Конспект логопедического занятия с использованием инновационных технологий

Обновлено: 07.07.2024

Конспект занятия направлен на автоматизацию звука [ш] в речи дошкольников с использованием инновационных технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

индивидуального логопедического занятия

с использованием инновационных технологий

«Автоматизация звука [Ш] по сказке

Автор: учитель-логопед первой

Кутергина Наталья Васильевна

Цель: автоматизация звука [ш] в речи дошкольников с использованием инновационных технологий.

Образовательные задачи:

1. Продолжать закреплять правильное произношение звука [ш] в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

2. Вырабатывать определенное положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука [ш].

3. Продолжать закреплять умение давать характеристику звуку [ш].

4. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, умение осуществлять слоговой анализ слов.

5. Продолжать совершенствовать развитие связной речи.

6.Формировать звукобуквенные связи.

6. Развивать умение поддерживать беседу.

7. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Задачи по ОО в интеграции:

1. Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе массажа и работы с конструктором Lego.

2.Совершенствовать устойчивый интерес к конструкторской деятельности.

3. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

1. Развивать свободное общение и взаимодействие с взрослыми и детьми.

2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

3. Формировать у детей предпосылки учебной деятельности.

1. Развивать координацию речи в движении.

2. Профилактика плоскостопия.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Планируемый результат: ребёнок правильно произносит звук [ш] в слогах, словах и предложениях; умеет осуществлять слоговой анализ слов; различает слова на слух; составляет простые распространённые предложения; обладает начальными знаниями о звуке; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; проявляет любознательность.

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_8.docx 25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием различных инновационных технологий

  1. коррекционные:
  1. закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
  2. закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  3. закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
  4. закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  1. развивающие:
  1. развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
  2. развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  3. развитие внимания, памяти, логического мышления.

- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Что учили на занятиях.

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма.

- Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)

- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

2. Артикуляционная гимнастика:

- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

- Рассмотри картинку (демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами ипликатора Кузнецова). Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты

ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку

шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

- Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

- Молодец, у тебя внимательные ушки!

6. Динамическая пауза:

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф

Шарф на шею он повяжет

И спасибо Маша скажет.

Присесть, обхватив колени.

Встать, имитация вязания.

Наклоны головой в стороны

- Маша варежка нашла,

По ладошке провела,

Маша гладит по ладошке,

Будто убирает крошки,

А теперь наши горошки

Давят, давят понемножку.

- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе шашки и решила в них поиграть.

На елке мышка, а в норке шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.

11. Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек:

Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Мишки:

а) Миша под душем моет шею и уши.

б) Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

в) Одному большому Мишке

Маша вышила штанишки.

На штанишках два кармашка,

На кармашках там ромашки.

- Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

- Напомни Мишке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

13. Итог занятия:

- Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.

• Повторение артикуляторного и акустического образа звука [л], начертания буквы Л.

• Автоматизация изолированного звука [л], в словах и предложениях с ним, в связной речи с помощью мнемотаблиц;

• Совершенствование навыка звукослогового анализа слов;

• Профилактика нарушений письменной речи;

• Совершенствование произвольного формирования определенных мимических поз

• Развитие общих речевых навыков;

• Развитие словаря, грамматического строя речи;

• Развитие зрительного внимания и восприятия;

• Развитие речевого слуха и фонематического восприятия;

• Развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильных ощущений;

• Развитие творческого мышления и воображения

• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

• Воспитывать желание прийти на помощь.

Оборудование: стол с песком и водой, "Веселая полянка" (для проведения артикуляционной гимнастики, картинки в названиях которых есть звук Л, составляющие слово "СОЛНЦЕ", компьютер, проектор и экран, мнемотаблица к стихотворению, на каждого ребенка: коврик разделенный на 9 частей, массажный коврик " Колючий ёжик", игрушка на поддувание - мыльные пузыри.

Ход занятия

Организационный момент (Создание благоприятного эмоционального фона занятия).

Дети садятся за стол для индивидуальной работы.

Логопед. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну Лалилэ. В именах, и названиях предметов одежды жителей этой страны и в названиях окружающих их предметов есть звук Л. Сегодня мы будем стараться произносить звук Л в словах и предложениях четко и выразительно.

Путь в страну Лалилэ пролегает через Веселую полянку.

Язычок наш потрудись

На полянке веселись.

Лягушата. Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Заборчик. Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Качели. На качели я качаюсь:

Вверх - вниз, вверх - вниз

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Артикуляция и характеристика звуков Л

Молодцы! По полянке пробежали, впереди еще волшебный мостик - посмотрите на него и вспомните, как мы произносим звук Л.

Дети. Губы, зубы, язык, воздушная струя

Звук согласный, т. к. воздушная струя встречает препятствие на своем пути, Звонкий, т. к. голосовые связки работают, горлышко дрожит.

Работа над силой голоса

Логопед. Глазки мы сейчас закроем, самолетом погудим.

Тише - (лллл) - громче (ЛЛЛ,

И в страну чудес влетим.

(В это время логопед убирает со стола с песком и водой покрывало)

Кукла Лола (логопед). Здравствуйте, ребята! Я жительница страны Лалилэ - Лола. А как вас зовут?

"Рассели по домикам" (автоматизация звука Л, определение места звука Л в словах)

Кукла Лола. Посмотри, в нашей стране много жителей. Назови, кто здесь живет? Помоги им добраться до своего дома, ведь в темноте они не могут его найти. Внимательно назови слово, определи есть в слове звук Л, где он находится (в начале, середине или конце слова) - и тогда ты найдешь каждому жителю свой домик.

В ходе выполнения задания логопед помогает детям. Потом предлагает выбрать себе

Кукла Лола. В нашей стране Лалилэ - темно и мрачно. Рыч-Парыч к заколдовал дорогу к солнцу.

По дорожке ты ступай

И заданья выполняй.

(Дети ставят свои фигурки в середину развивающего коврика и по заданию логопеда двигаются по нему и выполняют задания)

1 клеточка влево - изобрази грусть

1 клеточка вниз - Шумящая коробочка - упражнение "Делай как я" -повторить ритм: II-I, II-III, I-III-I

1 клеточка вправо - профилактика дисграфии - "Зеркальные буквы" - обведи букву Л

2 клеточки вверх - изобрази удивление

1 клеточка вправо - работа над дыхание - упражнение "Ласточки"

2 клеточки вправо - массажный коврик "Ежик" - развитие мелкой моторики

1 клеточка вниз - допиши букву Л - профилактика дисграфии

1 клеточка вниз - изобрази радость

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений

По дорожке вы прошли

И подсказку нашли.

Злой волшебник с неба взял

Красно солнышко украл,

В землю спрятал, закопал.

Где оно? - никто не знал.

Ты в песочке поищи -

Солнце жителям верни.

Дети в песке ищут буквы.

Составь слово (развитие звукослогового анализа)

Буквы в слово собирай,

А потом его читай.

Из букв дети самостоятельно выкладывают слово СОЛНЦЕ.

Развитие атрибутивного словаря, грамматического строя речи.

Кукла Лола. Чтобы солнце засияло, подберите красивые слова. Солнце какое? (теплое, красивое, жаркое, лучистое, золотое:.)

Кукла Лола. Спасибо вам, друзья, от всех жителей страны Лалилэ. Растаяли чары злого волшебника и солнце весело засияло на небе. (Слайд 4)

Появляется солнышко (на палочке, устанавливается на песок.

Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы (автоматизация звуков Л, Ль, развитие памяти, внимания, творческого мышления)

Кукла Лола. Нам пора уже прощаться. Чтобы вы не забывали о жителях страны Лалилэ, мы приготовили нашим спасителям стихотворение о нас.

Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране вы побывали? (Лалилэ). Какой звук живет в этой стране? (Л). Что больше всего вам запомнилось?

Подведение итогов. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им больше всего понравилось и почему. Обязательно положительно оценивает работу каждого ребенка.

Клава ловко лук полола,

Мыла пол и полки Лола,

пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Анатолий вилки мыл,

Коля весело пилил,

Ну, а маленькая Света

Ела сладкие конфеты.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием различных инновационных технологий

коррекционные:

закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);

закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;

развивающие:

развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;

развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;

развитие внимания, памяти, логического мышления.

1. Сегодня мы пойдем в гости к Маше и медведю.

- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)Домик и мишка. Посмотрите Мишка стоит без Машеньки. Машенька любит играть прятки. И спряталась от мишки. Давайте мы поможем ее найти.

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить задания нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику, которую маша выполняет каждый день, вот она даже оставила нам фотографии.

Артикуляционная гимнастика с Машей.

Чтоб красиво говорить,

Звуки все произносить,

Нужно делать всем ребяткам

Станут сильными рот и губы

И язык послушным будет!

Щёки будут надуваться

И, как шарик, вмиг сдуваться.

Все ребята по порядку Утром делают зарядку Язычок наш хочет тоже На детишек быть похожим

Маша кушает малину.

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Маша играет с мячом.

Маша быстро мяч гоняет в ворота забивает

Маша печет блины. Испекла блинов немножко

Остудила на окошке

Есть их будет со сметаной

Пригласит к обеду мишку

Маша смотрит на часы.

У Маши есть часы –

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Вкусных он блинов поел

Чашку чая захотел.

Язычсок мы к носу тянем

Чашку чая представляем.

Маша месит тесто.

Тесто мнет, мнетмнет

Тесто жмет жмет

После скалку возьмет,

Тесто тонко раскатает

Выпекать пирог поставит

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Маша со змеей играет и змее все подражает высунет язычок и спрячет.

3 . Компьютер змея шипит.

Ребята посмотрите солнышко грустное, оно потеряло свои лучики. А чтобы его развеселить нам нужно прикрепить лучики. Да где же мы их возьмем? А помните чтобы мы делали вчера . мы ч вами оставили опечатки своих ладошек. А сегодня мы эти ладошки превратим в лучики. Каждый пусть возьмет лучики и прикрепим к солнышку. МУЗЫКА СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ

Логопед. Посмотрите, сколько солнечных лучиков село на поляну и от этого она стала какого цвета? (желтого) Солнышко приглашает нас на желтую поляну.

5. Мимическая гимнастика.

Компьютер Маша собирает ромашки. Поочереди. Слогги ша шу ши ше

2.Цветы ромашки. Выбрать своё настроение. Давай возьмем ромашки и подарим Маше.

3.Аромотерапия. Понюхаем цветы.

Хотела спрятаться на за шапками КОСПЬЮТЕР

6. Пальчиковые шаги.

Машеньку любить кушать варенье. Вдруг увидела банку с вареньем. Давайте покажем, как она бежала к банке с вареньем.

7. Слова на Ш

Машенька долго искала место, где спрятаться, и хотела спрятаться у мишке в сарае. Вот у медведя был порядок, а теперь там беспорядок. Но у медведя все слова на звук Ш. На полочки и слова на звук Ш.

8. Машенька долго искала место где спрятаться. Где же мы будем ее искать. Сухой бассейн. Может быть Машенька здесь оставляла подсказку.

Пальчиковая гимнастика. Шишку я в руке катаю.

Дети находят мел. Классики.

Ой ребята посмотрите Пенечки .

Дыхательная гимнастика

пенечками выросли грибы, но за травой их не видно.

Мы так устали давайте отдохнём. Но пенечки волшебный, на них ним Маша отдыхала и сочиняла стихи. Нам нужно будет добавить последние словечки.

Маша любит сочинять стихи. Подскажи ей последние словечки

Рисуют дружно малыши, У них в руках _ _ _ _ _ _ карандаши

Носит яркий гребешок Наш весёлый _ _ _ _ _ петушок

Вот бежит малышка – Серенькая _ _ _ _ мышка

Зашуршали тихо шины – Это едет к нам _ _ _ _ _ машина

Разбросать фотографии. Предложения.

Миша слышит – на болоте квакают лягушки,

А для этого нужны всем ребятам…(ушки)

Болото с лягушкой. Лягушка не может выполнить задание давайте ей поможет.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два.

Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М. )

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.


Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?


Логопед находит письмо и читает его:

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.


Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика


Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должныкасаться углов рта.


А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

Описание: Методические указания:
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.


Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Описание: Методические указания:
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Описание: Методические указания:
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!



4. Массаж пальцев лесными орехами


(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Ручки растираем (дети потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем
(проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
(растирают ушки)
А потом руками,
Трогаем мы щечки.
(трогают щечки)

Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.


В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои!

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. ). И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад


Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:


– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)


Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)


10. Характеристика звука (Ш)

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).


Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.


Вдруг закрыли небо тучи (поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий (прыжки на носочках, руки на поясе)
Долго дождик будет плакать (прыжки на носочках)
Разведет повсюду слякоть (приседаем и держим руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге (идут по кругу, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка


Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:


(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:


Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.


Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях


Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это .
У Паши машина. Это .
У Маши мышь. Это .
У Миши шары. Это .
У Наташи петушок. Это .

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.


Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?


Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

Читайте также: