Конспект урока урал факторы формирования района

Обновлено: 06.07.2024

Определить состав района, специфику его географического положения.

Показать его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане.

Показать неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств, спектры широтной и высотной поясности.

Познакомить с природными уникумами Урала.

Урок с использованием ИКТ

Стандартный комбинированный урок-практикум

Возраст учащихся

Программное обеспечение

Мультимедийная образовательная программа для 9 класса

Дидактический материал

Атласы по географии для 8 – 9 класса

б) Раздаточные карточки для закрепления навыков работы с картой и проверки усвоения знаний.

в) Текст кроссворда на бумажном носителе.

3. Презентация учителя по ходу урока, в том числе географического диктанта

Наглядные пособия

Карты, таблицы, слайды мультимедийной программы.

Слайды презентаций учителя.

Межпредметные связи

История России, экономика, литература, физическая география, информатика.

Основное содержание.

Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Природные уникумы. Спектры широтной и высотной поясности.

Учебная деятельность учащихся

Написание географического диктанта.

Участие во фронтальной беседе по ходу урока и просмотру мультимедийной программы.

Работа с картами атласа.

Участие в дискуссии по основополагающему вопросу.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

Показывать и называть субъекты РФ в составе района;

Показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

Объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении;

Давать оценку ЭГП района.

Называть важнейшие виды природных ресурсов Урала, особенно минеральных

Опорные знания 8 класса

особенности тектонического, геологического строения и рельефа страны;

связь с тектоническим и геологическим строением;

Волго-Уральский нефтегазовый район; Качканарское месторождение железной руды; месторождения цветных металлов на Урале;

распределение температур и осадков;

Практическая работа

(цель: проверка усвоения материала + навыков работы с картами атласа)

В мультимедийной программе:

№ 1 - Высотная поясность на Урале

№ 3 – Наиболее крупные и известные месторождения полезных ископаемых Урала

При выполнении в тетрадях – только № 3

Домашнее задание:

§41 Географическое положение и природа.

Творческое задание: выполняется по желанию учащихся.

См. задание № 4 к §41 (Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты вы включили бы в список?)

Возможно выполнение задания с презентацией.

Географическое положение Урала

Состав района (субъекты РФ)

Климат, природные зоны, внутренние воды

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Урала.

Ход урока (Навигационная схема)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап:

Проверка готовности класса к уроку

Учитель проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, атласов, письменных принадлежностей.

Системный администратор (один из учеников класса, подготовленный к этой функции заранее) проверяет готовность всех ПК, установку всех необходимых программ, подключение мультимедийного проектора

Этап проверки домашнего задания

Ученики сдают работы учителю

Этап всесторонней проверки знаний

Ученики выполняют диктант

Физкультминутка

Выполняются стандартные упражнения, соответствующие порядковому номеру урока в расписании занятий

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Записывают тему урока

Слушают вступительные слова диктора из ММП.

Этап усвоения новых знаний

Демонстрируется следующий слайд презентации с эпиграфом урока.

Слайд с целями и задачами урока (в подготовленном классе можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать задачи урока, а потом скорректировать их, продемонстрировав их на слайде презентации).

Слайд с планом реализации задач урока (Также можно предложить составить план самим учащимся исходя из задач. Однако из экономии времени целесообразно отказаться от этого приёма)

Реализация плана урока:

Географическое положение Урала (ММП → Географическое положение → физико-географичекие границы Урала → историко-культурные → экономические)

Состав района (учащимся предлагается с помощью карты учебника составить список субъектов РФ с указанием областных и республиканских центров, входящих в Уральский экономический район). Учитель сразу корректирует учебник и карту атласа, указывая, что в настоящее время Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область объединены в в Пермский край с краевым центром городом Пермь.

*По окончании работы учитель предлагает одному из учеников зачитать результаты, одновременно демонстрируя правильный вариант с помощью карты ММП

Предлагает с помощью карты учебника (левый верхний угол страницы) оценить положение района на территории страны

Предлагает подумать, происходили ли изменения в положении района на территории страны на протяжении истории.

Предлагает оценить ГП Урала с точки зрения его благоприятности для развития экономики. Предлагает подумать, всегда ли эта оценка была столь благоприятной (см. ММП → Изменения ЭГП)

Предлагает подумать, в чем проявляется пограничность Урала?

*Включает раздел ММП (Географическое положение → Границы Урала → Факторы формирования района). По мере высказывания учеников переходит на соответствующие разделы ММП. Например, порядок работы может быть такой:

Граница между двумя частями света (возврат к физико-географическим границам Урала)

Между различными участками земной коры (вкл. Раздел ММП → Рельеф → Геологическое строение). (Звук рекомендуется отключить)

Между разнообразными формами рельефа

Между бассейнами крупнейших рек

Между климатическими поясами и областями (вкл. Раздел ММП → Климат, природные зоны, внутренние воды → Климат: навести стрелу мыши на условные обозначения). Учитель предлагает оценить климатические условия Урала с точки зрения их благоприятности для жизни и экономической деятельности населения

Между несколькими природными зонами России (ММП → Климат → Природные зоны) Подтверждает (или дополняет ответ учащихся, если они упустили это в своих ответах) слова учащихся о проявлении высотной поясности с помощью ММП наводя стрелку мыши на самые высокие вершины Уральских гор.

Между двумя крупнейшими макрорегионами России: европейским и азиатским (можно перейти в ММП на раздел «Районирование России → Районирование России → экономическое районирование → экономические районы СССР), между Россией и Центрально-Азиатским регионом.

Предлагает оценить обеспеченность района внутренними водами. Выслушав ответы учеников, предлагает подумать, обеспечивают ли эти реки и озёра потребности района в пресной воде? Реки какой части Урала (Предуралья или Зауралья) обладают большей водностью и почему? Отмечает, что многочисленные озёра Урала, особенно на юге, ещё и засолены и, к сожалению, загрязнены.

Участие в формулировании целей и задач урока

Участие в составлении плана урока

Прослушивание диктора ММП, просмотр ММП

Составляют список субъектов Урала

Прослушивают выступающего ученика, просматривают ММП и корректируют свою работу

Оценивают положение района как приграничное, окраинное, внутриконтинентальное.

Отмечают, что район превратился в окраинный и приграничный после распада СССР, а до этого он имел глубинное положение.

Высказывают свою версию

Высказывают свои версии

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя

Работа с тектонической картой России

Работа со вторым форзацем учебника. Учащиеся отмечают, что рельеф района состоит из невысоких, легко проходимых гор и равнин – Предуралье (Восточно-европейская равнина) и Зауралье (Западно-Сибирская низменность)

Работа со вторым форзацем учебника

Просмотр ММП и работа с рис. 119 в учебнике. Называют климатические пояса и области, в которых расположен Урал. Отмечают, что климат меняется с севера на юг, (на юге Урала лето теплее и длиннее), средняя температура на севере +15º С, на юге +20º. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье (причиной являются Уральские горы и удаленность района от океана).Вывод: Климат Урала малоблагоприятен (особенно зимой), более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.

Называют природные зоны, которые смыкаются на Урале. Отмечают, что в горах проявляется высотная поясность, хотя большая часть Урала покрыта лесами (хвойными и смешенными на юге), на юге (Оренбургская и Курганская области) - степями

Называют эти макрорегионы. Просматривают ММП

С помощью физической карты атласа учащиеся отмечают обеспеченность района большим количеством рек и озёр.

Высказывают предположение, что район испытывает нехватку пресной воды, так как реки, расположенные на Урале маловодны (верховья рек). Говорят, что большей водностью обладают реки Предуралья, так как этот район Урала получает больше осадков, а питание у рек Урала преобладает дождевое и снеговое.

Отвечают, что таковыми явились богатейшие минеральные ресурсы (перечисляют), просматривают ММП.

Под руководством учителя просматривают предложенную презентацию.

Этап закрепления новых знаний и умений

Работа выполняется с использованием карт атласа.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§41 Географическое положение и природа.

Творческое задание: выполняется по желанию учащихся.

См. задание № 4 к §41 (Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты вы включили бы в список?)

Возможно выполнение задания с презентацией.

Заключитель-ный этап

(Оценки за урок выставляются по итогам участия учеников во фронтальной беседе и по результатам проверки письменных работ учащихся)

Вспомнить основополагающий вопрос урока и ответить на него.

Посмотреть заключительный слайд Итоговой презентации, который содержит вывод урока:

Подумать, какие вопросы, исходя из вывода урока, необходимо будет рассмотреть на следующем уроке?

Примечание: Оценка экономического окружения и транспортного положения Урала сознательно перенесено на следующий урок, как связующие вопросы с экономикой района.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Урал. Географическое положение. Факторы формирования района

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Сформировать знание специфики Уральского экономического района

Задачи урока: 1. Обеспечить понимание характеристики ЭГП Урала, факторов формирования его экономики во взаимосвязи с природными ресурсами.

2. Закрепить знание основных характеристик экономического района

Постоянные задачи: 1. Развитие умения работать в группе

2. Развитие способностей работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление знаний.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Конспект урока

I . Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице замечательная весенняя погода и в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.

III . Актуализация знаний.

Ребята, а скажите, пожалуйста, какую часть курса мы с вами рассматриваем на протяжении большого количества уроков? Верно – региональную часть курса, а именно районирование территории России на экономические районы. А с какими экономическими районами мы с вами уже познакомились? Молодцы – Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально – Черноземный, Волго – Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский.

И сегодня мы с вами начинаем изучать новый экономический район. И начать мне хочется изучение этого района с небольшого стихотворения. А вы внимательно послушайте и попытайтесь, определите тему урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску!

Он Азиатскому материку

Пришелся каменным порогом.

Железо, никель, каменные руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропою лосьей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,

Он весь пропах лесами, и цветами,

И горьковатым дымом заводским.

С каким экономическим районом мы с вами познакомимся сегодня на уроке?

А какая будет цель нашего с вами урока? Правильно – дать общую характеристику Урала.

Задачи урока:

1. Охарактеризовать ЭГП Урала

2. Рассмотреть факторы формирования района

3. Изучить состав района

А что бы справится с поставленными задачами сегодняшнего урока, нам необходимо, составить план работы, на уроке исходя из тех задач, которые мы с вами поставили.

2. Факторы формирования района

3. Состав района

Вы будете работать в небольших группах по 2-3 человека. Каждая группа характеризует свой пункт плана.

Но прежде чем приступить к выполнению работы, что нам нужно сделать. Посмотреть критерии оценки урока.

Критерии оценки

2. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

3. Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

4. Грамотность (терминологическая и орфографическая).

Рабочие Группы

1 группа ЭГП Урала.

2 группа Факторы формирования района

3 группа Состав района

Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат задания и раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить устный рассказ по плану который вам предложен . Чтобы вам было легче и быстрее выполнить данное задание можете разбиться на маленькие подгруппы например каждый отвечает за пункт плана. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своем пункте плана. А остальные группы слушают, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 3 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Кроме этого в конце урока вы будете оценивать работу каждого ученика в своей группе. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.

(Каждый ответ группы сопровождается слайдами)

План работы каждой группы

1 группа ЭГП района. Группа получает контурное изображение субъекта.

Задание. Определить с помощью атласа:

1. какое положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств (отметить и показать на карте)

2. Экономическое окружение (соседние районы)

З. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам.

Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

2 группа факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. На формирование Урала как района оказывало влияние много факторов. Через территорию Урала проходит множество различных границ (пограничность). Каждая из них разделяет территории, которые не похожи друг на друга по каким-либо признакам. Именно поэтому так многолика природа, население, а соответственно и хозяйство Урала. В географическом положении Урала выделяют две основные черты, каждая из которых по – своему влияет на его облик: положение в глубинных районах Евразии и положение в глубине России. На протяжении истории географическое положение Урала неоднократно менялось.

1 фактор - пограничность

2 фактор - географическое положение

2. И используя рисунок в учебнике на стр. 286 показать на контурной карте границы Урала.

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (Пермь), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

IV . Закрепление знаний.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 2 мин.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В состав Уральского экономического района входят 2 республики:

2. На юге Уральский экономический район граничит с …(1балл)

3. На севере Уральский экономический район граничит с…(1 балл)

4. Сколько областей входит в состав Уральского экономического района?

5. Какое положение имеет экономический район на территории страны?

V . Проверка:

Ключ вы видите на слайде

1. Удмуртия и Башкирия.

3. Северный экономический район

И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы.

Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить небольшим четверостишием.

Урал! Опорный край державы,

Ёе добытчик и кузнец

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец

VI . Домашнее задание.

Найти стихи или загадки про Урал.

Опросить родителей, родственников, знакомых может они бывали на Урале. Что они могут вам рассказать.

Составить кроссворд по теме урока не менее 10 слов.

Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок. Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если нет то левую

ФИ учащегося___________________________________________класс ___

Рабочий лист

1. ЭГП Урала. 1)___________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Факторы формирования района 1)________________________________

2)______________________________________________________________

3. Состав района 1)__________________________________________

2)______________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)______________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)______________________________________________________________

7) _____________________________________________________________

Для заметок___________________________________________________ ___

1 группа ЭГП района. Группа получает контурное изображение субъекта.

Задание. Определить с помощью атласа:

1. какое положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств (отметить и показать на карте)

2. Экономическое окружение (соседние районы)

З. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам.

2 группа факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. На формирование Урала как района оказывало влияние много факторов. Через территорию Урала проходит множество различных границ (пограничность). Каждая из них разделяет территории, которые не похожи друг на друга по каким-либо признакам. Именно поэтому так многолика природа, население, а соответственно и хозяйство Урала. В географическом положении Урала выделяют две основные черты, каждая из которых по – своему влияет на его облик: положение в глубинных районах Евразии и положение в глубине России. На протяжении истории географическое положение Урала неоднократно менялось.

2. И используя рисунок в учебнике на стр. 286 показать на контурной карте границы Урала.

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. На данном уроке поставленные цели и задачи достигнуты.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал. Факторы формирования района. Состав района"


Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контурные карты Уральского экономического района; атлас, дополнительные источники информации, презентация.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице замечательная весенняя погода и в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какую часть курса мы с вами рассматриваем на протяжении большого количества уроков? Верно – региональную часть курса, а именно районирование территории России на экономические районы. А с какими экономическими районами мы с вами уже познакомились? (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально – Черноземный, Волго – Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский.) Молодцы.

Учитель: А теперь по описанию определите, о каком экономическом районе идет речь.

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Поволжте)

3.Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

3. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новый экономический район. И начать мне хочется изучение этого района с небольшого стихотворения. А вы внимательно послушайте и попытайтесь, определите тему урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску!

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Учитель: Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых.

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским.

Кто догадался о чем сегодня на уроке будет идти речь?

Что это за район? (Уральские горы)

Совершенно верно – речь пойдет об Урале. Тема сегодняшнего урока “Урал . Факторы формированиф района. Состав района.” (запишите тему в тетрадь).

Постановка учебной задачи.

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Факторы формирования района

- Природные ресурсы района

Итак, цель нашего урока изучить экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Уральского экономического района.

18 – конец 19 в. Соседство с малоосвоенными территориями. Удалённость от центральных районов и отсутствие транспортной связи с ними Невыгодное
Конец 19 в. – 20-е годы 20 в. Строительство дорог, связывающих Урал с другими районами страны Постоянно улучшающееся
20-е годы 20 в. – современный период Урал – плацдарм для освоения восточных районов России. Наличие сложной системы коммуникаций, проходящих через район. Разнообразие соседских территорий Исключительно выгодное. Вы будете работать в небольших группах по 2 человека. Каждая группа характеризует свой пункт плана. Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение заданий. Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат задания и раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить устный рассказ по плану который вам предложен. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своем пункте плана. А остальные группы слушают, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 3 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.

Исследовательская работа в группах.

1 группа –ЭГП района.

Задание. Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

1.Положение по отношению к государственным границам на территории страны.

2 группа - факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. 1 фактор - пограничность

2 фактор - географическое положение

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (Пермь), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

4 группа –полезные ископаемые района.

1.Изучить природные ресурсы Урала.

Физкультминутка

-Устали, ребята? Давайте, отдохнем на берегу реки Чусовой . Посмотрите по сторонам. Правда красота? Наклоняемся над водой, моем руки, лицо. Делаем вдох и выдох, но неглубокий, так как экологическое состояние Урала оставляет желать лучшего.

Учитель: А теперь давайте заслушаем ответы, которые подготовили наши исследователи.

Ответы учеников

Ученик: выступает.

4. Закрепление знаний.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 2 мин.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В состав Уральского экономического района входят 2 республики:

2. На юге Уральский экономический район граничит с …(1балл)

3. На севере Уральский экономический район граничит с…(1 балл)

4. Сколько областей входит в состав Уральского экономического района?

5. Какое положение имеет экономический район на территории страны?

Ключ вы видите на слайде

1. Удмуртия и Башкирия.

3. Северный экономический район

И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы.

6. Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить небольшим четверостишием.

Урал! Опорный край державы,

Ёе добытчик и кузнец

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец

7. Домашнее задание.

Составить визитную карточку района, которая поможет вам при подготовке к экзаменам, так как там содержится важная и краткая информация об изученных экономических районах

Найти стихи или загадки про Урал.

Составить кроссворд по теме урока не менее 10 слов.

Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок. Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если нет то левую


Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

II. Проверка знаний.

Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район (показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов)

Учитель: Вашим домашним заданием была совместная творческая работа по созданию образа Поволжского экономического района (Прил.1). Посмотрим, как вы с ней справились.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.


Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города-миллионники.

Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:

  1. Положение района на территории страны.
  2. Соседние районы, государства.
  3. Выход к морю
  4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  5. Транспортное положение.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)

Работа с учебником.

Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия?

Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Ученики: Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.

Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.

Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.

А с чем связано размещение полезных ископаемых?

Ученики: С геологическим строением.

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)

Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

Ученики: Верхнекамский бассейн.

Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова).

Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Вот они, минералы, прославившие Урал! (Прил.2. Презентация Упакована совместно со звуковым файлом сопровождения).

Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.

Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.

Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

Ученики: на юге района (зона степей)

Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматьсяземледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?

Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.

Учитель: Какое развито животноводство?

Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

IV. Закрепление.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).

V. Домашнее задание:

§ 56, выполнить задания на контурной карте, предложить свой путь решения водной проблемы Урала.

Задачи урока: 1. Обеспечить понимание характеристики ЭГП Урала, факторов формирования его экономики во взаимосвязи с природными ресурсами.

2. Закрепить знание основных характеристик экономического района

Постоянные задачи: 1. Развитие умения работать в группе

2. Развитие способностей работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление знаний.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице замечательная весенняя погода и в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.

III. Актуализация знаний.

Ребята, а скажите, пожалуйста, какую часть курса мы с вами рассматриваем на протяжении большого количества уроков? Верно - региональную часть курса, а именно районирование территории России на экономические районы. А с какими экономическими районами мы с вами уже познакомились? Молодцы - Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально - Черноземный, Волго - Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский.

И сегодня мы с вами начинаем изучать новый экономический район. И начать мне хочется изучение этого района с небольшого стихотворения. А вы внимательно послушайте и попытайтесь, определите тему урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску!

Он Азиатскому материку

Пришелся каменным порогом.

Железо, никель, каменные руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропою лосьей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьвой,

Он весь пропах лесами, и цветами,

И горьковатым дымом заводским.

С каким экономическим районом мы с вами познакомимся сегодня на уроке?

А какая будет цель нашего с вами урока? Правильно - дать общую характеристику Урала.

1. Охарактеризовать ЭГП Урала

2. Рассмотреть факторы формирования района

3. Изучить состав района

А что бы справится с поставленными задачами сегодняшнего урока, нам необходимо, составить план работы, на уроке исходя из тех задач, которые мы с вами поставили.

2. Факторы формирования района

3. Состав района

Вы будете работать в небольших группах по 2-3 человека. Каждая группа характеризует свой пункт плана.

Но прежде чем приступить к выполнению работы, что нам нужно сделать. Посмотреть критерии оценки урока.

2. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

3. Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

4. Грамотность (терминологическая и орфографическая).

1 группа ЭГП Урала.

2 группа Факторы формирования района

3 группа Состав района

Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат задания и раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить устный рассказ по плану который вам предложен . Чтобы вам было легче и быстрее выполнить данное задание можете разбиться на маленькие подгруппы например каждый отвечает за пункт плана. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своем пункте плана. А остальные группы слушают, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 3 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Кроме этого в конце урока вы будете оценивать работу каждого ученика в своей группе. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.

(Каждый ответ группы сопровождается слайдами)

План работы каждой группы

1 группа ЭГП района. Группа получает контурное изображение субъекта.

Задание. Определить с помощью атласа:

1. какое положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств (отметить и показать на карте)

2. Экономическое окружение (соседние районы)

З. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам.

Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал - сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

2 группа факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. На формирование Урала как района оказывало влияние много факторов. Через территорию Урала проходит множество различных границ (пограничность). Каждая из них разделяет территории, которые не похожи друг на друга по каким-либо признакам. Именно поэтому так многолика природа, население, а соответственно и хозяйство Урала. В географическом положении Урала выделяют две основные черты, каждая из которых по - своему влияет на его облик: положение в глубинных районах Евразии и положение в глубине России. На протяжении истории географическое положение Урала неоднократно менялось.

1 фактор - пограничность

2 фактор - географическое положение

2. И используя рисунок в учебнике на стр. 286 показать на контурной карте границы Урала.

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (Пермь), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

IV. Закрепление знаний.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 2 мин.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В состав Уральского экономического района входят 2 республики:

2. На юге Уральский экономический район граничит с …(1балл)

3. На севере Уральский экономический район граничит с…(1 балл)

4. Сколько областей входит в состав Уральского экономического района?

5. Какое положение имеет экономический район на территории страны?

Ключ вы видите на слайде

1. Удмуртия и Башкирия.

3. Северный экономический район

И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы.

Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить небольшим четверостишием.

Урал! Опорный край державы,

Ёе добытчик и кузнец

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец

VI. Домашнее задание.

Найти стихи или загадки про Урал.

Опросить родителей, родственников, знакомых может они бывали на Урале. Что они могут вам рассказать.

Составить кроссворд по теме урока не менее 10 слов.

Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок. Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если нет то левую

ФИ учащегося___________________________________________класс ___

1. ЭГП Урала. 1)___________________________________________________

2. Факторы формирования района 1)________________________________

2)______________________________________________________________

3. Состав района 1)__________________________________________

2)______________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)______________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)______________________________________________________________

7) _____________________________________________________________

Для заметок___________________________________________________ ___

1 группа ЭГП района. Группа получает контурное изображение субъекта.

Задание. Определить с помощью атласа:

1. какое положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств (отметить и показать на карте)

2. Экономическое окружение (соседние районы)

З. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам.

2 группа факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. На формирование Урала как района оказывало влияние много факторов. Через территорию Урала проходит множество различных границ (пограничность). Каждая из них разделяет территории, которые не похожи друг на друга по каким-либо признакам. Именно поэтому так многолика природа, население, а соответственно и хозяйство Урала. В географическом положении Урала выделяют две основные черты, каждая из которых по - своему влияет на его облик: положение в глубинных районах Евразии и положение в глубине России. На протяжении истории географическое положение Урала неоднократно менялось.

2. И используя рисунок в учебнике на стр. 286 показать на контурной карте границы Урала.

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

Читайте также: