Конспект урока утро обломова знакомство с героем романа обломов

Обновлено: 06.07.2024

Утро Обломова

В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.

Посетители Обломова

Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

Сон Обломова

Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.

Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в парах.

Ввести элементы подготовки к ЕГЭ по литературе

Воспитывать отрицательное отношение к лени, нерешительности.

Оборудование: учебник, тексты (1 глава на парте)

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

- Кто такой Иван Александрович Гончаров? (классик русской литературы)

- К какому социальному классу принадлежала семья Гончаровых (купцы)

3. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя.

Мы попытаемся разобраться в этом герое и в этой книге не только на данном уроке, но и на последующих уроках тоже.

4.Целеполагание и объявление темы урока (запись в рабочих тетрадях)

Мы сегодня с вами на уроке выясним, кто такой Обломов, что это за произведение, названное по фамилии героя, рассмотрим утро героя , его быт и бытие.

5.Новый материал

Работа с учебником (стр.175-176, чтение и обсуждение фрагментов статьи учебника) – история создания произведения

2) Слово учителя (лекционный материал с отдельными записями в тетрадь)

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. (записать)

Также Гончаров ставит в романе вопросы (записать)

о подлинной дружбе,

о равноправии женщины,

о настоящем счастье,

осуждает дворянский романтизм.

Роман состоит из 4 частей

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным.

6) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова.

3)Проблемный вопрос

Мы с вами знаем, что такое говорящая фамилия

Говорящая фамилия – это дополнительная характеристика персонажа. Автор художественного текста выделяет в образе какую-то одну важную черту.

Например, Скотинин, Правдин, Простакова и другие.

Проблемный вопрос: в чём противоречие имени и фамилии главного героя?

Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив

себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )

Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

- Как вы думаете, что обозначает имя Илья?

Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Муромец – богатырь.

Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).

Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Работа в парах (на парте распечатанный текст 1-ой главы романа)

Начинаем знакомство с главным героем. Подчеркнуть и зачитать фразы

Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт (бытие).

Быт — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды.

бытие́, филос. объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. 2. жизнь, существование.

Проанализируем 2 эпизода:

Задание для 1 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)

Задание для 2 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац)

Работа с символикой детали.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.

В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые надевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).

Прослушайте стихотворение Вяземского П.А.

(чтение подготовленным учащимся)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом

Каков символический смысл имеет халат в романе?

(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности).

6.Подведение итогов урока

Слово учителя

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

Каким бывает утро Обломова?

Каково его бытие (жизнь)?

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Цели урока:

Определить особенности характера главного героя через анализ эпизодов

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в парах.

Воспитывать отрицательное отношение к лени, нерешительности.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формирование умения подтверждать свои высказывания цитатами с текста, на основе прочитанного текста делать выводы;

2) формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения слушать и понимать других работы в парах;

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1 ) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока : подача нового материал

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

(Чтение учителем стихотворения)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом.

Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени)

С каким героем у вас ассоциируется?

Значит о ком мы будем с вами говорить?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Какие цели мы должны реализовать на уроке?

3. Проверка пройденного материала.

Ребята, мы продолжаем изучать роман И.А. Гончарова «Обломов. Дома вам нужно было прочитать 1-3 главы произведения. Чтобы проверить насколько качественно вы прочитали текст, выполним небольшое задание.

Литературный диктант-взаимопроверка. (работа в парах).

2. Определите жанр романа.

5. Слугу обломова зовут …?

6.Любимый предмет одежды Обломова…?

7.Когда он был дома, а он почти всегда дома,- он всё время …?

8.Интересы семьи Обломова сосредоточены на.

9. От кого Штольц перенял свой практичный подход к жизни, целенаправленность и умение трудиться?

4. Андрей Штольц.

8. В сне, в еде и физических удобствах.

10. В деградации и застое чистой, нерасчетливой, нежной, но ленивой души героя .

4. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: В чём противоречие имени и фамилии главного героя?

Работа со словарём.

Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост . Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )

Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

- Как вы думаете, что обозначает имя Илья?

Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Муромец – богатырь.

Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).

Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

Вывод. Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Начинаем знакомство с главным героем.

А) Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт (бытие). (запись в тетрадь).

Быт — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды.

Бытие́ , филос. объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. 2. жизнь, существование.

1. Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.

2. Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?

3. Из чего состоит одежда Обломова?

4. О чем говорит интерьер комнаты Обломова?

5. Кроме того, Гончаров подробно описывает Захара – слугу Обломова. Почему? Сопоставьте их образы.

1.Как сказываются лень и апатия Обломова его материальном состоянии?

2. Что тревожило Илью Ильича этим утром? (Вынуждают освободить комнату)

2. Как обстоят дела в Обломове? ( Письмо старосты)

Вывод. Обломов беспечен, пассивно относится к жизни, старается уйти от проблем, не думать о них, отложить решение всех вопросов на потом. Это сказывается на его бесхозяйственности, нежелании заниматься каким- либо видом деятельности.

В) Отношение окружающих людей к Обломову и Обломова к ним.

( Индивидуальная работа).

1. Но можем ли мы утверждать, что лень и бесполезность отражают всю суть характера Обломова?

2. Почему Дружинин называет его добрым человеком?

Представьте, что вы лежите дома и ничего не делаете. К вам придут сразу же 5 гостей?

Давайте попробуем определить, почему же всё-таки к Обломову тянутся люди?

Итак, гости Обломова.

Кто появляется первым? (Волков)

( Выступление первой ученицы).

(Выступление второй ученицы).

(Выступление третьей ученицы)

5.Физкультминутка.

Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.

Точка на лбу между бровями.

По краям крыльев носа.

В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.

В височной ямке (парные).

Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Нарисовать глазами конус, овал, квадрат.

Для того, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор БСП и вспомнить последовательность разбора сложного предложения, давайте обратимся к учебнику.

6. Итог урока.

Так каким же перед нами в конечном итоге предстаёт Обломов?
1. Согласны ли вы с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем? Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
2. Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).

7. Рефлексия.

Заинтересовал ли вас роман?

Чем именно заинтриговал?

Что вы ждёте от следующих глав романа?

Составить письменную характеристику Обломова на основании материалов данного урока.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок-беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
  • воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.

Короткая справка (запись на доске):

I. Первый этап урока

б) Отношение к просвещению:

в) Отношение ко всему новому:

г) Отношение к Ольге Ильинской:

II. Второй этап урока

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда…

До Ольги:
глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:
глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце.

стр. 252 – конец II части.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова.

Ольга плакала.
– Отчего погибла все?
– Кто проклял тебя, Илья?
– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
– Есть, – сказал он чуть слышно.
– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошёл.

Обломов – новый жилец.

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296)

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

После возвращения от Ольги:
(стр. 322)

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него.

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Три года вдовеет Агафья Матвеевна.

Дети:
Ванюша – кончил курс наук и поступил на службу.
Машенька – вышла замуж за смотрителя.
Андрюша – выпросили на воспитание Штольц и жена (Ольга).

Почему Обломов выбрал Пшеницыну?

Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.

Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.

Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.

* Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.

Список используемой литературы:

Читайте также: