколько всего фигур на рисунке?
– Сколько красных фигур?
– Сколько фигур другого цвета?
– Найдите маленькую фигуру, не зеленую, не желтую, не круг. (Это маленький красный треугольник)
– Открываем третью букву имени (Р)

2. Работа по составлению задач


– Сколько ягод у медведя?
– Посмотрите в свои тетради и составьте задачу про клубнички и медведя.
– Как решить эту задачу? (9 – 5 = 4)
– Еще одна задача от клоунов-близнецов. У них все одинаковое и они все делят пополам. Сколько было всего шаров? (10)


– Как делили шары близнецы? (поровну)
– Составьте задачу на деление и решите её. (10 : 2 = 5)
– Молодцы! Открываем четвертую букву (Л)

VI. Физминутка. (По тренажеру Базарного) (Приложение 1.)

VII. Составление словосочетаний

– А этот артист просит вашей помощи. Клоун Бим не умеет подбирать пары к словам. А вы умеете?
– Например: клоун – какой? (Веселый, грустный, смешной)

– Клоун Клёпа очень красиво пишет и предлагает вам выбрать и так же красиво написать в своих тетрадях по одному слову на каждую букву.


– Молодцы. А теперь задание на внимание. Настоящий клоун должен быть очень внимательным. Найдите лишнюю букву в каждой группе и объясните, почему она лишняя (задание в тетради).


– Второй клоун открывает вам букву, которой его имя отличается. Как зовут второго клоуна? (Цирля)

IX. Итог урока

– В конце представления артистам обычно дарят цветы.


– Раскрасив дома эти картинки, вы узнаете, какие цветы подарили участникам нашего представления, а заодно и зрительно запомните букву Ц.
– Кому понравился урок?
– Кому было трудно?
– Кто узнал что-то новое?
– Спасибо всем за работу.
– Представление окончено. Прожектора погасли, и артисты отправились отдыхать перед следующим представлением.

Читайте также: