Конспект урока тютчев есть в осени первоначальной 3 класс 21 век

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

Предмет: литературное чтение

Учитель: Зуймонова Рита Руслановна

Класс : 3

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;

Образовательные:
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);


I. Этап актуализации знаний.


II. Введение в тему урока.

- Ребята, вы догадались, на какую тему мы будем говорить сегодня?

- Осень! Сколько ярких красок принесла она с собой. Сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько художественных и музыкальных произведений. И как красиво рисуют осень поэты! Один из них -Тютчев Фёдор Иванович. Нарисуем образ русской природы, которую хотел нам показать поэт при помощи ритма и рифмы лирического пейзажного стихотворения "Есть в осени первоначальной. " и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремился передать автор этих строк. Что он чувствовал, что он видел? Но для начала мы познакомимся с личностью поэта и с историей создания стихотворения.

III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.

Словарная работа.
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?


Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.

Чтение и анализ стихотворения.

а) Чтение первой строфы учениками.
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный , I
И лучезарны вечера. II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают ключевые слова (логическое ударение), выделяют паузы.

б) Работа в парах. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).

в) Чтение второй строфы учениками.
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом ключевые слова (логическое ударение), выделяют паузы).

г) Чтение третьей строфы.
Пустеет воздух , I птиц не слышно боле , I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. II

- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто все).
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? (Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле).
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье лето).

IV . Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как интерпретация авторского замысла.

1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником. (Способ чтения выбирают дети.)

- В каком темпе его следует читать? ( Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно).
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

- Оцените свою работу на уроке:

если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево;

если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек ;

если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.

2.Обучать правильному чтению стихов.

3.Развивать память, речь, мышление, творческие способности, самостоятельность детей.

4.Формировать умения анализировать стихотворение.

5.Воспитывать любовь к природе.

Введение в тему урока.

- Изучение какого раздела мы закончили?

-Какое произведение вам больше всего понравилось? Чем?

Ахматова Анна Андреевна

Бальмонт Константин Дмитриевич

Блок Александр Александрович

Бунин Иван Алексеевич

Есенин Сергей Александрович

Крылов Иван Андреевич

Лермонтов Михаил Юрьевич

Майков Аполлон Николаевич

Некрасов Николай Алексеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Тютчев Фёдор Иванович

Фет Афанасий Афанасьевич

- Что объединяет все эти фамилии? Поэты 19-20 века

III .Определение темы урока,

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать раздел.

Найдите его название в учебнике. С 122

Итак, 1-е произведение нового раздела….

- Кто знает полное ФИО автора?

Сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.

Просмотр и прослушивание клипа на стих-е.

- Кому понравилось стихотворение?

- Какой увидел осень поэт Ф.Тютчев?

- Прочитайте его сам-но.

1. Первичное чтение ситих-я детьми

2. Словарная работа

- Какие слова были непонятны?

Борозда, лазурь., серп. Уч с 123

Серп- это ручное орудие, изогнутое полукругом мелко зазубренный нож, для срезания злаковых с корня.

2. Восприятие после прочитанного.

- Как вы думаете, нравится ли поэту осень? Докажите.

- Как говорит поэт о ней в первом четверостишии? Дивная пора

(удивительная, прекрасная, восхитительная)

-С чем автор сравнивает дни осени? С хрусталем

- Что такое хрусталь?

(Воздух прозрачен, чист, что видно далеко-далеко. На небе нет облаков.)

-Как поэт называет вечера? Лучезарны

(Красиво заходящее солнце, все сверкает и сияет)

- Ребята, поэт в этой строфе употребил эпитеты.

РАБОТА С КНИГОЧЕЕМ ( эпитеты)

- Эпитеты - это слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос какой?

- Дополните запись на доске. ( дивная, хрустальный, лучезарны)…-эпитеты.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Как вы думаете, почему стоит многоточие в конце строфы? (поэт может бесконечно говорить об этой дивной поре)

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?

(первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны)

- Прочитайте друг другу это четверостишие, выделяя голосом важные слова.

1 человек прочитает вслух.

3. Прочитайте вполголоса вторую строфу стихотворения.

4. Восприятие после прочитанного

- Каким выглядит поле осенью?

(он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезали колоски)

(отдыхает, с нее все убрали)

- Какой литературный прием использует автор в этой строфе? (олицетворение)

- Вспомните, что такое олицетворение? Затрудняетесь, обратитесь к книгочею.

- Найдите олицетворение и прочитайте. ( серп гулял, на праздной борозде)

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?

(гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит)

5.Третью строфу стихотворения прочитайте про себя.

- О каких признаках осени еще говорит поэт?

- Что такое лазурь? (появляется карточка ЛАЗУРЬ)

(светло-синий цвет, синева)

- Почему поэт назвал поле отдыхающим?

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении вы бы выделили голосом?

(воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее)

- Какие чувства вызывает у поэта картина первоначальной осени? Подчеркните.

(радость, спокойствие, изумление, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение)

- Отчего ему радостно?

(Радостно от того, что он видит вокруг. Поэт испытывает чувство изумления, восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающая осень сменяет уходящее лето.

- А отчего ему грустно?

(а грустно – от сознания, что все скоро пройдет, что впереди зимние холодные метели)

- Как называют поэта, передающего в своих произведениях свои чувства? Лирик

- Изображение природы? Пейзаж

Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)

- Прочитайте самостоятельно ещё одно стих-е Тютчева на с 124

РАБОТА В ГРУППАХ.

- Сколько строф в стихотворении? __________

- Как называется каждая строфа в стихотворении? Для верного ответа сначала сосчитайте количество строк в каждой строфе. ______________________________

Найдите в стихотворении олицетворения.

Подчеркните слова, которые необходимо выделить голосом для правильного восприятия лирического текста.

Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Обобщение учителя.

- Ребята, это стихотворение не имеет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке. Как бы вы его назвали?

Учитель: Любил поэт золотую осень. Украшает осень деревья и травы в золото и багрянец. Устраивает праздник лесам и полям, чтобы порадовались они ясному небу и теплому солнышку перед холодной и долгой зимой. Но боготворили осень не только поэты, осень очаровала и художников.

- Посмотрите на репродукцию картины И. Шишкина и скажите: что общего вы находите в изображении осени поэтами и художниками? Слайд 9

- Назовите названия произведений, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Учитель: Мустафина Е.В.

личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

регулятивные УУД - развивать навыки контроля и самоконтроля.

Осваемые понятия: (новые слова, термины): эпитет, олицетворение.

Оборудование и дидактический материал:

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс – М.: Вентана-Граф, 2015.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Компьютерная презентация урока.

Выставка книг стихов русских поэтов.

Рабочий лист учащихся.

Организационный момент

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ:

Вы учите их – они учат вас!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

Учитель. Сегодня вы познакомитесь еще с одним стихотворением об осени. Осень… она действительно разнообразна. Об этом писали многие русские поэты.

- Ребята, вспомните какие стихотворения об осени вы уже знаете?

(чтение учащимися нескольких стихотворений наизусть).

- Давайте назовем приметы осени. (Листья желтеют, солнце светит, но не греет, дни стали короче, птицы готовятся к отлету и т.д.)

- А теперь, обратите внимание как это время года изобразили наши учащиеся в рисунках.

Вывод: Осень разноцветная, роскошная, богатая на краски и дары. Художники называют ее золотой. Если внимательно всмотреться в это время года, то можно придти к выводу:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Знакомство с новым материалом.

Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Презентация биографии поэта. (работа учащейся Мустафиной В.)

Знакомство с текстом.

Сейчас мы окунемся в это изумительное красивое время года и послушаем удивительное стихотворение.

Просмотр учебного фильма.

Учитель. Ребята, какие чувства у вас вызвал этот фильм?

- С помощью каких дополнительных выразительных средств передается настроение произведения?

Первичное чтение учащимися.

- Прочитайте самостоятельно. Найдите незнакомые слова или выражения.

Работа со словарем.

- Предлагаю вам поработать с заданием №1 в парах. В какие из предложенных объяснений значений слов являются, по вашему мнению, правильным?

Рабочий лист учащегося:

Объясните значение слов:

1) углубление (канавка) между грядами; след от плуга;

2) длинная узкая лента;

3) светло-синий, небесный цвет.

Проверка выполненного задания. Слайд 4

Введение понятий – эпитет, олицетворение.

- Ребята, давайте познакомимся с новыми для нас понятиями, такими как: эпитет и олицетворение. Слайд 5.

Анализ произведения.

Чтение третьей строфы.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. II
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик:
- теперь уж пусто все.
Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору?
Ученик:
- Бабье лето.

Работа над выразительностью чтения.

- А сейчас ребята мы научимся выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы. Для этого возьмите рабочий лист и простым карандашом проставьте логические паузы: / - короткая, // - длинная.

- Прочтите это стихотворение в группах, выберите лучшего чтеца группы.

Конкурс чтецов.

- Чье чтение, вам понравилось? Обоснуйте свою точку зрения.

Самостоятельная работа.

- В рабочих листах выполните по выбору задание №2 или №3, подчеркнув правильный ответ.

Какое настроение поэта вы почувствовали?

спокойное, задумчивое

Какие чувства передает это стихотворение?

любование, восхищение

Подведение итога урока.

- Итак, ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое время года описывает поэт?

- Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.


    Обогатить представления о понятиях: стихотворная строка (стих) строфа (двустишие, трёхстишие, четверостишие и т.д.), рифма, ритм стиха; учить различать темп и тон стиха, указывать паузы, выделять логические ударения; учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли лирического героя); отрабатывать навык выразительного чтения (ставить перед собой задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом эпитет, сравнения, олицетворения) и умение оценить своё чтение.

Различать стихотворные строки и строфы, выделять логические ударения в строке, указывать паузы в строфе

Читайте также: