Конспект урока устное народное творчество 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

Развивать выразительную речь, память, сообразительность, фантазию, чувство юмора.

Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях

Способствовать формированию интереса к жанрам устного народного творчества

Воспитывать умение воспринимать прекрасное, умение слушать

Воспитывать чувства доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданием, иллюстрации.

-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы –начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова?

— Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.

В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество.

— Кто скажет цель нашего занятия?

-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.

-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

-На чем ездил Емеля Дурачок? Слайд 2

-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

-Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю. Пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в данной ситуации, они шагают с нами на протяжении всей жизни, помогая людям общаться, выражать своё мнение и свои чувства.

— В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,—————————- потехе – час.

Терпенье и труд ——————— всё перетрут.

Семь раз отмерь———————- один раз отрежь.

-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.

1. Дело – смело. Слайд 4

2. Пером — топором. Слайд 5

3. Друга — береги. Слайд 6

— Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)

Дело мастера то и пожнешь

Яблоко от яблони не воин

Один в поле не далеко падает

Ученье — свет не утаишь

Что посеешь боится

Шило в мешке а не ученье тьма

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

— Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Вот давайте и посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Выходите по одному, оторвав лепесток от нашей ромашки, нужно быстро 2 раза проговорить скороговорку. Кто лучше произнесет скороговорку?

1.Слушала старушка

Как куковала кукушка на опушке.

2.Мышонку шепчет мышь:

Мышонок шепчет мыши:

3.Шел Егор через двор ,

нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

4.На горе Арарат

Растет крупный виноград.

5.Хитрую сороку

Поймать морока

А сорок сорок-

Сорок морок.

На дворе трава

На траве дрова

Не руби дрова

на траве двора

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

— Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего в игре. Это самый распространённый жанр детского фольклора. Рассказывание и слушание считалки доставляет детям огромное удовольствие. Не каждый может быть хорошим ,,считалочником”: он должен обладать хорошей памятью, непременно быть честным. В основе большинства считалок лежит счет, некоторые из них состоят из бессмысленных слов.

И по сей день, дети пользуются считалками. Посмотрите на слайд и прочитаем: слайд 10

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы опять идём играть.

Встанем в дружный хоровод

Город игр всех нас ждёт.

Итак, дружок, в дорогу.

— А вы ребята знаете считалки? Расскажите…

— Ребята, а когда мы используем считалки? ( Перед началом игры.)

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

— Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется. Например: ,, Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.

Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года. Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня. В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.

— Ребята, какие загадки вы знаете? (Загадывают друг другу загадки.)

Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.

1. Кто может говорить на всех языках? ( Эхо.)

2. Кто может ткать без станка и без рук? ( Паук.)

3. Что родится без костей? ( Язык.)

4. Кто всегда идёт и с места не сходит? ( Часы.)

5. Кто хозяин мельницы? ( Мельник.)

6. От чего гусь плавает? ( От берега.)

7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)

9. Из какой посуды нельзя поесть? ( Из пустой.)

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

— Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Девушки в песнях жаловались на свою судьбу; матери, укачивая детей, пели колыбельные песни. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.

Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.

Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.

— Ребята, к шуточным песням относятся всеми любимые ЧАСТУШКИ.

Наши ребята приготовили вам некоторые частушки, послушайте их:

Как у Бабы, у Яги

Нет совсем одной ноги,

Но зато есть замечательный

На сметане я мешён,

На окошке я стужён.

Круглый бок, румяный бок –

Хвост пушистый – как краса.

А зовут меня Лиса.

Возле леса на опушке

Трое нас живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

В огород ходить привык.

Я по грядкам прыгать стал –

Всю капусту потоптал.

Я зубастый серый волк,

Я клыками щёлк да щёлк.

Зимой голодный я совсем.

Но не бойтесь, вас не съем.

Ребята, о чём эти частушки? ( О сказочных героях.)

— Правильно, и мы взяли эти частушки не случайно, потому что следующая

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

— Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

-Я вижу любите вы сказки. Еще вам задание:

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

— Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.

Назовите сказку и перечислите героев по очереди.

Подведение итогов:

-И так наше путешествие подошло к концу.

-Что нового интересного узнали из нашего путешествия?

-Чему учит устное народное творчество?

-Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

— Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы ещё раз вспомнили некоторые жанры устного народного творчества. Какие вы запомнили? (учащиеся перечисляют.)

Устное народное творчество многогранно, талантливо и увлекательно. Интересуйтесь, ребята, творчеством народа.

А более подробно вы можете познакомиться с устным народным творчеством, прочитав разнообразную литературу. Это отдельные книги со считалками, загадками, пословицами и поговорками, или сборники книг.

Устное народное творчество


В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 4 классе.

Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.

Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.

Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.

Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

Жанры фольклора

Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.

Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.

Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.

Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.

Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.

Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.

Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.

Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.

Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.

Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературному чтению. 4 класс.

Тема урока : Устное народное творчество- фольклор.

Цели: - познакомить с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дразнилки. скороговорки, считалки, пословицы и др.

-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения, развивать речь,

-воспитывать любовь к родному краю, учить видеть богатство и красоту русского языка,

-развивать эстетическое чувство прекрасного,

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы .

А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

А что такое скороговорки? Для чего они нужны?

3. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши.

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки.

Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.
Домашнее задание
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г.Лермонтова Ставропольского края

учитель начальных классов

Васильева Елена Васильевна

г. Лермонтов 2011

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

1. Предмет: литературное чтение.

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

3. Планируемое количество часов: 1 час

Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8

5. Учитель: Васильева Елена Васильевна, МОУ СОШ №1, г.Лермонтов

6. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах.

Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства.

2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.

2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.

3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

4. Развитие устной речи и мышления.

5. Формирование элементов литературоведческих представлений.

1. Организационный момент. 1мин .

4. Организация восприятия и осознания нового материала. 3 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин .

6. Повторение и анализ основных понятий. 13-14 мин.

7. Тестирование 5-6 мин .

8. Итоги урока 2 мин.

9. Домашнее задание. 2 мин.

10.Рефлексия 3 мин.

I . Организационный момент, речевая разминка:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

- Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

- Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От­куда мы это узнали? (Из летописей)

- Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

- Какие виды работы включает в себя эта наука? ( собирание, публикация и изучение произведений народного творчества

III . Организация восприятия и осознания нового материала.

IV . Обобщение и систематизация знаний.

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной Деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ пословиц и поговорок, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословиц на тему дружбы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Считалка.)

Над горою солнце встало.

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел — не дремли,

Поскорей его лови!

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Прочитайте. (Истоки литературного творчества.)

ОТИКСИ ТУРНТИОГОАЛЕР ЕСРАВТЧТВО

(Дети составляют слова, переставляя буквы магнитной азбуки.)

— Как вы думаете, что вы расшифровали? (Ответы детей.) Это название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать.

— Как вы понимаете название нового раздела? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?

— Чему мы научимся?

IV. Работа по теме урока

— Проверим наши предположения. Откройте учебник нас. 18. Прочитайте название раздела. С какими понятиями мы будем работать на уроках? (Притчи, былины, мифы.)

— Какие из этих понятий вам знакомы?

Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ. Былина - русская народная эпическая песня — сказание о богатырях.

Миф — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Какой вопрос возник у ребят? Что они предположили?

— Что бы вы сказали ребятам?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Так как же называется новый раздел?

— Как вы поняли значение слова истоки?

— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.

— Какой ответ вы выберете?

— Перечислите записанные на с. 19 учебника виды народного творчества. Выпишите их названия в творческую тетрадь.

— Приведите примеры каждого фольклорного жанра: сказки, загадки, пословицы, потешки, поговорки, небылицы, скороговорки, колыбельной песни, былины.

(Дети вспоминают известные им произведения народного творчества.)

— Ребята, прочитайте и отгадайте загадки.

Во фраке зеленом маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)

Я думал: ног не унесу.

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница.)

Рыжий, да не конь.

Рогат, да не баран,

Дома его не любят

И на базаре не купят. (Таракан.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед,

А меня все ж обижают —

Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

— На какие две группы можно разделить эти загадки? (О насекомых и о деревьях.)

— Как вы считаете, почему на этом уроке вам предложено разгадать загадки? (Они относятся к устному народному творчеству.)

— На нашей выставке есть книги по теме раздела. Что вам особенно нравится, что бы хотелось рассказать или прочитать?

(Дети загадывают загадки, читают заклички, пословицы и т. п.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

— Что называют фольклором? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

Домашнее задание

Принести книги по теме раздела. Подготовить пословицы и поговорки разных народов.

Читайте также: