Конспект урока у роковой черты

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Родионова Н.В.

Образовательные: подвести восьмиклассников к новому уровню осмысления экологической проблемы, рассмотреть различные точки зрения на процесс загрязнения в глобальном масштабе.

Развивающие: развивать УУД, навыки работы в парах, учиться анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, воспитание экологической грамотности личности.

Актуализация опорных знаний по теме (проверка домашнего задания)

1.Какое из суждений более точно отражает соотношение природы и общества

А)общество- часть природы

Б)природа – часть общества

В)общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир

2.Найди ошибку в тексте:

А)человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам

Б)человек –существо социальное и живет по законам общества

С классом проводится фронтальная беседа по вопросам:

1.Что такое природа?

2. почему жизнедеятельности?

3. Можно ли человека назвать венцом природы (аргументы)?

4. Докажите, что человек лишь звено в цепи развития природы (аргументы)?

5.Какова роль природы в жизни человека?

Учитель обобщает ответы и делает вывод- что природа является основой жизни и деятельности человека.

Изучение новой темы:

Изучение нового материала.

Задание №.1
Экологический кризис – такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку благодаря хозяйственной деятельности человека.

Экологическая катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов.

Читают определения и разбирают .

Задание №2 .

Закрепление. Выполняют задание на карточке

ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА:
- грубые механические приемы земледелия
-нерациональное использование природных ресурсов
-потребительское отношение к природе
-увеличение промышленных отходов
-захоронение радиоактивных веществ
-хозяйственная деятельность человека в эпоху индустрии (отрицательное ---воздействие техники(отходы, дым заводов на природу)
и другие

Распределите по степени значимости следующие причины экологических проблем:
а) бизнес и индустрия;
б) плохие технологии и расточительство;
в) невежество граждан;
г) равнодушие правительства к этим проблемам;
д) перенаселение;
е) бедность развивающихся стран.
(Ответ: г, б, д. а, в, е.)

Проявления экологического кризиса по рисункам и тексту схема в приложении.

Мы выясняли с вами причины кризиса, а каждая причина влечет за собой определенные последствия. Хозяйственная деятельность человека имеет свои последствия, которые сказываются как на человеке, так и на обществе, а иногда и на всем человечестве.

Проявление экологического кризиса

Последствия экологического кризиса

1.сокращение территорий, занимаемых лесами

2.Загрязнение атмосферы, почв, мирового океана

3.Парниковый эффект

4.исчезновение многих видов растений, животных

5.рост заболеваний

6.истощение природных ресурсов

После заполнения, проверяются результаты и делается вывод: если люди будут продолжать так относиться к природе, можем вместо кризиса наступить катастрофа и человечество погибнет.

Можно перефразировать эти слова и сказать, что человек подвел природу к роковой черте (благодаря своей деятельности и науке), значит только человек может ее от этой черты и отвести.

Как же преодолеть экологический кризис?

-новые источники энергии

-восстановление животного и растительного мира

один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – это изменение мышления людей, осознание результатов своих действий, бережное отношение к природным ресурсам, животным, стремление предотвратить экологический кризис сообща

Волшебные заповеди
1. Я хочу делать все, чтобы не загрязнять воздух.
2. Я хочу делать все, чтобы вода оставалась чистой.
З. Я хочу делать все, чтобы сохранить ландшафт и уберечь от разрушения почву.
4. Я хочу делать все, чтобы уменьшить свое личное потреблёние энергии.
5. Я хочу делать все, чтобы сохранить многообразие растительного мира.
6. Я хочу делать все, чтобы защищать животных.
7. Я хочу делать все, чтобы поддержать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания.
8. Я хочу делать все, чтобы было как можно меньше отходов.
9. Я хочу делать все, чтобы не создавать лишнего шума.
10. Я хочу делать все, чтобы стать потребителем с разумным отношением

к окружающей среде.
11. Я хочу делать все, чтобы выполнять эти десять заповедей в повседневно

й жизни.
4. Подведение

  • рассмотреть различные проявления экологического кризиса, уяснить его сущность и проанализировать причины возникновения. Подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды.
  • продолжить формирование умений анализировать текст, делать выводы, излагать свою точку зрения на проблемные вопросы способствовать повышению эффективности восприятия информации.
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за свои поступки. Уважения и любви к природе.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Стадия технологии

Сейчас вы получите статистические данные. Прочитайте их внимательно и подумайте о каких последствиях для нашей земли они свидетельствуют?

Класс делится 2 группы.

1-я группа пишет синквейн – экологическая катастрофа

2-я группа пишет синквейн – экологический кризис

Внимательно читают текст.

Нарастающий, устрашающий разрастается, настигает, влияет

Ужасная, непоправимая, произошла, грянула, повлекла.

После обсуждения общей схемы, учитель раздает карточки с заданиями.

Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса:

Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека;
б) грубые механические приемы земледелия;
в) нерациональное использование ресурсов;
г) исчезновение многих видов животных и растений;
д) потребительское отношение к природе;
е) увеличение промышленных отходов;
ж) рост наследственных заболеваний.

Что из названного ниже по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе:

Теперь я прошу вас вспомнить все, о чем мы узнали и подумать о том как мы можем предотвратить эту катастрофу. Напишите пожалуйста эссэ на одну из тем (на выбор)

1-я команда работает над понятием экологический кризис.

2-я команда выполняет работу по выявлению последствий хозяйственной деятельности.

3-я команда работает над понятием экологическая катастрофа

Самостоятельно выполняют задания на карточках на отметку.

1. Учебник стр. 52–54. Работа со словарем:

  • экологическое равновесие
  • деградация биосферы
  • экологический порядок

Письменно выполнить задание 4 на стр. 55.

Тип урока: изучение нового материала с проблемным изложением.

Задачи урока:

- умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами;

- формирование эстетического отношения к природе;

- умение работать в группе;

- умение ставить и решать проблемные ситуации

Форма урока: групповая.

Оборудование и оформление урока:

Оформление доски:

Написана тема урока и эпиграф «Дорога цивилизации

Мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

2. Учитель предлагает прочитать тему и поставить вопросы к изучению материала:

- К чему может привести сегодняшнее отношение к природе?

Учитель обобщает и говорит: да, наша с вами сегодня проблема: выявить состояние природы – это кризис или катастрофа?

Поэтому будем работать в группах, развивать умение дискутировать, приводить примеры и учиться составлять и решать проблемные задачи.

3. Прочтите, пожалуйста, эпиграф урока и объясните, каким образом данный эпиграф характеризует тему урока

( учащиеся дают объяснение, что сегодня в целях стремления к обогащению уничтожаются самые необходимы для жизни природные ресурсы).

4. Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис?

5. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, поэтому предлагаю вспомнить и написать основные понятия по изучаемой теме:

- зона экологического кризиса;

- невозобновляемые природные ресурсы;

(По количеству названных понятий группам выставляются баллы).

6. На слайде даны слова:

Составить в тетрадях текст, характеризующий состояние природы.

( текст обговаривается, и результаты вносятся в таблицу)

7. Учащимся предлагаются некоторые факты:

- за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось;

- расход бумаги увеличился в 6 раз;

- вылов рыбы увеличился на 500%;

- вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса;

- стремительный рост числа видов растений и животных, занесенных в Красную Книгу;

Задание: КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края?

( команда, назвавшая большее количество фактов, получает большее количество баллов)

8. Учащимся предлагается просмотр слайдов о неразумном отношении к природе, после чего они работают в группах по задачам № 1и № 2.

Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса:

А) бизнес и индустрия (забота только о производстве);

Б) равнодушие населения к экологическим проблемам;

Г) плохие технологии;

Д) расточительное отношение к ресурсам;

Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:

А) ухудшение среды обитания человека;

Б) грубые механические приёмы земледелия;

В) нерациональное использование ресурсов;

Г) исчезновение многих видов животных и растений;

Д) потребительское отношение к природе;

Е) увеличение промышленных отходов;

Ж) рост наследственных заболеваний;

( Результаты выполненного задания выставляются в таблицу).

9. Учащимся предлагается обсудить в группе мнения учёных и обосновать выбранный вариант:

Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса.

Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз.

В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире.

Г) Предложите свой вариант

(Выставленный балл может повыситься за счёт предложенной самими учащимися точки зрения).

11. Работа в группах по карточкам:

ЗАДАНИЕ : Что из нижеперечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе:

А) Авария на Чернобыльской АЭС;

В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки;

Г) пересыхание Арала;

Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.

Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы.

Дополнительные баллы получает та группа, которая приведёт больше примеров экологического кризиса и катастрофы (учащимися заполняется таблица)

12. Какой из этого мы можем сделать вывод: учащиеся в группах обсуждают и делают вывод. Вывод записывается в тетрадь: В природе имеются явления, характеризующие как экологический кризис, так и экологическую катастрофу.

13. Предлагаются пути выхода из кризиса:

Решение выхода из экологического кризиса можно найти:

А) отказавшись от использования природных ресурсов;

Б)сокращения промышленного производства;

В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов;

Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе;

Д) предложите свой вариант:

Задание: какой выход видел Д.С.Лихачёв, и согласны ли вы с ним? (идёт обсуждение)

Учащиеся делают вывод о том, что от культуры, в частности, от экологической культуры зависит сохранность природных богатств, без чего жизнь человека немыслима.

15. Изучение нового материала заканчивается словами:

16. Объявляются результаты работы и выставляются отметки по заполненной таблице:


Разработка позволит привести восьмиклассников к новому уровню осмысления экологической проблемы, рассмотреть различные точки зрения на процесс загрязнения в глобальном масштабе.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные: привести восьмиклассников к новому уровню осмысления экологической проблемы, рассмотреть различные точки зрения на процесс загрязнения в глобальном масштабе.

Развивающие: развивать навыки работы в парах, учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, воспитание экологически грамотной личности.

Ход урока.

Работа в парах- готовится развернутый ответ по карточкам.

Проверка знаний по тестам (ноутбук).

2. Вводно-мотивационный этап.

3. Изучение новой темы.

На доске кроме выставки рисунков эпиграф к уроку:

После заполнения таблицы закрепление изученного материала проходит в парах и учащиеся выполняют следующие задания:

Задание №1 Слайд №6

Установите причинно-следственные связи процессов и явлений.

План-конспект урока по обществознанию по теме У роковой черты

А) увеличение вредных промышленных выбросов

Б) производство экологически грязных продуктов

В) накопление вредных веществ в культурных растениях

Г) нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека

Д) возникновение болезней

Е) загрязнение воздушного бассейна

Ж) увеличение патологических отклонений у домашнего скота

Задание №2 Слайд №7

Определите причины и последствия экологического кризиса

А) ухудшение среды обитания человека

Б) грубые механические приемы земледелия

В) нерациональное использование ресурсов

Г) исчезновение многих видов растений и животных

Д) потребительское отношение к природе

Е) увеличение промышленных отходов

Ж) рост наследственных заболеваний

приходим к выводу, что только человек может отвести мир от этой черты. Предлагаются различные способы преодоления кризиса, идеи набрасываются в корзину идей на доске и выбираются более правильные и осуществимые. Учитель дополняет и исправляет ответы детей, если в этом есть необходимость.

На следующем этапе урока учащиеся изучают документы, которые защищают окружающую среду и делают вывод, что если человек не может защитить природу, на ее защиту становится закон.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе

Сергеенко Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания

Образовательные: привести восьмиклассников к новому уровню осмысления экологической проблемы, рассмотреть различные точки зрения на процесс загрязнения в глобальном масштабе.

Развивающие: развивать навыки работы в парах, учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, воспитание экологически грамотной личности.

Работа в парах- готовится развернутый ответ по карточкам.

Проверка знаний по тестам ( ноутбук).

Изучение новой темы.

На доске кроме выставки рисунков эпиграф к уроку:

Проявления экологического кризиса

Последствия экологического кризиса

1.Сокращение территорий, занимаемых лесами

2.Загрязнение атмосферы, почв, мирового океана

4.исчезновение многих видов растений, животных

6. Истощение природных ресурсов

После заполнения таблицы закрепление изученного материала проходит в парах и учащиеся выполняют следующие задания:

Задание №1 Слайд №6

Установите причинно-следственные связи процессов и явлений

А)увеличение вредных промышленных выбросов

Б)производство экологически грязных продуктов

В)накопление вредных веществ в культурных растениях

Г)нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека

Е)загрязнение воздушного бассейна

Ж)увеличение патологических отклонений у домашнего скота

Задание №2 Слайд №7

Определите причины и последствия экологического кризиса

А)ухудшение среды обитания человека

Б)грубые механические приемы земледелия

В)нерациональное использование ресурсов

Г)исчезновение многих видов растений и животных

Д)потребительское отношение к природе

Е)увеличение промышленных отходов

Ж)рост наследственных заболеваний

( Слайд №8,9, 10,11)

приходим к выводу, что только человек может отвести мир от этой черты. Предлагаются различные способы преодоления кризиса, идеи набрасываются в корзину идей на доске и выбираются более правильные и осуществимые. Учитель дополняет и исправляет ответы детей, если в этом есть необходимость.

На следующем этапе урока учащиеся изучают документы, которые защищают окружающую среду и делают вывод, что если человек не может защитить природу, на ее защиту становится закон.

Робота с источниками – документами, законами РФ, выдержками из Конституции РФ.

Вывод, что в экологическом кризисе виноват сам человек, и пока он этого не поймет, кризис может перерасти в катастрофу. Обсуждался эпиграф урока.

4.Закрепление изученного материала

Читайте также: