Конспект урока тургенев русский язык

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: выяснить особенности жанра стихотворений в прозе.

Регулятивные УУД

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Познавательные УУД

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

находить в тексте требуемую информацию

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста

резюмировать главную идею текста

Коммуникативные УУД

определять возможные роли в совместной деятельности

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

выделять общую точку зрения в дискуссии

I. Стадия вызова (слайд 1).

1) И.С. Тургенев родился в Орле в 1818 году в старинной дворянской семье.

2) В детстве Тургенев был окружен материнской заботой и её горячей любовью.

3) В детстве будущего писателя ужаснули картины насилия и произвола, и мальчик дал себе клятву никогда не поднимать ни на кого руку.

7) Так как Тургенев долгое время был за границей и знал отлично несколько иностранных языков, он писал свои произведения на английском языке.

8) Тургенев является создателем не только прозаических произведений, но стихов.

Проверка (слайд 1 – по щелчку). Объяснение ошибок.

- Посмотрите на слайд (слайд 2). Прочитаем произведение Тургенева, записанное в первой колонке.

Утро туманное, утро седое.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

- Это стихотворение или проза? Как определили? (это стихотворение, так как в нём есть рифма и автор выражает свои чувства)

- А теперь прочитаем произведение из второй колонки, которое тоже принадлежит Тургеневу (слайд 2 – по щелчку).

Утро туманное, утро седое.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- А это стихотворение или проза? Почему вы так думаете?

- Второе произведение, ребята, - это тоже стихотворение, но в прозе.

3. Сформулируйте тему урока. (Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. – запись в тетрадь) – слайд 3.

- Что мы знаем по теме нашего урока? (Мы знаем, кто такой Тургенев, по отдельности знаем, что такое стихотворение, что такое проза)

- Правильно, а какова наша цель? (Узнать, что такое стихотворения в прозе) – слайд 3 – по щелчку.

- Что нужно сделать, чтобы достичь цели? (1. Прочитать стихотворения в прозе; 2. Определить их тему, основную мысль, художественные средства. 3. Сделать вывод об особенностях стихотворений в прозе)

II. Стадия осмысления.

1. История создания стихотворений в прозе (слайд 4).

2. Анализ предисловия (слайд 5).

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…

- Значение каких слов вам непонятно?

- Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? Почему? (каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл)

- Сам автор не говорит о причине этих тягостных раздумий. Помочь в этом может дата написания стихотворения – 1882 г. 80-ые годы 19 века - тяжёлые и тёмные времена для России. Это годы смуты (беспокойства в обществе), путаницы в умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство царя Александра II. Тургенев сомневался в правильности действий интеллигенции. А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражена в стихотворении.

- Какова тема стихотворения? (запись в тетрадь: тема – русский язык)

- Сколько в стихотворении предложений? Какие они? Почему именно такие предложения использует Тургенев? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное. Восклицательные предложения передают взволнованность, гордость, торжественность речи)- слайд 7.

- Какую метафору использует Тургенев? Для чего? (язык – надежда и опора, она подчёркивает значение языка для человека) – слайд 9.

- Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык)

4. Работа в группах.

1 группа – слайд 10 – 11.

Посмотрите, какое по объему это стихотворение.

2 группа – слайд 12 – 13.

Выражает ли свои чувства писатель?

3 группа – слайд 14 – 15.

Сделайте вывод об одном из признаков жанра стихотворений в прозе.

5. Озвучивание выводов (слайд 15).

1) Небольшое по объему произведение.

2) Делится на абзацы.

4) Обращение к чувствам, переживаниям.

5) Нет ритма и рифмы.

- Почему же миниатюры Тургенева названы стихотворениями? (Главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя)

- Сформулируйте определение этого жанра.

- Проверьте по учебнику, стр. 244.

- Запишите определение в тетрадь.

- Докажите, что данная миниатюра обладает чертами стихотворения в прозе (слайд 16).

1) Лексическая работа (слайд 17).

Призреть – устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание.

Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство.

Убогий – крайне бедный, нищенский.

Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России.

- Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?

- По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)

- Какой приём использует автор в стихотворении и с какой целью? (Приём противопоставления героев. Писатель, утверждает нравственное превосходство простых людей над господами)

- Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов, и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей)

- Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, говоря о богаче Ротшильде? С какой целью? (“Хвалю и умиляюсь” – оценка действий богача).

- А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено?

- Так о чём это стихотворение в прозе? (о милосердии, любви к обездоленным)

- Какова его основная мысль? (В обездоленном, нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души)

III. Стадия рефлексии.

1. Продолжите фразу: (слайд 18)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель русского языка и литературы

г. Ак-Довурак , 2019г

- образовательные: совершенствование навыка осознанного правильного чтения; формирование умения работать с текстом;

- развивающие: развитие навыка анализа лирического произведения;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения;

- воспитательные: формирование чувства уважения к русскому языку, любви к родному языку, к родине.

Опережающие задания:

2. Подобрать высказывания о русском и родном языках.

3. Объяснить значение непонятных слов.

Оборудование:

Словарная работа: тягостных, не впасть в отчаяние, патриотизм.

Эпиграфы к уроку:

Нет счастья вне Родины,

каждый пускает корни свои в родную землю.

Где родился, там и пригодился.

( Обращаем внимание на первый эпиграф.Постановка проблемного вопроса.)

- Что включает в себя понятие Родина?

- Что же такое стихотворение в прозе?

3.Стихотворение в прозе – это один из видов лирических произведений в прозаической форме, в котором автор выражает свои мысли и чувства.

И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр.

Он считается непревзойденным мастером жанра стихотворений в прозе, которые начал писать в 1878 году и создавал в течение пяти лет (с 1878 по 1882 год). Стихи были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и близких друзей.

4.Анализ стихотворения.

И. Тургенев. Русский язык.
Во дни сомнений,во дни тягостных раздумийо судьбах моей родины,-
ты один мне поддержка и опора,о великий, могучий,правдивый и свободный
Русский язык!Не будь тебя -как не впасть в отчаяниепри виде всего,что совершается дома?Но нельзя верить,чтобы такой языкне был дан великому народу!

- Какова основная мысль этого стихотворения?

- Какое чувство стремится передать автор?

- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации?

- О чем это говорит?

- Русский язык был помощником и опорой в трудные минуты жизни не только для каждого человека, но и для всего народа.

- Это подтверждаетистория, произошедшая в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:

" Шла Великая Отечественная война.

Захватив деревню, немцы зверствовали: люди боялись выходить и днем, и ночью, общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Учительница местной школы пошла к коменданту и предложила открыть школу, создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом горько пожалел.

Учительница возобновила работу школьного музея. Каждый день туда приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность-люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат:

" Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора,о великий, могучий,правдивый и свободныйРусский язык! " Именно эти строки помогли выстоять в годы войны.

- Как поэт характеризует русский язык?

ВЕЛИКИЙМОГУЧИЙ ПРАВДИВЫЙ СВОБОДНЫЙ

Это ключевые слова.(Запись в тетрадь).

- Вторая часть стихотворения о чём?

Русский язык помогает не впасть в отчаяние.

- Какой риторический вопрос задаёт автор?

Не будь тебя, как не впасть в отчаяниепри виде всего,что совершается дома?

- Что говорит о народе?

ВЕЛИКИЙ народ

- Каков финал стихотворения?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Чем проникнуто это стихотворение? (Стихотворение Тургенева проникнуто патриотизмом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык).

- Что же значит для Тургенева Родина? (Ученики формулируют его.)

РОДИНА - ВЕЛИКИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК,

ВЕЛИКИЙ НАРОД,ТРАДИЦИИ,ЗЕМЛЯ,

ТРУД НА ЗЕМЛЕ,СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ.

5. - Так мыслил не только великий русский писатель И.С. Тургенев, но и наш земляк Антон Уержаа о родном языке.

(внимание переключаем на второй эпиграф).

В своих произведениях Антон Уержаа прославляет восхитительную красоту своей малой родины, подчеркивает важность знания родного языка

, но при этом он говорит о том, что уважает языки других народов. Родной язык у Антона Уержаанеразрывно связан с природой родного края.

Иедылым.

Арга-эзимаялгазын,

Агымсугнуӊ шулураажын,

Оът-сигенсымыраныын,

Оолдугэликогурарын,

Чуулганкөшкедиңмирээрин,

Шуурганхаттыңулуурун-даа,

Дыңнап, билипчоруурумга,

Тывалап-ла турарбоор-дур.

Кандыг-даадылмеңээдөмей,

Кандыызын-даахүндүлээр мен.

Ынчалза-даатөрээндылым –

Ыдыкшылдыгкызылтыным.

Ийихарлыгчажымдан-на

Иеммеңээайтыпберген

Игилырысагындырар

Иедылымындыгкончуг…

Мөңгекижичоруурэвес,

Мөңгедыжымкөребээр мен…

Айдыңдүнекырыморта

Айлаң-кушкашырлай-ла бээр:

Дыннап, билипчыдарымга,

Тывалап-ла орарбоор он.

Рефлексия: Вы должны были дома приготовить высказывания о русском и родном языках. Познакомившись сегодня на уроке произведениями И.С. Тургенева и Антона Уержаа, к какому выводу можем прийти? Что дает нам знание русского языка? Достаточно ли мы знаем свой родной язык?

Любовь к Родине начинается с малого - душой и сердцем сказанного доброго слова, истории страны: прошлого, настоящего и будущего,традиций народа, языка.Надо только помнить, кто мы такие и где наши корни. Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком, как это делали мастера слова: И. С. Тургенев и Антон Уержаа.

6. Домашнее задание.

Написать мини- сочинение о значении русском языке в жизни человека. (для сильных учеников)

Да, это слова анто нимы, и сочетание их каж ется невоз можным.

Мы со стихами в прозе еще незнако мы. Как вам каж ется, они будут

по объему больше или мень ше чисто пр озаических про изведений?

Раз это стихотвор ения, то они полны переж иваний, личных

ощущений и не мо гут быть так велики, как повесть или ро ман. Это

Последние годы жиз ни, будучи больным, тоскуя по России,

писатель прово дит во Франции. С1 878 года о н стал создавать

речь со стихотвор ной, создать особый ж анр дневника. В э том

лирическом дневнике соед инились радо стные и грустные

воспоминания о п рошлом, размышления о ж изни и смерти, любви и

Сначала свои раз мышления Тургенев наз ывает «Старческими

Итак , 1882год. Франция , лето, июнь месяц. Писате ль тяжело болен ,

он понимает, что Россию, Спасское он бо льше не увидит никог да.

Стихотворение написа но в1882 году. Почему имен но в это время

писатель особенн о много и мучительно думает о Ро ссии?

Объясняет ли авт ор причину тягостных раз думий о р одине? А вам

80 –е годы 19 века были неспоко йным временем для России. Это

революционеров , сгущающейся смут ы в умах. Оторванны й от

России тяжелым недуго м , Тург енев мучительно сом невался в

правильности действий инт еллигенции и наро днической молодежи.

Убийство Алекса ндра 2 и казнь уб ийц произвели на него тягостное

впечатление. 13 я нваря 1883 год а писатель заносит в дневник: «У

- Почему же писатель го рячо верит в великое б удущее народа?

Не может народ, име ющий такую культуру, такой язык, не быть

великим. А если наро д велик, то и буду щее у народа должно бы ть

«Я никогда ни од ной строчки в жи зни не напечатал не на

русском языке, в про тивном случае я б ыл бы не художник…

Как это можно писать на чужом языке, ког да и на своем - то , н а

«Берегите чистоту яз ыка как святыню. Никог да не употребляйте

иностранных слов. Русский язык так бо г ат и гибок, что нам

«Берегите наш яз ык. Наш прекрасный русский язык. Это т клад,

это достояние, пе реданное нам на шими предшественника ми…

Обращайтесь поч тительно с этим мог ущественным ор удием; в

Давайте попробу ем проанализиро вать это стихотвор ение вместе

Это стихотворение о русском языке. Основная мысль заключается в следующих

Автор хотел показать читателям свою любовь к русскому народу, его языку.

Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит, писатель верит

Для этого он использует такие изобразительно - выразительные средства, как

Его стихотворение очень эмоционально. Об этом говорят два восклицательных и

3. Обобщени е: Назовите характерны е признаки стихотво рения в прозе :

Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения ,

напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные

Класс делится на группы по 6 человек и получает задание проанализировать стихи: « Два

II. Домашнее задание.

Запишите это произведение по памяти. Постарайтесь, чтобы ваша запись была каллиграфически красивой и четкой.

III. Определение литературного жанра.

Вы записали произведение художественной литературы. Попробуем определить литературный жанр этого произведения. К какому роду литературы оно относится: к лирике или эпосу? (Лирика выражает чувства и переживания поэта; эпос изображает события, людей, их действия и поступки. В этом произведении выражены чувства и мысли – значит, это – лирическое произведение.)
Найдите слова, указывающие на лирического героя, к какой части речи они относятся? (На лирического героя указывают притяжательное местоимение – моей, личное местоимение – мне.)
В чем необычность этого лирического произведения? (Оно написано не в стихотворной, а в прозаической форме.)
Действительно, перед нами произведение весьма необычной жанровой формы – стихотворение в прозе.
Попытаемся понять всю глубину мыслей и чувств, выраженных в этом стихотворении. И в этом вам помогут знания, которые вы получили на уроках русского языка и риторики.

IV. Определение риторического жанра. Работа с лексикой.

Задумаемся над риторическим жанром этого произведения. Можно ли сказать, что данное произведение И.С. Тургенева является похвальным словом? Почему?
Фиксация первичных впечатлений учащихся:
И.С. Тургенев – патриот, он любит свою родину. Автор хвалит русский язык, поэтому это – похвальное слово .
А не кажется ли вам, что для похвального слова этот текст слишком грустно начинается?
Закрасьте синим маркером слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым маркером – слова с положительной эмоциональной окраской.
Назовите слова, в которых отражены отрицательные эмоции. Как вы понимаете их значение?

Работа со словарем.

Сомнение – неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-, что-н.

Тягостный – трудный, обременительный, мучительно неприятный.

Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.

Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения в прозе?

Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе родины.)

Литературно-историческая справка

Это стихотворение в прозе написано И.С. Тургеневым в 1882 году. Изучая историю России в старших классах, вы узнаете, что 80-е годы XIX века – это годы зарождения русского капитализма, годы активных действий террористов-революционеров, годы смуты в умах, когда утрачивались прежние ценности.

V. Работа с текстом.

Подумайте: какой тип речи использован в этом произведении (описание, повествование, рассуждение)? Почему? Каково строение текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Прочитайте предложение, в котором содержится тезис высказывания. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, подчеркните грамматическую основу.

(1-е предложение – повествовательное, так как в нем содержится утверждение, грамматическая основа – ты поддержка и опора. Это предложение восклицательное. Очевидно, высказанное утверждение не оставляет автора равнодушным, вызывает у него сильные чувства.)

Чем осложнено предложение? Как вы можете объяснить постановку тире в этом предложении?

(Предложение осложнено обращением и однородными членами. Тире как бы разделяет предложение на две части, противопоставляя их: первая часть синяя, в ней ряд однородных членов с отрицательной эмоциональной окраской, вторая – зеленая, в ней однородные сказуемые и однородные определения – это слова с положительной окраской.)

Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих определений-эпитетов?

Работа со словарем:

Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

Могучий – мощный, сильный.

Правдивый – 1. Содержащий, выражающий правду. 2. Любящий говорить правду, стремящийся к правде.

Свободный – пользующийся свободой (отсутствием стеснений и ограничений).

На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами похвальное слово русскому языку?

(Использование личного местоимения ты по отношению к неодушевленному предмету (явлению), обращение к языку и однородные определения, содержащие положительную эмоциональную окраску, позволяют утверждать, что перед нами похвальное слово.)

Назовите предложение, в котором содержатся доказательство, аргументы. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске. Подчеркните грамматические основы. Объясните пунктуацию в этом предложении.

Прочитайте последнее предложение. Как оно связано с предыдущим? К какому выводу приходит лирический герой? Охарактеризуйте последнее предложение.

(Последнее предложение связано с предыдущим с помощью союза но, имеющего противительное значение. Это предложение по цели высказывания повествовательное, в нем автор вновь высказывает утверждение. Это предложение сложное, сложноподчиненное, грамматическая основа главного предложения – нельзя верить, придаточного – язык не был дан. Утверждение мысли в нем выражено путем двойного отрицания. Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор.)

Какие чувства выражены в этом предложении?

(Это предложение по эмоциональной окраске восклицательное. Оно окрашено зеленым цветом – это слова верить, великому народу, а также указательное местоимение таким, в котором как бы объединены все определения-эпитеты, относящиеся к русскому языку. Чувства гордости и восхищения выражают эти слова.)

VI. Подведение итогов работы.

Как развивалась мысль автора в произведении? Каким было движение чувств лирического героя? Была ли работа, проведенная на уроке, полезна для вас, помогла ли она глубже понять стихотворение в прозе И.С. Тургенева, посвященное родному языку?

Движение чувств: от сомнения, отсутствия веры – через отчаяние, ощущение безвыходности – к убежденности и вере, гордости и восхищению.)

VII. Домашнее задание (к уроку риторики, по выбору).

Читайте также: